Научная статья на тему '«СПОРТИВНАЯ ИННОВАТИКА» КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ СПОРТА'

«СПОРТИВНАЯ ИННОВАТИКА» КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / компетенции / менеджер спорта / спортивная инноватика / учебная дисциплина / физическая культура и спорт / innovation / competence / sports manager / sports innovation / academic discipline / physical culture and sports
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««СПОРТИВНАЯ ИННОВАТИКА» КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ СПОРТА»

Додонов О.В.

к.э.н., доцент, с.н.с., Белорусский государственный университет физической культуры

[email protected]

«СПОРТИВНАЯ ИННОВАТИКА» КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ СПОРТА

Ключевые слова: инновации, компетенции, менеджер спорта, спортивная инноватика, учебная дисциплина, физическая культура и спорт.

Keywords: innovation, competence, sports manager, sports innovation, academic discipline, physical culture and

sports.

Для развития системы физической культуры и спорта (далее - ФиС), равно как и любой социально-экономической системы, особое значение имеет внедрение инноваций и получение от этого значимых эффектов. В этой связи первостепенное значение для инновационного развития системы ФиС имеет потенциал и компетенции менеджеров в спорте - будь то тренер или главный тренер любой из команд в любом виде спорта, или руководящие работники федераций по видам спорта, министерств и ведомств системы ФиС. Очевидно, что формирование таких компетенций у менеджеров в спорте зависит не только от практического опыта, но и от полученных знаний в системе высшего образования.

Инновационное развитие системы ФиС в Республике Беларусь является государственным приоритетом, о чем свидетельствует содержание документов, принимаемых на высшем уровне. Так, при разработке государственных программ развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь особое внимание уделяется инновационному развитию данной системы, использованию современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности организаций физической культуры и спорта. Данные аспекты отражены и в Государственной программе «Физическая культура и спорт» на 2021-2025 годы (далее - Программа), принятой Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г., № 541.

Очевидно, что для инновационного развития система физической культуры и спорта в Республике Беларусь должна иметь достаточный кадровый потенциал менеджеров, способных внедрять инновации и получать желаемый эффект для достижения целей Программы.

В то же время, содержание образовательных стандартов высшего образования Республики Беларусь, в том числе новых стандартов как для первой, так и для второй ступени, не включает необходимые базовые дисциплины, способствующие формированию и развитию у студентов, получающих квалификацию «Менеджер спорта», необходимых знаний в области инноватики. Коренной причиной данной проблемы является то, что вопросы внедрения инноваций, инновационной деятельности и инновационного развития фактически не рассматриваются в такой важной отрасли, как физическая культура и спорт не только в Республике Беларусь, но и в других странах бывшего СССР, включая Российскую Федерацию. Отсутствуют фундаментальные исследования в данном направлении и в мировой практике. Инноватика находит свое применение на практике в сфере производства и даже услуг, однако в системе физической культуры и спорта она фактически не рассмотрена. «Спортивная инноватика» - как научное направление и учебная дисциплина в мировой практике не сформирована.

Таким образом, целью данного исследования является раскрытие сути спортивной инноватики как фундаментального научного направления; раскрытие ее значения для развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь; ознакомление с основными положениями «Спортивной инноватики» как учебной дисциплины, преподаваемой для менеджеров спорта на второй ступени высшего образования в Белорусском государственном университете физической культуры и спорта.

***

Понимание природы инноваций и их классификации в соответствии с Рекомендациями по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло)2 и нормами Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»3 позволяет констатировать, что в физкультурных и

1 О Государственной программе «Физическая культура и спорт» на 2021-2025 годы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 29 января 2021 г., № 54 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - https://pravo.by/docu ment/?guid=3961&p0=C22100054

2 Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3 изд. - М.: Организация экономического сотрудничества и развития, 2010. - 107 с.

3 О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь,

10 июля 2012 г., № 425-З; принят Палатой представителей 31 мая 2012 г.; одобр. Советом Респ. 22 июня 2012 г. с изм. и доп. от

11 мая 2016 г., № З64-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - http://www.pravo.by/docu ment/?guid=3871&p0=H11200425

спортивных организациях с успехом могут найти свое применение все виды инноваций, а именно: инновации с технологической доминантой на предприятиях спортивной инфраструктуры, занимающихся выпуском спортивного инвентаря и оборудования; инновации с коммерческой и маркетинговой доминантой на этих же предприятиях при закупке материалов и сырья и сбыте готовой продукции, а также в любой спортивной организации, занимающейся предоставлением физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению и спортсменам. Так же для всех спортивных организаций обоснованным и рациональным является внедрение технологических, организационных, маркетинговых инноваций с выбором приоритетных из них в зависимости от рода деятельности спортивной организации1.

В этой связи следует отметить, что обоснование методологии спортивной инноватики будет способствовать обогащению двух фундаментальных научных школ - экономики спорта и инновационного менеджмента. При этом сама спортивная инноватика как фундаментальная научная школа является принципиально новым научным направлением исследований не только в Республике Беларусь, но и в других странах.

