Научная статья на тему 'Здоровье нации - приоритет государственной политики Республики Беларусь'

Здоровье нации - приоритет государственной политики Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / PROGRAM / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / СПОРТ / SPORT / ТУРИЗМ / TOURISM / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / РЕЗУЛЬТАТЫ / RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Григоров А.В.

The state model of management of physical education and sport has been established in the Republic of Belarus. The current system of physical education and sport defines the functions in solving the problems of mass sport, including student one, respectively reserved for the Ministry of Education, the Ministry of Sport and Tourism, public formations. The Ministry of Education via the institution "National Center for Physical Education and Sport for pupils and students" (hereinafter RCPhES), which mediates the interaction with governmental organizations, ministries, departments and public organizations, coordinates and performs methodological guidance of physical education of students. For the legal functioning of RCPhES in the educational system and similar regional structures amendments were made in the of the new draft law of the Republic of Belarus "On Physical Culture and Sport", they establish the status of stipulated institutions as an organization of physical culture and sport, implementing the interagency coordination, management, methodical support of the system of physical education and sport in education institutions, including secondary and higher education. The organization and conduct of classes, sports and recreation and sports events are regulated by the department of physical education and sport. Given the existence and condition of the material and sports facilities, there are certain difficulties in ensuring the full current level of physical education of students and sports classes. Implementation of the quoted management innovation in the Republic of Belarus will help to apply the principle of effective management on the basis of overall management of the quality of training sports reserves and will be a significant phase in the full transition from extensive (quantitative) to intensive (qualitative) factor of development of university sport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровье нации - приоритет государственной политики Республики Беларусь»

в поисках нового прорыва

УДК: 796.01:61

здоровье нации -

приоритет государственной политики Республики Беларусь

Заслуженный тренер Белорусской ССР, заслуженный работник физической культуры и спорта Республики Беларусь, профессор А.В. Григоров

Белорусский государственный аграрный технический университет, Минск, Беларусь

2 "и

£ л а

ч—

■ о

0J и

а ■ тз с га

о

(U .с Н

HEALTHY NATION - PRIORITY OF STATE POLICY OF REPUBLIC OF BELARUS

A.V. Grigorov, professor, Honored trainer of the Belarus SSR, Honored worker of physical culture and sport of the Republic of Belarus Belarus state agrarian technical university, Minsk, Belarus Key words: program, physical culture, sport, tourism, development, financing, results.

The state model of management of physical education and sport has been established in the Republic of Belarus. The current system of physical education and sport defines the functions in solving the problems of mass sport, including student one, respectively reserved for the Ministry of Education, the Ministry of Sport and Tourism, public formations. The Ministry of Education via the institution "National Center for Physical Education and Sport for pupils and students" (hereinafter RCPhES), which mediates the interaction with governmental organizations, ministries, departments and public organizations, coordinates and performs methodological guidance of physical education of students. For the legal functioning of RCPhES in the educational system and similar regional structures amendments were made in the of the new draft law of the Republic of Belarus "On Physical Culture and Sport', they establish the status of stipulated institutions as an organization of physical culture and sport, implementing the interagen-cy coordination, management, methodical support of the system of physical education and sport in education institutions, including secondary and higher education. The organization and conduct of classes, sports and recreation and sports events are regulated by the department of physical education and sport. Given the existence and condition of the material and sports facilities, there are certain difficulties in ensuring the full current level of physical education of students and sports classes.

Implementation of the quoted management innovation in the Republic of Belarus will help to apply the principle of effective management on the basis of overall management of the quality of training sports reserves and will be a significant phase in the full transition from extensive (quantitative) to intensive (qualitative) factor of development of university sport.

Ключевые слова: программа, физическая культура, спорт, туризм, развитие, финансирование, результаты.

В Республике Беларусь создана государственная модель управления физическим воспитанием и спортом. Действующая система физического воспитания и спорта определяет функции в решении задач массового спорта, в том числе студенческого, закрепляя их соответственно за Министерством образования, Министерством спорта и туризма, общественными формированиями.

Министерство образования через учреждение «Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов» (далее РЦФВС), которое является связующим звеном по взаимодействию с государственными организациями, министерствами, ведомствами и общественными организациями, осуществляет координацию и методическое руководство физическим воспитанием студентов.

В целях правового функционирования РЦФВС в системе образования, а также аналогичных региональных структур внесены дополнения в проект нового закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», они устанавливают статус указанных учреждений как организаций физической культуры и спорта, осуществляющих на межведомственном уровне координацию, руководство, методическое сопровождение системы физического воспитания и спорта в учреждениях образования, в том числе среднеспециально-го и высшего образования.

В настоящее время в республике насчитывается 55 учреждений высшего образования (УВО), из которых 45 находятся в подчинении 15 министерств и других органов государственного управления, 10 вузов приходятся на другие формы собственности. В 51 из 55 УВО работают кафедры физического воспитания и спорта.

В соответствии с пунктом 6 статьи 19 Закона Республики Беларусь «О физической культуре и спорте» физическое воспитание обучающихся в УВО, является обязательным.

