Научная статья на тему 'Специфика духовного образования в православно-христианской перспективе'

Специфика духовного образования в православно-христианской перспективе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
127
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Архиепископ Нижегородский И Арзамасский Георгий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика духовного образования в православно-христианской перспективе»

Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий

Специфика духовного образования в православно-христианской перспективе1

-х-

ВСТУПЛЕНИЕ

В последние годы тема образования стала одной из наиболее широко обсуждаемых и горячо дискутируемых не только на высшем уровне представительных и законодательных органов государственной власти, но также и в российском научном сообществе, и в средствах массовой информации. Принятие 19 июня 1999 года Болонской декларации «Зона европейского высшего образования» и присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году инициировали продолжающуюся по сей день многостороннюю полемику, участники которой — ученые, педагоги вузов и школ, сотрудники аппарата Министерства образования Российской Федерации, представители общественных и религиозных организаций — высказывают искреннюю озабоченность ситуацией,

1 Доклад владыки Георгия, ректора Нижегородской духовной семинарии, прозвучал на совещании ректоров нижегородских вузов 19 мая 2009 года.

сложившейся в начале XXI века в сфере образования, и ставят глубокие и важные вопросы о стратегиях и приоритетах дальнейшего развития отечественного образования.

Одним из таких острых и насущных является вопрос о значении и статусе религиозного образования в полиэтническом и поликонфессиональном российском обществе. Сегодня все еще не стих шум общественных баталий на тему «за» или «против» факультетов теологии в светских вузах и преподавания Основ православной культуры в общеобразовательных школах. Светский характер государства и образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, закрепленный Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об образовании», также продолжает оставаться предметом споров и подчас взаимоисключающих интерпретаций.

Принципиальная позиция Русской Православной Церкви по этим вопросам была определена на Юбилейном Архиерейском соборе, проходившем 13—16 августа 2000 года в Москве, и зафиксирована в программном документе собора — «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Тем не менее Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней исходя из признания человеческой свободы. При этом Церковь считает недопустимым намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир». Исходя из этого общего убеждения в принципиальной совместимости светского характера государственного образования с наличием в нем традиционной религиозной компоненты, «Церковь полагает полезным и необходимым проведение уроков христианского вероучения в светских школах по желанию детей или их родителей, а также в высших учебных заведениях... Церковь призвана и стремится содействовать школе в ее воспитательной миссии, ибо от духовного и нравственного облика человека зависит его вечное спасение, а также будущее отдельных наций и всего людского рода»2.

2 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000. С. 144—145.

Вместе с тем, сегодня всем нам — и представителям светской системы образования, и церковному учительству, — в целях достижения большего взаимопонимания и дальнейшего развития конструктивного диалога Церкви и общества необходимо адекватное осознание специфики православно-христианского церковного образования. Это необходимо, с одной стороны, для того, чтобы понять — присутствие Церкви в светской системе образования с целью свидетельства духовно-нравственных ценностей Православия молодому поколению россиян не тождественно духовному образованию в его полном объеме, и поэтому не может квалифицироваться как нарушение принципов «свободы и плюрализма в образовании», утвержденных Федеральным законом «Об образовании» (ст. 2, п. 5). С другой стороны, достижение ясности в этом вопросе важно для самой Православной Церкви, поскольку современное возрождение традиций православного духовного образования должно быть ориентировано на целостное восприятие образовательного процесса в контексте церковной традиции, а не на нормы и принципы секулярной светской школы. Современное православное сознание стремится выйти за схоластические рамки понимания духовного образования и не ограничивать его институциональными формами, заимствованными с Запада, — будь то духовная семинария или теологический факультет. Поэтому сегодня всем участникам церковно-общественного диалога об образовании так важно научиться различать пересекающиеся, но не тождественные понятия:

— духовное образование, осуществляемое в контексте полноты благодатной жизни Церкви;

— научно-богословское церковное образование академического

типа;

— церковно-практическое образование, ориентированное на подготовку священно- и церковнослужителей;

— теологическое (религиоведческое) образование в светских учебных заведениях.

Далее обозначим и в общих чертах раскроем содержание некоторых основополагающих аспектов традиционного православно-христианского понимания духовного образования.

Антропологические предпосылки духовного образования

Фундаментальная истина библейского Откровения о человеке гласит, что сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт. 1: 27). Человек является не просто биологическим существом, наделенным, наряду с инстинктами, способностью мышления и познания, — он несет в глубинах своей личности неизгладимую печать Божьего образа, знак духовного родства с Творцом вселенной и своего высокого творческого предназначения.

