Научная статья на тему 'Структура и критерии физической подготовленности студентов в динамике трёхлетнего обучения в колледже'

Структура и критерии физической подготовленности студентов в динамике трёхлетнего обучения в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
447
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / КРИТЕРИИ / ФИЗИЧЕСКАЯ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УЧЕБНЫЙ / ПРОЦЕСС / КРИТЕРії / ФіЗИЧНА / ПіДГОТОВЛЕНіСТЬ / НАВЧАЛЬНИЙ / ПРОЦЕС / STRUCTURE / CRITERION / PHYSICAL PREPARATION / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бака Роман

В статье обсуждается преимущественное влияние физических упражнений учебного плана по дисциплине физическая культура на структуру физической подготовленности студентов в трёхлетнем цикле обучения. Использование факторного анализа позволило проследить позитивные изменения в структуре подготовленности учащихся. Выделено два статистически значимых, относительно независимых фактора, объединяющих группы показателей выносливости и скоростно-силовых качеств. Обоснован минимум показателей контроля, позволяющих объективно характеризовать общее влияние физических упражнений на структуру подготовленности занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure and criteria of physical preparation of students to the course of three years' long studiers in the college

In this article, a substantial impact of the physical exercises included in the teaching programmer in the framework of physical education training on the structure of physical preparation of students of the three years' long teaching cycle was established. Utilization of a factual analysis allowed for tracking positive changes in the structure of preparation of the students. Two statistical values relative to independent factors were identified, linking groups of the stamina index and speed strength features. The minimum quantity of control indices were created, which will allow for objective characterization of the generalized impact of physical exercises on the structure of preparation of the students.

Текст научной работы на тему «Структура и критерии физической подготовленности студентов в динамике трёхлетнего обучения в колледже»

Структура и критерии физической подготовленности студентов в динамике трёхлетнего обучения в колледже

Бака Р.

Педагогический колледж в Белостоке, Польша

Аннотации:

В статье обсуждается преимущественное влияние физических упражнений учебного плана по дисциплине физическая культура на структуру физической подготовленности студентов в трёхлетнем цикле обучения. Использование факторного анализа позволило проследить позитивные изменения в структуре подготовленности учащихся. Выделено два статистически значимых, относительно независимых фактора, объединяющих группы показателей выносливости и скоростно-силовых качеств. Обоснован минимум показателей контроля, позволяющих объективно характеризовать общее влияние физических упражнений на структуру подготовленности занимающихся.

Ключевые слова:

структура, критерии, физическая, подготовленность, учебный, процесс.

Бака Р. Структура і критерії підготовленості студентів у динаміці трирічного навчання в Коледжі. У статті обговорюється вплив фізичних вправ навчального плану з дисципліни фізичного виховання на структуру фізичної підготовленості студентів у трирічному циклі навчання. Використання факторного аналізу дало можливість прослідкувати позитивні зміни в структурі підготовленості студентів коледжу. Виділено два відносно незалежних статистично суттєвих фактори, що об'єднують групи показників витривалості та швидкісно-силових якостей. Для контролю обґрунтовано мінімум показників, які дають можливість об'єктивно характеризувати загальний вплив фізичних вправ на структуру фізичної підготовленості студентів.

Baka R. The structure and criteria of physical preparation of students to the course of three years’ long studiers in the college. In this article, a substantial impact of the physical exercises included in the teaching programmer in the framework of physical education training on the structure of physical preparation of students of the three years' long teaching cycle was established. Utilization of a factual analysis allowed for tracking positive changes in the structure of preparation of the students. Two statistical values relative to independent factors were identified, linking groups of the stamina index and speed - strength features. The minimum quantity of control indices were created, which will allow for objective characterization of the generalized impact of physical exercises on the structure of preparation of the students.

structure, criterion, physical preparation, learning process.

структура, критерії, фізична, підготовленість, навчальний, процес.

Введение.

