Н. Е.. Буланк&на
Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагога.
▲
ЧИППКРО
УДК 371.132+371.134
Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагога в свете гуманитарной самоорганизации
Н. Е. Буланкина
Scientific and methodological support
for professional upgrading of a teacher in the context
of humanitarian self-determination
N. E. Bulankina
Аннотация. Феномен гуманитарной самоорганизации личности педагога в системе дополнительного профессионального образования учителя-гуманитария рассматривается с позиций авторской социально-философской концепции гуманизации полиязыкового образовательного пространства (2004) и теории культурного самоопределения личности (2002), в базе которых ведущие теоретико-методологические и философские принципы - синтез и интеграция, самоорганизация систем, образование различных смежных, междисциплинарных областей знания. Потребность в инте-гративном мышлении на данном этапе развития общества становится все более актуальной, проявляясь во все более тесной связи естественнонаучного и гуманитарного подходов к познанию объективного мира, которые являются непременной платформой для самосовершенствования и профессионального роста современного педагога. В статье представлен концепт, согласно которому исследование языковой составляющей в качестве интегрирующей, а потому гуманизирующей в силу диало-гичности языка(ов), естественных и искусственных, вербальных и невербальных, при данном подходе становится принципиально значимым. В частности, в пространстве полифонии и по-лиязычий многочисленных и многообразных образовательных областей (образовательное пространство как совокупность языков предметных сфер знаний) целенаправленно создаваемые организационно-педагогические условия позволяют оптимизировать интеграционные
процессы и способствовать культурному самоопределению и гуманитарной самоорганизации личности непосредственных участников в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Причем образование позиционируется в авторской интерпретации в диалоговой/полилоговой системе координат, а потому тьюторская позиция непосредственных участников образовательного процесса актуализируется с точки зрения социальной и культурной значимости при создании и внедрении системы дополнительных образовательных программ в рамках ИПК.
Abstract. Humanitarian self-organization of a teacher in the system of additional professional education for upgrading and retraining as a phenomenon is on the lookout of the author of the article from the view-point of the socio-philosophical concept-sphere of humanization in the poly-lingual educational space (2004), and topical concepts of the theory of cultural self-determination of the personality (2002). The basic concepts focused in the article are synthesis and integration, self-organization of systems, formation of different integral inter-disciplinary spheres of knowledge. The need in integrative thinking and integrity of both natural and humanitarian approaches to acquiring information about the global space is of great importance for the present stage of social development, both for the society and professional culture of a teacher.
The principle concept under discussion concerns the research of language component as an integral and humanistic element of the educational
space because of dialogue and polyphony functions of the languages, both natural and artificial, verbal and unverbal, which are regularly introduced and find usage in the educational space of different subjects for the sake of cultural self-determination of the personality via upgrading and retraining system. The tutorial status of a pedagogue is of primary importance in this situation from the viewpoint of social and cultural self-realization of the personality for whom optional professional programs are created.
Ключевые слова: гуманитарная самоорганизация, противоречия и эволюция педагогической цивилизации, гуманизация, языковая составляющая, коммуникативная культура учителя, дополнительные профессиональные программы, тьюторская позиция педагога.
Keywords: humanitarian self-determination, contradiction and evolution of pedagogical civilization, humanization, language component, communicative culture of a teacher, additional professional programs, tutorial position of a teacher.
Актуализация проблемы гуманитарной самоорганизации. Проблему гуманитарной самоорганизации связываем прежде всего с необходимостью разрешения главного противоречия образования (на уровне интенции), заложенного еще четыре столетия назад, когда Европа, пройдя бифуркацию, нашла Аристотелевскую формально-логическую систему, проигнорировав или не заметив (сейчас трудно ответить на этот вопрос) триаду трех П: Платон-Плотин-Прокл. Во второй половине двадцатого столетия данная интенция преобразовалась в экстен-цию, породив мировой кризис образования. Суть главного противоречия в данном контексте представляется в том, что невозможно решить ни экстенсивным, ни интенсивным путем противоречие между общественной формой производства информации/знаний и индивидуальной формой их усвоения, т. к. оно имеет место быть на генетическом уровне. Бессмысленно увеличивать количество учебных дисциплин и объем учебного времени, а также и сроки обучения в школе и в вузе.