Божий образ в человеке проявляется не только в наличии у него интеллекта и свободной воли, но в равной мере и в наличии совести, свидетельствующей о нравственном законе, жить в согласии с которым определил человеку Бог. Если человек использует дарованную ему Богом свободу во зло, если содержанием его жизни становится эгоистическое самоутверждение, а нормы нравственного закона игнорируются и попираются, то такой человек искажает заложенный в нем образ Божий, отрекается от подлинного человеческого достоинства и обрекает свою личность на духовно-нравственное разложение. Ни высоко развитый интеллект, ни богатые и оригинальные творческие дарования не могут компенсировать атрофированное чувство совести. История человечества многократно доказывает нам, что знания сами по себе, в отрыве от вечных и универсальных духовно-нравственных ценностей часто становятся разрушительной силой, сеющей зло и причиняющей страдания.

Поэтому для православного христианства сущность и смысл образовательного процесса находятся в неразрывной связи с понятием образа Божьего в человеке: задача образования заключается в том, чтобы этот Божий образ раскрыть и развить во всей полноте через уподобление Божественному Первообразу, а это значит — привести к гармоническому единству свободу, разум и совесть человека. Развитие нравственного чувства, формирование культуры нравственного поступка и нравственной оценки жизненных явлений являются главными приоритетами духовного образования. Но мы также убеждены, что без веры в Бога и любви к Нему эта задача невыполнима. Невозможно реализовать в полной мере вложенные Богом в человека дары и способности, если отрицается само существование их Творца и Подателя, если

человек отсекает себя от неисчерпаемого источника духовного роста и интеллектуального развития. Поэтому первая и наибольшая заповедь, на которой зиждется здание духовного образования, — это заповедь о любви к Богу: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим (Мф. 22: 37). Духовное образование основано на признании всех человеческих сил и способностей Божьими дарами, которые должны быть не только сохранены, но и приумножены в доброделании и благодарственном приношении всего и вся Богу.

Другая, не менее важная, библейская истина, определяющая специфику православно-христианского понимания духовного образования, заключается в том, что богообразная человеческая природа в результате грехопадения подверглась глубокому повреждению. Все составляющие человеческого естества — дух, душа и тело — с самого рождения человека на свет находятся в расстроенном, неестественном состоянии. Тело стало тленным и смертным, разум утратил способность непосредственного созерцания истины, а воля склонилась ко греху. Дух человека поработился душевно-телесным потребностям и желаниям. Эта общая поврежденность грехом накладывает свой отпечаток на интеллектуальную, этическую, эстетическую деятельность человека.

Образовательные стратегии и педагогические методики, при всей их неоспоримой ценности, все же не способны решить основную задачу — очистить сердце человека от греха и восстановить благодатное единство с Богом. Но невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18: 27). Согласно христианскому учению, Иисус Христос Своей жизнью, смертью и воскресением исцелил человеческую природу от греха, и всякий верующий в Него получает дар Святого Духа, преображающего все человеческое естество. Поэтому главным действующим лицом образовательного процесса, его подлинным „субъектом" является Бог, очищающий сердце и просвещающий разум человека. Вследствие такого понимания специфики духовного образования его основная задача заключается в том, чтобы через познание мира возвести ум и сердце человека к познанию Божественной реальности и личной встрече с Богом в Иисусе Христе.

С этой точки зрения гуманистическая идея о том, что образование должно способствовать свободному развитию творческого потенциала

личности, нуждается в существенной корректировке и восполнении. Свобода и творчество — христианские понятия, узурпированные се-кулярной идеологией. Вспомним слова Христа: И познаете истину, и истина сделает вас свободными... Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8: 32, 34). Свобода личности и свобода творческого самовыражения не самоценны, они значимы лишь тогда, когда наполняются положительным духовным содержанием. Об этом хорошо писал русский религиозный философ Н. А. Бердяев: «Ибо начальный грех и есть рабство, несвобода духа, подчинение диавольской необходимости, бессилие определить себя свободным творцом, утеря себя через утверждение себя в „необходимости" мира, а не в свободе Бога. Путь освобождения от „мира" для творчества новой жизни и есть путь освобождения от греха, преодоление зла, собирание сил духа для жизни божественной»3. Духовное образование ставит перед собой цель — научить человека свободно, при содействии Божественной благодати познавать истину и творить добро. Путь к достижению этой цели — покаяние, понятое как творческий процесс формирования новой — духовной — личности, в жизни и деятельности которой будут реализованы все потенции Божьего образа.

