Научная статья на тему 'Интеллектуальные права с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека'

Интеллектуальные права с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
168
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивентьев С. И.

В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав – духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [5, с. 19].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальные права с точки зрения четвёртого и пятого поколений прав человека»

2. Велиева Д.С. Экологическая безопасность России: проблемы и перспективы / Д.С. Велиева // Гражданин и право. - 2012. - № 3. - С. 46-54. -ISSN 2220-9018.

3. Заславская Н.М. Государственный экологический контроль: вопросы терминологии / Н.М. Заславская // Закон. - 2010. - № 4. - С. 163-169. - ISSN 0869-4400.

4. Информация Центра технической информации сертификации продукции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.cti-sp.ru/about_kom.html.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕТВЁРТОГО И ПЯТОГО ПОКОЛЕНИЙ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

© Ивентьев С.И.*

ООО «Ника», г. Казань

В конце ХХ века в России было открыто четвёртое поколение прав -духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовные и нравственные ценности личности [5, с. 19].

К четвёртому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора и свобода воли, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание, право на духовное и нравственное совершенствование, право на благоприятную окружающую среду и др.

В начале нашего столетия в России было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав человека - Божественные права и свободы, основу которых составляют Любовь, Божественная информация и энергия [5, с. 20].

К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на обращение к Богу, право на информацию и управление энергией, право на управление пространством-временем, право на развитие энергетической мощи своей души и своих энергооболочек, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира, право на Божественное совершенствование, право на дары Бога, право человека на бессмертие и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.

* Юрисконсульт, советник Российской Академии Естествознания, член Европейской Академии Естествознания и Российского Философского Общества.

Четвёртое и пятое поколения прав человека направлены на защиту духовной сущности человека, его Души и Духа, которые бессмертны.

С 2008 г., когда была введена в действие часть четвёртая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), российское законодательство установило новые правоотношения, касающихся интеллектуальных прав граждан и юридических лиц [1].

Согласно статье 1226 ГК РФ, на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, также личные неимущественные права и иные права (право следования, право доступа и другие).

В силу пункта 1 ст. 1228 ГК РФ автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создан такой результат. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Автору результата интеллектуальной деятельности принадлежит право авторства, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, право на имя и иные личные неимущественные права. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен (пункт 2 статьи 1228 ГК РФ).

Верно В.А. Дозорцев сделал вывод о том, «что исключительные права -это принципиально иная группа прав, чем право собственности, выполняющая в отношении нематериальных объектов функции, аналогичные функциям права собственности для материальных объектов» [3, с. 3].

Интеллектуальные права человека всегда связаны с понятием «интеллектуальная собственность».

Принято считать, что интеллектуальные права охватывают не только результаты интеллектуальной деятельности человека, но и его духовное творчество. С последним трудно согласиться по ниже приведённым причинам.

Интеллектуальные права непосредственно связаны с правом человека на творчество, которое было закреплено Бернской конвенцией по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., Всемирной конвенцией об авторском праве от 6 сентября 1952 г. и Конституцией Российской Федерации (статьи 26, 37 и 44).

Согласно статье 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, каждый человек имеет право на все виды творческой деятельно-

сти в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) основе [2].

В юридической науке право на творчество (свободу творчества) относят к первому и второму поколению прав - гражданским, культурным правам и свободам человека и гражданина [6, с. 52-59].

Как нами указывалось, право человека на творчество относят к четвёртому поколению прав человека (духовно-нравственным правам и свободам человека) [4, с. 83-86; 5, с. 153-157].

В традиционной науке выделяют следующие виды творчества: 1. Художественное творчество; 2. Научное творчество; З.Техническое творчество; 4. Спортивное творчество.

Нами была предложена следующая классификация творчества: 1. Божественное творчество; 2. Духовное творчество; 3. Морально-этическое творчество; 4. Художественное творчество; 5. Научное творчество; 6. Техническое творчество; 7. Спортивное творчество [4, с. 83-86].

Интеллектуальные права человека в основном связаны с вышеуказанными видами творчества, за исключением Божественного и духовного творчества, морально-этического творчества высшего духовного порядка, художественного творчества, связанного с духовным созерцанием человека.

Интеллектуальные права относятся к первому поколению прав человека (гражданским правам).

