Научная статья на тему 'МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К УЧАСТИЮ В АКАДЕМИЧЕСКИХ КОНКУРСАХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К УЧАСТИЮ В АКАДЕМИЧЕСКИХ КОНКУРСАХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
иностранные языки / модель подготовки / академические конкурсы / говорение / высокий уровень подготовки / неязыковые специальности / foreign languages / training model / academic competitions / speaking / high level of training / nonlinguistic specialties

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канунникова Наталья Владимировна, Лебеденко Ольга Николаевна, Голубовская Елена Александровна

В статье анализируются особенности подготовки обучающихся к участию в академических конкурсах по иностранному языку, в рамках исследования авторы используют метод педагогического моделирования. Целью работы является представление структурно-функциональной модели, способствующей эффективному развитию навыков говорения у студентов неязыковых специальностей в процессе их подготовки к участию в академических конкурсах на иностранном языке. Опираясь на исследования российских и зарубежных ученых по проблемам коммуникативно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам, авторы описывают компоненты разработанной модели для подготовки студентов с высоким уровнем развития иноязычной коммуникативной компетенции. Новизна исследования заключается в универсальности и комплексном характере разработанной модели. В результате авторы отбирают соответствующее содержание и методы, используемые в процессе обучения студентов устной речи на иностранном языке, а также предлагают упражнения и задания для их реализации. Достижения студентов в международных и региональных академических конкурсах, стабильный рост самооценки, мотивации и академической успеваемости обучающихся в процессе апробации подхода авторов на базе Омского государственного аграрного университета в течение 2021-2023 гг. подтверждают потенциал предложенной модели для совершенствования навыков устной речи обучающихся. Полученные результаты могут быть применены для эффективной подготовки студентов-участников академических конкурсов на иностранных языках. Также авторы приходят к выводу, что подобная модель может быть успешно реализована преподавателями средней школы, колледжа и университета для совершенствования навыков устной речи обучающихся в процессе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канунникова Наталья Владимировна, Лебеденко Ольга Николаевна, Голубовская Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF TRAINING NON-LINGUISTIC STUDENTS FOR PARTICIPATION IN FOREIGN LANGUAGE ACADEMIC COMPETITIONS

The article analyzes the peculiarities of students’ training for participation in foreign language academic competitions. The authors use the method of pedagogical modeling. The aim of the work is to present a structural-functional model that contributes to the effective development of speaking skills in students of non-linguistic specialties in the process of their training to participate in academic competitions in English. Based on the research of Russian and foreign scientists on the problems of communicative-oriented approach in teaching foreign languages, the authors describe the components of the developed model for training advanced students. The novelty of the research lies in the universal and complex character of the developed model. As a result, the authors select the appropriate content and methods used in the process of teaching students oral speech in a foreign language, as well as offer exercises and tasks for their implementation. Students’ achievements in international and regional academic competitions, theirs stable growth of self-esteem, motivation and academic performance in the process of approbation of the authors’ approach on the basis of Omsk State Agrarian University during 2021-2023 confirm the potential of the proposed model to improve students’ speaking skills. The obtained results can be applied to the effective training of students participating in foreign languages academic competitions. The authors conclude that such model can be either successfully implemented by high school, college and university teachers to improve students’ oral proficiency in general through the organization of in-class and out-of-class independent work

Текст научной работы на тему «МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К УЧАСТИЮ В АКАДЕМИЧЕСКИХ КОНКУРСАХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

Научная статья УДК: 378, ББК: 000 © Н. В. Канунникова, О. В. Лебеденко, Е. А. Голубовская DOI: 10.24412/2225-82642023-4-26-32

Ключевые слова: иностранные языки, модель подготовки, академические конкурсы, говорение, высокий уровнь подготовки, неязыковые специальности Keywords: foreign languages, training model, academic competitions, speaking, high level of training, non-linguistic specialties

МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К УЧАСТИЮ В АКАДЕМИЧЕСКИХ КОНКУРСАХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Канунникова Н. В.1 Лебеденко О. В.2 Голубовская Е. А.3

