ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ТРЁХЛЕТНЕМ ЦИКЛЕ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ
Бака Р.
Педагогический колледж в Белостоке, Польша
Аннотация. Исследование проведено в условиях длительного, систематического наблюдения за состоянием физической подготовленности группы студентов на протяжении трёхлетнего обучения. Оценка физической подготовленности обследованных осуществлялась в начале цикла обучения и по окончании II, IV и VI семестров. Количественные и качественные критерии в контрольных тестах служили мерой эффективности двигательной активности студентов.
Ключевые слова: физическая, подготовленность, студенты, индивидуальная, оценка, динамика.
Анотація. Бака Р. Індивідуальна динаміка фізичної підготовленості студентів у трирічному циклі навчання в педагогічному коледжі. Обстеження проведено в умовах довготривалого, систематичного спостереження за станом фізичної підготовленості групи студентів на протязі трирічного навчання. Оцінка фізичної підготовленості студентів здійснювалась на початку циклу навчання і в кінці II, IV і VI семестрів. Кількісні і якісні критерії в контрольних тестах служили мірою ефективності рухової активності студентів.
Ключові слова: фізична, підготовленість, студенти,
індивідуальна, оцінка, динаміка.
Annotation. Baka R. Individual dynamics of physical fitness of students in a three years’ long study period in the college. This research was carried out under conditions of long-term, systematic observation of physical fitness conditions of students in a three years" long study period. Physical fitness evaluation took place at the beginning of the teaching cycle and at the end of the 2nd, 4th and 6th semester. Quantitative and qualitative criteria used in control tests correspond to the effectiveness of students" motoric activity.
Key words: physical, fitness, individual, evaluation, process, didactic.
Введение.
Как отмечалось в трудах многих специалистов, процесс профессиональной подготовки студентов, как организаторов физического воспитания граждан Польши, должен носить организованный и управляемый характер (A. Pawlucki, 1994; J. Raczek, H. Krol, B. Bacik, 1994). При этом подчёркивалось, что личное отношение студентов к физической активности непосредственно связано с их общим профессиональным и культурным уровнем. В этой связи уровень физической подготовленности в совокупности с педагогическими навыками и умениями решать основные задачи физического воспитания, в комплексе определяют педагогическое мастерство преподавателя, учителя физического воспитания.
Исходя из этих соображений, одним из направлений в совершенствовании педагогического процесса рассматривается привитие студентам комплекса специальных навыков и умений в организации контроля и оценки уровня подготовленности разных групп населения ( Р. Бака, Д. Давиденко, 2007).
Одно из возможных направлений повышения квалификации студентов, как будущих организаторов физического воспитания граждан Польши, представлено в настоящей публикации.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Цель исследования заключалась в повышении эффективности учебного процесса путём при© Бака Р., 2009
вития студентам комплекса знаний и умений в организации самоконтроля и оценки уровня физической подготовленности в количественных и качественных критериях. Предполагалось, что такие оценки будут способствовать как личной заинтересованности студентов в двигательной активности, так и повышению их профессионального педагогического мастерства.
Выводы об эффективности учебного процесса по спортивным дисциплинам учебного плана делались на основе показателей физической подготовленности студентов по окончанию каждого учебного года в двух направлениях: путём сопоставления
результатов контроля с показателями предшествующего обследования и путём сопоставления индивидуальных контрольных измерений обследованных с международными нормами физической подготовленности (Я. Trzesniowski, Б. РП^, 1989).
При этом сравнительный анализ физической подготовленности студентов осуществлялся на основе количественных норм международного теста - ГСБРБТ и разработанных нами ранее качественных критериев (Я.Вака, 2007).
Обследование студентов по восьми контрольным показателям ГСБРРТеста проводилось согласно с общепринятыми правилами регистрации, в условиях академических занятий по лёгкой атлетике и гимнастике. Перечень контрольных показателей представлен в таблицах публикации.
