УДК 796.035-057.87:796.011.3
Н.В. КОЛЯДА
ассистент кафедры физической культуры и спорта1 1 Полесский государственный университет, г. Пинск, Республика Беларусь
Е.Т. КУЗНЕЦОВА, доктор пед. наук, доцент, профессор кафедры физической культуры и спорта1
Статья поступила 7 апреля 2022 г.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ УНИВЕРСИТЕТА
Средствами физического воспитания формируется система ценностных ориентации личности на здоровый образ жизни, обеспечивается мотивационный, информационный, функциональный и двигательный потенциал, который влияет на интеллектуальные способности, психические, морально-волевые и другие качества личности. В статье представлены основные законодательные акты и нормативные документы Республики Беларусь, регулирующие систему физического воспитания студентов. Раскрыты особенности организации образовательного процесса со студентами специальных медицинских групп в решении задач формирования культуры здоровья и здорового образа жизни. Охарактеризован количественный состав студентов специальных медицинских групп Полесского государственного университета.
Ключевые слова: учреждение высшего образования, процесс физического воспитания, студенты, специальная медицинская группа, культура, здоровый образ жизни.
KUZNIETSOVA Olena Т., Doctor of Ped. Sc., Associate Professor, Professor of the Department of Physical Culture and Sports1
KOLYADA NIkolay V.
Assistant of the Department of Physical Culture and Sports1 1Polessky State University, Pinsk, Republic of Belarus
ORGANIZATION OF PHYSICAL EDUCATION IN SPECIAL MEDICAL GROUPS OF THE UNIVERSITY
Facilities of physical education are form the system of the personality valued orientations on the healthy way of life, motivational, informative, functional and motor potential, which influences on intellectual
abilities, psychical, morally volitional and other personality qualities. The purpose of the research work is to generalize experience of higher education establishment "Polessky state university the Republic of Belarus" in the formation of students' health culture and healthy way of life. Basic legislative acts and normative documents the Republic of Belarus regulating the system of students' physical education are presented. The features of organization of educational process with students of special medical groups in solving the problems of developing health culture and healthy way of life are exposed. Quantitative composition of students of special medical groups in Polessky state university is described. During the research work the trends in educational work in Polessky state university on forming of students' health culture and healthy way of life were exposed and described: a) reliance on the developed legislative and normative documents (strategies, laws, acts, conceptions, government programs) and program and methodical base (training programs, educational-methodical complex, methodical guidelines and recommendations, manuals); b) courses on creating a health-saving educational environment; c) a substantial variety of directions (informative, preventive and physical health-improving) and forms (traditional and innovative) of work; d) organization within the structural subdivisions of university (department, faculty, educational and medical center, research laboratory, preventive sanatorium, complex of modern sports facilities); e) development of the university's social partnership system with public organizations, departments, social institutions.
Keywords: higher education institution, process of physical education, students, special medical group, culture; healthy way of life.
Введение. Демократизация и гуманизация общества выдвигают настоятельную потребность достижения высокого уровня здоровья, обеспечивая соответствующее качество жизни, психологическое удовлетворение, социальный комфорт. Сегодня перед человечеством встает вопрос о том, как сохранить себя как вид, приспособленный к меняющимся социально-экономическим и природным условиям среды, и особенно этот вопрос актуален для будущего общества - студенческой молодежи.
Соответственно, возникает потребность в более глубокой модернизации существующей системы физического воспитания студенческой молодежи на дидактическом и организационном уровнях, разработке целого комплекса мер, необходимых для эффективного функционирования качественно новой системы высшего образования.
В настоящее время количество молодых людей, зачисленных по состоянию здоровья в специальные медицинские группы (СМГ), в Республике Беларусь составляет от 20% до 50% от общего числа занимающихся в учебных заведениях. У педагогов Белорусских учреждений высшего образования (О. В. Климович, А.Н. Королевич, Т.В. Мискевич, Э.И. Савко, Т.Е. Старовойтова и др.) наибольшее опасение вызывает тот факт, что их количество неуклонно растет [6, 10]. Т.Е.
