УДК 378.147
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Ян Цзюань (КНР), аспирант, Елена Владимировна Киселева, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодёжи и туризма, г. Москва
Аннотация
Интерактивные методы обучения обладают высоким дидактическим потенциалом и являются важным элементом совершенствования современного образовательного процесса в высших учебных заведениях, в том числе и в вузах физической культуры. Актуальной научной проблемой является выявление условий эффективного применения интерактивных методов обучения в дистанционном образовательном процессе. Цель исследования - выявление педагогических условий дистанционного применения интерактивных методов обучения при овладении содержанием учебной дисциплины педагогического цикла студентами института физической культуры - будущими учителями физической культуры. В ходе исследования были применены следующие методы: анализ и обобщение литературных источников, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики. Педагогический эксперимент проводился в три этапа в течение двух месяцев со студентами РГУФКСМиТ 2 курса очного обучения направления подготовки «Педагогическое образование», профиля «Физическая культура» в количестве 40 человек по дисциплине педагогического цикла - «История педагогики». Результаты реализации экспериментальной программы по внедрению педагогических условий дистанционного применения интерактивных методов обучения в образовательный процесс профессиональной подготовки учащихся свидетельствуют о достоверно более высоком уровне полученных знаний по разделу педагогической учебной дисциплины у студентов экспериментальной группы по сравнению с контрольной. Интерактивные методы обучения необходимо использовать в условиях дистанционного обучения при прохождении учебных дисциплин педагогического цикла, соблюдая ряд педагогических условий, входящих в следующие группы: совокупность сформированных информационно-коммуникационной, методической и организационной компетенций у преподавателей вуза для полноценной реализации методов интерактивного обучения в условиях дистанционного обучения; готовность обучающихся осуществлять полноценную учебную деятельность в дистанционном формате обучения; наличие встроенной в учебный процесс и эффективно функционирующей электронной образовательной среды вуза.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения, студенты, дистанционное обучение, вуз физической культуры, педагогические условия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p438-444
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REMOTE APPLICATION OF INTERACTIVE TRAINING METHODS IN PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE PHYSICAL
EDUCATION TEACHERS Yang Jiuan (China), the post-graduate students, Elena Vladimirovna Kiseleva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Culture, Sports,
Youth and Tourism, Moscow
Abstract
Interactive training methods have high didactic potential and are an important improvement element in the process of education in higher educational institutions such as institutions of physical culture. The purpose of the study - determination of the pedagogical conditions for application of interactive training methods in remote education during the process of mastering the content of the academic discipline of a pedagogical cycle by students of the Institute of Physical Culture - future teachers of physical culture. In the course of the research, the following methods were applied: the analysis and generalization of literary sources, pedagogical experiment, pedagogical testing, statistical techniques. The pedagogical experiment
was carried out in three stages within two months with the 40 second-year full-time students of the RGU-FKSMiT. These students were studying the discipline of the pedagogical cycle named "History of pedagogy" as a part of the "Physical culture" profile of "Pedagogical education" occupation. The results of the experimental program of implementation of the pedagogical conditions for application of interactive training methods of remote education into the educational process of professional training of the students indicate significantly higher level of the knowledge gained in the section of pedagogical discipline among students of the experimental group compared to the control group. Interactive training methods should be used for remote education in disciplines of the pedagogical cycle under certain pedagogical conditions. These conditions can be separated into the following groups: the university teachers should have a set of IT, methodical and organizational competences to implement interactive training methods in remote education; the students should have willingness to carry out full-fledged educational activities in the remote education; the university should have effectively functioning electronic educational environment, which is used during the education process.
Keywords: interactive training methods, students, remote education, university of physical education, pedagogical conditions.
ВВЕДЕНИЕ
Интерактивные методы обучения, рассматриваемые современными учеными как новый этап развития активных методов обучения, являются важным и неотъемлемым элементом совершенствования образовательного процесса в российских высших учебных заведениях [5], в том числе и в вузах физической культуры [6].
