7. Моделирование результатов выступления команд на основе рейтинговой оценки в командных видах спорта с учетом фактора влияния своего поля / В.Н. Юшкин, С.С. Марченко, Е.А. Стрижакова, О.А. Заяц, Ю.Н. Назарова, Р.И. Шумакова // Современные наукоемкие технологии. -2021. - № 6-1. - С. 221-225.
8. Юшкин В.Н. Оценка результатов выступления команд с применением математической модели / В.Н. Юшкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11 (189). - С. 601-607.
9. Юшкин В.Н. Проблемы спортивного прогнозирования / В.Н. Юшкин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 473-478.
REFERENCES
1. Polozov, A.A. (2007), Rating in sport: yesterday, today, tomorrow, Soviet sport, Moscow.
2. Polozov, A.A., Suvorova, E.A., Melnikova, A.V., Korelina, A.V. and Mikhryakov, S.V. (2018), "Forecasting of results of the 2018 World Cup on the basis of a new algorithm of consolidation of data", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (158), pp. 263-269.
3. Krutikov A.K. (2021), "Cascade structure of a forecasting system based on various models of artificial neural networks", South Siberian Scientific Bulletin, No. 1 (35), pp. 46-52.
4. Krutikov, A.K., Meltsov, V.Yu. and Podkovyrin, V.D. (2019), "Development and modification of the modular structure of the system for predicting sports results", Modern science-intensive technologies, No. 11-1, pp. 72-76.
5. Yushkin, V.N. (2020), "The Ranking System", Modern Science: actual problems of theory and practice. Series: Humanities, No. 1, pp. 122-126.
6. Yushkin, V.N. (2021), "Information model of rating evaluation", Science prospects, No. 5 (140), pp. 243-245.
7. Yushkin, V.N., Marchenko, S.S., Strizhakova, E.A., Zayats ,O.A., Nazarova, Yu.N. and Shu-makova, R.I. (2021) "Modeling the results of the performance of teams based on the rating score in team sports, taking into account the influence factor of home field", Modern high technologies, No. 6-1, pp. 221-225.
8. Yushkin V.N. (2020), "Evaluation of the results of the performance of teams using a mathematical model", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 601-607.
9. Yushkin, V.N. (2021), "Issues in sports forecasting", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (194), pp. 473-478.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 17.10.2021
УДК 378.147
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ян Цзюань (КНР), аспирант, Елена Владимировна Киселева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодёжи и туризма, г. Москва
Аннотация.
Интерактивные методы обучения являются неотъемлемым элементом современного образования в высшей школе. Исследование дистанционного применения интерактивных методов обучения позволит решить проблему их эффективного использования в профессиональной подготовке студентов института физической культуры. Цель исследования - выявление особенностей применения интерактивных методов обучения в дистанционном образовательном процессе в вузе физической культуры.
В ходе исследования были применены следующие методы: анализ и обобщение литературных источников по теме исследования, анкетирование, методы математической статистики. Исследование проводилось в три этапа: на первом этапе на основе анализа и систематизации литератур-
ных источников была разработана анкета по изучению особенностей применения интерактивных методов обучения в условиях дистанционного образовательного процесса в вузе. На втором этапе было проведено дистанционное анкетирование в течение 2020-2021 учебного года с участниками образовательного процесса в РГУФКСМиТ. В анкетировании приняли участие преподаватели (30 человек) и студенты (119 человек) вуза. На третьем этапе была проведена статистическая обработка результатов анкетирования с помощью программы SPSS, сформулированы выводы.
В результате исследования выявлено, что в процессе дистанционного обучения студентов института физической культуры интерактивные методы используются в недостаточном объеме; участники образовательного процесса позитивно относятся к увеличению использования интерактивных методов обучения и проявили готовность к интенсивному применению данных методов на дистанционных учебных занятиях.
