а
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
БЕЛОСТО КА И ГРОДНО
Бака Р.1, Шпаков А. 2 Институт физического воспитания, Белосток, Польша Г осударственныйуниверситет имени Янки Купалы, Г родно, Беларусь
Аннотация. Исследование заключалось в сравнительной оценке уровня физической подготовленности студентовучебных заведений в Белостоке и Г родно Для объективной оценки физической подготовленности как следствия организации учебного процесса по разделу физическое воспитание, использовался комплексный метод контроля с использованием международного теста ICSPFT. Уровень подготовленности студентов оценивался в количественных и качественных критериях.
Ключевые слова: студенты, учебный процесс, физическое воспитание, оценка, физическая подготовленность. Анотація. Бака Р., Шпаков А. Особливості фізичної підготовленості студентів у вузах Білостоку та Гродно. Дослідження базувалось на порівняльній оцінці фізичної підготовленості студентів різних учбових закладів Білостоку та Гродно Для об’єктивної оцінки фізичної підготовленості як наслідок організації учбового процесу з фізичного виховання, було використано метод контролю за міжнародним тестом ICSPFT. Рівень підготовленості студентів оцінювався за кількісними та якісними критеріями.
Ключові слова: студенти навчальний процес, фізичне виховання, оцінка, фізична підготовленість Annotation. Baka R., Shpakov A. Features of physical readiness of students in high schools of Bialystok and Grodno. Research consists in a comparative estimation of a level of physical readiness of students of educational institutions in Bialystok and Grodno. For an objective estimation of physical readiness as investigations of the organization of educational process on section physical training, the complex quality monitoring with use of international test ICSPFT was used. The level of readiness of students was estimated in quantitative and qualitative criteria.
Key words: students, educational process, physical training, the complex control, an estimation of physical readiness.
Введение.
Физическое воспитание - единственный в программе высшей школы предмет, задачей которого является уменьшение умственной нагрузки. Двигательная активность на занятиях, являясь неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, содействует физическому совершенству, способствует здоровому образу жизни. В публикациях ведущих специалистов в области физического воспитания молодёжи подчёркивается актуальность исследований, направленных на совершенствование учебного процесса в вузах [1, 5]. Важным критерием оценки эффективности и управления педагогическим процессом является группа показателей физической подготовленностистудентов[1, 2].
Материалы нашего исследования направлены на совершенствование комплексной системы оценки физической подготовленностимолодежи и позволяют оценить эффективность организации обучения студентов по физическому воспитанию. Проблема оценки состояния индивидуального здоровья человека и, в частности, контроль за изменением его физической подготовленностиприобретает важное значение, особенно для групп лиц, подверженных высоким психоэмоциональным нагрузкам, а студенты вузов составляют по этому показателю группу риска [4].
Данная работа выполнялась в рамках научно-исследовательского проекта «Питание, здоровьеформирующие основы и показатели физической подготовленностистуденческоймолодежи Польши, Беларуси, Литвы и России - сравнительный аспект».
Формулирование целей работы.
Цель исследования заключалась в сравнительной оценке уровня физической подготовленностистудентов учебных заведений в Польше и Беларуси Приграничные города Белосток и Г родно были выбраны в связи с тем, что расстояние между ними составляет SO км, по численности населения они равноценные, а социальноэкономический статус населения и в частности преподавание физического воспитания в вузах по обе стороны границы имеют свои особенности
Организация исследований.
Условия исследования были объяснены студентам и заключались в том, что критерием оценки двигательной активности в ходе учебного процесса послужили темпы прироста контрольных показателей в двигательных тестах, зарегистрированных в начале и в конце учебного года. При этом учитывали объективные расхождения в содержании программного материала и количества учебных часов, отводимых на физическое воспитание в каждом учебном заведении. Нами принято во внимание и то, что популяция студентов обоих вузов по каждому из контрольных показателей физической подготовленности, зарегистрированных в начале учебного года, может оказаться не равноценной из-за различных социальных условий, особенностей биологического развития, характера предшествующей физической подготовки и др. В связи с этими обстоятельствами выводы о влиянии двигательной активности приводятся только на основе анализа прироста показателей физической подготовленностистудентовкаждого вуза от исходного (в начале учебного года) до заключительного (в конце) обследования, используя преимущественно качественные критерии оценки
Часовое распределение учебного процесса для студентов по физическому воспитанию представлено в табл.1.
Таблица 1
Общий объём занятий в часах по физическому воспитанию студентов Гродно и Белостока
Г одобучения Г родно Белосток Разность
всего в неделю всего в неделю
1 140 4 157 4,5 0,5
2 140 4 140 4 0
3 140 4 105 3 1
I = 420 I = 402 1S
Организация учебного процесса и методология преподавания в Гродно и Белостоке разительно не отличалась и строилась на основе использования упражнений популярных видов спорта, широко распространенных в физическом воспитании. Отличительной особенностью был общий объём часов учебного плана по отдельным видам спорта. Так, в Гродно по таким дисциплинам, как лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные и подвижные игры он составлял 198 часов, против 110 часов в Белостоке В то же время у польских студентов больше времени отводилось на плавание и виды спорта по выбору - 116 часов против 88 часов у белорусских студентов В целом объём занятий по физическому воспитанию в цикле трёхлетнего обучения в Г родно только на 18 часов оказался больше.