Для обработки общего массива контрольных измерений использовались статистические методы, позволявшие объективно, в количественном выражении представить результаты влияния двигательной активности на состояние физической подготовленности студентов. Обработка первичных материалов обследования студентов осуществлялась по программе «Статистик» в версии 5.0, которая позволяла получать средние значения, ошибку средней арифметической, среднеквадратическое отклонение и коэффициенты вариации. Достоверность влияния двигательной активности студентов на состояние физической подготовленности определялась с помощью критериев ЬСтьюдента для равных выборок.
Для реализации поставленной цели был укомплектован состав обследованных студентов их числа тех из них, которые ограничивались в своей двигательной активности только тем объёмом физических упражнений, какой предусматривался учебным планом (табл. 1).
Результаты исследования.
Анализ исследовательского материала, полученного в процессе трёхлетнего наблюдения, свидетельствовал о некоторых различиях в общей динамике становления физической подготовленности студентов и студенток. По всей видимости, эти различия могут быть связаны не только с половыми, но и социальными, психологическими особенностями обследованных, что и находило отражение в общем отношении студентов к активности на занятиях (табл. 2).
Состав обследованных студентов
Годы обучения Количество обследованных Средний возраст
всего мужчин женщин мужчины женщины
1 - 3 41 26 15 21,7-23,7 21,7-23,5
Таблица 2.
Общие результаты уровня физической подготовленности студентов мужской группы (п=26) в трёхлетнем
цикле обучения
Курс Стати- стиче- ские показа- тели Бег Прыжок в длину с места (см) Подтягивание на перекладине (разы) Сгибания туловища в положении лёжа (30с, раз) Наклон вперёд (см) Сила (KG)
50м (с) 1000м (мин) 4х10м (с)
I M 6,8 3,6 10,4 233,2 8,0 27,8 10,5 56,9
SD 0,4 0,3 0,6 19,2 3,6 3,4 5,4 7,5
min 6,1 3,1 8,8 200,0 3,0 20,0 0,5 42,0
max 7,5 4,0 11,4 270,0 15,0 32,0 21,0 70,0
V% 5,2 7,5 5,3 8,3 45,0 12,1 51,0 13,2
II M 7,1 3,4 9,9 236,7 12,0 29,4 11,3 58,1
SD 0,2 0,2 0,2 17,8 3,6 2,9 4,5 7,4
min 6,6 3,1 9,6 205,0 6,0 23,0 2,0 42,0
max 7,5 4,0 10,4 270,0 19,0 34,0 21,0 74,0
V% 3,5 5,7 2,3 7,5 30,0 9,8 39,7 12,8
III M 7,2 3,4 9,9 235,2 11,4 28,7 10,5 58,2
SD 0,2 0,2 0,2 18,0 3,6 2,9 3,5 7,0
min 6,8 3,2 9,6 205,0 5,0 24,0 3,0 40,0
max 7,6 4,1 10,4 270,0 19,0 35,0 18,0 74,0
V% 2,9 4,8 2,1 7,6 31,7 10,1 33,7 12,1
Как видно в табл. 2, наиболее выраженные позитивные изменения в уровне физической подготовленности мужской группы имели место в показателях силовой подготовленности. Так, например, средний показатель группы по количеству подтягиваний на перекладине в течение первого года обучения увеличился с 8,0 до 12,0 раза, а к третьему году несколько снизился - до 11,4 раза. Подобная тенденция имела место и в показателях сгибания туловища в положении лёжа на спине, в прыжках в длину с места и наклона туловища вперёд. Стабильно, от года к году обучения, у студентов повышался показатель максимальной статической силы, зарегистрированной в локтевых суставах (56,9-58,1-58,2 Кв). На этом, в целом положительном фоне, имело место незначительное снижение результатов в беге на 50 м - от 6,8 секунд на первом курсе - до 7,2 секунд на втором и третьем курсах обучения (табл. 3).
Установлено, что существенные, положительные изменения в уровне физической подготовленности обследованных в пределах 2,1-5,0% имели место в течение первого года обучения.
