Научная статья на тему 'Развитие гуманитарного знания в системе современного дополнительного профессионального образования педагога'

Развитие гуманитарного знания в системе современного дополнительного профессионального образования педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Педагогический ИМИДЖ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
GLOBAL PROCESSES/GLOBALISM / PHILOSOPHY OF EDUCATION / MULTICULTURAL WORLD / CULTURAL SELF-DETERMINATION OF AN INDIVIDUAL / FEDERAL PROJECT “TEACHER OF THE FUTURE” / SUBJECT CONCEPTS / ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ МИР / КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «УЧИТЕЛЬ БУДУЩЕГО» / ПРЕДМЕТНЫЕ КОНЦЕПЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буланкина Надежда Ефимовна, Умбрашко Константин Борисович

Введение. Цель статьи представить расширенный анализ особенностей гуманитарного знания с позиций компетентностного и коммуникативного подходов к развитию культурно-ориентированной личности современного педагога в контексте теории культурного самоопределения. Материалы и методы. Концепции и примерные программы учебно-методических комплексов по социально-гуманитарным дисциплинам («Отечественная история», «Филология» и «Иностранные языки») для общеобразовательной школы; модульные дополнительные профессиональные образовательные программы для педагогов, формирующие технологическую содержательность культурного полилога/диалога с участниками образовательного процесса; тексты перечисленных источников изучаются в рамках гуманитарных практик на предмет эффективности с помощью таких методов, как-то: контент-анализ, лонгитюдный эксперимент, анкетирование, интервьюирование, лингвистическое тестирование, констатирующие и формирующие срезы. Результаты исследования. Характеристика ценностно-развивающих культурно-ориентированных практик в искомой системе, а также актуализация региональных особенностей информационно-образовательного пространства в аспекте обновлённых ценностей отечественной системы образования. Заключение. На основе анализа активных методик и форм повышения квалификации и профпереподготовки, а также обучения педагогических работников показаны перспективы культурного самоопределения личности учителя; ставится перспективная задача изменения содержательной технологичности и расширения границ культурно-ориентированной личности обучающихся в осмыслении и понимании современных глобальных процессов в мире на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE HUMANITIES KNOWLEDGE IN THE SYSTEM OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION OF A TEACHER

Introduction. The paper aims to present an extended analysis of the specific features of humanities knowledge in terms of the competence and communicative approaches to the development of a cultureoriented personality of a modern educator according to the principles of the theory of cultural self-determination.Materials and methods. include the concepts and programs of learning and teaching support materials in Social Sciences and Humanities (National History, Philology and Foreign languages) for secondary schools; and modular continuing professional educational programs for teachers, which formulate the content of cultural polylogue/dialogue among/between the participants of the educational process. The effectiveness of the texts from the above sources is studied through practices, which involves the methods of content analysis, longitudinal experiment, questionnaires, interviews, linguistic testing; diagnostic and formative assessments. Results of the study. The findings include the characteristics of value-developing culture-oriented practices in the system for advanced training of educators, as well as regional features of the information and educational space in the context of updated values of the national education system. Conclusion. Based on an analysis of the current active methods and forms of advanced training and retraining of teachers, we have demonstrated the prospects for cultural self-determination of a teacher personality; set the objective to change the content and expand the boundaries of culture-oriented personality learning to comprehend and understand modern global processes at the regional level.

Текст научной работы на тему «Развитие гуманитарного знания в системе современного дополнительного профессионального образования педагога»

Онлайн-доступ к журналу: http://journal.iro38.ru

УДК 371.398+009

Развитие гуманитарного знания в системе

современного дополнительного профессионального образования педагога

Н. Е. Буланкина, К. Б. Умбрашко

Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Новосибирск

Аннотация. Введение. Цель статьи - представить расширенный анализ особенностей гуманитарного знания с позиций компе-тентностного и коммуникативного подходов к развитию культурно-ориентированной личности современного педагога в контексте теории культурного самоопределения. Материалы и методы. Концепции и примерные программы учебно-методических комплексов по социально-гуманитарным дисциплинам («Отечественная история», «Филология» и «Иностранные языки») для общеобразовательной школы; модульные дополнительные профессиональные образовательные программы для педагогов, формирующие технологическую содержательность культурного полилога/диалога с участниками образовательного процесса; тексты перечисленных источников изучаются в рамках гуманитарных практик на предмет эффективности с помощью таких методов, как-то: контент-анализ, лонгитюдный эксперимент, анкетирование, интервьюирование, лингвистическое тестирование, констатирующие и формирующие срезы. Результаты исследования. Характеристика ценност-но-развивающих культурно-ориентированных практик в искомой системе, а также актуализация региональных особенностей информационно-образовательного пространства в аспекте обновлённых ценностей отечественной системы образования.

