Научная статья на тему 'Соматические показатели студентов в динамике обучения в колледже'

Соматические показатели студентов в динамике обучения в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
160
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС / УЧЕБНЫЙ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ / АКТИВНОСТЬ / ДИНАМИКА / СОМАТОТИП / СТУДЕНТЫ / ПРОЦЕС / НАВЧАЛЬНИЙ / РУХОВА / АКТИВНіСТЬ / ДИНАМіКА / СТУДЕНТИ / PROCESS / DIDACTIC / MOTORIC / ACTIVITY / DYNAMICS / SOMATOTYPE / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бака Р.

У группы студентов (n 26) и студенток (n 15) систематически регистрировали во 2, 4, 6 семестрах комплекс соматических показателей. В статье представлены среднестатистические данные для группы мужчин и женщин по годам обучения в Колледже. Положительный эффект от объёма учебной нагрузки обнаружен преимущественно у категории студентов, имевших признаки патологии по показателям массы тела и процента жировой ткани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Somatic indicators for students in dynamics of studying in College

A complete set somatic indicators was registered systematically for a group of male (n-26) and female (n-15) students at the end of the 2nd, 4th and 6th semester. This article presents the average statistical data for the group of men and women distributed into individual years of studying in College. Positive effect, resulting from increased studying load, was observed mainly in the group of students previously characterized with pathological symptoms related with body weight and percent of body fat tissue.

Текст научной работы на тему «Соматические показатели студентов в динамике обучения в колледже»

СОМАТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТУДЕНТОВ В ДИНАМИКЕ ОБУЧЕНИЯ В КОЛЛЕДЖЕ

Бака Р.

Педагогический Колледж в Белостоке, Польша

Аннотация. У группы студентов (п - 26) и студенток (п - 15) систематически регистрировали во 2, 4, 6 семестрах комплекс соматических показателей. В статье представлены среднестатистические данные для группы мужчин и женщин по годам обучения в Колледже. Положительный эффект от объёма учебной нагрузки обнаружен преимущественно у категории студентов, имевших признаки патологии по показателям массы тела и процента жировой ткани.

Ключевые слова: процесс, учебный, двигательная, активность, динамика, соматотип, студенты.

Анотація. Бака Р. Соматичні показники студентів у динаміці навчання в Коледжі. У групи студентів (п=26) та студенток (п=15) систематично реєстрували в 2, 4, 6 семе© Бака Р , 2009

страх комплекс соматичних показників. У статті представленні середньостатистичні дані для групи чоловіків та жінок за роками навчання у Коледжі. Позитивний ефект від обсягу навчального навантаження було виявлено переважно у категорії студентів, які мали ознаки патології у показниках маси тіла та процента жирової тканини.

Ключові слова: процес, навчальний, рухова, активність,

динаміка, соматотип, студенти.

Annotation. Baka R. Somatic indicators for students in dynamics of studying in College. A complete set somatic indicators was registered systematically for a group of male (n-26) and female (n-15) students at the end of the 2nd, 4th and 6th semester. This article presents the average statistical data for the group of men and women distributed into individual years of studying in College. Positive effect, resulting from increased studying load, was observed mainly in the group of students previously characterized with pathological symptoms related with body weight and percent of body fat tissue.

Key words: process, didactic, motoric, activity, dynamics, somato-type, students.

Введение.

Согласно взглядам многих специалистов, одним из критериев физического состояния человека являются показатели ВМІ, характеризующие его соматический статус - соотношения длины и массы тела, количество жировой ткани, мышечной массы, воды и др. А физические упражнения рассматриваются как эффективное средство поддержания оптимального состояния человека в границах нормативных требований [2, 5, 6]. Однако объективных эмпирических данных о характере влияния систематической двигательной активности на состояние соматического статуса занимающихся всё ещё недостаточно. Пополнить общетеоретические знания в этом вопросе считали возможным в условиях длительного исследования степени влияния двигательной активности на состояние соматического статуса стабильного контингента обследованных [1].

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью исследования явилось изучение степени взаимосвязи между показателями двигательной функции и соматического статуса студентов в условиях педагогического процесса по дисциплине физическая культура. При этом исходили из предположения о том, что изменения двигательных показателей под влиянием упражнений, предусмотренных учебным планом, могут быть не только следствием совершенствования двигательной функции, включая координационные навыки и умения в этих упражнениях, но и позитивного изменения соматического статуса студентов. Полагали, что количественное описание меры взаимосвязи между двигательными и соматическими показателями обследованных можно осуществить с помощью кор -реляционного анализа. А соответствующие знания могут быть использованы в условиях педагогического процесса.