Согласно уставам УВО и с учётом интересов обучающихся определяются средства физического воспитания,

в поисках нового прорыва

ii

методы проведения учебных занятий, на основе типовых учебных планов и программ осуществляется внеурочная культурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в соответствии с внутривузовскими календарными планами физкультурно-оздоровительных мероприятий, спортивных соревнований на основе республиканского календарного плана официальных спортивных мероприятий, ежегодно проводимых Министерством спорта и туризма и Министерством образования.

Порядок организации и проведения учебных занятий, физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий определяет кафедра физического воспитания и спорта.

Учебные занятия по дисциплине «Физическая культура» проводятся согласно учебным программам для каждого учебного отделения, индивидуальным учебным планам, которые разрабатываются методическими комиссиями кафедр физического воспитания и спорта для непрофильных специальностей на основе типовой учебной программы, утверждённой руководителями УВО. Учебные программы отражают специфику УВО и специальностей ведущих вузов страны согласно поручениям Совета Министров Республики Беларусь от 04.10.2011 № 05/59 и от 27.10.2011 № 05/203-336, профессиональному опыту профессорско-преподавательского состава, имеющейся материально-спортивной базе.

Условия и организация процесса по физическому воспитанию обучающихся должны соответствовать требованиям СанПиН № 12-19-2006 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации спортивных сооружений», в свою очередь, сооружения должны быть паспортизированы в соответствии с классификацией физкультурно-спортивных сооружений Республики Беларусь.

За последние годы значительно укрепилась спортивная база вузов. Введены в строй спортивный блок экономического университета, стадион, спортивные и тренажёрные залы БНТУ, спортивный комплекс технологического университета, стадион с искусственным покрытием футбольного поля БГУ, стадион юридического колледжа БГУ. Сегодня Полесский университет располагает спортивной базой, соответствующей международным стандартам для проведения официальных спортивных соревнований. В ходе подготовки вузов к текущему учебному году переоборудованы 33 спортивных сооружения, введены в эксплуатацию 2 новых стрелковых тира.

В то же время из 54 вузов только 12 имеют плавательные бассейны, 20 - нестандартные стадионы, в 19 нет плоскостных спортивных площадок.

Минобразования в качестве системы мер по развитию студенческого спорта инициировало предложение о разработке учредителями вузов ведомственных перспективных планов модернизации физкультурно-спортивной базы до 2020 г. с учётом определения профильного вида спорта. Учитывая, что в этом задействовано 15 министерств и ведомств, требуется поручение Правительства.

Пока не нашла поддержки на местах инициатива Минобразования о разработке региональных программ «Бассейн» и «Школьный стадион».

Принимая во внимание наличие и состояние материально-спортивной базы, есть определённые трудности в полном обеспечении современного уровня физического воспитания студентов и занятий спортом.

Кадры во все времена и во всех отраслях предопределяют стратегию развития. Вопрос кадровой политики - определяющий в стратегии развития физического воспитания и спорта в системе высших учебных учреждений.

Итогом системной работы вузов является тот факт, что преподавание учебной дисциплины «Физическая культура» ведут около 2,5 тыс. преподавателей, более 90 % которых имеют физкультурное образование, в том числе 87 %% - высшее.

Научный потенциал профессорско-преподавательского состава кафедр физического воспитания составляет 20 профессоров, 105 доцентов, 17 докторов и 80 кандидатов наук.

Подготовку физкультурных и спортивных кадров в стране осуществляют 12 вузов во главе с Белорусским государственным университетом физической культуры. Всего в 2011 г. из вузов страны выпущено 2304 специалиста с физкультурным образованием, в 2012 г. - 3593 специалиста.

В прошлом году спортивно-технический факультет БИТУ пополнился новой специальностью - «Техническое обеспечение и эксплуатация спортивных объектов», которой обучаются 36 студентов.

Открыта новая специальность «Спортивное право» (постановление Министерства образования от 17 мая 2010 г. № 50) для прохождения переподготовки на базе высшего образования. Лицензия на осуществление этой деятельности предоставлена ИППК БГУФК, который с ноября 2011 г. организовал переподготовку 27 слушателей по специальности «Юрист со знанием спортивного права».

В Беларуси реализуются проекты по обмену студентами между нашими и зарубежными вузами. По одной из наиболее известных программ 50 белорусских студентов проходят практику в западных странах (Англии, Испании, Бельгии, Германии) и столько же студентов из этих стран проходят практику в Беларуси. В перспективе аналогичный обмен был бы полезен между преподавателями. Скажем, обязательная стажировка преподавателей кафедр физического воспитания в других университетах.

В целях объединения усилий учреждений высшего образования Республики Беларусь, коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, занимающихся развитием массового студенческого спорта и подготовкой спортсменов высокой квалификации, способных войти в основные составы национальных команд страны, создана Белорусская ассоциация студенческого спорта.

Главной задачей ассоциации является активное участие всех, заинтересованных в разработке единых направлений и программ развития студенческого спорта, а также оказание организационной и практической помощи (в том числе фи-

mm

В ПОИСКАХ нового ПРОРЫВА

2 "и

£ л а

ч—

■ о

0J и

а ■ тз с

га

^

О (U .с I—

нансовой) кафедрам физвоспитания УВО и спортивным клубам по всем направлениям их многогранной деятельности.