Заключение. На основе анализа активных методик и форм повышения квалификации и профпереподготовки, а также обучения педагогических работников показаны перспективы культурного самоопределения личности учителя; ставится перспективная задача изменения содержательной технологичности и расширения границ культурно-ориентированной личности обучающихся в осмыслении и понимании современных глобальных процессов в мире на региональном уровне.

Педагогический ИМИДЖ Ключевые

слова: глобальные процессы, философия образования, поликуль-

турный мир, культурное самоопределение личности, федеральный проект « Учитель будущего», предметные концепции.

Для цитирования: Буланкина Н. Е., Умбрашко К. Б. Развитие гуманитарного знания

в системе современного дополнительного профессионального образования педагога // Педагогический ИМИДЖ. 2020. Т. 14. № 1 (46). С. 49-61.

DOI: 10.32343/2409-5052-2020-14-1-49-61 Введение

Проблемное поле исследования и целевая установка этой статьи видится авторам в актуализации и определении особенностей формирования полноценного личност-но-ориентированного гуманитарного знания в поликультурном образовательном пространстве трансграничного региона (Новосибирская область таковой является в силу системных миграционных и эмиграционных процессов) во имя Человека [1; 5].

Необходимость изучения обозначенных вопросов обусловлена многочисленными социокультурными процессами глобального характера, отражающими противоречивый и неоднозначный контекст онтологии общественной, педагогической и образовательной деятельности в целом, в основании которой - философия образования «Нового времени». Разнообразные изменения инновационного характера в отечественном образовании, быстрая и хаотичная смена ориентиров в самом обществе - стандартизация, цифровизация, оптимизация, индивидуализация и дифференциация, диверсификация и унификация, открытая информационно-образовательная среда, демократизация и др. - знак времени, в котором всё чаще наблюдаются явления неопределённости и непредсказуемости, нестабильности и кризиса в сфере ценностных доминант гуманитарного знания и образования в целом [7; 11].

В свете изложенного глубокий смысл приобретают принципы историчности, динамичности, интегративно-сти в процессе познания, культивируемые в работах ведущих отечественных учёных (М. М. Бахтин, А. А. Гусейнов, П. П. Зинченко, В. В. Краевский, И. С. Кон, М. К. Мамардашвили, В. И. Слободчиков, Г. Л. Тульчин-ский, Я. С. Турбовской, В. Н. Турченко, Г. Н. Филонов и др.) [3; 8; 10]. Исследователи формулируют предпосылки для эволюционного развития российского образования в целом, позиционируя значимость нововведений и иннова-

Дата поступления статьи в редакцию: 4 апреля 2019 г.

ций, в частности тенденций к междисциплинарной интеграции в пространстве современного образования, приоритетность их дальнейшего философского осмысления, а также констатируя сегодняшнее отсутствие ярко выраженных приоритетов - концепций, школ, - не отягощённых теоретическими построениями. При этом выдвигаются первоочередные задачи, касающиеся проблемы экологии культуры и человека новой цивилизации в силу нарушения экологии в целом. К ним относят вопросы предотвращения мировой термоядерной войны, обеспечения всеобщего мира на планете, задачи культивирования здорового образа жизни, рационального применения достижений науки и техники, решения демографической проблемы, обеспечения прав и свобод человека, борьбы с терроризмом [10; 11].

В свою очередь, признаётся отсутствие целостной теории исследования вышеперечисленных проблем в системе гуманитарных наук (упрощение сложных явлений социальной жизни, отождествление эволюции и прогресса в развитии общественных систем, а также эклектичность гуманитарных исследований), которое затрудняет научную интерпретацию и практическое применение полученных результатов. В итоге имеет место быть преобладание конвенциональных подходов и к пониманию, и к оценке фактов гуманитарного знания в целом. Причём актуализация перечисленных выше проблемных локусов современного поликультурного мира, находя отражение в работах исследователей в области культурогенеза, естественных и гуманитарных наук в процессе анализа новых фактов, касающихся происхождения жизни, человека и космоса, свидетельствует в пользу учёта принципов самоорганизации в природе и обществе [1; 2; 8; 9; 10; 11].