Выход в этой критической ситуации видится в синтезе, в интеграции, т. е. в становлении единого образовательного пространства. И как утверждает академик РАО, профессор Василий Яковлевиче Синенко: «...устойчивое развитие
образования, а значит, и общества, может быть обеспечено на основе единства мироздания с надсистемой в рамках гомеостазиса как динамического постоянства параметров, функций, трендов развития на основе управляемого противоречия новой системы образования. Преодоление главного противоречия традиционной системы состоит в порождении нового противоречия новой мыследеятельностной системы образования третьего тысячелетия: между индивидуальным способом производства знаний (ноу-хау) и коллективной формой его усвоения. Это противоречие снимает главное противоречие старой системы (в новой его просто нет), так как нет „проклятия материи", и, следовательно, той информации. Здесь сознание определяет бытие, преобразует его, осуществляет План Мирового Оформления» [1, с. 10-11].
«Как управлять таким противоречием в эволюции педагогической цивилизации?», когда природа не стремится к сложности, и, существование, деятельность поддерживается простыми ответами - организацией средств управления», ориентированной на гуманитарную самоорганизацию. «В основе этих Ответов лежит диалектический механизм, общий для всех сфер человеческой деятельности и Бытия, -Механизм Управления Противоречием. А так как сознание человека тоже Бытие, то, следовательно, мы замкнули триаду мыследеятельно-стного стиля и его обоснование в образовании XXI века, ибо синтез двух главных противоречий и есть механизм, средство управления и формирования мыследеятельностью у обучающего и обучающегося, у министра и рядового учителя» [1, с. 12]. В свете изложенного выше концепта проблема гуманитарной самоорганизации как результат воплощения данного стиля в практику дополнительного профессионального образования учителя через разнообразные организационные формы повышения квалификации и переподготовки как никогда становится актуальной и социально значимой. И прежде всего в плане стабильного обеспечения профессионального роста учителя, который призван сам постоянно учиться и самосовершенствоваться и быть способным и готовым передать полученный опыт собственной самоорганизации своим ученикам. И в этом процессе не последнюю роль играет приобретенный опыт освоения языковой составляющей образования
Н. Е.. Буланк&на
Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагога.
ЧИППКРО
как интегрирующего и организующего элемента Сознания человека, лежащего в основе коммуникативной культуры педагога. По мнению многих отечественных и зарубежных исследователей проблемы профессионализма и мастерства, профессионального роста педагога [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8], полифункциональная палитра языковой практики и речемыслительной деятельности человека - необходимый атрибут любой деятельности (познание, труд, общение), а совершенствование коммуникативной культуры педагога как важный элемент его профессиональной компетентности признается в качестве гаранта стабилизации и становления языкового сознания как основы национального самосознания личности, гармонизации взаимодействия непосредственных участников образовательного процесса во имя их культурного самоопределения в поликультурном и полиязычном школьном пространстве. Эти позитивные ориентиры становятся опорой при организации широкомасштабного обновления методологического и научно-методического сопровождения практической деятельности по повышению квалификации и профессиональной переподготовки учителя в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования. В частности, в рамках данной статьи представляется целесообразным поделиться некоторым положительным опытом работы кафедры гуманитарного образования в данном направлении.