Аннотация. В статье анализируются особенности подготовки обучающихся к участию в академических конкурсах по иностранному языку, в рамках исследования авторы используют метод педагогического моделирования. Целью работы является представление структурно-функциональной модели, способствующей эффективному развитию навыков говорения у студентов неязыковых специальностей в процессе их подготовки к участию в академических конкурсах на иностранном языке. Опираясь на исследования российских и зарубежных ученых по проблемам коммуникативно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам, авторы описывают компоненты разработанной модели для подготовки студентов с высоким уровнем развития иноязычной коммуникативной компетенции. Новизна исследования заключается в универсальности и комплексном характере разработанной модели. В результате авторы отбирают соответствующее содержание и методы, используемые в процессе обучения студентов устной речи на иностранном языке, а также предлагают упражнения и задания для их реализации. Достижения студентов в международных и региональных академических конкурсах, стабильный рост самооценки, мотивации и академической успеваемости обучающихся в процессе апробации подхода авторов на базе Омского государственного аграрного университета в течение 2021-2023 гг. подтверждают потенциал предложенной модели для совершенствования навыков устной речи обучающихся. Полученные результаты могут быть применены для эффективной подготовки студентов-участников академических конкурсов на иностранных языках. Также авторы приходят к выводу, что подобная модель может быть успешно реализована преподавателями средней школы, колледжа и университета для совершенствования навыков устной речи обучающихся в процессе аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

'Канунникова Наталья Владимировна — кандидат педагогических наук, Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина (Россия, г Омск, Институтская пл., 1)

E-mail: nv.kanunnikova@ omgau.org

2Лебеденко Ольга Николаевна — старший преподаватель, Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина (Россия, г. Омск, Институтская пл., 1)

E-mail: on.lebedenko@ omgau.org

3Голубовская Елена Александровна — кандидат филологических наук, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 6)

E-mail: golubovskaya-ea@ rudn.ru)

Поступила в редакцию: 20.11.2023

MODEL OF TRAINING NON-LINGUISTIC STUDENTS FOR PARTICIPATION IN FOREIGN LANGUAGE ACADEMIC COMPETITIONS

Natalia V. Kanunnikova

PhD (Pedagogical Sciences), Associate Professor, Omsk State Agrarian University Olga N. Lebedenko

Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, Omsk State Agrarian University Elena A. Golubovskaya

PhD (Philological Sciences), Associate Professor, RUDN: Peoples' Friendship University of Russia

Abstract. The article analyzes the peculiarities of students' training for participation in foreign language academic competitions. The authors use the method of pedagogical modeling. The aim of the work is to present a structural-functional model that contributes to the effective development of speaking skills in students of non-linguistic specialties in the process of their training to participate in academic competitions in English. Based on the research of Russian and foreign scientists on the problems of communicative-oriented approach in teaching foreign languages, the authors describe the components of the developed model for training advanced students. The novelty of the research lies in the universal and complex character of the developed model. As a result, the authors select the appropriate content and methods used in the process of teaching students oral speech in a foreign language, as well as offer exercises and tasks for their implementation. Students' achievements in international and regional academic competitions, theirs stable growth of self-esteem, motivation and academic performance in the process of approbation of the authors' approach on the basis of Omsk State Agrarian University during 2021-2023 confirm the potential of the proposed model to improve students' speaking skills. The obtained results can be applied to the effective training of students participating in foreign languages academic competitions. The authors conclude that such model can be either successfully implemented by high school, college and university teachers to improve students' oral proficiency in general through the organization of in-class and out-of-class independent work.

Введение

Поддержка талантливой молодежи является важной частью национального проекта «Образование» в Российской Федерации [12]. В настоящее время актуальность приобретает создание специальных условий для выявления одаренных студентов, предоставление им возможности раскрыть свой потенциал. В этой связи предметные академические конкурсы играют большую роль в целостной системе обучения студентов. И. Ю. Старчикова в своем исследовании раскрывает важность и перспективы развития студенческого олимпиадного движения, О. И Трубицина, М. С. Переверткина, Н. А. Шегай указывают на необходимость интенсификации подготовки талантливой молодежи к интеллектуальным соревнованиям по иностранным языкам [15, 16]. Эффективность подобных мероприятий в процессе обучения иностранному языку в вузе подтверждают результаты исследования И. В. Куламихиной, Е. В. Пестовой, О. Н. Лебеденко [8].