В 32 УВО страны функционируют 697 спортивных учебных отделений (в 2010 год - 425), где повышают своё спортивное мастерство более 11 тыс. студентов (в 2010 г. - 7225). В 39 УВО работают спортивные клубы, созданные в качестве структурных подразделений для организации и проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы со студентами и преподавателями.

Наиболее популярными и массовыми спортивными мероприятиями являются внутривузовские соревнования среди учебных групп, курсов, общежитий, факультетов, ежегодно собирающие более 122 тыс. студентов дневной формы обучения, или около 67 %% от их общего количества. В УВО функционируют более 600 спортивных секций по видам спорта, в которых занимаются более 15 тыс. студентов.

Ежегодно проводится Республиканская универсиада по 29 видам спорта, из них 18 - олимпийских, в финальных соревнованиях которых принимают участие порядка 8000 студентов-спортсменов из 49 вузов.

В соответствии со статьями 212, 217 Кодекса об образовании Республики Беларусь для успешного сочетания учёбы с целенаправленной подготовкой к Олимпийским играм и другим спортивным состязаниям студентам-спортсменам предоставлено право на обучение по индивидуальным программам и оказание материальной помощи за счёт средств превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении УВО.

Лучшие спортсмены-студенты в составах национальных команд принимают участие в Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы, всемирных летних и зимних универсиадах, проводимых под эгидой Международной федерации университетского спорта (FTSU), Европейской ассоциации университетского спорта (EUSA).

Так, в соревнованиях XXX летней Олимпиады участвовали 75 студентов-спортсменов (44,6 %% от общего количества участников белорусской делегации) в 14 видах спорта, где завоевали 9 медалей {47,3 %% от общего количества медалей, завоёванных спортсменами страны): 1 золотая, 4 серебряных и 4 бронзовых медалей.

Наиболее успешным за всю историю участия стало выступление студентов-спортсменов в соревнованиях XXVII Всемирной летней универсиады 2013 г.

В общем рейтинге Республика Беларусь заняла 5-е место среди 160 государств-участников с рекордным для себя результатом - 40 медалей (13 золотых, 13 серебряных, 14 бронзовых наград), опередив такие страны, как Украина, США, Германия, Италия, Канада, Великобритания, Австрия и многие другие.

Таким образом, в учреждениях образования Республики Беларусь сложилась устойчивая динамично развивающаяся и эффективно действующая система студенческого спорта.

В то же время анализ состояния физического воспитания и спорта в учреждениях высшего образования указывает на наличие неиспользованных резервов.

В целях повышения эффективности работы целесообразно обеспечить функционирование спортивных учебных отделений на основе разработки и утверждения в УВО учебных программ, учебных пособий и методических рекомендаций с учётом специфики видов спорта и передовых технологий спорта высших достижений.

Установить в качестве критерия для получения учреждениями высшего образования права осуществлять образовательную деятельность обязательное наличие физкультурно-спортивных сооружений для организации физического воспитания студентов, а также:

- наделить руководителей государственных УВО правом предоставлять студентам-чемпионам (призёрам) Олимпийских игр, чемпионам Европы, мира, всемирных и республиканских универсиад скидки на оплату обучения или переводить их с платного обучения на обучение за счёт бюджета, а абитуриентам - членам национальных или сборных команд республики по виду (видам) спорта -правом внеконкурсного зачисления в УВО для получения высшего образования в заочной или вечерней форме за счёт средств бюджета;

- рекомендовать введение в штатное расписание УВО ставок тренеров-преподавателей для организации учебно-тренировочного процесса и подготовки студентов-спортсменов к республиканским и международным спортивным форумам;

- активизировать проведение на базе УВО республиканских и международных научно-практических конференций по вопросам студенческого спорта, а также повсеместно распространять передовой опыт работы по развитию университетского спорта.

Важно отметить, что многие страны - лидеры олимпийского движения (КНР, Великобритания, Канада, Франция, США и др.) при создании центров олимпийского резерва на базе высших учебных учреждений активно используют такие факторы, как имеющиеся материально-спортивные базы, наличие квалифицированных кадров, социально-бытовых условий, а также возможность получения образования, научного обеспечения тренировочного процесса.

Внедрение этого управленческого нововведения в Республике Беларусь позволит применить принцип эффективного менеджмента на основе всеобщего управления качеством подготовки спортивных резервов и станет существенным этапом полноценного перехода от экстенсивного (количественного) к интенсивному (качественному) фактору развития студенческого спорта.

Литература

1. Основные пути реализации государственной политики Республики Беларусь в сфере физической культуры, спорта и туризма / А.В. Григоров // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 3. - С. 33-35.

References

1. The main ways of implementing the state policy of the Republic of Belarus in the sphere of physical culture, sport and tourism / A.V. Grigorov // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2014. - № 3. - P. 33-35. (In Russian)

Информация для связи с автором: grigorov.1948@mail.ru

Поступила в редакцию 31.12.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.