Научная статья на тему 'Многолетний тренировочный процесс мини-футболистов: к вопросу о взаимосвязи показателей кондиционной и координационной подготовленности'

Многолетний тренировочный процесс мини-футболистов: к вопросу о взаимосвязи показателей кондиционной и координационной подготовленности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
418
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮНЫЕ МИНИ-ФУТБОЛИСТЫ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / КОНДИЦИОННАЯ И КООРДИНАЦИОННАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ОТБОР / YOUNG FUTSAL PLAYERS / MOTOR SKILLS / INTEGRATED ASSESSMENT / CONDITION AND COORDINATION READINESS / SELECTION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коновалов Василий Николаевич, Барбашов Сергей Викторович

В статье показаны перспективные направления совершенствования контроля кондиционной и координационной подготовленности у юных мини-футболистов. Цель исследования оценить взаимосвязи показателей физической подготовленности юных мини-футболистов в многолетнем тренировочном процессе. В исследовании приняли участие мини-футболисты восьми возрастных групп от 8 до 16 лет в количестве 123 человека. Для оценки скоростных и скоростно-силовых способностей использовались стандартные тесты, отражающие взрывные характеристики мышц ног (прыжок в длину с места, прыжок вверх и тройной прыжок), скоростные возможности игроков (бег 10 метров и бег 30 метров с высокого старта, бег 10 метров с хода). Оценка координационных способностей проводилась в трех специальных упражнениях: «бег змейкой на дистанции 10 метров»; «бег с изменением направления движения»; «бег по номерам». Исследование темпов прироста результатов в педагогических тестах, проводимое по формуле С. Броди, позволило выявить три наиболее значимых возрастных периода роста. Это возрастной период 8-9 лет, совпадающий с этапом начальной подготовки; 11-12 лет, совпадающий с началом специализации, когда рост спортивного мастерства юных спортсменов обеспечивается существенным повышением доли специализированных средств подготовки; 14-15 лет, совпадающий с этапом углубленной специализации. Оценка корреляционных связей между показателями физической подготовленности мини-футболистов в различных возрастных группах осуществлялась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, при уровне значимости от p<0,05 до p<0,01. Выявленные высокие внутригрупповые уровни корреляции в прыжковых и скоростных тестах указывают на их функциональную идентичность в широком возрастном периоде от 9 до 15 лет. Вместе с тем, каждый из используемых координационных тестов имеет самостоятельное значение и характеризуется низкими уровнями взаимосвязей с другими тестами физической подготовленности, что исключает их взаимозаменяемость. Результаты исследований свидетельствуют о том, что согласованное формирование уровней физической подготовленности мини-футболистов наблюдается лишь в возрастном диапазоне 8-12 лет. В других возрастных периодах связи между показателями кондиционной и координационной подготовленности отсутствуют, что указывает на сложную траекторию их развития, связанную с содержанием тренировочного процесса на этапе спортивного совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коновалов Василий Николаевич, Барбашов Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTI-YEAR TRAINING PROCESS OF MINI-SOCCER: ON THE RELATIONSHIP OF INDICATORS OF CONDITION AND COORDINATION PREPAREDNESS

This paper presents prospective directions of improvement of complex control of young futsal players' condition and coordination readiness. The purpose of the research is to study of interrelations of indicators of young futsal players' physical fitness in long-term training process. One hundred and twenty three futsal players of the 8-16 range age in eight age groups took part in researching studies. For assessment of high-speed and high-speed and power abilities the standard tests were used that reflect high-speed and explosive characteristics of leg muscles (standing long-jump, high jump and triple jump), high-speed skills of players (10 meter run and 30 meter run from high start, 10 meter run from the course). Assessment of coordination skills was carried out in three special exercises: 10 meter “snake” run; cross run with change of the direction of the movement; "run to numbers". The research of result increment rates in pedagogical tests conducted according to S. Brody's formula has allowed to reveal three most significant age periods of growth: 8-9 years, coinciding with the initial training stage; 11-12 years, coinciding with the beginning of specialization when growth of sports skill of young athletes is provided with essential increase in share of specialized training means; 14-15 years, coinciding with the profound specialization stage. Assessment of correlative relationship of indicators of physical fitness in different age groups of futsal players was carried using Spearman's rank correlation coefficient, at significance value from p<0,05 to p<0,01. The analysis of standard and coordination readiness indicator increment rates has allowed to reveal three most significant age periods The revealed high intra group correlation levels in jumping and high-speed running tests indicate their functional identity in the wide age range, 9-15 years. Each of the used coordination exercises has independent value and it is characterized by low levels of interrelations with other tests of physical fitness excluding their interchangeability. Results of researches prove that the coordinated formation of bases of physical fitness of futsal players is observed only in the 8-12 age range. In other age periods, there is no relationship between condition and coordination readiness indicators that points out the difficult trajectory of their development connected with the training process content at the stage of sports improvement.