В связи с интенсивно происходящими духовными процессами в нашем обществе, мы задаёмся вопросами: Можно ли распространить сферу интеллектуальных прав на духовную сферу человека, которая порой не связана с интеллектом человека, а с его интуицией и душой? Относится ли к интеллектуальной собственности полученные произведения в результате духовных озарений? Принадлежит ли пророку право авторства на Священные писания? Можно ли талант, экстрасенсорные способности человека отнести к интеллектуальной собственности?

Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, нам необходимо разобраться что следует понимать под духовностью и интеллектом.

Согласно свободной энциклопедии Википедии, «Духовность - в самом общем смысле - совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы».

Например, немецкий социолог Томас Лукман под духовностью мыслил способ сакрализации человеческого сознания, освобождающегося от зависимости от социальных структур, что создаёт беспрецедентную возможность сохранения и поддержания человеческой автономности [7, с. 98].

Так, Е.А.Степанова указывает следующее: «В западных исследованиях современного состояния религии «духовность» понимается в самом широком смысле как жизнь, проживаемая в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы, образы, заимствованные из иных культурных и религиозных контекстов, а также любые другие символы, которые человек считает для себя значимыми» [8, с. 127-134].

Английский социолог А. Баркер приводит следующие различия между духовностью и религиозностью: «если источник религиозности находится вне человека, то источник духовности - внутри него; если для религиозности авторитетны догматы и традиция, то для духовности - личный опыт; если в религиозности проблема теодицеи решается через отсылку к дьяволу как источнику греха и зла, то в духовности речь идёт о недостатке гармонии и / или уверенности человека в себе; если религия предполагает дихотомию «мы» / «они», то духовность имеет в виду взаимную дополнительность «мы-они»; если организационной единицей религии является институция и семья, то для духовности это личность и сеть; если коммуникация в религии основана на вертикальной иерархии, то в духовности это горизонтальная связь...» [9, с. 189].

Корсакова Л.Е. и другие авторы выделяют религиозную и светскую духовность [10, с. 350-356].

Например, Современный философский словарь духовность разделяет на следующие аспекты: «1) нематериальность, бесплотность; 2) одухотворенность; наполненность духом творчества, творящим духом; 3) процесс гармоничного развития духовных способностей человека», при этом светская духовность рассматривается как «перевернутая религиозная формула: вместо описания духовности как присутствия в душе человека Духа Божьего о духовности говорят как о добровольном выборе индивидом важнейших общественных ценностей и идеалов и подчинении своей жизни их требованиям» [11, с. 266-267].

Религиозную духовность увязывают с религиозным мировоззрением и деятельностью духовенства, а светскую духовность - умственной деятельностью человека, формой его внутренней психической деятельности (так называемый духовный мир человека) [13].

Сорокин В.В. в своей работе «Понятие совести в правовом измерении» подчёркивал, что «В России же всегда признавалось существование естественной духовности, свойственной человеческой душе изначально, по самой

её природе» [12, с. 2-5], тем самым, показывая нам веские основания для синтеза интеллектуальной и духовной сфер.

Понятия «духовность» и «религиозность» непосредственно связаны с так называемыми интеллектуально-духовными идеалами и ценностями человека и общества.

Например, Д.Л. Андреев отмечал, что во всех сферах жизнедеятельности человека наблюдаются два ряда различных явлений: духовный и интеллектуальный. К интеллектуальным явлениям он отнёс почти всю область науки и техники, философские (кроме духовной философии), правовые, эстетические и моральные построения, общественные объединения с различными организационно-правовыми формами, кроме религиозных, политические программы и партии, экономическая и социальная деятельность, даже искусство и художественная литература. Указанный автор под духовным явлением мыслит человеческие проявления, связанные с религией, спиритуалистической или духовной философией, метаисторией, магией, высокой этикой или нравственности и наиболее глубокие творения литературы, музыки, пространственных искусств, отражающих сферы духовных материй только светлых проявлений [14, с. 446].

В последнее время некоторые исследователи под духовностью понимают способности человека, связанные с его интеллектом и душой (талант, экстрасенсорные и иные способности и пр.).

Под интеллектом (от лат. intellectus - познание, понимание, рассудок) понимают способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, например, душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т.п.

Из вышеизложенного следует, что духовно-нравственная сфера человека отлична от его интеллектуальной деятельности. Следовательно, духовно-нравственную деятельность (творчество) нельзя отнести к интеллектуальным правам человека. Здесь уместно будет говорить о духовно-нравственной собственности, а не об интеллектуальной собственности.