Интерактивные методы обучения обладают рядом свойств, которые вносят существенные позитивные изменения в образовательный процесс в высшей школе, в частности: проблемность содержания учебных заданий; полилог участников учебного процесса; доминирующая роль учебной группы в решении учебных задач; информационно наполненная учебная среда; реализация преподавателями функций консультантов - координаторов, экспертов, организаторов - фасилитаторов, обеспечивающих успешную групповую коммуникацию в процессе овладения учащимися знаниями [2].
В научных информационных источниках в основном рассматриваются условия применения интерактивных методов обучения (ИМО) в процессе очного обучения студентов при проведении аудиторных занятий [2]. Ряд научных статей посвящены рассмотрению применения интерактивных методов обучения на занятиях такого типа в вузах физической культуры [1, 6]. Однако в последние годы, когда дистанционное обучение стало одним из самых распространённых видов обучения в высшей школе (в частности, в связи с пандемией, вызванной коронавирусной инфекцией), актуальным стал вопрос использования интерактивных методов обучения студентов в новых условиях [1, 3, 4]. В этой связи, целью нашего исследования явилось выявление педагогических условий дистанционного применения интерактивных методов обучения при овладении содержанием учебной дисциплины педагогического цикла студентами института физической культуры - будущими учителями физической культуры.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе исследования были использованы следующие методы исследования: анализ и обобщение литературных источников по теме исследования, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Изучение многочисленных литературных источников по теме исследования показало, что ученые активно работают над проблемой повышения эффективности учебного процесса в вузах, предлагая различные варианты применения интерактивных методов обучения [2, 4, 6]. Рациональное использование в образовательном процессе данных методов является на сегодняшний день одной из актуальнейших научно - практических задач. Но реализация данной задачи сопряжена с комплексом организационных и методических проблем, которые ещё не разрешены в практике профессиональной подготовки специалистов в сфере физической культуры и спорта, в том числе и в процессе дистанци-
онного обучения студентов [1, 6].
Для достижения цели исследования был проведен в три этапа параллельный формирующий педагогический эксперимент со студентами 2 курса РГУФКСМиТ, обучающихся очно по направлению подготовки «Педагогическое образование», профилю «Физическая культура» в количестве 40 человек; в эксперименте приняли участие преподаватель и ассистент преподавателя. Экспериментальная работа проводилась по учебной дисциплине «История педагогики» в течение семестра (с 18.03.2021 г. по 21.05.2021г.). Экспериментальная программа по внедрению педагогических условий использования интерактивных методов обучения была рассчитана на 8 часов лекционных занятий, 12 часов семинарских занятий и 40 часов самостоятельной работы студентов. Всего студентам необходимо было выполнить учебную работу по трем темам курса: «Педагогические идеи, практика воспитания и обучения в Древней Руси, Удельной Руси и Русском государстве»; «Педагогика и просвещение в Российской империи»; «Советская педагогика и школа. Образование в Российской Федерации - на рубеже тысячелетий». Все занятия по данной учебной дисциплине проходили дистанционно с использованием возможностей модульной объектно-ориентированной динамической обучающей среды (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment, MOODLE (МООДУС) университета, а также широкого применения программы Zoom для проведения видеоконференций в глобальной компьютерной сети интернет.
С использованием МООДУСа было осуществлено педагогическое тестирование знаний студентов. Были разработаны четыре авторских теста (предварительный, два промежуточных и итоговый) в соответствии с формируемыми по учебному плану компетенциями по данной дисциплине. Все тесты были переведены в электронный формат и загружены в МООДУС для заполнения студентами.