Учительство и ученичество в свете Евангелия

Как известно, с формальной точки зрения смысл обучения заключается в том, чтобы учитель передал ученику определенные знания и навыки, используя которые тот мог бы в дальнейшем принимать самостоятельные решения и преодолевать возникающие трудности. В духовном опыте христианства процесс обучения, взаимоотношения учителя и ученика всегда рассматривались в контексте известной проповеди Христа об учительстве, отцовстве и наставничестве: Не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья. И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах. И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос (Мф. 23: 8—10). В то же время церковная традиция, восходящая к апостолу

3 Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М., 2004. С. 17.

Павлу, без всяких колебаний и сомнений усваивает проповедникам и пастырям Церкви имена отцов и наставников, не противопоставляя, но уподобляя их Христу: Ибо, хотя много у вас наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4: 15—16). За этим видимым противоречием скрывается глубокий смысл. В предельном смысле единственный источник жизни и знания — Бог; физический отец или духовный наставник являются необходимыми, но не достаточными средствами для плотского или духовного рождения нового человека, жизнь и знание исходят не от них и им не принадлежат. И вместе с тем, так же, как без отца по плоти не может произойти физическое рождение, так и без учителя и наставника не может произойти духовное рождение человека и его дальнейшее возрастание. Евангельское понимание учительства как духовного отцовства и наставничества налагает на учащего большую ответственность: учитель призван быть орудием в руках Божиих и не просто передать ученику некоторую сумму знаний, но быть для него образцом в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим. 4: 12). Духовный отец является таковым лишь в той мере, в какой он сам родился свыше (Ин. 3: 3) от Бога-Отца. Поэтому подлинное духовное учительство предполагает личное свидетельство о жизни с Богом, оно есть указание пути, по которому ученик может пройти вслед за своим учителем.

С таким возвышенным пониманием учительского призвания соотносится соответствующее понимание ученичества. Новый Завет называет христиан «учениками» и «верными». Эти понятия взаимно истолковывают друг друга. Когда мы говорим о духовном образовании, то отдаем себе отчет в том, что ученичество — это нечто несравненно большее, чем приобретение знаний, чтение книг или слушание лекций. Христианская вера — это не отвлеченная теория и не сумма практических знаний, ее средоточием является общение со Христом и следование за Ним. Верность Христу и Его заповедям является основным критерием оценки успешности духовного образования, по слову Самого Христа: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики (Ин. 8: 31). Слово Христа — это заповедь о жертвенной и сострадательной любви, и потому в школе христианской жизни все направлено на обучение

этой сложнейшей науке и тончайшему искусству — науке и искусству Христовой любви: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин. 13: 35).

Храм как школа: образование через литургический опыт

Молитвенное общение с Богом в единстве церковного собрания является важнейшим компонентом духовного образования, одновременно его фундаментом и вершиной. Полноценное научение вере всегда сопряжено с молитвой и призыванием Святого Духа, Который наставляет человека на всякую истину (Ин. 16: 13). Благая Весть христианства и вероучение Церкви во всей своей полноте выражены в церковном богослужении, и потому наиболее полно постигаются и глубоко переживаются через осмысленное и благоговейное участие в соборной молитве Живому Богу.

Православный богослов XX века Павел Евдокимов глубоко и проникновенно свидетельствует о том, что «каждая пядь церковных стен оживлена и представляет небо, приводя человека к общению со своими старшими собратьями: ангелами, пророками, апостолами, мучениками и святыми, — человек воистину посещает Бога и небо... Долгое соприкосновение с этим присутствием порождает неутолимое стремление к чистому и абсолютному; горящие свечи передают огонь веры, а жития святых, воспеваемых в песнопениях и изображенных на иконах, учат, что божественные призывы, содержащиеся в святых Евангелиях, вполне осуществимы и обращены ко всем»4.

Божественная премудрость и духовный опыт предшествующих поколений, сконцентрированные в православном богослужении, открыты и доступны для людей всех возрастов и профессий. Школа церковной молитвы объединяет в гармоническом синтезе догматический разум и религиозное чувство, восполняя фрагментарное человеческое знание живым опытом обретенной полноты Богообщения.

4 300

Евдокимов П. Н. Православие. М., 2002. С. 339.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.