ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ГОРНОЛЫЖНОГО СПОРТА
Бака Р.
Педагогический колледж в Белостоке, Польша
Аннотация. В массовом обследовании студентов установлена эмпирическая степень влияния каждого из показателей двигательной функции на темп и качество овладения техникой слалома в условиях шестидневной учебной сессии. Параллельно в условиях шести последовательных занятий проведен анализ координационных способностей обследованных по показателю темпа обучения техники слалома и показателю повышения результатов в специальных упражнениях скоростно-силового характера. Установлена высокая взаимосвязь между показателями темпа овладения техникой слалома, с одной стороны, и результатами бега на лыжах в полной экипировке, и прыжков вверх с максимальным вращением вокруг продольной оси тела (r=0,888-0,603). Показана целесообразность параллельного совершенствования скоростно-силовых и координационных способностей с помощью динамических упражнений, отвечающих требованиям слалома. Ключевые слова: студенты, обучение, слалом, техника, специальные упражнения.
Анотація. Бака Р. Підготовленість студентів в умовах навчання техніці гірськолижного спорту. Під час масового обстеження студентів було встановлено емпіричний ступінь впливу кожного з показників функції руху на темп і якість оволодіння технікою слалому в умовах шестиденної навчальної сесії. Одночасно в умовах шести послідовних занять проведено аналіз координаційних здібностей обстежуваних показників з темпу навчання техніці слалому і показників підвищення результатів у спеціальних вправах швидкісно-силового характеру. Встановлено високий взаємозв’язок між показниками темпу оволодіння технікою слалому, з одного боку, і результатами бігу на лижах в повній екіпіровці, і стрибків вверх з максимальним оборотом навколо продольної осі тіла (r=0,888-0,603). Показана доцільність паралельного вдосконалення швидкісно-силових і координаційних здібностей за допомогою динамічних вправ, які відповідають вимогам слалому. Ключові слова: студенти, навчання, слалом, техніка, спеціальні вправи.
Annotation. Baka R. Readiness of students in requirements of learning technique of mountain skiing. In the mass study of the students, an empirical level was established, describing each the influence of each of the factors of motoric function on the pace and quality of mastering slalom techniques under the conditions of six days’ long training session. In parallel, under the conditions of six consecutive sessions, an analysis of coordination skills for examined students was carried our, according to the index of the pace of mastering slalom techniques and the index of increase in the results in special speed- strength exercises. Very well defined dependence was established between the index of pace of mastering slalom techniques on one hand and results of skiing with full gear and jumping with a maximum rotation around the longitudinal body axis [r=0,888-0,603]. The purposefulness of simultaneous mastering speed-strength skills and coordination skills with the aid of dynamic exercises (corresponding to slalom requirements) was proven.
Keywords: students, teaching, slalom, technique, special exercises.
Введение.
Опираясь на литературные данные и педагогический опыт, можно утверждать, что координационные способности человека в процессе обучения сложным двигательным заданиям (упражнениям) во многом зависят не только от состояния двигательного анализатора и составляющих его подсистем, но и обусловлены развитием физических качеств, соматическими особенностями занимающихся и др. (5, 4, 7).
В этой связи координация движений рассматривается как сложная двигательная способность, которая в разных условиях обучения двигательным актам может проявляться у человека не одинаково. Это послужило основанием для утверждения, что уровень развития координаций движения человека в процессе обучения необходимо оценивать в специфических условиях деятельности, а измерителем этого качества могут служить сложность упражнения, точность его выполнения, быстрота овладения техникой (3, 4).
Цель, задачи работы, материал и методы.
Учитывая высокие требования горнолыжного спорта к физической подготовленности занимающихся, считали актуальным проведения исследования, целью которого является эмпирическое описание эффективности обучения технике слалома от уровня развития физических качеств студентов. Полагали, что такая информация позволит оптимизировать физическую подготовленность студентов в соответствии с требованиями горнолыжного спорта.
