Научная статья на тему 'Интеллектуальный клуб как форма развития интереса к учению у учащихся 3 класса в условиях внеурочной деятельности'

Интеллектуальный клуб как форма развития интереса к учению у учащихся 3 класса в условиях внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
758
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Е. А.

В данной статье автор постарался описать внеурочную научно – познавательную деятельность как обязательный компонент ФГОС НОО второго поколения и оду из форм данного направления – интеллектуальный клуб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный клуб как форма развития интереса к учению у учащихся 3 класса в условиях внеурочной деятельности»

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития: пособие для учителя. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.

4. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. - М.: АК, 2006.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Сергеева Е.А.*

Педагогический колледж № 8 «Измайлово», г. Москвы

В данной статье автор постарался описать внеурочную научно - познавательную деятельность как обязательный компонент ФГОС НОО второго поколения и оду из форм данного направления - интеллектуальный клуб.

Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения.

Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, говорил: «Интерес является одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения» [цит. по: 1, с. 54].

Руссо Ж.-Ж., опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение.

Ушинский К.Д. в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата.

Даже И.Ф. Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал: « Учитель должен не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку» [цит. по: 5, с. 76].

Ушинский писал К.Д.: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника -из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет» [цит. по: 3, с. 45].

* Кафедра «Преподавание в начальных классах». Научный руководитель: Воробьева О.В., преподаватель специальных дисциплин, аспирант ГБОУ МГПУ ИППО.

Он считал, что нужно сделать учебную работу насколько возможно интересной, и, не превращать этой работы в забаву.

Интересное обучение не исключает умения работать с усилием, а наоборот, способствует этому.

Общая теория интереса, разрабатываемая советскими психологами (Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, Л.А. Гордон, С.Л. Рубенштейн и др.), раскрывает материалистический подход к этой сложной проблеме.

Понятие «интерес» не умозрительно. Оно отражает объективно существующие отношения личности, которые проявляются в результате влияния реальных условий жизни, деятельности человека» [цит. по: 2, с. 196].

Истоки интереса лежат в общественной жизни. В интересе выражено единство объективного и субъективного.

Психологи считают, что посредством интереса устанавливаются связи субъекта с объектом. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из объективной действительности. Но предметом исследования в интересе для человека, является далеко не все, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.

Педагогический подход к решению этого вопроса должен состоять в том, чтобы:

- обнажать в педагогическом процессе объективные возможности интересных сторон, явлений окружающей жизни;

- возбуждать и постоянно поддерживать у детей состояние активной заинтересованности (а не равнодушия) окружающими явлениями, моральными, эстетическими, научными ценностями;

- всей системой обучения и воспитания целенаправленно формировать интерес как ценное свойство личности, содействующие ее творческой активности, ее целостному развитию.

Интересы - результат формирования личности. Они сопровождают ее развитие и содействуют ему.

Исследования советских психологов утверждают, что формирование интереса - не замкнутый в себе автономный процесс.

Оно обусловлено социальным окружением, сферой и характером деятельности не только самого человека, но и людей, его окружающих процессами обучения и воспитания, располагающими особыми стимулами возбуждения интереса, коллективом, активностью самой личности, её позицией и её ролью в деятельности коллектива.

Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще большие возможности и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом.

Общеизвестно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испыты-

вает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжелое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.

Современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и специальными педагогическими влияниями.

Об игровом обучении говорил еще К.Д. Ушинский. В XX веке педагоги и психологи (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Т. Шацкий и др.) установили, что организация интеллектуальных клубов - это средство, содействующее удовлетворению детской любознательности. Необходимость организации интеллектуальных клубов вызвана тем, что нужна планомерная работа с учащимися, проявляющими интерес к углублённому изучению отдельных предметов.

Формы организации самостоятельной интеллектуально-познавательной деятельности характеризуются известным разнообразием, которые в сочетании с последующим использованием методов активного обучения при подведении итогов самостоятельной работы приводят к решению поставленной задачи.

Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Общеобразовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, «круглых столов», конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов, библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т.п.

Эффективной формой внеурочной деятельности и интеллектуального развития является игра.

