СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ КАК ФАКТОР МОТИВАЦИИ
СТУДЕНТОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Бака Р.1, Шпаков А.2
Институт физического воспитания1, Белосток, Польша Университет им. Янки Купалы2, Г родно, Белоруссия
Аннотация. Цель исследования заключалась в повышении мотивации студентовк физической активности путём использования соревновательногоподхода в занятиях по физическому воспитанию в течение учебного года. Оценка количественных и качественных изменений показателей физической подготовленностив годичном цикле обучения позволило судить о эффективности использованного способа положительной мотивации студентов.
Ключевые слова: студенты учебный процесс, физическое воспитание, мотивация, соревновательный подход, количественная и качественная оценка.
Анотація. Бака Р., Шпаков Ф. Порівняльна оцінка фізичної підготовленості як фактор мотивації студентів до фізичної активності. Метою дослідження було підвищення мотивації студентів до фізичної активності шляхом використання методу змагань під час занять з фізичного виховання на протязі навчального року. Оцінка кількісних і якісних змін показників фізичної підготовленості у річному циклі навчання дала нам можливість говорити про ефективність одного із засобів позитивної мотивації студентів
Ключові слова: студенти навчальний процес, фізичне виховання, мотивація, метод змагань, якісна і кількісна оцінка
Annotation. Baka R., Shpakov F. Relative assessment of physical readiness as the factor of motivation of students to physical activity. The purpose of research consists in increase of motivation of students to physical activity by use of the competitive approach in occupations on physical training within one academic year. An assessment of the quantitative and qualitative changes of parameters of physical readiness in a year cycle of education has allowed to judge efficacyy of the used mean of positive motivation of students .
Keywords: students, educational process, physical training, motivation, competitive approach, quantitative and quality standard.
Введение.
Известно, что уровень положительной мотивации человека рассматривается как необходимое условие, непосредственно влияющее на эффективность различных видов деятельности, включая физическую активность как в оздоровительном так и в широком социальном её понимании (2, 4). В этой связи эффективность организации учебного процесса по спортивным дисциплинам в педагогических учебных заведениях может быть существенно повышена в том случае, если этот процесс будет организован на уровне положительной мотивации к физической активности (1, 3).
Работа выполнена по плану НИР университета им. Янки Купалы
Формулирование целей работы.
Цель работы заключалась в повышении мотивации студентоводного и другого учебного заведения путём использования соревновательногоподхода в занятиях по физическому воспитанию в ходе учебного процесса и предопределила организацию исследований.
Условия исследования были объяснены студентам и заключались в том, что критерием оценки их мотивации к физической активности в ходе заочного соревнования в условиях учебного процесса послужат темпы прироста контрольных показателей в двигательных тестах, зарегистрированных в начале и в конце учебного года. При этом учитывали объективные расхождения в содержании программного материала и количества учебных часов, отводимых на физическое воспитание в каждом учебном заведении. Также принимали во внимание, что популяция студентоводного и другого вуза по каждому из контрольных показателей физической подготовленности, зарегистрированных в начале учебного года, может оказаться не репрезентативной в силу различных социальных условий, особенностей биологическогоразвития, характера предшествующей физической подготовке и др. В связи с этими обстоятельствами выводы о положительном влиянии соревновательного подхода в мотивации к физической активности делали только на основе анализа темпа повышения показателей физической подготовленностистудентовкаждого вуза от первого исходного до заключительного обследования в конце учебного года, используя для этого преимущественно качественные критерии оценки.
Общее содержание учебного процесса студентовпо физическому воспитанию представлено в табл.1. Как видно в таблице, организация учебного процесса в Г родно и Белостоке носила примерно одинаковый характер и строилась на базе упражнений популярных видов спорта, широко распространенных в физическом воспитании. Однако, в общем объёме часов учебный план в Г родно по таким дисциплинам, как лёгкая атлетика, гимнастика, спортивные и подвижные игры составлял 198 часов против 110 часов в Белостоке
Таблица 1.
Содержание учебного процесса по физическому воспитанию студентов 2-го курса (практические занятия в
часах) в годичном цикле обучения
В Гродно (n-95)
В Белостоке (n-100)
Лёгкая атлетик - 5б Лёгкая атлетика - 30
Г имнастика -70 Г имнастика - 30
Спортивные и подвижные игры - 72
Спортивные и подвижные игры - 50
Плавание - б8 Плавание - 86
Лыжный спорт - 20 Дополнительно по индивидуальному выбору- 30
Всего 28б Всего 226
В то же время у польских студентовбольше времени отводилось на плавание и виды спорта по выбору -116 часов против 88 часов у белорусских студентов В целом объём занятий по физическому воспитанию в Г родно на 60 часов оказывался выше.