Критические значения I и р по результатам бега на 1000 м составляли 3,13 (р<0,01); в беге 4х10 м - 4,15(р<0,01); в подтягивании на перекладине -6,50 (р<0,01); в уровне силы сгибания рук в локтевых суставах - 3,74 (р<0,01).
Изменения состояния физической подготовленности студентов в течение второго года обучения оказывались менее существенными. Достоверное изменение показателей подготовленности студентов от второго к третьему году обучения было только в одном упражнении, характеризующем силу мышц брюшного пояса (1=2,36; р<0,05; 2,2%). В остальных контрольных показателях достоверных изменений не установлено.
Таким образом, в трёхлетнем цикле обучения студентов существенное повышение показателей физической подготовленности имело место в течение первого года обучения. Только сравнение физических достижений студентов на первом и третьем годах обучения позволяло утверждать о позитивном влиянии общей организации занятий по физическому воспитанию в колледже.
Количественные показатели физической подготовленности группы студенток (п=15) в динамике трёхлетнего обучения несколько отличались от показателей мужской группы (табл. 4). Повышение показателей физической подготовленности имело место в период первого года обучения в беге на 800 м, характеризующем состояние физической работоспособности в аэробных условиях, в силовых и скоростно-силовых упражнения и гибкости. Снижение контрольных результатов имело место только в беге на 50 м.
Достоверность изменения показателей физической подготовленности мужской группы студентов в трёхлетнем цикле обучения(п=26)
Показатели (тест t) I-II II-III I-III
t(p) % t(p) % t(p) %
Бег 50 м 4,07(р<0,01) 4,3 1,36(р>0,05) 0,6 5,04(р<0,01) 5,0
1000 м 3,13(р<0,01) 3,4 0,71(р>0,05) 0,6 2,92(р<0,01) 3,9
4х10 м 4,15(р<0,01) 4,5 0,30(р>0,05) 0,1 4,26(р<0,01) 4,6
Прыжок в длину с места 1,22(р>0,05) 1,5 1,19(р>0,05) 0,6 0,75(р>0,47) 0,9
Подтягивание на перекладине 6,50(р<0,01) 50,0 1,54(р>0,05) 5,1 6,39(р<0,01) 42,3
Сгибания туловища (30 с) 4,78(р<0,01) 5,8 2,36(р<0,05) 2,2 2,14(р<0,01) 3,5
Наклон вперёд 0,83(р>0,05) 7,0 1,56(р>0,05) 6,5 0,01(р>0,05) 0,0
Сила 3,74(р<0,01) 2,1 0,17(р>0,05) 0,1 2,04(р>0,05) 2,2
Таблица 4.
Общие результаты физической подготовленности студенток (п=15)в трёхлетнем цикле обучения.
Курс Стати- стиче- ские показа- тели Бег Прыжок в длину с места (см) Вис на перекладине (сек) Сгибания туловища в положении лёжа (30с, раз) Наклон вперёд (см) Сила (KG)
50м (с) 800м (мин) 4х10м (с)
I M 8,0 2,6 10,7 188,2 32,9 25,2 13,9 35,9
SD 0,4 0,3 1,0 14,9 19,5 6,2 7,2 5,1
min 7,3 2,2 8,4 170,0 3,0 19,0 2,0 28,0
max 8,9 3,3 12,5 225,0 65,0 43,0 29,0 46,0
V% 5,3 11,2 9,6 7,9 59,2 24,6 51,6 14,1
II M 8,5 2,4 10,7 193,7 37,7 27,5 14,3 37,3
SD 0,4 0,1 0,4 13,2 18,6 5,5 6,6 5,3
min 7,7 2,1 9,8 175,0 10,0 21,0 3,0 28,0
max 9,2 2,5 11,2 230,0 62,0 43,0 29,0 49,0
V% 4,4 4,0 3,9 6,8 49,2 20,1 46,3 14,2
III M 8,5 2,4 10,7 193,3 36,1 26,8 13,5 37,3
SD 0,3 0,1 0,4 13,5 16,9 4,4 5,5 5,2
min 7,7 2,1 9,8 170,0 13,0 22,0 3,0 28,0
max 8,9 2,5 11,3 230,0 59,0 39,0 22,0 49,0
V% 4,0 3,8 3,9 7,0 46,9 16,3 41,1 14,0
Таблица 5.