Текст научной работы на тему «Многолетний тренировочный процесс мини-футболистов: к вопросу о взаимосвязи показателей кондиционной и координационной подготовленности»

УДК 796.332.6 ББК 75.578 О В.Н. Коновалов, C.B. Барбашов

В.Н. Коновалов, C.B. Барбашов МНОГОЛЕТНИЙ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС МИНИ-ФУТБОЛИСТОВ: К ВОПРОСУ О ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНДИЦИОННОЙ И КООРДИНАЦИОННОЙ

ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

В статье показаны перспективные направления совершенствования контроля кондиционной и координационной подготовленности у юных мини-футболистов. Цель исследования - оценить взаимосвязи показателей физической подготовленности юных мини-футболистов в многолетнем тренировочном процессе. В исследовании приняли участие мини-футболисты восьми возрастных групп от 8 до 16 лет в количестве 123 человека. Для оценки скоростных и скоростно-силовых способностей использовались стандартные тесты, отражающие взрывные характеристики мышц ног (прыжок в длину с места, прыжок вверх и тройной прыжок), скоростные возможности игроков (бег 10 метров и бег 30 метров с высокого старта, бег 10 метров с хода). Оценка координационных способностей проводилась в трех специальных упражнениях: «бег змейкой на дистанции 10 метров»; «бег с изменением направления движения»; «бег по номерам». Исследование темпов прироста результатов в педагогических тестах, проводимое по формуле С. Броди, позволило выявить три наиболее значимых возрастных периода роста. Это возрастной период 8-9 лет, совпадающий с этапом начальной подготовки; 11-12 лет, совпадающий с началом специализации, когда рост спортивного мастерства юных спортсменов обеспечивается существенным повышением доли специализированных средств подготовки; 14-15 лет, совпадающий с этапом углубленной специализации.

Оценка корреляционных связей между показателями физической подготовленности мини-футболистов в различных возрастных группах осуществлялась с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена, при уровне значимости от р<0,05 до р<0,01.

Выявленные высокие внутригрупповые уровни корреляции в прыжковых и скоростных тестах указывают на их функциональную идентичность в широком возрастном периоде от 9 до 15 лет. Вместе с тем, каждый из используемых координационных тестов имеет самостоятельное значение и характеризуется низкими уровнями взаимосвязей с другими тестами физической подготовленности, что исключает их взаимозаменяемость.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что согласованное формирование уровней физической подготовленности мини-футболистов наблюдается лишь в возрастном диапазоне 8-12 лет. В других возрастных периодах связи между показателями кондиционной и координационной подготовленности отсутствуют, что указывает на сложную траекторию их развития, связанную с содержанием тренировочного процесса на этапе спортивного совершенствования.

Ключевые слова: юные мини-футболисты, двигательные качества, комплексная оценка, кондиционная и координационная подготовленность, отбор.

У^У тбор и прогнозирование в спорте явля-I Шется предметом постоянного научного поиска. Стало очевидным, что отбор, основанный только на субъективных суждениях тренеров, является неэффективным и приводит к существенным ошибкам в оценке перспективности спортсменов на различных этапах многолетней подготовки [16; 4; 3; 12; 2; 7; 10].

В настоящее время в мини-футболе сложилась благоприятная ситуация, связанная с победами национальной сборной на международной арене, привлечением населения к регулярным занятиям этим видом спорта, расширением соревновательного пространства. Современная практика подготовки футболистов строится с учетом программ подготовки и базируется на выполнении контрольных нормативов по физической и технико-тактической подготовленности [9; 13; 1; 5]. Вместе с тем специалисты подчеркивают, что используемые методы комплексного контроля не в полной мере отражают задатки юных спортсменов [14; 6; 15; 8; 11]. В связи с этим и в настоящее время не потеряли своей актуальности вопросы поиска и обоснования тестов для оценки основных показателей

физической подготовленности мини-футболистов с целью их использования в контроле и отборе на различных этапах подготовки.

В связи с вышесказанным были проведены скрининговые исследования с целью изучения взаимосвязей показателей физической подготовленности юных мини-футболистов в многолетнем тренировочном процессе.

