Научная статья на тему 'Российская школа как центр культурно-образовательного развития личности'

Российская школа как центр культурно-образовательного развития личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ШКОЛА / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / ПРИНЦИП НАРОДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ / POTENTIAL FOR UPBRINGING / SCHOOL / NATIONAL MORALE / INTERETHNIC UNDERSTANDING / ETHNOPEDAGOGICS / PRINCIPLE OF NATIONALITY IN UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковенко Ирина Михайловна, Ковалева Елена Викторовна

В статье особое внимание уделяется вопросамвоспитания подрастающего поколения посредством этнопедагогики. Проводится анализ различных аспектов решения данной проблемы в условиях школы. Главный вывод, к которому приходят авторы статьи, необходимость включенияв воспитательные концепции, программы воспитания учащихся направления деятельности педагогического коллектива по формированию межэтнического взаимопонимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN SCHOOL AS A CENTRE FOR PERSONALITY’S CULTURAL AND EDUCATIONAL DEVELOPMENT

The article prioritizes the issues related to upbringing of rising generations by means of ethnopedagogics. It comprises the analysis of the problem’s various aspects solution in schooling. The authors came to the main conclusion that it is necessary to introduce the forms of schooling staff activities related to the formation of interethnic understanding into pedagogical conceptions and pupils’ upbringing programs.

Текст научной работы на тему «Российская школа как центр культурно-образовательного развития личности»

пособия, приборы, механизмы, модели, инструменты; выращивается урожай зерновых и технических культур» [2, с. 183].

Важно, чтобы младшие школьники осмысливали свой труд не как вспомогательный, второстепенный, а начинали и завершали сравнительно сложные для своего возраста трудовые зада-

ния, получали материальные результаты. Так, за годы обучения в начальных классах Павлышской школы каждый ребёнок выращивает высокий урожай пшеницы, 3-4-летние саженцы, получают первый урожай с высаженного им плодового дерева [2, с. 335].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Степашко Л.А. Философия и история образования: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. — 272 с.

2. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа // Избранные произведения в пяти томах. — Киев: «Ра-дянська школа», 1979-1980. — Т. 4. — С. 7-410.

3. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // Избранные произведения в пяти томах. — Киев: «Радянська школа», 1979-1980. — Т. 1. — С. 59-218.

4. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // Избранные произведения в пяти томах. — Киев: «Радянська школа», 1979-1980. — Т. 3. — С. 301-627.

5. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные произведения в пяти томах. — Киев: «Радянська школа», 1979-1980. — Т. 3. — С. 7-297.

УДК 37.018

И.М. Яковенко, Е.В. Ковалева

РОССИЙСКАЯ ШКОЛА КАК ЦЕНТР КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

В статье особое внимание уделяется вопросамвоспитания подрастающего поколения посредством этнопедагоги-ки. Проводится анализ различных аспектов решения данной проблемы в условиях школы. Главный вывод, к которому приходят авторы статьи, — необходимость включенияв воспитательные концепции, программы воспитания учащихся направления деятельности педагогического коллектива по формированию межэтнического взаимопонимания.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, школа, национальное самосознание, межэтническое взаимопонимание, этнопедагогика, принцип народности в воспитании.

I.M. Yakovenko, Ye. V. Kovalyova

RUSSIAN SCHOOL AS A CENTRE FOR PERSONALITY'S CULTURAL AND EDUCATIONAL DEVELOPMENT

The article prioritizes the issues related to upbringing of rising generations by means of ethnopedagogics. It comprises the analysis of the problem's various aspects solution in schooling. The authors came to the main conclusion that it is necessary to introduce the forms of schooling staff activities related to the formation of interethnic understanding into pedagogical conceptions and pupils' upbringing programs.

Keywords: potential for upbringing, school, national morale, interethnic understanding, ethnopedagogics, principle of nationality in upbringing

Реализация политики строительства общерос- основные идеи которой изложены в Стратегии

сийской гражданской нации и культивирования государственной национальной политики Россий-

чувства принадлежности к общности россиян, ской Федерации на период до 2025 года, обязы-

1.М. Yakovenko, Уе.У. Kovalyova

вает педагогическую практику воспитания и образования подрастающего поколения рассматривать как «доктрину многокультурности» [2, с. 12].

Г.М. Нездемковская утверждает, что современные проблемы воспитания приобретают особую остроту, «переходя в разряд приоритетных тем социогуманитарных исследований» [8, с. 31].

