Додонов О.В.
к.э.н., доцент, с.н.с., Белорусский государственный университет физической культуры
«СПОРТИВНАЯ ИННОВАТИКА» КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ МЕНЕДЖЕРОВ СПОРТА
Ключевые слова: инновации, компетенции, менеджер спорта, спортивная инноватика, учебная дисциплина, физическая культура и спорт.
Keywords: innovation, competence, sports manager, sports innovation, academic discipline, physical culture and
sports.
Для развития системы физической культуры и спорта (далее - ФиС), равно как и любой социально-экономической системы, особое значение имеет внедрение инноваций и получение от этого значимых эффектов. В этой связи первостепенное значение для инновационного развития системы ФиС имеет потенциал и компетенции менеджеров в спорте - будь то тренер или главный тренер любой из команд в любом виде спорта, или руководящие работники федераций по видам спорта, министерств и ведомств системы ФиС. Очевидно, что формирование таких компетенций у менеджеров в спорте зависит не только от практического опыта, но и от полученных знаний в системе высшего образования.
Инновационное развитие системы ФиС в Республике Беларусь является государственным приоритетом, о чем свидетельствует содержание документов, принимаемых на высшем уровне. Так, при разработке государственных программ развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь особое внимание уделяется инновационному развитию данной системы, использованию современных управленческих, информационных и иных технологий в деятельности организаций физической культуры и спорта. Данные аспекты отражены и в Государственной программе «Физическая культура и спорт» на 2021-2025 годы (далее - Программа), принятой Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 г., № 541.
Очевидно, что для инновационного развития система физической культуры и спорта в Республике Беларусь должна иметь достаточный кадровый потенциал менеджеров, способных внедрять инновации и получать желаемый эффект для достижения целей Программы.
В то же время, содержание образовательных стандартов высшего образования Республики Беларусь, в том числе новых стандартов как для первой, так и для второй ступени, не включает необходимые базовые дисциплины, способствующие формированию и развитию у студентов, получающих квалификацию «Менеджер спорта», необходимых знаний в области инноватики. Коренной причиной данной проблемы является то, что вопросы внедрения инноваций, инновационной деятельности и инновационного развития фактически не рассматриваются в такой важной отрасли, как физическая культура и спорт не только в Республике Беларусь, но и в других странах бывшего СССР, включая Российскую Федерацию. Отсутствуют фундаментальные исследования в данном направлении и в мировой практике. Инноватика находит свое применение на практике в сфере производства и даже услуг, однако в системе физической культуры и спорта она фактически не рассмотрена. «Спортивная инноватика» - как научное направление и учебная дисциплина в мировой практике не сформирована.
Таким образом, целью данного исследования является раскрытие сути спортивной инноватики как фундаментального научного направления; раскрытие ее значения для развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь; ознакомление с основными положениями «Спортивной инноватики» как учебной дисциплины, преподаваемой для менеджеров спорта на второй ступени высшего образования в Белорусском государственном университете физической культуры и спорта.
***
Понимание природы инноваций и их классификации в соответствии с Рекомендациями по сбору и анализу данных по инновациям (Руководство Осло)2 и нормами Закона Республики Беларусь «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»3 позволяет констатировать, что в физкультурных и
1 О Государственной программе «Физическая культура и спорт» на 2021-2025 годы. Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 29 января 2021 г., № 54 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - https://pravo.by/docu ment/?guid=3961&p0=C22100054
2 Руководство Осло: рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. 3 изд. - М.: Организация экономического сотрудничества и развития, 2010. - 107 с.
3 О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь,
10 июля 2012 г., № 425-З; принят Палатой представителей 31 мая 2012 г.; одобр. Советом Респ. 22 июня 2012 г. с изм. и доп. от
11 мая 2016 г., № З64-З // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - http://www.pravo.by/docu ment/?guid=3871&p0=H11200425
спортивных организациях с успехом могут найти свое применение все виды инноваций, а именно: инновации с технологической доминантой на предприятиях спортивной инфраструктуры, занимающихся выпуском спортивного инвентаря и оборудования; инновации с коммерческой и маркетинговой доминантой на этих же предприятиях при закупке материалов и сырья и сбыте готовой продукции, а также в любой спортивной организации, занимающейся предоставлением физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг населению и спортсменам. Так же для всех спортивных организаций обоснованным и рациональным является внедрение технологических, организационных, маркетинговых инноваций с выбором приоритетных из них в зависимости от рода деятельности спортивной организации1.
В этой связи следует отметить, что обоснование методологии спортивной инноватики будет способствовать обогащению двух фундаментальных научных школ - экономики спорта и инновационного менеджмента. При этом сама спортивная инноватика как фундаментальная научная школа является принципиально новым научным направлением исследований не только в Республике Беларусь, но и в других странах.