Организация и методы. Исследование проведено в два этапа. На первом - изучалась структура физической подготовленности обследованных во взаимосвязи с уровнем овладения техникой слалома. Физическая подготовленность студентов характеризовалась показателями международного теста фи-
© Бака Р, 2009
зической подготовленности 1С8РРТ (1, 9). Уровень технического мастерства оценивался комплексно - с помощью биомеханического анализа техники отдельных элементов слалома и на основе экспертной оценки в баллах (2). На втором этапе, уровень физической подготовленности студентов оценивался с помощью специфических, логически обоснованных показателей, валидность которых и была установлена в этом исследовании. Координационные способности оценивались по показателю темпа обучения специальным сложно-координационным упражнением и непосредственно технике слалома. Мера взаимосвязи между соответствующими показателями определялась с помощью корреляционного анализа (метод ранговой корреляции Спирмана).
На первом этапе обследовано 153 студента, общие сведения о которых представлены в табл. 1.
В блок контрольных показателей были включены восемь упражнений. Первые пять из международного теста 1С8РРТ, позволяли характеризовать преимущественное развитие скоростно-силовых качеств. Регистрация результатов в этих упражнениях осуществлялась общепринятыми методами в условиях контрольных занятий. Проба Ромберга, характеризующая состояние статического равновесия тела, регистрировалась на тензометрическом, компьютеризированном стенде «РоБШго^аТ» в условиях основной стойки обследованных с открытыми глазами в течение 30 секунд (табл. 2). Вращение вокруг продольной оси тела прыжке вверх проводилось в окружности диаметром в 1 метр и выполнялось трёхкратно в левую и трёхкратно в правую сторону. Лучшие из трёх результатов прыжка с вращением в одну и другую стороны суммировались и заносились в протокол (8). Техника слалома фиксировалась двумя видеокамерами Ш-8 с частотой f=25Нz, расположенных на штативных устройствах, в условиях выполнения студентами
основных поворотов во время спусков на учебном склоне. При этом учитывались рост, масса тела, положение средней массы тела, углы сгибания основных частей тела. Показатели каждого обследованного сопоставлялись с геометрически обоснованной биомеханической моделью в процентном соотношении и фиксировались в протоколе в баллах (2). Первичный материал обследования студентов обрабатывался статистически по программе «81аЙ811к РЬ, 5.0» согласно общим рекомендациям (6).
Результаты исследований.
Как видно в табл. 2, первичный анализ экспериментального материала на первом этапе исследования, свидетельствовал о существенных различиях в уровне физической подготовленности обследованных. Наиболее высокие коэффициенты вариации, а, следовательно, различия между обследованными, имели место в показателях пробы Ромберга (У% - 66,6). В группе скоростно-силовых упражнений обследованные также представляли неоднородный состав. Вариативность результатов в подтягивании в висе на перекладине составляло 34,8%, в прыжке вверх с максимальным вращением - 14,2% и т.д. По всей видимости, особенности физической подготовленности в сочетании с другими, прежде всего, факторами среды в
процессе возрастного развития, повлияли на различия в уровне предварительной подготовленности контингента в условиях слалома (У%-29,3).
В связи с этим эмпирические оценки меры влияния показателей физической подготовленности на уровень координационных способностей обследованных в специфических условиях слалома могут рассматриваться только как предварительные, требующие дальнейшего уточнения. Как видно в табл. 3, только один показатель, бег 4х10 м, результаты которого обусловлены не только скоростными качествами в беге, но и быстротой поворотов в обратном направлении бега, что характеризует и координационные способности, умеренно коррелировал с показателями техники слалома. Остальные контрольные показатели, характеризующие двигательные способности занимающихся, не влияли на технические навыки в условиях слалома. В тоже время все пять скоростно-силовых показателей коррелировали только между собой, свидетельствуя о том, что лучшие из обследованных в одном из показателей этой группы оказывались в числе лучших и в других показателях. Также не обнаружено достоверных взаимосвязей между показателями статического равновесия тела в пробе Ромберга, способности вращения в прыжке и техникой слалома.
