Научная статья на тему 'ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РАЗДЕЛУ "ГОВОРЕНИЕ" СТУДЕНЧЕСКОЙ МЕЖВУЗОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РАЗДЕЛУ "ГОВОРЕНИЕ" СТУДЕНЧЕСКОЙ МЕЖВУЗОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / ОБУЧЕНИЕ УСТНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Канунникова Н.В., Лебеденко О.Н.

В данной статье рассматривается проблема подготовки студентов неязыковых специальностей к разделу «Говорение» на олимпиадах по иностранным языкам и прочих конкурсах для талантливой молодежи. В работе представлена концептуальная основа технологии подготовки обучающихся (цели, принципы, организационно-педагогические условия и подходы к обучению говорению на английском языке), а также описаны содержательный и процессуальный аспекты (методические приемы, задания и формы работы с обучающимися). Приведены результаты успешного применения предлагаемой технологии подготовки студентов неязыковых вузов (на примере Омского государственного аграрного университета).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Канунникова Н.В., Лебеденко О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNOLOGY OF TRAINING STUDENTS FOR THE SECTION “SPEAKING” OF INTER-UNIVERSITY ENGLISH OLYMPIAD

The article represents the problem of training non-linguistic students for the speaking section at Olympiads in foreign languages and other suchlike competitions for talented young people. The article reveals the conceptual basis of the technology of training students (goals, principles, organizational and pedagogical conditions and approaches to teaching English oral speech), and it also describes the content and procedural aspects (techniques, tasks and forms of work with students). The results of the successful application of the proposed technology are presented (on the example of Omsk State Agrarian University).

Текст научной работы на тему «ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К РАЗДЕЛУ "ГОВОРЕНИЕ" СТУДЕНЧЕСКОЙ МЕЖВУЗОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

Зяегупронный научно-жтодичесх&й журнал „. «¿б"

Омского TftYШр

Н. В. Канунникова, О.Н. Лебеденко. Технология подготовки обучающихся к разделу "Говорение" студенческой межвузовской олимпиады по английскому языку // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. -2022. - № 2 (29) апрель -июнь - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2022/2/01009.pdf. - ISSN 2413-4066

Научная статья

УДК 378.14

Технология подготовки обучающихся к разделу "Говорение" студенческой межвузовской олимпиады по английскому языку

Н. В. Канунникова, О.Н. Лебеденко

ФГБОУ ВО Омский ГАУ, Омск, Россия

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема подготовки студентов неязыковых специальностей к разделу «Говорение» на олимпиадах по иностранным языкам и прочих конкурсах для талантливой молодежи. В работе представлена концептуальная основа технологии подготовки обучающихся (цели, принципы, организационно-педагогические условия и подходы к обучению говорению на английском языке), а также описаны содержательный и процессуальный аспекты (методические приемы, задания и формы работы с обучающимися). Приведены результаты успешного применения предлагаемой технологии подготовки студентов неязыковых вузов (на примере Омского государственного аграрного университета).

Ключевые слова: студенческая олимпиада по английскому языку, обучение устной иноязычной речи, технология, процесс обучения.

Original article

The technology of training students for the section "Speaking" of Inter-University

English Olympiad

N.V. Kanunnikova, O.N. Lebedenko

FSBEIHE OmskSAU, Omsk

Abstract. The article represents the problem of training non-linguistic students for the speaking section at Olympiads in foreign languages and other suchlike competitions for talented young people. The article reveals the conceptual basis of the technology of training students (goals, principles, organizational and pedagogical conditions and approaches to teaching English oral speech), and it also describes the content and procedural aspects (techniques, tasks and forms of work with students). The results of the successful application of the proposed technology are presented (on the example of Omsk State Agrarian University).

Keywords: students' English Olympiad, English oral speech teaching, technology, learning process.

Введение. Поддержка талантливой и способной молодежи является одним из актуальных направлений национального проекта "Образование" [1]. Создание условий,

® Н. В. Канунникова, О.Н. Лебеденко

обеспечивающих выявление и развитие одаренных обучающихся, реализация их потенциальных возможностей на данном этапе □□ одна из приоритетных задач государства и общества. В связи с этим предметные олимпиады по праву занимают свое место в целостной системе работы с перспективным контингентом студентов.