Различные лингвистические конкурсы по иностранному языку (олимпиады, викторины, творческие и интеллектуальные состязания и т.п.) представляют собой традиционную форму организации внеаудиторной работы со студентами, позволяющую как проверить уровень обучающихся, так и мотивировать их к саморазвитию. Как правило, участники должны продемонстрировать свои знания, умения и компетенции во всех видах иноязычной речевой деятельности. Однако наибольшие трудности для подавляющего большинства участников представляет раздел «Говорение», поэтому эффективная подготовка студентов к устной речевой деятельности на иностранном языке не теряет своей актуальности.

Цель настоящего исследования — представить структурно-функциональную модель, способствующую развитию навыков говорения у студентов неязыковых специальностей в процессе их подготовки к участию в академических конкурсах на иностранном языке. В рамках достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Разработать структурно-функциональную модель подготовки обучающихся к участию в академических лингвистических конкурсах на иностранном языке с акцентом на развитие устной речи.

2. Сконструировать конкретную учебную деятельность по реализации компонентов предложенной модели с позиции методики преподавания иностранных языков.

Исследование проводилось на базе Омского государственного аграрного университета (далее — ОмГАУ). Для сбора и изучения необходимой информации были использованы методы педагогической диагностики: наблюдение, опрос и тестирование 38 студентов ОмГАУ, принимавших участие в международных и региональных академических и творческих конкурсах по английскому языку в 2021-2023 годах, а также статистические и математические методы обработки количественных данных.

Теоретической основой исследования послужи-

ли работы российских и зарубежных ученых по проблемам коммуникативно-ориентированного подхода в обучении иностранным языкам (Е. И. Пассов, И. А. Зимняя, Р. П. Мильруд, А. А. Леонтьев, М. Н. Вятютнев, W.Littlewood, R.Mitchell) [13, 5, 11, 10, 3, 19, 20]. Нами были изучены результаты ряда современных исследований по проблеме языковой подготовки в высшей школе (К. Г. Чикнаверова, Н. В Канунникова, О. Н Лебеденко, И. В. Куликова) [18, 6, 9], а также работы методистов Ф. Б. Абаевой, И. А Бульдиной, посвященные вопросам обучения устной иноязычной речи студентов неязыковых специальностей [1-2].

В рамках настоящего исследования для актуализации обозначенных задач авторами был использован метод педагогического моделирования, который обоснован в трудах В. А. Штоффа, Е. В. Заир-Бек, В. В. Краевского и других ученых [17, 4, 7]. Вслед за В. А. Штоффом, мы понимаем под моделью «мысленно представленную и материально реализуемую систему» [17] и допускаем, что в основе педагогического моделирования лежит некая мыслительная конструкция, способная замещать объект исследования и делать возможным его изучение. В данной статье модель подготовки обучающихся выступает как схе-магическое промежуточное звено, посредством которого осуществляется теоретическое и практическое исследование образовательного процесса, а именно — процесса обучения иноязычной устной речи перспективных студентов неязыковых специальностей. Настоящая модель представляет обобщенную информацию в формализованном виде и включает компоненты, которые отражают логику образовательного процесса. Представленную модель подготовки обучающихся к участию в академических лингвистических конкурсах по иностранному языку применительно к разделу «Говорение» мы относим к структурно-функциональным моделям, поскольку все компоненты тесно взаимосвязаны и выполняют конкретные функции, например, диагностическую, обучающую, воспитательную, развивающую, оценочную и т.д.