Ключевые слова: вуз физической культуры, дистанционное обучение, использование интерактивных методов обучения, анкетирование, преподаватели, студенты.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p432-437
APPLICATION FEATURES OF INTERACTIVE TRAINING METHODS AS A PART OF REMOTE EDUCATION PROCESS AT PHYSICAL CULTURE UNIVERSITY
Yang Jiuan (China), the post-graduate students, Elena Vladimirovna Kiseleva, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Culture, Sports,
Youth and Tourism, Moscow
Abstract
Interactive training methods are an integral part of modern education in higher education. The study of remote application of interactive training methods will allow to resolve the problem of their effective usage in professional training of students of the Institute of Physical Culture. The purpose of the study - identification of application features of interactive training methods in remote education process at physical culture university. The following methods were used during this research: the analysis and generalization of literature sources related to the topic of this research, questionnaire, statistical methods. The study was carried out in three stages. At the first stage, based on systematization of the studied literary sources, the questionnaire was developed to study the application features of interactive training methods under the conditions of the remote educational process at the university. At the second stage, the remote questionnaire survey was conducted during the 2020-2021 academic year with participants in the educational process at the RGUFKSMiT. Teachers (30 people) and students (119 people) of the university took part in the survey. At the third stage, statistical processing of the survey results was carried out by using the SPSS software, and conclusions were formulated. As a result, it was found that in the process of remote education of Institute of Physical Culture students, interactive training methods are used in insufficient volume; educational process participants have a positive attitude to the increase amount of interactive training methods and have shown willingness to intensively use these methods in the remote education classes.
Keywords: physical culture university, remote education, application of interactive training methods, questionnaire, university teachers, students.
ВВЕДЕНИЕ
Интерактивные методы обучения являются неотъемлемым элементом современного образовательного процесса в высшей школе. К основным характеристикам интерактивных методов обучения относятся: равноправное взаимодействие субъектов учебного процесса, сотрудничество, сопереживание, полилог. Многочисленные научные публикации, рассматривающие различные аспекты применения интерактивных методов обучения (ИМО), свидетельствуют о высокой значимости применения данных методов в профессиональной подготовке специалистов, в том числе и для сферы физической культуры и спорта [2, 3, 4].
Широкомасштабное применение дистанционного обучения в высшей школе в последние годы вывело на первый план проблему эффективного применения интерактивных методов обучения в дистанционно организованном образовательном процессе [2]. В
этой связи, целью нашего исследования явилось выявление особенностей применения интерактивных методов обучения в дистанционном образовательном процессе в вузе физической культуры.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования были использованы следующие методы: анализ и обобщение литературных источников по теме исследования, анкетирование, методы математической статистики.
Исследование проводилось в три этапа: на первом этапе на основе анализа литературных источников была разработана анкета по изучению особенностей применения интерактивных методов обучения в условиях дистанционного образовательного процесса в вузе. Анкета состояла из трех частей: первую часть составили вопросы, связанные с половозрастными и статусными характеристиками респондентов; во вторую часть вошли вопросы, отражающие особенности использования интерактивных методов обучения на лекциях и семинарах, приводящихся дистанционно, а также роли ИМО в самостоятельной учебной работе студентов; третью часть анкеты составили вопросы, связанные с наличие/отсутствием предпосылок для использования ИМО в учебном процессе вуза физической культуры. Анкета была представлена для заполнения респондентам в электронном виде. На втором этапе исследования было проведено дистанционное анкетирование в течение 2020-2021 учебного года с участниками образовательного процесса в РГУФКС-МиТ. В анкетировании приняли участие опытные преподаватели в количестве 30 человек: из них 24 женщины (80%) и 6 мужчин (20%); в возрасте от 32 лет и старше (от 32 до 40 лет - 23,3%, от 41 до 50 лет - 13,3%, от 51 до 60 лет - 36,7%, более 60 лет - 26,7% респондентов); большинство, имеющие ученые степени (70% респондентов) и занимающие различные должности на кафедрах университета. Также были опрошены студенты 2 и 3 курсов, очного и заочного обучения по направлению подготовки «Педагогическое образование» профилю подготовки «Физическая культура» в количестве 119 человек. Из них 53 (44,5%) юношей и 66 (55,5%) девушек. Большинство респондентов-студентов (74,8%) на момент анкетирования соответствовало возрастной ступени 18-20 лет. Примерно поровну в анкетировании участвовали студенты 2 и 3 курсов обучения (56,3% и 43,7%), очной и заочной форм обучения (52,1% и 47,9%). На третьем этапе исследования была осуществлена статистическая обработке результатов анкетирования с помощью программы SPSS, проведена интерпретация полученных данных и сформулированы выводы.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Изучение литературных источников показало, что большинство научных публикаций посвящено рассмотрению различных вопросов применения интерактивных методов обучения в очном обучении студентов вузов. Научные исследования, связанные с изучением особенностей использования интерактивных методов обучения в условиях дистанционного обучения, в том числе готовности к такому виду учебного взаимодействия субъектов образовательного процесса, малочисленны. При этом ученые отмечают необходимость активизации дистанционного учебного процесса, как важной составляющей качественной профессиональной подготовки обучающихся. Незаменимыми в этой связи являются интерактивные методы обучения [1, 2, 3].