Духовные ориентиры предшествующих поколений перестают быть таковыми для молодого поколения, являющегося индикатором различных общественных трансформаций. Понятия «дружба», «милосердие», «человеколюбие», «добро», «зло», «ответственность», «порядочность» перестают быть доминантными в сознании молодых людей, это связано и с тем, что этнические изменения происходят в результате противоречиво протекающих культурных контактов между народами. Сложившаяся ситуация подтверждает, что идёт борьба двух тенденций — «духовно-нравственной и рыночной вульгарно-прагматической — в ментальном пространстве российской культуры в целом и педагогической культуры в частности» [11, с. 3].

В этой связи система российского образования должна стать инструментом консолидации этнически разнородного населения нашей страны.

Жизнедеятельность многонационального и поликультурного общества и социализация человека в современных реалиях возможны только посредством налаживания взаимодействия между людьми на основе нравственных, этнических, религиозных норм. Содержание межэтнических и межконфессиональных взаимоотношений зависят от «межнациональной культуры каждого участника взаимодействия» [8, с. 31].

Мы согласны с Г.В. Нездемковской в определении этнических факторов, влияющих на качество межнационального взаимодействия. К ним исследователь относит: религиозные отличия, социальный опыт, стереотипы поведения, неуважение мигрантов к обычаям и традициям коренного населения, и, наоборот, неприятие коренным населением обычаев и традиций вынужденных переселенцев [8, с. 31]. Считаем важным дополнить, что воспитательный потенциал школы как центра культурно-образовательного развития личности можно отнести к обозначенным факторам. Данные факторы способствуют духовно-нравственной ориентации культуры России. Для утверждения духовно-нравственной ориентации,

по убеждению специалистов в области социологии, культурологии, этнопсихологии, этнопеда-гогики, важно включать подрастающее поколение в различные социальные практики, которые помогают взращиванию «человеческого в человеке» (В.И. Слободчиков), «бескорыстной человечности» в человеке (К.Д. Ушинский), формированию национального характера, национального самосознания. Эта убеждённость основана на потребности современного мира в молодых людях, способных стать творцами социальной реальности, конструктивно взаимодействовать с другими людьми во имя достижения общих целей, осуществлять совместные интересы, сохранять духовные, культурные, нравственные ценности в их национальном и общечеловеческом понимании.

Бесспорно, этническая среда, этническая культура, этнические традиции обладают мощным воспитательным потенциалом, одновременно являясь и мощным фактором воспитания. Именно поэтому современная российская общеобразовательная школа все усилия направляет на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодёжи, для развития её потенциала в интересах многонациональной России.

Выстраивая образовательный процесс соответственно основным направлениям государственной политики в области гражданского образования, обозначенных в таких ключевых нормативно-правовых документах, как «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «О стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», современная российская школа поддерживает и развивает «диалог культур в поликультурном образовательном пространстве, решая вопросы духовно-нравственного воспитания молодежи на народных традициях [12, 13].

Именно национальные традиции являются важным фактором жизнедеятельности людей, и без обогащения, передачи традиций общество не может существовать и, следовательно, развиваться. Еще в середине прошлого века русский ученый-исследователь этнопедагогики Г.Н. Волков отмечал традицию как основу воспитания.

Современные исследователи проблем воспитания межнациональной толерантности С.А. Бор-

И.М. Яковенко, Е.В. Ковалева

гояков, Г.В. Нездемковская и др. считают, что традиция позволяет не только самоидентифицировать себя как представителя той или иной нации или межнациональной группы, но является чуть ли не единственным препятствием для социально и национально разрушающей культурной экспансии (например, американских, европейских или иных чужеродных массовых ценностей) в российскую культурную среду [2, 8].

В современной образовательной практике, по мнению А.Г. Пашкова, как никогда ценной и актуальной становится педагогика великого русского ученого К.Д. Ушинского. «Сущностью данной педагогики является выстраивание такого содержания образования и воспитания, таких форм педагогического взаимодействия, которые надежно обеспечивают воспроизводство традиционных основ национальной культуры и их воплощение в «характере» школы» [10, с. 11].

А.Г. Пашков утверждает, что в качестве традиций могут выступать определенные формы поведения и взаимоотношений, передаваемые из поколения в поколение посредством обычаев, норм, привычек, стилей, обрядов и поддерживаемые устойчивыми верованиями, знаниями, идеями и убеждениями, способами мышления и чувствования, правилами, символами и другими нередко латентными факторами. Самую важную роль, по мнению А.Г. Пашкова, в культурно-исторической преемственности поколений и социальном воспитании играют традиции-воспоминания, потому что именно в традициях-воспоминаниях заложена коллективная память о событиях прошлого, в лоне которых содержатся высокоморальные образцы поведения и отношений, коллективных переживаний, способствующие духовно-нравственному единению соотечественников [10, с. 11-14].