Старовойтова, Т.В. Мискевич подтверждают данные об увеличивающейся численности студентов СМГ, при этом остается неизменной тенденция преобладания заболеваний опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы, заболеваний органов зрения, почек и желудочно-кишечного тракта [10]. В частности, в Могилевском государственном университете имени А.А. Кулешова количественный состав СМГ за последние 20 лет возрос с 16 до 36,4%. В период с 1996 года по 2006 годы наибольшее число заболеваний относилось к органам зрения (29%), на втором месте по частоте случаев были заболевания сердечно-сосудистой системы и органов дыхания (23%), далее по 19% -мочеполовая система и желудочно-кишечный тракт, а в прочие, составляющие 10%, попали заболевания щитовидной железы, ожирение, сахарный диабет и др. С 2006 по 2016 годы структура заболеваний изменилась. Наибольший процент составили заболевания опорно-двигательного аппарата (30,7%), на втором месте заболевания органов зрения (29,3%), затем заболевания сердечно-сосудистой системы и органов дыхания (21,6%), мочеполовая система и желудочно-кишечный тракт (13,9%) [10]. В контексте нашего исследования также большой интерес представляют диссертационные работы белорусских авторов (Л.Н. Башкова, Т.
С. Демчук, И. И. Капалыгина, В.В. Клинов, О.Л. Лойко, Н.В. Самусева и др.). В.М. Наскаловим теоретически разработана и практически обоснована система эколого-ориентированного физического воспитания в учреждении высшего образования [8, с. 15]. Анализ научной литературы раскрыл актуальность вопросов формирования культуры здоровья и здорового образа жизни студенческой молодежи, ее специфические особенности, связанные с профессиональными требованиями, потенциальные возможности влияния образовательной среды на овладение студентами умениями и навыками здоро-вьесбережения. В научных работах ученые подчеркивают, что сегодня важно не только пропагандировать культуру здоровья и здорового образа жизни в молодежной среде, но и сочетать ограничительные и разъяснительные меры, индивидуальные и коллективные методы работы, использовать разнообразные формы поощрения обучающихся [5, 6, 7, 10].
Цель работы: обобщить опыт университета в организации занятий студентов специальных медицинских групп по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.
Задачи: 1. Ознакомить с основными законодательными актами и нормативными документами Республики Беларусь, регулирующими систему физического воспитания студентов.
2. Охарактеризовать количественный состав студентов СМГ УО «Полесский государственный университет» (ПолесГУ).
3. Раскрыть особенности организации образовательного процесса со студентами СМГ в решении задач формирования культуры здоровья и здорового образа жизни.
Методы исследования: литературный и концептуально-сравнительный анализ; анализ результатов диспансеризации студентов; педагогическое наблюдение; статистические методы. Исследование длилось десять лет, начиная с 2011/12 учебного года. Объектом наблюдения были студенты 1-111 курсов СМГ ПолесГУ в количестве 1023 человек: в 2011/12 уч. г. - 159 студентов; в 2012/13 уч. г. - 130; в 2013/14 уч. г. - 110; в 2014/15 уч. г. - 83; в 2015/16 уч. г. - 69; в 2016/17 уч. г. -85; в 2017/18 уч. г. - 35 (приведены данные только I курса); в 2018/19 уч. г. - 92; в 2019/20 уч. г. - 104; в 2021/22 уч. г. - 156. На
основании данных ежегодного медицинского осмотра, осуществляемого врачами УЗ «Пинский диспансер спортивной медицины» (обработка результатов проводилась работниками учебно-медицинского центра ПолесГУ), устанавливалось процентное соотношение студентов СМГ по годам обучения. Педагогическое наблюдение проводилось на протяжении всей экспериментальной работы в процессе учебной, внеучебной и дистанционной форм занятий. Статистический анализ осуществлялся на персональном компьютере с помощью STATISTICA 6.0 (StatSoft, 2001) и Office Excel 2007 (Microsoft).
Результаты исследования. Здоровье человека выходит на первый план общенациональной идеи, что нашло отражение в ряде законодательно-нормативных документов Республики Беларусь: в Законе «О физической культуре и спорте» [1], Государственной программе развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь [4], Положении о Государственном физкультурно-оздоровительном комплексе Республики Беларусь [3] и др.
