Научная статья на тему 'СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ СРЕДА / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилик М.В.

В статье представлены результаты исследования по разработке и обоснованию интегрированной физкультурно-спортивной среды в физическом воспитании студентов. Представлена методика создания интегрированной физкультурно-спортивной среды в учреждении высшего образования, раскрыта последовательная реализация ее этапов: аналитического, базового и оценочного. Представлены инновационные преобразования в системе физического воспитания студентов на основе принципиально новых подходов к организации занятий физической культурой. В статье отражены результаты физического воспитания студентов в интегрированной физкультурно-спортивной среде на основе анализа эффективности физического воспитания студентов. Это выражается в изменении показателей физической подготовленности экспериментальных групп девушек ЭГ/д и юношей ЭГ/ю и контрольных групп юношей КГ/ю и девушек КГ/д; результатов динамики уровня физической подготовленности экспериментальных групп и контрольных групп, полученных в ходе педагогического эксперимента. Раскрыты структурные возможности физкультурно-спортивной среды, которые характеризуются взаимосвязями между имеющейся материально-технической базой и спортивным оборудованием, кадровым потенциалом и корпоративной культурой УВО, видами и формами организации физкультурно-спортивной деятельности, программно-методическим обеспечением образовательного процесса и педагогическим контролем, сложившимися традициями и отношениями студентов, что обеспечивает комплекс возможностей для развития личности и удовлетворения их личностных потребностей. Раскрыты условия физкультурно-спортивной среды к проявлению способностей студентов в избранных ими видах физкультурно-спортивной деятельности для физического самовоспитания, саморазвития и самореализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CREATION OF AN INTEGRATED PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ENVIRONMENT IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION

The article presents the results of a study on the development and justification of an integrated physical culture and sports environment in the physical education of students. The methodology for creating an integrated physical culture and sports environment in a higher education institution is presented, the consistent implementation of its stages is disclosed: analytical, basic and evaluative. Innovative transformations in the system of physical education of students are presented on the basis of fundamentally new approaches to the organization of physical education classes. The article reflects the results of physical education of students in an integrated physical culture and sports environment based on: analysis of the effectiveness of physical education of students, which is expressed in the changes in the indicators of physical fitness of the experimental groups of female students from the EG/f and male students from the EG/m and control groups of male students from the CG/m and female students from the CG/f; the results of the dynamics of the level of physical fitness of the experimental groups and control groups obtained in the course of the pedagogical experiment. The structural prospects of the physical culture and sports environment are revealed, which are characterized by the interaction between the existing material and technical foundations and sports equipment, staff potential and corporate culture of HEIs, types and forms of organization of physical culture and sports activities, software and methodological support of the educational process and pedagogical supervision, established traditions and relations between students, which provides a set of opportunities for personal development and satisfaction of their personal needs. The conditions of the physical culture and sports environment for the manifestation of the abilities of students in their specific types of physical culture and sports activities chosen for pursuing physical self-education, self-development and self-realization are presented in the article.

Текст научной работы на тему «СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 796.011

М.В. ГАВРИЛИК, канд. пед. наук доцент кафедры физической культуры и спорта Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Статья поступила 5 октября 2022 г.

СОЗДАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ СРЕДЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ

В статье представлены результаты исследования по разработке и обоснованию интегрированной физкультурно-спортивной среды в физическом воспитании студентов. Представлена методика создания интегрированной физкультурно-спортивной среды в учреждении высшего образования, раскрыта последовательная реализация ее этапов: аналитического, базового и оценочного. Представлены инновационные преобразования в системе физического воспитания студентов на основе принципиально новых подходов к организации занятий физической культурой. В статье отражены результаты физического воспитания студентов в интегрированной физкультурно-спортивной среде на основе анализа эффективности физического воспитания студентов. Это выражается в изменении показателей физической подготовленности экспериментальных групп девушек ЭГ/д и юношей ЭГ/ю и контрольных групп юношей КГ/ю и девушек КГ/д; результатов динамики уровня физической подготовленности экспериментальных групп и контрольных групп, полученных в ходе педагогического эксперимента. Раскрыты структурные возможности физ-культурно-спортивной среды, которые характеризуются взаимосвязями между имеющейся материально-технической базой и спортивным оборудованием, кадровым потенциалом и корпоративной культурой УВО, видами и формами организации физкультурно-спортивной деятельности, программно-методическим обеспечением образовательного процесса и педагогическим контролем, сложившимися традициями и отношениями студентов, что обеспечивает комплекс возможностей для развития личности и удовлетворения их личностных потребностей. Раскрыты условия физкультурно-спортивной среды к проявлению способностей студентов в избранных ими видах физкультурно-спортивной деятельности для физического самовоспитания, саморазвития и самореализации.

