Научная статья на тему 'ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ'

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетентность / иноязычная коммуникативная компетентность / конкурсы / олимпиады / методика / мотивация / communicative competence / foreign language communicative competence / competitions / olympiads / methodology / motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — В.А. Акбаш

Данная статья посвящена изучению процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности у обучающихся в процессе подготовки и участия в различных конкурсах по иностранному языку. В статье рассмотрены понятия коммуникативной компетентности нескольких зарубежных авторов, в качестве методологической основы данного исследования была выбрана теоретическая модель М. Канейла и М. Свейн, в которой выделены составляющие коммуникативной компетенции: грамматическая, социолингвистическая, дискурсивная и стратегическая. В статье на материале наиболее частотных заданий олимпиад по иностранному языку описано и обосновано влияние участия в интеллектуальных состязаниях как одного из видов внеурочной деятельности на формирование иноязычной коммуникативной компетентности. Конкурсные задания позволяют проработать не только лексико-грамматическую составляющую коммуникативной компетентности, но и, что более ценно, социокультурную и стратегическую, благодаря возможности обучающихся использовать язык в различных коммуникативных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — В.А. Акбаш

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL COMPETITIONS AS A TOOL FOR FORMING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE

The article studies the process of developing foreign language communicative competence in students through preparation and participation in various competitions in a foreign language. The article examines the concepts of communicative competence of several foreign authors; the theoretical model of M. Canale and M. Swain is chosen as the methodological basis for this study, which identifies the components of communicative competence: grammatical, sociolinguistic, discursive and strategic. The article, based on the material of the most frequent tasks of foreign language competitions, describes and substantiates the influence of participation in intellectual competitions as one of the types of extracurricular activities on the formation of foreign language communicative competence. Competitive tasks allow working out not only the lexical and grammatical component of communicative competence, but also, what is more valuable, the sociocultural and strategic component, thanks to the ability of students to use language in various communicative situations.

Текст научной работы на тему «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ»

12. Leont'ev A.H. Deyatel'nosf. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Politizdat, 1975.

13. Zimnyaya I.A. Pedagogicheskaya psihologiya. Moskva: Izdatel'skaya korporaciya «Logos», 2000.

14. Serikov V.V. Obrazovanie i lichnost': teoriya ipraktika proektirovaniya obrazovatel'nyh sistem. Moskva: Izdatel'skij dom "Logos Press", 1999.

15. Petrovskij A.V. Lichnost'. Deyatel'nosf. Kollektiv. Moskva: Politizdat, 1982.

16. Shkola vozmozhnostej. Available at: https://teacher.vbudushee.ru/about

Статья поступила в редакцию 10.01.24

УДК 372.881.1

Akbash V.A., senior teacher, Pacific National University (Khabarovsk, Russia), E-mail: vanite@mail.ru

INTELLECTUAL COMPETITIONS AS A TOOL FOR FORMING FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE. The article studies the process of developing foreign language communicative competence in students through preparation and participation in various competitions in a foreign language. The article examines the concepts of communicative competence of several foreign authors; the theoretical model of M. Canale and M. Swain is chosen as the methodological basis for this study, which identifies the components of communicative competence: grammatical, sociolinguistic, discursive and strategic. The article, based on the material of the most frequent tasks of foreign language competitions, describes and substantiates the influence of participation in intellectual competitions as one of the types of extracurricular activities on the formation of foreign language communicative competence. Competitive tasks allow working out not only the lexical and grammatical component of communicative competence, but also, what is more valuable, the sociocultural and strategic component, thanks to the ability of students to use language in various communicative situations.

