© КЛИМАЦКАЯ Л.Г., ШПАКОВ А.И., ЛАСКЕНЕ С, КОЛЯЖЕК Э., КЛЕЩЕВСКА Э., МЕЛЬНИКОВА Е.А.
УДК 371.71: 312.6
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Л.Г. Климацкая, А.И. Шпаков, С. Ласкене, Э. Коляжек, Э. Клещевска,
Е.А. Мельникова
Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф.
Войно-Ясенецкого, ректор - проф. И.П. Артюхов; Гродненский
государственный университет им. Янки Купалы, ректор - проф. Е.А. Ровба;
Литовский университет наук о здоровье, Каунас, ректор - проф. Р. Жалиунас;
Высшая школа здравоохранения в Кракове, ректор - проф. В. Трач;
Высшая школа, косметологии и здравоохранения в Белостоке, ректор - проф.
З Пухальский.
Резюме. Использование модели сравнительных исследований когорты студенческой молодежи России, Беларуси, Польши и Литвы позволило получить положительные результаты о влиянии фактора двигательной активности на формирование здорового образа жизни, повысило мотивацию обследуемых студентов по совершенствованию знаний о здоровом образе жизни в целом, что можно будет использовать в будущей профессиональной карьере. Тем более что будущие врачи и педагоги - это лидеры пропаганды здоровья и здорового образа жизни для населения.
Ключевые слова: двигательная активность, здоровый образ жизни, студенты.
Климацкая Людмила Георгиевна - д.м.н., проф., зав. каф. гигиены КрасГМУ; e-mail: [email protected].
Шпаков Андрей Иванович - к.м.н., доц., зав. каф. спортивной медицины и ЛФК, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы; e-mail: [email protected].
Ласкене Скайсте - д.п.н., доц. каф. психологии Каунасский медицинском университет; e-mail: skaiste_kaunas @hotmail .com.
Период студенчества наиболее часто приходится на возраст 18-25 лет. Этот период характеризуется максимальным уровнем физической подготовленности, а также способностью поддерживать высокий уровень двигательных функций и силовых показателей. Характер двигательной активности людей этого возраста в значительной мере зависит от социальных факторов, бытовых условий жизни, удовлетворенности в труде и учебе, а также общего благосостояния. Однако наиболее важным считается уровень культуры, в том числе культуры движений. Все это обусловливает мотивацию к системным физическим упражнениям на основе увеличения знаний об использовании оптимальной двигательной активности и элементов самоконтроля [1, 3].
Двигательная активность различных слоев населения и проблемы, с ней связанные, представляют собой один из важнейших факторов формирования общей культуры общества, в котором здоровье человека - не только медицинская проблема, но также экономическая, социальная, медикопсихологическая и педагогическая. В целом двигательная активность и её показатели (например, физическая подготовленность) создаёт фундамент здоровьеформирующего воспитания молодежи. Уровни физической работоспособности и подготовленности являются важными критериями оценки эффективности двигательной активности за предшествующий период, а физическая подготовленность в физиологическом понимании сформирована многими факторами, при которых движение является одной из наиболее важных составляющих [1].
Рассмотрение физической подготовленности в аспекте здоровья позволяет формировать взгляд на культуру общества, уровень мотиваций групп населения к разным формам двигательной активности, заинтересованности в пропаганде здорового образа жизни. С другой стороны формирование физического развития и физической подготовленности напрямую связано с приобретением знаний, умений и навыков, что в целостности с такими факторами как питание
и здоровьесберегающее поведение формируют стиль жизни индивидуума и общества в целом.
К специфическим причинам недостаточной двигательной активности студенческой молодёжи можно отнести высокую степень временной загруженности их получением профессиональных знаний. Однако для большей части студентов это связано с отсутствием навыка активного проведения свободного времени, который, к сожалению, не сформировался в предыдущем возрастном периоде (в школьном возрасте) [2].