Задачи исследования:

1.Систематизировать педагогические тесты и физические упражнения для оценки кондиционной и координационной подготовленности у мини-

2.Изучить темпы прироста показателей кондиционной и координационной подготовленности у юных мини-футболистов 8-16 лет.

3.Исследовать взаимосвязи результатов в тестах и специальных упражнениях, отражающих кондиционные и координационные способности мини-футболистов 8-16 лет.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое тестирование; статистическая обработка.

Организация исследования. В течение двух недель в городах Ханты-Мансийского автономного округа Урай, Советский, Нефтеюганск, Ханты-Мансийск проведены обследования детей 8-16 лет, занимающихся мини-футболом. Изучались показатели физического развития, физической подготовленности детей разного возраста. Все дети занимались по стандартным программам для СДЮШОР и имели соревновательную практику на уровне региональных турниров по мини-футболу для различных возрастных групп. В данной статье мы ограничились лишь изучением параметров физической подготовленности юных мини-футболистов в возрасте 8-16 лет. Были сформированы независимые выборки малой численности игроков по возрасту: 8 лет (п=15); 9 лет (п=18); 10 лет (п=10); 11 лет (п=7); 12 лет (п=11); 13 лет (п=12); 14 лет (п=19); 15 лет (п=8); 16 лет (п=10).

Исследование темпов прироста результатов в педагогических тестах в возрастных группах мини-футболистов 8-16 лет осуществлялось по формуле С. Броди. Расчет коэффициентов ранговой корреляции Спирмена при изучении статистических связей показателей физической подготовленности испытуемых был обусловлен тем, что значения отдельных выборок не соответствовали нормальному закону распределения. Уровень значимости коэффициентов ранговой корреляции Спирмена принимался от р<0,05 до р<0,01.

Программа контрольно-педагогического тестирования.

Педагогические контрольные испытания проводились в стандартных условиях игрового зала. Для оценки кондиционной подготовленности детей,

занимающихся мини-футболом, в программу тестирования были включены тесты, отражающие различные стороны физической подготовленности. Для оценки скоростно-силовых способностей использовались прыжок в длину с места, прыжок вверх (по Абалакову), тройной прыжок с места.

При проведении прыжковых тестов предлагалось выполнить три попытки, лучший результат вносился в протокол. Измерение проводилось сантиметровой рулеткой с точностью до 1 см.

Оценка скоростных способностей проводилась в условиях состязаний:

бег со старта на дистанцию 10 метров; бег с хода на дистанцию 10 метров; бег со старта на дистанцию 30 метров.

Выполнялись две попытки. Результат в беговых тестах фиксировался при помощи электронного автохронометража с точностью 0,01 с. Тестируемый игрок начинал движение без команды стартера, что позволило исключить время реакции на звуковой сигнал. Лучшая попытка в беговых тестах вносилась в протокол.

Оценка координационных способностей проводилась в трех специальных упражнениях: «бег змейкой на дистанцию 10 метров» (рис.1); «бег с изменением направления движения» (рис.2); «бег по номерам» (рис.3).

«Бег «змейкой» на дистанции 10 метров -упражнение проводилось по следующей схеме: испытуемый располагался перед стартовой линией и конусом. Бег начинался без команды стартера из положения высокого старта. Испытуемый обегал все конусы, расположенные на одной прямой линии.

Рис. 1. Схема выполнения упражнения

«Бег с изменением направления движения» -упражнение проводилось по следующей схеме: испытуемый располагался в центре круга диаметром 6 метров. Бег начинался без команды стартера из положения высокого старта. Мини-футболист устремлялся к первому конусу, обегая его по малому радиусу. Затем маршрут следования проходил по

«бег змейкой» на дистанцию 10 метров со старта

прямой до дальнего конуса. Испытуемый обегал его по малому радиусу и достигал центра круга. Далее маршрут следования изменялся: футболист поворачивал направо и двигался к конусу, обегая его, направлялся к дальнему конусу, затем, обегая его по малому радиусу, финишировал в центре круга.

Рис. 2. Схема выполнения упражнения

«Бег по номерам» - упражнение проводилось по следующей схеме: испытуемый располагался спиной к площадке, в центре створа гандбольных ворот. Радиус круга составлял 6 метров. По сигналу тренера (с указанием номера на конусе) испытуемый поворачивался в сторону поля и стремился к тумбе с номером, который выкрикнул тренер. Достигнув тумбы, юный футболист касался ее рукой и вновь

«бег с изменением направления движения»

возвращался на базу, повернувшись спиной к полю. В это время тренер называл другой номер. Так участник выполнял три повторения. Во время выполнения теста помощник менял номера на тумбе таким образом, чтобы испытуемый не видел их перемещения. Номера, расположенные на конусе, произносили громко и понятно.

