Научная статья на тему 'Интеллектуальная составляющая непрерывного поликультурного образования личности'

Интеллектуальная составляющая непрерывного поликультурного образования личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
безопасное коммуникативное пространство / интеллектуальная архитектоника / образовательные практики / межкультурное общение / культурное самоопределение личности / поликультурная картина мира / secure communication environment / intellectual architectonics / educational practices / intercultural communication / cultural self-determination of the individual / multicultural picture of the world

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буланкина Надежда Ефимовна

В статье раскрывается активный поиск путей актуализации проблемы интеллектуальной компоненты как ценности непрерывного поликультурного образования личности, осуществляемый современными исследователями в нескольких направлениях. В частности, рассматриваются вопросы проектирования архитектоники регионального образовательного пространства, моделирования коммуникативных ситуаций в аспекте формирования поликультурной картины мира обучающихся, влияния социокультурной информационно-образовательной среды на формирование творческого потенциала личности. Обосновываются аксиологические основания культивирования интеллектуальной составляющей непрерывного поликультурного образования личности как важного гуманистического принципа формирования современной поликультурной картины мира. Методологическую основу проведенного исследования составил аксиологический подход в аспекте совершенствования межкультурной компетенции личности в пространстве интеллектуальной архитектоники непрерывного поликультурного образования. Выступая в качестве гуманизирующего ядра региональной информационно-образовательной среды, социальная значимость формирования поликультурной картины мира личности позволяет инициировать ее в качестве одной из возможных моделей экосистем синергетического эффекта соуправления в коммуникативном социуме. Исследовательский поиск осуществляется на основе результатов критического анализа литературных источников по искомой проблематике, а также в ходе теоретико-методологического осмысления, обобщения и тиражирования опыта педагогов-практиков. Позитивные результаты служат базой для моделирования архитектоники интеллектуальной составляющей инновационных практик региональной образовательной среды в парадигме от наблюдения к обобщению и тиражированию через кооперацию. Научной новизной является описание применимости аксиологического подхода при проектировании безопасного пространства межкультурного взаимодействия непосредственных участников регионального проекта по обеспечению информационной интеллектуальной среды в аспекте формирования поликультурной картины мира. Теоретическая значимость заключается в уточнении содержания понятия «интеллектуальная составляющая непрерывного образования личности» как ценностного основания гуманизации информационно-образовательной среды. Практическая значимость состоит в определении основ функционирования методологически выверенной речетворческой и коммуникативной готовности педагога как ценности, необходимой для создания психологического комфорта в образовательной среде освоения поликультур и межкультурной коммуникации. К результатам проведенного исследования можно отнести определение аксиологических оснований комплексной модели культивирования методологической готовности педагога к проектированию и реализации интеллектуальной составляющей непрерывного поликультурного образования через корпус кейсовых ситуаций. Обосновывается система условий их реализации как многоаспектный гуманитарный проект интеграции социума и воспроизводства культуры через образовательные практики. В заключении представлен концепт, отражающий систему теоретико-методологических посылов эффективной реализации ценностной модели формирования межкультурных навыков и обучения приемам и техникам реализации межкультурного общения, в основе которого лежат следующие аксиологемы поликультурной картины мира личности — интеллектуальная архитектоника образования как ценность, коммуникация как ценность, лидерство как ценность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буланкина Надежда Ефимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intelligence Component of Continuing Multicultural Education of a Personality

The problem statement concerns the actual issues of raising the status of the intellectual component of the Humanities education within the framework of the author’s investigation on “Cultural self-determination of the individual in the space of realization of intercultural communication”. The conditions of modeling communicative situations of the ecosystem of multicultural education are determined in the paradigm “From observation to generalization and replication through cooperation”. The focus of this paper is on the strategic and tactic directions of the development of Russian education within the methodology and technology of the Self as a cultural personality. Socio-philosophical perception and theoretical justification of the problem under consideration have given grounds for mastering the communicative culture of the individual in the frames of intellectual architectonics of multilingual culture as the methodological basis of the many years of activity. The multicultural intellectual architectonics reflects a humanizing core of the regional information and educational spaces. The social significance of the formation of a multicultural mindset of the personality initiates creating of one of the possible models of the ecosystems of the synergetic effect of co-management in a communicative society. The presentation of the effects of cooperation of the Department of the Institute of Continuing Education, educational organizations of Novosibirsk and Novosibirsk region, domestic publishers, as well as the effects of cooperation of regional, All-Russian and international universities is carried out within the framework of the project “Creating a unified information and educational secure communication environment”. As the final result of the generalization, the corpus of case-studies is considered, and the system of conditions for their implementation is substantiated as a multidimensional humanitarian project in the aspect of the integration of society and the reproduction of culture within the humanitarian educational practices. Such features of students’ perception of a different culture as the development of multilingualism and multicultures in artificial conditions of mastering the communicative skills of implementing the basics of intercultural communication are noted. Special emphasis focuses on the social significance and cultural mission of educational organizations in the aspect of modeling the corpus of vital communicative situations/events in the space of scientific and methodological support within the socio-humanitarian sphere of regional events. In conclusion, the system of methodological, pedagogical and methodological conditions for the effective implementation of the author’s model for the formation of intercultural skills and teaching/learning techniques of intercultural communication, which form the basis for the development of additional professional programs in the system of continuing professional education of specialists in various fields, is formulated.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальная составляющая непрерывного поликультурного образования личности»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Б01: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-167-182 УДК 378