Эти постулаты предопределили проведение научных исследований специфического контингента лиц, получающих высшее медицинское и педагогическое образование.
Цель работы: изучить в сравнительном аспекте двигательную активность как фактор формирования здорового образа жизни студенческой молодежи университетов России, Беларуси, Польши, Литвы.
К общественным изменениям, которые оказывают существенное влияние на формирование двигательной активности и образа жизни населения в соседних странах в целом, следует отнести новые наиболее характерные особенности: изменение системы жизненных ценностей, при которой удовольствие и радость жизни заменяется стремлением к успеху любой ценой; индивидуализация и дифференцировка здоровьеформирующих составляющих образа жизни; возрастающая индивидуальная и групповая доступность и привлекательность активного проведения досуга, с учетом собственных склонностей и интересов; рост значения здоровья, стремление к приобретению навыков рационального питания и повышению уровня двигательной активности как основных условий формирования качества жизни.
Материалы и методы
Для осуществления поставленной цели проведено обследование 1473 студентов (мужчин-451, женщин-1022) из 5 университетов России, Беларуси, Польши, Литвы по программе международного тестирования физической
подготовленности (International Committee on the Standardization of Physical Fitness Test - ICSPFT) [4]. Обработка результатов проводилась по компьютерной программе для Test - ICSPFT. Результаты исследований оценивали по качественным и по количественным показателям с расчетом
средних арифметических данных и стандартных отклонений х , SD, min, max , расчетом показателя изменчивости признака по коэффициенту вариации V% на основании международной таблицы оценок [4].
Результаты и обсуждение
В табл. 1 представлено распределение обследованных студентов на группы (вузы 5 городов) и подгруппы (по полу).
Проведение сравнительных исследований показателей студентов-мужчин позволили объективно в количественных и качественных критериях оценить уровень физической подготовленности представителей всех групп и на основе избранных критериев описать индивидуальные особенности двигательных качеств и охарактеризовать уровень положительной мотивации обследованных студентов к двигательной активности. По интегральному показателю физической подготовленности определено влияние предшествующей двигательной активности на морфофункциональное развитие и общее состояние здоровья обследуемой группы студентов нескольких вузов. На основе полученных результатов контрольных упражнений международного теста физической подготовленности, констатированы статистически достоверные общие различия, свидетельствующие о наиболее высоком уровне физической подготовленности студентов из Гродно и Каунаса в сравнении с ровесниками из Красноярска и особенно из Белостока. (табл. 2). В связи с тем, что были представлены результаты физической подготовленности только 20 представителей краковской группы, результаты их тестирования исключены из межгрупповых сравнений.
Анализ физической подготовленности студентов из двух групп (гродненской и каунасской) дает возможность предположить влияние хорошего уровня прежней двигательной активности на показатели общей физической
подготовленности. Для повышения степени объективности были проведены расчеты коэффициентов вариации достижений в каждом контрольном упражнении. Коэффициент вариации представляет собой отношение стандартного отклонения к среднему значению, умноженное на 100% и является показателем изменчивости признака. В большинстве контрольных упражнений изменчивость результатов физической подготовленности студентов была незначительной (от 9,6 до 15,6%), свидетельствуя о примерно одинаковом уровне подготовленности когорты студентов в целом. Однако сравнение средних арифметических данных параметров и стандартных отклонений в контрольных упражнениях ICSPFT доказывают отчётливую индивидуальную разницу полученных результатов среди ровесников в таких тестах как количество раз подтягивания на перекладине, расстояние наклона из положения стоя вперёд на гимнастической скамейке (оценка гибкости позвоночника). Это статистически подтверждает то, что среди обследованных студентов число с недостаточным уровнем физической подготовленности по этим тестам было существенным.
В целях объективной оценки уровня физической подготовленности студентов проведено сравнение результатов контрольных упражнений с международными требованиями по суммарной оценке физической подготовленности молодёжи. Как известно, такие требования позволяют выразить результат каждого измерения в виде количества баллов и открывают возможность количественной оценки индивидуальной подготовленности. Сравнение результатов тестирования по общепринятым требованиям позволило также дать объективную качественную оценку уровня физической подготовленности студентов (от неудовлетворительной оценки до отличной) (табл. 3).