Key words: communicative competence, foreign language communicative competence, competitions, olympiads, methodology, motivation

В.А. Акбаш, ст. преп., Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск, E-mail: vanite@mail.ru

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Данная статья посвящена изучению процесса формирования иноязычной коммуникативной компетентности у обучающихся в процессе подготовки и участия в различных конкурсах по иностранному языку. В статье рассмотрены понятия коммуникативной компетентности нескольких зарубежных авторов, в качестве методологической основы данного исследования была выбрана теоретическая модель М. Канейла и М. Свейн, в которой выделены составляющие коммуникативной компетенции: грамматическая, социолингвистическая, дискурсивная и стратегическая. В статье на материале наиболее частотных заданий олимпиад по иностранному языку описано и обосновано влияние участия в интеллектуальных состязаниях как одного из видов внеурочной деятельности на формирование иноязычной коммуникативной компетентности. Конкурсные задания позволяют проработать не только лексико-грамматиче-скую составляющую коммуникативной компетентности, но и, что более ценно, социокультурную и стратегическую, благодаря возможности обучающихся использовать язык в различных коммуникативных ситуациях.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, иноязычная коммуникативная компетентность, конкурсы, олимпиады, методика, мотивация

В современном глобализированном мире умение говорить на иностранном языке является важным преимуществом и открывает множество возможностей для личного и профессионального развития. Благодаря умению свободно общаться с представителями других стран, становится возможным участвовать в международных проектах, расширять свои горизонты и устанавливать новые связи. Иноязычная коммуникативная компетентность может повысить шансы на получение работы, открыть возможности для карьерного роста и дать доступ к международным проектам. Люди, обладающие такой компетентностью, могут эффективно и гармонично взаимодействовать с представителями других культур, проявляя уважение и толерантность к их ценностям, традициям и обычаям, что способствует укреплению международного сотрудничества, повышению взаимопонимания и снижению конфликтов. По этим причинам изучение эффективных инструментов формирования иноязычной коммуникативной компетентности, в частности такого инструмента, как участие в конкурсах и олимпиадах, становится все более актуальным в нашем мире, поскольку это важный ресурс для успешной личной и профессиональной жизни каждого человека.

Объектом исследования является процесс формирования иноязычной коммуникативной компетентности. Предметом исследования выступают интеллектуальные состязания как методический инструмент достижения эффективности формирования иноязычной коммуникативной компетентности. Целью данного исследования является разработка теоретических положений, обосновывающих эффективность формирования языковой компетентности в ходе подготовки и участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах по иностранному языку. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1. Определить педагогические основы процесса формирования языковой компетентности; 2. Разработать теоретические основы формирования иноязычной коммуникативной компетентности студентов в процессе внеаудиторной деятельности по основному иностранному языку в вузе; 3. Выявить и обосновать теоретические положения, доказывающие возможность использования интеллектуальных состязаний как средства формирования коммуникативной компетентности студентов в процессе внеаудиторной деятельности в вузе. Материалами исследования послужили регламенты конкурсов по китайскому языку, содержащие типы заданий, предлагаемых студентам, непосредственно образцы вариантов олимпиадных заданий, а также личный опыт подготовки студентов к подобным мероприятиям. Методологической основой исследования являются работы по развитию иноязычной коммуникативной компетентности Н. Хомского, М. Канейла и М. Свейн. Научная новизна заключается в сопоставлении признаков сформировавшейся коммуникативной компетентности и компетенций, развивающихся за счет выполнения тех или иных заданий в языковых конкурсах, выявлении связей между ними, что позволит обосновать эффективность использования интеллектуальных языковых состязаний как инструмента формирования коммуникативной компетентности учащихся. Те-

оретическая значимость состоит в выявлении тех факторов формирования иноязычной коммуникативной компетентности, которые позволяют развивать участие в языковых конкурсах. Практическая значимость исследования заключается в наличии практических рекомендаций для педагогов по совершенствованию вне-учебной деятельности для изучающих иностранный язык.