При организации исследования исходили из общеизвестных положений о том, что физическая подготовленность систематически занимающихся физическими упражнениями приводит к положительным результатам в структуре подготовленности в том случае, если эти упражнения и режимы их реализации отвечают индивидуальным особенностям контингента (2, 5, 6, 7).

В условиях физического воспитания студентов учебных заведений проследить влияние общепринятых программ физического воспитания на состояние физической подготовленности занимающихся оказывается весьма сложным делом в связи с несколькими объективными причинами. Основные из них возникают в связи с существенными индивидуальными различиями в уровне физического развития и подготовленности учащихся, обусловленными наследственными факторами, особенностями биологического развития и социальными условиями жизни (4). Существенное влияние на отношение к физической активности, как неотъемлемой части культуры, оказывают и психологические приоритеты, определяющие общий стиль жизни и поведения занимающихся. Очевидно, в силу перечисленных выше объективных причин, в условиях трёхлетнего цикла обучения в колледже общий уровень и структура физической подготовленности студентов изменялись разнохарактерно. Эти данные были представлены в наших предшествующих публикациях, где прослеживалось три категории занимающихся с различными особенностями становления физической подготовленности в процессе обучения (1, 2).

Первая - характеризовалась преимущественным © Бака Р, 2009

развитием какого-либо двигательного качества (например, силы) на фоне относительно несущественных изменений уровня других двигательных качеств. Вторая категория - это те студенты, у которых повышение уровня развития одного из двигательных качеств приводило к незначительному снижению показателей в других качествах. Третья, наиболее многочисленная, объединяла студентов с относительно несущественным повышением результатов в общем комплексе контрольных показателях.

Использование количественных и качественных критериев свидетельствовало о слабо выраженных изменениях физической подготовленности студентов в трёхлетнем цикле обучения в колледже (1). Эти им-перические данные послужили основанием для поиска путей совершенствования программного материала по дисциплине физическая культура и системы контроля в физической подготовленности студентов. Предполагали, что изучение факторной структуры показателей физической подготовленности, зарегистрированных у группы студентов в начале, а затем в конце трёхлетнего цикла обучения, позволит выявить оптимальный круг физических упражнений опосредованно влияющих на формирование общей структуры физической подготовленности занимающихся. А результаты статистического анализа позволят усовершенствовать методы подготовки и критерии физической подготовленности студентов.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель исследования - изучить структурные изменения физической подготовленности студентов в условиях трёхлетнего цикла обучения. Параллельно выявить преимущественное влияние отдельных упражнений и их комплексов на общую структуру физической под-

проблеми фізичного виховання і спорту № 12 / 2009 -------------------------------------------------

тягиваний в висе на перекладине составлял 42,3%; в количестве сгибаний туловища лёжа на спине в течение 30 сек. - 3,5%; силовой выносливости и времени достижения максимальной мощности в тесте Vingate - 12,3 и 20,8% соответственно. В тоже время в показателях силы сгибателей кисти и прыгучести прирост результатов оказывался статистически не существенным - 2,2 и 0,9% соответственно. А результаты в беге на 50 м, где силовой компонент существенно влияет на мощность движений бегунов, к концу третьего года обучения в среднем снизились с 6,8 до 7,2 сек. (5,9%). Положительные изменения имели место в показателях PWC170 (7,5%) и максимального потребления кислорода (61,720%) (табл. 2).

Заключительное обследование

Примечание: нумерация и название показателей соответствует данным табл. 1; коэффициенты корреляции умножены на 1000; достоверность коэффициентов при р<0,005=0,390; р<0,01=0,550

По всей видимости, первичные результаты обследования, которые характеризовались высокой вариативностью, в большинстве контрольных измерений существенно повлияли на содержание корреляционной матрицы.

