Научная статья на тему 'ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ'

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое воспитание / интегрированная физкультурно-спортивная среда / физкультурно-спортивная деятельность / физическая культура / удовлетворенность / инновационный подход / physical education / integrated physical culture and sports environment / physical culture and sports activities / Physical Culture / satisfaction / innovative approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилик М. В., Шамич В. А., Жиемуратов Б. С.

В статье раскрыт инновационный подход к организации физического воспитания студентов на основе создания интегрированной физкультурно-спортивной среды учреждения высшего образования (далее– УВО). Раскрыта концепция интегрированной физкультурно-спортивной среды, которая отражает основные подходы и пути повышения эффективности физического воспитания студентов. Представлена модель интегрированной физкультурно-спортивной среды УВО, кото-рая создает целостное представление об интегрированной физкультурно-спортивной среде, позволяет исследовать ее функционирование, отражает пространственно-предметный, педагогический и социальный аспекты в едином образовательном процессе. Представлены результаты исследования по разработке и апробации в образовательном процессе УВО концепции интегрированной физкультурно-спортивной среды, заключающейся в создании условий для формирования физической культуры личности, освоения ценностей физической культуры на основе построения индивидуальных траекторий физического развития студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE APPROACH IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

The article reveals an innovative approach to the organization of physical education of students, based on the creation of an integrated physical culture and sports environment of a higher education institution (hereinafter – HEI). The concept of an integrated physical culture and sports environment is disclosed, which reflects the main approaches and ways to increase the effectiveness of physical education of students. The model of the integrated physical culture and sports environment of the HEI is presented, which creates a holistic view of the integrated physical culture and sports environment, allows you to explore its functioning, reflects the spatial, subject, pedagogical and social aspects in a single educational process. The results of a study on the development and testing of the concept of an integrated physical culture and sports environment in the educational process of HEI, which consists in creating conditions for the formation of a person's physical culture, mastering the values of physical culture based on the construction of individual trajectories of a student's physical development, are presented.

Текст научной работы на тему «ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ»

УДК 796.011.3:37.04

М.В. ГАВРИЛИК, канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта1

В.А. ШАМИЧ

магистрант кафедры физической культуры и спорта1 Б.С. ЖИЕМУРАТОВ

магистрант кафедры физической культуры и спорта1

1Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь

Статья поступила 23 мая 2023 г.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ

В статье раскрыт инновационный подход к организации физического воспитания студентов на основе создания интегрированной физкультурно-спортивной среды учреждения высшего образования (далее - УВО). Раскрыта концепция интегрированной физкультурно-спортивной среды, которая отражает основные подходы и пути повышения эффективности физического воспитания студентов. Представлена модель интегрированной физкультурно-спортивной среды УВО, которая создает целостное представление об интегрированной физкультурно-спортивной среде, позволяет исследовать ее функционирование, отражает пространственно-предметный, педагогический и социальный аспекты в едином образовательном процессе. Представлены результаты исследования по разработке и апробации в образовательном процессе УВО концепции интегрированной физкультурно-спортивной среды, заключающейся в создании условий для формирования физической культуры личности, освоения ценностей физической культуры на основе построения индивидуальных траекторий физического развития студента.

Ключевые слова: физическое воспитание, интегрированная физкультурно-спортивная среда, физкультурно-спортивная деятельность, физическая культура, удовлетворенность, инновационный подход.

GAVRILIK M.V., PhD in Ped. Sc.,

Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports1 SHAMICH V.A.

Master Student of the Department of Physical Culture and Sports1 ZHIEMURATOV B.S.

Master Student of the Department of Physical Culture and Sports1 1Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus

INNOVATIVE APPROACH IN PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

The article reveals an innovative approach to the organization of physical education of students, based on the creation of an integrated physical culture and sports environment of a higher education institution (hereinafter - HEI). The concept of an integrated physical culture and sports environment is disclosed, which reflects the main approaches and ways to increase the effectiveness of physical education of students. The model of the integrated physical culture and sports environment of the HEI is presented, which creates a holistic view of the integrated physical culture and sports environment, allows you to explore its functioning, reflects the spatial, subject, pedagogical and social aspects in a single educational process. The results of a study on the development and testing of the concept of an integrated physical culture and sports environment in the educational process of HEI, which consists in creating conditions for the formation of a person's physical culture, mastering the values of physical culture based on the construction of individual trajectories of a student's physical development, are presented.

