12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
13. Педагогика. Краткий учебный курс / В.Т. Чепиков. - М.: Новое знание, 2003. - 173 с.
14. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Яро-шевского. - 2-е изд., испр и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
15. Стафурина // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. - 1985. - № 5. - С. 78-86.
16. Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория / Д.В. Ушаков. - М.: Институт психологии РАН, 2003. - 264 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.koiro.edu.ru.
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА ПРИ ПОМОЩИ ТЕХНОЛОГИИ «КЛАСТЕР»
© Пирогова Ю.А.*
Педагогический колледж № 8 «Измайлово», г. Москва
На современном этапе развития педагогической мысли в центре стоит личность учащегося, способного существовать в инновационном пространстве. Одним из требований к выпускнику начальных классов является совершенствование мыслительной деятельности, развитие критического мышления.
Наметившиеся прогрессивные изменения в социокультурном развитии современного общества неразрывно связаны с процессом совершенствования человеческой личности, ее критического мышления, становящегося одним из самых необходимых и перспективных видов мыслительной деятельности людей в условиях динамичных экономических, социальных и культурных трансформаций общества.
В связи с этим перед образованием ставится задача развития критического мышления школьников в учебно-воспитательном процессе.
Педагогика и психология имеет достаточное представление о формировании теоретического и практического, продуктивного и репродуктивного мышления учащихся, существует целостная концепция проблемного обучения как средства развития творческого, проблемного мышления в процессе усвоения знаний. Однако среди всех видов мышления, достаточно изучен-
* Кафедра «Преподавание в начальных классах». Научный руководитель: Воробьева О.В., преподаватель специальных дисциплин, аспирант ГБОУ МГПУ ИППО.
ных психологами и педагогами, менее всего описан такой важный вид, как критическое мышление.
В ряде исследований, связанных с проблемой критического мышления, рассматривались сущностные характеристики критичности мышления: критичность мышления как установка (О.Ф. Керимов), как способность (А.С. Бай-рамов), как активность (ЛА. Мальц) др., изучались этапы формирования критичности мышления (С.И. Векслер, А.И. Липкина, B.C. Конева и др.), выявлены особенности критичности мышления в различных возрастных периодах: от дошкольного до юношеского (Д. Джумалиева, А.С. Байрамов, B.C. Конева, Т.Ю. Копылова, Е.А. Мухина, А.И. Липкина, Ф.Ф. Минкин, О.Ф. Керимов, В.А. Попков, Л.В. Хохлова и др.).
Однако нельзя с полной уверенностью утверждать, что проблема формирования критического мышления у младших школьников изучена в полном объеме.
Отсюда вывод об актуальности нашей темы, мы полагаем, что целесообразно исследовать критическое мышление, опираясь на общие принципы и закономерности, которые нашли отражение в трудах таких зарубежных и отечественных ученых как: В.С. Библер, Б. Бурштейн, А.В. Брушлинский, М. Вертгеймер, Д.В. Вилькеев, Дж. Гилфорд, Н.Г. Дайри, А.З. Зак, Г.И. Ибрагимов, А.А. Ивин, З.И. Калмыкова, Ф. Клике, И.Я. Лернер, А.Н. Лук, А.М. Ма-тюшкин, М.И. Махмутов, С.О. Рубиншейн, Б.М. Теплов, О.К. Тихомиров, И. Фролов, В.С. Шубинский.
Также мы отмечаем, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития критического мышления. Это подтверждают исследования таких авторов как: Л^. Занкова, А.В. Запорожеца, З.И. Калмыковой, Г.А. Цукермана.
Одним из инновационных методов, отраженным во ФГОС НОО второго поколения, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании критического мышления, является «кластер», который способствует реализации компетентностного подхода в обучении и воспитании младших школьников.
Как в теоретическом, так и в экспериментальном плане критическое мышление является мало изученным феноменом. В современных подходах к изучению критического мышления имеется немало спорных вопросов. Их решение имеет принципиальное значение для теории и практики педагогической психологии.
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования дает возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, лицом к ребенку, к его индивидуальности.