Интеллектуальная составляющая непрерывного поликультурного образования личности

Буланкина Надежда Ефимовна,

доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой иноязычного образования

Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки, Россия, 6300072, г. Новосибирск, Красный проспект, 2 ORCID: 0000-0002- 4291-6354 nebn@yandex.ru

Аннотация

В статье раскрывается активный поиск путей актуализации проблемы интеллектуальной компоненты как ценности непрерывного поликультурного образования личности, осуществляемый современными исследователями в нескольких направлениях. В частности, рассматриваются вопросы проектирования архитектоники регионального образовательного пространства, моделирования коммуникативных ситуаций в аспекте формирования поликультурной картины мира обучающихся, влияния социокультурной информационно-образовательной среды на формирование творческого потенциала личности. Обосновываются аксиологические основания культивирования интеллектуальной составляющей непрерывного поликультурного образования личности как важного гуманистического принципа формирования современной поликультурной картины мира. Методологическую основу проведенного исследования составил аксиологический подход в аспекте совершенствования межкультурной компетенции личности в пространстве интеллектуальной архитектоники непрерывного поликультурного образования. Выступая в качестве гуманизирующего ядра региональной информационно-образовательной среды, социальная значимость формирования поликультурной картины мира личности позволяет инициировать ее в качестве одной из возможных моделей экосистем синергетического эффекта соуправления в коммуникативном социуме. Исследовательский поиск осуществляется на основе результатов критического анализа литературных источников по искомой проблематике, а также в ходе теоретико-методологического осмысления, обобщения и тиражирования опыта педагогов-практиков. Позитивные результаты служат базой для моделирования архитектоники интеллектуальной составляющей инновационных практик региональной образовательной среды в парадигме от наблюдения к обобщению и тиражированию через кооперацию.

Научной новизной является описание применимости аксиологического подхода при проектировании безопасного пространства межкультурного

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

взаимодеиствия непосредственных участников регионального проекта по обеспечению информационной интеллектуальной среды в аспекте формирования поликультурной картины мира. Теоретическая значимость заключается в уточнении содержания понятия «интеллектуальная составляющая непрерывного образования личности» как ценностного основания гуманизации информационно-образовательной среды. Практическая значимость состоит в определении основ функционирования методологически выверенной речетворческой и коммуникативной готовности педагога как ценности, необходимой для создания психологического комфорта в образовательной среде освоения поликультур и межкультурной коммуникации.

К результатам проведенного исследования можно отнести определение аксиологических оснований комплексной модели культивирования методологической готовности педагога к проектированию и реализации интеллектуальной составляющей непрерывного поликультурного образования через корпус кейсовых ситуаций. Обосновывается система условий их реализации как многоаспектный гуманитарный проект интеграции социума и воспроизводства культуры через образовательные практики.

В заключении представлен концепт, отражающий систему теоретико-методологических посылов эффективной реализации ценностной модели формирования межкультурных навыков и обучения приемам и техникам реализации межкультурного общения, в основе которого лежат следующие аксиологемы поликультурной картины мира личности — интеллектуальная архитектоника образования как ценность, коммуникация как ценность, лидерство как ценность.

Ключевые слова: безопасное коммуникативное пространство, интеллектуальная архитектоника, образовательные практики, межкультурное общение, культурное самоопределение личности, поликультурная картина мира.

Intelligence Component of Continuing Multicultural Education of a Personality

Nadezhda Bulankina,

Dr. Sc., (Philosophy), Professor,

Head of the Department of Foreign Languages Education, Novosibirsk Institute of Professional Skills Improvement & Vocational Retraining of Education Workers,

2 Krasny Prospekt, Novosibirsk, 630007, Russian Federation

ORCID: 0000-0002-4291-6354

nebn@yandex.ru

I Abstract

The problem statement concerns the actual issues of raising the status of the intellectual component of the Humanities education within the framework of the author's investigation on "Cultural self-determination of the individual in the space of realization of intercultural communication". The conditions of mod-

eling communicative situations of the ecosystem of multicultural education are determined in the paradigm "From observation to generalization and replication through cooperation".

The focus of this paper is on the strategic and tactic directions of the development of Russian education within the methodology and technology of the Self as a cultural personality.

Socio-philosophical perception and theoretical justification of the problem under consideration have given grounds for mastering the communicative culture of the individual in the frames of intellectual architectonics of multilingual culture as the methodological basis of the many years of activity. The multicultural intellectual architectonics reflects a humanizing core of the regional information and educational spaces. The social significance of the formation of a multicultural mindset of the personality initiates creating of one of the possible models of the ecosystems of the synergetic effect of co-management in a communicative society.