Проведенное автором пролонгированное исследование на тему «Гуманизация полиязыкового образовательного пространства» [9; 10; 11; 12] в рамках общеинститутской научно-исследовательской проблемы «Профессиональный рост учителя» позволило сформировать стабильную динамично развивающуюся систему научно-методического сопровождения учителя, в базе которой следующие философские, теоретико-методологические и праксеологиче-ские концепты:
1. Гуманизация образовательного пространства как приоритетная ценность педагогической науки и практики. Мировая система ценностей последних двух столетий, основанная на находящейся в центре устойчивости и рациональности общественно-экономической формации, пережила свое время. В связи с этим встает вопрос, так ли разумен человек, что и даль-
ше будет жить по разуму. Но и мир разума разрушился, потому что оказалось «выбитым» его организующее начало. Без центра вся социальность начинает расшатываться. В такой кризисной ситуации зашаталось и образование. В нестабильном мире образовательная среда стала меняться, возросла роль эффективности образования, подготовки и переподготовки специалистов. В связи с этим образование стало искать свои источники развития, стремиться успевать, спешить за изменением запросов общества, разрабатывая все новые гуманитарные практики, прежде всего, культурно ориентированные на личность с учетом ее индивидуальности, а, следовательно, направленные на гуманизацию образовательного процесса. А это означает, что перед системой образования возникает новая постановка вопроса - как научить человека не только адаптироваться, но и жить в современном глобализирующемся мире. Однако педагогика как наука и практика находится в сложной ситуации, и нередко не понятно, чему учить, авторитету истины или истинам авторитета. В связи с этим первой необходимостью для системы образования становится его жизнеспособность, суть которой заключается в гибкости, ориентации на вызовы современного общества и потребности человека, ориентированных на культуру достоинства личности, ибо «самым существенным условием для житейского счастья представляется то, что человек имеет в себе самом» [13, с. 17].
2. Культурное самоопределение личности как педагогическая стратегия в «образовании через всю жизнь». Культурное самоопределение рассматривается автором данного опуса как сложное многоаспектное явление, а именно, и как цель, и как процесс, и как результат многогранной совместной деятельности непосредственных участников. Причем культурное самоопределение исследуется прежде всего как поиск индивидуального языка самореализации и самовыражения в полиязыковом образовательном пространстве, позволяющий сделать адекватный выбор жизненного и профессионального развития, в основе которых поиск смыслов в образовательной деятельности. При этом формирование концептосферы языка личности (обучающихся и обучающих) должно постоянно культивироваться на протяжении всего обучения и всей жизни. Это, в свою очередь, по-
зволит обогащать индивидуальный язык (его тезаурус, коммуникативные стратегии и статус) в целях гармоничного взаимодействия и социально значимого общения (учебного, профессионального, делового) человека с другими и с самим собой, а также во имя расширения смыслового поля личности, составляющего основу формирования национального самосознания и адекватного профессионального/жизненного выбора. Полагаем, что данный процесс как качественно и оптимально организованный поиск индивидуального языка для обогащения палитры коммуникативного взаимодействия (естественно, при наличии определенных организационных, психолого-педагогических и дидактических условиях, о чем пойдет речь в данной статье), способен нейтрализовать последствия обозначенных выше противоречий и создать позитивную платформу для совершенствования коммуникативной культуры учителя, включая прежде всего его профессионально-коммуникативный дискурс, необходимый для подлинного, а не мнимого общения в поликультурном и полиязычном школьном пространстве.
3. Гуманитарная самоорганизация - основной принцип формирования единого образовательного пространства. По мере утраты инфантильных иллюзий любой человек убеждался и убеждается, что мало людей заинтересовано в «моем» существовании, но еще меньше людей заинтересовано делиться «своим» благополучием. Но симбиогенез (взаимопомощь) представляет движущую силу эволюции, не желание сотрудничать, но хотя бы не враждовать, игнорировать и взаимно использовать свои возможности. Таким образом, «околоум» - ум-вельт имеет социобиологическую природу, но интенсивно начал развиваться лишь с появлением речи и образного мышления. Естественно, в процессе социализации психолингвистические феномены принимали гибкие или застывшие формы стереотипов поведения или философских определений (в зависимости от господствующей парадигмы). В свою очередь, наша цивилизация разработала целый комплекс фальшивых эпистемологий, в центре которых положена теория односторонности. Самая привычная для нас и постоянно культивируемая в нас - теория знания. Мы даже уверовали в то, что односторонность и есть суть природы и вещей, нас окружающих. Эпистемология «ок-
рашивает в определенный цвет» все наши действия и модели поведения. Эпистемологии повреждены, искажены, непригодны для дальнейшего использования в жизни. Более того, мы подошли к критической стадии, в основе которой лежит кризис идентичности. Последний кое-что прояснил в природе человека:
- мы не то, что нам говорили социальные и религиозные мифы;
- наука не делает людей ни умнее, ни счастливее, академические звания ни в малейшей степени не обогащают знанием самой жизни;
- мир устроен по принципам, находящимся вне понимания человеческого сознания, и человек не есть первый и последний, кто владел этой планетой.