Полученные результаты обрабатывались с помощью методов математической статистики, в частности, вычислялись: медиана (Ме), размах вариации (R), достоверность различий вычислялась с помощью U-критерия Манна-Уитни.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На первом этапе педагогического эксперимента было проведено предварительное тестирование историко - педагогических знаний студентов (таблица 1). Полученные результаты свидетельствуют: об уровне - «ниже среднего» в исходных знаниях студентов по данному разделу учебной дисциплины, и об отсутствии достоверных различий по данному показателю студентов группы 1 (экспериментальная группа (ЭК)) и студентов группы 2 (контрольная группа (КГ)).
Таблица 1 - Сравнительные показатели тестирования знаний студентов экспериментальной и контрольной групп по истории российской педагогики в процессе педагогического эксперимента_
№п/ п Показатели Группа 1 (ЭГ) Группа 2 (КГ) икрит. иэмп. Достоверность различий
Me R Me R
1 Баллы за предварительный тест 21,8 13,7 22,5 6,6 123 159,5 p > 0,05
2 Баллы за промежуточный тест по теме 1 25,9 18,4 27,1 6,9 116 137 p > 0,05
3 Баллы за промежуточный тест по теме 2 5,1 8,0 4,9 6,1 123 120,5 p < 0,05
4 Баллы за итоговый тест по разделу учебной дисциплины 16,7 10,0 15,5 17,1 130 130 p < 0,05
На втором этапе педагогического эксперимента осуществлялось внедрение разработанных педагогических условий использования интерактивных методов обучения в рамках экспериментальной программы, рассчитанной на весь объём учебных часов по разделу истории педагогики. Ведущими отличительными особенностями эксперимен-
тальной программы явились следующие:
- организация полилога на дистанционных учебных занятиях и при выполнении самостоятельной работы студентами с помощью специально отобранных интерактивных методов обучения;
- рациональное использование средств интерактивного обучения: персональных компьютеров с выходом в интернет, видеокамер, возможностей Zoom - конференций для применения интерактивных методов обучения;
- максимально возможное использование ресурсов МООДУСа для выполнения учебных заданий во внеучебное время в групповом взаимодействии.
Конкретные отличительные особенности использования методов обучения в экспериментальной и контрольной группе представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Сравнительная таблица используемых методов обучения в процессе педагогического эксперимента в экспериментальной и контрольной группах_
№ п/п Формы обучения Методы обучения, используемые в ЭГ Методы обучения, используемые в КГ
Аудиторные занятия (дистанционно)
1. Лекции Лекция-беседа, или «диалог с аудиторией»
2. Семинары «Мозговой штурм»; «Дидактическая игра»; «Кейс - стади» (Case study); Игра «Что? Где? Когда?»; Диспут; Фронтальная учебная дискуссия. Фронтальный устный опрос в учебной группе; Выборочный устный опрос; Выступления учащихся с докладами -презентациями; Мини - сообщения по заранее подготовленным вопросам; Элементы фронтальной учебной дискуссии.
Внеаудиторное выполнение заданий (дистанционно)
3. Самостоятельная учебная работа студентов Выполнение каждым студентом специально разработанных в МООДУСе интерактивных лекций; Использование ресурсов МООДУСа в течение прохождения всего учебного курса: «Чат» , «Форум» - для синхронного и асинхронного общения всех участников группы; Использование ресурсов МООДУСа для групповой подготовки заданий по темам курса: «Глоссарий» - для составления тезауруса; «Вики ^¡кг)» - для создания таблицы по истории российской педагогики Выполнение каждым студентом индивидуально по каждой теме курса (с прикреплением в МООДУС): - письменных работ; - составленных тезаурусов; - составленной таблицы по истории российской педагогики по мере прохождения курса
Следует отметить, что выбор интерактивных методов обучения, представленных в таблице 2 не случаен. При отборе ИМО для дистанционного обучения студентов экспериментальной группы в первую очередь рассматривалась сама возможность реализации конкретного интерактивного метода. Например, методики проведения таких разновидностей учебных дискуссий, как: «Снежный ком», «Карусель», «Зебра» - предполагают перемещение участников в пространстве учебной аудитории, что невозможно сделать в условиях дистанционного обучения. При отборе ИМО также учитывалось содержание учебного материала и готовность студентов к его обсуждению. Последнее обеспечивалось обязательным выполнением (качественно и в срок) внеаудиторной самостоятельной учебной работы группы по каждой теме курса. Наработанный группой учебной материал к семинарскому занятию был доступен учащимся, они могли и должны были им пользоваться.