Ключевые слова: методика, физическое воспитание, интегрированная физкультурно-спортивная среда, физкультурно-спортивная деятельность, физическая культура, физическая подготовленность.

HAURYLIK M.V., PhD in Ped. Sc.,

Associate Professor of the Department of physical culture and sport, Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus

THE CREATION OF AN INTEGRATED PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ENVIRONMENT IN THE EDUCATIONAL INSTITUTION

The article presents the results of a study on the development and justification of an integrated physical culture and sports environment in the physical education of students. The methodology for creating an integrated physical culture and sports environment in a higher education institution is presented, the consistent implementation of its stages is disclosed: analytical, basic and evaluative. Innovative transformations in the system ofphysical education of students are presented on the basis offundamentally new approaches to the organization of physical education classes. The article reflects the results of physical

education of students in an integrated physical culture and sports environment based on: analysis of the effectiveness of physical education of students, which is expressed in the changes in the indicators of physical fitness of the experimental groups of female students from the EG/f and male students from the EG/m and control groups of male students from the CG/m and female students from the CG/f; the results of the dynamics of the level ofphysical fitness of the experimental groups and control groups obtained in the course of the pedagogical experiment. The structural prospects of the physical culture and sports environment are revealed, which are characterized by the interaction between the existing material and technical foundations and sports equipment, staff potential and corporate culture of HEIs, types and forms of organization of physical culture and sports activities, software and methodological support of the educational process and pedagogical supervision, established traditions and relations between students, which provides a set of opportunities for personal development and satisfaction of their personal needs. The conditions of the physical culture and sports environment for the manifestation of the abilities of students in their specific types of physical culture and sports activities chosen for pursuing physical self-education, self-development and self-realization are presented in the article.

Keywords: methodology, physical education, integrated physical culture and sports environment, physical culture and sports activity, physical culture; physical fitness.

В настоящее время в системе образования Республики Беларусь происходят фундаментальные преобразования, связанные с модернизацией кодекса об образовании и переходом на новые образовательные стандарты высшего образования, которые обусловлены конкретизацией целей и задач, ценностей, качеством подготовки специалистов, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию и инновационным концептуальным подходам, в том числе и в организации физического воспитания студентов [1]. Учреждения высшего образования (далее - УВО) призваны содействовать эффективности образования специалистов различного профиля, формирования у них физической культуры личности как целеполагаю-щей установки государственного образовательного стандарта.

С переходом на новые образовательные стандарты высшего образования созданы предпосылки для модернизации физического воспитания за счет интеграции инновационных форм, средств, методов, технологий в сферу физического воспитания студентов, что предполагает востребованные современностью инновации и преобразование образовательного процесса. Физкультурно-спортивная деятельность студента в современных условиях требует разработки новых методик физического воспитания, направленных на самореализацию личности с учетом потребностей, мотивов, интересов, ценностей, т.е. ведущих стимулов активной жиз-

ни. Это может произойти и за счет изменений социальных, педагогических взглядов на организацию и управление образовательным процессом, что обусловлено различными, не всегда позитивными тенденциями в молодежной среде: снижением уровня физического здоровья и двигательной активности студентов, отсутствием у них осознанного стремления к занятиям физической культурой и спортом [2].

Инновационные преобразования в системе физического воспитания студентов на основе принципиально новых подходов к организации занятий физической культурой и спортом подчеркивают многие ученые (В.А. Ко-леда, В.К. Бальсевич, В.И. Загвязинский, В.И. Столяров и др.). В последние годы некоторые авторы (И.В. Манжелей, Н.С. Бутыч, С.И. Филимонова, О.В. Шинкаренко, С.В. Щетинина) качественное улучшение физического воспитания обучающихся связывают с созданием физкультурно-спортивной среды учреждения образования. «Физкультурно-спортивная среда - совокупность различных условий и возможностей физического и духовного формирования и саморазвития личности, содержащихся в природном и социокультурном окружении» [7].