По результатам всех 8 контрольных упражнений, практически в каждой обследованной группе были представители, получившие качественные оценки физической подготовленности в соответствии с международными требованиями от «неудовлетворительной» до «отличной». Следует указать на
относительно большую группу мужчин, имевших слабую физическую подготовленность. В белостокской группе таких было примерно 30% в противоположность 0,6 - 11,3% в остальных группах (табл.3).
Таким образом, общий уровень физической подготовленности студентов из группы I (Гродно) и V (Каунас) соответствует качественному критерию „хороший”. Суммарный показатель результатов во всех контрольных упражнениях у студентов этих групп был примерно равен 400 из 600 максимальных. Что касается группы II и III (Белосток и Красноярск), то среди студентов Белостока 10,9% обследованных студентов выполнили тестирование на «неудовлетворительно», а физическая подготовленность 20,7% трактовалась только как «допустимая». Среди студентов Красноярска процент распределения результатов соответственно составил 4,8%
неудовлетворительных и 6,5% допустимых. Более 430 баллов по международной шкале (очень хорошие и отличные результаты) получили 68,8% каунасских, 31,7% гродненских, 30,7% красноярских и 20,7%
белостокских студентов. Высокий суммарный показатель среди красноярских студентов еще раз подтверждает большое расслоение группы на тех, кто имеют низкий и высокий уровень физической работоспособности.
Результаты исследования позволили составить общее представление об уровне физической подготовленности студентов, опираясь на количественные критерии международного теста и качественные оценки. На основе вышеизложенного были выделены группы студентов по большинству двигательных способностей подготовленные на «неудовлетворительно» - 3,1%, в основном представители Белостока и Красноярска, и требующие к ним индивидуального подхода в формировании уровня физической подготовленности.
Одновременно были рассмотрены среднестатистические результаты в отдельных контрольных упражнениях (табл.3). Согласно выше изложенным критериям, студенты из группы I (Гродно) хуже всего были подготовлены только в быстроте (бег на 50 метров). Оставшиеся упражнения были
выполнены на относительно высоком уровне, что нельзя сказать о представителях групп II и III (Белосток и Красноярск), у которых только скоростно-силовая выносливость мышц сгибателей туловища (число подъемов туловища в сед за 30 секунд, являющееся чаще «женским» упражнением на тестирование гибкости) и результаты динамометрии были на достаточном уровне. Практически все показатели студентов V группы (Каунас) были в границах средних величин или существенно их превышали.
Подводя итог сравнительной характеристике уровня физической подготовленности, косвенно отражающей степень предшествующей двигательной активности студентов обследованных групп, следует указать на более благоприятную ситуацию в гродненской и особенно каунасской группах, а для части студентов из Красноярска и более трети представителей вуза из Белостока предшествующий период характеризовался низким уровнем двигательной активности, неудовлетворяющим биологические потребности физического развития человека, что безотлагательно требует поиска новых форм организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы особенно для тех, у кого уровень физической работоспособности оценен как «неудовлетворительный».
На основании результатов оценки контрольных тестов физической подготовленности констатированы общие тенденции и различия показателей студенток пяти вузов (табл. 4). Анализ физической подготовленности студенток из трех групп (гродненской, красноярской и каунасской) дал возможность сформулировать вывод о положительном влиянии уровня прежней двигательной активности на показатели общей физической подготовленности. Все характеристики физической подготовленности (кроме виса на руках и прыжка в длину) в этих трех группах существенно отличались от показателей студенток Белостока и Кракова. Все это свидетельствует о небольших среднегрупповых различиях физической подготовленности студенток Гродно и Каунаса, имевших более высокие показатели, чем студентки Белостока и Кракова, для которых был характерен невысокий уровень физической
подготовленности. Уровень выполнения контрольных тестовых заданий физической подготовленности обследованных студенток из Красноярска характеризовался промежуточными результатами, но по большинству показателей был ближе к более высоким данным женщин Г родно и Каунаса.