Рассмотрим компоненты разработанной модели с точки зрения методики преподавания иностранных языков на примере ее использования для подготовки студентов различных неязыковых факультетов аграрного вуза г. Омска. Студенты ОмГАУ, владеющие английским языком на уровне выше среднего, регулярно участвуют в различных международных и региональных академических соревнованиях по иностранным языкам. Данный контингент обучающихся, как правило, заинтересован в поддержании и совершенствовании своих иноязычных коммуникативных умений, что служит важным фактором для эффективной организации совместной деятельности педагога и одаренных молодых людей по подготовке к участию во внеаудиторных лингвистических мероприятиях.

Таким образом, на первом этапе, согласно представленной модели, реализуется ее диагностико-це-левой компонент. Он имеет следующие функции — диагностическую и прогностическую. Прогностическая функция предполагает определение стратегии совместной деятельности педагога и обучающегося,

Рис 1. Модель подготовки обучающихся к участию в академических лингвистических конкурса

а также целеполагание исходя из реальной ситуации, которая, в свою очередь, выявляется в процессе диагностики.

Диагностика начинается с определения уровня владения обучающихся иностранным языком. Так, в сентябре 2022 г. нами была сформирована фокус-группа студентов первого курса разных факультетов ОмГАУ владеющих английским языком на достаточно высоком уровне. Данный отбор опирался на результаты (более 75% правильных ответов) обязательного входного лек-сико-грамматического тестирования, состоящего из 30 вопросов. Фокус-группа включала 38 студентов, чья мотивация к изучению английского языка и намерение принять участие в лингвистических соревнованиях были ключевыми факторами для дальнейшего отбора. С целью подтвердить наличие положительной мотивации преподаватели провели с данными студентами интервью (собеседование) на английском языке на тему проблем студенческой жизни, карьерных перспектив, интересов и т.п. Подавляющее большинство студентов (94%) продемонстрировали свою заинтересованность в изучении ИЯ и участии в академических лингвистических конкурсах. Чтобы получить полное представление о трудностях, с которыми студенты сталкиваются при изучении английского языка, был проведен опрос участников фокус-группы, касающийся опыта и отношения к процессу изучения курса «Иностранный язык» до поступления в ВУЗ. Анкета состояла из 10 вопросов закрытого и открытого типа. Самым значимым вопросом для нашего исследования был выбор наиболее проблемного типа иноязычной речевой деятельности на иностранном языке среди говорения,

аудирования, чтения и письма, а также соответствующих типов заданий (составление монолога/диалога, прослушивание/чтение текстов и ответы на вопросы к ним, написание эссе/сочинения и т.д.). Таким образом, большинство студентов-первокурсников (31 из 38 студентов) отметили говорение и аудирование как наиболее проблемные для них и указали свои личные причины для данного выбора (например, трудности с правильным произношением (53%), психологический страх сделать ошибку (72%), незнание лексики по теме (47%) и т.д.).

Полученные результаты тестирования и анкетирования обучающихся послужили важным фактором для определения дальнейшей стратегии подготовки будущих участников академических конкурсов по иностранному языку, т.к. подтвердили, что такой вид речевой деятельности, как говорение, вызывает наибольшие трудности у студентов с продвинутым уровнем подготовки. Следует отметить, что устная коммуникация является обязательным разделом практически всех лингвистических состязаний. В этой связи нами был проведен анализ конкурсных заданий на разговорную речь в рамках предыдущих лет (2019-2023), который показал, что наиболее распространенным является обсуждение определенной темы на английском языке в условиях, максимально приближенным к реальным, например, интервью по Skype, телефону, групповая дискуссия или устный доклад участника. При этом критерии оценки высказывания включают не только выполнение коммуникативной задачи и грамотное языковое оформление речи, но и экстралингвистическое, а именно: взаимодействие с интервьюером, бе-

глость, связность речи, учет межкультурных особенностей коммуникации и т.д.

Таким образом, цель подготовки обучающихся в рамках предложенной модели может быть сформулирована как совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции студентов продвинутого уровня и достигнута посредством решения ряда последовательных задач, которые в настоящем исследовании для студентов с высоким уровнем подготовки ОмГАУ включали:

1. Обогащение активного и пассивного словаря по актуальным темам;

2. Развитие навыков аудирования на английском языке;

3. Формирование произносительных и интонационных навыков устной речи;

4. Формирование лексических и грамматических навыков устной речи на английском языке.

