Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ БЕЛАРУСИ И РОССИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ'

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ БЕЛАРУСИ И РОССИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
38
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ШАГОМЕР / МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ПРОФИЛЬНЫЙ СПОРТИВНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ГИПОДИНАМИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пац Наталия Викторовна, Звягина Екатерина Владимировна, Мазур Марина Александровна

С помощью шагомера Mi Band 4 с браслетом Fitbit исследовали физическую активность студентов медицинского вуза, занимающихся в основной и специальной группах физической культуры, и студентов профильного спортивного вуза. Показатели шагометрии у студентов УралГУФК выше, чем у студентов медицинского вуза. Действующие программы часовой физкультуры в неспортивном вузе не могут устранить негативные последствия студенческой гипокинезии, поэтому важным направлением учебного процесса является развитие мотивации студентов к увеличению объёмов физических нагрузок в течение дня, учёбы и отдыха и, возможно, пересмотр учебных программ в сторону увеличения физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пац Наталия Викторовна, Звягина Екатерина Владимировна, Мазур Марина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF MOTOR ACTIVITY OF STUDENTS FROM BELARUS AND RUSSIA STUDYING IN UNIVERSITIES OF VARIOUS DIRECTIONS

The Mi Band 4 pedometer with a Fitbit bracelet was used to investigate the physical activity of medical students in the main and special groups of physical culture, and students of a specialized sports university. Comparison of the level of activity in these groups was carried out taking into account physical activity outside school hours. Pedometer parameters among Ural State University of Physical Culture students are higher than among students of a medical university. A direct correlation was found between the complaints of students arising from the dynamic loads in physical education lessons and their physical activity per day (less than 5000 steps). The current programs of one-hour physical education in an unsportsmanlike university cannot eliminate the negative consequences of student hypokinesia. Therefore, an important direction of the educational process is the development of students’ motivation to increase the volume of physical activity during the day, study and rest, and, possibly, the revision of curricula in the direction of increasing physical education.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ БЕЛАРУСИ И РОССИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»

Вестник Челябинского государственного университета. Образование и здравоохранение. 2020. № 4 (12). С. 50—53.

УДК 612.7-057.875(476)(470+571) DOI: 10.24411/2409-4102-2020-10406

ББК 28.707(4Беи)(2Рос)

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

СТУДЕНТОВ БЕЛАРУСИ И РОССИИ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВУЗАХ РАЗЛИЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Н. В. Пац, Е. В. Звягин^, М. А. Мазур

1 Гродненский государственный медицинский университет, Гродно, Республика Беларусь Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск, Россия

С помощью шагомера Mi Band 4 с браслетом Fitbit исследовали физическую активность студентов медицинского вуза, занимающихся в основной и специальной группах физической культуры, и студентов профильного спортивного вуза. Показатели шагометрии у студентов УралГУФК выше, чем у студентов медицинского вуза. Действующие программы часовой физкультуры в неспортивном вузе не могут устранить негативные последствия студенческой гипокинезии, поэтому важным направлением учебного процесса является развитие мотивации студентов к увеличению объёмов физических нагрузок в течение дня, учёбы и отдыха и, возможно, пересмотр учебных программ в сторону увеличения физического воспитания.

Ключевые слова: двигательная активность, студенты, шагомер, медицинский университет, профильный спортивный университет, гиподинамия.

Введение. Обучение студентов в любом вузе связано с большим объёмом учебной работы и высоким умственным напряжением, которое часто сопровождается снижением физических нагрузок. Привычный двигательный режим обеспечивает уровень и гармонию физического развития, функциональное состояние организма. Грамотное использование собственных физических данных позволяет повысить выносливость, работоспособность организма, что очень важно для молодого растущего организма. Важным моментом является определение «оптимального» уровня физической активности, который компенсирует энергетические затраты и способствует оздоровлению всех сторон личности, поскольку физическая активность, участвующая в реализации моторно-веге-тативных функций организма человека на этапах его развития, становится основной составляющей деятельности и здоровья.

