Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал университета как ресурс развития'

Интеллектуальный капитал университета как ресурс развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / УНИВЕРСИТЕТ / РЕСУРСЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавлева И.А.

В статье рассматриваются ресурсы развития интеллектуального капитала вуза. Показывается роль социокультурной динамики университета под влиянием интеллектуального капитала, а также анализируются перспективы социального моделирования развития вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал университета как ресурс развития»

(Интеллектуальный капитал университета как ресурс развития

Журавлева И.А.

В статье рассматриваются ресурсы развития интеллектуального капитала вуза. Показывается роль социокультурной динамики университета под влиянием интеллектуального капитала, а также анализируются перспективы социального моделирования развития вуза. Ключевые слова: интеллектуальный капитал, университет, ресурсы развития

Zhuravleva I.A.

Intellectual capital of the university as a development resource The article discusses the development resources of the intellectual capital of the university. The role of the sociocultural dynamics of the university under the influence of intellectual capital is shown, and the prospects for social modeling of the university development are analyzed. Key words: intellectual capital, university, development resources

Что понимается под интеллектуальным капиталом? Умение извлекать будущие выгоды из имеющихся ресурсов, навыков, умений, компетенций. Для развития региона необходимо не только понимание природы и условий развития интеллектуального капитала, но и понимания как его можно использовать сегодня, чтобы завтра был результат.

Планирование развития высшей школы в целом должно опираться на развитие интеллектуального капитала сотрудников университетов. Интеллектуальный капитал ВУЗа - это его будущее. Инвестиции в интеллектуальный капитал приносят результат через 20-30 лет. Поэтому, сиюминутные результаты невозможны, но необходимо долгосрочное планирование и поэтапное расширение механизмов развития интеллектуального капитала как ресурсного состояния, так и стратегической цели развития любого университета.

Интеллектуальный капитал не возникает случайно. Он формируется на основе двойного действия: работы сотрудника университета и университета как организации, создающей условия для реализации сотрудников. Носителями интеллектуального капитала являются люди и структуры, обладающие уникальными характеристиками и ресурсами, позволяющими им быть неповторимыми и значимыми величинами в своей среде.

На интеллектуальный капитал ВУЗа возлагается следующая социальная и экономическая ответственность [7,8,9]:

■ Ответственность за рост и передовые ориентиры интеллектуального капитала региона, страны - лежит на ВУЗах, так как в них формируются передовые интеллектуальные и инновационные разработки.

■ Передовое развитие ВУЗа обусловлено инновационной и интеллектуальной средой образовательного учреждения.

■ Формирование новых знаний и опыта предполагает их непосредственное внедрение в практические сферы экономики и производства, нацеленные на развитие региона.

■ Интеллектуальный капитал ВУЗа определяет капитал страны, региона, отдельного человека, позволяет повышать привлекательность ВУЗА, Региона, увеличивает научную мобильность профессорско-преподавательского состава.

■ Интеллектуальный капитал университета - это индикатор его эффективности и конкурентоспособности, он постепенно формируется источником прибыли.

Полюшкевич О.А. говорит об эффектах развития интеллектуального капитала в ВУЗе [6]:

■ Повышение привлекательности и конкурентоспособности вуза.

■ Повышение эффективности научно-преподавательского состава.

■ Инновационное и научное развитие вуза.

■ Формирование бренда вуза.

■ Расширение внешних связей вуза связано с установлением долгосрочных партнерских отношений с вузами, исследовательскими центрами, компаниями и фондами; развитием образовательного и научного сотрудничества; академической мобильностью студентов, преподавателей и исследователей.

В деятельности вуза интеллектуальный капитал выполняет следующие функции [7]:

■ инновационную, обеспечивающую конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг;

■ повышение рейтинга университета в регионе и стране;

■ образовательную, выраженную в наличие определенного качества учебно-методических разработок вуза;

■ экономическую, обеспечивающую дополнительное финансирование деятельности вуза;

■ вовлечение университета в мировое научно-исследовательское пространство;

■ развитие социального партнерства между университетом и промышленными предприятиями;

■ развитие социальной ответственности при социальном партнерстве и развитии территории региона в целом.