Сухомлинский В.А. писал: «Игра - широкое многогранное понятие. Дети играют не только тогда, когда бегают, соревнуются в быстроте и резвости. Игра может заключаться и в большом напряжении творческих способностей, воображения. Без игры, умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение в школе».

Игра помогает активизировать учащихся, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решении интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество

Немаловажное значение имеет и то, что в игре учащиеся осваивают непростую науку общения, учатся слушать и слышать других людей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, терпимо относиться к чужому мнению.

Интерес школьника к самому знанию как общественной ценности будет вырабатываться у него тогда, когда знание станет объектом эмоционального переживания.

Наиболее удачными формами здесь могут оказаться, например: школьный интеллектуальный клуб «Что? Где? Когда?» (здесь знание и умение его использовать становятся высшей ценностью для участников этой уникальной по своему влиянию на умственное воспитание игры).

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности младших школьников. Предусмотренные данной программой занятия проводятся в смешанных группах, состоящих из учащихся разных классов и параллелей.

Основная цель деятельности интеллектуального клуба - создание детского коллектива (команды), вовлекающего школьника в интеллектуально-творческий процесс, результат которого будет интересен не только самому ребёнку, но и окружающим. Воспитание у учащихся потребности и привычки к самоотдаче, общественно-полезной работе, насыщенной духовной жизни, умение сочетать свои интересы с интересами коллектива.

Итак, излагая всё вышесказанное мы имели ввиду рассказать о такой форме организации внеурочной деятельности учащихся как школьный интеллектуальный клуб, которая на наш взгляд обладает большим потенциалом в деле воспитания и обучения подрастающего поколения, объяснить структуру его работы и предложить введение подобной структуры в других школах. Предложить и не более того, ибо любая даже самая хорошая идея, внедряемая принудительно не принесёт желанных плодов. В свете последней мысли, хочется закончить данную работу любимым высказыванием Владимира Ворошилова, которое послужит сразу и рекомендацией тем, кто, может быть, осмелиться попробовать открыть интеллектуальный клуб у себя в школе:

«Видишь точку - поставь точку.

Видишь линию - проведи эту линию.

Если ничего не видишь, то не порть бумагу и холст».

Список литературы:

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.: Педагогика, 1989. - С. 453-459.

2. Барабанщикова Т.А., Рыжкова А.Н. Психологические методики изучения личности. - М.: Ось, 2007. - С. 196-200.

3. Глуханюк Н.С. Практикум по общей психологии. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - С. 79-200. (Серия «Библиотека психолога»).

4. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).

5. Криволапова Н.А. Учимся учиться: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Ци-баева. - Курган: Ин-т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. - 34 с. - (Серия «Умники и умницы»).

КИБЕРКОММУНИКАТИВНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ КАК ПРИЧИНА НЕУСПЕВАЕМОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

© Тончева А.В.*

Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары

В статье дано понятие киберкоммуникативная зависимость, раскрываются ее причины и влияние на успеваемость подростков.

Социальные сети - одна из массово распространенных форм проведения досуга подростками. Фонд Общественное Мнение (ФОМ) провел исследование «Подростки и Интернет», по данным которого к концу лета 2008 года 75,5 % подростков в возрасте от 14 до 16 лет являлись пользователями Интернета, при чем 62 % подростков используют Интернет в первую очередь не для дела, а для развлечений и общений в социальных сетях [6]. В среднем российские дети начинают пользоваться интернетом в 10 лет. Более четверти детей проводят в сети от 7 до 14 часов в неделю - т.е. около 1-2 часов в день, каждый шестой ребенок - от 14 до 21 часа. В то же время каждый пятый ребенок находится в онлайне более 21 часа в неделю. Часть этих детей в прямом смысле «живет в Интернете» - они проводят онлайн по двое или трое суток в неделю [4].

Социальные сети могут иметь положительное влияние на подростка, являясь уникальной образовательной средой, где могут быть представлены обучающие программы, энциклопедические материалы, а также электрон-

* Аспирант кафедры Педагогики и психологии. Научный руководитель: Кириллова О.В., профессор кафедры Педагогики и психологии, доктор педагогических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.