В Законе «О физической культуре и спорте» указано: «Физическая культура - составная часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических, морально-волевых и интеллектуальных способностей человека с целью гармоничного формирования его личности». Эта цитата подчеркивает значение и роль физической культуры в совершенствовании биологического и духовного потенциала человека. Следует отметить, что государственные законодательные акты и программы нацелены на совершенствование системы физического воспитания молодежи с акцентом на оздоровительную направленность физической культуры. Таким образом, озабоченность физическим состоянием молодого поколения, его здоровьем сводится в ранг государственной политики [2, 3].
Цель Государственной программы развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь - достижение стабильно позитивной динамики оздоровления нации средствами физической культуры и спорта [4, с. 6]. Решение основных задач Программы даст возможность улучшить качество организации физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, повысить количество за-
нимающихся массовой физической культурой и спортом, ускорит развитие детско-юношеского спорта и подготовку национальных сборных команд [4, с. 6].
Целью преподавания учебной дисциплины «Физическая культура» в учреждениях высшего образования (УВО) является формирование социально-личностных компетенций студентов, обеспечивающих использование средств физической культуры и спорта для сохранения, укрепления здоровья и подготовки к профессиональной деятельности [9]. Занятия по учебной дисциплине «Физическая культура» с обучающимися СМГ проводятся педагогическими работниками, прошедшими специальную подготовку, отдельно от основной группы в соответствии с учебной программой, разрабатываемой в УВО согласно типовой учебной программе. Наполняемость СМГ составляет не более 12 обучающихся [9, с. 16]. Образовательный процесс направлен на:
- избирательность средств (подбор и дозирование упражнений) с учетом показаний и противопоказаний при заболеваниях студентов;
- формирование у студентов волевых компонентов, интереса, активности и объективной потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
- принятие и усвоение студентами знаний по методике использования средств физической культуры и спорта в профилактике
80 70
^ 60 50 40 30 20 10
«
и &
>> и
о С И о
н =
и
^
н и
0 И
1
Ч о
и
0
59
V
52
1' ,$6 Ч
42 41
43 3
132
2(
заболеваний, по контролю физического и функционального состояния организма;
- укрепление здоровья, коррекцию телосложения и осанки, повышение функциональных возможностей, устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды [9].
Списки студентов, распределенных в основные, подготовительные группы, группы СМГ и ЛФК, утверждаются приказом (распоряжением) ректора УВО [9, с. 15-16]. Обучающиеся, не прошедшие медицинское обследование, подтвержденное соответствующим документом, к практическим занятиям физической культурой не допускаются. На основании медицинского заключения в течение учебного года студенты могут быть перераспределены в другую группу [9, с. 1516].
Аттестация студентов, обучающихся в СМГ («зачет» в каждом семестре на протяжении трех (четырех) курсов), проводится по общим требованиям, с учетом их медицинских показаний. Из программных требований практического раздела исключаются те виды контрольных нормативов физической подготовленности, которые им противопоказаны по состоянию здоровья [9, с. 18].
Количественный состав студентов СМГ (1-111 курс) по годам исследования представлен на рисунке 1.
71
□ 1 * сурс
□ 2 * сурс
□ 3 * сурс
□ 4 * сурс
2525 9
32 28 25
32 30
30
42
33 29
51
28
а!
2011/12
■ и— ш ч—р ш г—¡л
2013/14 2015/16 2018/19 2021/22 учебный год
Рисунок 1. - Количественный состав студентов специальной медицинской группы
(1-111 курс) по годам исследования
Результаты медосмотра студентов 1-4 курсов (осень) 1 семестр 2021/2022 уч. г. по состоянию на 21.12.2021 год представлены в таблице 1.
По результатам статистического анализа, очевидно преобладание девушек (69,81 %) в общей численности студентов, занимающих-
Таблица 1. -
ся в специальных медицинских группах. Уменьшение к третьему курсу численности студентов, занимающихся в СМГ, свидетельствует о том, что должное внимание уделяется корректировке физического состояния и улучшению здоровья студентов (табл. 2).
