ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Белоцерковец Н.И.* *, Каневская Ж.О.*
Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь
С проблемой агрессивного поведения детей, так или иначе, сталкиваются все родители, психологи, педагоги. В умелых руках содержательный досуг может стать мощным средством коррекции и профилактики агрессивного поведения младших школьников.
Ключевые слова досуг, досуговая деятельность, воспитание личности, агрессивное поведение, коррекция агрессивности.
Проблема агрессивного поведения детей в современном обществе является на данный момент весьма актуальной. Озабоченность педагогов и родителей вызывает увеличение числа агрессивных тенденций, распространение жестокости и насилия, наблюдаемые в детской среде. Особую тревогу вызывает культ насилия, пропагандируемый на экране, демонстрация агрессивных поведенческих моделей в средствах массовой информации, а также увлечение современных детей и подростков компьютерными и видео играми агрессивного содержания.
С проблемой агрессивного поведения детей, так или иначе, сталкиваются родители, психологи, педагоги. При оказании психологической помощи агрессивным детям особую значимость приобретают научные исследования, которые посвящены истокам агрессивного поведения и его коррекции. Поскольку наиболее важной является коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, т.е. в период, когда происходит закладка основных личностных характеристик и паттерн поведения, то особую актуальность приобретает изучение проблемы диагностики и коррекции агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста.
В связи с тем, что природа агрессивного поведения детей младшего школьного возраста сложна и многофакторна, то, на наш взгляд, для его изучения требуется, во-первых, использование сравнительного анализа для сопоставления условий благоприятного социального развития с процессом социопатогенеза, определяющего иерархию и взаимосвязь неблагоприятных факторов, во-вторых, - реализация системного и междисциплинарного под-
* Доцент кафедры Общей педагогики, дошкольного и начального образования.
* Доцент кафедры Общей педагогики, дошкольного и начального образования.
204
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ходов, которые позволяют не замыкаться в рамках одной специализации, а напротив, предполагают использование достижений различных отраслей педагогики и психологии (возрастной, социальной, медицинской).
Агрессивное поведение, главным образом, формируется в детском возрасте в процессе ранней социализации, и именно этот возраст является наиболее благоприятным для профилактики и коррекции. В рамках данной статьи мы рассмотрим особенности коррекции агрессивного поведения младшего школьника в сфере досуговой деятельности, т.к. именно этот вид деятельности является одним из важнейших ресурсов оптимизации социальной активности детей, досуговая деятельность обладает способностью активизации процесса социализации, самореализации личности и инкультурации [1].
В отличии от традиционных средств, обеспечивающих детское развитие, к которым относят игровую деятельность, детскую литературу, общение детей со взрослыми и сверстниками, обучение, развивающий потенциал детского досуга исследован в теории педагогики значительно меньше.
Вместе с тем, содержательный досуг является мощным средством развития личности человека, показателем его общего культурного уровня. Именно с культурой досуга тесно связана духовность человека. В свое время об этом упоминал и великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский: если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность» [2]. Из сказанного выше, вытекает наш интерес к проблеме исследования различных аспектов досуга, как непосредственного инструмента развития личности ребенка.
С точки зрения современных исследователей, досуг - это интегративное, многофакторное социальное явление, которое включает в себя развлечения, отдых, праздник, творчество и самообразование. Можно представить его и как важнейшее средство личностного развития человека, его индивидуализации и социализации, позволяющее каждому использовать свое свободное время по собственному усмотрению для развития имеющихся способностей, склонностей и самообогащения.
Белоусова Л.Е. определяет досуг как зону активного общения, которая удовлетворяет потребности детей в общении. Например, на таких массовых формах досуга как праздники дети могут оценивать себя, ориентируясь на социально принятые эталоны и критерии. Именно в условиях досуга создаются общности, которые дают детям, подросткам и молодежи возможность играть самые разнообразные социальные роли. Таким образом, можно выделить такую функцию детского досуга как коммуникативная функция [3].
На формирование культура досуга сильное влияние оказывают семейные традиции и воспитание уже в период дошкольного детства и младшего школьного возраста. При определении приоритетов в исследовании детского досуга в педагогике последних лет это обстоятельство играет решающую роль.
Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
205
Жарков А.Д. подчеркивает, что детский досуг осуществляется в семье, а также в специальных учреждениях - библиотеках, музеях, клубах, домах творчества, спортивных секциях, любительских объединениях по интересам. Основной задачей педагогов и родителей становится организация проведения разумного досуга, т.е. развитие их личностных свойств, запросов и творческих наклонностей в выходные дни и во время каникул [4].