Как известно, олимпиада по иностранным языкам представляет собой одну из традиционных форм внеаудиторной работы. С одной стороны, целью олимпиады является проверка знаний участников, с другой же, данное интеллектуальное соревнование □ □ эффективное средство мотивации обучающихся к саморазвитию [2]. Владение иностранным языком на высоком уровне повышает статус будущего выпускника на рынке труда, открывает ему перспективы для дальнейшего совершенствования в профессиональной деятельности.

Предметная олимпиада по английскому языку для студентов вузов имеет сложившиеся традиции проведения. Как правило, участники демонстрируют свои знания, умения и навыки (компетенции) во всех видах иноязычной речевой деятельности. При этом такой аспект как "Говорение" вызывает наибольшие затруднения у участников лингвистического состязания и поэтому проблема подготовки студентов к данному виду речи на английском языке весьма актуальна.

Таким образом, цель данной статьи □□ представить технологии, способствующие развитию устной иноязычной речи студентов вузов в рамках подготовки их к языковой олимпиаде по английскому языку. Для достижения поставленной цели авторами были выдвинуты следующие задачи:

1. Проанализировать проблему обучения говорению на иностранном языке студентов неязыковых вузов.

2. Изучить особенности раздела "Говорение" олимпиад для студентов неязыковых факультетов.

3. Разработать теоретические основы подготовки участников языковой олимпиады и апробировать комплекс заданий и упражнений, направленных на развитие устной речи обучающихся в рамках выделенных тем.

Методы и объект исследования. Исследование проводилось на основе обзора отечественной и зарубежной литературы по проблемам коммуникативно-ориентированного подхода к обучению иностранному языку (Пассов Е.И., Зимняя И.А., Мильруд Р.П., Рогова Г.В., Леонтьев А.А., Вятютнев М.Н., Китайгородская Г.А., Littlewood W., Richards J.) с учетом современных образовательных технологий (обучение в сотрудничестве, метод проектов, дистанционное обучение, использование языкового портфеля, тандем-метод, применение компьютерных и аудиовизуальных технических средств). В качестве объекта исследования выступил процесс обучения подготовленной и неподготовленной устной англоязычной речи студентов Омского аграрного университета (ОмГАУ). Для сбора и обработки информации были использованы такие методы педагогической диагностики, как наблюдение, анкетирование и тестирование 48 обучающихся ОмГАУ-участников языковых олимпиад за 2017-2022 гг., а также статистико-математический метод обработки количественных данных.

Результаты и их обсуждение. По результатам анализа олимпиадных заданий прошлых лет, раздел "Говорение" преимущественно включает в себя интервью на заданную тему. Условия проведения данного вида задания разнообразны: беседа по Skype, разговор по телефону, групповая дискуссия. Критерии оценивания устной речи представлены такими параметрами, как решение коммуникативной задачи, взаимодействие с собеседником, произношение, лексическое и грамматическое оформление высказывания. Таким образом, участник должен продемонстрировать не только умение отвечать на вопросы в рамках предложенной тематики, но и аргументировать свою точку зрения, использовать речевые клише согласно ситуации общения.

Как показали полученные данные проведенного опроса исследуемого контингента, а также опыт преподавательской деятельности, наибольшие трудности у студентов-участников олимпиад вызывают следующие факторы:

• 79,2% психологический фактор □□ "языковой барьер", определенный психологический дискомфорт при продуцировании высказывания;

• 50% методический фактор □□ отсутствие системной и методически грамотно организованной отработки речевых навыков и умений на всех этапах обучения;

• 37,5% лингвистический фактор □□ недостаток потенциального словарного запаса и сложность в восприятии иноязычной речи на слух.

В связи с этим, при разработке комплекса методических приемов и средств для развития умений неподготовленной устной речи у студентов главный акцент был сделан на организации аудиторной и внеаудиторной работе студентов по следующим направлениям:

1. расширение (обогащение) активного и пассивного словаря по актуальным темам;

2. развитие аудитивных навыков устной речи;

3. формирование произносительных (фонетических) и интонационных навыков устной речи;

4. формирование лексико-грамматических навыков говорения на английском языке. Согласно Е.Н. Солововой, обучение говорению может осуществляться в рамках двух

базовых подходов [3].

1. "" Сверху вниз" (top-down processing)

2. "Снизу вверх" (bottom-up processing)

Путь "сверху вниз" предполагает наличие "опоры" (текст, картинка, фильм и т.д.), путь "снизу вверх" ориентирован на переход от управляемой речи к спонтанной без опоры, при заявленной теме или проблеме.

