Научная статья на тему 'Развитие критического мышления учащихся'

Развитие критического мышления учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8774
1154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕТОДЫ / ПРИЕМЫ / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Скоморовская Н. Б.

В статье идет речь о необходимости развития критического мышления школьников, определено понятие «критическое мышление», приведены примеры использования различных методов и приемов для развития критического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие критического мышления учащихся»

Скоморовская Н.Б. ©

Ивано-Франковский обласной институт последипломного педагогического образования,

Украина

РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Аннотация

В статье идет речь о необходимости развития критического мышления школьников, определено понятие «критическое мышление» приведены примеры использования различных методов и приемов для развития критического мышления.

Ключевые слова: критическое мышление, методы, приемы, виды деятельности,

проблемный подход.

Цель статьи. Раскрыть понятие «критическое мышление», акцентировать внимание на оптимальных путях развития критического мышления учащихся.

В современном образовательном пространстве ученые особое внимание уделяют вопросу развития критического мышления, ищут пути его развития, предлагают свои технологии и методики. Критическое мышление рассматривается в философии, психологии, педагогике. В педагогике и психологии этим вопросом занимаются П. Блонский, В. Болотов, Т. Воропай, Н. Вукина, А. Иванова, А. Кочерга, В. Кушнир, Т. Олейник, Е. Полат, А. Пометун, С. Романова, М. Скаткин, И. Слободянюк, В. Теплов, Л. Терлецкая, С. Терно,

А. Туманцева, А. Тягло, Т. Хачумян.

Единого определения критического мышления нет. Каждый ученый предлагает свое. Л. Терлецкая считает, что критическое мышление - это такое мышление, которому присущи глубина (умение проникать в суть вещей), последовательность (умение соблюдать логические правила), самостоятельность (умение задавать вопросы, находить новые подходы к их выяснению), гибкость (умение изменять способ решения проблемы), скорость (умение быстро справляться с задачей) [18]. В. Болотов рассматривает критическое мышление как прагматичное рассмотрение различных подходов с целью выбора обоснованных суждений и принятия осмысленных решений [71]. Т. Хачумян - как особый вид мыслительной деятельности, характерными признаками которого является выработка стратегий избрания правильного пути решения любых задач на основе гипотезы, анализа, обработки информации, осуществление рефлексивных действий (аналитических, проверочных, контролирующих, оценочных); взвешенный анализ различных мнений и взглядов, проявление собственной позиции, объективное оценивание процесса и результатов как собственной, так и сторонней деятельности [20, 174]. В. Теплов говорит о критичности ума как об определенной качество познавательной деятельности человека [17]. А. Смирнов - как о мышлении, в основе которого лежит способность к самостоятельным логично грамотным размышлениям и суждениям, умение правильно оценивать разные мнения, видеть в них сильные и слабые стороны [16]. Л. Ямщикова - как о мышлении, которое опирается на умение оценивать события, утверждение, поступки, факты, делать сознательный выбор, аргументировать, формулировать уместные вопросы, различать факты и мнения, находить новые решения, определять критерии для анализа, находить доказательства в поддержку предположений, строить логические связи [23]. А. Кочерга считает, что критичность человека объединяет в себе отражение действия мышления, чувств и воображения в их взаимосвязи. Отправной точкой - интеллектуальным источником идеи критического отношения человека - есть философия и общая психология, где оперативные преобразования внешних воздействий в психические явления рассматриваются по схеме: задаток-способность-механизм, а психологический аспект критического мышления воплощается в механизмах отражения - проектирование - опредмечивания, которые обеспечивают

© Скоморовская Н.Б., 2013 г.