Таблица 1
Общие сведения об обследованных (п=153)
Статистические показатели Показатели обследованных
возраст, лет рост, см масса тела, кг ВМ1, индекс FAT, %
М 21,9 180,1 76,4 23,6 23,5
SD 2,4 5,6 8,4 2,5 3,1
min 19,1 158,0 52,0 19,2 16,9
max 29,8 192,0 106,0 31,5 32,3
V% 10,9 3,1 11,0 10,5 13,2
Таблица 2
Показатели физической подготовленности и технических навыков студентов в слаломе (п=153)
Стати- стиче- ские показа- тели Контрольные упражнения
Бег 50 м, с Бег 4х10 м, с Прыжок в длину, см Сгибание туловища (30с), раз Подтягивание в висе, раз Проба Ромберга, мм2 Вращение в прыжке вверх, [°] Техника слалома, баллы
М 7,2 10,8 274 32,4 10,1 340 724 11,0
SD 0,23 0,54 27,5 3,6 3,5 226 103 3,2
min 6,7 9,4 190 23 2 70,0 540 0
max 7,9 11,6 265 38 17 1013 1020 17,5
V% 3,2 4,9 11,2 11,5 34,8 66,6 14,2 29,3
Таблица 3
Результаты корреляционного анализа
Показатели 1 2 3 4 5 6 7 8
1 Бег на 50 м х 628 487 399 501 075 413 086
2 Бег 4х10 м х 501 081 367 199 300 333
3 Прыжок в длину х 189 390 098 217 073
4 Сгибание туловища х 400 091 111 006
5 Подтягивание х 003 021 171
6 Проба Ромберга х 100 216
7 Вращение в прыжке х 301
8 Техника слалома х
Примечание.
р<0,01=0,410
Коэффициенты корреляции х1000. Достоверность коэф(
шциентов при р<0,05=0,310;
Следствием исследований на этом этапе явилось подтверждение мнения о специфических особенностях координационных способностей занимающихся, которые по-разному проявляются в упражнениях мало связанных между собой общими физиологическими механизмами анализаторной функции человека (4). По всей видимости, функция равновесия тела в статических условиях и координационная способность в динамике вращения вокруг оси тела, также как и межмышечная координация в условиях горнолыжных спусков регулируются специфическими, мало связанными между собой механизмами, особенно у начинающих обучение.
На втором этапе исследования в блок контрольных упражнений были включены три специфических показателя: оценка техники слалома, время бега на дистанции 30 м в горнолыжной экипировке, оценка максимального вращения в прыжке вверх с места. При этом результаты в этих упражнениях регистрировались ежедневно в течение шести дней тренировочного сбора в горах. Сопоставление темпов прироста результатов в этих упражнениях от первого до
шестого занятия позволяло характеризовать уровень координационных способностей студентов по показателю темпа обучения. При этом из общего числа обследованных выделено две группы по 15 студентов. На основе оценки уровня владения навыками слалома в группу А включили наиболее подготовленных. В группу Б недостаточно технически подготовленных. Это позволило повысить схожесть обследованных в каждой группе и, как следствие, повысить объективность представлений о степени влияния физической подготовленности на способность обучится технике горнолыжного спорта. Общие данные об исходных результатах и степени овладения студентами техникой слалома представлены в табл. 4.