Ретроспективный анализ исследований И. В. Журавлёвой в монографии «Здоровье студентов: социологический анализ» (2012 г.), а также других авторов свидетельствует о постоянном ухудшении здоровья студентов при снижении двигательной активности: около 70 % страдают функциональными и соматическими заболеваниями. За годы обучения в вузе количество здоровых студентов уменьшилось на 25,9 % на фоне роста хронических заболеваний на 20 % [6-8].

Повышению профессиональной и прикладной готовности и оптимизации успеваемости

за счёт снижения нервно-эмоционального напряжения способствует физическая культура. Таким образом, для определения необходимого оптимального уровня двигательной активности и его поддержания предполагается оценить в сравнении данный вид деятельности у студентов различных вузов.

Цель исследования: оценить двигательную активность студентов (девушек) III курса Гродненского государственного медицинского университета (ГрГМУ, Гродно), занимающихся в основной и специальной медицинской группах (в зависимости от состояния здоровья) по физкультуре, и студентов профильного спортивного вуза (Уральского государственного университета физической культуры (УралГУФК, Челябинск).

Материалы и методы исследования. Объект исследования — 150 девушек ГрГМУ; возраст опрашиваемых: 56 % — в возрасте 18-19 лет; 38 % — 20-21 года; 6 % — 22-23 лет; 100 студенток УралГУФК: 77,8 % — в возрасте 18-19 лет, 18,5 % — 20-21 года, 3,7 % — старше 21 года.

Двигательную активность мониторировали при помощи шагомера Mi Band 4 с браслетом Fitbit. Материалы систематизированы, результаты исследования были обработаны с использованием методов описательной статистики с помощью таблиц Excel и пакета прикладных программ «Статистика 10».

Результаты и их обсуждение. Было установлено, что 72 % из числа обследованных студенток

занимаются в основной группе, а 28 % — в специальной медицинской. Кроме занятий по физической культуре 44,4 % студенток основной группы и 42,9 % студенток специальной группы имеют дополнительную физическую нагрузку (ГрГМУ, Гродно); 68 % студенток вуза физической культуры систематически занимаются спортом (направление физическая культура), 28 % из которых профессионально, имея спортивные разряды и звания; 32 % девушек не занимаются спортом (направление адаптивная физическая культура) (УралГУФК, Челябинск). В табл. 1 представлено распределение студентов (девушек) указанных вузов по видам физической активности.

Из группы студенток, не занимающихся спором профессионально, 48 % респондентов показали,

что 1-3 раза в неделю стараются уделять время дополнительной физической нагрузке, 36 % — 4-6 раз в неделю, 4 % — тренируются каждый день. Причём у 68 % тренировка длится от 1 до 2 часов, у 28 % — 2-4 часа, у 12 % опрошенных — менее 1 часа.

Было выявлено, что в разные дни недели студенты имели разные нагрузки, что, возможно, обусловлено наличием или отсутствием учебных дисциплин, связанных с физической нагрузкой (табл. 2).

Таким образом, средний показатель шаго-метрии у девушек основной группы Гродно 8 100±237,3 локомоции, у студенток специальной группы 7 870±219,1 локомоции соответственно. Студентки УралГУФК, постоянно занимающиеся

Таблица 1

Распределение студенток вузов Гродно и Челябинска по видам физической активности

Гродно Челябинск

Вид физической активности Студенты основной группы (п = 108) Студенты специальной группы (п = 42) Студенты, постоянно занимающиеся спортом (п = 68) Студенты с дополнительной физической нагрузкой (п = 32)

Бассейн 3,5 % (п = 4) 14,3 % (п = 15) 30,8 % (п = 21) 31,2 % (п = 10)

Тренажёрный зал 38 % (п = 41) 12,5 % (п = 13) 16,1 % (п = 11) -

Игровые виды спорта 9,5 % (п = 10) 4,2 % (п = 4) 26,4 % (п = 18) -

Пешие прогулки 17 % (п = 18) 6,4 % (п = 9) 26,4 % (п =1 8) 46,8 % (п = 15)

Периодические занятия дома 32,4 % (п = 35) 0,9 % (п = 1) — 21,8 % (п = 7)

Таблица 2

Результаты шагометрии студенток вузов Гродно и Челябинска (количество локомоций)