Основной гипотезой при формировании спортивной инноватики как научного направления является следующая: уровень развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь определяется полученным социально-экономическим эффектом в системе физической культуры и спорта от внедрения инноваций, начиная от любительского спорта до спорта высших достижений, начиная от этапа подготовки спортсменов и тренеров в системе образования до окончания их практической и профессиональной деятельности, начиная от уровня спортивных клубов до уровня федераций по видам спорта и Национального Олимпийского Комитета и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь 2
Исходным фундаментальным положением при обосновании методологии спортивной инноватики является понимание самой сути «инноватика».
Прежде всего, инноватика является областью знаний о сущности инновационной деятельности, её организации и управлении инновационными процессами, обеспечивающими трансформацию новых знаний в востребованные обществом новшества как на коммерческой основе (коммерциализация результатов научно-технической и творческой деятельности), так и некоммерческой (например, инновации в социальной сфере). Очевидно, что спортивная инноватика формирует знания об организации и управления инновационными процессами в системе ФиС с целью получения как коммерческого результата, так и другого положительного результата от внедрения инноваций (например, роста спортивных результатов и укрепления здоровья населения).
Спортивная инноватика, являясь теоретической и методологической основой для развития науки о ФиС, позволит моделировать инновационную деятельность, что упростит процесс организации и управления ею. При этом сам процесс организации и управления ориентирован на получение социально-экономического эффекта от внедрения инноваций, что обеспечит прогрессивность развития системы ФиС, ее переход в более качественное состояние на основе получения результатов интеллектуального труда и приращения интеллектуального капитала.
Таким образом, объектом спортивной инноватики является непосредственно инновационная деятельность в системе ФиС. Предметом спортивной инноватики являются принципы, законы и закономерности инновационных процессов, включающие применение определенных способов, методов и средств достижения результата развития системы ФиС на основе применения новых знаний и их внедрения на практике; спортивная инноватика позволяет моделировать инновационные процессы на всех уровнях национальной экономики - на макроуровне, мезоуровне и микроуровне.
Понимание роли и значения спортивной инноватики как научного направления с учетом практических задач, стоящих перед системой ФиС Республики Беларусь, актуализирует повышение качества подготовки менеджеров в спорте в системе высшего образования Республики Беларусь. В этой связи при открытии магистратуры специальности «Менеджмент» (профилизация «Менеджмент в спорте») в Белорусском государственном университете физической культуры в 2020/2021 учебном году и при корректировке учебного плана данной специальности на 2021/2022 учебный год3 в число учебных дисциплин этого вуза была введена «Спортивная инноватика», включенная в модуль «Инновационная деятельность в спорте» вместе с учебной дисциплиной «Управление инновационными проектами».
Учебная дисциплина «Спортивная инноватика», разработанная в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего образования второй ступени ОСВО 1-26 80 04-2019, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 23.09.2019 № 155 и учебного плана, направлена на изучение магистрантами методологии спортивной инноватики и классификации инноваций в системе ФиС, на изучение нормативно правового регулирования инновационной деятельности и организационных механизмов управления инновационной деятельностью в данной сфере, изучение международного опыта развития спортивной инноватики, овладение навыками анализа и оценки спортивной инноватики. В результате изучения дисциплины «Спортивная инноватика» магистранты формируют такую важную специализированную компетенцию, как владение навыками эффективного развития инноватики в системе ФиС.
1 Додонов О.В. Значение инноваций на различных этапах подготовки спортсмена // Олимпийский спорт и спорт для всех: материалы XXV Междунар. науч. конгр., Минск, 15-17 окт. 2020 г. : в 2-х ч. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры ; редкол.: С.Б. Реп-кин (гл. ред.), Т.А. Морозевич-Шелюк (зам. глав. ред.) [и др.]. - Минск: БГУФК, 2020. - Ч. 1. - С. 55-62.
2 Додонов О.В. Значение учебной дисциплины «спортивная инноватика» в обучении менеджеров спорта // Инновационные формы и практический опыт физического воспитания детей и учащейся молодежи: сборник научных статей / Витеб. гос ун-т; редкол.: О.Н. Малах (гл. ред.) [и др.]. - Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2021. - С. 145-150.
3 Учебный план по специальности 1-26 80 04 «Менеджмент», профилизации «Менеджмент в спорте», утвержденного 29.04.2021 № 26-2-004/ уч.-2. - Минск: УО «БГУФК», 2021. - 6 с.
Учебная дисциплина предназначена для изучения магистрантами дневной и заочной форм получения образования в 1 и 3 семестрах соответственно с итоговой аттестацией в форме экзамена, для успешной сдачи которого изучаются дисциплины, предусмотренные тематическим планом (табл. 1).