Основной гипотезой при формировании спортивной инноватики как научного направления является следующая: уровень развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь определяется полученным социально-экономическим эффектом в системе физической культуры и спорта от внедрения инноваций, начиная от любительского спорта до спорта высших достижений, начиная от этапа подготовки спортсменов и тренеров в системе образования до окончания их практической и профессиональной деятельности, начиная от уровня спортивных клубов до уровня федераций по видам спорта и Национального Олимпийского Комитета и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 2

Исходным фундаментальным положением при обосновании методологии спортивной инноватики является понимание самой сути «инноватика».

Прежде всего, инноватика является областью знаний о сущности инновационной деятельности, её организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой (например, инновации в социальной сфере). Очевидно, что спортивная инноватика формирует знания об организации и управления инновационными процессами в системе ФиС с целью получения как коммерческого результата, так и другого положительного результата от внедрения инноваций (например, роста спортивных результатов и укрепления здоровья населения).

Спортивная инноватика, являясь теоретической и методологической основой для развития науки о ФиС, позволит моделировать инновационную деятельность, что упростит процесс организации и управления ею. При этом сам процесс организации и управления ориентирован на получение социально-экономического эффекта от внедрения инноваций, что обеспечит прогрессивность развития системы ФиС, ее переход в более качественное состояние на основе получения результатов интеллектуального труда и приращения интеллектуального капитала.

Таким образом, объектом спортивной инноватики является непосредственно инновационная деятельность в системе ФиС. Предметом спортивной инноватики являются принципы, законы и закономерности инновационных процессов, включающие применение определенных способов, методов и средств достижения результата развития системы ФиС на основе применения новых знаний и их внедрения на практике; спортивная инноватика позволяет моделировать инновационные процессы на всех уровнях национальной экономики - на макроуровне, мезоуровне и микроуровне.

Понимание роли и значения спортивной инноватики как научного направления с учетом практических задач, стоящих перед системой ФиС Республики Беларусь, актуализирует повышение качества подготовки менеджеров в спорте в системе высшего образования Республики Беларусь. В этой связи при открытии магистратуры специальности «Менеджмент» (профилизация «Менеджмент в спорте») в Белорусском государственном университете физической культуры в 2020/2021 учебном году и при корректировке учебного плана данной специальности на 2021/2022 учебный год3 в число учебных дисциплин этого вуза была введена «Спортивная инноватика», включенная в модуль «Инновационная деятельность в спорте» вместе с учебной дисциплиной «Управление инновационными проектами».

Учебная дисциплина «Спортивная инноватика», разработанная в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования второй ступени ОСВО 1-26 80 04-2019, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 23.09.2019 № 155 и учебного плана, направлена на изучение магистрантами методологии спортивной инноватики и классификации инноваций в системе ФиС, на изучение нормативно правового регулирования инновационной деятельности и организационных механизмов управления инновационной деятельностью в данной сфере, изучение международного опыта развития спортивной инноватики, овладение навыками анализа и оценки спортивной инноватики. В результате изучения дисциплины «Спортивная инноватика» магистранты формируют такую важную специализированную компетенцию, как владение навыками эффективного развития инноватики в системе ФиС.

1 Додонов О.В. Значение инноваций на различных этапах подготовки спортсмена // Олимпийский спорт и спорт для всех: материалы XXV Междунар. науч. конгр., Минск, 15-17 окт. 2020 г. : в 2-х ч. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры ; редкол.: С.Б. Реп-кин (гл. ред.), Т.А. Морозевич-Шелюк (зам. глав. ред.) [и др.]. - Минск: БГУФК, 2020. - Ч. 1. - С. 55-62.

2 Додонов О.В. Значение учебной дисциплины «спортивная инноватика» в обучении менеджеров спорта // Инновационные формы и практический опыт физического воспитания детей и учащейся молодежи: сборник научных статей / Витеб. гос ун-т; редкол.: О.Н. Малах (гл. ред.) [и др.]. - Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2021. - С. 145-150.

3 Учебный план по специальности 1-26 80 04 «Менеджмент», профилизации «Менеджмент в спорте», утвержденного 29.04.2021 № 26-2-004/ уч.-2. - Минск: УО «БГУФК», 2021. - 6 с.

Учебная дисциплина предназначена для изучения магистрантами дневной и заочной форм получения образования в 1 и 3 семестрах соответственно с итоговой аттестацией в форме экзамена, для успешной сдачи которого изучаются дисциплины, предусмотренные тематическим планом (табл. 1).