Рис.3. Схема проведения упражнения «бег по номерам»

Результаты исследования. Для оценки кондиционной и координационной подготовленности мини-футболистов вся совокупность тестов и специальных упражнений была дифференцирована на:

• тесты, отражающие скоростно-силовые (взрывные) характеристики мышц ног (прыжок в длину с места, прыжок вверх и тройной прыжок); тесты, отражающие скорость передвижения игроков (бег 10 метров и бег 30 метров с высокого старта, бег 10 метров с хода);

• координационные упражнения, отражающие процессы принятия решений в условиях лимита времени («бег змейкой» на дистанции 10 метров, «бег по номерам», «бег с изменением направления движения»).

Анализ темпов прироста показателей кондиционной и координационной подготовленности (см. таблицу) позволил выявить три наиболее значимых возрастных периода: 8-9 лет, 11-12 лет, 1415 лет. Следует подчеркнуть, что возрастной период 8-9 лет совпадает с этапом начальной подготовки (8-

10 лет). Начало систематических занятий детей мини-футболом приводит к существенному росту у них кондиционных и координационных способностей. В дальнейшем, в возрасте 9-10 лет, выявлено снижение темпов прироста в тестах, отражающих кондиционную подготовленность (скоростно-силовые качества), в то время как в скоростных тестах и в упражнениях, отражающих координационные способности, отмечались достаточно высокие показатели.

У юных футболистов в возрасте 10-11 лет отмечалось замедление темпов прироста показателей кондиционных и координационной

подготовленности, за исключением единичных результатов в тестах «прыжок вверх» и в упражнении «бег по номерам». Следующим значимым периодом является возраст юных футболистов 11-12 лет, характеризующийся скачкообразным повышением показателей координационной подготовленности. Данный возраст в многолетнем тренировочном процессе в мини-футболе совпадает с началом специализации, когда рост спортивного мастерства

юных спортсменов обеспечивается существенным повышением доли специализированных средств подготовки.

Возрастной период 12-13 лет характеризуется наименьшими темпами прироста результатов в тестах кондиционной и в специальных упражнениях координационной подготовленности мини-футболистов.

Далее, в возрастном периоде 13-14 лет, вновь отмечены высокие темпы прироста в прыжковых тестах и беговом тесте 30 метров со старта, где большое значение имеет скоростно-силовой потенциал спортсменов. Значительный прирост выявлен и в одном координационном упражнении -«бег с изменением направления движения».

Таблица 1

Темпы прироста показателей физической подготовленности детей, занимающихся мини-футболом (п=123)

Возраст детей лет Прыжок в длину, % Тройной прыжок, % Прыжок вверх, % Бег со старта Юметров, % Бег сходу Юметров, % Бег «змейка» Юметров, % Бег со старта ЗОметров, % Бег по «номерам», % Бег с измен, направления движения, %

8-9 14,7 13,1 6,5 -5,0 -7,3 -6,7 -7,1 -6,3 -8,1

9-10 5,0 5,8 -7,3 -4,9 -6,6 -10,3 -4,4 -0,9 -8,2

10-11 2,8 4,9 16,4 -2,5 -1,6 -2,0 -1,2 -8,9 3,7

11-12 9,3 9,3 14,4 -7,6 -7,5 -7,2 -10,3 -1Д -11,3

12-13 2,2 4,2 2Д -1,0 -5,5 -4,7 -0,7 -2,4 -0,9

13-14 8,5 6,6 8,3 -1,3 -1,5 0,9 -4,2 -1,6 -7,0

14-15 13,1 13,7 14,1 -7,1 -9,8 -9,7 -8,7 -0,2 3,6

15-16 -1,9 1Д 1,6 -1,3 0,6 0,7 -0,8 -1Д ' -1,4

Очередным значимым периодом является возраст юных игроков в возрасте 14-15 лет. Самые высокие темпы прироста выявлены во всех прыжковых и беговых тестах, в то время как в координационных упражнениях приросты незначительны, за исключением упражнения «бег змейкой» на дистанции 10 метров.

Третья задача исследования предполагала изучение степени и характера взаимосвязей показателей кондиционной и координационной подготовленности, дифференцированных на группы тестов и специальных упражнений.

Анализ интеркорреляционных связей в группе прыжковых тестов, отражающих скоростно-силовые качества, показал высокие (г =0.683-0.959, от р<0,01 до р<0,05) взаимосвязи в возрастных группах с 8 до 14 лет. Наименьшие коэффициенты корреляции (г =0.544-0.683) выявлены у мини-футболистов в крайних возрастных диапазонах, то есть в 8 и 16 лет. Более низкие величины коэффициентов корреляции (г =0.6-0.7) были выявлены между результатами тестов в прыжке с места в длину и вверх.