Так, например, трудно объяснить, что результаты обследованных в беге на 1000 м, во многом обусловленные состоянием системы дыхания и энергообеспечения мышечной деятельности, практически не коррелировали с показателями средней мощности (W/Kg),

Таблица 1

Показатели физической подготовленности студентов (n=26) в трёхлетнем цикле обучения (1 - 3 курс)

Показатели Изменения в цикле обучения % t, Р V%

1 Бег на 50 м, с 6,8-7,2 5,9 5,04<0,001 3,9

2 Бег на 1000 м, с 239-227 5,3 2,92<0,01 6,0

3 Бег 4х10 м, с 10,4-9,9 4,6 4,26<0,001 6,3

4 Прыжок в длину, см 233,2-235,2 0,9 0,75>0,05 23,1

5 Подтягивание в висе, раз 8,0-11,4 42,3 6,39<0,001 35,6

6 Сгибание туловища лёжа на спине (30с), раз 27,8-28,7 3,5 2,14<0,05 13,9

7 Наклон вперёд, см 10,5-10,5 0 0 3,7

8 Сила кисти, кг 56,9-58,2 2,2 2,04>0,05 16,0

9 PWC170 Кгм.мин 1214-1261 7,5 2,58<0,05 22,4

10 VO2max мл-кг-1, мин-1 42,8-43,9 6,2 2,33<0,05 12,4

11 W/Kg (средняя мощность) 7,9-7,8 1,4 0,65>0,05 10,0

12 W/Kg (максим. мощность) 9,5-9,7 1,2 0,93>0,05 9,9

13 J^g (общая работа) 238,2-234,7 1,5 0,65>0,05 8,5

14 Силовая выносливость, % 79,5-89,2 2,3 2,49<0,05 12,7

15 Время достижения Ртах, с 5,0-6,4 20,8 3,19<0,05 11,6

16 Время удержания порога Ртах, с 3,7-3,6 2,8 0,7>0,05 21,8

Примечание: показатели 9 - 10 зарегистрированы в тесте PWC170. 11-16 в тес те Vingate

готовленности и усовершенствовать её комплексную оценку. Можно полагать, что такая информация позволила бы в рабочем порядке оптимизировать содержание программ по физической подготовке студентов в колледже.

Методология исследования базировалась на экспериментальном материале, полученном в процессе трёхлетнего наблюдения за специально отобранной группой студентов мужского пола (n=26). Содержание программного материала по физическому воспитанию в цикле обучения и технология измерения каждого из контрольных показателей представлены в наших предыдущих публикациях (2). Материалы первичного и заключительного обследования студентов представлены в табл. 1. Анализ этих материалов осуществлялся по программе статистического анализа (Statistik PL, 5,0), которая позволяла получить общие статистические данные, корреляционную матрицу и матрицу факторных весов (3).

Результаты исследований.

Сравнительный анализ результатов обследования студентов в начале и в конце трёхлетнего цикла обучения не позволял объективно характеризовать общее влияние физических упражнений на состояние двигательной функции обследованных (табл. 1).

Как видно в таблице, существенное изменение структуры физической подготовленности студентов имело место только в группе силовых показателей. Так, например, прирост результатов в количестве под-

Таблица 2

Результаты корреляционного анализа показателей физической подготовленности обследованных (п=26) в