Таблица 1
Тематический план учебной дисциплины «Спортивная инноватика»1
Название раздела, темы Количество аудиторных часов
Всего Из них
Лекции Практические занятия
Тема 1. Инновационное развитие Республики Беларусь на современном этапе 4 2 2
Тема 2. Основы инноватики 4 2 2
Тема 3. Концепция спортивной инноватики 4 2 2
Тема 4. Основы управления инновационными процессами 4 2 2
Тема 5. Роль инноваций в сфере физической культуры и спорта 4 2 2
Тема 6. Классификация инноваций в сфере физической культуры и спорта 4 2 2
Тема 7. Организация инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта 4 2 2
Тема 8. Нормативное правовое обеспечение спортивной инноватики 4 2 2
Тема 9. Международный опыт развития спортивной инноватики 4 2 2
Тема 10. Стимулирование спортивной инноватики 4 2 2
Тема 11. Оценка спортивной инноватики 4 2 2
Тема 12. Развитие спортивной инноватики 4 2 2
Итого 48 24 24
Особенностью учебной дисциплины «Спортивная инноватика» является ее практическая направленность, проявляющаяся в развитии профессиональных компетенций с акцентом на компетентностный подход к обучению, в построении учебного материала с учетом будущей профессиональной деятельности. Для этого применен комплексный подход к оценке знаний магистрантов на основе широкого спектра применяемых методов (выполнение практических заданий, защита рефератов, коллоквиумы, выполнение стандартизированных тестов, устные и письменные опросы, кейсы, творческие задания и др.). Итоговая оценка знаний проводится на основе рейтинговой системы, где преимущество отдается накопленным магистрантом баллам по каждой пройденной теме в период освоения учебной дисциплины.
Для диагностики качества усвоения знаний магистрантами при изучении учебной дисциплины «Спортивная инноватика» проводятся промежуточный контроль и текущая аттестация.
Промежуточный контроль позволяет определить рейтинг магистрантов на основе заработанных баллов по каждой теме учебной дисциплины. Мероприятия промежуточного контроля проводятся в течение семестра и включают в себя следующие формы контроля: стандартизированные тесты, коллоквиумы, практические и творческие задания, защита рефератов с презентацией.
Так же при итоговой аттестации учитывается результат научной деятельности магистранта - участие в научно-практических конференциях, семинарах, симпозиумах и публикационная активность, где тематика исследований должна быть неразрывно связана с курсом изучаемой учебной дисциплины «Спортивная инноватика».
Результат промежуточного контроля (П) оценивается отметкой в баллах по десятибалльной шкале и выводится, исходя из отметок, выставленных в ходе проведения мероприятий промежуточного контроля в течение семестра по формуле (1):
П = Отметка за практическое задание *0,1 + Отметка за творческое задание *0,2 + Отметка за тесты *0,1 + Отметка за коллоквиум*0,1+ Отметка за устные и письменные опросы *0,2+ Отметка за кейс *0,1+ Отметка за опубликованные статьи и тезисы *0,2 (1)
Итоговая отметка по учебной дисциплине определяется по формуле (2):
(П*0,7) + отметка по результатам устного экзамена * 0,3 (2)
В заключении следует отметить, что при разработке учебной дисциплины «Спортивная инноватика» учтены требования учебного плана поколения «3+», а при разработке шкалы оценок магистрантов использована таксономия Блума.
Качество же образовательного процесса повышается на основе стимулирования магистрантов к научной деятельности при изучении данной учебной дисциплины, где максимальную отметку (9-10 баллов) может получить лишь магистрант, который помимо освоения теоретического и практического материала, выполнения творческих заданий и решения практических ситуаций также занимается научной деятельностью и использует при этом знания, полученные в процессе изучении учебной дисциплины «Спортивная инноватика».
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- подготовка менеджеров в системе высшего образования для системы ФиС в Республике Беларусь предопределяет формирование у них компетенций, направленных на инновационное развитие данной системы, что является актуальной практической проблемой, представленной в Государственной программе «Физическая культура и спорт» на 2021-2025 годы;
1 Составлено на основе источника: Додонов О.В. Учебная программа УВО по учебной дисциплине «Спортивная инноватика» модуля «Инновационная деятельность в спорте» для магистрантов, обучающихся по специальности 1-26 80 04 «Менеджмент», профилизация «Менеджмент в спорте». - Минск: УО «БГУФК», 2021. - 26 с.
- для подготовки менеджеров такого уровня практически не сформирована научная школа в области спортивной инноватики, что актуализирует необходимость ее формирования и развития; в этой связи Республика Беларусь может стать родоначальником данного научного направления и заложить основы этой научной школы в странах ближнего и дальнего зарубежья;
- с учетом вышеизложенного, в учебном процессе Белорусского государственного университета разработана и внедрена учебная дисциплина «Спортивная инноватика» для магистрантов, обучающихся по специальности 1-26 80 04 «Менеджмент» (профилизация «Менеджмент в спорте»), целью изучения которой является освоение магистрантами методологии спортивной инноватики и классификации инноваций в сфере физической культуры и спорта, изучение нормативно правового регулирования инновационной деятельности и организационных механизмов управления инновационной деятельностью в данной сфере, изучение международного опыта развития спортивной инноватики, овладение навыками анализа и оценки спортивной инноватики; данная дисциплина позволяет сформировать у магистрантов такую важную компетенцию, как владение навыками эффективного развития инноватики в сфере физической культуры и спорта, что имеет существенную практическую и теоретическую значимость.