Особенностью детского досуга является то, что он целенаправленно организовывается взрослыми для развлечения, игры, свободного времяпрепровождения детей, их полноценного отдыха. В качестве основной характеристики детского досуга можно выделить возможность выбора детьми предпочитаемого вида деятельности (игры, конструирования, рисования и пр.). Вместе с тем практика школьных учреждений наглядно демонстрирует нам, что досуг младших школьников традиционно используется достаточно узко, только как отдых и развлечение [5].
В работе Ю.А. Стрельцова отмечается, что в школах педагоги стремятся использовать досуговую деятельность для разностороннего образования ребенка, детям предлагается достаточно широкий спектр дополнительных образовательных услуг, ориентированных на развитие одаренности детей и их художественно-творческих способностей, ознакомление с народным искусством и культурой страны. Однако, в большинстве случаев, выбор кружков для детей осуществляют родители, ориентируясь только на свое желание. Задача педагогов состоит в привлечении внимания родителей к проблеме организации досуга детей, разъяснении его своеобразия, многообразия видов, развивающего потенциала, важности выбора вида досуга самим ребенком [6].
Анализируя педагогическую литературу, мы выделяем следующие основные характеристики досуга детей:
- досуг имеет ярко выраженные психологические, социальные и физиологические аспекты;
- досуг основан на добровольном выборе рода занятий и степени активности;
- досуг способствует формированию и развитию личности; предоставляет возможность самовыражения, самоутверждения и саморазвития личности через свободно выбранные действия; формирует потребность детей в независимости и свободе;
- досуг способствует приобретению полезных для жизни умений и навыков и раскрытию природных талантов; активизирует творческую инициативу детей; формирует ценностные ориентации;
- досуг детерминирован внешне и внутренне; выступает как своеобразная «зона ограниченного вмешательства взрослых»;
- досуг способствует самовоспитанию личности, формированию объективной самооценки у детей, создает позитивную «Я-концепцию»;
206
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- досуг формирует нормы поведения в обществе и социально значимые потребности личности;
- досуг обеспечивает положительные эмоции и удовлетворение.
Формы и виды досуговой деятельности можно классифицировать следующим образом: праздники, развлечения, отдых, творчество, самообразование.
В рамках досуга можно выделить активный и пассивный отдых. Основную функцию, которую выполняет пассивный отдых - расслабление, уменьшение физического и психического напряжения, исключение нагрузок на организм человека. Активный отдых основывается на смене видов деятельности и предполагает перераспределение нагрузок между различными системами органов.
Развлечение отличается компенсаторным характером. Развлечения вызывают у детей чувства радости и веселья, поднимают настроение и повышают жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок может проявить самостоятельность, инициативу, а значит, обрести необходимую уверенность в себе, веру в свои силы; при этом проявляются качества положительного характера - доброжелательность, доброта, взаимопомощь, жизнерадостность, симпатия.
Праздники используются для формирования представлений о будничных и праздничных днях. Дети знакомятся с историей возникновения различных праздников, учатся бережно, относиться к народным традициям, праздникам, обычаям. В процессе праздника происходит воспитание внимания и любви к окружающим людям, преподнесение подарков, сделанных своими руками. Подготовительные мероприятия к празднику всегда вызывают у детей интерес, на основе которого происходит формирование их нравственных качеств. Подготовка к празднику и сам праздник возбуждает у них радостное волнение, формирует художественный вкус, все его участники сплачиваются. В процессе праздника дети не должны быть простыми наблюдателями и слушателями. Взрослые обязаны дать выход их желанию участвовать в танцах, играх, сценках, дети должны принимать активное участие в оформлении класса, зала, комнаты.
Самообразование - это целенаправленная познавательная деятельность, направленная на приобретение систематических знаний в научной сфере, сфере искусства, культуры и техники, которая обучает получению знаний посредством проведения экспериментов, наблюдения, чтения, просмотра телепередач и прослушивания радио [7]. Самообразование ребенка проходит под руководством взрослого и может быть прямым и опосредованным. Самообразование во многом зависит от предметно-развивающей среды, создаваемой в основном взрослыми, хотя нередко к этому процессу привлекаются дети (они участвуют в организации выставок, оформлении интерьера и т.д.).
Самообразование, как вид культурно-досуговой деятельности детей, включает игры, чтение литературы, рассматривание иллюстраций и картин, коллекционирование, экскурсии.