Обратимся к результатам проведенного опроса преподавателей и студентов университета физической культуры.
Первый вопрос второй части анкеты был нацелен на выявления мнений преподавателей и студентов о частоте использования интерактивных методов обучения в дистанционном обучении в целом. Респонденты могли дать один или несколько ответов на предложенный вопрос.
Выступление с докладами Организ. "Группового чата" Проведение дискуссий Проведение консультаций Решение задачи в мл. группах Организация "Форума" Использ. "Метода проектов" Составление «Глоссария» Провед. деловых /ролевых игр Проведение тренинга Составление «Вики»
0 20 40 60 80 100
Рисунок 1 - Сравнительные показатели мнений респондентов об использовании ИМО в дистанционном обучении (%)
Анализ полученных данных по первому вопросу в SPSS (х2эпм = 0,388, Р > 0,05) свидетельствует о единстве взглядов преподавателей и студентов на частоту использования ИМО в дистанционном обучении с использованием возможностей с модульной объектно ориентированной динамической обучающей среды (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, MOODLE (МООДУС) университета, Zoom конференции. К интерактивным методам обучения, которые наиболее часто применяются в учебном процессе по мнению респондентов, относятся (рисунок 1): выступление обучающихся с докладами по изучаемой теме; организация и проведение дискуссий; ведение «Группового чата» (синхронного общения в режиме реального времени); организация и проведение групповых консультаций. Значительно реже используются такие методы, как: решение учебной задачи в малой учебной группе, «Форум» (асинхронное общение участников учебного процесса в течение длительного времени), «Метод проектов», модули МООДУ-Са - «Глоссарий» и «Вики», организация и проведение деловой/ролевой игр и тренингов.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что дистанционно используется лишь ограниченное количество интерактивных методов обучения, которые просты в использовании; и, что не все возможности современных информационно - коммуникативных технологий используются в дистанционном обучении для реализации ИМО.
Следующим был вопрос о частоте использования интерактивных методов обучения в домашней учебной работе студентов. Респонденты должны были оценить частоту использования конкретного вида интерактивного метода обучения при выполнении учебных заданий в диапазоне: от «никогда» до «очень часто».
Статистический анализ в SPSS результатов ответов на второй вопрос подтвердил отсутствие различий в мнениях преподавателей и студентов по трем из четырех видов интерактивных методов обучения, используемых при выполнении учебных заданий во внеучебное время (U эпм (1) = 0,125, Р > 0,05; U эпм (3) = 0,316, Р > 0,05; U эпм (4) = 0,788, Р > 0,05), кроме применения группового чата (U эпм (2)= 0,003; Р <0,05).
Таким образом, чаще всего при выполнении учебных заданий во внеучебное время групповое взаимодействие студентов осуществляется с использованием видеоконференций, при этом такое взаимодействие только в 2/3 случаев бывает запланировано препода-
вателями. Использование группового чата при выполнении домашних учебных заданий преподаватели планируют только в 50% случаев от реального взаимодействия студентов таким способом. Ещё реже преподаватели специально планируют и реализуют: групповое решение учебных задач, разработку проектов в групповом дистанционном взаимодействии студентов во внеучебное время.
82,4
56,7
62,2
33,4
35,3 40
Участие в групповой видеоконференции (1) Использование группового чата (2) Решение задач в груп. взаимодействии (3) Разработка проекта в малой группе (4)
0 20 40 60 80 100
Студенты (ответы "часто" и "очень часто" (%)) ■ Преподаватели (ответы "часто" и "очень часто" (%))
Рисунок 2 - Сравнительные показатели мнений респондентов о частоте использования ИМО при выполнении самостоятельной работы студентами во внеучебное время (%)
Первый вопрос третьей части анкеты был предназначен для выявления отношения респондентов к увеличению использования интерактивных методов обучения в дистанционном образовательном процессе. Необходимо было дать один ответ на вопрос. Большинство преподавателей (60%) и немногим менее половины опрошенных студентов (43,7%) отнеслись к данному предложению положительно. Нейтрально - 33,3% преподавателей и 50% студентов. Отрицательно - 6,7% преподавателей и 5,9% студентов. Оценка достоверности различий с помощью U-критерия Манна-Уитни в SPSS (U эпм = 0,092, Р > 0,05) позволяет утверждать, что мнения преподавателей и студентов по данному вопросу близки. В целом можно констатировать наличие готовности участников дистанционного образовательного процесса, к увеличению количества используемых ИМО в дистанционном обучении.