The presentation of the effects of cooperation of the Department of the Institute of Continuing Education, educational organizations of Novosibirsk and Novosibirsk region, domestic publishers, as well as the effects of cooperation of regional, All-Russian and international universities is carried out within the framework of the project "Creating a unified information and educational secure communication environment". As the final result of the generalization, the corpus of case-studies is considered, and the system of conditions for their implementation is substantiated as a multidimensional humanitarian project in the aspect of the integration of society and the reproduction of culture within the humanitarian educational practices. Such features of students' perception of a different culture as the development of multilingualism and multicultures in artificial conditions of mastering the communicative skills of implementing the basics of intercultural communication are noted. Special emphasis focuses on the social significance and cultural mission of educational organizations in the aspect of modeling the corpus of vital communicative situations/events in the space of scientific and methodological support within the socio-humanitarian sphere of regional events.

In conclusion, the system of methodological, pedagogical and methodological conditions for the effective implementation of the author's model for the formation of intercultural skills and teaching/learning techniques of intercultural communication, which form the basis for the development of additional professional programs in the system of continuing professional education of specialists in various fields, is formulated.

Keywords: secure communication environment, intellectual architectonics, educational practices, intercultural communication, cultural self-determination of the individual, multicultural picture of the world.

Библиографическое описание для цитирования:

Буланкина Н.Е. Интеллектуальная составляющая непрерывного поликультурного образования личности // Идеи и идеалы. — 2023. — Т. 15, № 4, ч. 1. — С. 167—182. — DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-167-182.

Bulankina N. Intelligence Component of Continuing Multicultural Education of a Personality. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2023, vol. 15, iss. 4, pt. 1, pp. 167—182. DOI: 10.17212/2075-0862-2023-15.4.1-167-182.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Введение

В настоящем исследовании интеллектуальная составляющая позиционируется в качестве ценностно значимого элемента архитектоники непрерывного образования личности, отражая собственно амбивалентную сущность — содержательность и технологичность в ценностном контексте от наблюдения к обобщению и тиражированию через кооперацию.

В пространстве тотальной цифровизации и информатизации от обучающихся: школьников, студентов, специалистов, участников разнообразных дополнительных образовательных программ — требуются умения и навыки аналитико-синтетической деятельности при выборе учебных и коммуникативных стратегий поддержания межкультурного общения и творческого сотрудничества [1, 5, 11, 15].

Одновременно в процессе индивидуального и командного решения многочисленных задач личностного роста уточняются концептуальные идеи гуманизации образовательного процесса, продолжая развиваться в условиях поликультурности как важной характеристики современной безопасной информационно-образовательной среды непосредственных участников взаимодействия, коммуникации и аутентичного общения в социальной реальности [3, 7, 8, 10, 12].

Философское осмысление влияния социокультурной динамики на современные гуманитарные практики в ракурсе повышения статуса интеллектуальной составляющей личности современные исследователи связывают, прежде всего, с формированием глобальных компетенций, в основании которых культивирование функциональной грамотности, с превращением «заемного» предметного знания в личностно значимое для эффективного бытования в социуме. Не менее значимы вопросы выживания человечества и всего живого на Земле [1—4, 6, 11, 19, 20]. При этом утверждается, что человечество становится свидетелем развивающейся коммуникационной цивилизации с ее, возможно, и привлекательными, но одновременно и опасными сторонами [7, 8, 10, 16—18, 23].

Интенсивное внедрение мультимедиа сменило ценностные ориентиры и приоритеты образования, что приводит к размыванию ценностного контекста формирования личностной концептосферы, о чем системно и последовательно заявляется учеными — исследователями развития интеллектуального потенциала, психологами, педагогами, дидактами и лингво-дидактами, педагогами-практиками [2, 5, 9, 12—14, 16, 17, 20, 24].

Суть таких заявлений состоит в том, что имеет место быть деформация видения мира в целом и перспектив его развития в ракурсе формирования методологической целостной готовности молодежи к восприятию и критическому широкому осмыслению действительности. В результате

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

системного бытования механизма передачи знаний и опыта затрудняется глубинное обновление образовательной парадигмы [4, 7, 9, 10, 13, 23, 25].

В свою очередь, культивирование функциональной грамотности в пространстве образовательной деятельности выдвигается на первый план, что актуализирует вопросы использования знаний и умений аналитико-синтетической деятельности в целях повышения уровня осмысления текстовой деятельности на всех этапах обучения — монолог/диалог/письмо/ восприятие речи на слух — как основу для перехода к развитию глобальных компетенций [2, 4, 5, 9, 11, 16, 19].

Одновременно признается значимость культуротворческой и культу-росозидаюшей миссии гуманитарного знания и гуманитарного образования в целом и в развитии неформального творческого мышления. В основе данного концепта связь гуманитарных наук с гуманизмом: человек как высшая ценность, где гуманитарное знание выступает в качестве важной интеллектуальной составляющей и фактора развития эмоционального интеллекта человека [2, 5, 11, 15, 17, 19, 21, 22, 25].

Однако, как отмечают исследователи, преобладание технократического подхода к проблемам развития человеческого потенциала продолжается, несмотря на очевидные катастрофические последствия в мире и в образовании [1, 5, 7, 12, 13, 16, 18, 20].

При этом современные образовательные события становятся свидетельством того, что значимая социокультурная роль образования и культу-росозидающая миссия освоения поликультур в рамках гуманитарной подготовки специалистов различных направлений не снижаются. Разработкам содержательной технологичности на всех этапах лингвистической и филологической осведомленности личности в различных областях научного и практического знания отводится культуротворческая роль. А педагог, и в первую очередь школьный учитель, и преподаватель лингвистического и нелингвистического вуза, и педагог-лингвист призваны занять лидирующие позиции в повышении интеллектуального потенциала личности. А это означает создание условий безопасного коммуникативного пространства для творчества и сотворчества непосредственных участников образовательного процесса [20, 22, 24, 25].