А потому считаем в рамках этого опуса необходимым рассмотреть вопросы значимости гуманитарного образования в системе повышения квалификации и переподготовки педагогов. Решение, в свою очередь, видится в позиционировании задачи научного и праксеологического осмысления результатов формирования гуманитарного знания с позиций компетентностного подхода в процессе становления культурно-ориентированной личности современного педагога в контексте теории культурного самоопределения личности, способной к диалогу и полилогу с другими в пространстве глобальных процессов поликультурного мира (Буланкина, 2003; 2005). Иными словами, мотивационная и методологическая готовность личности к определению и осмыслению особенностей современного гуманитарного знания, его параметризации в аспекте формирования ценностных доминант личности обучающихся, в первую очередь педагогов, для которых профессиональное развитие и мастерство являются неотъемлемой составляющей их профессионального роста в процессе образования через всю жизнь. Именно учитель призван экстраполировать новые образовательные ценности в собственную жизнь и культивировать ценностные доминанты гуманитарного образования (человек как ценность; образование как ценность; любовь к Родине как ценность) для полноценной жизнедеятельности учеников, ежедневно определяясь и самоопределяясь в разнообразных по содержанию и характеру ситуациях (профессиональных, учебно-познавательных, коммуникативных) бытования на разных уровнях [12].

Материалы и методы. Компетентностный и коммуникативный подходы к анализу разнообразных концепций, программных документов и учебно-ме-

тодической литературы по социально-гуманитарным дисциплинам в качестве концептуального видения обозначенных проблемных зон гуманитарного знания (отечественная история, филология и иностранные языки) для общеобразовательной школы в настоящее время позволяет разрабатывать корпус модульных дополнительных профессиональных образовательных программ для педагогов, формирующих вариативную составляющую технологической содержательности культурного полилога/диалога с участниками образовательного процесса.

Такой подход к апробации концептов перечисленных источников создаёт оптимальные условия для выбора и культивирования в искомом пространстве системы дополнительного образования корпуса персонифицированных гуманитарных практик на предмет эффективности с помощью таких методов, как-то: контент-анализ, лонгитюдный эксперимент, анкетирование, интервьюирование, лингвистическое тестирование, констатирующие и формирующие срезы. Данная методология содержательной технологичности позволяет расширить возможности этой системы на перспективу, подвергнуть результаты коррекции и верификации.

Контекст разработки проблемы. Методологический и программный контекст обозначенной проблемы на фоне философского и общеметодологического осмысления реалий прошлого и настоящего российского образования, в частности вопросов, связанных с различными аспектами гуманизации и гуманитаризации общества и образования и нашедших отражение в ряде обобщающих работ конца 90-х гг. и начала третьего тысячелетия, позволяет авторам этого исследования прийти к выводу, что «непрогнозируемыми станут три вызова, которые могут быть реализованы "преступным сайентизмом": трансформация генов (клонирование), управление эволюцией (новые сверхопасные болезни), контроль над психикой с помощью ментоскопии, химиопрепаратов и "семантических якорей". Противостоять подобным тенденциям станет возможно лишь при проведении глобальной и региональной политики эффективной мобилизации работоспособности и творческого потенциала человека, в нашем случае - участников программ дополнительного образования [1; 5; 8; 9].

Критический анализ проявлений глобального кризиса гуманитарного знания в третьем тысячелетии позволяет авторам исследования назвать наиболее значимые тенденции в аспекте осмысления современных процессов в поликультурном мире. К ним, во-первых, необходимо отнести усиливающуюся диспропорцию между ростом частных знаний и готовностью человека воспринять их целостно. Во-вторых, не менее актуальным всё чаще становится деформация принципов гуманизма, а также вольная интерпретация базовых социально-философских категорий, например, понятий гуманитарного и гуманного в исследованиях проблем социокультурной реальности в информационных материалах относительно проблем образования, межкультурного взаимодействия, а также жизни человека в социуме. В-третьих, наблюдается до сих пор принципиальное разделение на естественные, технические и гуманитарные науки, а отношение к гуманитарному знанию культивируется как к чему-то бесполезному и второстепенному.