В содержании таблицы заслуживают внимания два обстоятельства. Во-первых, студенты группы А, более подготовленные в слаломе, оказывались лучшими к началу горнолыжной подготовки и в других скоростно-силовых упражнениях - беге на горных лыжах и в прыжке вверх с максимальным вращением. Они были лучшими в этих упражнениях и по окончанию сбора через шесть дней. Во-вторых, темпы
Таблица 4
Координационные способности студентов разного уровня подготовленности по показателям темпа обучения в специальных упражнениях
Бег на горных лыжах на 30 м, с Оценка техники слалома, баллы Прыжок вверх с максимальным вращением, [°]
исходные результа- ты через 6 занятий прирост [%] исходные результа- ты через 6 занятий прирост [%] исходные результа- ты через 6 занятий при- рост [%]
Группа А п=15
М 21,3 16,7 27,5 16,7 19,6 19,2 666,1 723,9 ,8 8,
6,6 4,1 4,0 3,7 102,7 94,3
ШІП 12,5 12,0 2,5 4,8 442 540
тах 41,0 21,0 26,3 28,6 909 1020
У% 30,8 24,6 25,2 23,9 18,6 28,5 15,3 13,0 17,7
Группа Б п=15
М 25,7 20,2 27,2 11,0 17,8 61,8 477,3 520,8 9,1
11,2 7,7 3,2 3,3 98,7 90,2
ШІП 24,2 19,3 1,0 4,0 195 299
тах 50,0 24,2 17,5 19,3 305 788
У% 43,6 38,1 14,4 29,0 18,4 57,6 20,7 17,3 19,7
Таблица 5
Результаты корреляционного анализа показателей специальных координационных способностей студентов
разного уровня подготовленности Коэффициенты группы А
Показатели 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Бег на лыжах, исходные х 879 816 819 602 599 311 400 207
2 Бег на лыжах через 6 занятий 407 х 797 153 599 402 193 200 216
3 Прирост результатов в беге 512 473 х 200 615 888 339 402 519
4 Оценка техники слалома, исходная 399 513 459 х 772 698 201 311 209
5 Оценка техники слалома через 6 занятий 844 400 515 299 х 528 307 388 403
6 Прирост результатов в технике слалома 607 291 447 503 207 х 411 603 588
7 Прыжок с вращением, исходный 159 155 400 408 299 303 х 859 909
8 Прыжок через 6 дней 505 333 381 472 201 417 517 х 793
9 Прирост результатов в прыжке 311 289 279 308 317 408 601 418 х
Коэффициенты группы Б
Примечание. Коэффициенты корреляции х 1000. достоверны при р<0,05=0,514; р<0,01=0,641
прироста средних результатов в этих упражнениях в группе Б оказывались выше в оценке техники слалома - 61,8% против 19,2% в группе А; в прыжках вверх с максимальным вращением - 9,1% против - 8,8%; и только в беге на горных лыжах на 30 метров прирост результатов в обеих группах оставался примерно одинаковым - 27,2 и 27,5%. Обращает внимание высокие темпы прироста результатов по показателям техники слалома в группе Б - 61,8%, на фоне относительно невысоких темпов прироста в беге на лыжах и прыжках вверх с вращением. Это ставило под сомнение прямую зависимость освоение техники слалома от скоростносиловых и координационных способностей обследованных, проявляющихся в условиях обучения техники в вспомогательных упражнениях. Объективная эмпирическая оценка взаимосвязи между соответствующими способностями представлена в табл. 5.
Как видно в табл. 5, в матрицах, рассчитанных по данным контроля студентов в группах А и Б, имели место некоторые особенности. В группе А между всеми показателями в упражнениях на лыжах имела место высокая корреляционная взаимосвязь (0,599 -0,879; р<0,01), свидетельствующая, что лучшие студенты в одном из упражнений, в большинстве, оставались лучшими и в других упражнениях, включая технику слалома. При этом достоверной взаимосвязи между результатами студентов в прыжках вверх с вращениями и результатами в технике слалома не установлено. Исключение в этом блоке показателей составляли взаимосвязи темпов повышения технического мастерства и результатов в прыжках с вращением (0,603 и 0,588; р<0,05).