Современные тренды формирования поликультурной картины мира личности связаны с несколькими проблемными зонами влияния, выполняющими первостепенную роль при актуализации интеллектуальной составляющей архитектоники современного образования в социально нестабильном сообществе. Активно разрабатываемый в современной социальной философии и педагогической науке коммуникативный подход позволяет наглядно представить схему взаимодействия во всем многообразии входящих в нее звеньев (источник, ситуация, канал связи, обратная связь и т. д.).

Но для того чтобы вскрыть внутреннюю природу этого взаимодействия, характера двусторонней активности его объектов и прочее, необходим подход, позволяющий не только установить связь говорящего и слушателей, но и определить их психологические механизмы. Причем человеческая культура (будь то наука, искусство, техника или коммуникация) постоянно оглядывается назад в попытке понять, что она собой представляет и куда движется. Процессы, происходящие в социальной практике, стимулируют преобразование информационно-образовательной коммуникативной среды в систему, основанную на самопроектировании и культурном самоопределении и самоорганизации личности [1, 4, 15, 16, 20, 21, 25].

Еще один аспект продолжает оставаться предметом многочисленных научно-методических исследований и активного поиска эффективных способов проектирования безопасного образовательного пространства. Это и ценностный статус родного языка в поликультурной среде в аспекте развития сознательной жизнедеятельности личности. Это и повышение культуры профессионального дискурса, и бытование в нем таких ценностных приоритетов, как язык и сознание, духовность и нравственность, свобода выбора во имя воспроизводства высокой культуры в социуме и отечественном образовании [2, 5, 9, 16, 19, 22—24].

Повышенное внимание к духовно-нравственному миру признается одним из приоритетных направлений организации современной отечественной образовательной практики в аспекте импакт-педагогики (сотрудничество, проективный подход, контекстное развивающее обучение, интегра-тивный подход), в базе которой ценностные приоритеты цели и нормы поведения личностной культуры становятся социально значимой составляющей интеллектуальной архитектоники системно обновляемой региональной и российской социальной реальности [1—3, 5, 7, 9, 15, 25].

В рамках изложенного цель данной статьи видится в обосновании аксиологических основ культивирования интеллектуальной составляющей непрерывного образования личности как важного гуманистического принципа.

Методология исследования

В результате философского осмысления теории и практики обозначенной выше проблемной ситуации стратегическим направлением развития российского общества и образования как социально значимого института воспроизводства культуры в целом становится проектное создание суверенного образовательного безопасного пространства. Данная сентенция обеспечивается следующими методологическими посылами, которые отражают комплексную модель интеллектуальной архитектоники непрерывного образования личности в современных условиях бытования языко-

вой личности обучающихся: 1) поликультурность как основа гуманизации российской системы образования; 2) лидерство через творческое освоение поликультур, в базе которого интеллектуальное совершенствование, обеспеченное интегративной функцией языка; 3) образовательная платформа научно-методического сопровождения и поддержки непрерывного образования, в основе которой культурное самоопределение личности обучающихся, их интеллектуальное самосовершенствование (педагоги, школьники, студенты, слушатели дополнительных программ переподготовки). Основной методологический концепт раскрывается через авторское видение интеллектуальной архитектоники гуманитарной составляющей современной социокультурной среды на региональном уровне в качестве важного фактора формирования общефилософской и методологической готовности личности к реализации жизненно важных принципов духовно-нравственного поведения.

Результаты исследования

В результате проведенного микроисследования выделим три основных направления теоретического практико-ориентированного исследования в аспекте освоения иной культуры как социального ядра любой информационно-коммуникационной среды взаимодействия. Это цель и содержание поликультурного образования; технология формирования коммуникативных навыков как основы межкультурного общения; поликультурная картина мира личности как результат поликультурного образовании. В рамках программы исследования, прежде всего, возникает необходимость разработки креативного и ответственного начала личности при определении целей и задач освоения иной культуры в пространстве поликультурности.

Поликультурность рассматривается через триаду «язык — речь — общение», где царство речи проходит через драму речевого мышления (Л.С. Выготский), через системное совершенствование речевой культуры личности в качестве неотъемлемой компоненты ее самореализации в аутентичной коммуникации (А.А. Леонтьев), через культивирование эмоционального эффекта образования и в образовательной среде языковой и коммуникативной культуры в качестве цели и показателя создания безопасной среды взаимодействия участников образовательного и воспитательного процесса. В свою очередь, цель видится в системном социально-философском анализе и теоретическо-методологическом осмыслении инновационных гуманитарных практик по созданию корпуса лингводидактических средств и моделирования коммуникативных ситуаций экосистемы поликультурного образования в парадигме от наблюдения к обобщению и тиражированию через кооперацию в системе непрерывного образования педагога-лингвиста.