Keywords: physical education, integrated physical culture and sports environment, physical culture and sports activities, Physical Culture, satisfaction, innovative approach.

16

Введение. Актуальность вопросов совершенствования физического воспитания студентов на основе принципиально новых подходов к организации занятий физической культурой и спортом подчеркивают многие ученые. В последние годы качественное улучшение процесса физического воспитания обучающихся связывают с созданием физ-культурно-спортивной среды образовательного учреждения как совокупности условий и возможностей для саморазвития и самовыражения личности в сфере физической культуры и спорта [2, с. 25].

В ходе анализа научно-методической литературы установлено, что авторами не раскрыта методология построения и создания интегрированной физкультурно-спортивной среды УВО, предполагающей оптимальное сочетание аудиторных и внеаудиторных форм занятий, направленных на удовлетворение интересов студентов в разнообразных видах физ-культурно-спортивной деятельности, на выработку потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, повышение уровня физической подготовленности. Не раскрыты организационно-педагогические условия функционирования интегрированной физкультурно-спортивной среды в УВО, а также не определены подходы и пути повышения эффективности физического воспитания студентов [1, с. 7].

Основная часть. Для определения социально-педагогических условий повышения эффективности физического воспитания студентов разработана и внедрена в образовательный процесс «Анкета исследования удовлетворенности студентов организацией физического воспитания и выявления факторов, влияющих на отношение студентов к занятиям физической культурой».

Респондентами стали 1078 студентов факультета банковского дела, экономического и биотехнологического факультетов, отнесенных по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам. Исследование удовлетворенности студентов физическим воспитанием показало, что удовлетворены занятиями физической культурой около 48 % студентов, частично удовлетворены 10 % и около 42 % не удовлетворены занятиями Для определения социально-педагогических условий повышения эффективности физического воспитания студентов разработана и внедрена в образовательный процесс «Анкета исследования удовлетворенности студентов организацией физиче-

ского воспитания и выявления факторов, влияющих на отношение студентов к занятиям физической культурой» [2, с. 32].

Проведенное исследование позволило определить негативные факторы, в организации физического воспитания: отсутствие индивидуального личностно-ориентированного подхода к студентам, отсутствие возможности выбора вида спорта или вида физической активности во время занятий, излишняя регламентация физического воспитания. Выявлены приоритетные для студентов виды двигательной активности, определены факторы, влияющие на удовлетворенность студентов организацией физического воспитания в УВО. Проблемные вопросы физической культуры студента связаны с неудовлетворенностью традиционными подходами к проведению занятий, которая, обусловлена невозможностью выбора вида спорта, отсутствием индивидуального подхода и диалогового сотрудничества [3, с. 15].

В результате проведенного исследования выявлены социально-педагогические условия физкультурно-спортивной среды, способствующие повышению эффективности физического воспитания: формирование личност-но-ориентированной направленности физического воспитания; формирование концепции физического воспитания, основанной на создании интегрированной физкультурно-спортивной среды в УВО; интеграция процессов воспитания и обучения [1, 2]. Определено, что важным критерием эффективности физического воспитания и позитивного отношения к физической культуре является удовлетворенность студентов организацией физического воспитания [1, 2]. Полученные данные определили сущность и содержание физкультурно-спортивной среды УВО и легли в основу при разработке концепции интегрированной физкультурно-спортивной среды.

Концепция интегрированной физкультур-но-спортивной среды отражает пути повышения эффективности физического воспитания, исследовательские подходы к решению изучаемой проблемы, необходимость учета средовых факторов и представляет интегрированную физкультурно-спортивную среду как динамическую целостность, где создаются условия для гармоничного развития личности студента и его самореализации в физической культуре (рисунок 1) [4, с. 49-50].

Целевым ориентиром данной концепции является формирование физической культу-

ры личности и создание в среде УВО условий для освоения ценностей физической культуры на основе построения индивидуальных траекторий физического воспитания и самовоспитания, педагогической поддержки и сопровождения.