Достоверность изменения показателей физической подготовленности женской группы в трёхлетнем цикле
обучения (п=15).
Показатели (тест t) I-II II-III I-III
^р) % ^р) % ^р) %
Бег 50 м 4,74(р<0,01) 6,13 1,84(р>0,05) 0,6 4,03(р<0,01) 5,4
800 м 2,86(р<0,05) 7,2 0,98(р>0,05) 0,3 0,54(р>0,05) 7,5
4х10 м 0,08(р>0,05) 0,2 0,00(р>0,05) 0,0 0,08(р>0,05) 0,2
Прыжок в длину с места 1,43(р>0,05) 2,9 1,29(р>0,05) 0,2 1,30(р>0,05) 2,7
Вис на перекладине 3,14(р<0,01) 14,6 1,19(р>0,05) 4,2 1,27(р>0,05) 9,8
Сгибания туловища (30 с) 3,37(р<0,01) 9,8 1,43(р>0,05) 2,4 2,10(р>0,05) 6,3
Наклон вперёд 1,15(р>0,05) 2,90 1,68(р>0,05) 6,0 0,70(р>0,05) 3,3
Сила 3,56(р<0,01) 4,1 0,00(р>0,05) 0,0 2,27(р<0,05) 4,1
В течение второго года обучения состояние физической подготовленности студенток в большей части контрольных показателей оставалось относительно неизменным. Однако в результате трёхлетнего обучения у студенток имело место общее повышение показателей физической подготовлен-
ности. Соответствующие статистические данные представлены в табл. 5, где видно достоверное увеличение силовых возможностей студенток (1=2,27; р<0,05). В остальных контрольных показателях, за исключением результатов в беге на 50 м, изменение достижений студенток оказывалось незначительным (1=0,54-2,10; р>0,05).
Общие результаты контроля в течение трёхлетнего обучения свидетельствовали о положительных изменениях в уровне физической подготовленности как студентов, так и студенток. Свидетельством тому служило изменение от года к году коэффициента вариации результатов контроля (У%). Этот показатель свидетельствовал о том, насколько велики различия между результатами наиболее и наименее подготовленных студентов в каждом контрольном упражнении.
Так, например, существенно сократились различия между результатами слабо и хорошо подготовленных студентов в таких упражнениях, как бег на 50 м, 1000 м (У% от 5,2-7,5 снизился к третьему году обучения до 2,9 и 4,8). Существенное повышение плотности результатов от первого до третьего года обучения имело место в показателях, характеризующих силовые качества студентов (У% от 45,0-12,1 снизился до 31,7-10,1). Эти данные позволяют сделать вывод, что значительная часть недостаточно подготовленных студентов повысила уровень своей физической подготовленности.
Аналогичная ситуация имела место и в группе студенток. Здесь также существенно повысились результаты у недостаточно подготовленных. Так, например, если в упражнении вис на перекладине результат этой части недостаточно подготовленных составлял в среднем 3,0 секунды на первом курсе обучения, то уже на втором - повысился до 10,0 се-
Качественная оценка уровня физической подготов.
летнем
недостатки в большей мере проявлялись в уровне развития силы и общей выносливости.
Относительно высокий уровень физической подготовленности имела незначительная часть студентов. Из этой группы оценивались как хорошо подготовленные 7,6% и очень хорошо - 3,8%.