Интеллектуальная архитектоника непрерывного образования личности представлена тремя содержательными кейсами-разработками в ракурсе изучения системы условий создания единой информационно-образовательной безопасной коммуникативной среды межкультурного взаимодействия в целях актуализации интеллектуальной составляющей обучающихся в поликультурном образовании в свете стратегического направления «Обучение творчеству через творчество» на региональном уровне. Изложенные выше положения находят отражение в содержании, в технологии как комплексе педагогических средств, методических приемов обучения межкультурной коммуникации, лингво-дидактической составляющей реализации задач по формированию методологической и мотивационной готовности обучающихся, в основе которой интеллектуальная архитектура поликультурной картины мира личности.

Фрейм 1. Архитектоника событийного пространства иноформационно-образовательной среды

Целевая установка региональной событийной среды — презентация системы социально значимых мероприятий в качестве важных событий по созданию условий безопасной коммуникативной среды взаимодействия участников образовательной деятельности, в основе которой поликультурность социума.

Таблица 1

Событийное пространство информационно-образовательной среды

Table 1

Event space of the Information and Educational Environment

Система мероприятий событийной информационно-образовательной среды «Территория творчества и сотворчества» Система условий формирования мотивационной готовности к реализации образовательной стратегии «Создание безопасной коммуникативной среды»

Обновление образовательных программ (ДПОП) для педагога-лингвиста Ориентация на постэффекты и формирование интеллектуальной траектории развития личности

Система стажировочных площадок в образовательных учреждениях (ОУ) Культивирование новых смыслов в пространстве ОУ

Сетевая предметная образовательная платформа Рефлексия своего учебного движения в пространстве событийности

Окончание табл. 1 Еп4 о/ Ав ТаЬ. 1

Система мероприятий событийной информационно-образовательной среды «Территория творчества и сотворчества» Система условий формирования мотивационной готовности к реализации образовательной стратегии «Создание безопасной коммуникативной среды»

Система муниципальных методических объединений (ММО) Участие в стратегических и тактических сессиях

Система региональных проблемных семинаров Участие в стратегических и тактических сессиях в рамках поликультурности и межкультурной коммуникации

Система ежегодных конференций Активное смыслообразование и взаимообмен в аспекте культурного самоопределения

Система ежегодных конкурсов и олимпиад Активный взаимообмен идеями и смыслами в целях межкультурной коммуникации и культурного самоопределения

Система научно-методических разработок с последующей публикацией Тиражирование инновационных гуманитарных практик

Исследование методологических оснований поликультурности при предложенном подходе проводится в ракурсе ее значимости в развитии коммуникативных умений при общении с другим.

Фрейм 2. Событийное пространство научно-методического обеспечения и сопровождения специалиста

Целевой ориентир социокультурной среды смещается на поликультурность в качестве фактора формирования поликультурной картины мира личности. Презентация событийного пространства дополнительных профессиональных программ предполагает совершенствование методологической и лингводидактической подготовки специалистов в ракурсе повышения социальной значимости поликультурной картины мира личности в контексте интеллектуальной компоненты коммуникативной безопасной среды.

yjA НАУЧНЫЙ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ "whf ЖУРНАЛ................................................................................................................................................

Таблица 2

Событийное пространство программно-методического обеспечения

Table 2

Event space of Software and Methodological Support

Программно-методическое обеспечение и поддержка Показатели методологической и предметной готовности специалиста

Программа переподготовки «Лингвистика и межкультурная коммуникация» 1. Философские, теоретико-методологические основы 2. Культурологические основы. 3. Психолого-педагогические основы формирования поликультурной картины мира личности в контексте поликультур и полиязычий Методологическая, предметная и дидактическая готовность специалистов с высшим педагогическим образованием к профессиональной деятельности в сфере преподавания дисциплины «Иностранный язык»

Программа повышения квалификации «Вопросы разработки способов совместного определения путей и средств проектирования безопасного коммуникативного пространства» 1. Методология проектирования безопасного коммуникативного пространства. 2. Разработка приемов проектирования безопасного коммуникативного пространства. 3. Моделирование коммуникативных ситуаций мотивирующего характера Методологическая, предметная и дидактическая готовность специалистов с высшим педагогическим образованием к профессиональной деятельности в сфере преподавания дисциплины «Иностранный язык»

Содержательно и структурно материалы программ представляют собой ряд комплексных положений философии образования и языка как культурного феномена, культурологии и лингвокультурологии, лингво-страноведения и лингводидактики, в основу которых положены принципы системности, интегративности и целостности.

Фрейм 3. Событийное пространство практических занятий

Поликультурность и полилингвальность — это условия и инструменты культурного самовыражения (развивающая функция) в событийном пространстве, так как обучающийся в течение своей жизни находится в поисках

своего языка, помогающего сознательно относиться к своей жизни, строить отношения в условиях взаимодействия с другими. Цель событийного пространства практикумов — презентация культурных практик, основной подход которых к образовательному процессу рефлексия. В рамках активных видов деятельности: проблемных (диалоговых) лекций, круглых столов, микроконференций, дискуссионных клубов, семинаров, творческих мастерских, практикумов, а также в процессе подготовки и написания авторских квалификационных проектов — методических разработок, статей проблемного характера — рефлексируются вопросы создания условий активного смыслообразования и смыслопорождения.