В связи с этим обучающийся (школьник, студент, преподаватель, слушатель разнообразных образовательных программ) в процессе активного усвоения материала сталкивается с необходимостью построить четкую схему развития своего интеллектуального уровня. При этом задача образовательной системы в целом меняется - она состоит в том, чтобы создать условия, стимулирующие сам процесс восприятия образовательной информации (метаязыков) на примере характерных высказываний и цитат (научных утверждений) из литературных источников по различным гуманитарным и естественнонаучным наукам. Причем гетеро-хронность материалов должна служить условием создания «контрастных структур-мыслеоб-разов». Само восприятие информации осуществляется не только на supressio veri (утаивании истинной информации), но и на suggestio falsi (впадении в ложные допущения), так как увеличение числа наукоемких изданий и скорости обработки информации привело к возникновению парадоксов логики, слов и чисел. Дальнейшая специализация научных знаний приводит к опасности «ловушки исключенной середины», то есть потере общефилософских обобщений, необходимость в которых возникает в процессе накопления экспериментальных данных при интенсивном научном теоретизировании. В свою очередь, переплетение подходов различных наук может помочь разработке новых моделей познания сложных природных процессов. Структурные компоненты природы не меняются, но, несомненно, лишь часть их изменений подвергается научному анализу.
Н. Е Буланк&на
Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагога.
ЧИППКРО
Стабильный, консервативный язык науки при сочетании различных подходов демонстрирует «эффекты сближения», но не в области философской традиции, а в сфере пансофии (не в «любомудрии», а «всеобщей мудрости»). Сам термин «пансофия» возник при дворе германского императора и чешского короля Рудольфа II (1576-1612 гг.), крупнейшего в Европе мецената и покровителя ученых. Пансофия должна была обеспечить сочетание естественных наук с герменевтическим мышлением, чтобы обеспечить понимание космической гармонии на основании высочайших закономерностей. В 1925 г. американский писатель и натуралист Генри Бэстон заново сформулировал принципы пансофии - конструкции (структуры) природы, науки и искусства совпадают на очень высоком уровне. В свете этой сентенции представляется, что накопление знаний обучающихся должно носить характер практический и ориентированный на восприятие всего комплекса культуры. Средневековая история в контексте быстрых глобальных изменений (резкое колебание климата, пандемии СПИДа и других заболеваний, миграционные процессы) может служить моделью восприятия проблем третьего тысячелетия и выработки определенных поведенческих ориентиров.
Вот почему считаем, что возрастает необходимость насыщения образовательных и информационных материалов фактологическими данными по статистике и демографии, а также культивирования адекватных коммуникативных стратегий. Это весьма актуально в сложных условиях социальных отношений переходного периода развития экономики и политики, требующих самоорганизации и прежде всего гуманитарной самоорганизации в самом образовании. Причем гуманитарная самоорганизация должна представлять собой как адекватный конкретной ситуации выбор языковых и коммуникативных стратегий.
Это позволяет утверждать, что в системе образования главным становится не тот человек, который управляет людьми, а тот, кто управляет учебными программами, ориентированными на научно-методологический принцип социально-профессионального познания. При этом к данному направлению профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации должен быть готов и педагог, преж-
де чем начать изменения в образовательных организациях.
4. Культурно ориентированные практики -гарант гуманитарной самоорганизации образовательного пространства. Философское и теоретико-методологическое осмысление выделенных аспектов искомой проблемы, а также практическое их воплощение находится в фокусе внимания сотрудников кафедры гуманитарного образования института не один год. Инициированный авторский проект проходит ежегодно новые стадии своего развития в системе курсового повышения квалификации, подготовки и переподготовки учителя-гуманитария (учитель иностранного языка, учитель русского языка и литературы). К позитивным результатам данного проекта относятся фундаментальность и системность в использовании разнообразных подходов к организации научно -исследовательской и научно-методической работы кафедры на тему «Коммуникативные аспекты управления качеством инновационного развития и образовательной деятельности». Кафедра установила широкие связи с другими регионами и является участником ряда Всероссийских проектов (Ростов-на-Дону, Волгоград, Елец, Москва, Санкт-Петербург.