Организация исследований. Исследование проводилось в условиях стационарного обучения группы студентов в количестве 26 мужчин (средний возраст - 21,7-23,7 лет) и 15 женщин (21,7-23,5 лет), чья двигательная активность ограничивалась только упражнениями, предусмотренными учебным планом по дисциплине физическая культура. Обследование проводилось во 2, 4, 6 семестрах трёхлет-

него цикла обучения. Общий объём двигательной активности студентов по годам обучения составлял 24, 38 и 26 недель, соответственно 175, 170 и 105 академических часов. У студентов регистрировались отдельные показатели международного теста физической подготовленности (KSPFT), характеризующие уровень развития скоростных качеств, выносливости, силы. Результаты контрольных измерений выражались в общепринятых метрических и балльных единицах согласно оценочным шкалам rcSPFT. Параллельно в лабораторных условиях в эргометрических тестах PWC170 и Vingate регистрировался комплекс общепринятых показателей дыхания и энергообеспечения мышечной деятельности в аэробных и анаэробных условиях. Перечень этих показателей и единицы их измерений представлены в табл. 1. Для оценки соматического статуса обследованных использовали только часть показателей из предусмотренных Международной федерацией здоровья (WHO) в методике BIA (Bioelectric Impedance Analysis). Регистрировали показатель ВМ1 (kg/m2), FAT% жировой массы, ТВW% воды в массе тела. Регистрируемые показатели в динамике длительного наблюдения за обследованными обрабатывали с помощью статистических

методов, используя пакет программ Statistica 7.0 (Stat Soft inc., USA). Характер взаимосвязи между регистрируемыми показателями рассчитывали по методу Spierman. Достоверность изменения показателей контроля от года к году определяли на основе t-критерия и ориентируясь на международные шкалы ВМ1 [3, 4].

Приступая к исследованию, предполагали, что между разными показателями моторики и со-матотипа обследованных в условиях трёхлетнего наблюдения могут возникнуть несколько типов взаимосвязи:

- полная параллельность позитивных изменений всех показателей. Это означало бы, что соответствующий режим двигательной активности можно рассматривать как реальный фактор оптимизации соматического статуса обследованных. А каждый из предложенных контрольных показателей обладает определённой степенью информативности. В этом случае можно судить о преимущественном влиянии различных упражнений на соматотип, а в системе физической подготовленности студентов с целью поддержания оптимального соматического состояния использовать наиболее эффективные упражнения и режимы;

Таблица 1

Регистрируемые показатели и общие сведения о состоянии двигательной функции обследованных на протяжении обучения (данные мужчин, п=26)

Показатели и значения Годы обучения

I II III

М SD V% М SD V% М SD V%

Бег на 50 м, с 6,8 0,4 5,2 7,1 0,2 3,5 7,2 0,2 2,9

Бег на 1000 м, мин 3,6 0,3 7,5 3,4 0,2 5,7 3,4 0,3 4,8

Подтягивание в висе, раз 8,0 3,6 45,0 12,0 3,5 30,0 11,4 3,4 31,7

РWС170 [кгм/мин] 1214 284 24,2 1222 270 22,1 1261 262 20,8

VO2 max [мл/мин/кг] 42,8 5,2 12,5 43,5 5,8 13,3 43,9 4,9 11,4

Vingate, J/кг 238 25,6 10,8 243 17,2 7,1 235 18,1 7,7

Vingate, W/кг 9,5 1,1 12,1 9,7 0,9 9,5 9,7 0,8 8,2

ВМ1, кг/м2 23,5 1,9 7,9 24,4 7,3 11,9 23,6 14,2 13,3

FAT, % 22,8 2,8 12,1 22,6 2,7 11,9 22,8 2,6 11,2

TBW, % 57,9 3,6 6,2 57,7 3,5 6,1 57,5 3,4 5,9

Таблица 2

Статистические данные об изменении показателей двигательной функции в трёхлетнем цикле обучения

(мужчины, п=26)

Показатели Годы обучения

I - II II - III I - III

t р % t р % t р %

Бег на 50 м 4,07 р<0,01 -4,3 1,36 р>0,05 -0,6 5,04 р<0,01 -5,0

Бег на 1000 м 3,13 р<0,01 3,4 0,71 р>0,05 0,6 2,92 р<0,01 3,9

Подтягивание в висе 6,5 р<0,01 5,0 1,54 р>0,05 5,1 6,39 р<0,01 9,8

РWС17„ [кгм/мин] 1,97 р>0,05 4,2 1,69 р>0,05 3,2 2,58 р<0,05 7,5

VO2 max [мл/кг/мин] 3,68 р<0,01 4,1 0,73 р>0,05 1,0 1,00 р>0,05 3,0

Vingate, J/ кг 0,83 р>0,05 -2,0 1,88 р>0,05 3,4 0,65 р>0,05 1,5

Vingate, W/ кг 0,81 р>0,05 -2,5 0,17 р>0,05 0,4 0,93 р>0,05 2,0

ВМ1, кг/м2 0,66 р>0,05 -3,7 0,44 р>0,05 2,5 0,94 р>0,05 -1,2

FАТ, % 3,60 р<0,01 1,1 1,41 р>0,05 -1,0 0,15 р>0,05 0,1

ТВ^ % 0,90 р>0,05 0,4 2,63 р<0,05 4,7 1,22 р>0,05 0,7

- полная независимость между двигательными и соматическими показателями в динамике учебного процесса. Это означало бы, что физические упражнения не оказывают существенного влияния на соматический статус обследованных;