продвижения человека в познавательной деятельности [9]. М. Кларин говорит о критическом мышлении как о рациональном, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, в что стоит верить или какие действия следует применять [6]. М. Махмутов определяет критическое мышление как способность личности видеть несоответствия между высказанными мыслями или поведением человека и общепринятыми нормами или собственными представлениями о них, способность осознавать истинность или аллегоричность теории, мысли и реагировать на них, умение анализировать, доказывать или опровергать определенные мысли [13]. В. Крутецкий отмечает, что человек с критическим складом ума никогда не считает свои или чужие суждения абсолютно правильными и исчерпывающими. Он способен отказаться от определенных выводов, если они не соответствуют действительности и искать новые пути решения проблемы. Критический ум является дисциплинированным и ответственным, потому что ничего не принимает на веру [11, 123]. П. Блонский к основным признакам критического мышления относит умение аргументировано выражать мысли, контролировать правильность собственных суждений [1, 149]. Е. Полат рассматривает критическое мышление как умение принимать правильные решения, видеть трудности, возникающие в реальном мире, искать пути их рационального решения, используя современные технологии; критически анализировать полученные знания и применять их для решения новых задач, четко осознавать, где и каким образом полученные знания могут быть применены в окружающей действительности. Ученый определяет такие важные признаки критического мышления как аналитичность - отбор, сравнение, сопоставление фактов и явлений; ассоциативность - установление ассоциаций с ранее изученными фактами, явлениями; логичность - умение строить логику доказательности решение проблемы, последовательность действий; системность - умение рассматривать объект, проблему в целостности их связей и характеристик [14]. М. Боришевский включает в состав критического мышления наличие объективных оценок, взглядов на различные жизненные явления, события, самого человека, смысл его жизни, и благодаря этому выработке умений противостояния экспансивном навязывании извне готовых эталонов, ориентаций [3, 28]. В. Конева считает критичность таким свойством личности, которое предполагает осознание необходимости проявления своей позиции, умение не поддаваться влиянию мыслей без их надлежащего анализа и осознания [8]. А. Иванова рассуждает о критическое мышление как о процессе, в ходе которого человек может должным образом всесторонне охарактеризовать явление или предмет, выразить свое отношение к нему путем полемики или аргументации собственного мнения, найти выход из любой ситуации [5, 14].

Н. Юлина сопоставляет характерологические признаки критического и творческого мышления и, несмотря на яркие различия, отмечает, что оба вида мышления в целостном спонтанном мыслительном процессе взаимодействуют, между ними существует обратная связь, потому что их единство - это комплексное мышление высшего порядка. С критическим мышлением связано понятие рациональности как организационного принципа, который относится к оптимальному сочетанию целей и средств. Критическое творческое мышление бытует в области человеческих отношений и поведения. Средствами рациональности невозможно решить этические, национальные, семейные, межличностные конфликты. Воспитание и развитие разумной личности ориентированы на практику, на логику обычной жизни, повседневной речи, на использование множественности критериев [22, 41]. М. Чошанов считает признаком критического мышления способность среди множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные решения [21, 24].

Свои определения критического мышления предлагают зарубежные ученые и педагоги. Например основатель института критического мышления и института усовершенствования философии для детей в Университете Монтеклер, профессор Колумбийского университета М. Липман рассматривает критическое мышление как насущную необходимость для жизни в современном мире, поскольку это сложное умение позволяет правильно решать широкий круг практических проблем в любой