Сотрудниками кафедры разработано и внедрено в педагогическую практику региона свыше тридцати дополнительных профессиональных программ, в основании которых ком-муникативно-деятельностные технологии, интерактивные формы обучения, тьюторские практики, дистанционные формы обучения, обучающие и развивающие тренинги, реинжиниринг, в целом работающие на языковую и коммуникативную составляющую в концепто-сфере индивидуального языка личности непосредственных участников образовательного процесса. Тематика лекционно-практических и семинарских занятий предполагает изучение и практическое использование слушателями курсов на уроках гуманитарного цикла наиболее эффективных стратегий и тактик гармоничного взаимодействия в пространстве позитивного общения, основанного на культурных образцах речевого и коммуникативного поведения личности в целях моральной идентификации и идентичности для жизни в справедливом обществе. Идентифицируя себя с сообществом в пространстве групповой самоидентификации,
формируются чувства причастности к коллективным нормам и ценностям, а также развивается ответственность за общее дело, за сказанное слово, в частности, за общий профессиональный проект от имени коллектива (группы, класса и т. д.). Учебно-методическая литература непосредственно работает на концептосферу языка учителя, на расширение границ использования полиязычий на инновационных уроках в школе в контексте национальной концепции духовно-нравственного воспитания, основу которой заложили Е. В. Бондаревская, В. В. Кра-евский, И. Я. Лернер и многие другие выдающиеся отечественные ученые-педагоги.
Сложившаяся в рамках института и кафедры гуманитарного образования научно обоснованная концепция гуманизации полиязыкового образовательного пространства и теория культурного самоопределения личности в образовательном процессе позволяет эффективно использовать разнообразный арсенал педагогических и методических средств в системе самообразования учителя. Эти средства нацелены на реализацию проектного подхода, обеспечивающего не только обобщенную структуру педагогической деятельности учителя, ее целостность и цельность, но и ее культуросообраз-ность.
Каждый сотрудник кафедры также работает в филиалах кафедр в школьных коллективах (около ста стажировочных площадок в городе и области), курируя научно-методическую работу школьных учителей - создание совместных разработок, проведение проблемных семинаров, подготовка и публикация научно -методических статей в предметных журналах регионального и всероссийского уровня, проведение конкурсов и предметных олимпиад для учителей и учащихся. Таким образом, осознание учителем культуротворческой миссии образования - воспитание ученика ответственного, самостоятельного, инициативного, духовно нравственного - цель и результат деятельности, проводимой участниками данного проекта в свете гуманитарной самоорганизации. Это позволяет сделать следующие выводы:
Социальная и культурная значимость системного и последовательного исследования особенностей гуманитаризации и гуманизации в рамках гуманитарной самоорганизации российского образования, его проблем в целом,
автором данного опуса позиционируется прежде всего как необходимость создания единого духовно-нравственного пространства для продуктивного взаимодействия людей разных культур, полиязычий и разных языковых традиций во имя культивирования национального самосознания, патриотизма и межкультурной коммуникации.
Данная проблема рассматривается в контексте ряда важных для современной педагогической практики принципов. К ним, прежде всего, относятся такие принципы, как системность, цельность, целостность, интегративность и культуросообразность предпринимаемых педагогами попыток решать проблему гуманизации с позиций разумности, с одной стороны, и в условиях проектного пространства психологического равновесия, с другой.
При этом предлагая авторскую философию образования, одним из препятствий в ее продвижении можно назвать тот факт, что само общество выдвигает перед образовательными системами свои требования, которые нередко входят в конфликт с тем, что предлагается. Концепция модернизации российского образования, а также Федеральная целевая программа развития образования, разработанные в последние годы, как известно, предусматривают развитие отечественного образования в качестве открытой и единой государственно-общественной системы, в которой дополнительному профессиональному образованию учителя отводится особое место в деле формирования человеческого капитала.