Обследование студентов проводилось по программе International Committee on the Standardization of Physical Fitness Test (ICSPFT). Тест включает контрольные упражнения, позволяющие объективно оценить уровень развития силы, быстроты, выносливости, гибкости обследованных в метрических единицах и субъективных бальных оценках (табл. 2, 3).
Регистрация выполнения тестовых заданий осуществлялась в соответствии с общей инструкцией и опубликованными указаниями [5, 6]. Для обработки первичных материалов обследования использовался стандартный пакет статистических программ. В целях повышения надёжности результатов использовали соревновательный способ мотивации как в ходе учебного процесса, так и в процессе тестирования [1, 3].
Таблица2
Характеристика физической подготовленности студентов І, ІІ, ІІІ курсов в Гродно
Год обучения Статистичес кие критерии Основные показатели тестирования
Бег 50 м, с Бег 1000 м, с Челночный бег 4x10 м, с Прыжок в длину с места, см Подтягива ние на переклади не, раз Подъем туловища в сед за 30 с, раз Наклон вперёд из положения стоя см
X S,S 230,7 10,5 234,9 9,2 2S,3 S,3
I SD 1,1 21,9 0,7 23,4 1,9 5,4 4,2
min б,2 1б4 9,0б 1б5 5 20 -1
max 11 27S 13 2б5 14 47 1S
X S,1 227,S 10,1 244,5 S,S 30,1 S,4
II SD 1,3 19,1 0,б 15,5 1,2 5,9 5,0
min б,1 174 9,02 201 7 20 -2
max 11,1 2б0 11,9 270 11 47 20
X 7,б 22б,2 10,2 243,2 10,4 31,9 10,S
III SD 1,2 21,5 0,7 15,5 2,1 4,3 б,2
min б,3 192 9,0б 210 S 20 0
max 10,0S 2S0 13 275 14 42 22
Результаты исследо ваний.
Результаты исследования, проведенного в начале учебного года, позволили объективно, в количественных выфажениях описать уровень физической подготовленности студентов Гродно (п=95) и Белостока (п=100). Общее количество контрольных данных по 7 показателям ICSPFT послужило основой для разработки качественных критериев оценки физической подготовленности Примером формирования общего массива контрольных данных могут служить материалы (табл.3), в которых представлены результата контроля студентовП курса из Белостока
Для обоснования качественных критериев оценки физической подготовленностистудентоврассчитывали пропорциональную (стандартную) шкалу, масштабом которой служило среднеквадратическое отклонение, а средний результат приравнивал к 50 баллам [3].
Формула расчёта такой шкалы:
XI- М
Т=50+10 х----------
с
где Т - оценка результата в тесте;
Х1 - результат измерений;
М - средний результат; с - стандартное отклонение [3].
На шкале было выщелено пять зон качественной оценки подготовленности которая интерпретировалась как «очень хорошая», «хорошая», «удовлетворительная), «недостаточная) и «неудовлетворительная). В качестве среднего критерия в каждом контрольном тесте использованы 50 баллов по шкале ICSPFT (4).
Таблица2
Результаты качественной оценки изменений физической подготовленности студентов (над чертой) и студенток (под чертой) Белостока по шкале ЮБРП
Качественные критерии (баллы) Начальные результаты, % Конечные результаты, % Прирост, ±%
Очень хорошо (75 и более) 3,4 3,7 +0,3
2,2 2,4 +0,2
Хорошо (60-74) 8,6 11,2 +2,6
8,3 9,1 +1,8
У довлетворительно(50-59). 77,3 78,0 +0,7
76,5 78,6 +2,1
Недостаточно (30-49) 6,8 5,1 -1,7
8,0 6,8 -2,1
Неу довлетворительно(менее 30) 3,9 2,0 -1,9
4,1 3,1 -1,0
Примечание: в числителе данные мужчин, в знаменателе - женщин
Использование данной шкалы позволило провести сравнительный анализ темпов повышения показателей физической подготовленности студентов каждого учебного заведения в течение годичного цикла обучения (табл. 4).