Коммуникативная компетентность - это способность человека эффективно взаимодействовать с другими людьми при помощи языка с учетом контекста и социокультурной ситуации. Одним из основателей теории коммуникативной компетентности был Ноам Хомский, который предложил модель «компетентность - действие», подразумевающую две составляющие коммуникативной компетентности: знание и использование, и способность генерировать и понимать бесконечное число предложений [1]. Говоря об иноязычной коммуникативной компетентности, следует упомянуть теорию Майкла Канейла и Меррилл Свейн, получившую широкую известность в лингвистике как модель иноязычной коммуникативной компетентности Canale-Swain model. Она включает четыре компонента: грамматическую компетенцию, относящуюся к знанию и использованию грамматических правил; социолингвистическую компетенцию, связанную с пониманием социальных и культурных особенностей языка и его использованию в различных контекстах; стратегическую компетенцию, относящуюся к способности использовать различные стратегии для успешного общения; дискурсивную компетенцию, представляющую собой способность строить связный и когерентный дискурс на иностранном языке [2]. О.О. Шаламова отмечает важность формирования иноязычной коммуникативной компетентности через практику и вовлечение в реальные коммуникативные ситуации, необходимость обучения в реальных контекстах, чтобы развить уверенность и способность к эффективной коммуникации, поскольку студенту нужно как можно раньше почувствовать профессиональный успех как одно из важнейших условий поддержания внутренней мотивации саморазвития в профессии [3]. Таким образом, различные авторы подходят к вопросу формирования иноязычной коммуникативной компетентности с разных ракурсов. В качестве методологической основы для дальнейшего анализа факторов формирования различных составляющих коммуникативной компетентности в данном исследовании была выбрана описанная выше модель М. Каннейла и М. Свейн. Рассмотрим подробнее факторы, которые влияют на формирование иноязычной коммуникативной компетентности у студентов, изучающих иностранный язык. 1. Мотивация и цели изучения языка, которые могут быть связаны с личными, профессиональными или образовательными целями. Также следует культивировать внутреннюю мотивацию, а именно - удовольствие от самого процесса изучения языка, что значительно повышает его эффективность. 2. Практика и использование языка в реальных коммуникативных ситуациях, активное общение на иностранном языке с носителями языка, включая повседневное общение, общение на рабочем месте или участие в языковых клубах.

3. Вывод в языковую среду, под которой подразумевается общение с носителями языка, проживание в стране изучаемого языка и участие в культурных мероприятиях. 4. Обучение по методикам, основанным на коммуникативном подходе, где основой является практическое использование языка. 5. Постоянное поддержание контакта с языком через прослушивание аудиоматериалов и чтение текстов, что помогает улучшить навыки восприятия и понимания на иностранном языке, а чтение вслух или повторение аудиоматериалов вслед за носителем (shadowing) также позволяет работать над произношением звуков, интонациями и темпом речи. 6. Пополнение лексического запаса, углубление знаний по грамматике. Все вышеуказанные факторы взаимодействуют между собой и могут оказывать влияние на формирование уровня иноязычной коммуникативной компетентности у человека. Как видно из перечисленных выше факторов, не все из них возможно задействовать в рамках стандартного учебного процесса, следовательно, для успешного формирования коммуникативных навыков предполагается привлечение обучающихся к внеурочной деятельности. Одной из форм подобной деятельности могут выступать подготовка и участие в различных конкурсах и олимпиадах по иностранному языку. Подобного рода состязания предоставляют уникальную возможность активно применять иностранный язык в различных ситуациях и контекстах. В настоящее время интеллектуальные соревнования по иностранным языкам проводятся не только в рамках ВСОШ и в границах отдельных вузов, но и в новых дистанционных форматах, позволяющих проводить их, в том числе, на международном уровне. Участие в таких мероприятиях помогает студентам практиковать навыки чтения, письма, говорения и слушания, а также расширять словарный запас и грамматическую точность, требуя от учащихся не только знаний грамматики и словарного запаса, но и навыков анализа, критического мышления, логики и творческого подхода. Решение разнообразных заданий и проблем, представленных в рамках таких мероприятий, способствует развитию когнитивных способностей и умения применять полученные знания на практике.