А потому уверены, что именно педагог (учитель, преподаватель вуза, слушатель образовательных курсов и др.), как никогда ранее, способен не только научить, но и приобщить к продуктивному проживанию в обществе, привить уверенные творческие умения и навыки продуктивного, гармоничного взаимодействия и взаимопонимания в пространстве современного сообщества людей, которое также проходит самоорганизацию, и оно должно работать на гуманитарную и гуманизирующую составляющую.
Методологические положения, продиктованные глобальными изменениями в мире, предусматривают системные и последовательные преобразования в организациях профессионального образования.
Н. Е Буланкина
Научно-методическое сопровождение профессионального роста педагога.
▲
ЧИППКРО
Прежде всего, они не могут оставаться закрытыми и авторитарными учреждениями. В противном случае им будет не под силу выполнить социальный заказ, адекватный потребностям современного информационного общества глобальных коммуникаций. Причем объективной потребностью общества становится потребность в более высоком уровне развития общей, речевой и коммуникативной культуры будущих специалистов, умеющих общаться в различных коммуникативных сферах.
В свою очередь, переход современного образовательного учреждения с сугубо обучающих технологий на способы и техники формирования субъектной позиции всех участников образовательного процесса (согласно Закону «Об образовании в РФ», школьники и студенты, их родители и педагоги) предполагает разработку и внедрение средств гармоничной коммуникации на всех уровнях функционирования образовательной организации.
Библиографический список:
1. Синенко В. Я. Интеграционные процессы в образовании - на пути к новой модели : учебно-методическое пособие / В. Я. Синенко, А. П. Кондратенко, Н. Е. Буланкина. - Новосибирск : НИПКиПРО, 2009. - 184 с.
2. Баранова И. Е. Образовательная среда как фактор профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка / И. Е. Баранова, Г. В. Сороковых // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2016. - Том 3. -№ 35. - С. 52-57.
3. Бондаревская Е. В. Духовно-нравственное воспитание учащихся в свете особенностей современной социально-педагогической ситуации и проекта новых образовательных стандартов / Е. В. Бондаревская // Известия кафедры педагогики. - Вып. 2. «Концептосфера и культурные практики духовно-нравственного воспитания в школе и вузе». - 2010. - С. 3-11.
4. Bulankina, N. E. Humanistic realia of modern age: culture-centered practices in the system of further vocational education for teachers / News-Bulletin of Southern Federal University, 2016, № 4, pp. 38-44 (engl).
5. Сергеев Н. К. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе : монография / Н. К. Сергеев, В. В. Сериков. - М. : Логос, 2013. - 364 с.
6. Синенко В. Я. Естественно-научные знания в аспекте гуманитарного образования : коллективная монография / В. Я. Синенко, А. П. Кондратенко, Н. Е. Буланкина. - Новосибирск : Изд-во НИПКиПРО, 2016. - 316 с.
7. Hammer, M. and J. Champy, 1993. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution. N. Y.: Harper Business.
8. Shafer, P., 1991. The cultural personality. Scarborough : World Culture Project.
9. Буланкина Н. Е. Проблема эффективного культурного самоопределения : монография / Н. Е. Буланкина. - М. : АПК и ППРО, 2002. -250 с.
10. Буланкина Н. Е. Методологические основы гуманизации полиязыкового образовательного пространства : монография / Н. Е. Булан-кина. - Новосибирск : НИПКиПРО, 2004. - 250 с.
11. Теория и практика культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве : коллективная монография / Н. Е. Буланкина и др. - Новосибирск : НИПКиПРО, 2004. - 280 с.
12. Буланкина Н. Е. Коммуникативные аспекты языкового образования : учебное пособие / Н. Е. Буланкина. - Новосибирск : НИПКиПРО, 2016. - 220 с.
13. Шопенгауэр А. Афоризмы и максимы. -М. :ООО «АСТ» ; Харьков : ФОЛИО, 2001. -445 с.
References:
1. Sinenko V. Ya., Kondratenko A. P. Bulankina N. E. Integrative processes in education: on the way to a new model : textbook [Integracionnye processy v obrazovanii - na puti k novoj modeli : uchebno-metodicheskoe posobie]. Novosibirsk : published by Novosibirsk Institute of Professional Skills Improvement and Professional Retraining of Education Workers, 2015. 184 p.
