Научная статья на тему 'Социальная ответственность университета в развитии территории'

Социальная ответственность университета в развитии территории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / УНИВЕРСИТЕТ / РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малых С.В.

В статье анализируются принципы и структура формирования и развития социальной ответственности вуза. А также прослеживается воздействие социальной ответственности на развитие территории. Показывается потенциал взаимодействия вуза территориального моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная ответственность университета в развитии территории»

Социальная ответственность университета в развитии территории

Малых С.В.

В статье анализируются принципы и структура формирования и развития социальной ответственности вуза. А также прослеживается воздействие социальной ответственности на развитие территории. Показывается потенциал взаимодействия вуза территориального моделирования.

Ключевые слова: социальная ответственность, университет, развитие территории, модели развития, образование

Malykh S.V.

Social responsibility of the university in the development of the territory The article analyzes the principles and structure of the formation and development of social responsibility of the university. As well as the impact of social responsibility on the development of the territory. Shows the potential of the interaction of the university territorial modeling. Key words: social responsibility, university, territory development, development models, education

В современном обществе происходят глобальные изменения и это не может не отразиться на университете. Важность и востребованность высшего образования увеличивается как со стороны человека, так и со стороны государства. Эффект прослеживается в экономическом, гражданском, культурном, мировоззренческом потенциале отдельной личности и целых поколений студентов. Институт образования нацелен на формирование высокопрофессиональных специалистов, а также способствует духовному и нравственному обогащению молодого поколения, культурному развития.

Образованные люди проще выстраивают связь и преемственность поколений. Благодаря им находят применение развитие те знания, что были получены до них. Не достаточно образованные люди не могут не только преумножать, но даже и воспроизводить знания. И тем самым, нарушается процесс развития общества (базовый принцип социальной структуры - каждое новое поколение должно идти дальше, жить лучше предыдущего).

Традиционно, «заказчиком» для университетов выступало государство. Но перемены последних лет (а в некоторых странах и столетий) способствовали тому, что оно утратило монополию в этом вопросе (во многом, благодаря развитию рыночных отношений). С повышением социальной значимости университетов к ним стали возрастать и требования.

Сегодняшний университет - это потенциал устойчивого развития общества, без разделения на страны, народы или религию. В идеале, образование - это источник преобразований мира, направленных на удовлетворение социальных потребностей мира. Но, к сожалению, эффективность высшей школы падает. Выпускники вузов не могут воспроизвести и преумножить то что уже наработано, не то что развивать новое.

Эффективность работы высшей школы (преобразований и повседневных практик) сле-

дует оценивать с позиции удовлетворения ожиданий и потребностей общества. Эффективность высшей школы зависит не только от административных работников университетов и педагогов, но прежде всего от диалога, между всеми участниками «социального запроса» к университетам (студенты, родители, власть, бизнес, СМИ и проч.). Университет - это ресурс который сам по себе мало что значит. Его важность и весомость определяется через реализацию в других секторах и социальных институтах общества.

Таким образом, можно говорить о заключении некоего социального договора между университетом и различными социальными институтами и обществом в целом. Общественный договор - это обмен ожиданиями по поводу основных прав собственности и свободы, общественных благ и, тем самым, характера и структуры государства.

Как показывают исследования ученых (А.Г. Саниной, И.Е. Расина и др.) сегодня в российском обществе доминирует «двухсторонняя интеграция» (бизнес - наука, бизнес-вуз, власть-бизнес, власть-вуз и проч.). В случаях трехстороннего сотрудничества (бизнес-власть-наука, бизнес-вуз-СМИ и проч.), тот кто является инициатором и занимает ведущую роль, остальные стороны участвуют во взаимодействии не равноправно. Формы и барьеры взаимодействия федеральных университетов с бизнес средой рассмотрены в работе О.В. Перфильевой, где показываются причины разрушения социальных связей вуза и организаций, сложившиеся в советском обществе и ныне разрушенные. Т.е. не соблюдаются интересы всех участников общественного устройства и, одновременно, все и не участвуют в этом взаимодействии, хотя результат его воздействует на каждого.

Чтобы выяснить, что каждая из потенциальных сторон участниц общественного договора хотела бы видеть в университете и что хотел бы получить университет от каждой из сторон, мы провели экспертное интервью представителей ключевых социальных институтов, заинтересованных в развитии университетов (студенты, родители, представители университетов, НИИ, власть, бизнес, СМИ). Всего в исследовании приняло участие 170 человек. Из каждой группы по 10 представителей. Выборка респондентов осуществлялась на основе следующих квот:

социальный статус (должность), стаж работы и уровень мотивации [2].