Итак, как упоминалось выше, согласно модели М. Кэннейл и М. Свейн, иноязычная коммуникативная компетентность включает в себя несколько основных компонентов (грамматическую, социолингвистическую, стратегическую и дискурсивную компетенции), которые взаимодействуют друг с другом и способствуют эффективному общению на иностранном языке. Рассмотрим основные типы заданий, встречающихся на олимпиадах, определим, формированию каких составляющих коммуникативной компетенции они способствуют. Большинство конкурсов и олимпиад по китайскому языку состоят из письменного и устного туров, которые могу проводиться как в один, так и в разные дни, а также отличаться по формату взаимодействия (онлайн/офлайн). К заданиям письменного тура чаще всего относятся лексико-грамматический тест, эссе, задания по аудированию и чтению. Целенаправленная подготовка учащихся к заданиям данного типа способствует формированию в первую очередь грамматического компонента коммуникативной компетентности (лексического, грамматического, семантического, фонетического). Однако освоение исключительно лексико-грамматического материала не всегда способно обеспечить качественную коммуникацию, не следует забывать про социокультурную и дискурсивную составляющие коммуникативной компетентности. Именно эти аспекты нередко «проседают» у изучающих иностранный язык в связи с недостаточным количеством учебных часов, отсутствием носителей языка в учебном процессе или в повседневной жизни. При подготовке к устной части олимпиады, где необходимо выступить с докладом или поддержать диалог на определенную тему, ответить на вопросы, принять участие в дебатах или ролевых играх (например, в формате ток-шоу), озвучить видеоролик, взять или дать интервью, интерпретировать прочитанный или услышанный текст и другие, студенты получают широкое поле для профессионального роста, где они не только могут использовать ранее изученные лексико-грамматические конструкции, но и углубиться в изучение этических норм, культурных традиций, подготовить себя к эмоциональной беседе, научиться аргументировать свою точку зрения и выражать эмоции (например, отстаивая свою точку зрения в дебатах), что позволит учащимся в дальнейшем качественно вести коммуникацию с представителями культуры страны изучаемого языка. Но в то же время на устном туре учащиеся зачастую сталкиваются с невероятным стрессом, связанным как с новыми для них типами заданий, так и с другими факторами (волнение при выступлении на сцене, необходимость оправдать ожидания педагогов и родителей, ответственность, когда нужно отстоять честь вуза, и так далее). В подобных стрессовых ситуациях даже при качественной подготовке студент может что-то забыть или растеряться, в таких ситуациях от него требуется мобильность в

