Научная статья на тему 'Четвертое и пятое поколение прав человека. Свобода творчества'

Четвертое и пятое поколение прав человека. Свобода творчества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11174
1518
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Четвертое и пятое поколение прав человека. Свобода творчества»

№5 МАИ 2010

дискуссия ,

журнал научных публикаций

Ивентьев С.И. г. Казань, Россия

ЧЕТВЕРТОЕ И ПЯТОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА. СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА

В конце ХХ века в России было открыто четвертое поколение прав - духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина, которые провозгласили и провозглашают духовно-нравственные ценности личности [1-5,7].

К четвертому поколению прав относятся право на жизнь, уважение духовного и нравственного достоинства человека, запрет пыток и бесчеловечного обращения, право на творчество, право выбора, свобода совести и вероисповедания, право на духовное образование и воспитание и пр.

В начале XXI века в России также было провозглашено и введено в юридическую науку пятое поколение прав, которое автором настоящей статьи было названо «Божественными правами и свободами» [4]. Основу пятого поколения прав составляют Любовь, информация и энергия.

К пятому поколению прав относятся такие права, как право на Любовь, Вера и любовь к Богу, единство с Творцом, право на рождение в Любви, право на информацию и управление энергией, право на Сотворчество и совершенствование окружающего мира и другие права, которые вытекают из Любви и Божественной энергии.

С учетом открытия вышеуказанных поколений прав, предметом нашего рассмотрения являются Божественные и духовно-нравственные права и свободы человека, которые непосредственно были отражены в основных источниках международного и российского права.

В Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., Всемирной конвенции об авторском праве от 6 сентября 1952 г. и Конституции РФ (статьи 26 и 37) закреплено право человека на труд и творчество.

Согласно статье 10 Основ законодательства Российской Федерации о культуре: Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства [10]. Органы государственной власти Российской Федерации гарантируют субъектам научной и научно-технической деятельности свободу творчества (часть 2 статьи Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике»). Аналогичная правовая норма содержится в Федеральном законе «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» в отношении творчества архитектора (часть 2 статья 15).

В науке под творчеством понимают процесс человеческой деятельности, соз-

, дискуссия

журнал научных публикаций

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

дающий качественно новые материальные и духовные ценности.

Согласно словарю В.И. Даля, творить - что, давать бытие, сотворять, созидать, создавать, производить, рождать. Один Бог творит [12].

В Основах социальной концепции Русской Православной Церкви от 13-16 августа 2000 г. указывается: «XIV. 2. Латинское слово cultura, означающее «возделывание», «воспитание», «образование», «развитие», происходит от слова cultus - «почитание», «поклонение», «культ». Это указывает на религиозные корни культуры. Создав человека, Бог поместил его в раю, повелев возделывать и хранить Свое творение (Быт. 2. 15). Культура как сохранение окружающего мира и забота о нем является бого-заповеданным деланием человека. После изгнания из рая, когда люди оказались перед необходимостью бороться за выживание, возникли производство орудий труда, градостроительство, сельскохозяйственная деятельность, искусство. Отцы и учители Церкви подчеркивали изначальное божественное происхождение культуры. Климент Александрийский, в частности, воспринимал ее как плод творчества человека под водительством Логоса: «Писание общим именем мудрости называет вообще все мирские науки и искусства, все, до чего ум человеческий мог дойти... ибо всякое искусство и всякое знание происходит от Бога». А святой Григорий Богослов писал: «Как в искусной музыкальной гармонии каждая струна издает различный звук, одна - высокий, другая - низкий, так и в этом Художник и Творец-Слово, хотя и поставил различных изобретателей различных занятий и искусств, но все дал в распоряжение всех желающих, чтобы соединить нас узами общения и человеколюбия и сделать нашу жизнь более цивилизованной». Церковь восприняла многое из созданного человечеством в области искусства и культуры, переплавляя плоды творчества в горниле религиозного опыта,

стремясь очистить их от душепагубных элементов, а затем преподать людям. Она освящает различные стороны культуры и многое дает для ее развития. Православный иконописец, поэт, философ, музыкант, архитектор, актер и писатель обращаются к средствам искусства, дабы выразить опыт духовного обновления, который они обрели в себе и желают подарить другим. Церковь позволяет по-новому увидеть человека, его внутренний мир, смысл его бытия. В результате человеческое творчество, воцерковляясь, возвращается к своим изначальным религиозным корням. Церковь помогает культуре переступить границы чисто земного дела: предлагая путь очищения сердца и сочетания с Творцом, она делает ее открытой для соработничества Богу». Светская культура способна быть носительницей благовестия. Это особенно важно в тех случаях, когда влияние христианства в обществе ослабевает или когда светские власти вступают в открытую борьбу с Церковью. Так, в годы государственного атеизма русская классическая литература, поэзия, живопись и музыка становились для многих едва ли не единственными источниками религиозных знаний. Культурные традиции помогают сохранению и умножению духовного наследия в стремительно меняющемся мире. Это относится к разным видам творчества: литературе, изобразительному искусству, музыке, архитектуре, театру, кино. Для проповеди о Христе пригодны любые творческие стили, если намерение художника является искренне благочестивым и если он хранит верность Господу.