начале и в конце трёхлетнего цикла обучения

Первичное обследование

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

1 х 398 488 501 112 097 049 399 057 300 350 518 280 179 401 397

2 475 х 187 129 311 203 008 015 403 399 293 401 350 409 399 500

3 679 402 х 177 112 052 113 400 211 173 206 308 208 402 390 188

4 623 049 299 х 098 199 077 388 115 093 180 216 179 155 084 101

5 213 381 098 193 х 602 203 409 171 103 212 104 039 402 188 299

6 388 113 077 216 439 х 317 213 110 088 045 102 116 333 079 183

7 113 097 084 151 094 155 х 104 210 183 105 173 098 114 077 300

8 513 111 664 429 731 115 029 х 316 115 183 099 191 392 200 393

9 116 629 381 088 169 089 154 113 х 408 381 401 394 113 290 400

10 211 514 220 189 017 159 200 015 399 х 404 299 409 197 391 399

11 400 417 390 294 073 100 084 299 403 609 х 320 405 337 291 401

12 693 715 401 159 219 007 197 216 408 397 800 х 406 391 399 405

13 392 499 216 109 201 083 116 209 571 604 529 571 х 288 391 480

14 283 513 396 183 593 514 016 423 209 313 400 421 400 х 193 102

15 339 475 407 193 217 090 112 214 401 398 409 506 407 380 х 333

16 407 709 395 009 390 117 244 407 555 581 402 613 619 116 429 х

Таблица 3

Факторная структура физической подготовленности студентов (п=26) в цикле обучения

Показатели Факторы и % общей дисперсии

Первичное обследование Заключительно е обследование

41,3 22,8 11,0 52,2 30,1 1,8

1 Бег на 50 м, с 199 415 004 116 720 017

2 Бег на 1000 м, с 628 188 111 802 333 101

3 Бег 4х10 м, с 211 602 084 159 743 093

4 Прыжок в длину, см 0,94 399 115 200 692 107

5 Подтягивание в висе, раз 554 029 006 619 091 300

6 Сгибание туловища лёжа на спине (30с), раз 007 213 101 101 421 359

7 Наклон вперёд, см 113 109 444 100 193 218

8 Сила кисти, кг 0,41 317 398 011 488 149

9 PWC,7„ Кгм.мин 619 211 221 814 213 187

10 VO2max мл-кг-1, мин-1 514 155 024 711 070 114

11 W/Kg (средняя мощность) 203 388 129 009 403 003

12 W/Kg (максим. мощность) 181 466 216 703 802 017

13 J^g (общая работа) 293 017 529 601 013 273

14 Силовая выносливость, % 071 222 400 111 040 389

15 Время достижения Ртах, с 313 417 014 583 400 112

16 Время удержания порога Ртах, с 579 158 117 691 069 091

общей работы (J/Kg) в Vingate тесте (i=0,293 и 0,350; р>0,05). Не установлено достоверных связей и между группой показателей силовой выносливости, времени достижения и сохранения максимальной мощности (Ртах) в этом же тесте (г=0,102-0,288; р>0,05). В то же время эти показатели достоверно коррелировали с

результатами в беге на 1000 м (г=0,393-0,500).

В целом результаты корреляционного анализа показателей первичного и заключительного обследования не позволяли проследить какого-либо чёткого влияния занятий различными физическими упражнениями на состояние и структуру двигательной функ-

проблеми фізичного виховання і спорту № 12 / 2009

ции занимающихся в трёхлетнем цикле обучения.

Обращает внимание лишь существенное увеличение парных корреляций в матрице заключительного обследования (56) по сравнению с матрицей исходных данных (36) и значительное увеличение валидности отдельных корреляций на уровне р<0,01 (16:1). Более точную информацию о преимущественных изменениях в структуре физической подготовленности студентов предполагали получить, опираясь на результаты факторного анализа (табл. 3). Как видно в таблице, логически объяснить результаты анализа становится возможным при обсуждении лишь двух статистически значимых фактора, вклад которых составлял 60-80% общей дисперсии данных корреляционных матриц. В целом, матрицы, рассчитанные по результатам исходного и заключительного обследования студентов, оставались принципиально подобными. И в первой, и во второй матрице на первом факторе (41,3 и 52,2%) с максимально высокими коэффициентами отделились показатели, характеризующие общее состояние работоспособности обследованных в циклических локомоциях.