2. Baranova I. E., Sorokovykh G. V. University educational environment as a factor of professional training of the future foreign language teacher// Educational psychology in polycultural space [Ob-razovatel'naja sreda kak faktor professional'noj podgotovki budushhego uchitelja inostrannogo jazyka // Psihologija obrazovanija v polikul'turnom prostranstve], 2016, N 3 (35), pp. 52-57.
3. Bondarevskaya E. V. Spiritual and moral education of pupils in the light of modern social and pedagogical situation and the draft of new
educational standards // News of Pedagogics Department of Southern Federal University. Issue 2: "Concept-sphere and cultural practices of spiritual and moral education at school and higher educational institutions" [Duhovno-nravstvennoe vospi-tanie uchashhihsja v svete osobennostej sovremen-noj social'no-pedagogicheskoj situacii i proekta novyh obrazovatel'nyh standartov // Izvestija kafe-dry pedagogiki, Vyp. 2. "Konceptosfera i kul'tur-nye praktiki duhovno-nravstvennogo vospitanija v shkole i vuze"], 2010, pp. 3-11, Rostov-on-Don : Publishing by Bulat.
4. Bulankina N. E. Humanistic realia of modern age: culture-centered practices in the system of further vocational education for teachers / NewsBulletin of Southern Federal University [Gumanis-ticheskie Realii sovremennoj jepohi: kul'tura v centre praktiki v sisteme dopolnitel'nogo profes-sional'nogo obrazovanija dlja uchitelej / Novosti-Vestnik Juzhnogo federal'nogo universiteta], 2016, N 4, pp. 38-44, Rostov-on-Don.
5. Sergeyev N. K., V. V. Serikov. Pedagogical activity and pedagogical education in innovative society [Pedagogicheskaja dejatel'nost' i pedagogicheskoe obrazovanie v innovacionnom obshhestve : monografija]. M. : Published by Logos, 2013. 364 p.
6. Sinenko V. Ya., Kondratenko A. P. Bulanki-na N. E. Natural philosophy: humanitarian aspects of education [Estestvenno-nauchnye znanija v aspekte gumanitarnogo obrazovanija : kollektivnaja monografija]. Novosibirsk : published by Novosibirsk Institute of Professional Skills Improvement and Professional Retraining of Education Workers. 2015.315 p.
7. Hammer M., Champy J. Reengineering the Corporation: A Manifesto for Business Revolution
[Reinzhiniring korporacii: Manifest revoljucii biz-nesa]. N. Y. : Harper Business, 1993.
8. Shafer P. The cultural personality. Scarborough : World Culture Project [Kul'tura lichnosti. Skarboro: Vsemirnyj proekt kul'tury], 1991.
9. Bulankina N. E. The problem of effective self-determination: monograph [Problema jeffek-tivnogo kul'turnogo samoopredelenija: monografi-ja]. Novosibirsk : published by Novosibirsk Institute of Professional Skills Improvement and Professional Retraining of Education Workers, 2002. 250 p.
10. Bulankina N. E. Methodological basics for humanization in the polylingual educational space: monograph [Metodologicheskie osnovy gumaniza-cii polijazykovogo obrazovatel'nogo prostranstva]. Novosibirsk : published by Novosibirsk Institute of Professional Skills Improvement and Professional Retraining of Education Workers, 2004. 250 p.
11. Bulankina N. E. Theory and practice of cultural self-determination [Teorija i praktika kul'tur-nogo samoopredelenija lichnosti v polijazykovom obrazovatel'nom prostranstve: kollektivnaja monografija]. Novosibirsk : published by Novosibirsk Institute of Professional Skills Improvement and Professional Retraining of Education Workers, 2004. 280 p.
12. Bulankina N. E. Communicative aspects of language education : textbook [Kommunikativnye aspekty jazykovogo obrazovanija: uchebnoe poso-bie]. Novosibirsk : published by Novosibirsk Institute of Professional Skills Improvement and Professional Retraining of Education Workers, 2016. 220 p.
13. Schopenhauer A. Aphorisms and maxims [Aforizmy i maksimy]. M. : LLC AST ; Kharkiv : FOLIO, 2001. 445 p.