Необходимо отметить специфику организации учебного процесса в дистанционном режиме в экспериментальной группе. Реализация представленных в таблице 2 интерактивных методов обучения предполагала планирование и проведение Zoom - конференций в данной группе с сессионными залами на период учебного занятия. То есть учебная
работа на семинаре осуществлялась как в «главном зале» конференции, так и в «малых залах» конференции на определённые периоды времени для малых учебных групп. В начале занятия все участники семинара собирались в «главном зале» конференции. Преподавателем объявлялась тема занятия, объяснялись его задачи и общая организация дальнейшей работы, в частности, происходило деление учащихся на малые учебные группы, выдавалось учебное задание. Затем, малые группы во главе с выбранными лидерами/капитанами выполняли учебные задания в «малых залах» конференции. За организацией работы в малых учебных группах отвечал лидер/капитан группы, а преподаватель и ассистент преподавателя контролировали процесс работы малых групп периодически «заходя» в «малые залы» конференции. После выполнения работы все студенты вновь собирались в «главном зале» конференции, где и происходило представление наработанного, в форме, соответствующей применяемому интерактивному методу обучения. В конце семинара преподаватель подводил итоги занятия, оговаривал дальнейшую учебную работу студентов. В таком организационном режиме были реализованы следующие интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», дидактическая игра, «кейс - стади», диспут. При реализации данных методов существенно отличалось: содержание заданий, время их выполнения; характер обсуждения.
Следует остановиться и на особенностях контроля учебной деятельности студентов, участвовавших в педагогическом эксперименте. Все выполненные учебные задания прикреплялись студентами в МООДУС и оценивались в баллах. Для членов экспериментальной группы обязательным было участие в групповых обсуждениях (совместно с преподавателем и ассистентом преподавателя) учебных проблем в ресурсах МООДУСа: «Чат» и «Форум». Также обязательным для членов данной группы была работа в ресурсах МООДУСа: «Глоссарий» и «Вики». Таким образом, полилог между участниками образовательного процесса осуществлялся не только во время «очных» дистанционных занятий, но и вне их.
Общей для двух групп формой контроля по содержанию курса было электронное тестирование. Всего студенты заполнили 4 теста. Тестирование проводилось фронтально, но носило персональный характер - каждый обучающийся заполнял свой вариант теста. Результаты тестирования в процессе проведения педагогического эксперимента приведены в таблице 1.
Представленные данные свидетельствуют, что после прохождения темы 1 (показатели тестирования по промежуточному тесту 1) достоверных различий в результатах контрольной и экспериментальной групп не выявлено, но уже после прохождения темы 2 -эти различия присутствуют, как и в обработанных результатах итогового тестирования. На третьем этапе эксперимента у членов обеих групп зафиксирован уровень знаний «выше среднего» по содержанию изучаемого раздела истории педагогики, при этом достоверно выше уровень знаний у студентов экспериментальной группы. Дистанционное обучение с применением интерактивных методов обучения повлияло и на результаты экзамена по дисциплине «История педагогики» за весь учебный год. Количество студентов, успешно сдавших экзамен по предмету в экспериментальной группе - 90%, в контроль -ной - 65%.