Согласно Проективному философскому словарю, под собственностью духовной понимают «конкретизацию свободы и ответственности личности, одна из центральных идей персонологии. В юридическом смысле - интеллектуальная собственность, обеспечиваемая авторским правом. В нравственно-философском, персонологическом плане - мера человеческой укорененности в бытии, выражение свободы и судьбы (доли, мойры). С.д. есть собственность per se, ключ к пониманию собственности как таковой, идея собственности вообще, как таковой. Границы с.д. совпадают с границами ответственности, а значит - свободы в осмыслении действительности, мотивации поступков» [15].

Латыпов И.А. верно указывает, что «основой интеллектуальной собственности выступает духовная собственность» [16, с. 20].

С учётом открытия четвёртого и пятого поколений прав человека, классификация видов собственности будет выглядеть следующим образом:

1. По форме присвоения:

а) Индивидуальная (личное подсобное хозяйство, личная собственность).

б) Коллективная (кооперативы, товарищества, акционерные общества, ассоциации, объединения, общества).

в) Государственная (общегосударственная, муниципальная, территориальные образования).

2. По форме права собственности:

а) Частная собственность:

- граждан;

- юридических лиц.

б) Государственная собственность:

- федеральная;

- республиканская.

в) Муниципальная собственность.

г) Совместная.

3. По форме проявления:

а) Духовная собственность:

- Божественная собственность (принадлежит Богу-Творцу);

- Духовная собственность человека: а) индивидуальная; б) коллективная.

- Духовная собственность иных существ.

б) Морально-нравственная собственность.

в) Материальная собственность.

г) Интеллектуальная собственность.

По нашему мнению, к духовной собственности человека следует отнести духовные и душевные проявления человека (например, пространство Любви, духовное творчество и созерцание, йога, медитация, экстрасенсорные способности, талант, духовная интуиция, пророчество, мудрость, молитва и пр.).

Божественные и духовные откровения, пророчества - это духовная собственность человечества.

Таким образом, духовные и душевные явления человека нельзя относить к интеллектуальным правам человека в связи с тем, что первые составляют основу четвёртого и пятого поколений прав человека (Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека).

Список литературы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвёртая) // Российская газета. - 22.12.2006. - № 289.

2. Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Российская газета. - 17.11.1992. - № 248.

3. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей / Исслед. центр частного права. - М.: Статут, 2005. - 416 с.

4. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека. Свобода творчества // Дискуссия. - 2010. - N 5. - С. 83-86.

5. Ивентьев С.И. Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека: монография / С.И. Ивентьев. - Новосибирск: ООО «Агентство «СИБПРИНТ», 2012. - 357 с.

6. Сазонникова Е.В. Содержание свободы творчества в конституционном праве России // Журнал российского права. - 2009. - № 2. - С. 52-59.

7. Luckmann T. The Invisible Religion: the Problem of Religion in Modern Society. - Macmillan, 1967. - P. 95.

8. Степанова Е.А. Новая духовность и старые религии // Религиоведение. - 2011. - № 1. - С. 127-134.

9. Barker E. The Church Without and the God Within: Religiosity and/or spirituality? // The Centrality of Religion in Social Life. - Ashgate, 2008. - P. 189.

10. Корсакова Л.Е.Проблематика духовности: в поисках новых концептуальных подходов // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XII международной научно-практической конференции 2-3 октября 2012 г. / Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований». - М.: Изд-во «Спецкнига», 2012. -С. 350-356.

11. Современный философский словарь / Под общей ред. д.ф.н. проф. В.Е. Кемерова. - 2-е изд., испр. и доп. - Лондон; Франкфурт-на-Майне; Париж, Люксембург; М.; Мн.: Панпринт, 1998. - 1064 с.

12. Сорокин В.В. Понятие совести в правовом измерении // История государства и права. - 2009. - № 21. - С. 2-5.

13. Толковый словарь русского языка: ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. проф. Л.И. Скворцова. -27-е изд., испр. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и образование», 2011. - 736 с.

14. Андреев Д.Л.Собрание сочинений. Т. 2. - М.: Московский рабочий: Присцельс, 1995.

15. Проективный философский словарь: Новые термины и понятия / Под ред. Г. Л. Тульчинского, М. Н. Эпштейна. - СПб.: Мзд-во Алетейя, 2003. -512 с.

16. Латыпов И.А. Духовная собственность: социальный смысл и перспективы: автореф. дисс. ... канд. философских наук: 09.00.11 / Урал. ун-т. -Екатеринбург, 1998. - 22 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.