Образование включается в сохранение и воспроизводство традиций, что предполагает их «творческое освоение, а не просто подражание старому» [10, с. 13]. Современная отечественная школа переживает достаточно трудное время, время поиска построения такого образовательного пространства, которое культивирует в каждом субъекте товарищеские отношения, отношения солидарности, взаимопомощи, поддержки и сотрудничества. Это позволит воспитать в растущем человеке «социальные, нравственные, интеллектуальные качества и способности воспитанников, мыслящих социальными категориями,

способных к коллективной самоорганизации и самозащите» [10, с. 14].

Исследуя этнопедагогические аспекты социализации современных школьников, С.Б. Дагбаева отмечает насущную необходимость организации системы учебно-воспитательного процесса отечественной школы, обеспечивающей этнокультурное развитие личности путем использования достижений народной педагогики, тем более, что новые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в полной мере позволяют создавать условия для этнокультурного воспитания школьников посредством организации их внеурочной деятельности на основе национальных традиций, ценностей российской и мировой культуры [5, с. 25]. Как отмечает исследователь, вариативная часть современных образовательных программ, реализуется посредством организации деятельности школьников в клубах, студиях, кружках, этногостинных, секциях, проектной и организационной деятельности. Вариативная часть образовательных программ обеспечивает формирование у школьников навыков самостоятельной организации деятельности, совершенствование ее содержания и технологий с учетом «традиционного уклада культуры» [10, с. 27].

В организации жизнедеятельности школьников важно применение средств народного воспитания, таких как пословицы, поговорки, песни, сказки, легенды, предания, традиционные игры, фольклор, обычаи, традиции. Возрождение традиционных национальных праздников и проведение Дней культуры разных национальностей в образовательной практике школы позволят школьнику осмыслить ценности и достижения народных культур, обрядовые процедуры, выстроить позитивные взаимоотношения со сверстниками с позиций уважения и ответственности за свое поведение.

Важным аспектом работы по развитию у детей интереса к своей родной традиционной культуре мы считаем совместную деятельность школы с учреждениями культуры, общественными организациями, национально-культурными сообществами, молодежными объединениями.

Документы «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года» и «О стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации», «О государственной поддержке молодежных и детских об-

I.M. Yakovenko, Ye.V. Kovalyova

щественных объединений» обозначают необходимость воспитания патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности и обладающих высокой нравственностью и толерантностью [12, 13].

Социальные ориентиры, обозначенные в государственных документах и ведущие к истинному единению российского общества, становятся важными и для общеобразовательной школы, потому что именно она «располагает необходимыми нормативно-правовыми и идеологическими возможностями для консолидации российского общества, развития человеческого потенциала страны средствами воспитания и социализации» [6, с. 9].

Нам близка позиция А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, утверждающих, что общеобразовательная школа способна относительно быстро консолидировать общество на основе общенациональной заботы о человеке и России. Современное воспитание подрастающего поколения А.Я. Да-нилюк и А.М. Кондаков предлагают называть целенаправленным процессомсоциально-педаго-гической поддержки человека, которому «интересно жить, трудиться, творить в России, открывать и переоткрывать мир в себе и непрерывно расширять свои личностные границы в различных формах деятельности»[6, с. 9].

Для нас важна мысль французского социолога П. Бурдье, который отмечал, что социальные практики определяют образ мыслей и поведения в соответствии с индикаторами доступного и недоступного, заставляя субъектов приспосабливаться к настоящему и будущему. Из этого мы приходим к следующему заключению — включение школьников в социальные практики способствует формированию их мировоззрения. Современные социальные практики существенным образом влияют на мировоззрение человека, ставят его перед решением новых смысложизнен-ных вопросов, что обогащает социальный опыт развивающегося, взрослеющего человека [цит. по 14].

Принимая во внимание позицию Г.В. Никитиной о том, что понятие «социальная практи-ка»необходимо рассматривать как педагогическое понятие, мы предлагаем следующее рабочее определение [9].Социальная практика (социальные практики) — это активная деятельность субъекта, направленная на преобразование социальной среды и саморазвитие.

Уточняем, что социальная практика (социальные практики) подростков — это их активные действия по преобразованию социальной действительности, ведущих к расширению мировоззрения, определению образа мыслей и поведения, опыта в соответствии с индикаторами доступного и недоступного.