Анализ взаимосвязей результатов в тестах, отражающих скоростные качества в беге со старта на дистанцию 30 метров, позволил выявить высокие статистические связи (г =0.6-0.85) во всех возрастных группах, а в беге на дистанцию 10 метров - (г =0.6-0.9) в группе футболистов до 14 лет. Следует заметить, что высокие взаимосвязи показателей, отражающих абсолютные скоростные возможности («бег на 10 метров с хода») и способность к быстрому набору скорости («бег на 30 метров со старта», в «беге на 10 метров со старта»), обнаружены лишь у футболистов в возрастном диапазоне 8-11 лет (г =0.811-0.899 и г =0.662-0.833 соответственно).

Специальные упражнения, отнесенные к координационной группе, демонстрируют сложный (без выраженных тенденций) характер. Так, достоверная связь между упражнениями «бег по номерам» и «бег с изменением направления» выявлена лишь в возрастном диапазоне 8-9 лет (г =0.528-0.768 соответственно, от р<0,05 до р<0,01). Устойчивые значимые связи упражнений «бег змейкой на дистанции 10 метров» и «бег с изменением направления движения» обнаружены в возрастном периоде 8-12 лет (г =0.545-0.764, от р<0,05 до р<0,01). Анализ связей упражнений «бег по номерам» и «бег змейкой на дистанции 10 метров» показал практически полное отсутствие значимых статистических связей во всех возрастных группах футболистов, кроме 8- летних детей (г =0.510).

Другой не менее важной информацией о согласованности развития физических качеств у мини-футболистов на протяжении их спортивной карьеры является оценка межгрупповых корреляционных связей. Так, до возраста 14 лет результаты в тесте «прыжок в длину с места» имеют высокую корреляционную связь (г =0.528-0.822, от р<0,05 до р<0,01) с тестом «бег на 10 метров со старта». Аналогичные тенденции обнаружены и в

отношении связи теста «прыжок в длину с места» с тестом «бег на 30 метров со старта» (г =0.623-0.858), кроме возраста 11 лет. Изучение статистических связей результатов в тесте «прыжок в длину» с результатами в тесте «бег с хода на дистанцию 10 метров» показало отсутствие достоверных статистических связей в возрасте 10, 11, 13, 15, 16 лет. Напротив, результаты в тестах «тройной прыжок» и «бег со старта на дистанцию 10 метров» имели достоверные корреляционные связи (г=0.692-0.941; от р<0,05 до р<0,01) в возрастных диапазонах 8-9 и 11-12 лет соответственно. Высокие и значимые (г =0.567-0.863; от р<0,05 до р<0,01) коэффициенты корреляции выявлены при изучении взаимосвязи результатов в тестах «тройной прыжок» с тестом «бег на 30 метров со старта» на протяжении всего возрастного диапазона исследуемых детей.

Практически идентичные уровни взаимосвязи обнаружены при сравнении результатов в скоростных тестах с тестом «прыжок вверх». Незначительные отличия взаимосвязи между тестами «прыжок вверх» - «бег 30 метров со старта» выявлены в возрасте детей 14-15 лет. Поэтому высокая связь результатов в скоростных тестах и в тесте «прыжок вверх» ограничивается возрастом футболистов 8-14 лет.

Изучение взаимосвязей результатов координационных упражнений, с тестами, отражающими кондиционные способности мини-футболистов, в большей степени позволяет оценить взаимовлияние общей и специальной физической подготовленности. Анализ взаимосвязей упражнения «бег с изменением направления» со скоростными тестами показал, что значимые связи обнаруживаются в двух возрастных диапазонах: 8-10 лет (г =0.565-0.738) и 13-14 лет (г =0.542-0.654).

Анализ статистических связей упражнения «бег по номерам» со скоростными тестами позволил выявить факты, свидетельствующие о том, что только в возрасте в 8-9 и 11 лет отмечены достоверные корреляционные связи (г =0.565-0.860). Других значимых коэффициентов корреляции в данном сегменте исследования не обнаружено.

Изучение степени связей упражнения «бег змейкой на дистанции 10 метров» со скоростными тестами существенно изменило выявленные ранее тенденции. Достоверные коэффициенты корреляции выявлены в трех возрастных диапазонах: 8-9 лет (г =0.505-0.726), 11-12 лет (г =0.643-0.785), 15-16 лет (г =0.610-0.851).