ВЫВОДЫ
Таким образом, интерактивные методы обучения необходимо использовать в условиях дистанционного обучения при прохождении учебных дисциплин педагогического цикла, соблюдая ряд педагогических условий, входящих в следующие группы:
1. Совокупность сформированных информационно-коммуникационной, методической и организационной компетенций преподавателей вуза для полноценной реализации методов интерактивного обучения в условиях дистанционного обучения, выражающаяся:
- в способности педагога использовать информационно - коммуникативные технологии для решения профессиональных задач по организации информационной деятельности и информационного взаимодействия участников образовательного процесса;
- в адекватном подборе интерактивных методов обучения для дистанционного режима обучения студентов (для решения конкретной учебной задачи; для группового решения учебных задач во внеучебное время);
- в продуманной системе организации самостоятельной работы студентов посредством постоянно действующего полилога всех участников обучения с использованием электронной образовательной системы вуза, видеоконференций;
- в разработке учебно - методического комплекса конкретной учебной дисциплины для условий дистанционного обучения.
2. Готовность обучающихся осуществлять полноценную учебную деятельность в дистанционном формате обучения, выражающуюся:
- в уверенном владении современными информационно - коммуникативными технологиями на пользовательском уровне;
- в мотивированной ответственности за своевременное выполнение учебных заданий в дистанционном режиме;
- в проявлении активности и творческого подхода к решению учебных задач.
3. Наличие встроенной в учебный процесс и эффективно функционирующей электронной образовательной среды вуза, включающей различные электронные образовательные ресурсы (информационные, коммуникационные, управленческие), доступные всем участником образовательного процесса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агибалов А.С. Применение интерактивных методов в дистанционном обучении тренеров - преподавателей / А.С. Агибалов, М.А. Соломченко, О.Е. Алтунина //Успехи гуманитарных наук. - 2020.- №7. - С.17-22.
2. Бороненкова Т.А. Активные и интерактивные методы педагогического взаимодействия в системе дистанционного обучения / Т.А. Бороненкова, А.В. Кайсина, В.С. Федотова // Научный диалог. - 2017. - № 1. - С.227-243.
3. Костылева В.Б. Применение интерактивных методов в условиях дистанционного обучения студентов педагогике / В.Б. Костылева // Заметки ученого. - 2021.- № 5-1. - С.234-240.
4. Малиатаки, В. В. Дистанционные образовательные технологии как современное средство реализации активных и интерактивных методов обучения при организации самостоятельной работы студентов / В.В. Малиатаки, К.А. Киричек, А.А. Вендина // Открытое образование. - 2020. -Т.24, № 3. - С. 56-66.
5. Шумилин В.П. Использование интерактивных методов обучения в высшем образовании / В.П. Шумилин, Н.Г. Шумилина // Ученые записки Орловского государственного университета. -2020. - № 4 (89). - С.284-287.
6. Ян, Ц. Теоретические и практические проблемы использования интерактивных методов обучения в вузах физической культуры России и Китая / Ц. Ян, Е.В. Киселева // Теория и практика физической культуры. - 2021. - №2. - С .110.
REFERENCES
1. Agibalov, A.S., Solomchenko, M.A. and Altunina, O.E. (2020), " The use of interactive methods in distance learning of trainers-teachers",Modern humanities success, No. 7, pp. 17-22.
2. Boronenkova, T.A., Kajsina, A.V. and Fedotova, V.S. (2017), "Active and interactive methods of pedagogical interaction in system of distance learning", Scientific Dialogue, No.1, pp. 227-243.
3. Kostyleva, V.B. (2021), "Application of interactive methods in the conditions of distance learning students in pedagogy", Notes of a scientist, No. 5, pp. 234-240.
4. Maliataki, V.V., Kirichek, K.A. and Vendina, A.A. (2020), "Distance learning technologies as a modern resource of implementing active and interactive methods of education for the organization of independent work of students", Open Education, Vol. 24, No. 3, pp. 56-66.
5. SHumilin, V.P. and SHumilina, N.G. (2020), "Using interactive teaching methods in higher education", Scientific notes of Orel state university, No. 4 (89), pp. 284-287.
6. Yang, J. and Kiseleva, E.V. (2021), "Theoretical and practical usage problems of interactive training methods in Russian and Chinese physical culture universities", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 110.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.10.2021