К значимым социальным практикам мы относим:

• заботу о членах семьи;

• оказание помощи людям пожилого возраста, инвалидам и детям, живущим в детских домах;

• защиту окружающей среды, благоустройство территорий;

• помощь в сохранении исторического и культурного наследия города, региона, страны;

• участие в развитии физической культуры и спорта, активного досуга;

• участие в работе по пропаганде здорового образа жизни.

Включение школьников в различные социальные практики предполагает расширение образовательного пространства школы.

Под образовательным пространством многими психологами, педагогами (М.Я. Виленский и Е.В. Мещерякова, В.И. Гинецианский) понимается система, включающая в себя следующие структурные элементы: совокупность применяемых образовательных технологий, внеучебная работа, управление учебно-воспитательным процессом, взаимодействие с внешними образовательными и социальными институтами [3, 4].

Мы считаем, что образовательное пространство организовано как совокупность, множество образовательных систем, причём каждой отводится определённое место, обусловленное не только составом и функциями самой образовательной системы, но и другими причинами.

Важно отметить, что образовательное пространство созидает не только социальный институт — школа, но и сам субъект образования, который в праве выбирать ту деятельность, которая позволяет расширять образовательное пространство. И такой деятельностью становится волонтерская. Российская школа предлагает субъекту образования разнообразное содержание данной деятельности: создание социально-значимых проектов, организация и участие в национальных акциях и практиках, сохранение и развитие национальных традиций, организация досуговой

И.М. Яковенко, Е.В. Ковалева

деятельности этнопедагогической направленности в летних оздоровительных центрах.

Думаем, что расширение образовательного пространства именно посредством возможностей этнопедагогики предполагает его проектирование субъектами образования. Следовательно, при проектировании образовательного пространства педагогам необходимо знать особенности данного процесса.

Известный российский ученый Е.В. Бондарев-ская обозначает ключевые задачи проектирования пространства [1, с. 11]. Перечислим некоторые из них:

• интернализация детьми универсальных общечеловеческих ценностей, осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части;

• сохранение совокупного духовного опыта человечества и культуры разных народов;

• формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, в том числе в ситуациях риска, противодействие аморальным явлениям, отстаивание прав человека и др.;

• накопление опыта проживания эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к правам и достоинству других людей и др.;

• самовоспитание и самооценка: рефлексия по поводу совершенного, осуществление самоанализа и самооценки, проектирование поведения, овладение способами самосовершенствования;

• формирование опыта совместного труда, ведущего к духовному обогащению детей с родителями и другими взрослыми и способствующего формированию семьянина, патриота, труженика.

Национальная культура проявляется в характере трудовой деятельности и ее традициях, в представлениях об удобствах быта и домашнем уюте, о семейном счастье и взаимоотношениях членов семьи, в способах развлечений, в понятиях о приличиях, о красивом и некрасивом, в понимании доброты, такта, сдержанности.

В работах Б.Д. Эльконина предложена схема построения образовательного пространства. Основной характеристикой, по его мнению, является конструктивный принцип построения всего

образовательного пространства и его составляющих на основе поляризации [15].

Подразумевается, что содержание пространства должно располагаться между двух полюсов, на одном — средства и методы (обучения, воспитания), на другом — реальные жизненные ситуации. Далее важно отметить наличие полюсов образовательного пространства — возрастного и невозрастного. Примерами невозрастных пространств выступают клубы, лаборатории, общественные организации, а мы добавляем к перечисленному и наличие референтного лица для подростков. Помимо этого нельзя не учитывать психолого-педагогические особенности развития подростка. Отсюда и наличие второго полюса — возрастного.

Для того чтобы оценивать понять насколько эффективно расширение образовательного пространства социального взросления подростков, необходимо выявить критерии этой эффективности. Б.Д. Эльконин предлагает три основных критерия:

• наличие идеальной формы, то есть образа взрослости, в котором должны быть представлены и выражены «совершенство» и «образцовость» для подростка;

• событие взросления — как форма явления взрослости через отнесение к не-взрослости (незрелости);

• посредничество и посредники — те, кто своими поступками и выразительной формой своего существования являют переход и границу.

Отметим, что расширение образовательного пространства школы благодаря включению школьников в различные социальные практики помогает их социальному взрослению.