Состав студентов медицинских групп в университете (в %)
Курсы Медицинские группы Всего
Основная Подготовительная Специальная ЛФК Освобожденные от практических занятий Находятся под медицинским контролем, не дообследовались
Факультет экономики и финансов
1 46,30 33,33 15,12 0,62 2,47 2,16 324
2 32,33 52,67 9,67 0 2,33 3,00 300
3 32,85 55,84 6,20 0 0,73 4,38 274
4 28,57 38,09 9,52 0 4,76 19,05 21
всего 37,32 46,46 10,55 0,22 1,96 3,48 919
Инженерный факультет
1 44,07 39,83 8,47 1,69 1,69 4,24 118
2 29,73 52,25 10,81 0,90 3,60 2,70 111
3 45,00 44,00 6,00 0 1,00 4,00 100
всего 39,51 45,29 8,51 0,91 2,13 3,65 329
Факультет организации здорового образа жизни
1 85,86 10,10 0 0 0 4,04 99
2 74,12 16,47 0 0 0 9,41 85
3 74,42 11,63 0 0 1,16 12,79 86
4 62,19 17,07 0 0 0 20,73 82
всего 74,71 13,64 0 0 0,28 11,36 352
Биотехнологический факультет
1 46,79 36,70 11,01 1,83 3,67 0 109
2 26,53 62,24 10,20 0 1,02 0 98
3 42,86 49,35 6,49 0 1,30 0 77
4 28,00 64,00 8,00 0 0 0 50
всего 37,13 51,20 9,28 0,60 1,80 0 334
всего по университету 44,47 41,11 8,07 0,36 1,65 4,34 1934
Курсы обучения Учебные годы
2018/2019 2019/2020 2021/2022
I 6,26 8,55 10,92
II 6,68 7,34 8,59
III 6,42 6,26 5,21
IV - - 8,45
Всего 6,46 7,41 8,07
Таблица 2. - Соотношение студентов специальной медицинской группы к общему количеству студентов дневной формы обучения на факультетах в ПолесГУ, в %
По убеждению преподавателей, занимающихся со студентами СМГ, этому способствует также формирование у студенческой молодежи желания заботиться о своем здоровье; создание установки на использование здорового питания; приобретение знаний о негативных факторах риска для здоровья студентов (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и др., инфекционные заболевания); культивирование потребности студента в готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены, индивидуальная заинтересованность и желание студентов перейти из СМГ в подготовительную группу и заниматься со своими друзьями [6, 7, 10].
Для этого студенты дополнительно консультируются с врачами и проходят лечение. В университете функционирует целый комплекс медицинских учреждений. Санаторий-профилакторий является структурным подразделением ПолесГУ и предназначен для оказания лечебных и оздоровительных услуг студентам, обучающимся на дневной форме. Научно-исследовательская лаборатория лон-гитудинальных исследований оказывает услуги по гематологической, биохимической, иммунологической и генетической лабораторной диагностике. Учебно-медицинский центр - консультацию врачей-специалистов и различные процедуры и услуги (электролечение, функциональную диагностику, светолечение, ингаляционную терапию и др.). Упорядоченной системой дидактических средств, отражающих теоретические и организационно-методические основы физической культуры в СМГ, требования, а также формы контроля подготовки студентов в соответствии с образовательным стандартом Республики Беларусь, является учебно-методический комплекс [5, 6]. Возрастает роль библиотеки в научно-информационном сопровождении образования. Благодаря услугам электронного обслуживания растет количество пользователей, поскольку библиотека сегодня как ключевой информационный центр расширяет свои традиционные функции, трансформируя весь комплекс услуг для как можно более полного удовлетворения потребностей различных категорий пользователей, в том числе и удаленных.
Вышеизложенное в полной мере касается и научно-информационного сопровождения учебных занятий студентами СМГ. В университете ведется работа по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц [7]. Безбарьерная среда жизнедеятельности - это условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного передвижения (в том числе пешком, на колясках, личном и общественном транспорте), доступа в здания и сооружения, передвижения и деятельности внутри этих объектов, получения гражданами полного комплекса услуг.
Выводы. Таким образом, изучение основных законодательных актов и нормативных документов Республики Беларусь, регулирующих систему физического воспитания студентов, дает возможность сформировать четкое представление о характере проблем, имеющих место в образовательном пространстве Республики Беларусь.