Информативными в блоке контрольных показателей исходного обследования оказывались результаты в беге на 1000 м (г=0,628), мощности в тесте PWC170 (г=0,619), максимального потребления У02 в этом же тесте (г=0,514) и показатель, характеризующий способность сохранять порог мощности работы в тесте Уі^аіе (г=0,572). Эта тенденция сохранилась и в матрице показателей заключительного обследования. Однако общий вес этого фактора возрос до 52,2% за счёт повышения корреляционной валидности практически всех показателей в большей или меньшей мере отражающих состояние системы дыхания и энергообеспечения мышечной деятельности в условиях циклических нагрузок.

Как видно в табл. 3, на втором факторе в обеих матрицах (22,8 и 30,1%) группировались показатели, отражающие преимущественное развитие скоростносиловых способностей обследованных. И в этом факторе имело место повышение валидности коэффициентов корреляции в таких показателях, как бег на 50 м (г=0,720), бег 4х10 м (г=0,743), прыжок в длину с места (г=0,692) и показателя максимальной мощности в Уі^аіе тесте (г=0,802). Объяснить содержание третьего фактора (11,0 и 1,8%) сложно по двум причинам: его вклад в общий массив корреляций оказывался недостаточно весомым, а валидность показателей в одной и другой матрица была несопоставимой.

Выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установлено, что в процессе трёхлетнего обучения в колледже в структуре физической подготовленности студентов произошли следующие изменения:

• относительно несущественное повышение скоростно-силовых возможностей, в среднем 4,3%, на фоне преимущественного развития показателей работоспособности в аэробных и анаэробных условиях мышечной деятельности, в среднем 5,46%;

• чёткое разделение общего комплекса из 16 контрольных показателей на двух относительно независимых факторах, вклад каждого из которых повы-

сился на 10,9 и 7,3% соответственно;

• существенное повышение валидности отдельных показателей, отражающие преимущественную информативность каждого из них в своём факторе.

Результаты факторного анализа позволяют рекомендовать для оценки физической работоспособности обследованных в аэробно-анаэробных условиях выборочно один из показателей: результат в беге на 1000 м; в тесте PWC170; максимальной мощности в Vingate тесте. Их валидность в общем комплексе показателей, характеризующих работоспособность обследованных в аэробных и анаэробных условиях оказывалась самой высокой (r=0,800; 0,802; 0,814). Для оценки скоростно-силовых и координационных способностей объективной информацией могут служить результаты в беге 4х10 м и прыжках в длину с места. Их валидность в группе скоростно-силовых показателей также была самой высокой (r=0,740 и 0,692). Комплексное использование приведенных выше показателей позволяет характеризовать изменения в структуре физической подготовленности студентов и, на этой основе, совершенствовать процесс физической подготовки в многолетнем цикле обучения.

Литература

1. Бака Р. Региональные особенности формирования физической культуры студентов / Роман Бака: Монография. - СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. - 140 с.

2. Бака Р. Индивидуальная динамика физической подготовленности студентов в трёхлетнем цикле обучения в педагогическом колледже /Бака Р // Педагогика, психология и медикобиологические проблемы физического воспитания и спорта: Харьков: ХГАДИ (ХХПИ), 2009. - № 6. - С. 3-7.

3. Зациорский В.М. Кибернетика, математика, спорт / В. Зациор-ский. - М.: Физкультура и спорт. 1969. - 199 с.

4. Изаак С.И. Физическое развитие и биоэнергетика мышечной деятельности школьников. Монография / С.И. Изаак, Т.В. Па-насюк, Р. В. Тамбовцева. - Москва-Орёл: Изд-во ОРАТС, 2005. - 224 с.

5. Царик А.В. О культуре физической и духовной / А.В. Царик. -М.: Знание, 1989.-189 с.

6. Физическое воспитание студентов: Учебное пособие / Под ред. Б.И. Новикова. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 80 с.

7. Heyward V.H. Advanced fitness and exercise prescription. / V.H. Heyward. - Human Kinetics, 2006. - 425 p.

Поступила в редакцию 01.11.2009г.

Бака Роман [email protected]

її

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.