У студентов в группе Б, изначально слабее подготовленных физически и в технике слалома, содержание корреляционной матрицы носило иной характер. Оценки технической подготовленности, зарегистрированные перед началом учебного сбора, не были связаны ни с одним из последующих контрольных показателей (табл. 5). Исключение составляли высокие коэффициенты корреляции показателей быстроты бега на лыжах в полной экипировке по равнинной местности с показателями техники слалома через шесть занятий (0,844) и приростом этих результатов в процентах (0,607). Три показателя в прыжках с максимальным вращением - исходный, через шесть занятий и прирост результатов, умеренно коррелировали между собой (0,517 и 0,601). Это свидетельствовало, что соответствующая двигательная способность не оказывала существенного влияния на координационные способности студентов в овладении техникой слалома.
Выводы.
В результате на первом этапе исследования не установлено существенного влияния уровня физической подготовленности на показатели обучаемости технике слалома у 153-х студентов. Это объясняется высокими различиями в уровне физической подготовленности этого контингента по общепринятым показателям (У%=20,5). А также высокими различиями в показателях владения элементарными навыками техники слалома к началу организованного
обучения (V%=29,3). По всей видимости, высокие различия в уровне специальной подготовленности контингента приводили к ложным корреляциям между изучаемыми показателями. На втором этапе исследования для оценки уровня физической подготовленности студентов использовали три показателя. Два из них - бег на лыжах на дистанции 30 м и прыжок вверх с вращением, характеризовали скоростносиловые возможности.
Третий был связан с оценкой темпа повышения результатов в первых двух показателях в течение шести дней, и характеризовал координационные способности обследованных. Из общего числа участников исследования были сформированы две группы - А и Б по 15 студентов в каждой.
В группе А, где были сконцентрированы лучше подготовленные по уровню техники слалома, получена высокая взаимосвязь между показателями способности приспособления к условиям бега на 30 м в полной экипировке, также к условиям прыжка вверх с вращением и освоением техники основных элементов слалома (r=0,888 и 0,603).
В группе Б, у менее подготовленных к спускам на лыжах, содержание матриц характеризовалось низкой валидностью отдельных показателей. В целом, результаты исследования позволяют рекомендовать использование скоростно-силовых упражнений динамического характера, типа прыжок вверх с максимальным вращением, как эффективного средства совершенствования координационных способностей у начинающих горнолыжную подготовку.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем подготовленности студентов в условиях обучения технике горнолыжного спорта.
Литература
1. Бака Р. Региональные особенности формирования физической культуры студентов / Роман Бака, Дмитрий Давиденко, Михаил Филиппов: Монография. - СПб.: НП «Стратегия будущего», 2008. - 265 с.
2. Бака Р. Биомеханические аспекты оценки лыжной техники с помощью образных методов / Р. Бака, П. Ашенбреннер // Совершенствование учебно-образовательного и оздоровительного процесса по физическому воспитанию в вузах: международный сборник научно-методических статей / отв. Редакторы проф. Н.Г Скачков, проф. О.Н. Трофимов, проф. Шкурдода; Санкт-Петербург, 2008. - С. 72-79.
3. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ.культ. - М,: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
4. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методики воспитания), «Физкультура и спорт», Москва, 1966. - 200 с.
5. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев «Олимпийская литература», 1977. - 584 с.
6. Плохинский Н.А. Биометрия. - 2-е изд. Московского университета, 1970. - 367 с.
7. Sozanski H. Sprawnosc fizyczna w teorii i praktyce sportu. Sport Wycz., Nr 12, 1993. - S. 9-17.
8. Starosta W. Global and Local motor coordination in physical education and Sport - change - ability and conditions. International Association of Sport Kinetics, IASK Librery, Vol. 19, Warszawa, 2006.
9. Trzesniowski R., Pilicz S. Tabele sprawnosci fizycznej mlodziezy w wieku 7-19 lat. Warszawa, AWF, 1989.
Поступила в редакцию 27.04.2009г.