Гродно, М±т Челябинск, М±т

Показатель Студенты основной группы Студенты специальной группы Студенты, постоянно занимающиеся спортом Студенты с дополнительной физической нагрузкой

Понедельник 9 445±321,1 6 751±221,1 13 678±373,3 9 856+218,1

Вторник 8 750±218,1 9 340±291,3 14 543±176,2 10 789±485,2

Среда 7 850±240,3 7 681±192,2 13 234±210,1 11 109±178,1

Четверг 8 841±202,2 9 665±231,4 12 248±301,2 9 856±247,3

Пятница 9 200±145,1 9 650±208,3 13 471±175,3 10 098±198,3

Суббота 6 110±158,4 5 689±182,1 15 287±157,4 11 895±231,3

Воскресенье 6 510±196,2 6 320±212,2 12 287±225,1 12 205±214,1

Общее (среднее) 8 100±237,3* 7 870±219,1** 13 535±231,2* 10 829±253,1**

52

Н. В. Пац, Е. В. Звягина, М. А. Мазур

спортом (68 %), в понедельник в среднем совершают 13 535±231,2 локомоции (шагов); респонденты, которые спортивные занятия имеют в качестве дополнительной нагрузки (32 %), совершают 10 829±253,1 локомоции, учитывая, что в процессе учебного дня есть образовательные предметы, связанные с физической активностью (основы волейбола, лыжный спорт и т. д.). Достоверно (р<0,05) установлено, что девушки в основной группе здоровья (Гродно) совершают меньшее количество шагов по дням недели и в среднем соответственно, несмотря на дополнительную физическую нагрузку. Данные шагометрии доказывают, что студенты, постоянно занимающиеся спортом, достоверно больше совершают ло-комоций, чем студенты, для которых спорт лишь дополнительная нагрузка. Однако в обеих этих

группах показатель шагометрии не ниже 10 000 шагов (рекомендация ВОЗ).

Заключение. Двигательная активность человека — важный интегральный показатель здоровья. Программа по физическому воспитанию в вузе не в состоянии полностью устранить отрицательные последствия гипокинезии. Решение проблемы гиподинамического стресса у студентов неспортивных вузов требует комплексного подхода.

Разнообразие видов физической нагрузки и двигательной активности студентов возможно при условии мотивационно-волевого компонента интереса к занятиям физической культурой и осознания необходимости вести активный образ жизни и заниматься дополнительно физическими упражнениями.

Список литературы

1. Бородина, Д. П. Двигательная активность гимназистов областного центра Беларуси / Д. П. Бородина, Н. В. Пац // Сучасш теоретичш та практичш аспекти клiнiчноi медицини: наук.-практ. конф. з мiжнар. участю, присвячена 150^ччю з дня народження В. В. Воронша. — Одеса, 9-10 квггня 2020 року. — Одесса : ОНМедУ, 2020. — С. 29.

2. Васильков, А. А. Теория и методика физического воспитания / А. А. Васильков. — Ростов н/Д. : Феникс, 2008. — 381 с.

3. Гелецкий, В. М. Теория физической культуры и спорта : учебное пособие / В. М. Гелецкий / Сибирский федеральный университет. — Красноярск : ИПК СФУ, 2008. — 342 с.

4. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учебное пособие / Е. Н. Голунов, Б. И. Мартьянов. — М., 2000. — 168 с.

5. Грачёв, А. С. Изучение двигательной активности студентов различных специальностей / А. С. Грачев, Е. В. Гавришова // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 5. — С. 46-52.

6. Здоровье студентов: социологический анализ / отв. ред. И. В. Журавлёва ; Институт социологии РАН. — М., 2012. — 252 с.

7. Кабачкова, А. В. Двигательная активность студенческой молодёжи / А. В. Кабачкова, В. В. Фом-ченко, Ю. С. Фролова // Вестник Томского государственного университета. — 2015. — № 392. — С. 175178. DOI 10.17223/15617793/392/29.

8. Третьяков, А. А. Анализ взаимосвязи уровня соматического здоровья студентов с двигательной активностью /А.А. Третьяков, В. В. Дрогомерецкий, В. В Агошков // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 3. — С. 21-24.

9. Физическая культура студента : учебник / под ред. В. И. Ильинича. — М. : Гардарики, 2001. — 448 с.