Решение задач, обусловленных обозначенными процессными явлениями, видим в объединении усилий специалистов для решения социальных и чело-

веческих проблем на междисциплинарном уровне; в культивировании инте-гративного мышления, которое обеспечивается тесной взаимосвязью методов и методик естественно-научных, социогуманитарных и точных наук в целях познания социальной реальности и каждого человека как самоценности; в решении проблемы понимания прогресса как увеличения степени свободы для большинства людей; в прогнозировании и проектировании ситуаций устойчивого развития социума [8; 9; 10; 11].

Результаты. Итогом проведённого многолетнего изучения стало обращение авторов этой статьи к дальнейшему исследованию процесса культурного самоопределения и самоактуализации личности в поликультурном пространстве с позиций междисциплинарной интеграции в свете гуманизации образования в целом. Признаём, что личностные проявления человека в пространстве педагогических культурно-ориентированных практик не могут не учитываться и не рассматриваться современным педагогом.

Этому могут служить аналитическое изучение, осмысление интерпретация/ комментирование текстов, представленных на государственном уровне концепций и концептуальных положений по реализации предметных областей в педагогической практике. Некоторые позитивные результаты аналитической работы с текстами проектов концепций предметных областей и программ дополнительного профессионального образования «Филология» и «Иностранные языки» и их внедрения в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) НСО в наших статьях подтверждают это суждение [1; 6; 8; 9]. В качестве дополнения к сформулированным ранее выводам добавим ряд перспективных замечаний, полученных в ходе обсуждения на семинарах/ конференциях/фокус-группах/открытых занятиях со слушателями авторских программ. Слушатели (100 %) высоко оценивают активные диалоговые формы работы. Это находит отражение и подтверждается, прежде всего, в процессе активной содержательной работы на курсах, в отзывах и экспертных заключениях на программы, на те источники, которые апробируются на занятиях. По общему мнению слушателей (2019 год - 250 чел.), Концепция предметной области «Филология» имеет статус утверждённого на всех уровнях государственного документа, однако пристальное изучение намеченных общих направлений вызывает неоднозначные суждения из-за отсутствия конкретики в актуализации проблем, связанных с повышением качества языкового и литературного образования.

Поэтому сотрудники института, откликаясь на многочисленные запросы педагогов, системно и последовательно решают поставленные в концепции задачи, конкретизируя их на региональном уровне. Нейтрализуют такие проблемные моменты, как отсутствие примерной программы по предмету «Родной язык как иностранный», участвуют в разработке и внедрении проекта «Родное слово» по ряду актуальных направлений нашего региона [5].

Что касается предметной области «Иностранный язык», то концептуальные положения преподавания этих дисциплин школьной программы обсуждаются в формате ФГОС и примерных программ. По мнению учителей, слушателей программы «Иностранные языки» (2019 - 350 чел.), значительный вклад в решение поставленных задач вносят авторские коллективы учебно-методических комплексов (УМК) отечественных издательств. Педагоги признают, что

именно последние в настоящее время формируют современные тенденции и приоритетные направления освоения иноязычной культуры на компаративном уровне [12], работая в сотрудничестве с зарубежными авторами над совершенствованием содержания и технологий преподавания иностранных языков, первого и второго на выбор, и родного как иностранного языка [1; 12].

Причём исходным для сотрудников института становится тезис, согласно которому в отсутствие ярко выраженных методологических, психологических и организационно-педагогических приоритетов и разноречивых подходов к реализации языкового и литературного образования ведущее значение приобретает учебно-методическая и дидактическая помощь отечественных издательств и авторских коллективов, работающих над созданием учебной литературы для современной школы. А потому в рамках авторского проекта «Культурное самоопределение личности в образовательном процессе» в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования внедрены программные модули, благодаря чему большинство слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки по всем социально-гуманитарным дисциплинам, совершенствуя профессиональные умения, приобретают навыки экспертной оценки постоянно обновляющихся УМК по предметным областям, а также повышают языковую и коммуникативную готовность к решению актуальных задач филологического и лингвистического образования как важной составляющей гуманитарного знания. И одновременно инструмента/средства учебного и научного познания. Этот вид деятельности помогает учителю не только понять концепцию конкретного УМК, но и эффективно реализовать концептуальные положения ФГОС на практике. При этом ориентиром для них становятся современные образовательные ценности - личностные, предметные и метапредметные результаты. Язык как ценность, образование как ценность, Родина как ценность, Человек как ценность при этом становятся ориентиром при выборе содержательной технологичности программ, а также организационных форм - семинара, открытого урока, лекции, практического занятия, конференции и др. [5; 8; 9].