К людям культуры Церковь всегда обращает призыв: «Преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12. 2). В то же время Церковь предостерегает: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (1 Ин. 4. 1). Человек не всегда обладает достаточной духовной

№5 МАИ 2010

зоркостью, чтобы отделить подлинное божественное вдохновение от «вдохновения» экстатического, за которым нередко стоят темные силы, разрушительно действующие на человека. Последнее происходит, в частности, в результате соприкосновения с миром колдовства и магии, а также из-за употребления наркотиков. Церковное воспитание помогает обрести духовное зрение, позволяющее отличать доброе от дурного, божественное от демонического».

В традиционной науке выделяют следующие виды творчества:

1. Художественное творчество;

2. Научное творчество;

3. Техническое творчество;

4. Спортивное творчество.

В юридической науке право на творчество (свободу творчества) относят к первому и второму поколению прав - гражданским, культурным правам и свободам человека и гражданина [9].

Как правило, творчество рассматривается в двух аспектах: психологическом и философском. Психология творчества исследует процесс (психологический «механизм») протекания акта творчества как субъективного акта индивида-творца. В свою очередь, философия рассматривает вопрос о сущности творчества, который по-разному ставился в различные исторические эпохи.

Н. А. Бердяев отмечает, что творческий акт всегда связан со свободой и преодолением [11].

Непосредственно к духовно-нравственным правам и свободам человека, которые, по нашему мнению, были закреплены в международном и российском праве, следует отнести право человека на творчество, связанное с религией (духовное творчество), моралью и этикой (морально-этическое творчество).

Во всех сферах жизнедеятельности человека, как отмечал Д.Л.Андреев [6], наблюдаются два ряда различных явлений: духовный и интеллектуальный. Почти вся

ДИСКУССИЯ ,

журнал научных публикаций X

область науки и тем более техники принадлежит ко второму ряду; в него также входят философские (кроме духовной философии), правовые (право), эстетические и моральные построения. Сюда же относятся общественные объединения с различными организационно-правовыми формами, кроме религиозных, политические программы и партии, экономическая и социальная деятельность, даже искусство и художественная литература. Духовный же ряд состоит из человеческих проявлений. Сюда полностью относятся области религии, спиритуалистической или духовной Философии, метаистории, магии, высокой этики или нравственности и наиболее глубокие творения литературы, музыки, пространственных искусств, отражающих сферы духовных материй только светлых проявлений.

Понятие творчества охватывает не только духовную и интеллектуальную сферу деятельности человека, но и Божественную.

Сотворчество - это творчество человека высшего Божественного порядка, где человек, находясь в Любви, использует Энергию Любви, Божественную информацию для сотворения Миров и человека, преобразования и совершенствования уже существующих творений Бога. Как указывалось выше, право на Сотворчество отно-

, дискуссия

журнал научных публикаций

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

сится к Божественным правам и свободам (пятому поколению прав человека и гражданина).

В связи с открытием Божественных и духовно-нравственных прав и свобод человека и гражданина, следует выделять по своей значимости следующие виды творчества:

1. Божественное творчество;

2. Духовное творчество;

3. Морально-этическое творчество;

4. Художественное творчество;

5. Научное творчество;

6. Техническое творчество;

7. Спортивное творчество.

Основополагающим творчеством следует считать Божественное творчество.

По нашему мнению, ценным является творчество, которое раскрывает величие и сущность Творца, духовно и нравственно совершенствует человека и окружающий мир.

Современная российская педагогика направлена на раскрытие творческого потенциала у молодого поколения в различных отраслях науки, техники, искусства, спорта, туризма и других сферах человеческой деятельности [8].

К большому сожалению, педагогика не охватывает и не раскрывает Божественную и духовную сферу деятельности молодежи, так как в основу своего существования государство поставило науку и право, которым чужды религия и мораль [1, 2, 5, 7]. 1

1. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина//Актуальные проблемы права на современном этапе развития российской государственности: материалы Всероссийской научно-практической конференции (25-26 марта 2010г.).Ч.1.-Уфа: РИЦ БашГУ. 2010.с.94-97.

2. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина//Ежемесячный научный журнал «Дискуссия», № 2 февраль 2010г. с.92-93.

3. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Казань, ТИСБИ. 1999. 2 сентября. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://iventev.narod.ru/. с.5-6.

4. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека//Гуманитарные науки: сборник научных трудов. Часть II. - Караганда: Издательство КарГУ. 2010. с.47-49.

5. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Выбор.// Система ценностей современного общества. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции 3 марта 2010г. Часть 2/Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ». 2010. с.210-213.

6. Андреев Д.Л. Собрание сочинений. Т.2. М.: Московский рабочий: Присцельс. 1995. с.446.

7. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Воспитание// Современное образование в условиях реформирования: Инновации и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции 17 марта 2010/Под общ. ред.А.И.Таюрского. -Красноярск.

Ч.3. 2010. с.229-331.

8. Карташова И.А. Развитие творческих способностей школьников в процессе подготовки и проведению интеллектуальных игр//Современное образование в условиях реформирования: Инновации и перспективы: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции 17 марта 2010/Под общ.ред.А.И.Таюрского. -Красноярск. Ч.3. 2010. с.195-198.

9. Сазонникова Е.В. Содержание свободы творчества в конституционном праве России//Журнал российского права. 2009. № 2. с.52-59.

10. Российская газета. № 248. 17.11.1992.

11. Бердяев Н. А. Смысл творчества // Философия творчества, культуры и искусства. -М.: Искусство. 1994. с. 40.

12. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - СПб: ТОО Диамант, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.