В частности, моделирование учебной интриги, построенной на основе разницы смысловых (ролевых) позиций; организация предметного материала в диалогическом режиме; рефлективность целеполагания и задач-ный план результатов деятельности; оригинальность предметного материала (предметный потенциал событийности); характер языкового материала, его связь с ситуациями общения и речевыми концептами; характер коммуникативного пространства; содержательный собственный риторический словарь: своя речь; наличие событийного последействия. Обучающиеся активно рассказывают, обсуждают, пишут, создают нечто, инициируют продуктивные действия, задаются вопросами.

Заключение

Как итог теоретико-методологического осмысления многолетнего опыта создания экосистемы поликультурного образования в парадигме от наблюдения к обобщению и тиражированию через кооперацию, создается достаточно гибкая система творческого сотрудничества учителя и ученика в аспекте повышения статуса культурного полилога как непрерывного процесса обмена ценностными доминантами.

С опорой на интеллектуальную составляющую непрерывного образования личности педагогический эффект становится более продуктивным в силу использования поликультурности как основы информационно-образовательной и педагогической среды при соответствующих принципам гуманизма условиях, ориентированных на гуманизацию образовательного процесса.

Переплетение межличностных отношений с поликультурным и поли-лингвальным региональным контекстом, являясь закономерным в аспекте формирования поликультурной картины мира, мотивирует к толерантности, стремлению к творческому взаимодействию в пространстве аутентичной коммуникации в пределах региона и за его пределами.

В данном контексте авторскими коллективами в формате научно-методического сопровождения профессиональных программ в региональных

образовательных учреждениях системно культивируются ценностные доминанты отечественной методологии обучения языку как средству формирования поликультурной картины мира личности в современных реалиях поликультурности в рамках проективной деятельности.

Находя системную поддержку в медийном пространстве (в частности, в профессиональных журналах), искомый вид интеллектуальной деятельности коллег становится платформой для оперативного обмена инновационными практиками педагогов-наставников в аспекте создания экосистемы регионального непрерывного образования личности обучающихся.

Манифестация коммуникативной компетенции личности в ракурсе освоения поликультур в пространстве сотрудничества и кооперации региональных, всероссийских и международных образовательных организаций рассматривается в рамках трехчастной модели интеллектуальной архитектоники непрерывного образования педагога-лингвиста. В частности, в ракурсе реализации научно-методического сопровождения и поддержки специалистов, участников долгосрочного проекта «Создаем единую информационно-образовательную безопасную коммуникативную среду» как основы вхождения искомой модели в региональную и всероссийскую социокультурную среду аутентичной коммуникации.

Потребность в интегративном мышлении на региональном уровне культивируется и проявляется в тесной интеграции в рамках познания действительности и каждой личности как абсолютной самоценности в аспекте выбора выразительных средств (царство языков) культурного диалога/полилога. Перспективность данного направления в науке и практике определяется необходимостью совершенствования творческой позиции личности педагога и обучающихся. Дальнейшего исследования требует изучение специфики формирования методологической готовности преподавателя других образовательных областей к интеграции с последующим согласованием действий в аспекте культивирования интеллектуально ценностной составляющей образования в целом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Буланкина Н.Е. Гуманитарные практики — гарант инновационного развития и качества образовательной деятельности // Психология образования в поликультурном пространстве. — 2016. — № 1 (33). — С. 29—35.

2. Буланкина Н.Е. Совершенствование языковой культуры учителя // Педагогика. - 2004. - № 4. - С. 56-60.

3. Буланкина Н.Е. Методологические основы культурного самоопределения личности в отечественном образовании // Известия кафедры педагогики Южного федерального университета. Вып. 2. Концептосфера и культурные практики

духовно-нравственного воспитания в школе и вузе. — Ростов н/Д.: Булат, 2010. — С. 12-17.

4. Буланкина Н.Е. Ценностные аспекты профессионального становления педагога в контексте радикальной смены образовательной парадигмы // KANT. — 2020. — № 3 (36). — С. 220—226. — DOI: 10.24923/2222-243x.2020-36.42.

5. Буланкина Н.Е., Максимова Н.В. Готовность учителя-гуманитария к реализации концепций школьного языкового образования: русский и иностранный языки. — Новосибирск: НИПКиПРО, 2017. — 90 с.

6. ВыготскийЛ.С. Лекции по психологии. — СПб.: Союз, 1997. — 143 с.

7. Землина Ю.В. Методологическая функция интегративной педагогики в мировоззренческом контексте // Мир университетской науки: культура, образование. — 2022. — № 5. — С. 19—24.

8. Золотарев С.П. Социокультурные и техногенные риски: социально-философский аспект // KANT. — 2020. — № 3 (36). — С. 129—132.

9. Кривовяз П.В. Природа и потенциал синергетического эффекта управления в коммуникативном обществе // KANT. — 2020. — № 3 (36). — С. 133—137.

10. Крикунов А.Е., Архангельская Н.Н. Постановка проблемы в постгуманистической философии // Психология образования в поликультурном пространстве. — 2021. — № 3 (55). — С. 84—90.

11. Леонтьев А А. Мир человека и мир языка. — М.: Детская литература, 1984. — 126 с.

12. Непомнящий А.В., Нещадим И.О. Философия современного образования: от сепаратизма к интеграции // Мир университетской науки: культура, образование. — 2023. — № 2. — С. 17—25.