Обследование студентов проводилось по программе International Committee on the Standardization of Physical Fitness Test (ICSPFT). Тест включает контрольные упражнения, позволяющие объективно оценить уровень развития силы, быстроты, выносливости, гибкости обследованных в метрических единицах и субъективных бальных оценках (см. табл. 2). Регистрация Теста осуществлялась в соответствии с общей инструкции и указаниями, опубликованнымив печати (6, 7). Для обработки первичных материалов обследования студентов использовался пакет программ «Statistic PL, 5,0».
Результаты исследо вания.
Материалы первичного обследования, проведенного в начале учебного года, позволили объективно, в количественных выражениях описать уровень физической подготовленностистудентовГродно (n-95) и Белостока (n-100). Общее количество контрольных данных по 7 показателям ICSPFT, который исследовался на предмет соответствия требованиям Гаусса, что послужило основой для разработки качественных критериев оценки физической подготовленностистудентов Примером формирования общего массива контрольных данных могут служить материалы табл.2, где представлены результаты контроля женской группы Гродно
Таблица 2.
Количественная оценка физической подготовленности студенток Гродно (n-55) в годичном цикле обучения
Обследова- ния Статистические данные Контрольные показатели
Бег м, с Прыжок в длину, см Вис на руках, с Сгибание туловища вперёд из положен, лёжа, 30с Наклон туловища вперёд, см
50 800 4х10
Исходное М 9,1 254,8 12,5 1б7,3 30,7 23,5 12,3
±с 0,б 24,2 0,8 21,7 9,0 4,1 4,9
min 7,3 212 10,2 100 10 12 4
max 10,8 305 14,5 204 50 33 20
Заключи- тельное М 8,7 250,5 12,3 1б7,5 34,2 24,4 10,б
±с 0,5 27,2 0,8 18,3 7,0 4,5 б,5
min 7,2 173 10,5 130 20 15 11
max 9,7 302 14,4 221 50 34 24
Для обоснования качественных критериев оценки физической подготовленностистудентоврассчитывали пропорциональную (стандартную) шкалу, масштабом которой служит среднеквадратическое отклонение, а средний результат приравнивается к 50 баллам (5).
Формула расчёта такой шкалы:
Хі- М
Т =50+10 ■ --- , с
где Т - оценка результата в тесте; Хі - результат измерений; М - средний результат, с - стандартное отклонение.
На такой шкале выделили пять зон качественной оценки подготовленностистудентов в выражениях «очень хорошо», «хорошо», «удовлетворительно), «недостаточно), «неудовлетворительно). В качестве среднего результата в каждом контрольном тесте служило 50 баллов по шкале ІС8РРТ (6).
Использование этой шкалы позволило провести сравнительный анализ темпов повышения показателей физической подготовленностистудентовкаждого учебного заведения в течение годичного цикла обучения (табл 3).
Таблица 3.
Качественная оценка физической подготовленности студентов в годичном цикле обучения
Качественная оценка в баллах СтудентыГ родно (п-95) СтудентыБелостока (п-100)
Исходное обследова- ние Заключительное обследование Изменения, % Исходное обследова- ние Заключительное обследование Изменения, %
Очень хорошо, 75 и 0 0 0 3,4 3,7 0,3
выше - - - - - -
0 0 0 2,2 2,4 0,2
Хорошо, 60 до 74 6,3 15,0 8,7 8,6 11,2 2,6
0 0 0 8,3 9,1 0,8
У довлетворительно 50,0 72,5 22,5 77,3 78,0 0,7
50 до 59 - - - - - -
78,3 90,7 12,4 76,5 78,6 2,1
Недостаточно, 30 до 43,7 12,5 -31,2 6,8 5,1 -1,7
49 - - - - - -
21,7 9,3 -12,4 8,0 6,8 -1,2
Неу довлетворитель 0 0 0 3,9 2,0 -1,9
но, ниже 30 - - - - - -
0 0 0 4,1 3,1 -1,0
Примечание: в числителе данные мужчин, в знаменателе - женщин
На основе данных контроля исходного состояния обследованных к началу годичного цикла обучения было установлено, что студенты Гродно в сравнении со студентами Белостока представляли собой относительно равномерно физически подготовленнуюгруппу. Где 78,3 и 21,7% женского состава (соответственно) характеризовались как «удовлетворительно) и «недостаточно) подготовленные Примерно такой же характер носило и распределение результатовконтроля мужского состава. В зонах «удовлетворительно) и «недостаточно) подготовленных находилось 50,0 и 43,7% обследованных И только 6,3% мужского состава характеризовалось как «хорошо» подготовленные
Состояние подготовленностистудентовБелостока к началу исследования носило несколько иной характер. Относительно качественных критериев оценки подготовленности студенты распределялись следующим образом: в зоне «удовлетворительно) подготовленныенаходилось 76,5% контингенту в зоне «хорошо» - 8,3%, в зоне «недостаточно) подготовленные- 8,0%. В отличие от студентокГродно 2,2% студентокБелостока оценивались как «очень хорошо) и 4,1% как «неудовлетворительно) подготовленные. Примерно такая же закономерность имела место в составе мужской группы Сравнительный анализ подготовленности обследованных обоего пола по данным исходного тестирования свидетельствовал о некотором преимуществе студентовБело-стока В их числе оказывалось больше подготовленныхс оценкой «хорошо) и «очень хорошо)) - 22,5% против 6,3% в Гродно, и меньше подготовленных «недостаточно) и «неудовлетворительно) - 22,8% против 65,4% в составе студентовГродна По всей видимости, эти различия в уровне физической подготовленности зарегистрированные в начале исследования, повлияли на итоговые результаты
Относительно качественных критериев оценки подготовленностистуденты распределялись следующим образом: в зоне «удовлетворительно) подготовленныенаходилось 76,5% контингенту в зоне «хорошо)) - 8,3%, в зоне «недостаточно) подготовленные- 8,0%. В отличие от студентокГродно 2,2% студентокБелостока оценивались как «очень хорошо) и 4,1% как «неудовлетворительно) подготовленные Примерно такая же закономерность имела место в составе мужской группы.