Концепция нового УМК по отечественной истории (далее - Концепция УМК) была разработана в 2013 г. общественной организацией - Российским историческим обществом и согласована в Министерстве образования и науки РФ (так тогда называлось нынешнее Министерство просвещения РФ). За более чем пять лет с момента её принятия она прочно вошла в жизнь профессионального педагогического и научного сообщества [2; 3; 4; 5; 6; 8; 9]. Но даже теперь, более чем через пять лет после утверждения, у педагогов-практиков, педагогов-учёных, общественности недоумение, связанное с порядком принятия Концепции УМК, не рассеивается, а, наоборот, углубляется. Вопросы касаются процедуры её подтверждения на законодательном уровне, механизмов её внедрения и т. п. Действительно, этот текст официально не был подписан премьер-министром и не был утверждён на уровне Минюста РФ, как другие предметные концепции: преподавания математики (2013 г.), русского языка и литературы (2016 г.), обществознания, географии, основ безопасности жизнедеятельности, физической культуры, предметных областей «Искусство» и «Технология» (все - в 2018 г.).

В процессе обсуждения текста Концепции УМК проводятся конференции,

семинары, совещания, дискуссии на разных уровнях. И всё же итоговый текст не атрибутирован с точки зрения «выходных данных» (авторы, время создания, место создания и т. п.). Не меньше вопросов возникает при рассмотрении и содержания Концепции УМК. Много споров вызывает Историко-культурный стандарт (ИКС). Авторы определяют его в качестве раздела Концепции, где субъективные оценки исторических эпох, событий, партий и персон господствуют над констатацией фактов. Это рабочая программа преподавания истории России с древнейших времён до современности. Не вполне очевидны критерии, принципы отбора «исторических событий и персоналий». Кто определил их «ценность» и «важность» для истории? Часто кажущееся ценным и важным сегодня завтра становится малоценным и неважным. А потому педагогическое сообщество приходит к заключению о том, что Концепция УМК должна быть направлена на повышение качественных показателей исторического образования; на усиление воспитательного аспекта истории гражданственности и патриотизма; на расширение возможностей компетентностного подхода как главного требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего и среднего (полного) образования, а также на осмысление единства культуры и истории России [6; 9; 10].

В рамках Концепции УМК сформулированы содержательные аспекты учебника по истории России, которые масштабно изучаются на целевых и проблемных курсах: а) «знаниевая» составляющая (без прочного знания у большинства наших сограждан фактологического материала - дат, имён, названий - невозможно сформировать единое национальное представление об истории единой России); б) показ взаимосвязи основных этапов истории многонационального населения и российской государственности; в) выявление смыслов многовековой истории поколений россиян, их деятельности, устремлений, чаяний, насущных и даже бытовых забот и переживаний; г) «вписывание» истории России во всеобщую историю, показ взаимозависимости исторического процесса на Востоке и на Западе.

Причём признаётся, что «знаниевая» составляющая - основа деятельности любого историка-профессионала - учителя в ОО, учёного в НИИ. Базовые принципы Концепции УМК являются основными/приоритетными для всей исторической науки и практики: принцип научности; принцип многофакторности; принцип межпредметности; антропологический принцип; историко-культуроло-гический принцип. Общий вывод первой - методологической - части Концепции УМК: в соответствии с требованиями ФГОС учащиеся «должны сформировать знания о месте и роли исторической науки в системе научных дисциплин, представления об историографии; овладеть системными историческими знаниями, пониманием места и роли России в мировой истории» [4, с. 15]. ИКС - вторая часть Концепции УМК. Рабочая программа преподавания курса истории в средней школе состоит из двух модулей: пояснительная записка и содержание программы. Третья часть Концепции УМК - список «Трудных вопросов» по истории России. Эта часть Концепции УМК носит прикладной характер и вызывает многочисленные отклики в системе ДПО РФ [3; 6; 8; 9].