Сравнение средних арифметических данных, стандартных отклонений и коэффициентов вариации в некоторых контрольных упражнениях ГСЗРБТ доказывает отчётливую индивидуальную разницу полученных результатов среди ровесниц в таких тестах как время виса на согнутых руках, наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке (гибкость позвоночника) и результаты динамометрии, что делает их подобными с результатами обследованных студентов-мужчин. Это статистически подтверждает то, что среди обследованных студенток велико число с недостаточным уровнем физической подготовленности по тестам. Небольшой коэффициент вариации по времени виса на согнутых руках установленный у студенток Белостока указывает на низкие показатели выполнения этого теста практически у всех обследованных данной группы.
Сравнение результатов тестирования по общепринятым требованиям позволило также дать дополнительно объективную качественную оценку уровня физической подготовленности студенток, охарактеризовав их по шкалам от неудовлетворительной оценки до отличной (табл. 5). По результатам всех контрольных упражнений, в каждой обследованной группе были представительницы, получившие качественные оценки физической подготовленности в соответствии с международными требованиями от «неудовлетворительной» до «отличной». Большая группа женщин, имевших слабую физическую подготовленность, была среди представителей Белостока (9,1%) и особенно среди краковского вуза (21,6%). Минимальное количество неудовлетворительных и допустимых оценок отмечено в группе женщин из гродненской группы. Менее характерно данное обстоятельство для представительниц Каунаса и Красноярска (табл. 5).
Следовательно, результаты проведения сравнительной оценки позволили составить общее представление об уровне физической подготовленности студенток, опираясь на количественные критерии международного теста и качественные оценки, а на основе вышеизложенного выделить группу студенток по большинству критериев подготовленных неудовлетворительно (2,9%) (представители групп Белостока и Кракова) и требующих к ним индивидуального подхода в формировании уровня физической подготовленности.
Одновременно были рассмотрены средние результаты в отдельных контрольных упражнениях (табл. 5). Согласно выше изложенным критериям, студентки всех вузов были хуже всего подготовлены в прыжках в длину (самый лучший средний результат в гродненской и каунасской группах). Практически все показатели студенток из Гродно, Красноярска и Каунаса были в границах средних величин или существенно их превышали, что нельзя сказать о представительницах групп из Белостока и Кракова, у которых только скоростно-силовая выносливость мышц сгибателей туловища (число подъемов туловища в сед за 30 секунд, являющееся упражнением на тестирование гибкости) и результаты динамометрии были на достаточном уровне. Остальные составляющие физической подготовленности были значительно ниже среднестатистических по международным критериям, что было похоже на данные обследованных студентов с низкими результатами физической подготовленности.
В целях объективной оценки уровня физической подготовленности и студентов, и студенток мы посчитали целесообразным дополнительно сравнить результаты контроля физической подготовленности с международными требованиями к ее оценке. Такая система оценки позволяет результаты в каждом контрольном упражнении выразить в баллах, что даёт возможность объективно сравнивать уровень подготовленности обследованных. Результаты сравнения достижений в каждом упражнении позволяют сделать выводы о качественном уровне подготовленности в таких градациях, как «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно» и др., что можно осуществить на основе изучения соответствия статистического распределения результатов
требованиям нормального распределения Гаусса. Согласно этим требованиям, нормальным может считаться распределение, в котором 68,26% результатов обследованных находится в пределах ±15; 27,18% - в пределах ±25; 4,28% - в пределах ±35 и 0,26% - вне этих пределов.