В качестве ведущих принципов обучения были обозначены:

— принцип коммуникативной направленности;

— принцип структурно-функционального подхода;

— принцип тематической направленности;

— принцип комплексности [1, 2].

Так, в соответствии с последним заявленным принципом в рамках обучения устной речи студентов параллельно совершенствовались их умения и навыки во всех видах речевой деятельности, что является неоспоримым преимуществом представленной модели подготовки.

Организационно-содержательный компонент данной модели предполагает выбор форм и методов обучения говорению на иностранном языке, соответствующих цели подготовки, отбор и использование учебного материала в рамках поставленных задач. Потенциал второго компонента наиболее многогранен. Он выполняет не только образовательную функцию, но также способствует реализации развивающих и воспитательных целей обучения иностранному языку.

Основой для организации процесса обучения на разных этапах послужили два основных подхода к развитию устной речи, предложенные Е. Н.Солововой:

«Сверху вниз», предполагающий наличие визуальной «опоры» (текста, картинки, фильма и т.д.);

«Снизу вверх», фокусирующийся на переходе от контролируемой речи к спонтанной без опоры [14].

Так, принципы первого подхода были фрагментарно использованы нами для устранения языковых трудностей при работе над произношением студентов, совершенствованием их лексических и грамматических навыков, а также навыков аудирования и разговорной речи. Здесь применялись такие задания как чтение вслух, прослушивание текста проблемного характера с целью определения его основной идеи и высказывания своего мнения о выявленной проблеме.

Элементы второго подхода активно использовались на последнем этапе обучения студентов во время выполнения ими творческих заданий, например, во время дискуссий, общения с носителями языка или при выполнении групповых проектов.

При отборе методов и форм обучения студентов

продвинутого уровня мы основывались на заданиях последних академических конкурсов и кодификаторах лексических тем Единого государственного экзамена, при этом было выделено три общих тематических области, не включенные в учебную программу по иностранному языку для студентов ОмГАУ: 1. Проблемы молодежи. Гаджеты. 2. Интернет. Средства массовой информации. 3. Экологические проблемы. Охрана окружающей среды.

Таким образом, подбор упражнений, направленных на совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности, производился на основе тематической лексики. На различных этапах подготовки были использованы такие типы упражнений, как предрече-вые, условно-речевые и подлинно речевые в соответствии с базовой типологией упражнений, представленной в коммуникативно-ориентированном подходе Е. И. Пассова [13].

Для реализации организационно-содержательного компонента модели нами были использованы следующие формы работы со студентами:

— внеаудиторная индивидуальная самостоятельная работа (развитие навыков аудирования на английском языке с использованием аудио— и видеозаписей из аутентичных источников);

— индивидуальная самостоятельная работа на учебном занятии (совершенствование лексических и грамматических навыков говорения на английском языке, выполнение тренировочных заданий из аутентичных учебников);

— внеаудиторная групповая работа (формирование фонетических навыков говорения при работе с ауди-оматериалом современных музыкальных произведений).

Решающими факторами в выборе содержания учебного материала являлись использование аутентичных материалов, а также сочетание значительной доли самостоятельной работы студентов с элементами интенсивного и дистанционного обучения на всех этапах.

Внеаудиторная групповая работа с обучающимися была организована в форме элективного курса. Курс «English Speaking Club» (36 часов) предлагался обучающимся первого и второго курса, владеющим английским на продвинутом уровне. Учебная программа курса была разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО 3++) и ставила перед собой следующие задачи:

— преодоление психологических барьеров при воспроизведении речевого высказывания;

— совершенствование навыков спонтанной речи на иностранном языке.

В содержание элективного курса входили три модуля по выделенным нами ранее тематическим областям: Модуль 1. Youth Problems. Gudgets. Модуль 2. Internet. Mass Media. Модуль 3. Ecological Problems. Environmental Protection. Лексико-грамматический материал по каждой теме был представлен в блоках, что давало возможность студентам изучать новый материал каждого последующего блока с опорой на навыки, полученные после работы над предыдущим.