Перечисленные концепты чаще всего обсуждаются, интерпретируются педагогами как в устной, так и письменной форме. Активные методы и формы, которые были перечислены выше, находят широкое применение в системе ра-

боты по совершенствованию профессиональных умений педагогов-историков. Это и методические разработки на региональном уровне, на уровне образовательных организаций. Повышается ответственность каждого участника персонифицированной программы обучения в рамках дополнительного образования педагога [1; 8].

Причём творческая активность в нашем исследовании рассматривается как профессионально-ценностное личностное новообразование, отражающее одновременно методологическую и мотивационно-потребностную, психолого-педагогическую, частнодидактическую и методическую готовность современного педагога к выполнению целого комплекса профессиональных задач разной сложности. Искомое новообразование является важнейшим показателем культурного самоопределения личности педагога, и, прежде всего, правильности выбора им социокультурного кода, т. е. личностного самовыражения в языках, вербальных и невербальных, а также профессиональной самореализации в специфике ориентации на общение, направленное на другого человека. В нашем случае - на непосредственных участников образовательного процесса, в основании которого - взаимодействие языков и поликультур в пространстве современной информационно-образовательной и электронно-ресурсной среды, где педагог призван стать медиатором и модератором, тьютором и чутким наставником каждого участника. Данное личностное новообразование невозможно без психологической устойчивости и равновесия, в основании которых - эмоционально-положительное, мотивационно-потреб-ностное отношение к своей профессии, направленной на другого человека [1].

Заключение. Как никогда ранее, сегодня повышается значимость внедрения концепций преподавания отдельных предметов в реальную педагогическую практику, обусловленную принятием национального проекта «Образование». В соответствии с Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 [7] в Новосибирской области в рамках национального проекта «Образование» начата реализация 10 региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребёнка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования», «Социальные лифты». Причём широкое внедрение предметных концепций в практическую деятельность педагогов НСО напрямую «работает» на реализацию проекта «Учитель будущего» [5; 8].

В Новосибирской области система аттестации руководителей общеобразовательных организаций подразумевает создание оптимальных условий для непрерывной и планомерной поддержки педагогических работников. В свою очередь, перед системой дополнительного профессионального образования педагога стоит задача организовывать и планировать повышение квалификации педагогических работников на основе единых принципов, установленных для всех субъектов РФ. Не менее 50 % педагогических работников системы общего и дополнительного образования детей и профессионального образования к 2024 г. повысят уровень профессионального мастерства в форматах непрерывного образования. Не менее 10 % педагогических работников систем

общего образования и дополнительного образования детей к 2024 г. должны будут пройти добровольную независимую оценку профессиональной квалификации [5]. Для этого в регионе созданы центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. Всё это, несомненно, отразится не только на качестве внедрения всех предметных концепций в повседневную практику российского учительства, но и позволит педагогам более ответственно отнестись к роли региональной истории в становлении и развитии обучающихся [5; 8; 9] и по-новому расставить акценты в становлении национального самосознания и патриотизма детей и юношества [8; 9; 10].

В заключение отметим, что изложенная выше программно-целевая установка проведённого авторского исследования предполагает: а) системный и последовательный анализ глобальных проблем современности через призму позитивных динамических процессов в хаотично развивающейся социокультурной среде и образовании; б) дальнейшее внедрение историко-культурологического подхода как одной из инновационных тенденций в отечественном образовании, признанных в качестве реалии современности; в) систематизацию разнообразных аспектов исследования педагогических практик в пространстве культуры как методологической основы культурного самоопределения личности в аспекте профессионализма и мастерства современного педагога; г) инноватику как социально значимую гуманитарную практику, которая для своего теоретического осмысления требует общеконцептуальных подходов и решений, используемых для исследования социальности, и, в частности, педагогических практик инновационного типа; д) существующие теоретико-методологические подходы к учебному познанию, к профессиональному становлению и мастерству педагога, а также принципы личностно-ориентированного подхода в образовании, психологические, психолингвистические и лингводидактические представления о развитии личности в пространстве культуры и образования, которые призваны оказывать позитивное влияние на инновационное преобразование педагогических практик, в основании которых - экология личностного пространства человека.

Заявленный вклад авторов

Фактический вклад Н. Е. Буланкиной в проведённое исследование гуманистических основ средствами языковой гуманитарной составляющей и в подготовку данной статьи составляет 50 % и отражает ту часть, в которой представлены концептуальные основы организации единого полиязыкового образовательного пространства, в базу которого положены принципы историчности и интегративности, гуманизации и поликультур, формирования культурно-ориентированных гуманитарных практик.