Выявленные коэффициенты корреляции координационных упражнений со скоростно-силовыми тестами демонстрируют следующие тенденции:

• высокие уровни связей упражнения «бег с изменением направления» выявлены со всеми прыжковыми тестами на уровне г =0.643-0.759 (от р<0,05 до р<0,01) у 8-9-летних и на уровне г =0.67-0.894 (р<0,05) у 11-летних футболистов. В возрасте 13, 14, 15 лет отмечены достоверные коэффициенты корреляции с отдельными скоростно-силовыми тестами;

• достоверные связи результатов в упражнениях «бег по номерам» - «прыжковые» тесты (г =0.662-0.851) выявлены лишь в возрастном диапазоне 8-9 лет;

• выявлены существенные уровни взаимосвязей упражнения «бег змейкой на дистанции 10 метров» со всеми видами прыжков в возрасте 12 лет (г =0.514-0.759). Также обнаружены существенные связи упражнения «бег змейкой на дистанции 10 метров» (г =0.539-0.820) с тестами «прыжок в длину с места» и «тройной прыжок» в возрастных диапазонах 9 и 1415 лет.

Выводы

1.Для оценки степени развития кондиционной и координационной подготовленности мини-футболистов на протяжении всего периода подготовки следует использовать тесты:

• отражающие скоростно-силовые (взрывные) характеристики мышц ног (прыжок в длину с места, прыжок вверх и тройной прыжок);

• отражающие скорость передвижения игроков (бег 10 метров и бег 30 метров с высокого старта, бег 10 метров с хода);

• специальные упражнения, отражающие процессы принятия решений в условиях лимита времени («бег змейкой на дистанции 10 метров», «бег по номерам», «бег с изменением направления движения»).

2.Исследование показателей кондиционной и координационной подготовленности детей 8-16 лет, занимающихся мини-футболом, с точки зрения

ускорения или замедления темпов роста позволило выявить три актуальных периода многолетнего тренировочного процесса:

• первый: 8-9 лет, совпадающий с этапом начальной подготовки;

• второй: 11-12 лет, содержательно определяемый как этап начала специализированной подготовки;

• третий: 14-15 лет, определяемый как этап углубленной специализации.

3.Высокие внутригрупповые уровни корреляции в прыжковых и скоростных тестах указывают на их функциональную идентичность в возрастном периоде 9-15 лет. Каждый из используемых координационных упражнений имеет самостоятельное значение, характеризуется низкими уровнями взаимосвязей с другими тестами физической подготовленности, что исключает их взаимозаменяемость.

4.Согласованное формирование основ физической подготовленности мини-футболистов наблюдается лишь в возрастном диапазоне 8-12 лет. В других возрастных периодах связи между показателями кондиционной и координационной подготовленности отсутствуют, что указывает на сложную траекторию их развития, связанную с содержанием тренировочного процесса на этапе спортивного совершенствования.

Библиографический список

1. Андреев, С.И. Мини-футбол (многолетняя подготовка юных футболистов в спортивных школах) [Текст] / С.Н. Андреев, B.C. Левин, З.Г. Алиев: монография. - М.: Советский спорт, 2008. - 304с.

2. Бальсевич, В.К. Контуры стратегии подготовки спортсменов олимпийского класса [Текст] / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 2001. - №4. - С. 9-10.

3. Бриль, М.С. Принципы и методические основы активного отбора школьников для спортивного совершенствования: автореф. дис. ... канд. наук. - М., 1987. - 47 с.

4. Волков, В.М. Спортивный отбор [Текст] / В.М. Волков, В.П. Филин. - М.: Физкультура и спорт. -1983. - 176с.

5. Годик, М.А. Комплексный контроль в спортивных играх [Текст] / М.А. Годик, А.П. Скородумова. -М.: Советский спорт, 2010. - 336 с.

6. Голомазов, C.B. Возрастная динамика показателей физической и технической подготовленности футболистов 11-16 лет: метод, разработка для студентов [Текст] / C.B. Голомазов, A.C. Денисенков. - М.: РГУФК, 2005.-24 с.

7. Губа, В.П. Основы распознавания спортивного раннего таланта: учеб. пособие для высших учебных заведений физической культуры [Текст] / В. П. Губа. - М.: Терра - Спорт, 2003. - 208с.

8. Заул Рами, М.А. Содержание отбора в мини-футбол спортсменов 13-17 лет : автореф. дис. ... канд. наук. - Краснодар, 2011. - 22 с.