В ходе исследования выявлены и охарактеризованы тенденции образовательной работы в ПолесГУ по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни студентов: а) опора на разработанную нормативную правовую (стратегии, законы, акты, концепции, государственные программы) и программно-методическую (учебные программы, учебно-методические комплексы, методические указания и рекомендации, методические пособия) базы; б) курсы по созданию здоровьесберегающей образовательной среды; в) содержательное разнообразие направлений (информационное, профилактическое и физкультурно-оздоровительное) и форм (традиционные и инновационные) работы; г) организация в рамках структурных подразделений университета (кафедра, факультет, учебно-медицинскийцентр, научно-
исследовательская лаборатория, санаторий-профилакторий, комплекс современных спортивных сооружений); д) развитие системы социального партнерства вуза с общественными организациями, ведомствами, социальными институтами.
Список литературы
1. О физической культуре и спорте: Закон
Республики Беларусь от 4 января 2014 г.
№ 125-з: принят Палатой Представителей
5 декабря 2013 года: одобр. Советом Республики 19 декабря 2013 года // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - 2014. - № 2/2123. -С.1-48.
2. Об утверждении государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016-2020 годы: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 28 марта 2016 г., № 250 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. - 13.04.2016. - 5/41915.
3. Об утверждении Положения о Государственном физкультурно-оздоровительном комплексе Республики Беларусь и признании утратившим силу постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24 июня 2008 г. № 17 : Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, 2 июля 2014 г., № 16 // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. -09.09.2014. - 8/29060.
4. Государственная программа развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2016 - 2020 годы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mst.by/ru/razvitie-sporta-ru/.
5. Кузнецова, О. Т. Проектування моделi методично! системи застосування оздоров-чих технологш у процес фiзичного вихо-вання студенев / О. Т. Кузнецова // Про-блеми шновацшного розвитку вищо! осв^и у глобальному, регюнальному та нацюнальному контекстах : монографiя / за заг. ред. А. А. Сбруево! та Г. Ю. Школа!. - Суми : Вид-во СумДПУ iменi А. С. Макаренка, 2017. - 412 с. - С. 350-371.
6. Кузнецова, О. Т. Оздоровчi технологи у фiзичному вихованш студенпв : теорiя, методика, практика : монографiя / О. Т. Кузнецова. - Рiвне : Волинсью обереги, 2018. - 416 с.
7. Коляда, Н. В. Значение физической культуры в сохранении и укреплении здоровья студенческой молодежи / Н. В. Коляда, Е. Т. Кузнецова // Актуальш проблеми фiзично!' культури i спорту в сучасному суспшьсга - 2020: зб. наук. праць II Все-укр. наук.-практ. конф. з мiжнародною участю / гол. ред. О.1. Булгаков. - Житомир: Вид-во ЖДУ iм. I. Франка, 2020. -178 с. - С. 156-160.
8. Наскалов, В. М. Экологическое образование в физическом воспитании студентов вузов / В. М. Наскалов // Ученые записки ун-та им. П. Ф. Лесгафта. 2014. -№ 12(118). - С. 90-95.
9. Об организации образовательного процесса в учреждениях высшего образования в 2021/2022 учебном году: Постановление Министерства образования Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bsuir.by > .
10. Старовойтова, Т. Е. Комплексная методика индивидуализации физических нагрузок в специальной медицинской группе / Т. Е. Старовойтова, Т. В. Мискевич // Современные проблемы формирования и укрепления здоровья: сб. науч. статей III Междунар. научн-практ. конф. «Здоровье - 2017». - Барановичи : БарГУ, 2017. - C. 162 - 167.