Фактический вклад К. Б. Умбрашко в подготовку статьи и проведённое исследование модели параметризации пространства исторического знания и образования в контексте ценностей современного общества и образования составляет 50 % и отражается в той части статьи, которая связана с выделением проблемного контекста и представления результатов изучения культурных практик по критическому анализу программных документов и

источников формирования гуманитарного знания, направленных на овладение учителем ценностями гуманитарной культуры и способами её формирования, разработанными применительно к области повышения квалификации учителя-гуманитария.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Буланкина Н. Е., Малахова Н. Н. Некоторые проблемы совершенствования способностей студентов в соответствии с особенностями трактовки рекуррентного образования // KANT. 2019. № 2. С. 32-37.

2. Вестник образования. 2014. № 13.

3. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Педагогические подходы к реализации концепции единого учебника по истории: пособие для учителей общеобразовательных организаций. М. : Просвещение, 2015. 78 с.

4. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории [Электронный ресурс]. URL: http://rushistory.org/proekty/kontseptsiya-novo-go-uchebno-metodicheskogo-kompleksa-po-otechestvennoj-istorii.html (дата обращения: 27.03.2019).

5. Нелюбов С. А. Самореализация человека в условиях развития социальной сферы Новосибирской области // Сибирский учитель. 2018. № 5 (120). С. 5-9.

6. Олейников И. В., Федина Н. Г. «Трудные вопросы» истории России первой половины XX века: учебно-методическое пособие / под ред. А. В. Запорожченко. Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2018. 184 с.

7. Президент подписал Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] : сайт. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения: 27.03.2019).

8. Теория и практика индивидуализации образования: сборник лекций / под общ. ред. Л. И. Ситниковой; науч. ред. А. Н. Вырщиков, Г. А. Ястребова. Волгоград : Принт, 2013. 324 с.

9. Нелюбов С. А., Умбрашко К. Б. От гражданской войны к гражданскому миру: уроки национального самосознания и патриотизма // Сибирский учитель. 2019. № 1 (122). С. 19-24.

10. Филонов Г. Н. Рефлексивный потенциал социальных трансформаций // Педагогика. 2013. № 7. С. 43-50.

11. Cerny M. The way to Open Education through the modern technology // Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 174. Pp. 3194-3198.

12. Rubdy R., Willis J. A Framework for Task-Based Learning. Essex, England: Longman, 1996. Pp. 183.

1. Bulankina N.E., Malakhova N.N. Nekotorye problemy sovershenstvovaniia sposob-nostei studentov v sootvetstvii s osobennostiami traktovki rekurrentnogo obrazovaniia [Some problems of improving the abilities of students in terms of the specific features of the recurrent education interpretation]. KANT, 2019, no. 2, pp. 32-37 (In Russian).

Список литературы

References

2. Vestnik obrazovaniia, 2014, no. 13 (In Russian).

3. Viazemskii, E.E., Strelova O.IU. Pedagogicheskie podkhody k realizatsii kontseptsii edinogo uchebnika po istorii. Posobie dlia uchitelei obshcheobrazovatelnykh organizatsii. [Pedagogical approaches to realization of the concept of a single history textbook]. M. : Prosveshchenie, 2015, 78 p. (In Russian).

4. Kontseptsiia novogo uchebno-metodicheskogo kompleksa po otechestvennoi istorii. [A concept of new learning and teaching materials on the national history]. Available at: http: rushistory org proekty kontseptsiya-novogo-uchebno-metodicheskogo-komplek-sa-po-otechestvennoj-istorii// html (accessed 27.03.2019) (In Russian).

5. Neliubov S.A. Samorealizatsiia cheloveka v usloviiakh razvitiia sotsialnoi sfery No-vosibirskoi oblasti [Self-realisation of man in the context of development of social sphere of the Novosibirsk Region]. Sibirskii uchitel [Siberian Teacher] 2018, no. 5 (120), pp. 5-9 (In Russian).

6. Oleinikov I.V., Fedina N.G. Trudnye voprosy istorii Rossii pervoi poloviny XX veka [Difficult questions of Russian history of the first half of the 20th century]. Eds. A.V. Zapor-ozhchenko. Uchebno-metodicheskoe posobie. Novosibirsk. Izd-vo NIPKiPRO, 2018, 184 p. (In Russian).