В рамках реализации элективного курса использовались современные образовательные методы, такие как проектный метод, дистанционное обучение, использование языкового портфолио, тандемный метод, использование компьютерных и аудиовизуальных технических средств. Благоприятная атмосфера на этих занятиях, личный интерес к проблемам студентов и их вовлечение в интегрированный процесс подготовки к академическим конкурсам сыграли значительную роль. На занятия приглашались носители языка наряду с русскоязычными экспертами по обсуждаемым вопросам, имеющими достаточное владение иностранным языком для поддержания дискуссии. Особое внимание на каждом занятии уделялось музыкальным паузам, посвященным совершенствованию произносительных навыков студентов и снятию психологического барьера.

В рамках других форм внеаудиторной работы студенты занимались проектной деятельностью. Подобная деятельность обеспечивает комплексное развитие различных видов речевой деятельности студентов и повышает их мотивацию к изучению иностранного языка [15]. При подготовке проектов студенты имели возможность выбирать интересные для них темы и участвовать в дискуссиях. Например, в ходе работы по проблеме «Гаджеты» обучающиеся представляли свои проекты на английском языке по следующим темам: «Зависимость от гаджетов», «Цифровое поколение», «Интернет-зависимость» и др.

Деятельность преподавателя в процессе реализации представленного компонента модели позволяет осуществить развитие общего и лингвистического кругозора обучающихся и выйти за рамки курса «Иностранный язык».

Последний компонент предлагаемой модели подготовки студентов-нелингвистов к академическим конкурсам по иностранному языку выполняет функцию оценки деятельности обучающихся и преподавателей и обеспечивает мониторинг обратной связи. Проведенная аудиторная и внеаудиторная работа с потенциальными участниками лингвистических мероприятий позволяет им выступать в различных конкурсах, используя свои таланты и приобретенные коммуникативные компетенции, а также способствует усвоению материала учебного курса «Иностранный язык» на максимально высоком уровне. Развитие общего кругозора и снижение лингвистической тревожности у обучающихся являются важным дополнительным аспектом в рамках подготовки участников конкурсов.

Деятельность преподавателя иностранного языка считается успешной в случае выполнения его студентами следующих показателей:

— высокий уровень академической успеваемости по дисциплине «Иностранный язык» в соответствии с требованиями ФГОС+++ (итоговая аттестация);

— активное участие и достижения в академических и творческих лингвистических состязаниях разного уровня (призовые места, поощрения за индивидуальные успехи, частота участия);

— рост самооценки применительно к изучению иностранного языка (опрос студентов в конце освоения курса).

Так, в течение 2021-2023 гг. студенты Омского ГАУ являющиеся участниками различных конкурсов по иностранному языку, проходили подготовку в соответствии с предложенной в настоящем исследовании моделью и показали высокие результаты, которые соответствуют представленным выше критериям.

Данные результаты включали:

— отличную успеваемость по курсу «Иностранный язык» у 100% обучающихся;

— дипломы победителей и поощрения за участие в таких конкурсах, как международный онлайн-конкурс профессионального переводческого мастерства «Язык есть дух народа» ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева, конкурс профессионального мастерства «Word Skills» ФГБОУ ВО ОмГАУ имени П. А. Столыпина, городская олимпиада для студентов нелингвистических специальностей ФГАОУ ВО ОмГУ имени Ф. М. Достоевского, всероссийская олимпиада по английскому языку ОУ ВО ЮУТУ международная онлайн олимпиада «English Skills: Check Your Knowledge», Global English Language Olympiad for non-native speakers и т.д. (53%);

— преодоление языкового барьера и рост самооценки по результатам анкетирования в конце учебного года у 92% студентов.

В процессе подготовки студентов к участию в конкурсах по иностранному языку в рамках предложенной модели преподавателями ОмГАУ были сформулированы организационно-педагогические условия, обеспечивающие ее эффективность:

1. Систематический характер подготовки.

2. Практическая направленность обучения.