Физическое воспитание в УВО является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста. Физическая культура представлена как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития

личности студента, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство. Законодательно физическое воспитание является обязательным в течение всего периода обучения и осуществляется в форме учебных занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» [3, 4, 5, 6].

Актуальность физической культуры как вида общей культуры обусловлена тем, что она представляет самостоятельную область, специфический процесс деятельности, средство и способ физического совершенствования личности [6, 5]. В то же время физическая культура как отрасль социальной сферы выступает в роли важнейшего фактора формирования человека, ее развитие является одним из обязательных условий экономического роста и обеспечения национальной безопасности страны. В современных социально-экономических условиях важное место занимает совершенствование системы физического воспитания на уровне высшей школы [6].

Целью проведенного исследования являлось теоретико-экспериментальное обоснование эффективности интегрированной физ-культурно-спортивной среды в физическом воспитании студентов.

Организацию интегрированной физкуль-турно-спортивной среды необходимо начинать с осмысления приоритетности и значимости современных образовательных тенденций в данной сфере всеми заинтересованными лицами и подразделениями УВО (про-фессорско-педагогический коллектив кафедры, сотрудники центра физической культуры и спорта, сотрудники учебно-методического, воспитательного отдела, деканатов и ректората). Необходимо изучить состояние физического воспитания в учреждении образования и выработать основные стратегические направления создания ФСС. Совершенствование образовательного процесса необходимо осуществлять на основе планомерного перехода от обязательных форм к физическому самосовершенствованию студентов [6, 5]. Учебные программы занятий при этом необходимо составлять с учетом особенностей мотивационной сферы, физкультурно-

спортивных интересов и физической подготовленности студентов [6, 5].

Компоненты и составляющие интегрированной среды могут меняться в зависимости от материально-технической базы, количества социальных объектов, от целеустремленности и готовности самих субъектов образовательной деятельности повышать собственный воспитательный потенциал.

Интеграция предполагает дифференциацию взаимодействия, которая способствует выравниванию воспитательных возможностей каждого студента, создает условия для формирования индивидуальной среды студента, обеспечивающей его активную физ-культурно-спортивную деятельность.

Организация физкультурно-спортивной среды характеризуется системностью связей между ее элементами, постоянным обогащением среды за счет ресурсного обеспечения, конструктивностью педагогического взаимодействия и личностно значимой активностью студентов [6].

Для достижения поставленной цели одной из главных задач являлась разработка методики создания интегрированной физкультур-но-спортивной среды и обоснование ее эффективности на основе результативности показателей физической культуры студента.

Методика создания интегрированной физ-культурно-спортивной среды предполагает последовательную реализацию трех этапов: аналитического, базового и оценочного.

На первом этапе анализировалось состояние физического воспитания в УВО. Проводился анализ научно-методической литературы и нормативных документов, определялись основные подходы и пути повышения эффективности физического воспитания студентов. Проводилось анкетирование студентов ПолесГУ на предмет изучения удовлетворенности студентов организацией занятий по учебной дисциплине «Физическая культура».

Определено, что социально-

педагогическими условиями повышения эффективности физического воспитания студентов являются: внедрение инновационного подхода в организацию образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура»; изменение содержательной сущности физического воспитания студентов, направленной на раскрытие личностного потенциа-

ла каждого студента, учитывающем их индивидуальные особенности и мотивационно-потребностные установки; реализацию лич-ностно-ориентированного подхода для формирования физической культуры личности через создание в УВО условий для освоения ценностей физической культуры, основанных на построении индивидуальных траекторий физического развития студентов, педагогической поддержке и сопровождении; вариативности выбора видов физкультурно-спортивной деятельности; комплексном применении форм и средств физического воспитания студентов в процессе обучения; соответствии ресурсного (кадрового и материально-технического) обеспечения новым подходам к организации и содержанию физического воспитания в учреждении высшего образования [6].

Установлено, что повышение эффективности физического воспитания связано с удовлетворенностью основных субъектов образования - студентов.

Обозначены негативные факторы, связанные с организацией физического воспитания: отсутствие индивидуального, личностно-ориентированного подхода к студентам, отсутствие выбора вида спорта или вида физической активности во время занятий, излишняя регламентация физического воспитания, выявлены приоритетные для студентов виды

двигательной активности, определены факторы, влияющие на удовлетворенность студентов организацией физического воспитания в УВО. Экспериментальные данные составили основу при определении сущности и содержания физкультурно-спортивной среды УВО [6].