7. Prezident podpisal Ukaz O natsionalnykh tseliakh i strategicheskikh zadachakh razvitiia Rossiiskoi Federatsii na period do 2024 goda [The President signed the Decree "On National Goals and Strategic Objectives of the Development of the Russian Federation until 2024"]. Available at: http://www.kremlin.ru.events.president.news57425 (accessed on 27. 03. 2019) (In Russian).

8. Teoriia i praktika individualizatsii obrazovaniia [Theory and practice of individualization in education]. Collected lectures. Volgograd Print, 2013, 324 p. (In Russian).

9. Umbrashko K.B., Neliubov S.A. Ot grazhdanskoi voiny k grazhdanskomu miru uroki natsionalnogo samosoznaniia i patriotizma [From civil war to civil peace: lessons for national self-identification and patriotism]. Sibirskii uchitel [Siberian Teacher] 2019, no. 1 (122), pp. 19-24 (In English).

10. Filonov G. N. Refleksivnyi potentsial sotsialnykh transformatsii [Reflexive potential of social transformations]. Pedagogika, 2013, no. 7, pp. 43-50 (In Russian).

11. Cerny M. The way to Open Education through the modern technology. Procedia - Social and Behavioral Sciences, 2015, vol. 174, pp. 3194-3198 (In English).

12. Rubdy R., Willis, J. A Framework for task-based learning. England: Longman, 1996, pp. 183 (In English).

^.rwjno llPO r

Development of the Humanities Knowledge in the System of Continuing Professional Education of a Teacher

Nadezhda E. Bulankina Konstantin B. Umbrashko

Novosibirsk Institute of Advanced Training and Retraining of Educators, Novosibirsk

Abstract. Introduction. The paper aims to present an extended analysis of the specific features of humanities knowledge in terms of the competence and communicative approaches to the development of a culture- oriented personality of a modern educator according to the principles of the theory of cultural self-determination. Materials and methods. Include the concepts and programs of learning and teaching support materials in Social Sciences and Humanities (National History, Philology and Foreign languages) for secondary schools; and modular continuing professional educational programs for teachers, which formulate the content of cultural polylogue/dialogue among/between the participants of the educational process. The effectiveness of the texts from the above sources is studied through practices, which involves the methods of content analysis, longitudinal experiment, questionnaires, interviews, linguistic testing; diagnostic and formative assessments. Results of the study. The findings include the characteristics of value-developing culture-oriented practices in the system for advanced training of educators, as well as regional features of the information and educational space in the context of updated values of the national education system.

Conclusion. Based on an analysis of the current active methods and forms of advanced training and retraining of teachers, we have demonstrated the prospects for cultural self-determination of a teacher personality; set the objective to change the content and expand the boundaries of culture-oriented personality learning to comprehend and understand modern global processes at the regional level.

Keywords: global processes/globalism, philosophy of education, multicultural world, cultural self-determination of an individual, Federal project "Teacher of the future ", subject concepts.

Буланкина Надежда Ефимовна

доктор философских и педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иноязычного образования, профессор

ОЯСЮ https://orcid.org/ 0000-0001-2345-6789

Bulankina Nadezhda Efimovna

Doctor of Sciences (Philosophy & Pedagogy), Senior Lecturer, Head of the Department of Foreign Language Education, Professor

ORCID https://orcid.org/ 0000-0001-2345-6789

Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

630007, Россия, г. Новосибирск, Красный проспект, 2

тел.: +7(383)2236667 e-mail: nebn@yandex.ru

Novosibirsk Institute of Advanced Training and Retraining of Educators

2 Krasny Prospect, Novosibirsk, Russia, 630007

tel.: +7(383)2236667 e-mail: nebn@yandex.ru

Умбрашко

Константин Борисович

доктор исторических наук, профессор, ректор

ОРСЮ https://orcid.org/ 0000-0002-1501-1402

Umbrashko Konstantin Borisovich

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Doctor of Sciences (History), Professor, Rector

ORCID https://orcid.org/ 0000-0002-1501-1402

Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

630007, Россия, г. Новосибирск, Красный проспект, 2

тел.: +7(383)2231257 e-mail: historian@mail.ru

Novosibirsk Institute of Advanced Training and Retraining of Educators

2 Krasny Prospect, Novosibirsk, Russia, 630007

tel.: +7(383)2231257 e-mail: historian@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.