Таблица 1

Тематический план учебной дисциплины «Спортивная инноватика»1

Название раздела, темы Количество аудиторных часов

Всего Из них

Лекции Практические занятия

Тема 1. Инновационное развитие Республики Беларусь на современном этапе 4 2 2

Тема 2. Основы инноватики 4 2 2

Тема 3. Концепция спортивной инноватики 4 2 2

Тема 4. Основы управления инновационными процессами 4 2 2

Тема 5. Роль инноваций в сфере физической культуры и спорта 4 2 2

Тема 6. Классификация инноваций в сфере физической культуры и спорта 4 2 2

Тема 7. Организация инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта 4 2 2

Тема 8. Нормативное правовое обеспечение спортивной инноватики 4 2 2

Тема 9. Международный опыт развития спортивной инноватики 4 2 2

Тема 10. Стимулирование спортивной инноватики 4 2 2

Тема 11. Оценка спортивной инноватики 4 2 2

Тема 12. Развитие спортивной инноватики 4 2 2

Итого 48 24 24

Особенностью учебной дисциплины «Спортивная инноватика» является ее практическая направленность, проявляющаяся в развитии профессиональных компетенций с акцентом на компетентностный подход к обучению, в построении учебного материала с учетом будущей профессиональной деятельности. Для этого применен комплексный подход к оценке знаний магистрантов на основе широкого спектра применяемых методов (выполнение практических заданий, защита рефератов, коллоквиумы, выполнение стандартизированных тестов, устные и письменные опросы, кейсы, творческие задания и др.). Итоговая оценка знаний проводится на основе рейтинговой системы, где преимущество отдается накопленным магистрантом баллам по каждой пройденной теме в период освоения учебной дисциплины.

Для диагностики качества усвоения знаний магистрантами при изучении учебной дисциплины «Спортивная инноватика» проводятся промежуточный контроль и текущая аттестация.

Промежуточный контроль позволяет определить рейтинг магистрантов на основе заработанных баллов по каждой теме учебной дисциплины. Мероприятия промежуточного контроля проводятся в течение семестра и включают в себя следующие формы контроля: стандартизированные тесты, коллоквиумы, практические и творческие задания, защита рефератов с презентацией.

Так же при итоговой аттестации учитывается результат научной деятельности магистранта - участие в научно-практических конференциях, семинарах, симпозиумах и публикационная активность, где тематика исследований должна быть неразрывно связана с курсом изучаемой учебной дисциплины «Спортивная инноватика».

Результат промежуточного контроля (П) оценивается отметкой в баллах по десятибалльной шкале и выводится, исходя из отметок, выставленных в ходе проведения мероприятий промежуточного контроля в течение семестра по формуле (1):

П = Отметка за практическое задание *0,1 + Отметка за творческое задание *0,2 + Отметка за тесты *0,1 + Отметка за коллоквиум*0,1+ Отметка за устные и письменные опросы *0,2+ Отметка за кейс *0,1+ Отметка за опубликованные статьи и тезисы *0,2 (1)

Итоговая отметка по учебной дисциплине определяется по формуле (2):

(П*0,7) + отметка по результатам устного экзамена * 0,3 (2)

В заключении следует отметить, что при разработке учебной дисциплины «Спортивная инноватика» учтены требования учебного плана поколения «3+», а при разработке шкалы оценок магистрантов использована таксономия Блума.

Качество же образовательного процесса повышается на основе стимулирования магистрантов к научной деятельности при изучении данной учебной дисциплины, где максимальную отметку (9-10 баллов) может получить лишь магистрант, который помимо освоения теоретического и практического материала, выполнения творческих заданий и решения практических ситуаций также занимается научной деятельностью и использует при этом знания, полученные в процессе изучении учебной дисциплины «Спортивная инноватика».

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

- подготовка менеджеров в системе высшего образования для системы ФиС в Республике Беларусь предопределяет формирование у них компетенций, направленных на инновационное развитие данной системы, что является актуальной практической проблемой, представленной в Государственной программе «Физическая культура и спорт» на 2021-2025 годы;

1 Составлено на основе источника: Додонов О.В. Учебная программа УВО по учебной дисциплине «Спортивная инноватика» модуля «Инновационная деятельность в спорте» для магистрантов, обучающихся по специальности 1-26 80 04 «Менеджмент», профилизация «Менеджмент в спорте». - Минск: УО «БГУФК», 2021. - 26 с.

- для подготовки менеджеров такого уровня практически не сформирована научная школа в области спортивной инноватики, что актуализирует необходимость ее формирования и развития; в этой связи Республика Беларусь может стать родоначальником данного научного направления и заложить основы этой научной школы в странах ближнего и дальнего зарубежья;

- с учетом вышеизложенного, в учебном процессе Белорусского государственного университета разработана и внедрена учебная дисциплина «Спортивная инноватика» для магистрантов, обучающихся по специальности 1-26 80 04 «Менеджмент» (профилизация «Менеджмент в спорте»), целью изучения которой является освоение магистрантами методологии спортивной инноватики и классификации инноваций в сфере физической культуры и спорта, изучение нормативно правового регулирования инновационной деятельности и организационных механизмов управления инновационной деятельностью в данной сфере, изучение международного опыта развития спортивной инноватики, овладение навыками анализа и оценки спортивной инноватики; данная дисциплина позволяет сформировать у магистрантов такую важную компетенцию, как владение навыками эффективного развития инноватики в сфере физической культуры и спорта, что имеет существенную практическую и теоретическую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.