Теория, методика и организация социально-культурной деятельности
207
Творческая деятельность ребенка как вид досуговой деятельности не обязательно может привести к желаемому результату, но участие в ней оставляет след. Творчество способствует возникновению у детей стремления развивать свои художественные способности в пении, музыцировании и рисовании. Творчество учит умению самовыражаться, приходить к новым решениям в процессе рисования, конструирования, лепки, моделирования и сочинения песен, мелодий и танцев.
Для обеспечения условий самореализации личности в процессе досуговой деятельности, формирования оптимального набора компетенций [8], взрослые должны позаботиться о том, чтобы впечатления, получаемые детьми, носили разносторонний характер. Чем больше впечатлений, тем интересы детей шире, тем они любознательнее, увлеченнее. Если они сохранят свою увлеченность, то смогут не только позитивно воспринимать реальный мир, но и будут стремиться к культурному времяпрепровождению.
Таки образом, опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что досуг для детей является сферой, в которой ребенок может выступать в новых для себя ролях; в которой он может особенно остро и полнокровно раскрыть свои естественные потребности в независимости и свободе, активной деятельности и самовыражении. Сущностной характеристикой детского досуга является творческое поведение детей в пространственно-временной среде свободной для выбора рода занятий и степени активности, детерминированной внутренне (мотивами, потребностями, установками, выбором способов поведения и форм) и внешне (факторами, которые порождают поведение).
Эффективность проведенной работы по коррекции агрессивного поведения младшего школьника средствами досуговой деятельности обусловлена направленностью психологических воздействий на социальную ситуацию развития и деятельность ребенка, комплексное использование методов коррекции, перенос сформированных положительных установок в общении со сверстниками в ходе досуговой деятельности на повседневную жизнь дошкольников.
Таким образом, учитывая огромный воспитательный потенциал досуговой деятельности для формирования личности мы использовали его в качестве средства, позволяющего уменьшить частоту агрессивных проявлений в поведении младшего школьника, а также формирования у детей умения конструктивного выхода из конфликтных ситуаций.
Список литературы:
1. Гончаров В.Н. Социальные институты в системе общественного развития // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 28. - С. 7-11.
2. Ушинский К.Д. Детский мир и хрестоматия / К.Д. Ушинский. - СПб.: ТИТ «КОМЕТА», 1994. - 352 с.
3. Белоусова Л.Е. Добрые досуги. - СПб., 2003.
208
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
4. Жарков А.Д. Культурно-досуговая деятельность. - М.: МГУК, 1998. -480 с.
5. Кириллова Л.С. К вопросу о формировании познавательного интереса младших школьников в условиях современной школы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 29. - С. 48-51.
6. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга: учеб. пос. - изд.2-е. - М.: МГУКИ, 2003. - 296 с.
7. Лобейко Ю.А. Педагогическая деятельность и педагогическое сознание: социальный аспект // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2014. - № 13. - С. 102-107.
8. Романова Е.А. Компетентностный подход в современной системе образования // Science time. - 2014. - № 3. - С. 90-97.
ШКОЛЬНЫЙ пресс-центр как одна из форм СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
© Бородатова Н.Ю.* *, Кирпиченко Е.В.*
Средняя общеобразовательная школа № 25, г. Абакан
В статье описывается опыт работы внеурочной деятельности по организации школьного пресс-центра как одной из форм социализации школьников.
Школьный пресс-центр способствует созданию условий, позволяющих высокомотивированным и интеллектуально одаренным учащимся реализовывать свои возможности. В процессе совместной и коллективной работы над проблемой ребенок учится самостоятельно распознавать проблему, анализировать ситуацию, изучать литературу и предлагать свое решение. Это позволяет «проявить себя» в поле социально-общественного пространства школы [1].
Школа 25 - это большая, дружная семья со своей жизнью, своими правилами и традициями, радостями и заботами. Газета «Школьная пора» - это возможность познакомиться с нами, заглянуть за двери нашей школы и понаблюдать за всеми событиями изнутри. Школьный Пресс-центр - это гибкая саморазвивающаяся структура, призванная формировать активную личность, способную к анализу происходящих событий, свободную от стереотипов мышления, деятельную, творческую и саморазвивающуюся, обладающую коммуникативными умениями. Члены школьного Пресс-центра учатся самостоятельно добывать информацию, грамотно представлять её.
* Учитель информатики.
* Учитель информатики.