На основе данных контроля исходного состояния обследованных к началу годичного цикла обучения было установлено, что студешы Гродно, в сравнении со студентами Белостока представляли собой относительно равномерно физически подготовленнуюгруппу. Соответственно 78,3% и 21,7% женского состава характеризовались как «удовлетворительно) и «недостаточно) подготовленный Примерно также распределялись результаты контроля физической подготовленностиюношей. В зонах «удовлетворительно» и «недостаточно) подготовленных находилось 50,0 и 43,7% обследованных И только 6,3% мужского состава характеризовалось как «хорошо) подготовленные
Таблица 4
Качественная оценка физической подготовленности студентов в годичном цикле обучения (%)
Качественная оценка в баллах СтудешыГ родно (п=95) СтудешыБелостока (п=100)
Исходное обследование Итоговое обследование Изменения Исходное обследование Итоговое обследование Измен ения
Очень хорошо, 75 и 0 0 0 3,4 3,7 0,3
более — — — — — —
0 0 0 2,2 2,4 0,2
Хорошо, 60 -74 6,3 15,0 8,7 8,6 11,2 2,6
0 0 0 8,3 9,1 0,8
У довлетворительно 50 - 59 50,0 72,5 22,5 77,3 78,0 0,7
Л_/ 7 78,3 90,7 12,4 76,5 78,6 2,1
Недостаточно 30 - 49 43,7 12,5 -31,2 6,8 5,1 -1,7
21,7 9,3 -12,4 8,0 6,8 -1,2
Неудовлетворительно, 0 0 0 3,9 2,0 -1,9
менее 30 — — — — — —
0 0 0 4,1 3,1 -1,0
Примечание: в числителе данные юношей, в знаменателе - девушек
Состояние подготовленности студентов Белостока в начале исследования имело несколько иной характер. По качественной оценке физической подготовленности студенты распределялись следующим образом: в зоне «удовлетворительно) подготовленныхнаходилось 76,5% контингенту в зоне «хорошо» - 8,3%, в зоне «недостаточно) подготовленных - 8,0%. В отличие от гродненских студенток у 2,2% студенток Белостока физическая подготовленность оценивалась как «очень хорошая и у 4,1% как «неудовлетворительная). Примерно такое же распределение отмечено и у юношей. Сравнительный анализ подготовленности всех обследованных по данным исходного тестирования свидетельствовал о некотором преимуществе в физической подготовленности студентов Белостока Среди них оказалось больше подготовленных с оценкой «хорошо» и «очень хорошо» - 22,5% против 6,3% в Гродно, и меньше подготовленных «недостаточно) и «неудовлетворительно) - 22,8% против 65,4% гродненских По всей видимости, эти различия в уровне физической подготовленности зарегистрированные в начале исследования, связаны с предыдущим уровнем занятий физической культурой
В процессе годичного цикла обучения в вузах обоих городов имело место увеличение числа студентовс позитивной динамикой показателей физической подготовленности Так, в гродненской группе на 31,2% и 12,4% соответственно среди юношей и девушек снизилось число «недостаточно) подготовленны?, а на 22,5% и 12,4% возросло число «удовлетворительно) и на 8,7% «хорошо) подготовленных (среди юношей). И только 12,8% студентовиз общего количества обследованных не улучшили свои результаты
В то же время, в ходе учебного процесса в вузе Белостоке положительного результата достигли только чуть более 10% студентов На 5,8% сократилось количество «недостаточно) и «неудовлетворительно) подготовленны?; на 3,9% увеличилось количество сдавших тестирование на «хорошо) и «очень хорошо) и на 2,8% «удовлетворительно) подготовленных студентов 87,5% занимающихся сохранили свой исходный уровень подготовленности зафиксированный в начале учебного года.
Выводы.
Результаты исследования позволяют сделать заключение о том, что уровень общей двигательной активности студенческой молодежи отвечает необходимым требованиям, позволяет укреплять здоровье и способствуетформированию педагогическогомастерства обучающихся Вместе с тем, наличие существенного процента студентовс низким уровнем физической подготовленности на 1 курсе стимулирует поиск новых индивидуальных форм организации двигательной активности для этой категории обучающихся
Темпы повышения показателей физической подготовленности студентов Гродно в годичном цикле учебного процесса оказались существенно выше, нежели у студентовиз Белостока Однако окончательные выводы о преимущественном влиянии форм организации физического воспитания студентов в каком-либо одном учебном заведении делать весьма сложно. Следует отметить, что на окончательные результаты исследования повлияли не только различия в исходных показателях физической подготовленностистудентов но и содержание программного материала.
Для более полного проведения сравнительного анализа показателей физической подготовленности студентовобеих групп планируется проведение исследований в динамике в рамках Договора о сотрудничестве между вузами двух стран.
Литература
1. Андрющенко Л.Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентовпо предмету «физическая культура) // Теория и практика физической культуры - 2002.-№2. - С. 47-54.
2. Виленский М.Я. Физическая культурав научной организации процесса обучения в высшей шкале: Учебное пособие. - М.: МГПИ, 1982. - 156 с.
3. Г одик М. А. Спортивная метрология: учебник для институтов физ. культ: - М.: Физкультураи спорт, 1988. - 192 с.
4. Шпаков А.И., М.С. Омельянчик, Орлова Е.Н. Проблемные аспекты формирования здорового образа жизни молодежи высших образовательных учреждений медицинского и немедицинского профиля // Профессиональное гигиеническое обучение Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: материалы Всероссийской научно-практической конференции - Москва, 2006. - С. 114-115.
5. Baka R. Problemy aktywnosci fizycznej studentow, AWFiS Gdaisk 2007.
6. Trzesniowski R., Pilicz S. Tabele sprawnosci fizycznej mlodziezy w wieku 7-19 lat, Warszawa, 1989. - 127 s.
Поступила в редакцию 10.04.2008г.