При реализации концепции внесены существенные изменения в организацию образовательного процесса по учебной дисциплине «Физическая культура». Согласно учебным планам различных специальностей, трудоемкость учебной дисциплины «Физическая культура» составляет 140 часов в год. Аудиторная нагрузка включала занятия с преподавателем на 1-2-м курсах 40-42 часа в год по 20-22 часа в каждом семестре и управляемую самостоятельную работу (далее - УСР) студентов, которая осуществлялась под руководством квалифицированных инструкторов и тренеров центра физической культуры и спорта ПолесГУ, имеющих высшее физкультурно-педагогическое образование и соответствующую спортивную квалификацию [1, 2].

В процессе занятий преподаватель обсуждает личные мотивы студента, цели и пред-

почтительные для него виды физкультурно-спортивной деятельности. Далее определяется индивидуальная траектория развития студента (физкультурно-образовательная, физкультурно-оздоровительная, физкультурно-развивающая, физкультурно-спортивная) и виды двигательной деятельности с учетом выбранного им направления развития [1, с. 11].

Разработана модель интегрированной физкультурно-спортивной среды (рисунок 2). Интегрированная физкультурно-спортивная среда - совокупность социально-педагогических условий, интегрирующих личностный потенциал и социальную среду учреждения образования в единый образовательный процесс для всестороннего развития личности и ее самореализации в физической культуре и профессиональной деятельности [2, с. 67].

Сущность интегрированной физкультур-но-спортивной среды заключается в создании реальных условий для продуктивного взаимодействия УВО и социальной среды, представляющих собой единый образовательный процесс [4, с. 49].

Рисунок 1. - Концепция интегрированной физкультурно-спортивной среды

Рисунок 2. - Модель интегрированной физкультурно-спортивной среды

Модель отражает следующие положения: объединяет пространственно-предметную, педагогическую, социальную среды УВО, продуцирует интеграционный эффект воспитания в единый образовательный процесс, выражающийся в содержательно-

технологическом, организационном и дея-тельностном аспектах;

обусловливает создание различных взаимопроникающих компонентов, создающих условия для формирования индивидуальной среды каждого студента;

обеспечивает успех разнообразной физ-культурно-спортивной деятельности студентов.

Интегрированная физкультурно-

спортивная среда представляет функционирование различных сред, создающих индивидуальные вариативные образовательные и воспитательные модели, реализующие идеи модернизации физического воспитания в УВО [1, с. 24-25].

Образовательная деятельность в интегрированной физкультурно-спортивной среде направлена на овладение студентами базовыми компетенциями в области физической культуры, соответствующими требованиям стандартов высшего образования, на компенсацию негативных факторов социальной среды, на создание условий для повышения эффективности образовательного процесса и

активного включения в физкультурно-спортивную деятельность студентов.

Реализация модели интегрированной физ-культурно-спортивной среды взаимосвязана с последующей разработкой и внедрением в образовательный процесс учреждения образования «Полесский государственный университет» по учебной дисциплине «Физическая культура»: дневника контроля управляемой самостоятельной работы по учебной дисциплине «Физическая культура»; программного обеспечения «Электронная система контроля физического воспитания студентов в физкультурно-спортивной среде УВО», что позволило оперативно управлять физическим воспитанием студентов; отслеживать своевременность выполнения управляемой самостоятельной работы по дисциплине «Физическая культура»; вовлеченность студентов в физкультурно-оздоровительную, спортивно-массовую и волонтерскую деятельность [2, с. 75].

Интеграция обусловлена дифференциацией на различных уровнях взаимодействия, которая способствует структурированию возможностей каждого студента, создает условия для формирования его индивидуальной среды, обеспечивающей успех в физкультурно-спортивной деятельности [5].

Для определения результативности концепции и модели интегрированной физкуль-

турно-спортивной среды проводилась их апробация и педагогический эксперимент, в котором приняли участие 1078 студентов факультета банковского дела, экономического и биотехнологического факультетов ПолесГУ. Длительность эксперимента для всех групп составляла два учебных года. На момент начала эксперимента все участники являлись студентами первого курса.

Участники были распределены по группам с учетом тендерного признака. Количество девушек, принявших участие в эксперименте, составило 760 человек, из которых были сформированы экспериментальная группа 382 человека - ЭГ/д (n=382) и контрольная группа 378 человек - КГ/д (n=378). Количество юношей составило 318 человек, из которых были сформированы экспериментальная группа 163 человека - ЭГ/ю (n=163), и контрольная группа 155 человек - КГ/ю (n=155).