Таким образом, интеллектуальный капитал ВУЗа - это основа стратегического развития университета, его будущее, которое формируется в настоящем. От эффективности продуктивности реализации данных функций полностью зависит образовательная научная и инно-

вационная деятельность университета.

Увеличение бюрократической составляющей - через написание отчетов, переписывании учебных программ и методических материалов, составлении по регулярно меняющимся формам УМК, не приводит к эффективной работе сотрудников университетов. Это не позволяет развивать интеллектуальный капитал, который может находить реализацию через проведение научных исследований, написание проблемных статей и монографий, участие в конкурсах и грантах, работа над диссертациями и подготовка аспирантов и так далее. В итоге - для самообразования, расширения представлений и знаний в новых областях науки не остается времени и, в конечном счете, страдает интеллектуальный капитал, как конкретного сотрудника, так и ВУЗа в целом.

Одновременно растут формальные показатели и требования к интеллектуальному развитию, модернизации и внедрению передового опыта развития интеллектуального капитала ВУЗа. На уровне правительства и локальных программ отдельных университетов - говорится о необходимости повышения интеллектуального потенциала ВУЗа [1]. Но на практике закрепление декларируемых ориентиров не происходит.

Данные противоречия чреваты как для внутренней политики университетов, так и для инновационного развития страны. Несогласованность целей и задач развития приводит к противоречиям социального и индивидуального мотивирования как сотрудников, так и в целом организации в развитии образования в целом, территории как системы, социальной динамики общества.

Интеллектуальный капитал университета состоит из нескольких составляющих [2,3].

1. Человеческий капитал - знания, опыт, навыки и умения профессорско-преподавательского и научно-исследовательского состава университетов, самих студентов и аспирантов. Это отражается в учебных и методических разработках, грантах, патентах, договорах и прочих реальных продуктах трансформации человеческого опыта в научно-педагогической деятельности сотрудников вуза.

2. Коммуникационный капитал - умение выстраивать социальное взаимодействие, контакты, связи, проекты, которые приводят к ре-

Эмпирические исследования Соц]

иология №3 2019

альному партнерству в системе взаимодействия вуза и органов власти, бизнеса, некоммерческих организаций и других общественных секторов.

3. Ресурсный капитал - коллекции и музеи, оборудование и лаборатории, инструменты и механизмы осуществления научного поиска и открытий, позволяющие накапливать и развивать интеллектуальную базу.

Ресурсы развития интеллектуального капитала университетского сообщества [4]

■ Образование сотрудников университета. Не является новостью то, что сегодня студенты обучаются знаниям, которые уже мало актуальны. Общество развивается в разы более интенсивно и качественно, нежели чем пятьдесят лет назад, ни образовательные стандарты, ни уровень квалификации преподавателей университетов, увы, уже не соответствует требованиям современности. В данном свете, необходимо постоянное обучение, обновление навыков и ориентиров развития. Базовое образование, полученное пять лет назад уже устарело, а что говорить о преподавателях, закончивших высшую школу двадцать, тридцать лет назад? Их взгляды на реальность, какими бы базовыми предметы преподавания ни были, уже не могут отвечать на вопрос - как это применимо, возможно, реально сегодня?

■ Повышение квалификации (курсы, мастер-классы, тренинги, а также дополнительное образование). Активность, креативность, нестандартность, многофункциональность мышления современных преподавателей необходимо развивать не только новыми программами обучения, но и поддерживать через различные программы повышения квалификации. Но классического формата - лекции и семинары, также как и для студентов - не достаточно. Необходимы такие форматы обучения, что позволят иначе мыслить, интерпретировать себя и окружение, позволят иначе смотреть на реальность, как самого преподавателя высшей школы, так и его коллег.