Данные подходы послужили основой построения процесса обучения в наших условиях на различных этапах работы. Так, принципы подхода "сверху вниз" были фрагментарно задействованы для снятия лингвистических сложностей во время выполнения студентами заданий на отработку произносительных, лексико-грамматических и аудитивных навыков говорения, например, чтение вслух или восприятие проблемного текста на слух с целью определить его тему, главную идею и высказать свою позицию по выявленной проблематике.

Элементы второго подхода активно использовались на заключительном этапе подготовки студентов при выполнении творческих заданий, например, во время дискуссий, интервью, групповых проектов.

Следует отметить, что в данном исследовании в процессе разработки заданий авторы придерживались традиционных общих и частных методических принципов обучения говорению на иностранном языке, а именно:

1) принцип дифференцированного подхода в обучении иностранным языкам;

2) принцип программирования процесса обучения;

3) принцип вычленения конкретных ориентиров;

4) принцип устной основы обучения;

5) принцип структурно-функционального подхода;

6) принцип коммуникативной направленности;

7) принцип комплексности и др. [4;5].

Так как нами проводилось обучение говорению мотивированных к изучению иностранного языка студентов с уровнем подготовки выше среднего, ведущими принципами в настоящем исследовании стали следующие:

• принцип коммуникативной направленности;

• принцип структурно-функционального подхода;

• принцип тематической направленности.

Согласно обозначенным выше принципам, авторами был вначале определен диапазон лексических тем для подготовки студентов к коммуникации на английском языке. Как

известно, тема выполняет разнообразные функции в процессе обучения разным видам речевой деятельности [6]. Так, при обучении говорению и письму в рамках определенной темы легче составить четкий план высказывания и отобрать необходимый для его развертывания языковой материал, поэтому, опираясь на данные о содержании заданий олимпиад последних лет, а также кодификаторы лексических тем ЕГЭ и ОГЭ, мы выделили 3 следующих базовых актуальных раздела, которые не включены в учебную программу первого года обучения в аграрном университете:

• Youth Problems. Gadgets.

• Internet. Mass Media.

• Ecological Problems. Environment Protection.

Основой для подбора системы упражнений стала базовая типология упражнений С.Ф. Шатилова, согласно которой к первому типу причисляются подготовительные (предречевые) упражнения, ко второму типу □□ тренировочные (условно-речевые), а к третьему -подлинно коммуникативные (речевые) упражнения [7].

Все вышеназванные аспекты позволили организовать и систематически проводить работу со студентами по четырем выявленным направлениям следующим образом (Таблица 1).

Таблица 1

Функциональное содержание процесса обучения студентов говорению

Внеаудиторная индивидуальная самостоятельная работа Аудиторная индивидуальная самостоятельная работа Внеаудиторная групповая работа (факультатив)

Развитие умений аудирования англоязычной речи посредством прослушивания текстов из аутентичных источников: Подкасты BBC: https://vk.com/wall-110864332 506 YouTube платформа: BBC Learning English English.Listening and Reading Примеры заданий: Listen to a morning briefing to practise and improve your listening skills. Listen to the audio and make the exercises. 1. .Are the sentences true or false? 2. Put the sentences in the correct group. 3. Discussion. Who do you have to give information and instructions to? What about? Совершенствование лексико-грамматических навыков говорения на английском языке посредством выполнения обучающих тестирующих заданий из аутентичных пособий: " English Vocabulary in Use (Pre-Intermediate- Intermediate, Upper-Intermediate) by Michael McCarth, etc. Oxford-Word-Skills (Intermediate) by Ruth Gairns, etc. "Essential Grammar in Use" (Intermediate) by R.Murphy Примеры заданий: 1. Read the newspaper report and put the verbs into the most suitable form. 2. Use your own ideas to complete the sentences. 3. Write sentences about yourself using the following adverbs. 1) Формирование фонетических навыков говорения посредством работы с аудиоматериалом современных музыкальных произведений из следующих источников: https://english-studv-cafe.ru "Учим английский с песней" Пример задания: 1. Listen to the song and fill in the gaps. Listen again and sing together! 2)Развитие умений подготовленной и неподготовленной иноязычной речи посредством подготовки проектов, мини-эссе и участия в дискуссиях в рамках "Speaking Club" Пример задания: 1 . Describe the picture. What do you think about the people in the picture? What are they doing? How are they feeling? What kind of relations do they have?