Требованием, объединяющим практически все социальные институты является - подготовка квалифицированных кадров, имеющих практические навыки, знания и компетенции. Родители и студенты недовольны перспективами использования полученных знаний. Бизнес-сообщество, властные институты недовольны теоретичностью материала, далекостью от реальной ситуации. Научные институты - низким уровнем общей подготовки и проч. Родители и студенты слабыми возможностями применения полученных знаний, не возможностью найти работу по специальности. По данным ФОМ в 2012 году качеством высшего образования население России не удовлетворено (23% - оценивают его как плохое, 48% как удовлетворительное, только 12% как хорошее и 17% затруднились с ответом).

Университет практически не привлекает специалистов-практиков в учебный процесс. Представители бизнеса или власти и иные специалисты практики, добившиеся значительных успехов в своей среде, остаются за дверью университетов. Исключение составляют академические ученые (представители НИИ и различных школ), хотя это вызвано скорее большими и давними связями по интеллектуальному и человеческому (специалисты) обмену, нежели чем заранее продуманной программой взаимодействия.

Для успешного усвоения знаний необходимо сочетание теории и практики. При наличии только одного элемента, выпускник будет во многом проигрывать. И говорить о том, что он стал профессионалом - увы невозможно. Существующий опыт привлечения представителей различных институтов (бизнеса, власти, НКО, СМИ) опирается на личные контакты и взаимодействия. Но целостная вузовская или общегосударственная система работы отсутствует.

Также наблюдается и обратный процесс -преподаватели вузов не проходят стажировок на предприятиях, не получают нового опыта, не получают практического понимания реализации теоретических конструктов на практике. И соответственно, у педагогов нет представления о том, какие практические навыки необходимы для работы в соответствующем секторе общественного устройства.

Эмпирические исследования Соц]

иология №3 2019

Данный аспект особо подчеркивали представители бизнеса, властных структур и СМИ. Университетские знания ценны когда они предлагают общую структуру понимания и развития системы, механизмов, коммуникации и проч. Когда сами институты развиваются в отрыве от университета, то происходит формирование альтернативных сценариев общественного развития, технических и научных потребностей общества. Тем самым образуется разорванность социального пространства, соединить которую будет достаточно сложно [1].

Представители университетов упрекают бизнес в том, что он в своих взаимоотношениях с ними придерживается концепции безвозмездного потребительства, тогда как университеты хотели бы видеть в бизнесе если не надёжного инвестора, то хотя бы партнера, несущего затраты по обучению или содержанию части студентов.

Вопрос прохождения производственной практики студентов также очень важен. Зачастую он проходит формально. Студенты не могут понять особенности работы коммерческого предприятия, некоммерческой организации, отдела муниципальной или региональной власти из-за нескольких причин. Первая - ограниченность сроков практики. Вторая - незаинтересованностью руководителя организации, где проходят практику студенты, т.к. они не видят в них своих будущих сотрудников.

Во всем мире существует тенденция оплаты специалистов от различных социальных институтов (бизнеса, власти, социальных служб). Нашим аналогом выступает целевое обучение студентов. Но ограниченность его в том, что как правило предприятие оплачивает учебу еще не сформировавшегося человека 16-17 лет, еще не уверенного в том чем ему в жизни заниматься. Когда будущий работодатель подключается к софинансированию обучения уже на старших курсах (4-5 курс при специалитете или магистерские программы), то уже самостоятельно может подбирать под профиль своего предприятия необходимых будущих специалистов.

Отмечая данную тенденцию, представители различных общественных институтов исходили из разных причин. Представители бизнеса объясняют это недостатком знаний и отсутствии заинтересованности и практической целесообразности в период практики обучать спе-

циалиста. Некоторые крупные компании уже имеют собственные системы профессионального образования, так называемые «корпоративные университеты», готовящие специалистов специально для работы в конкретной корпорации (Железнодорожные университеты, Авиационные и проч.). Данная стратегия является наиболее оптимальной для них, но увы, не приемлемой в целом для всех социальных институтов общества.

Представители властных структур объясняли это отсутствием целостного понимания у студентов общих социально-политических процессов и не достаточностью практического опыта решения сложных социальных проблем. И в то же время, в ответах респондентов, четко проявлялась тенденция «боязни потери своего места». Молодые кадры со временем придут на смену более зрелым, и последние стараются как можно дольше не отпускать бразды своего правления [3,5].

Научная среда осторожно относится к студентам-практикантам из-за недостаточности квалифицированности и педантичности в проведении экспериментов. Как ни парадоксально, но и представители СМИ также весьма осторожны с молодыми специалистами, исключение составляют исключительно молодежные программы или рубрики.

Иными словами, различными институтами формируется стеклянный круг «не вхождения»1 молодых специалистов в различные области знаний, из-за чувства самосохранения и критической оценки «неквалифицированности» студентов или выпускников университетов. Обе причины зачастую являются стереотипными, а не реальными формами общественного развития.