- частичная связь лишь некоторых двигательных и соматических показателей обследованных. В этом случае появляется возможность усовершенствовать систему физических упражнений и в целом объёма двигательной активности путём выбора оптимальных нагрузок.

Результаты исследований.

Анализ экспериментального материала, полученного в условиях трёхлетнего наблюдения за группой студентов, свидетельствовал о том, что в группе мужчин, как и в группе женщин, встречались обследованные разного уровня подготовленности. Так, например, среди мужчин, в силовом показателе (подтягивание в висе) коэффициент вариации на протяжении трёх лет обучения оставался высоким и колебался в пределах 30-45% (табл. 1).

Менее выраженные различия между студентами имели место в показателях РWС170 (20,8-24,2%); показателях ВМ1, жировой массы тела - БАТ% (11,2-12,1%) и др. Существенные различия в уровне физической подготовленности и соматического статуса в составе студентов мужской и женской группы снижали надёжность результатов последующих статистических операций, направленных на установление степени влияния физических нагрузок на состояние двигательной функции в динамике трёхлетнего обучения. Положительная динамика как в группе мужчин, так и женщин, как результат первого года обучения, имела место в показателях, характеризующих уровень моторики (бег на 50, 1000 и 800 м, подтягивание и вис на перекладине (табл. 2, 3).

Эти изменения в группе мужчин сопровождались совершенствованием механизмов энергообеспечения мышечной деятельности в аэробных условиях и снижением процента жира в общей массе тела (1=3,60-3,68; р<0,01).

На этапе обучения от второго к третьему году в составе мужской группы изменения носили слабо выраженный, статистически не значимый характер. Эта общая тенденция сохранилась и к концу третьего года обучения. Достоверные изменения контрольных показателей от первого к третьему году обучения имели место у мужчин в беге на 1000 м, подтягивании на перекладине, мощности в тесте РWС170 (t=2,58-6,39; р<0,05-0,01). При этом у мужчин имело место незначительное снижение результатов в беге на 50 м и увеличение массы тела. Подобные реакции по показателям двигательной функции имели место в женской группе.

Положительные изменения среднегрупповых показателей у женщин имели место только в беге на 800 м и показателях энергообеспечения в аэробных и анаэробных эргометрических тестах. Однако изменения соматических показателей студенток в трёхлетнем цикле обучения оказывались не столь существенными - в пределах 0,2-2,0%.

Существенная вариативность в уровне двигательных способностей и соматических параметров тела обследованных студентов не могли не повлиять на содержание корреляционных матриц. Однако общая взаимосвязь отдельных двигательных способностей с показателями соматического состояния обследованных прослеживается в матрице, рассчитанной по данным контроля мужской группы (табл. 4). Здесь видна определённая положительная зависимость результатов в тестах моторики (бег на 50 и 1000 м; РWС170 и Vingate) с показателями росто-весового индекса (ВМ1) и жировой массы тела (TBW%).

Остальные коэффициенты в этой матрице между показателями дыхания и энергообеспечения мышечной деятельности в аэробных и анаэробных условиях, быстроты, выносливости и силы вполне объяснимы и дополнительных комментариев не требуют.

Однако, для объективного ответа на вопрос о степени влияния общего объёма двигательной активности студентов в цикле трёхлетнего обучения

Таблица 3

Статистические данные об изменении показателей двигательной функции в трёхлетнем цикле обучения

(женщины, п=15)