Расширение потенциального словаря по темам подготовки к олимпиаде посредством выполнения обучающих тестирующих заданий из аутентичных пособий: "Test Your Vocabulary" (Pre-Intermediate-Intermediate, Upper-Intermediate) by Peter Watcyn-Jones "Boost Your Vocabulary" by Chris Baker Пример задания:

1. You'll have 10 seconds to answer each question. The faster you answer, the higher your score. The harder the question, the

higher your score.__

Как следует из представленной таблицы, первостепенными факторами отбора содержания подготовки являлись использование актуальных аутентичных материалов, а также значительная доля самостоятельной работы студентов по всем аспектам с применением элементов методов интенсивного и дистанционного обучения.

Целью проведения ежемесячного факультатива для обучающихся "Speaking Club" было, прежде всего, снятие психологических трудностей продуцирования речи у обучающихся и развитие у них спонтанных умений. В этой связи немаловажную роль имела атмосфера данных занятий, личная заинтересованность в проблематике студентов и вовлеченность в целостный процесс подготовки к олимпиаде. На встречи приглашались носители языка, русскоязычные эксперты по обсуждаемым проблемам, владеющие языком на достаточном уровне для поддержания дискуссии; наряду с работой над изучением новой информации на каждом занятии выделялось время для музыкальной паузы с целью работы над произношением студентов, а также для снятия напряжения психологического характера у обучающихся. Метод проектов как одна из форм внеаудиторной работы позволил каждому выбрать интересующую его тему и развернуто представить ее с целью дальнейшего обсуждения. Являясь интерактивной формой обучения, метод проектов позволяет обеспечить интегрированное развитие разных видов речевой деятельности студентов, а также значительно повысить их мотивацию к изучению иностранного языка [8]. Например, в рамках темы Youth Problems. Gadgets. обучающиеся выполняли проекты на английском языке по следующим проблемам: Отношения с родителями. Зависимость от гаджетов. Возможна ли жизнь без Интернета, и др. Свободный формат презентации проблемы способствовал не только совершенствованию коммуникативной компетенции студентов, но и раскрытию творческого потенциала многих из них. Наряду со стандартными тематическими видео презентациями, в качестве отправной точки обсуждения проблемы были представлены картины, стихотворные произведения, фотографии участников диспутов.

Таким образом, в настоящей статье представлены концептуальная основа процесса обучения устной речи на иностранном языке в рамках подготовки студентов к олимпиадам, содержательная часть данного процесса, а также процессуальная, которые в совокупности и составляют технологию подготовки обучающихся к разделу "Говорение" студенческой межвузовской олимпиады по английскому языку и других предметных конкурсов по данной дисциплине.

Совместная деятельность преподавателей и обучающихся ОмГАУ в процессе подготовки студентов позволила сформулировать ряд обязательных организационно-педагогических условий, необходимых для успешной реализации предлагаемой технологии:

1. Подготовка должна носить систематический характер.

2. Занятия по подготовке должны иметь практическую направленность и способствовать развитию нестандартного мышления каждого студента.

3. Программа подготовки должна учитывать индивидуальные психологические особенности обучающихся и их уровень владения иностранным языком.

4. Подготовку следует проводить с большой долей управляемой педагогом самостоятельной деятельности студентов.

5. В процессе подготовки следует использовать гибридные методы организации процесса обучения.

Заключение. Фактические результаты, которые демонстрировали обучающиеся в качестве итоговых экзаменационных оценок за учебный год (отметка "отлично"), достижения на олимпиадах и прочих конкурсах по английскому языку для студентов-нелингвистов (полученные призовые места за участие в олимпиадах по английскому языку в 2017 - 2022 гг.), а также значительное повышение самооценки участников подготовки подтверждают эффективность разработанной технологии. Так, психологический барьер был

преодолен у 91% студентов, у 100% участников программы вырос уровень их уверенности в себе пропорционально росту уровня владения языком.

Таким образом, данная технология может быть рекомендована как для тех, кто готовится к участию в предметных олимпиадах по иностранному языку, творческих лингвистических конкурсах, так и для обучающихся, которые стремятся улучшить свой уровень иноязычной подготовки за счет внеаудиторной и аудиторной самостоятельной работы.

Список источников

1. Нацпроект "Образование" [Электронный ресурс] // URL: https://edu. gov. ru/national -project (дата обращения: 20.05.2022).