Reference
1. O fizicheskoy kul'ture i sporte: Zakon Respu-bliki Belarus' ot 4yanvarya 2014 g. № 125-z: prinyatoy Palatoy Predstaviteley 5 dekabrya 2013 goda: odobr. Sovetom Respubliki 19 dekabrya 2013 goda [On physical culture and sports: Law of the Republic of Belarus dated January 4, 2014 No. 125-z: adopted by the House of Representatives December 5, 2013: approved. Council of the Republic December 19, 2013] Natsional'nyy pravovoy Internetportal Respubliki Belarus'. 2014, no. 2/2123, pp. 1-48. (In Russian)
2. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy «Obrazovaniye Soveta i molodezhnaya poli-tika» na 2016-2020 gody: postanovleniye Ministrov Resp. Belarus', 28 marta 2016 g., № 250 [On the approval of the state program "Education and Youth Policy" for 20162020: Resolution of the Council of Ministers of the Rep. Belarus, March 28, 2016, No. 250]. Natsional'nyy pravovoy Internet-portal Respubliki Belarus'. 13.04.2016. 5/41915. (In Russian)
3. Ob utverzhdenii Polozheniya o gosudarstven-nom fizkul'turno-ozdorovitel'nom komplekse Respubliki Belarus' ot 24 iyunya 2008 g. № 17: Postanovleniye Ministerstva sporta i tur-izma Belarus', 2 iyulya 2014 g., № 16 [On approval of the Regulations on the State sports and recreation complex of the Republic of Belarus and invalidation of the resolu-
tion of the Ministry of Sports and Tourism of the Republic of Belarus dated June 24, 2008 No. 17: Resolution of the Ministry of Sports and Tourism of the Republic of Belarus, July 2, 2014, No. 16]. Natsional'nyy pravovoy Internet-portal Respubliki Belarus'. 09.09.2014. 8/29060. (In Russian)
4. Gosudarstvennaya programma razvitiya fizi-cheskoy kul'tury i sporta v Belarusi na 20162020 gody. [State program for the development of physical culture and sports in the Republic of Belarus for 2016-2020]. (In Russian) Available at: https://www.mst.by/ru/razvitie-sporta-ru/.
5. Kuznetsova O.T. Proyekt modeli metodichnoi sistemi zakrepleniye ozdorovitel'nykh tekhnologiy u protsesiv fizicheskogo vikhovannya studentov [Designing a model of the methodical system of application of health technologies in the process of physical education of students]. Problemy inno-vatsiynogo rozvitku poiskov osviti u glob-al'nomu, regional'nomu ta natsion pravil'nogo konteksta: monografya / za zag. red. A. A. Sbruevoi ta G. YU. Nikolai [Problems of innovative development of higher education in global, regional and national contexts]. Sumi: Vid-vo SumDPU imeni A. S. Makarenka, 2017, 412 p, pp. 350-371. (In Ukrainian)
6. Kuznetsova O.T. Ozdorovchi tekhnologii u fizicheskogo vikhovanni studentov: teoriya, metodika, praktika [Health technologies in physical education of students: theory, methods, practice]. Rivne: Volinskiye oberegi, 2018, 416 p. (In Ukrainian)
7. Kolyada N., Kuznetsova O.T. Znacheniye fizicheskoy kul'tury v sokhranenii i ukreple-nii zdorov'ya studencheskoy molodezhi [The value of physical culture in the preservation and strengthening of the health of students].
Aktual'nyye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta v sovremennom obshchestve - 2020: sb. nauk. rabot II Vseukr. Nauchno-prakticheskoy. Konf. s mezhdunarodnym uchastiyem [Current issues of physical culture and sports in modern society - 2020: Coll. Science. works II All-Ukrainian. scientific-practical conf. with international participation]. Zhitomir: Izd. ZHDU im. I. Franko, 2020, pp.156-160.
8. Naskalov V. M. Ekologicheskoye obra-zovaniye v fizicheskom vospitanii studentov vuzov [Ecological education in the physical education of university students]. Uchenyye zapiski un-ta im. P. F. Lesgafta /Scholarly notes University named after P.F. Lesgaft]. 2014, no. 12(118), pp. 90-95. (In Russian)
9. Ob organizatsii obrazovatel'nogo protsessa v uchrezhdeniyakh vysshego obrazovaniya v 2021/2022 uchebnom godu [On the organization of the educational process in higher education institutions in the 2021/2022 academic year: Decree of the Ministry of Education of the Republic of Belarus]. (In Russian) Available at: https://www.bsuir.by
10. Starovoytova T. Ye., Miskevich T. V. Kom-pleksnaya metodika individualizatsii fizi-cheskikh nagruzok v spetsial'noy med-itsinskoy gruppe [Complex methodology of individualization of physical loads in a special medical group]. Sovremennyye problemy formirovaniya i ukrepleniya zdorov'ya: sb. nauch. statey III Mezhdunar. nauchn-prakt. konf. «Zdorov'ye - 2017» [Modern problems of formation and strengthening of health: collection of articles. scientific Articles III Intern. scientific-practical. conf. "Health -2017"]. Baranovichi : BarGU, 2017, pp. 162 - 167. (In Russian)
Received 7 April 2022