Также характеризуют готовность преподавателей к применению интерактивных методов в учебном процессе вуза ответы, полученные от респондентов на вопрос о том, какую позицию должен занимать преподаватель на учебных занятиях, реализуя ИМО: «транслятор знаний» или «организатор-фасилитатор» (также был предусмотрен вариант -«другой ответ»). На данный вопрос респондентам предлагалось дать один ответ. Мнения преподавателей и студентов по данному вопросу не имеют достоверных различий (х2эпм = 0,513, Р > 0,05) и разделились почти поровну. На роль преподавателя при реализации ИМО, как «фасилитатора - организатора» указали 50% преподавателей и 47,9% студентов. Воспринимают педагога высшей школы в качестве «транслятора знаний» - 47,9% студентов и 43,3% преподавателей. Следовательно, только половина преподавателей осознает важность изменения своей роли, при использовании интерактивных методов обучения. В этом состоит один из резервов работы по внедрению ИМО в образовательный процесс вуза.
Следующий вопрос анкеты был также связан с возможностью использования интерактивных методов обучения в учебном процессе. При ответе на него респонденты должны были оценить собственные умения и навыки в использовании электронной образовательной среды вуза, интернет программ и браузеров, статистических программ. Респонденты провели самооценку собственных умений и навыков по шкале от «0» (необходимые умения отсутствуют) до «5» (есть все необходимые навыки). Анализ результатов анкетирования (с помощью U-критерия Манна-Уитни в SPSS) показал отсутствие различий в самооценках преподавателей и студентов, при этом большинство преподавателей и студентов оценивают свои навыки в работе в МООДУСе, с интернет программами Zoom и Skype, пакетом Microsoft Office на «хорошо» и «отлично». Достоверно отличаются бо-
лее высокие самооценки преподавателей навыков использованния прикладных статистических программ (Statistica, SSPS) от самооценки этих же навыков студентами (U эпм = 0,008, Р < 0,05).
В целом можно констатировать, что зафиксированный уровень самооценки респондентами собственных информационно-коммуникативных умений и навыков является важной положительной предпосылкой для активизации использования ИМО в дистанционном обучении.
ВЫВОДЫ
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что:
- используется ограниченный и недостаточный объём интерактивных методов обучения в дистанционном образовательном процессе вуза физической культуры, в том числе и при организации самостоятельной работы студентов во внеучебное время;
- участники образовательного процесса положительно относятся к увеличению использования интерактивных методов в дистанционном обучении;
- оценка позиций преподавателей, реализующих ИМО, и самооценка информационно-коммуникативных навыков респондентами свидетельствуют о потенциальной готовности участников образовательного процесса к более интенсивному и разнообразному использованию интерактивных методов обучения в условиях дистанционного обучения в вузе физической культуры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бороненкова Т. А. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения / Т.А. Бороненкова, А.В. Кайсина, В.С. Федотова // Научный диалог. - 2017. - № 1. - С. 227-243.
2. Веселовская Ю.А. Интерактивные технологии в дистанционном обучении: исследование качества учебного процесса студентов факультета физической культуры и спорта / Ю.А. Веселовская, Н.В. Сидорова, Н.Г. Кузина, И.В. Столярова // Теория и практика физической культуры. -2018. - № 2.- С. 12-14.
3. Гильяно, А.С. Проблема внедрения интерактивных методов в высшей школе / А.С. Ги-льяно, Е.М. Баранова // Вестник московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. - 2018.- № 4. - С. 3-13.
4. Еловская, С.В. Интерактивное обучение в высшем образовании / С.В. Еловская, Т.Н. Черняева // Известия саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2019. - Т. 8, Вып. 1(29). - С. 83-87.
REFERENCES
1. Boronenkova, T.A., Kajsina, A.V. and Fedotova, V.S. (2017), "Active and interactive methods of pedagogical interaction in system of distance learning", Scientific Dialogue, No. 1, pp. 227-243.
2. Veselovskaya, YU.A., Sidorova, N.V., Kuzina, N.G. and Stolyarova, I.V. (2018), "Interactive distance education technologies: physical education and sports educational process quality analysis", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 12 -14.
3. Gilyano, A.S. and Baranova, E.M. (2018), "Problem of introduction of interactive methods at the higher school", The Moscow University Bulletin. Series 20. Pedagogical Education, No. 4, pp. 3-13.
4. Elovskaya, S.V. and CHernyaeva, T.N. (2019), "Interactive training in higher education", Izvestiya of Saratov University. Series. Educational Acmeology. Developmental Psychology, Vol. 8, No. 1 (29), pp. 83-87.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.10.2021