9. Золотарев, А.П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: автореф. дис. ... д-ра наук. - Краснодар, 1997. - 50с.

Ю.Курамшин, Ю.Ф. Диагностика и прогнозирование способностей при спортивной ориентации и отборе: учеб-метод, пособие [Текст] / Ю.Ф. Курамшин. - СПб.: СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта, 2006. - 85с.

П.Маевский, К.В. Методика интегральной подготовки юных спортсменов, специализирующихся в мини-футболе (футзале) с акцентом на развитие функции внимания: автореф. дис. ... канд. наук. - Волгоград, 2012. -24 с

12. Матвеев, Л.П. Спортивная ориентация и постановка долгосрочных целей в подготовке спортсмена: учебное пособие [Текст] / Л.П. Матвеев. - М.: РГАФК, 1995. - 40 с.

13. Сарсания, К.С. Отбор и физическая подготовка юных футболистов: автореф. дис. ... канд. наук. - М., 2003. -22 с.

14. Селуянов, В.Н. Определение одаренностей и поиск талантов в спорте [Текст] / В.Н. Селуянов, М.П. Шестаков. - М.: Спорт Академ Пресс, 2000. - 112 с.

15. Шамардин, А.И. Функциональная подготовка футболистов различной игровой специализации в разные периоды тренировочного процесса [Текст] / А.И. Шамардин, И.Н. Новокгценов, А.А. Шамардин, О.О. и др. Монография. - Саратов: Научная книга, 2006. - С. 51-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Шперлинг, К.А. Экспериментальное обоснование методики отбора детей и комплектование групп для занятий футболом: автореф. дис. ... канд. наук. - М., 1976. - 24с.

References

1. Andreev S.N., Levin V.S., Aliev Z.G. Mini-futbol: mnogoletnyaya podgotovka yunykh futbolistov v sportiv-nykh shkolakh [Indoor soccer: long term training process of young soccer players in sport schools. Monograph]: mono-grafiya. Moscow, Sovetskiy sport, 2008, 304 p.

2. Bal'sevich V.K. Kontury strategiipodgotovki sportsmenov olimpiyskogo klassa [Olympic level athletes training strategy outlines]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, 2001, № 4, p. 9-10.

3. Bril' M.S. Printsipy i metodicheskie osnovy aktivnogo otbora shkol'nikov dlya sportivnogo sovershenstvovaniya [Rules and methodical approach to select secondary school students for professional training: synopsis of post-doc Thesis]: avtoref. dis. d-ra ped. nauk. Moscow, 1987, 47 p.

4. Volkov V.M., Filin V.P. Sportivnyy otbor [Selection process in sport]. Moscow, Fizkul'tura i sport, 1983, 176 p.

5. Godik M.A., Skorodumova A.P. Kompleksnyy kontrol' v sportivnykh igrakh [Comprehensive control in team sport]. Moscow, Sovetskiy sport, 2010, 336 p.

6. Golomazov S.V., Denisenkov A.S. Vozrastnaya dinamika pokazateley fizicheskoy i tekhnicheskoy podgotov-lennosti futbolistov 11-16 let [Age-related dynamic of physical and technical readiness indicators among 11 to 16 years old soccer players: tutorial for students]: metodicheskaya razrabotka dlya studentov. Moscow, RGUFK, 2005, 24 p.

7. Guba V.P. Osnovy raspoznavaniya sportivnogo rannego talanta [Recognizing sport talent at early age: tutorial for Physical Education Institutions]: uchebnoe posobie dlya vysshikh uchebnykh zavedeniy fizicheskoy kul'tury. Moscow, Terra-Sport, 2003, 208 p.

8. Zaul Rami M.A. Soderzhanie otbora v mini-futbol sportsmenov 13-17 let [Indoor soccer selection process for 13 to17 years old athletes:synopsis of PhD thesis]: avtoref. dis. kand. ped. nauk. Krasnodar, 2011, 22 p.

9. Zolotarev A.P. Struktura. i soderzhanie mnogoletney podgotovki sportivnogo rezerva v futbole [Long term training process for reserve soccer players: synopsis of Post-doc Thesis]: avtoref. dis. d-ra ped. nauk. Krasnodar, 1997, 50 p.

10. Kuramshin Yu.F. Diagnostika i prognozirovanie sposobnostey pri sportivnoy orientatsii i otbore [Diagnosis and identification of physical capabilities in sport's orientation and selection process: tutorial]: uchebno-metodicheskoe posobie. St. Petersburg, SPbGUFK im. P.F. Lesgafta, 2006, 85 p.