3. Акцент на развитие творческого и критического мышления обучающихся.

4. Учет индивидуальных психологических особенностей обучающихся и их уровня владения иностранным языком.

5. Управляемая педагогом аудиторная и внеаудиторная самостоятельная деятельность студентов.

6. Гибридные методы организации процесса обучения.

Выводы

Разработанная структурно-функциональная модель подготовки обучающихся к участию в академических конкурсах по иностранному языку является эффективным средством обучения английскому языку студентов-нелингвистов с высоким уровнем владения иностранным языком. Актуализация задач обучения посредством представленной модели с акцентом на развитие иноязычных речевых умений обучающихся осуществлялась поэтапно. В полном соответствии с компонентами модели она включала диагностику уровня студентов, их аудиторную и внеаудиторную работу со специально отобранным и организованным материалом в разных формах, участие в мероприятиях различного уровня и мониторинг обратной связи. Иноязычное говорение выступало в качестве цели обучения и параллельно являлось средством совершенствования у обучающихся умений остальных видов речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо).

Полученные нами научные результаты подтверждают высокий потенциал предложенной модели подготовки для развития устной речи студентов на английском языке и иноязычной коммуникативной компетенции в целом. Подобная модель может быть успешно реализована преподавателями средней школы, колледжа и университета для развития устной речи студентов посредством организации аудитор-

ной и внеаудиторной самостоятельной работы. Дальнейшие перспективы исследования могут включать разработку специальных методических рекомендаций и их практическую апробацию в процессе обучения иностранному языку студентов-участников академических конкурсов на иностранных языках и обучающихся, которые осваивают иностранный язык самостоятельно.

Библиографический список

1. Национальный проект «Образование». Министерство просвещения Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 20.05.2023).

2. Старчикова И. Ю. Олимпиада в техническом вузе: мнения студентов и перспективы развития [Электронный ресурс] // Перспективы науки и образования: международный электронный научный журнал. 2020. № 6 (48). URL: https://pnojoumal.files.wordpress.com/2020/12/pdf_200613.pdf (дата обращения: 03.11.2023).

3. Трубицина О. И., Переверткина М. С., Шегай Н. А. Интенсификация подготовки талантливой молодежи к интеллектуальным соревнованиям по иностранным языкам // UNIVERSUM. Вестник Герценовского университета. 2013. № 4. С.161-168.

4. Куламихина И. В., Пестова Е. В., Лебеденко О. Н. Онлайн-олимпиада как эффективная форма внеаудиторной работы обучающихся [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 7. URL: http://e-koncept.ru/2018/186058.htm (дата обращения: 21.09.2023).

5. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М.: Изд. Просвещение, 1991. 223 с.

6. Зимняя И. А. Психология обучения неродному языку. М.: Русский язык, 1989. 219 с.

7. Мильруд Р. П. Компетентность в изучении языка // Иностранные языки в школе. 2004. № 7. С.20-26.

8. Littlewood W. Communicative Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. pp.243-249.

9. Mitchell R. The Communicative Approach to Language Teaching. An Introduction. Teaching Modern Languages / ed. by A. Swarbrick. L. The Open University, 1994.196 с.

10. Чикнаверова К. Г. Условия адаптации студентов к обучению иностранному языку в нелингвистическом вузе // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова. 2018. № 44. С. 34-39

11. Канунникова Н. В., Лебеденко О. Н. Содержание курса иноязычной подготовки с элементами предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе [Электронный ресурс] // Научные известия. 2022. №26. С.88-91.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48451511_88418710.pdf (дата обращения: 13.05.2023).

12. Куликова И. В. Интерактивные методы при обучении студентов технического вуза иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 112-117.

13. Абаева Ф. Б. Современные методы обучения студентов говорению на иностранном языке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 7-9.

14. Бульдина И. А. Основные принципы обучения говорению на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей вуза с разным уровнем подготовки // Педагогические науки. Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17) С. 9-12.

15. Штофф В. А. Понятие модели в современной науке // Некоторые вопросы диалектического материализма. Ленинград. 1962. С.23-28.