13. Пузыревский В.Ю. Проблема гносеэкологической дистанции в образовании // Философия образования. — 2006. — № 1 (15). — С. 231—233.

14. Пушкарева МА, Хасанова Л.Р. И. Кант о пространстве и времени в пространстве развития идеи духовной субстанции самосознания // KANT. — 2020. — № 3 (36). — С. 176—179.

15. Романенко Н.М. Импакт-педагогика как новый взгляд на оптимизацию процесса обучения // Мир университетской науки: культура, образование. — 2023. — № 1. — С. 17—23.

16. Сухова НА. Актуальные проблемы поликультурной коммуникации: монография. — СПб.: Гамма, 2019. — 223 с.

17. Тишкевич Э.В. Социальный конфликт в контексте научного анализа // KANT. — 2020. — № 3 (36). — С. 185—190.

18. Углинская НА. Кризис культуры: кризис системы ценностей или кризис стратегий действия? // KANT. — 2020. — № 3 (36). — С. 191—194.

19. Цыбанева ВА., Малетина О А. Функциональная грамотность учителя иностранного языка: проблемы и возможности развития // Сибирский учитель. — 2023. — № 1 (146). — С. 26—30. — Яз. англ.

20. The Content of Language Training of the Engineer of the Future in the Context of an Ecological and Social Approach / N.E. Bulankina, N.D. Galskova, N.F. Koryakovt-

НАУЧНЫЙ /ЖУРНАЛ

seva, Z.N. Nikitenko // Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives. IEENGIP 2022. - Springer, 2022. - P. 168-175. -(Lecture Notes in Networks and Systems; vol. 499).

21. Butler L.D., Cartier S.C. Case studies as a methodological framework for studying and assessing self-regulated learning // Handbook of self-regulated learning and performance / ed. by D. Schunk, J. Greene. - 2nd ed. - Routledge, 2018. - P. 352-369.

22. Chemers M.M., Hu L.T., Garcia B.F. Academic self-efficacy and first-year college student performance and adjustment // Journal of Educational Psychology. - 2001. -Vol. 93 (1). - P. 55-64. - DOI: 10.1037/0022-0663.93.1.55.

23. Chen I.Y.L., Chen N.-S., Kinshuk. Examining the factors influencing participants' knowledge sharing behavior in virtual learning communities // Educational Technology & Society. - 2009. - Vol. 12 (1). - P. 134-148.

24. Egorova E.V., Bulankina N.E. Strategy and tactics of current professional education: axiological approach // E3S Web of Conferences. - 2022. - Vol. 363. - P. 04038. -DOI: 10.1051/e3sconf/202236304038.

25. Murugova E., Bulankina N., Mishutina O. Communicative strategy of university education: current discourse // E3S Web of Conferences. - 2021. - Vol. 273. -P. 12152. - DOI: 10.1051/e3sconf/202127312152.

1. Bulankina N.E. Gumanitarnye praktiki — garant innovatsionnogo razvitiya i kachestva obrazovatel'noi deyatel'nosti [Humanitarian practicies — guarantee of innovative development and quality of education]. Psikhologiya obra%ovaniya vpolikul'turnom prostranstve = Educational Psychology in Polycultural Space, 2016, no. 1 (33), pp. 29—35.

2. Bulankina N.E. Sovershenstvovanie yazykovoi kul'tury uchitelya [Language culture development]. Pedagogika = Pedagogics, 2004, no. 4, pp. 56—60.

3. Bulankina N.E. Metodologicheskie osnovy kul'turnogo samoopredeleniya li-chnosti v otechestvennom obrazovanii [Methodological foundations of cultural self-identity of a personality in the national education]. I%vestiya kafedrypedagogiki Yuzhnogo federal'nogo universiteta. Vyp. 2. Kontseptosfera i kul'turnyepraktiki dukhovno-nravstvennogo vospi-taniya v shkole i vu%e [News of Pedagogy Chair of South Federal University. Vol. 2. Concepts of culture practices moral education at school and university]. Rostov-on-Don, Bulat Publ., 2010, pp. 12-17.

4. Bulankina N.E. Cennostnye aspekty professional'nogo stanovleniya pedagoga v kontekste radikal'noi smeny obrazovatel'noi paradigmy [Value aspects of professional formation of a teacher in the context of a radical change in the educational paradigm]. KANT, 2020, no. 3 (36), pp. 220-226. DOI: 10.24923/2222-243x.2020-36.42. (In Russian).

5. Bulankina N.E., Maksimova N.V Gotovnost' uchitelya-gumanitariya k reali%atsii kont-septsii shkol'nogo yazykovogo obra%ovaniya: russkii i inostrannyi yazyki [Readiness of educator-humanitarian to realize Concepts for public school]. Novosibirsk, NIPKiPRO Publ.,

References

2017. 90 p.

6. Vygotskii L.S. Lektsii popsikhologii [Lectures in psychology]. St. Petersburg, Soyuz Publ., 1997. 143 p.

7. Zemlina Yu.V Metodologicheskaya funktsiya integrativnoi pedagogiki v miro-vozzrencheskom kontekste [Methodological function of integrative pedagogy in the worldview context]. Mir universitetskoi nauki: kul'tura, obra%ovanie = The World of Academia: Culture, Education, 2022, no. 5, pp. 19—24.