На территории России много регионов, где веками живут представители разных этнических и культурных групп. Камчатка — один из самых многонациональных регионов России, на ее территории проживает, по данным переписи 2010 года, 134 национальности: русские, украинцы, коряки, белорусы, эвены, камчадалы, турки, нивхи, киргизы, езиды, узбеки, курды, тувинцы, якуты и буряты, таджики, китайцы, ительмены, эвены, хакасы, лезгины, ламуты, финны, евреи, эстонцы, румыны, цыгане, чеченцы, греки, казаки, грузины, коми-пермяки, мордва, ингуши, поляки, латыши, туркмены, литовцы, чуваши, удмурты, казахи, крымские татары, башкиры, каракалпаки,

I. M. Yakovenko, Ye.V. Kovalyova

булгары, дагестанцы, долганы, французы и эфиопы, нанайцы, эвенки, ительмены, алеуты, эскимосы, коряки, чукчи, азербайджанцы, армяне, грузины, молдаване [7].

туй», «Навруз», «Затик» педагогическое сообщество решает проблемы формирования культуры межнационального общения и взаимодействия.

Для образовательной практики камчатской школы как центра культурно-образовательного развития личности важно решить вопрос о вклю-чениив воспитательные концепции, программы воспитания и социализации учащихся направления деятельности педагогического коллектива по формированию межэтнического взаимопонимания как средства профилактики национальной, расовой, религиозной ненависти.

Включая в образовательный процесс школы, в воспитательную практику летних оздоровительных центров такие социальные практики, как День национальной кухни (выставка-дегустация блюд национальной кухни), бесплатные обучающие курсы коренных народов Севера, День Земли, Международный день аборигенов, фестиваль «Северный салют», «Масленница», «Сабан-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение гражданской, человеческой культуры и нравственности // Опыт разработки концепции воспитания: в 2-х ч. Ростов н/Д, 1993. — С. 11-42.

2. Богоярков С.А. Развитие этнокультурной школы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока // Педагогика. — 2014. — № 3. — С. 12-21.

3. Виленский М.Я., Мещерякова Е.В. Образовательное пространство как педагогическая категория // Педагогическое образование и наука. — 2002. — № 3. — С. 89.

4. ГинецинскийВ.И. Основы теоретической педагогики /В. И. Гинецинский. — СПб.: С-Петербургский ун-т, 1992. — 152 с.

5. Дагбаева С.Б. Этнопедагогические аспекты социализации современных школьников // Психологическая наука и образование. Электронный журнал. — 2014. — Том 6. — № 4. — С. 24-32.

6. Данилюк А.Я. Развитие человеческого потенциала средствами воспитания и социализации в условиях модернизации России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков // Педагогика. — 2011. — № 1. — С. 3-13.

7. Камчатстат провел анализ национального состава жителей полуострова: на Камчатке живут представители 134 национальностей и этнических групп [Электронный ресурс] // Вечерние вести Петропавловска: сайт. — URL: http://www.vestipk.ru/?id=19449 (дата обращения 18.05.2015).

8. Нездемковская Г.М. Этнопедагогика как путь возрождения национального самосознания и воспитания межнациональной толерантности // Социальное воспитание. — 2014. — № 2. — С. 31-36.

9. Никитина Г.В. Социальная практика как педагогическое понятие [Электронный ресурс] // Молодой ученый: сайт. — URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/20/1334 (Дата обращения 17.10. 2014)

10. Пашков А.Г. Эволюция принципа народности в воспитании: от общинно-коллективистской традиции — к насаждению индивидуализма и социальной аномии // Известия ВГПУ. Педагогические науки. Образовательное наследие. — 2014. — № 2 (263). — С. 11-14.

11. Уткин А.В. Миссия учителя как предмет теоретического осмысления в истории отечественного образования. XVIII — нач. XX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. — М., 2013. — 55 с.

12. Российская Федерация. Правительство РФ. О стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации. Распоряжение Правительства РФ от 18.12.2006 № 1760-р (в ред. от 28.02.2009) [Электронный ресурс] // Консультант плюс: сайт — URL: // http://www.consultant. ru/document/ cons doc LAW 98606 (дата обращения 18.05.2015).

13. Федеральный закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» [Электронный ресурс] // Психология человека: сайт — URL: http://www.mosportal. ru/ mdoo/12/7/2/i67- 285.htm (дата обращения 15.04.2015)

14.Шугальский С.С. Социальные практики: интерпретация понятия [Электронный ресурс] // Психология человека: сайт. — URL: http://psibook.com/sociology/sotsialnye-praktiki-interpretatsiya-ponyatiya.html (дата обращения 17.05.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. ЭльконинБ.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). — М.: Тривола, 1994. — 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.