Для определения результативности концепции и модели интегрированной физкуль-турно-спортивной среды исследовалась посещаемость занятий и осуществлялся мониторинг удовлетворенности занятиями по учебной дисциплине «Физическая культура» студентов экспериментальных и контрольных групп за период эксперимента.

Таблица 1. - Посещаемость занятий по учебной дисциплине «Физическая культура» студентов экспериментальных групп и контрольных групп за период эксперимента

Группы Средняя посещаемость, час Разница в посещаемости между ЭГ и КГ, час Wэмп после эксп. Р

ЭГ/ю 277,01 +14,24 12,86 p<0,05

КГ/ю 262,77

ЭГ/д 277,32 +13,89 20,60 p<0,05

КГ/д 263,43

Примечание - *Используется статистический критерий ВМУ, W^Hr (при а = 0,05) = 1,96.

Таблица 2. - Динамика удовлетворенности занятиями по учебной дисциплине «Физическая культура»

Группы Уровень удовлетворенности студентов, % Х2эмп Р

Удовлетворены Частично удовлетворены Не удовлетворены

КГ/ю до 51,0 % (79 чел.) 9,0 % (14 чел.) 40,0 % (62 чел.) 0,177 p>0,05

ЭГ/ю до 50,3 % (82 чел.) 10,4 % (17 чел.) 39,3 % (64 чел.)

КГ/ю после 59,4 % (92 чел.) 8,4 % (13 чел.) 32,3 % (50 чел.) 50,858 Р<0,05

ЭГ/ю после 91,4 % (149 чел.) 5,5 % (9 чел.) 3,1 % (5 чел.)

КГ/д до 48,9 % (185 чел.) 8,5 % (32 чел.) 42,6 % (161 чел.) 1,586 p>0,05

ЭГ/д до 45,0 % (172 чел.) 10,5 % (40 чел.) 44,5 % (170 чел.)

КГ/д после 55,0 % (208 чел.) 11,1 % (42 чел.) 33,9 % (128 чел.) 140,349 p<0,05

ЭГ/д после 87,4 % (334 чел.) 11,0 % (42 чел.) 1,6 % (6 чел.)

Примечание -*Используется статистический критерий кси-квадрат, Х2крит (при а = 0,05) = 5,991

На протяжении эксперимента проводился анализ учебной документации, журналов посещаемости занятий, медицинских справок для определения посещаемости занятий физической культурой (таблица 1).

После эксперимента выявлены достоверные различия (p<0,05) в посещаемости занятий между контрольными и экспериментальными группами, достоверность различий составляет 95%, студенты контрольных групп имеют большее количество пропущенных занятий (на 14 часов в среднем на одного человека) в сравнении с экспериментальными группами.

Следовательно, реализация экспериментальной концепции и модели интегрированной физкультурно-спортивной среды выразилась в более высокой посещаемости занятий студентами экспериментальных групп [2, с. 83-84].

После завершения эксперимента проводился анализ удовлетворенности занятиями по учебной дисциплине «Физическая культура» студентов экспериментальных ЭГ/ю (n=163), ЭГ/д (n=382) и контрольных групп КГ/ю (n=155), КГ/д до (n=378) за период эксперимента (таблица 2).

Исследование удовлетворенности занятиями физической культурой показало, что на начальном этапе эксперимента статистически достоверных различий между экспериментальными и контрольными группами юношей и девушек не выявлено (p>0,05). После проведения педагогического эксперимента имеются статистически достоверные различия между экспериментальными и контрольными группами (p<0,05) [2, с. 85].

После завершения эксперимента удовлетворенность занятиями физической культурой различается между контрольными и экспериментальными группами. Так, у юношей КГ/ю полностью удовлетворены занятиями только 59,4 % (92 чел.), что немногим больше, чем в начале эксперимента 51,0 % (79 чел.), в то время как в ЭГ/ю этот показатель вырос до 91,4 % (149 чел.), частично удовлетворены занятиями в КГ/ю 8,4 % и 5,5 % в ЭГ/ю, и не удовлетворены занятиями в КГ/ю 32,3 %, в то время как в ЭГ/ю не удовлетворены занятиями 3,1 %. После проведения педагогического эксперимента имеются статистически достоверные различия между ЭГ/ю и КГ/ю. Так, полученное эмпирическое значение X2 = 50,858 при Х2крит = 5,991, значит 50,858 > 5,991 (p<0,05) [2, с. 84].