2. Куламихина И.В., Пестова Е.В., Лебеденко О.Н. Онлайн-олимпиада как эффективная форма внеаудиторной работы обучающихся. [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт», 2018. № V7. URL: http://e-concept.ru/2018/186056.htm (дата обращения: 01.06.2022).

3. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов пед. вузов и учителей. -- М.: Просвещение, 2006. 239 с.

4. Абаева Ф.Б. Современные методы обучения студентов говорению на иностранном языке // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 7-9.

5. Бульдина И. А. Основные принципы обучения говорению на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей вуза с разным уровнем подготовки//| Педагогические науки. Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4(17) С.9-12.

6. Канунникова Н.В., Лебеденко О.Н. Содержание курса иноязычной подготовки с элементами предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе [Электронный ресурс] // Научные известия. 2022. №26. С.88-91.

URL:https://www.elibrary.ru/download/elibrary_48451511_88418710.pdf (дата обращения: 13.05.2022).

7. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие для педагогических институтов. М. :Просвещение, 1986. 221с.

8.Куликова И.В. Интерактивные методы при обучении студентов технического вуза иностранному языку // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 7 (11). С. 112-116.

References

1. Natsproekt "Obrazovanie" [Elektronnyi resurs] (National project "Education"). URL: https://edu.gov.ru/national-project (Accessed 20.05.2022).

2. Kulamikhina I.V., Pestova E.V., Lebedenko O.N. Onlajn-olimpiada kak ehffektivnaya forma vneauditornoj raboty obuchayushchikhsya. [Elektronnyi resurs] (Online Olympiad as an effective form of undergraduates' extracurricular work). Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal «Koncept», 2018. № V7. URL: http://e-concept.ru/2018/186056.htm (Accessed 01.06.2022).

3. Solovova E.N. Metodika obucheniya inostrannym yazykam: bazovyj kurs lektsij: posobie dlya studentov ped. vuzov i uchitelej.( Methods of teaching foreign languages: a basic course of lectures: a guide for students of pedagodgical universities and teachers). Мoscow, Prosveshchenie, 2006. 239 p.

4. Abaeva F.B. Sovremennye metody obucheniya studentov govoreniyu na inostrannom yazyke (Modern methods of teaching students to speak a foreign language). Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya, 2014, № 4, pp. 7-9.

5. Buldina I.A. Osnovnye principy obucheniya govoreniyu na inostrannom yazyke (anglijskom) studentov neyazykovykh special'nostej vuza s raznym urovnem podgotovki (Basic principles of teaching speaking in a foreign language (English) to students of non-linguistic specialties of the university with different levels of training). Pedagogicheskie nauki. Karelskij nauchnyj zhurnal, 2016. V. 5, № 4(17), pp.9-12.

6. Kanunnikova N.V., Lebedenko O.N. Soderzhanie kursa inoyazychnoj podgotovki s ehlementami predmetno-yazykovoj integracii v neyazykovom vuze [Elektronnyi resurs] (The content of the course of foreign language training with elements of subject-language integration in a non-linguistic university). Nauchnye izvestiya, 2022, №26. pp.88-91.

URL:https://www.elibrary.ru/download/elibrary 48451511 88418710.pdf (Accessed 13.05.2022).

7. Shatilov S.F. Metodika obucheniya nemeckomu yazyku v srednej shkole: uchebnoe posobie dlya pedagogicheskikh institutov. (Methods of teaching German in secondary school). Moscow, Prosveshchenie, 1986, 221p.

8. Kulikova I.V. Interaktivnye metody pri obuchenii studentov tekhnicheskogo vuza inostrannomu yazyku (Interactive methods in teaching students of a technical university a foreign language). XXI vek: itogi proshlogo i problemy nastoyashchego, 2013, № 7 (11), pp. 112-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация об авторах

Н. В. Канунникова, канд.пед. наук, доцент, ФГБОУ ВО Омский ГАУ, nv.kanunnikova@omgau.org

О.Н. Лебеденко, ст.преподаватель, ФГБОУ ВО Омский ГАУ, on.lebedenko@omgau.org

Information about authors

N.V. Kanunnikova, Cand.of Ped.Sci., Ass.Pr., FSBEI HE Omsk SAU, nv.kanunnikova@omgau.org

O.N. Lebedenko, Senior Lecturer, FSBEI HE Omsk SAU, on.lebedenko@omgau.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.