профессиональной деятельности (архитектора, юриста, врача и т.д.), в человеческих взаимоотношениях (ситуация нравственного выбора), в научной деятельности, в повседневной жизни и т.д. [12, 21]. Кроме М. Липмана исследовали критическое мышление такие зарубежные ученые, как Д. Кластер, Д. Халперн, Дж. Дьюи, А. Кроуфорд, К. Мередит, К. Поппер, Р. Пол, С. Мэтью, Р. Пауль, С. Стернеберг, Д. Стил, Ч. Темпл и другие. Д. Кластер утверждает, что критическое мышление - это мышление информативное, которое начинается с постановки вопроса, стремится к убедительной аргументации и имеет социальный характер. Когда задача строится на принципах критического мышления, каждый ученик формирует свои идеи, оценки, убеждения. Критическое мышление носит индивидуальный характер, является мышлением самостоятельным. Информация является отправным пунктом критического мышления, а не конечным. Задачей ученикам должно быть не нагромождение новой информации, а умение с ней работать. Для развития критического мышления необходимо активизировать учебный интерес учащихся [7, 11]. Д. Халперн, американский психолог, автор пособия "Психология критического мышления", имеет свой взгляд на критическое мышление. Она считает, что критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. Это тип мышления, к которому обращаются при решении задач, формулировании выводов, осуществлении вероятностного оценивания и принятия решений. Критическое мышление можно назвать направленным мышлением, поскольку оно имеет целью получение желаемого результата. В этом смысле критическое мышление противопоставляется шаблонному, автоматическому мышлению, то есть не нацеленному на достижение определенной цели. Критическое мышление также включает в себя оценку самого мыслительного процесса - хода рассуждений, которые привели к нашим выводам или тех факторов, которые мы учли при принятии решения [19]. По мнению Дж. Дьюи, развитие критического мышления начинается с того момента, когда ученики начинают активно заниматься конкретной проблемой. Основной вопрос, который должен быть предложен по поводу ситуации или явления, взятый в качестве отправной точки обучения, - это вопрос, какого рода проблемы это явление порождает. Фиксация внимания на проблемах стимулирует природный интерес учащихся и побуждает к критическому мышлению, поэтому при подготовке к занятиям учитель должен определить круг актуальных проблем, а в дальнейшем, когда ученики будут к этому готовы, помочь им сформулировать эти проблемы самостоятельно. Благодаря критическому мышлению обучение рутинной работы превращается в целенаправленную деятельность, в ходе которой учащиеся включаются в интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем [4]. Г. Пауль, специалист по теории и практике развития критического мышления менеджеров образования в США, утверждает, что критическое мышление - это мышление о мышлении, когда человек мыслит для совершенствования своего мышления. Это мышление, которое вызывает самосовершенствование. Желание самосовершенствования приходит с навыками использования стандартов корректной оценки процесса мышления [15]. А. Кроуфорд, С. Мэтьюз, Д. Макинстер, В. Саул под критическим мышления понимают мышление, которое развивается на основе тщательного оценивания не только предположений, но и фактов, и приводит к наиболее объективных выводов путем анализа всех целесообразных факторов и использования обоснованных логических процессов [10].

Обобщая различные подходы в понимании сущности и содержания критического мышления, можем сказать, что критическое мышление в педагогике рассматривается как антипод догматического мышления, как мышление самостоятельное, логическое, творческое. Характерными признаками такого типа мышления является индивидуальность и социальность: каждая мысль проверяется и обосновывается тогда, когда ею делятся с другими. Это мышление обеспечивает способность осознавать и отстаивать личную позицию в тех или иных вопросах, умение находить новые идеи и критически анализировать проблемы, участвовать в дебатах, умение переосмысливать действия и аргументы, предвидеть возможные последствия действий и поступков.

Для того, чтобы развивать критическое мышление учащихся, учителю следует сочетать в своей работе проблемные, исследовательские, поисковые и творческие методы и приемы. Учебный процесс организовать как поиск ответа на проблемные вопросы, поскольку такая работа всегда помогает активизировать поисковую деятельность учащихся. Для того, чтобы активизировать учебный интерес учащихся, учителю следует выбирать интересные, близкие для школьников темы и развивать внутреннюю мотивацию, при наличии которой учащиеся осознают практическую значимость изучаемого.

В классе необходимо создать благоприятный психологический климат, в котором ученик не будет бояться пробовать, творить, чувствовать поддержку учителя. Важно дать возможность каждому ученику высказать мнение, поскольку школьники будут настроены на работу, если будут знать, что их мнение ценят, уважают.

В своей работе учитель должен использовать задания, которые способствуют развитию творчества учащихся, тем самым формировать людей, способных выражать широкое разнообразие идей, имеют гибкое мышление, могут рассматривать проблему с разных сторон.

На уроках учитель должен ставить ученикам разнотипные, разноуровневые вопросы, придерживаться принципов преемственности, использовать вопрос проблемного уровня, которые ориентируют человека на размышления, анализ. Формировать у учащихся умение задавать вопросы, учить школьников составлять вопросы разного типа, предусматривающие проверку знаний, понимание информации и определенные выводы, оценку.

В учебном процессе нужно сочетать как индивидуальные, групповые и парные формы работы, так индивидуальные задания, которое дают возможность каждому ребенку больше проявить свои способности, а групповые формы работы объединяют усилия всех участников группы на достижение общей цели: учащиеся учатся слушать товарищей, понимают, что результат зависит от работы каждого.