Сравнительный анализ подготовленности обследованных обоего пола по данным исходноготестирова-ния свидетельствовал о некотором преимуществе студентовБелостока В их числе оказывалось больше подготовленных с оценкой «хорошо)) и «очень хорошо)) - 22,5% против 63% в Г родно; и меньше подготовленных «недостаточно) и «неудовлетворительно) - 22,8% против 65,4% в составе студентовГ родно
По всей видимости, эти различия в уровне физической подготовленности зарегистрированные к началу исследования, повлияли на итоговые результаты Однако, в целом в процессе годичного цикла обучения как в Гродно, так и в Белостоке имело место увеличение числа студентов улучшивших свои физические показатели Так среди студентов Гродно на 43,6% снизилось число «недостаточно) подготовленны?, на 34,9% возросло число «удовлетворительно) и на 8,7% «хорошо)) подготовленны?. И только 12,8% студентовиз общего количества обследованных не улучшили свои показатели.
В то же время, в ходе учебного процесса в Белостоке положительногорезультата достигли только 12,5% студентов Из них на 5,8% сократилось количество «недостаточно) и «неудовлетворительно) подготовленны?; на 3,9% увеличилось количество «хорошо)) и «очень хорошо)) и на 2,8% «удовлетворительно) подготовленных студентов
Таким образом, 87,5% занимающихся сохранили свой исходный уровень подготовленности, зафиксированный в начале учебного года.
Выводы.
В целом результаты исследования показали положительное влияние мотивации к физической активности студентов разных учебных заведений, основанной на использовании элемента заочного соревновательного подхода в условиях организации учебного процесса. Т емп повышения показателей физической подготовленности студентовГ родно оказался значительно выше, нежели у студентовиз Белостока Однако, окончательные выводы о преимущественном влиянии такой формы мотивации в каком-либо одном учебном заведении делать весьма сложно. Вне сомнения, на окончательные результаты исследования повлияли не только различия в исходных показателях физической подготовленностистудентов, но и содержание программного материала, условий проведения учебного процесса и др.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем физической подготовленностистудентов
Литература
1. Андрющенко Л.Б. Спортивно ориентированная технология обучения студентовпо предмету «физическая культура) // Теория и практика физической культуры - 2002.-№2. - С. 47-54.
2. Бальсевич В.К. Основные положения концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодёжи России // Теория и практика физической культуры - 2002. - №3. - С. 2-4.
3. Виленский М.Я. Физическая культурав научной организации процесса обучения в высшей шкале: Учебное пособие. - М.: МГПИ, 1982. - 156 с.
4. Виноградов П. А. Основы физической культурыи здорового образа жизни: (учеб. пособие для учебных заведений) / П. А. Виноградов, А.П. Душанин, В.И. Жолдак. - М.: Совет. спорт, 1996. - 587 с.
5. Г одик М. А. Спортивная метрология: учебник для институтов физ. культ: - М.: Физкультураи спорт, 1988. - 192 с.
6. Baka R. Program ksztalcenia jako czynnik zmian sprawno sci fizycznej studentow Nauczycielskiego Kolegium w Bialymstoku. Rozprawa doktorska. Gdansk, 2005. - 190 s.
7. Trzesniowski R., Pilicz S. Tabele sprawnosci fizycznej mlodziezy w wieku 7-19 lat, Warszawa, 1989. - 127 s.
Поступила в редакцию 29.01.2008г.