Как следует из таблицы 2, после завершения эксперимента удовлетворенность занятиями физической культурой различается между контрольными и экспериментальными группами девушек. У девушек в КГ/д удовлетворены занятиями 55,0 % (208 чел.), а в ЭГ/д 87,4 % (334 чел.), что значительно больше, частично удовлетворены занятиями в КГ/д 11,1 %, в ЭГ/д 11,0 % и не удовлетворены занятиями 33,9 % девушек в КГ/д и 1,6 % девушек в ЭГ/д. После проведения педагогического эксперимента рассчитанное эмпирическое значение X2 = 140,349 при Х2крит = 5,991, значит 140,349 > 5,991, т. е. имеются статистически достоверные различия в удовлетворенности занятиями между ЭГ/д и КГ/д (p<0,05) [2, с. 84].

Следовательно, полученные результаты доказывают, что реализация экспериментальной концепции физического воспитания и модели интегрированной физкультурно-спортивной среды позволила повысить эффективность физического воспитания студентов, что отражается в высокой степени удовлетворенности занятиями у студентов экспериментальных групп и подтверждается достоверно значимыми различиями между экспериментальными и контрольными группами [2, с. 134]. Созданная интегрированная

физкультурно-спортивная среда УВО, является инновационным подходом в организации физического воспитания студентов позволившим повысить его эффективность.

Заключение. В результате проведенного исследования определено, что социально-педагогическими условиями физкультурно-спортивной среды, способствующими повышению эффективности физического воспитания в учреждениях высшего образования, являются внедрение инновационного подхода к организации образовательного процесса по учебной дисциплине «Физическая культура»; реализация личностно-ориентированного подхода с возможностью выбора приоритетных видов физкультурно-спортивной деятельности; комплексное применение форм и средств физического воспитания студентов в процессе обучения. Обоснована взаимосвязь повышения эффективности физического воспитания с удовлетворенностью студентов физическим воспитанием.

[1-5].

Определены сущность и содержание физического воспитания студентов в интегрированной физкультурно-спортивной среде. Инновационный подход организации физического воспитания студентов в условиях интегрированной физкультурно-спортивной среды заключается в создании условий для формирования физической культуры личности, освоения ценностей физической культуры на основе построения индивидуальных траекторий физического развития студента, педагогической поддержки и сопровождения. Отличительными особенностями образовательного процесса являлись: вариативность учебной программы по физической культуре; организация управляемой самостоятельной работы; самоопределение студентов в выборе вида физкультурно-спортивной деятельности.

Реализация данного подхода предусматривает возможность выбора направления индивидуального физического самосовершенствования студента, что способствует повышению удовлетворенности проведением занятий по физической культуре и эффективности физического воспитания студентов [15].

Список литературы

1. Гаврилик, М. В. Создание интегрированной физкультурно-спортивной среды,

направленной на повышение эффективности физического воспитания студентов :

дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / М. В. Гаврилик. - Минск, 2022. - 237 с.

2. Гаврилик, М. В. Инновационный подход к организации физического воспитания студентов / М.В. Гаврилик // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры : Сборник научных трудов / Белорусский государственный университет физической культуры; гл. ред. С. Б. Репкин. - Минск : БГУФК, 2022. - Вып. 25. - С. 113-120.

3. Гаврилик, М. В. Создание интегрированной физкультурно-спортивной среды УВО для повышения эффективности физического воспитания студентов / М. В. Гав-рилик // Весшк Палескага дзяржаунага ушверсгота. Серыя грамадсюх i гу-

манитарных навук: науч.-практ. Журнал. -Пинск, 2021. - № 2. - С. 47-59.

4. Гаврилик, М. В. Интегрированная физ-культурно-спортивная среда учреждения высшего образования / М. В. Гаврилик // Весшк Палескага дзяржаунага ушверсгота. Серыя грамадсюх i гуманитарных навук : науч.-практ. Журнал. -2020. - № 1. - С. 55-61.

5. Гаврилик, М. В. Организационные основы интегрированной физкультурно-спортивной среды и эффективность физического воспитания студентов / М. В. Гав-рилик // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. - Пинск : ПолесГУ, 2019. - № 2. - С. 48-54.

Received 23 May 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.