Сведения об авторах

Пац Наталия Викторовна — кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей гигиены и экологии Гродненского государственного медицинского университета, Гродно, Республика Беларусь. pats_nataly.2003@ mail.ru

Звягина Екатерина Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физиологии, Уральского государственного университета физической культуры, Челябинск, Россия. zv-aev@mail.ru

Мазур Марина Александровна — студентка 3-го курса педиатрического факультета Гродненского государственного медицинского университета, Гродно, Республика Беларусь.

Bulletin of Chelyabinsk State University. Education and Healthcare. 2020. № 4 (12). P. 50—53.

COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF MOTOR ACTIVITY OF STUDENTS FROM BELARUS AND RUSSIA STUDYING IN UNIVERSITIES OF VARIOUS DIRECTIONS

N.V. Pats

Grodno State Medical University, Grodno, Belarus. pats_nataly.2003@mail.ru

E. V. Zvyagina

Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia. zv-aev@mail.ru

M.A. Mazur

Grodno State Medical University, Grodno, Belarus

The Mi Band 4 pedometer with a Fitbit bracelet was used to investigate the physical activity of medical students in the main and special groups of physical culture, and students of a specialized sports university. Comparison of the level of activity in these groups was carried out taking into account physical activity outside school hours. Pedometer parameters among Ural State University of Physical Culture students are higher than among students of a medical university. A direct correlation was found between the complaints of students arising from the dynamic loads in physical education lessons and their physical activity per day (less than 5000 steps). The current programs of one-hour physical education in an unsportsmanlike university cannot eliminate the negative consequences of student hypokinesia. Therefore, an important direction of the educational process is the development of students' motivation to increase the volume of physical activity during the day, study and rest, and, possibly, the revision of curricula in the direction of increasing physical education.

Keywords: motor activity, students, pedometer, medical University, specialized sports University, physical inactivity.

References

1. Borodina D.P., Pac N.V. Dvigatel'naya aktivnost' gimnazistov oblastnogo centra Belarusi [Physical activity of gymnasium students of the regional center of Belarus]. Suchasni teoretichni tapraktichni aspekti klinich-noi medicini: nauchno-prakticheskaya konferentsiya z mizhnarodnym uchastiyem, prisvyachena 150-richchyu z dnya narodzhennya V.V. Voronina. Odessa. 2020. Pp 29-30 (In Ukrainian).

2. Vasil'kov A.A. Teoriya i metodikafizicheskogo vospitaniya [Theory and methodology of physical education]. Rostov on Don, 2008. 381 p. (In Russ.).

3. Geletskij V.M. Teoriya fizicheskoj kul'tury i sporta [The theory of physical culture and sports]. Krasnoyarsk, 2008. 342 p. (In Russ.).

4. Gogunov E.N., Mart'yanov B.I., Golunov E.N. Psihologiyafizicheskogo vospitaniya i sporta [Psychology of physical education and sports]. Moscow, 2000. 168 p. (In Russ.).

5. Grachyov A.S., Gavrishova E.V. Izucheniye dvigatel'noj aktivnosti studentov razlichnyh special'nostej [Studying the motor activity of students of various specialties]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2013, vol. 5, pp. 46-52. (In Russ.).

6. Zdorov'ye studentov: sociologicheskij analiz [Student health: sociological analysis]. I.V. ZHuravleva (eds). Moscow, 2012. 252 p. (In Russ.).

7. Kabachkova A.V., Fomchenko A. V., Frolova YU. S. Dvigatel'naya aktivnost' studencheskoj molodezhi [Motor activity of student youth]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 2015, vol. 392, pp. 175-178. DOI 10.17223/15617793/392/29. (In Russ.).

8. Tret'yakov A.A., Drogomereckij V.V., Agoshkov V.V. Analiz vzaimosvyazi urovnya somaticheskogo zdorov'ya studentov s dvigatel'noj aktivnost'yu [Analysis of the relationship between the level of somatic health of students with physical activity]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, vol. 3, pp. 21-24. (In Russ.).

9. Fizicheskaya kul'tura studenta: uchebnik [Physical culture of the student]. V. I. Il'inicha (eds). Moscow, 2001. 448 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.