Второй этап определил базовые факторы содержания физкультурно-спортивной среды ПолесГУ.

Разработаны стратегические направления развития физкультурно-спортивной среды ПолесГУ. Разработано содержание интегрированной физкультурно-спортивной среды, предусматривающее вариативность и многообразие форм физического воспитания обучающихся, позволяющих организовывать физкультурно-спортивную деятельность студентов в соответствии с их ценностными ориентациями, личностными интересами и потребностями.

Повышение эффективности физического воспитания обусловлено исследовательским подходом к решению изучаемой проблемы, что дает возможность обосновать средовые факторы и представляет интегрированную физкультурно-спортивную среду как динамическую целостность, в которой создаются условия для гармоничного развития личности студента и его самореализации в физической культуре [1, 3].

Рисунок - Схема методики создания интегрированной физкультурно-спортивной среды

На основе предварительного исследования нами построена модель интегрированной физкультурно-спортивной среды. Модель соответствует сущностным характеристикам физического воспитания студентов и отражает следующие позиции и положения: интегрированная физкультурно-спортивная среда объединяет пространственно-предметную, педагогическую, социальную среды УВО, продуцирует интеграционный эффект воспитания в единый образовательный процесс, выражающийся в содержательно-

технологическом, организационном и дея-тельностном аспектах [2, 3].

Проведен педагогический эксперимент, в рамках которого физическое воспитание студентов в экспериментальных группах осуществлялось по плану реализации модели интегрированной физкультурно-спортивной среды [2, 3].

На третьем этапе определялась эффективность физического воспитания студентов в условиях созданной интегрированной физ-культурно-спортивной среды по динамике показателей физической подготовленности обучающихся. Проводился анализ учебной документации, журналов посещаемости занятий, медицинских справок для определения посещаемости занятий физической культурой в контрольных и экспериментальных группах. Изучена степень влияния пропущенных занятий на физическую подготовленность студентов. Анализировались данные, полученные в ходе педагогического эксперимента, формулировались выводы.

С целью апробации методики создания интегрированной физкультурно-спортивной среды УВО и определения эффективности физического воспитания в данной среде проводился педагогический эксперимент, в котором приняли участие 1078 студентов факультета банковского дела, экономического и биотехнологического факультетов Полесского государственного университета. Длительность эксперимента для всех групп составляла два учебных года. На момент начала эксперимента все участники являлись студентами первого курса.

Участники были распределены по группам с учетом гендерного признака. Количество девушек, принявших участие в эксперименте, составило 760 человек, из которых были сформированы экспериментальная группа 382 человека - ЭГ/д (п=382) и кон-

трольная группа 378 человек - КГ/д (п=378). Количество юношей составило 318 человек, из которых были сформированы экспериментальная группа 163 человека - ЭГ/ю (п=163), и контрольная группа 155 человек - КГ/ю (п=155). На начальном и заключительном этапах эксперимента проводилось исследование уровня физической подготовленности по тестам, предложенным в типовой программе учебной дисциплины «Физическая культура» [3, 4, 5].

Исследование уровня физической подготовленности показало, что на начальном этапе эксперимента значимых различий между юношами ЭГ/ю и КГ/ю не выявлено (р>0,05). После завершения эксперимента имеются достоверно значимые различия в уровне подготовленности ЭГ/ю и КГ/ю (р<0,05). У девушек на начальном этапе эксперимента статистически достоверных различий между ЭГ/д и КГ/д также не выявлено (р>0,05). После завершения эксперимента имеются достоверно значимые различия в уровне физической подготовленности между ЭГ/д и КГ/д (р<0,05). Следовательно, эффективность физического воспитания в условиях реализации экспериментальной методики выразилась в повышении уровня физической подготовленности экспериментальных групп ЭГ/д и ЭГ/ю [5, 6]. Эффективность разработанной методики подтверждается достоверным превышением уровня физической подготовленности студентов экспериментальных групп в сравнении с контрольными группами [6].

Эффективность физического воспитания в созданной интегрированной физкультурно-спортивной среде обусловлена ростом показателей физической подготовленности в экспериментальных группах. Следовательно, можно утверждать, что физическое воспитание студентов в условиях интегрированной физкультурно-спортивной среды позволило повысить его эффективность.

Проведенное исследование является доказательством эффективности специально организованной интегрированной физкультур-но-спортивной среды (далее - ИФСС) в учреждении высшего образования.