Библиографический список

мышлении и принятии решений. Именно здесь на первый план выходит так называемая стратегическая компетенция, под которой понимают способность человека действовать в критической ситуации, в том числе компенсировать недостаток знаний или опыта общения путем подбора другой стратегии, иных средств коммуникации. Авторы модели подчеркивают, что данная компетенция в большинстве случаев не может развиваться в учебной ситуации, а формируется лишь в процессе реальной коммуникации, которую как раз воссоздают конкурсные задания. Таким образом, коммуникативная компетентность проявляется в знании лексики и грамматики, социокультурных норм, умении использовать компенсаторные стратегии и правила дискурса. В ходе анализа типичных олимпиадных заданий письменного и устного туров, а также исходя из рассмотренных выше факторов формирования иноязычной коммуникативной компетентности, были выявлены причины, по которым интеллектуальные состязания можно по праву назвать инструментом формирования коммуникативной компетентности. Итак, интеллектуальные состязания представляют собой эффективный метод формирования иноязычной коммуникативной компетентности, поскольку способны дать обучающимся следующие преимущества: 1. Мотивация: участие в интеллектуальных состязаниях стимулирует учащихся улучшать свои языковые навыки, так как это помогает им лучше понимать иностранный язык, изучать новые термины и формулировать свои мысли более точно и ясно. Учащиеся стремятся достичь хороших результатов, улучшить свои языковые навыки и показать способности. Победы или даже участие в таких соревнованиях значительно повышают самооценку студентов и мотивацию к дальнейшему углубленному изучению иностранного языка, а неудачи способны подтолкнуть к осознанию необходимости прилагать больше усилий к изучению языка. 2. Широкий круг общения: интеллектуальные соревнования предоставляют участникам возможность общаться с ровесниками из своей и других стран на иностранном языке, вдохновляться успехами других, находить точки роста. Общение на иностранном языке также помогает учащимся быстрее овладеть различными стратегиями коммуникации, адаптироваться к разным стилям речи и способам мышления, а также улучшить навыки работы в коллективе и межкультурную коммуникацию. 3. Развитие навыков аргументации и убеждения: участие в таких мероприятиях требует ясного, конкретного и логичного выражения своих мыслей на иностранном языке, что способствует формированию навыков убеждения и аргументации. 4. Улучшение словарного запаса: интеллектуальные состязания обязательно расширяют словарный запас участников, так как для успешного участия требуется знание большого количества терминов и фраз на иностранном языке. 5. Повышение уверенности: когда учащиеся преодолевают барьеры и участвуют в международных или межшкольных интеллектуальных состязаниях, это укрепляет их уверенность в своих навыках использования иностранного языка. Успех на олимпиаде также может улучшить самооценку учеников и убедить их в том, что они способны успешно использовать иностранный язык в различных ситуациях. 6. Развитие познавательных способностей: участие в конкурсах требует от учащихся не только знаний грамматики и словарного запаса, но и навыков анализа, критического мышления, логики и творческого подхода. Решение разнообразных заданий и проблем, представленных в рамках таких мероприятий, способствует развитию когнитивных способностей и умения применять полученные знания на практике. В целом олимпиады могут стимулировать учеников к более полному и качественному изучению иностранного языка, а также развивать умения работать в команде, действовать в нестандартных ситуациях, что благоприятно сказывается на их коммуникативной компетентности.

В заключение следует отметить, что конкурсы по иностранным языкам являются эффективным и мотивирующим инструментом для развития иноязычной коммуникативной компетентности учащихся. Они способствуют укреплению и совершенствованию учебного процесса, повышению мотивации и самооценке студентов, выявлению и развитию талантливых и одаренных студентов. Кроме того, такая форма внеурочной деятельности стимулирует активное использование языка в разных ситуациях, способствует расширению словарного запаса, улучшает грамматическую точность и развивает коммуникативные навыки в целом. Это позволяет учащимся достичь высокого уровня владения иностранным языком и уверенно использовать его в различных жизненных ситуациях, эффективно выражать свои мысли и идеи, убеждать, договариваться, урегулировать конфликтные ситуации, что является основой качественной коммуникации и может стать основой для дальнейшего развития и профессионального роста обучающегося в сфере лингвистики, перевода, международных отношений и других специальностей, связанных с иностранными языками.

1. Хомский Н. Язык и разум. Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета, 2006.

2. Канейл М. От коммуникативной компетентности к коммуникативной языковой педагогике. Язык и общение. Лондон: Лонгман, 1983.

3. Шаламова О.О. Проблема мотивации профессиональной деятельности студентов старших курсов языковых факультетов. Актуальные проблемы востоковедения: материалы IX Международной научно-практической конференции. Хабаровск: Издательство ТОГУ, 2020; Выпуск 9.

References

1. Homskij N. Yazyk i razum. Kembridzh, Velikobritaniya: Izdatel'stvo Kembridzhskogo universiteta, 2006.

2. Kanejl M. Ot kommunikativnoj kompetentnosti k kommunikativnoj yazykovoj pedagogike. Yazyk i obschenie. London: Longman, 1983.

3. Shalamova O.O. Problema motivacii professional'noj deyatel'nosti studentov starshih kursov yazykovyh fakul'tetov. Aktual'nye problemy vostokovedeniya: materialy IX Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Habarovsk: Izdatel'stvo TOGU, 2020; Vypusk 9.

Статья поступила в редакцию 31.01.24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.