Задача университета в этом процессе активнее предлагать своих специалистов, выстраивать более активное взаимодействие, когда студент готовиться под конкретное предприятие. Только в этом случае, производственная практика студентов из формальной и условной сможет перейти в жесткую необходимость для предприятия. Социальная ответственность университета в том, чтобы университет встроился в систему экономики и перенес частичные выплаты с семьи на действующую экономику.

Современное общество - это динамичное общество, чтобы успевать за всеми научными

открытиями необходимо постоянно совершенствовать материально-техническую и инновационную базу университетов. Современное материально-техническое оснащение вузов позволит студентам знакомиться с передовыми открытиями и идти в ногу со временем. Инновационные методы обучения позволяют не просто обновлять программы обучения, формы занятий и в целом изменять учебные планы, но и сделать их максимально современными и приближенными к практике.

Сложность реализации вышеуказанного пункта обусловлена не только финансовой ограниченностью вуза (новое материально-техническое оснащение лабораторий весьма дорого, программное обеспечение быстро устаревает и его необходимо обновлять), но и тем, что не создана система обучения инновационным методам обучения для самих педагогов. Отсутствует представление о современных методах обучения, направлениях развития науки и практики [4].

Идеальное условие развития вуза, когда сами сотрудники заинтересованы в постоянном обучении, получении новых навыков и знаний, в использовании последних научных достижений в образовательном процессе. При этом вуз создает условия и возможности применения этих знаний в работе со студентами, а также в выстраивании взаимодействия с другими социальными институтами.

Университет - это цитадель, способная преобразовывать знания в инновации. Последнее, крайне актуально для регионального развития любой территории. Университет - это связующая система между всеми элементами регионального социума. Помимо образовательной и исследовательской функций, университету принадлежит функция интеграции народа [6].

Для бизнеса, власти, СМИ и иных социальных институтов приоритетной сферой социальной ответственности выступает не только экономическая поддержка, сколько условие формирования нового уровня и качества человеческого капитала. Человеческие ресурсы, которые готовятся в университете становятся залогом процветания всех остальных сфер общества.

Современные процессы - это качественная трансформация сознания. Человек в современном обществе - это не источник бесплатных трудовых ресурсов (не пассив), а актив, кото-

рый необходимо инвестировать средства и в среднесрочной перспективе получить окупаемость и прорыв в развитии любого общественного института.

В условиях информационного общества, целью университетского образования должно стать формирование системы общих и профессиональных знаний, способных к самообновлению и воспроизводству [7,8]. В этом процессе важным становится не заучивание знаний, а понимание общих схем развития, которое способствует возможности постоянного обучения и развития, профессиональной ориентации и адаптации.

Таким образом, социальная ответственность университетов отражается в нескольких положениях, определяющих возможности сотрудничества с другими социальными институтами и условиях реализации общественного договора:

■ привлечении успешных специалистов-практиков в образовательный процесс;

■ обучении преподавателей вузов в профильных организациях, для получения опыта реальной работы в том или ином секторе экономики;

■ подготовке студентов для производственной практики и формирования у работодателя уверенности, в том, что это ЕГО будущие квалифицированные работники;

■ развитии инновационного потенциала в преподавании, для того, чтобы соответствовать новым достижениями науки;

■ обновлении материально-технического оснащения образовательного процесса, для того, чтобы использовать современные методы анализа и обработки данных;

■ возможности консолидации общества на региональном и федеральном уровнях.

Литература

1. Журавлева И.А. Общество знаний как новая форма социальной организации (социально-философский аспект) : монография. Иркутск, ИГУ. 2013. 171 с.

2. Журавлёва И.А. Трансформация роли и природы знания в обществе знаний: социоког-нитивный подход // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. № 1 (60). С. 218-224.

3. Малых С.В. Воздействие имиджа Иркутского государственного университета на терри-

Эмпирические исследования

Соц

ториальное развитие // Социология. 2018. №4. С. 129-136.

4. Малых С.В. Роль бренда университета в формировании имиджа города Иркутска // Урбанистика. 2018. №3.С. 123-133.

5. Малых С.В., Полюшкевич О.А. Основы продвижения университета: учеб. Пособ. Иркутск, ИГУ. 2018. 121 с.

6. Полюшкевич О. А. Интеллектуальный капитал университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 5. С. 25-27.

7. Полюшкевич О. А. Корпоративная солидарность университета // Alma mater (Вестник высшей школы). 2016. № 12. С. 68-72.

иология №3 2019

8. Полюшкевич О. А. Социальная ответственность университетов // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 11. С. 26-29.

9. Янковская В.В. Свойства и основной принцип формирования профессионально-педагогического потенциала // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 741-745.

Ссылки:

1 По аналогии со «стеклянным потолком».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.