Одной из технологий способной решить задачи, поставленные во ФГОС НОО, является технология развития критического мышления.
Проведя анализ различных точек зрения на данное понятие, мы пришли к выводу, что критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Младший школьный возраст является благоприятным для того, чтобы развивать критическое мышления ребенка в образовательном процессе, так как развиваются все логические операции: сравнение, обобщение, анализ, синтез.
Во-вторых, критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.
В-третьих, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
В-четвертых, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
В-пятых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
В-шестых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Критическое мышление - способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложное, подвергать сомнению различные способы решения.
Данную технологию можно применять в начальных классах независимо от того, по какой системе работает учитель на уроках.
Технология РКМ направлена на достижение образовательных результатов:
1. умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
2. пользоваться различными способами интегрирования информации;
3. задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
4. решать проблемы;
5. вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
6. выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
7. аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
8. способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);
9. брать на себя ответственность;
10. участвовать в совместном принятии решения;
11. выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
12. умение сотрудничать и работать в группе и др.
Говорить о развитии критического мышления учащихся, значит говорить о развитии у них целеустановки на улучшение качества своего мышления, совершенствовании определённых мыслительных умений и навыков, готовности пользоваться этими умениями, как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни.
Нужно не забывать о главном - определяющим при планировании является содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приемов и стратегий. Итак, в технологии развития критического мышления урок строится по схеме: вызов - осмысление материала - рефлексия. Технология предлагает широкий набор методических приемов и стратегий ведения урока.
Рассмотрим описание основного, наиболее часто используемого в школьной практике приема.
Термин «кластер» происходит от английского «cluster» - рой, гроздь, груда, скопление.
Кластер (англ. cluster скопление) - объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая, какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям.
Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Работа по обучению составлению кластеров может начаться с помощью картинок и рисунков, а уже затем ребята учатся их создавать, записывая мысли словами и обобщая записанную информацию в группы. Основываясь на особенности восприятия младших школьников (лучше запоминается информация, которая более красочно оформлена) лучше ввести цветовую запись информации.
У учеников формируются такие умения, как умения выделять ключевые слова, умение найти ошибку и исправить ее, умение проранжировать информацию по степени новизны и значимости. Развиваются умения мыслительной деятельности: умения сравнивать, выделять главное, умение прогнозировать, умение обобщать и систематизировать.
Список литературы:
1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004.
2. Козырь Е.А. Характеристика приемов технологии РКМЧП // газ. «Русский язык». - 2009. - № 7.
3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития: пособие для учителя. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
4. Пиаже Ж. Моральное суждение у ребенка. - М.: АК, 2006.
5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К УЧЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ 3 КЛАССА В УСЛОВИЯХ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Сергеева Е.А.*
Педагогический колледж № 8 «Измайлово», г. Москвы
В данной статье автор постарался описать внеурочную научно - познавательную деятельность как обязательный компонент ФГОС НОО второго поколения и оду из форм данного направления - интеллектуальный клуб.
Весь многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор его построения.
Ян Амос Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как источник радости, света и знания, говорил: «Интерес является одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения» [цит. по: 1, с. 54].
Руссо Ж.-Ж., опираясь на непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям, пытался строить доступное и приятное ребенку обучение.
Ушинский К.Д. в интересе видел основой внутренний механизм успешного учения. Он показал, что внешний механизм приневоливания не достигает нужного результата.
Даже И.Ф. Гербарт, признавая интерес имманентным свойством, призывал: « Учитель должен не быть скучным, а основывать обучение на интересах, присущих ребенку» [цит. по: 5, с. 76].
Ушинский писал К.Д.: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, хотя бы оно черпалось из лучшего источника -из любви к воспитателю, убивает в учении охоту учится, без которой он далеко не уйдет» [цит. по: 3, с. 45].
* Кафедра «Преподавание в начальных классах». Научный руководитель: Воробьева О.В., преподаватель специальных дисциплин, аспирант ГБОУ МГПУ ИППО.