16. Заир-Бек Е. С. Теоретические основы обучения педагогическому проектированию. Москва: Изд. Просвещение, 1995. 410 с.

17. Краевский В. В. Общие основы педагогики. М., Изд. центр «Академия», 2003. 255 с.

18. Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. Москва: Изд. Просвещение, 2006. 239 с.

References

1. Natsproekt «Obrazovanie». Ministerstvo Prosveshcheniya Rossijskoj Federacii = Ministry of Education of the Russian Federation. (In Russ.). URL: https://edu.gov.ru/national-project.

2. Starchikova, I. YU. Olympiad at a technical university: student opinions and development prospects. Perspektivy nauki i obrazovaniya: mezhdunarodnyj elektronnyj nauchnyj zhurnal = Prospects for science and education: international electronic scientific journal. 2020; 6 (48). URL: https:// pnojournal.files.wordpress.com/2020 /12/ pdf_200613.pdf. (In Russ.).

3. Trubicina, O. I., Perevertkina, M. S., Shegaj, N. A. Intensifying the training of talented youth for intellectual competitions in foreign languages. UNIVERSUM. Vestnik Gercenovskogo universiteta = UNIVERSUM. Herzen University Bulletin. 2013; 4:161-168. (In Russ.).

4. Kulamikhina I. V, Pestova E. V., Lebedenko O. N. Online Olympiad as an effective form of extracurricular work for students. Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept»= Scientific and methodological electronic journal «Concept». 2018; 7. URL: http://e-concept.ru/2018/186056.htm. (In Russ.).

5. Passov E. I. Communicative method of teaching foreign language speaking. M.: Education, 1991. 223 p.

6. Zimnyaya I. A. Psychology of teaching a non-native language. M.: Russian Language, 1989. 219 p.

7. Milrud R. P. Competence in language learning. Inostrannye yazyki v shkole = Foreign languages at school. 2004; 7: 20-26. (In Russ.).

8. Littlewood W. Communicative Language Teaching. Cambridge: Cambridge University Press; 2009. 243-249.

9. Mitchell R. The Communicative Approach to Language Teaching. An Introduction. Teaching Modern Languages, ed. by A. Swarbrick. L. The Open University; 1994.196 p.

10. Chiknaverova K. G. Conditions for students' adaptation to learning a foreign language at a non-linguistic university. Vestnik Nizhegorodskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta im. N. A. Dobrolyubova = Bulletin of Nizhny Novgorod State Linguistic University named after. N. A. Dobrolyubov. 2018; 44: 34-39. (In Russ.)

11. Kanunnikova N. V., Lebedenko О. N. Contents of a foreign language training course with elements of subject-language integration at a non-linguistic university. Nauchnye izvestiya = Scientific news. 2022; 26: 88-91. URL:https:// www.elibrary.ru/download/elibrary_48451511_88418710.pdf . (In Russ.).

12. Kulikova I. V Interactive methods in teaching foreign languages to technical university students. XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyashchego = 21st century: results of the past and problems of the present plus. 2013; 7 (11): 112-116. (In Russ.).

13. Abaeva F. B. Modern methods of teaching students to speak a foreign language. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya = Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2014; 4: 7-9. (In Russ.).

14. Buldina I. А. Basic principles of teaching speaking a foreign language (English) to university students of non-linguistic specialties with different levels of training. Pedagogicheskie nauki. Karelskij nauchnyj zhurnal = Pedagogical sciences. Karelian scientific journal. 2016; Vol. 5. 4 (17): 9-12. (In Russ.).

15. Shtoff V A. The concept of a model in modern science // Some questions of dialectical materialism. Leningrad, 1962. 23-28.

16. Zair-Bek E. S. Theoretical foundations of pedagogical design. Moscow: Education, 1995. 410 p.

17. Kraevskij V. V. General principles of pedagogy. Moscow: Academy, 2003. 255 p.

18. Solovova E. N. Methods of teaching foreign languages: a basic course of lectures: a manual for students of pedagogical universities and teachers. Moscow:Education, 2006. 239 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.