Предложенная нами методика создания среды может быть использована в учреждениях высшего и среднего специального образования для совершенствования физического воспитания обучающихся. Результаты иссле-

дования позволяют сформулировать следующие рекомендации.

Создание ИФСС рекомендуется начинать с осмысления приоритетности и значимости современных образовательных тенденций в данной сфере заинтересованными лицами и подразделениями учреждения образования (педагогический коллектив, сотрудники спортивных клубов, сотрудники воспитательного отдела, руководство учреждения образования).

Методика включает последовательную реализацию трех этапов: аналитического, базового и оценочного.

На первом этапе анализируется состояние физического воспитания обучающихся, определяются основные подходы и пути повышения его эффективности. Проводится анкетирование обучающихся, что позволяет выявить социально-педагогические условия повышения его эффективности.

Второй этап определяет стратегические направления развития ИФСС на основе содержания физического воспитания и физ-культурно-спортивной деятельности обучающихся в соответствии с их ценностными ориентациями, личностными интересами и потребностями. На данном этапе разрабатывается модель ИФСС. Построение модели осуществляется в соответствии с пространственно-предметной, педагогической, социальной средой учреждения образования. При этом образовательный процесс и внеаудиторные формы физического воспитания преобразуются в содержательно-технологическом, организационном и дея-тельностном аспектах.

Совершенствование образовательного процесса осуществляется на основе планомерного перехода от обязательных форм к физическому самосовершенствованию обучающихся. Содержание учебных программ и занятий планируется с учетом особенностей мотивационной сферы, физкультурно-спортивных интересов, уровня здоровья и физической подготовленности обучающихся. Компоненты, составляющие ИФСС, могут изменяться в зависимости от материально-технической базы, количества социальных объектов, целеустремленности и готовности самих субъектов образовательной деятельности повышать собственный воспитательный потенциал. Интеграция среды предполагает

дифференциацию взаимодействия, учитывает возможности каждого и создает условия для формирования индивидуальной среды обучающегося в его активной физкультурно-спортивной деятельности [4].

Качественно организованная физкультур-но-спортивная среда обеспечивает комплекс возможностей для развития личности и удовлетворения потребностей обучающихся.

Во-первых, это наличие достаточного количества спортивных сооружений и спортивного инвентаря, отвечающих современным требованиям развития спортивной индустрии, и безопасность их эксплуатации; соответствующий уровень санитарно-гигиенических норм: врачебно-педагогического контроля, медицинского сопровождения, удобной инфраструктуры как в учебных корпусах, так и в общежитиях. Во-вторых, это эмоционально позитивные взаимоотношения в коллективе педагогов и обучающихся, позволяющие сохранить психическое здоровье субъектов образовательного процесса. В-третьих, это творческое использование и разработка педагогами современных оздоровительных технологий в аудиторной и внеаудиторной работе.

Возможности удовлетворения социальных физкультурно-спортивных потребностей предполагают ресурсное обеспечение: высокий уровень организации образовательного процесса по учебной дисциплине «Физическая культура»; применение инновационных технологий оздоровления и спортивной тренировки, в которых критерием успеха выступают индивидуальные достижения обучающихся; современное учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса; целенаправленную организацию спортивно-массовой, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы; социальные контакты, основанные на конструктивном взаимодействии, педагогической поддержке, одобрении, помощи в адаптации и социализации в среде преподавателей, тренеров, обучающихся и спортсменов.

Возможности удовлетворения физкуль-турно-спортивных потребностей могут быть обеспечены физкультурной средой образовательного учреждения при высокой развитости всех ее компонентов (пространственно-предметного, социального и содержательно-технологического), что предполагает такую

ее организацию, при которой все субъекты образовательного процесса могут осуществлять свое личностное развитие (эстетическое, творческое, нравственное, физическое и др.). ИФСС соответствует требованиям времени и находится в постоянном развитии и совершенствовании как открытая педагогическая система для деятельностной самореализации и самоопределения субъектов образовательного процесса, осваивающих ценности физической культуры.

На третьем этапе осуществляется оценка функционирования созданной ИФСС в учреждении образования по показателям динамики физической подготовленности обучающихся и их мотивации к физкультурно-спортивной деятельности.

Список литературы

1. Гаврилик, М. В. Методические основы физического воспитания студентов в интегрированной физкультурно-спортивной среде / М. В. Гаврилик // Мир спорта. -2021. - № 4 (85). - С. 73-78.

