т
йш
А.Н. ЯКОВЛЕВ, канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта1 'Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Статья поступила 23 мая 2023 г.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В статье отражены современные тенденции теоретико-методологического обеспечения сферы физической культуры и спорта в аспекте подготовки трудовых ресурсов для Беларуси и Китая в условиях глубокой интеграции, вызванной негативными влияниями внешних факторов.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, теоретико-методологическое обеспечение сферы физической культуры и спорта.
NYU YINGDON, PhD Student, Department of Phisical Culture & Sports1 YAKOVLEV A.N., PhD in Ped. Sc.,
Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports1 1Polessky State University, Pinsk, Republic of Вelarus
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT
The article reflects modern trends in the theoretical and methodological support of the sphere ofphysical culture and sports in the aspect of training labor resources for Belarus and China in the conditions of deep integration caused by the negative influences of external ^ factors.
Keywords: physical culture, sports, theoretical and methodological support of the sphere ofphysical culture and sports.
УДК 796.01
НЮ ЙИНДОН
аспирант, кафедра физической культуры и спорта1
Введение. Физкультурно-спортивная деятельность рассматривается как базовая основа воспитания физической культуры личности, где под влиянием молодежной субкультуры появляются новые направления, отражающие спортивным практики, отвечающие интересам молодежи [1, С. 20-25; 2,126 с.].
Интеграция образовательной системы на постсоветском пространстве испытывает определенные трудности, особенно в условиях жестких санкций. В режиме современной реальности Беларусь значительно расширяет свое научное сотрудничество с КНР, что прослеживается в системе образования. Подготовка кадров для сферы физической культу-
ры и спорта на данном этапе выстраивается в виде интеграции образовательных программ, которые учитывают положительные тенденции развития в этой сфере деятельности [4].
Учет особенностей культуры Запада и Востока непосредственно связан с синтезом тела и духа - это отправная точка формирования целостного человека и личности. Такой методологический подход обоснован не только на изучении объектов физической культуры и спорта, но и позиций внебиологичес-ких, социокультурных аспектов двигательной активности, при которых возрастает значимость ценностных ориентаций непосредственно к физическому телу человека [1, С. 20-25. 3, 416 с.].
Расширение возможностей физкультурно-спортивной деятельности видится за счет спортивных игр, которые отражают уровень развития культуры [5, С. 224-228].
Так, одной из таких игр является бейсбол, который развит на должном уровне в странах Востока и входит в олимпийскую программу (2016).
В этой связи представляется интересным в научном плане поиск возможностей интеграции этой игры в образовательное пространство Республики Беларусь, опираясь на опыт Китая, где успехи достаточно значительны.
Цель исследования состоит в получении сравнительных характеристик студентов вузов, находящихся в различных национально-культурных системах для изучения характера влияния этих систем на установки и ценностные ориентации, применительно у физкуль-турно-спортивной деятельности.
Материал и методы исследования. В процессе исследования применялись методы: анализ научной и специальной литературы. Применялись методы математической статистики. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью компьютерных программ Excel, SPSS.
Результаты и обсуждение. В контексте изучаемой проблемы (внедрение бейсбола) в деятельность вузов следует отметить, что в Китае он развивается в студенческой среде, где влияние молодежной субкультуры достаточно велико. Для развития этого вида в Беларуси ещё не сложились определенные условия как теоретическом плане, так материально-техническом обеспечении. Так, начальный этап развития можно проследить в Минске и Бресте. В столице футбольный клуб «Минск» открыл бейсбольное отделение, выделяет часть бюджета, построил ста-
дион и нанимает тренеров на работу. Однако этого недостаточно и такая деятельность носит стихийный характер.
В Республике Беларусь высокий уровень подготовки кадров для сферы физической культуры и спорта, что подтверждается широкой географией городов: Минск, БГУФК и БГПУ имени Максима Танка; Брест — БрГУ имени А.С. Пушкина; Витебск — ВГУ имени П. М. Машерова, Гомель — ГГУ имени Франциска Скорины, Гродно — ГрГУ имени Янки Купалы, Могилёв — МГУ имени А. А. Кулешова. Есть подходящие программы и в вузах Баранович, Мозыря, Пинска, Полоцка и региональных колледжах страны (ГК УО «ГрГУ имени Я. Купалы» (Гродно), НГК имени Я. Коласа (Несвиж), ОК УО «ВГУ имени П. М. Машерова» (Орша) или СГК (Солигорск).