Показатели Годы обучения

I - II II - III I - III

t р % t р % t р %

Бег на 50 м 4,74 р<0,01 -6,13 1,84 р>0,05 0,6 4,03 р<0,01 -5,4

Бег на 800 м 2,86 р<0,05 7,2 0,98 р>0,05 0,3 0,54 р>0,05 7,5

Вис на перекладине 3,14 р<0,01 -14,6 1,19 р>0,05 4,2 1,27 р>0,05 -9,8

PWC170 [кгм/мин] 2,10 р>0,05 5,9 3,24 р<0,01 8,9 3,59 р<0,01 15,4

VO2 max [мл/кг/мин] 2,10 р>0,05 2,9 3,24 р<0,01 4,4 3,59 р<0,01 7,4

Vingate, J/ кг 0,12 р>0,05 0,9 0,57 р>0,05 2,6 0,47 р>0,05 3,4

Vingate, W/ кг 1,78 р>0,05 9,2 0,13 р>0,05 -0,6 1,97 р>0,05 8,7

ВМ1, кг/м2 0,18 р>0,05 0,1 1,38 р>0,05 -0,4 0,47 р>0,05 -0,3

FAT % 1,04 р>0,05 0,5 0,46 р>0,05 -0,3 0,86 р>0,05 0,2

TBW% 0,79 р>0,05 -0,7 0,28 р<0,05 -0,2 0,98 р>0,05 -0,9

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа показателей двигательной функции (мужчины, n=26)

Показатели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

1 ВМІ, кг/м2 х 315 289 539 618 212 -412 100 -511 213

2 FAT, % х 318 406 499 413 373 014 -279 -333

3 TOW, % х 073 211 113 202 170 169 033

4 Бег на 50 м х 437 388 400 214 317 -501

5 Бег на 1000 м х -613 -599 -449 -389 -300

6 Подтягивание в висе х 067 376 112 301

7 РWC1,n, кгм/мин х 557 413 471

8 VO2 max [мл/кг/мин] х 277 601

9 Vingate, J/ кг х 598

10 Vingate, W/ кг х

При р<0,05 значения г=0,400. Коэффициенты корреляции умножены на 1000.

Таблица 5

Показатели соотношения жировой массы тела (Б АТ %) в количественных и качественных критериях ВМ1 у студентов в цикле трёхлетнего наблюдения

Индекс FАТ% Качественные уровни Годы обучения и % обследованных

1 2 3

мужчины n=26

28,0 - 23,0 повышенный 22,8 15,2 19,0

22,9 - 18,0 средний 60,8 64,6 64,6

17,9 - 13,1 оптимальный 15,2 19,0 15,2

женщины n=15

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33,0 - 28,0 повышенный 53,6 46,9 33,5

27,9 - 23,0 средний 40,2 40,2 53,6

22,9 - 18,1 оптимальный 6,7 13,4 6,7

использовали метод сравнительного анализа полученных нами данных с общепринятыми в международной практике оценочными шкалами (W.W.K. Hoeger, D.R. Hopkins, 1992; V.H. Heyward, 2006), где изменение физического состояния студентов в трёхлетнем цикле представлены в количественных и качественных критериях по показателю жировой массы тела (табл. 5).

Как видно в таблице, общий объём двигательной активности в процессе обучения оказывал положительное влияние на состояние соматотипа преимущественно той части студентов, которые при поступлении в колледж имели высокие показатели ВМ1, характеризовались предрасположенностью к различной степени ожирения. Показатели FAT% у студентов с повышенным уровнем жировой массы тела снижались ко второму году обучения с 22,8 до 15,2% и к третьему году составляли 19,0%. В группе женщин тенденция к снижению жировой массы тела оказывалась ещё выразительней - 53,6-46,9-33,5%. У студентов обоего пола, которые к началу обучения были отнесены к группе «среднего» и «оптимального» уровня чётко выраженного изменения состава тела по показателю жировой массы не обнаруживалось.

Выводы.

В результате исследования показана положительная взаимосвязь соматических и двигательных показателей в оценке общего состояния двигательной функции студентов. Это свидетель-

ствовало, что общий объём двигательной активности, предусмотренный учебным планом, можно рассматривать, как достаточный только для той части студентов, которые изначально превышали оптимальные нормы по показателю ВМ1. В исследовании подчёркивается преимущественное влияние упражнений аэробного и анаэробного циклического характера на состояние роста весового индекса и, как следствие, на достижения в других двигательных упражнениях.

Литература

1. Бака Р. Региональные особенности формирования физической культуры студентов / Роман Бака, Дмитрий Давиденко, Михаил Филиппов: Монография. - СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. - 265 с.

2. Быховская И.М. «Человек телесный» в социокультурном пространстве и времени (очерки социальной и культурной

антропологии). - М., 1997.-209 с.

3. Heyward V.H. Advanced fitness and exercise prescription Human Kinetics, 2006.-425 c.

4. Hoeger W.W.K, and Hopkins D.R. 1992. A comparison of the sit-and-reach in the measurement of flexibility in women. Research Quarterly for Exercise and sport 63:191-195.

5. Pollock M.L., and Jackson A.S. 1984. Research progress in validation of clinical methods in Sport Exercise 16:606-613.

6. Jackson A.S., and Pollock M.L. 1985. Practical assessment of body composition. The Physical and Sports medicine 13: 76-90.

Поступила в редакцию 02.04.2009г.

sport2005@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.