Общей особенностью изменения уровня физической подготовленности в трёхлетнем цикле обучения группы студентов являлось существенное повышение кондиций той части из них, которые характеризовались как «неудовлетворительно» и «недостаточно» подготовленные. Если по итогам тестирования в начале цикла обучения таких студентов оказывалось 15,2% и 11,4% соответственно, а сумме 26,6%, то к концу года обучения их общее число сократилось до 11,4%. Одновременно повысилось на 7,6% число студентов «хорошо» и «очень хорошо» подготовленных. И незначительно, на 3,8% увеличилось количество «удовлетворительно» подготовленных.
Подобные изменения уровня физической подготовленности были отмечены и в группе студенток. Общее количество «недостаточно» и «неудовлетворительно» физически подготовленных сократилось в течение обучения соответственно на 13,2 и 19,8%. Всего 33,0% студенток, ранее отмеченных как не отвечающих среднему «удовлетворительному» уровню подготовленности, улучшили свои физические качества.
Таблица 6.
сти студентов (п=26) и студенток (п=15) в трёх-обучения
Качественные критерии, баллы I курс, % III курс, % Величина изменений, ±%
п=26 п=15 п=26 п=15 п=26 п=15
Очень хорошо (75 баллов и больше) 3,8 0 7,6 6,6 3,8 6,6
Хорошо (от 60 до 74 баллов) 7,6 13,2 11,4 13,2 3,8 0
Удовлетворительно (от 50 до 59 баллов) 60,8 50,6 64,6 52,8 3,8 2,2
Недостаточно (от 30 до 49 баллов) 11,4 6,6 11,4 19,8 0 13,2
Неудовлетворительно (менее 30 баллов) 15,2 33,0 3,8 13,2 11,4 19,8
кунд, а на третьем - до 13,0 секунд. Такое улучшение результатов у студенток со слабым уровнем подготовленности существенно влияло на плотность результатов всей группы. Коэффициент вариации результатов в беге на 50 м от года к году обучения изменялся от 5,3% до 4,0%; в беге на 800 м от 11,2% до 3,8%. И так во всех контрольных показателях. Эта положительная тенденция повышения уровня физической подготовленности студентов и студенток в течение трёхлетнего срока обучения объективно видна в табл. 6, где представлены результаты качественной оценки обследованных.
Как видно в таблице, в составе группы студентов первого года обучения 60,8% обучающихся имели удовлетворительный уровень физической подготовленности. Однако значительная часть из них оказывалась недостаточно (11,4%) и неудовлетворительно (15,2%) подготовлены. Их физические
Выводы.
Организация контроля в процессе обучения стимулировала активное участие студентов в процедуре измерения и формирования оценки уровня физической подготовленности методом составления индивидуальных профилеграмм. Соответствующая информация способствовала повышению личной заинтересованности студентов в двигательной активности на протяжении обучения. Навыки организации контроля физической подготовленности и непосредственной регистрации состояния двигательной функции обследованных способствовали повышению квалификации студентов, как будущих специалистов в области физической культуры. Ориентация на показатели физической подготовленности студентов позволила усовершенствовать программы по физическому воспитанию и должные нормативы по отдельным дисциплинам.
Литература
1. Baka R. Problemy aktywnosci fizycznej studentow. AWFiS, Gdansk, 2007- 122 s.
2. Бака Р., Давиденко Д. Состояние и пути совершенствования формирования физической культуры студентов: Монография. - С.Пб: НП «Стратегия будущего», 2007. - 264 с.
3. Pawlucki A. Rozwazania o wychowaniu. AWF, Gdansk, 1994. - 170 s.
4. Raczek J., Krol H., Bacik B. Z badan nad okresleniem obiektyw-nych kryteriow analizy i oceny cech ruchu. Cz.I - stalosc ruchu. Antropomotoryka, nr. 11, 1994. - s.77-88.
5. Trzesniowski R., Pilicz S. Tabela sprawnosci fizycznej mlo-dziezy w wieku 7-19 lat. Z warsztatow badawczych. Warszawa, 1989. - 127 s.
Поступила в редакцию 02.04.2009г.
sport2005@bk.ru