Современные тенденции развития спортивных практик затрагивают процесс подготовки кадрового потенциала для сферы физической культуры и спорта. В этом направлении наблюдаются противоречия, которые не решены традиционной европейской культурой - это разведение физико-биологических и духовно-социальных аспектов человеческого бытия тела и духа.
Так, в нормативных документах КНР («Ускорение развития китайского спорта высших достижений», «Об определении функций, структуры и кадров Государственного управления спортом КНР» и др.) раскрываются механизмы управления физической культурой и спортом.
Минвузом КНР установлено, что каждая провинция самостоятельно разрабатывает физкультурные программы для студентов высших учебных заведений на основе двух основополагающих государственных документов: «Правил для работы школьной (вузовской) физкультуры» и «Инструкции по обучению физкультурным дисциплинам в вузах страны»,
В этих установочных государственных документах содержатся положения, регламентирующие общие подходы к объему, организации и процессу обучения в вузах.
Отношение к учебе оценивается, главным образом, данными о посещаемости учебных занятий и соблюдении дисциплины на занятиях
Каждый ВУЗ в соответствии с содержанием учебного материала разрабатывает и утверждает экзаменационные комплексы упражнений для юношей и девушек. Экзамен сдае-
тся в соревновательной форме с использованием следующих оценочных норм (требования одинаковы для юношей и девушек): 90100 баллов: квалифицированное исполнение комплекса, в очень хорошем стиле и ритме; 80-89 баллов: квалифицированное исполнение комплекса в достаточно хорошем ритме и связанности элементов, стиль ушу выражен сравнительно хорошо; 70-79 баллов: квалифицированное исполнение комплекса, сравнительно неплохая связанность элементов и ритмика движений; 60-69 баллов: студент в состоянии самостоятельно исполнить весь комплекс упражнений, но допускает при этом неоправданные остановки, при невысоком качестве; 40-59 баллов: комплекс упражнений исполняется с помощью преподавателя с заметными ошибками; 39 баллов и ниже: студент не может выполнить комплекс упражнений.
Заключение. Структура и содержательный компонент учебного процесса в магистратуре китайских университетов по специальности «Преподавание физической культуры» составляет 3 года, при этом на протяжении 1,5 года планируется выполнение учебной программы, полгода выделяется на педагогическую практику и год на подготовку магистерской работы. Обязательной является подготовка рефератов, научных докладов и публикаций статей. Перспективы дальнейшего научного поиска связаны с решением вопросов, относящихся к изучению междисциплинарных связей профессиональных дисциплин педагогического, психологического и медико-биологического цикла в учебных планах подготовки бакалавров и магистров.
Список литературы
1. Буйко, Т. Н. Методологический потенциал понятия телесности в исследованиях физической культуры и спорт: современная фило-софия о человекосозидающей функции спорта / Т. Н. Буйко // Ученые записки: сб. рец. науч. тр. / редкол.: Т. Д. Полякова (гл. ред.) [и др.]. - Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск : БГУФК, 2016. -Вып. 19. - С. 20-25.
2. Заколодная, Е. Е. Интеграция духовно-нравственного и физического образования в становлении будущих специалистов в сфере физической культуры и спорта: учеб.- метод. пособие / Е. Е. Заколодная. -2-е изд., испр. и доп. - Минск : БГУФК, 2018. - 126 с.
3. Передельский, А. А. Физическая культура и спорт в отражении философских и социологических наук / А. А. Передельский. -М. : Спорт, 2016. - 416 с.
4. Ян Юнь. Объяснение природы спорта в контексте теории игр Западной философии / Юнь Ян. - Нанкинский пед. ун-т, 2015. - 78 с.
5. Яковлев, А. Н. Инновационная педагогическая система как интеграция многоуровневого образования: формирование новых представлений о «теле» и «телесности» человека в процессе занятий физкуль-турно-спортивной деятельностью / А. Н. Яковлев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта : научно-теоретический журнал. - 2016. - № 10 (140). - С. 224-228.
Received 23 May 2023