Есть род методов и приемов, которые помогут учителю развивать критическое мышление. Метод лекции способствует развитию критического мышления только тогда, когда учитель в своем сообщении логично и последовательно раскроет определенную проблему, предложит алгоритм обсуждения, научит учащихся работать с учебным материалом. Чтобы заинтересовать учеников сообщением, учитель должен выбирать те проблемы, которые актуальны для школьников. Хорошо подготовленная проблемная лекция пробуждает умственную деятельность учащихся, желание самостоятельно осмыслить материал. Следует помнить о последовательности изложения материала. Новая информация должна иметь тесные взаимосвязи с предыдущим материалом.

Важное значение для развития критического мышления имеет эвристическая беседа. Во время беседы происходит активный обмен мнениями, ученики учатся отвечать на разнотипные вопросы разного уровня. Высокую эффективность эвристической беседы обеспечивают вопросы, имеющие проблемный характер. Проблемные вопросы побуждают учеников к размышлениям, рассуждениям. Ответ на них школьники найдут только на основе аналитической работы. Ученики должны детально изучить новый материал, применяя при необходимости сравнения, противопоставления. Они учатся обобщать, графически изображать результаты опытно-поисковой, творческой работы.

Проблемные вопросы должны быть связаны с опытом, который уже есть у учащихся и прогнозированием тех ситуаций, с которыми они впоследствии встретятся в жизни. Работу над проблемным вопросом можно организовать как процесс выдвижения и проверки гипотез. Это будет стимулировать познавательную активность учащихся, поскольку, для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезы, ученики должны поработать с информацией, предложить собственные мысли, свои соображения. На первом этапе работы учащихся с гипотезами учитель помогает строить гипотезы, их доказывать, показывает этапы работы, подсказывает возможные пути решения проблемы. Постепенно эта помощь учителя должна уменьшаться.

Для развития критического мышления особое внимание следует уделить практическим методам, использовать на уроках литературы интерактивные виды деятельности, ведь во время интерактивного обучения ученик становится субъектом обучения, он чувствует себя активным участником событий и собственного образования и развития. Такие виды деятельности дают возможность развивать у школьников навыки самоанализа и самоконтроля.

Интерактивные виды деятельности стоит применять при решении определенных проблемных ситуаций, организовывать работу как поиск ответов на проблемные вопросы, ориентировать учащихся на диалог, постоянное сотрудничество. Использование интерактивных видов деятельности дает возможность каждому ученику попробовать себя в роли учителя. Школьники должны не только удачно подбирать материал, интересно его подать, но и продумать систему заданий или вопросов для проверки. Только в таком случае каждый ученик сможет понять, была результативной его работа.

Каждый метод реализуется через определенные приемы, предусматривает различные виды работы. Важное значение для формирования учеником собственного, независимого мнения имеет прием чтения. Работая с учебником, школьники самостоятельно решают учебные задачи, изыскивают необходимые факты, учатся устанавливать связи между событиями, анализируют, исследуют, сравнивают, сопоставляют, синтезируют. На основе глубокого анализа информации и синтеза каждый ученик может сформировать свои взгляды относительно того или иного вопроса. Для того, чтобы взгляды стали убеждениями, необходимо их проверить, обсудить. Диалог - это лучшая возможность развивать мышление и речь учащихся. Такой эффективный прием помогает формировать умение устно выражать мысли. Для развития речи учащихся следует постоянно обогащать их словарный запас, учить школьников постоянно совершенствовать свою речь, использовать различные виды троп, выражать мысли распространенными предложениями. Подбирая систему вопросов для диалога, учитель должен обращать внимание на вопрос высокого уровня, избегать репродуктивных, вопросов, предполагающих односложный ответ. Предпочтение следует отдавать проблемным вопросам, которые стимулируют познавательную активность учащихся, помогают развивать критическое мышление. Учитель должен с уважением относиться к каждой мысли ученика, создать на уроке благоприятную психологическую атмосферу. Чтобы диалог был интересным для учеников, стимулировал мыслительную деятельность школьников, следует предлагать школьникам самостоятельно задавать вопросы. Это могут быть вопросы для класса, учителя. Ученики должны сочетать вопросы разного уровня - репродуктивные, которые направлены, как правило, на выявление знания фактов, дат, имен, и вопрос высокого уровня, которые предусматривают определенные выводы, собственное мнение. Важное значение для развития критического мышления имеют задачи, которые направляют учащихся на поисковую работу, дают возможность выбора и применения различных путей решения задач, позволяют ученику выбрать тот способ, который он считает оптимальным. Школьники учатся работать не по готовым образцам, а пытаются самостоятельно выбирать путь решения определенной проблемы. Учителю следует предлагать задания для индивидуальной, групповой и парных форм работы. При подборе заданий учитель должен учитывать умственный, психологический, физический уровень развития учащихся. Если систематически предлагать задачи, опережают общее развитие ребенка, то это приведет к накоплению знаний, а не к желаемому развития мышления ребенка.