2. Гаврилик, М. В. Методика создания интегрированной физкультурно-спортивной среды УВО / М. В. Гаврилик, В. А. Коледа // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. Социально-экономические и общественные науки: педагогика, право, экономика. -Гомель, 2021. - № 5 (128). - С. 14-20.

3. Гаврилик, М. В. Создание интегрированной физкультурно-спортивной среды УВО для повышения эффективности физического воспитания студентов / М. В. Гаврилик // Весшк Палескага дзяржаунага ушверспэта. Серыя грамадсюх i гу-маштарных навук: науч.-практ. Журнал. -Пинск, 2021. - № 2. - С. 47-59.

4. Гаврилик, М. В. Интегрированная физ-культурно-спортивная среда учреждения высшего образования / М. В. Гаврилик // Весшк Палескага дзяржаунага ушверсггэта. Серыя грамадсюх i гу-маштарных навук : науч.-практ. Журнал. -2020. - № 1. - С. 55-61.

5. Гаврилик, М. В. Создание интегрированной физкультурно-спортивной среды, направленной на повышение эффективности физического воспитания студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04

/ М. В. Гаврилик.; БГУФК. - Минск, 2022. - 35 с.

6. Гаврилик, М. В. Создание интегрированной физкультурно-спортивной среды, направленной на повышение эффективности физического воспитания студентов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / М. В. Гаврилик. - Минск, 2022. - 237 л.

7. Загвязинский, В. И. Педагогический энциклопедический словарь / В.И. Загвязинский, Б. М. Бим-Бад. - 2002. - С. 125.

References

1. Gavrilik M.V. Metodicheskie osnovy' fizi-cheskogo vospitaniya studentov v inte-grirovannoj fizkul'turno-sportivnoj srede [Methodological bases of physical education of students in an integrated physical culture and sports environment]. Mir sporta [World of sports]. 2021, no 4 (85), pp. 73-78. (In Russian)

2. Gavrilik M.V., Koleda V.A. Metodika soz-daniya integrirovannoj fizkuFturno-sportivnoj sredy' UVO [The method of creating an integrated physical culture and sports environment of the HEI]. Izvestiya Gomel 'skogo gosudarstvennogo universiteta imeni F. Skoriny\ SocziaFno-e'konomicheskie i obshhestvenny'e nauki: pedagogika, pravo, e'konomika [GSU Proceedings]. 2021, no 5(128), pp. 14-21. (In Russian)

3. Gavrilik M.V. Sozdanie integrirovannoj fizkul'turno-sportivnoj sredy' UVO dlya povy' sheniya e' ffektivnosti fizicheskogo vospitaniya studentov [Creation of an integrated physical culture and sports environment of the Higher Educational Institution to improve the efficiency of physical education of students]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya obshhestven-ny'kh i gumanitarny'kh nauk [Bulletin of Polessky State University. Series in Social Sciences and Humanities]. 2021, no. 2, pp.47-59. (In Russian)

4. Gavrilik M.V. Integrirovannaya fizkul'turno-sportivnaya sreda uchrezhdeniya vy'sshego obrazovaniya [Integrated physical and sports environment of higher education]. Vestnik Polesskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya obshhestvenny'kh i gumanitarny'kh nauk [Bulletin of Polessky State University.

Series in Social Sciences and Humanities]. 2020,no. 1, pp.55-61. (In Russian)

5. Gavrilik M.V. Sozdanie integrirovannoj fizkul'turno-sportivnoj sredy \ napravlennoj na povy'shenie effektivnosti fizicheskogo vospitaniya studentov [Creation of an integrated physical culture and sports environment aimed at increasing the efficiency of physical education of students]. Abstract of Ph. D. thesis. Minsk, 2022, 35p. (In Russian)

6. Gavrilik M.V. Sozdanie integrirovannoj fizkul'turno-sportivnoj sredy \ napravlennoj

na povy'shenie effektivnosti fizicheskogo vospitaniya studentov [Creation of an integrated physical culture and sports environment aimed at increasing the efficiency of physical education of students]. Cand. sci. diss. Minsk, 2022, 237p. (In Russian) 7. Zagvyazinsky V.I., Bim-Bad B. M. Pedagog-icheskij e'ncziklopedicheskij slovar' [Pedagogical encyclopedic dictionary]. 2002, 125 p.

Received 5 October 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.