■ Применение на практике результатов интеллектуального труда сотрудников университетов. Активность вовлечения в результаты интеллектуальной деятельности, как через обсуждение, так и через примеры реальной реализации усилий одного человека или коллектива сотрудников - позволяют вывести весь педаго-

гический состав на новый интеллектуальный уровень. Это касается не только технических и естественно-научных специальностей, но и гуманитарных, так как за последними стоят технологии и навыки коммуникативного взаимодействия (через психологию и социологию, литературу и историю и многие другие гуманитарные и социальные дисциплины реализуется формат социальной активности, нарабатывается социальный капитал преподавателя и ВУЗа).

■ Поддержка участия в конкурсах, грантах, регистрация патентов и т.д. Данный фактор является формальным показателем эффективности подразделения и ВУЗа в целом. Но тут необходима поддержка и обучение оформлению заявок, подготовки технических заданий, особенностей реализации и отчетности по проектам. И что не менее важно, реализация результатов в работе университета. Либо на уровне внедрения научных результатов, либо извлечение прибыли из полученных результатов, путем реализации результатов интеллектуального труда на рынке. Более приветствуется одновременное применение в практике ВУЗа обеих стратегий.

■ Развитие творческого начала сотрудников, позволяющего им найти сферыI для переключения внимания и умения нестандартно оценивать возможности и перспективы!развития. Данный аспект позволят переключать внимание и делать более разнообразным жизненные стратегии научно-преподавательского состава ВУЗа. Он позволяет избежать профессионального выгорания и сформировать устойчивые жизненные ориентиры для социального моделирования научно-педагогической карьеры сотрудников.

Интеллектуальный капитал университета -ресурс его выживания в будущем. Современные тенденции таковы, что без системной работы по развитию различных составляющих интеллектуального капитала университета, касающихся научных сотрудников, профессорско-преподавательского состава, студентов и аспирантов невозможно обеспечить свое место под солнцем.

Необходима работа по увеличению интеллектуального капитала. На наш взгляд она может реализоваться в следующем [5].

■ На общегосударственном уровне, через изменение стандартов системы образования.

Уходом от кальки болонской системы, и частичному возврату к отдельным элементам советской системы обучения.

■ На внутри-региональном уровне, через социальное партнерство Вузов с органами власти, бизнесом и некоммерческими организациями, имеющими цель совместного развития для совместного блага региона и его жителей.

■ На внутри-вузовском уровне, через социальную и материальную поддержку научно-педагогических кадров, их интеллектуальное и социальное развитие, их признание и укрепление авторитета.

■ На индивидуальном уровне, через построение индивидуальных стратегий карьеры и роста профессионализма в разных сферах научно-педагогической деятельности.

Литература

1. Журавлева И.А. Институциональная трансформация современного образования : монография. Иркутск, ИГУ. 2013.147 с.

2. Журавлева И.А., Жгун Л.С. Возрастание роли социального капитала в формирующемся обществе знаний // Трансгрессия социокультурного пространства Материалы V Всероссийской научной интернет-конференции. 2017. С. 161167.

3. Малых С.В. «Справедливое образование»: современные реалии отечественных университетов // Социальная несправедливость в социо-

логическом измерении: вызовы современного мира. Сборник материалов. 2018. С. 1233-1234.

4. Малых С.В. Академическая мобильность как ресурс интернационализации университетов // Социология. 2018. № 3. С. 222-226.

5. Малых С.В., Полюшкевич О.А. Основы продвижения университета: учеб. Пособ. Иркутск, ИГУ. 2018. 121 с.

6. Полюшкевич О. А. Интеллектуальный капитал университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 5. С. 25-27.

7. Полюшкевич О. А. Корпоративная солидарность университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 12. С. 68-72.

8. Полюшкевич О. А. Социальная ответственность университетов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 11. С. 26-29.

9. Полюшкевич О.А. Введение в корпоративную социальную ответственность: учебное пособие. Иркутск, ИГУ. 2012. 146 с.

10. Данько О.А., Мидова В.О., Минасян Е.Т. Знаково-контекстная модель обучения как концептуальная основа совершенствования языковой компетенций студентов // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2018.№ 6-2. С. 98101.

11. Янковская В.В. Свойства и основной принцип формирования профессионально-педагогического потенциала // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 741-745.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.