Опираясь на эти общепринятые требования к оценке характера статистического распределения, проведено сравнение результатов
обследования студентов в контрольных тестах с требованиями оценочных шкал в баллах. Установлено, что в зоне от 50 до 60 баллов (±15) находилось около половины результатов обследования студентов и студенток. Это позволило рекомендовать для качественной оценки физической
подготовленности студентов следующие критерии: «отлично» - 75 и выше баллов; «хорошо» - от 60 до 74 баллов; «удовлетворительно» - от 50 до 59 баллов; «недостаточно» - от 30 до 49 баллов; «неудовлетворительно» ниже 30 баллов.
Результаты исследования составили общее представление об уровне физической подготовленности молодежи в каждой обследуемой группе, опираясь на количественные критерии и качественные оценки (табл. 6, 7). По показателям физической подготовленности 53,5% студентов и 45,4 % студенток оценивались как подготовленные на «удовлетворительно». Так как по сумме контрольных упражнений теста никто не получил свыше 75 баллов, группа представителей с «отличным» уровнем физической подготовленности не идентифицирована, а подготовленность только 0,2 % когорты оценивалась на «неудовлетворительно».
Таким образом, 62,4% студентов и 53,0% студенток, по уровню своей физической подготовленности, соответствовали международным требованиям ЮБРБТ. Вместе с тем исследование позволило выделить часть когорты молодежи, подготовленной «недостаточно» (37,6% мужчин и 46,8% женщин). Анализ результатов физической подготовленности этой молодежи в отдельных
тестах позволяет определить индивидуальные особенности обследованных и слабые стороны подготовленности. Такая информация может ориентировать студентов и студенток на дополнительные формы двигательной активности вне режима учебных, академических занятий в вузе.
Наиболее оптимальными показателями физической подготовленности характеризовалась студенты Гродно и Каунаса и студентки Гродно, Каунаса и Красноярска. Оценка и обсуждение результатов позволило объективно определить эффективность физической подготовленности студентов пяти учебных заведений и сравнить результаты с международными требованиями ICSPFT. Полученные положительные результаты о влиянии фактора двигательной активности на формирование здорового образом жизни, повысили мотивацию обследуемых студентов по совершенствованию знаний о здоровом образе жизни в целом, что можно будет использовать в будущей профессиональной карьере.
PHYSICAL ACTIVITY IS A FACTOR TO FORM HEALTHY LIFE
STYLE AMONG STUDENTS
L.G. Klimatskaya, A.I. Shpakov, S. Laskiene, E. Kolarzyk, E. Kleszczewska,
E.A. Melnikova
Krasnoyarsk State Medical University named after V. F. Voino-Yasenetsky,
Krasnoyarsk, Russia,
Yanka Kupala Grodno State University, Grodno, Belarus,
Medical University, Kowno, Lithuania,
Jagiellonian University, Krakow, Poland,
Institute of Cosmetology and Heath Care, Bialystok, Poland.
Abstract. Examining students from Russia, Belarus, Poland and Lithuania we found out that physical activity influences positively on healthy life style formation and improves knowledge about it that can be used in the further professional career. It very important as doctors and teachers are the leaders of health style propaganda in the population.
Key words: physical activity, healthy life style, students.
Литература
1. Щедрина А.Г. Здоровый образ жизни: методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты.- Новосибирск.: Альфа-Виста, 2007.-144 с.
2. Brandl-Bredenbeck H.P., Stefani M., Kebler C. at al. Children today: couch potatoes, fast-food junikiers, media freaks? Lifestyles and Health behavior-first result of an international comparison // Int. J. Phys. Ed. - 2009. - Vol. XLVI, №. 1. - Р. 3137.
3. Duncan S. C, Duncan T. E., Strycker L. A. Sources and types of social support in youth physical activity // Health Psychol. - 2005. - Vol.24, № 1. - P.3-10.
4. Przeweda R., Dobosz J. Growth and physical fitness of Polish youths in two successive decades // J. Sports Med. Phys. Fitness. - 2003. - Vol. 43, №4. - P.65-474.
Благодарность: авторы благодарят всех педагогов и студентов вузов, принявших участие в исследовании.