Еще один шаг к развитию критического мышления учащихся - это выполнение задач, которые способствуют развитию творческих способностей учащихся. Это могут быть задания на создание, завершение или совершенствование творческого продукта. Они помогают развивать фантазию, воображение школьников. Творческая деятельность - это высшее проявление самостоятельности учащихся. Творческие работы уместны как итоговый вид работы после детального рассмотрения темы. Темы следует выбирать такие, которые обеспечивают самостоятельность мысли учащихся.

Все вышеперечисленные методы и приемы учитель может использовать как на традиционных уроках, так и на уроках нетрадиционной формы проведения. Интересным для учащихся будет урок-дискуссия, ведь дискуссия - это форма коллективного обсуждения, цель которого - выявить истину через сопоставление различных взглядов. Во время такого обсуждения выявляются различные позиции, а эмоционально-интеллектуальный толчок пробуждает желание активно мыслить. Особенно эффективной такая форма проведения занятия является для итоговых уроков. Способствует развитию критического мышления и такая нетрадиционная форма проведения урока как урок-конференция. В процессе подготовки к конференции учащиеся самостоятельно работают над задачами с рекомендованной литературой, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Различают обзорные, итоговые и тематические конференции. Обзорная конференция проводится с одной или несколькими связанными между собой актуальными проблемами. Как правило, обзорная конференция планируется учителем в начале изучения той или иной темы. Итоговая конференция проводится как заключительный этап изучения определенного раздела учебной программы. Тематическая конференция предусматривает обсуждение отдельной темы, или всего творчества писателя. Подготовку к конференции можно разделить на два этапа. На первом учитель определяет тему, цель и задачи, составляет план конференции и распределяет обязанности между учениками, подбирает необходимую литературу. На втором этапе объявляет докладчиков и выступающих, школьники разрабатывают необходимый материал. В начале проведения конференции учитель объявляет тему и порядок выступлений. В зависимости от определенных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Докладчики и содокладчики выступают с подготовленной информацией, после чего учащиеся ставят свои вопросы к выступающим. Школьники могут работать как индивидуально, так и в «малых» и «больших» группах. Подготовка и работа на уроках-конференциях стимулируют учащихся к дальнейшему углублению знаний, способствуют развитию самостоятельного, логического, критического мышления.

Помогут учителю развивать критическое мышление учащихся также уроки-семинары. Во время семинара происходит обсуждение участниками подготовленных сообщений, докладов. Результативной будет работа, если учитель выберет несколько проблемных вопросов, которые ученики должны раскрыть в своих работах. Семинарским занятиям предшествует серьезная исследовательская работа. Для такой работы следует предлагать задания отвечающие интересам и способностям учащихся. Получив задание, ученики оформляют результаты самостоятельной работы в виде конспектов, докладов или рефератов. После каждого сообщения учитель организует обсуждение, в котором участвует весь класс. Ученики дополняют информацию, при необходимости уточняют, задают вопросы. На уроках-семинарах школьники учатся выступать с самостоятельными сообщениями, отстаивать свою точку зрения в дискуссии. Большое внимание следует уделить речевому оформлению ответа ученика. Развитие мышления и речи должно происходить параллельно. Семинары способствуют развитию познавательных и исследовательских умений школьников, росту культуры общения, развития самостоятельного, критического мышления. Также учитель может выбрать для своих уроков форму учебной игры. Хорошо организованная, обусловленная соответствующей мотивацией, такая форма проведения урока способствует развитию критического мышления. Учебная игра должна быть основана на диалогических формах взаимодействия участников учебного процесса и предназначена для развития критического мышления, овладения знаниями, практическими навыками, отработка индивидуального стиля общения и поведения, формирование умений проявлять инициативу и самостоятельность в решении учебной проблемы. Выбирая тип игры, учитель должен ориентироваться на интересы и способности учащихся, учитывать их возрастные особенности и возможности. Нетрадиционные по форме проведения уроки насыщенные поисковыми, творческими и исследовательскими методами работы. Хорошо спланированные и организованные, они помогут учителю развивать критическое мышление школьников.