11. Maevskiy K.V. Metodika integral'noy podgotovki yunykh sportsmenov spetsializiruyushchikhsya v mini-futbole (futzale) s aktsentom na razvitie funktsii vnimaniya [Methods of integrated training system for young indoor soccer players with emphasis on focus function: synopsis of PhD thesis]: avtoref. dis. kand. ped. nauk. Volgograd, 2012, 24 p.

12. Matveev L.P. Sportivnaya orientatsiya i postanovka dolgosrochnykh tseley v podgotovke sportsmena [Sports orientation and long-term goals setting in the training process: tutorial]: uchebnoe posobie. Moscow, RGAFK, 1995, 40 p.

13. Sarsaniya K.S. Otbor i fizicheskaya podgotovka. yunykh futbolistov [Selection and training process of young soccer players: synopsis of PhD Thesis]: avtoref. dis. kand. ped. nauk. Moscow, 2003, 22 p.

14. Seluyanov V.N., Shestakov M. P. Opredelenie odarennostey ipoisk talantov v sporte [Determination of special capabilities and talent recruitment in sport]. Moscow, Sport Akadem Press, 2000, 112 p.

15. Shamardin A.I., Novokshchenov I.N., Shamardin A.A. et al. Funktsional'naya. podgotovka. futbolistov razlichnoy igrovoy spetsializatsii v raznye periody trenirovochnogo protsessa [Physical training of various specializations soccer players in different periods of training process: Monograph]: monografiya. Saratov, Nauchnaya kniga, 2006, P. 51-60.

16. Shperling K.A. Eksperimental'noe obosnovanie metodiki otbora detey i komplektovanie grupp dlya zanyatiy futbolom [Experimental study aimed at testing selection methods of capable children identification and soccer teams creation: synopsis of PhD Thesis]: avtoref. dis. kand. ped. nauk. Moscow, 1976, 24 p.

MULTI-YEAR TRAINING PROCESS OF MINI-SOCCER: ON THE RELATIONSHIP OF INDICATORS OF CONDITION AND COORDINATION

PREPAREDNESS

Vasiliy N. Konovalov,

professor, Siberian State University of Physical Education and Sport Sergey V. Barbashov, professor, The Institute of Humanities,Yugra State University

Abstract. This paper presents prospective directions of improvement of complex control of young futsal players' condition and coordination readiness. The purpose of the research is to study of interrelations of indicators of young futsal players' physical fitness in long-term training process. One hundred and twenty three futsal players of the 8-16 range age in eight age groups took part in researching studies. For assessment of high-speed and high-speed and power abilities the standard tests were used that reflect high-speed and explosive characteristics of leg muscles (standing longjump, high jump and triple jump), high-speed skills of players (10 meter run and 30 meter run from high start, 10 meter run from the course). Assessment of coordination skills was carried out in three special exercises: 10 meter "snake" run; cross run with change of the direction of the movement; "run to numbers". The research of result increment rates in pedagogical tests conducted according to S. Brody's formula has allowed to reveal three most significant age periods of growth: 8-9 years, coinciding with the initial training stage; 11-12 years, coinciding with the beginning of specialization when growth of sports skill of young athletes is provided with essential increase in share of specialized training means; 14-15 years, coinciding with the profound specialization stage.

Assessment of correlative relationship of indicators of physical fitness in different age groups of futsal players was carried using Spearman's rank correlation coefficient, at significance value from p<0,05 to p<0,01.

The analysis of standard and coordination readiness indicator increment rates has allowed to reveal three most significant age periods

The revealed high intra group correlation levels in jumping and high-speed running tests indicate their functional identity in the wide age range, 9-15 years. Each of the used coordination exercises has independent value and it is characterized by low levels of interrelations with other tests of physical fitness excluding their interchangeability.

Results of researches prove that the coordinated formation of bases of physical fitness of futsal players is observed only in the 8-12 age range. In other age periods, there is no relationship between condition and coordination readiness indicators that points out the difficult trajectory of their development connected with the training process content at the stage of sports improvement.

Keywords: young futsal players, motor skills, integrated assessment, condition and coordination readiness, selection process.

Сведения об авторах:

Коновалов Василий Николаевич - доктор педагогических наук, профессор Сибирского государственного университета физической культуры и спорта (644009, Российская Федерация, г. Омск, ул. Масленникова, д. 144), e-mail: tafoms@mail.ru.

Барбашов Сергей Викторович - доктор педагогических наук, профессор Гуманитарного института Югорского государственного университета (628012, Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Чехова, 16), e-mail: SVBarbashov@yandex.ru. Статья поступила в редакцию 21.06.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.