8. Zolotarev S.P. Sotsiokul'turnye i tekhnogennye riski: sotsial'no-filosofskii aspect [Socio-cultural and technological risks: socio-philosophical aspect]. KANT, 2020, no. 3 (36), pp. 129-132. (In Russian).

9. Krivovyaz P.V Priroda i potentsial sinergeticheskogo effekta upravleniya v kom-munikativnom obshchestve [The nature and potential of the synergistic effects of management in a communicative society]. KANT, 2020, no. 3 (36), pp. 133-137. (In Russian).

10. Krikunov A.E., Arkhangel'skaya N.N. Postanovka problemy v postgumanis-ticheskoi filosofii [The statement of the problem of education in post-humanistic philosophy]. Psikhologiya obrazovaniya v polikul'turnom prostranstve = Educational Psychology in PolyculturalSpace, 2021, no. 3 (55), pp. 84-90.

11. Leont'ev A.A. Mir cheloveka i mir yazyka [The world of man and the world of language]. Moscow, Detskaya literatura Publ., 1984. 126 p.

12. Nepomnyashchy A.V, Neshchadim I.O. Filosofiya sovremennogo obrazovani-ya: ot separatizma k integratsii [Philosophy of modern education: from separatism to integration]. Mir universitetskoi nauki: kul'tura, obra%ovanie = The World of Academia: Culture, Education, 2023, no. 2, pp. 17-25.

13. Puzyrevskiy VYu. Problema gnoseekologicheskoi distantsii v obrazovanii [Puzyrevsky VYu. The problem of epistemological distance in education]. Filosofiya ob-razovaniya = Philosophy of Education, 2006, no. 1 (15), pp. 231-233.

14. Pushkareva M.A., Khasanova L.R. I. Kant o prostranstve i vremeni v prostrans-tve razvitiya idei dukhovnoi substantsii samosoznaniya [I. Kant on space and time in the context of the development of the idea of spiritual substance of self-consciousness]. KANT, 2020, no. 3 (36), pp. 176-179. (In Russian).

15. Romanenko N.M. Impakt-pedagogika kak novyi vzglyad na optimizatsiyu protsessa obucheniya [Impact pedagogy as a new view at the optimization of learning]. Mir universitetskoi nauki: kul'tura, obrazovanie = The World of Academia: Culture, Education, 2023, no. 1, pp. 17-23.

16. Sukhova N.A. Aktual'nye problemy polikul'turnoi kommunikatsii [Actual problems of polycultural communication]. St. Petersburg, Gamma Publ., 2019. 223 p.

17. Tishkevich E.V Sotsial'nyi konflikt v kontekste nauchnogo analiza [Social conflict in the context of scientific analysis]. KANT, 2020, no. 3 (36), pp. 185-190. (In Russian).

18. Uglinskaya N.A. Krizis kul'tury: krizis sistemy tsennostei ili krizis strategii deist-viya? [Crisis of culture: crisis of value system or crisis of strategies of action?]. KANT, 2020, no. 3 (36), pp. 191-194. (In Russian).

НАУЧНЫЙ ^Whf ЖУРНАЛ

19. Tsybaneva VA., Maletina O.A. Funktsional'naya gramotnost' uchitelya inostran-nogo yazyka: problemy i vozmozhnosti razvitiya [Functional literacy of a foreign language teacher: issues and development opportunities]. Sibirskii uchitel' = Siberian Teacher, 2023, no. 1 (146), pp. 26-30.

20. Bulankina N.E. Galskova N.D., Koryakovtseva N.F., Nikitenko Z.N. The Content of Language Training of the Engineer of the Future in the Context of an Ecological and Social Approach. Integration of Engineering Education and the Humanities: Global InterculturalPerspectives. IEENGIP 2022. Springer, 2022, pp. 168-175.

21. Butler L.D., Cartier S.C. Case studies as a methodological framework for studying and assessing self-regulated learning. Handbook of self-regulated learning and performance. Ed. by D. Schunk, J. Greene. 2nd ed. Routledge, 2018, pp. 352-369.

22. Chemers M.M., Hu L.T., Garcia B.F. Academic self-efficacy and first-year college student performance and adjustment. Journal of Educational Psychology, 2001, vol. 93 (1), pp. 55-64. DOI: 10.1037/0022-0663.93.1.55.

23. Chen I.Y.L., Chen N.-S., Kinshuk. Examining the factors influencing participants' knowledge sharing behavior in virtual learning communities. Educational Technology & Society, 2009, vol. 12 (1), pp. 134-148.

24. Egorova E.V, Bulankina N.E. Strategy and tactics of current professional education: axiological approach. E3S Web of Conferences, 2022, vol. 363. DOI: 10.1051/ e3sconf/202236304038.

25. Murugova E., Bulankina N., Mishutina O. Communicative strategy of university education: current discourse. E3S Web of Conferences, 2021, vol. 273, p. 12152. DOI: 10.1051/e3sconf/202127312152.

Статья поступила в редакцию 21.06.2023. Статья прошла рецензирование 28.07.2023.

The article was received on 21.06.2023. The article was reviewed on 28.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.