Литература

1. Блонский П. П. Развитие мышления школьника / Блонский П. П. Избранные психологические произведения. - М., 19б4. - С. 143-283.

2. Болотов В. Критическое мышление - ключ к преобразованию российской школы / В. Болотов, Дж. Спиро // Директор школы. - 1995. № 1. - С. б7-73.

3. Боришевский М. И. Психологические механизмы развития личности / Боришевский М. И. Педагогика и психология. - 199б. - № 3. - С. 2б-33.

4. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. / Дьюи Дж. [пер. с англ. Н. М. Никольской] -М. : Совершенство, 1997. - 2QB с.

5. Иванова А. Учим критически мыслить / А. Иванова // Открытый урок : разработки, технологии, опыт. - 2QQ7. - № 2. - С. 8-1б.

6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М. В. Кларин. - М. : Арена 1994. - 124 с.

7. Клустер Д. Что такое критическое мышление? / Д. Клустер // Перемена. - 2QQ1. - № 4. - С. 5-13.

8. Конева В.С. Формирование критичности младших школьников в учебной деятельности / С. Конева. - СПб, 1995. - 185 с.

9. Кочерга А. В. Взаимосвязь мышления, чувств и воображения в развитии критичности человека /

В. Кочерга. Автореф. дис. канд. психол. наук : 19.QQ.Q1 Ин-т психологии им. Костюка АПН Украины. - М., 2QQ3. - 1б с.

1Q. Кроуфорд А. Технологии развития критического мышления учащихся / А. Кроуфорд, В. Саул С. Мэтью, Д. Макинстер. - М. : Плеяда, 2QQ6.

11. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников / В. А. Крутецкий. - М. : Просвещение, 197б. - 3Q3 с.

12. Липман М. Рефлексивная модель практики образования / Lipman M. Thinking in Education. -Cambridge, 1991. - С. 7-25.

13. Махмутов М. И. Организация проблемного обучения в школе / Махмутов М. И. - М., 1977. -24Q с.

14. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М. : Академия, 2QQQ. - 271 с.

15. Поль Р. В. Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире R. Paul - [edited by A. J. F. Binker]. - Center for Critical Thinking and Moral Critique Sonoma State University, 199Q. - 575 p.

16. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: 2 т. / Смирнов А. А. - М., 1987.

17. Теплов Б. М. Избранные труды в 2-х т. / Б. М. Теплов. - Педагогика, 1985, Т. 2. - 1985.

18. Терлецкая Л. Критическое мышление как средство развития умений учащихся анализировать и применять информацию / Терлецкая Л. - Материалы международной научно-практической конференции «Развитие навыков критического мышления».

19. Халперн Д. Психология критического мышления / Халперн Д. - СПб : Питер, 2QQQ. - 512 с.

2Q. Хачумян Т. И. Понятие "критическое мышление" и его сущность в психолого-педагогической науке / Хачумян Т. И. // Теоретические вопросы культуры, образования и воспитания: сб. наук. пр. Вып. 24, часть 2. - Киев : Издательский центр КНЛУ, 2QQ3. - С. 171-177.

21. Чошанов М. А. Дидактическое конструктирование гибкой техники обучения / М. А. Чошонов // Педагогика. - 1997. - № 2. - С. 21-29.

22. Юлина Н.С. Педагогическая стратегия философии для детей. - Режим доступа :

http://ru.philosophy.kiev.ua/iphras/library/deti/ ch1.html # on.

23. Ямщикова Л. Критическое мышление как вид мыслительной деятельности. - Режим доступа : http://spc .ks.ua/file_download/ 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.