Научная статья на тему 'Перспективы развития гуманитарных практик в современном поликультурном образовании'

Перспективы развития гуманитарных практик в современном поликультурном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буланкина Надежда Ефимовна

В статье автор, размышляя о проблемах выживания человечества и всего живого на земле (комплекс экологических проблем, проблема предотвращения мировой термоядерной войны и обеспечение всеобщего мира на земле, проблема обеспечения здоровья человека, проблема рационального использования достижений научно-технического прогресса и НТР, демографическая проблема, проблема обеспечения прав и свобод человека, борьба с терроризмом), отмечает, что одним из обязательных условий, которым должна отвечать новая культурно-образовательная парадигма, становится непременный и системный учет традиций прошлого как давнего, так и ближайшего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития гуманитарных практик в современном поликультурном образовании»

РАЗДЕЛ II КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 37

Буланкина Надежда Ефимовна

Доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой гуманитарного образования, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, NEBN@yandex.ru, Новосибирск

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ПРАКТИК В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Bulankina Nadezhda Yefimovna

Doctor of Philosophy, Head of the chair of arts and education, professor of the Novosibirsk institute of In-service training of teachers, NEBN@yandex.ru, Novosibirsk

PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF HUMANITARIAN PRACTICES IN MODERN POLYCULTURAL EDUCATION

Размышления о глобальных проблемах современности - проблема выживания человечества и всего живого на земле (комплекс экологических проблем, проблема предотвращения мировой термоядерной войны и обеспечение всеобщего мира на земле, проблема обеспечения здоровья человека, проблема рационального использования достижений научно-технического прогресса и НТР), демографическая проблема, проблема обеспечения прав и свобод человека, борьба с терроризмом - навели автора статьи на мысль о том, что одним из обязательных условий, которым должна отвечать новая культурно-образовательная парадигма, становится непременный и системный учет традиций прошлого как давнего, так и ближайшего.

Опыт XX столетия убедительно показал, что разрыв с культурной традицией оборачивается мировоззренческой дезориентацией членов общества, разрушением ценностной сферы сознания, приводящей к безразличию или тотальному нигилизму, который обедняет жизнь индивида и подвергает эрозии фундамент социального устройства. Поэтому сегодня, как никогда ранее, важно обратить усилия интеллигенции, в первую очередь гуманитарной, на расширение историко-мировоззренческого кругозора молодых людей, вступающих в жизнь. Ценностные доминанты, определявшие культурный уклад предшествующих поколений, должны осознаваться современностью в их связи с самими обликом и характером прошлой культуры так, чтобы самоидентификация и поиск собственных доминант совершались в поле осмысленных ориентиров, обладающих энергией притяжения или отталкивания.

Значимость постановки вопроса об особенностях современных гуманитарных практик, их перспективного развития в стране связываем, во-первых, с необходимостью создания единого духовно-нравственного пространства для продуктивного взаимодействия людей разных стран, культур и разных языковых традиций (это в свою очередь поможет выжить человеческому обществу в будущем); во-вторых, с важностью решения вопросов психического, нравственного и физического здоровья, самосохранения конкретного человека в российском социокультурном пространстве; в-третьих, со значимостью проблем нравственного и интеллектуального самосовершенствования человека будущего, личностно стимулируемого технологического прогресса; в-четвертых, с настоятельной потребностью адаптации личности к быстро меняющимся активным условиям жизнедеятельности и ее приобщения к культурным ценностям на уровне взаимообмена, взаимообогащения.

А потому дело современной гуманитарной науки и социальной философии, в частности, видится в том, чтобы поставить перед образованием посильные задачи и сформулировать наиболее реальные условия для эффективной доступности отечественного поликультурного образования через культурно-ориентированные гуманитарные практики, в базе которых гуманистическая парадигма образования.

Предлагая обществу подобного рода философию образования, дальнейшее исследование и внедрение гуманитарных, культурно-ориентированных практик позволит создать предпосылки для перспективного моделирования и модернизации будущего общества в целом. Но само общество выдвигает перед образовательными системами свои требования, которые нередко, к сожалению, входят в конфликт с тем, что предлагается в настоящее время исследователями-гуманитариями.

Как ни парадоксально, но образование, будучи по своей сущности непосредственно обращено к человеку, к культуре в ее высоком гуманистическом смысле, в ХХ-ХХ1 вв. стало все более отчуждаться от человека и фундаментальных нравственных ценностей, выполняя антигуманистические функции. Невиданное ускорение научно-технического прогресса, непрерывный каскад открытий, изобретений, фантастически увеличивший силы человечества, породил гипертрофированные представления об абсолютном приоритете естественнонаучных и технических достижений перед гуманитарными новациями, логического познания - над эмоционально-чувственным, вещественного богатства - над духовным.

Образование стало рассматриваться с сугубо утилитарной стороны - как средство приобретения знаний, формирования навыков и умений, необходимых для освоения определенных технологий и техники, для выполнения узкопрофессиональных функций.

Довольно жесткое размежевание естественных и технических наук с гуманитарными, слабая взаимосвязь между этими областями знания проявились в том, что вплоть до середины XX в. они развивались почти независимо друг

от друга. Однако в условиях научно-технической и информационной революции возрастает объективная необходимость все более тесной интеграции, соединения естествознания и науки о человеке в одну науку.

К сожалению, глубокий и непрерывно нарастающий кризис гуманитарного знания имеет место не только в нашей стране, глубоко захватывая даже самые экономически благополучные страны, в которых бюджетные затраты на эту сферу в десятки раз больше и непрерывно растут.

Сегодняшняя ситуация в мире сходна с историей эллинистической культуры, разрушенной римлянами, которых интересовал лишь конечный результат, полезный для военного дела, мореплавания и архитектуры, по мнению главного научного сотрудника Института математики им. Стеклова, академика В. И. Арнольда.

В свою очередь, хорошо образованный человек должен не только быть знающим профессионалом, но и решительно бороться против зла и насилия, утверждать в обществе подлинно человеческие отношения к другим людям, к плодам их труда, к природе, к культуре в целом.

Данный подход можно назвать социально-философским, так как в основе его лежат духовно-нравственные ценности, приобщение к культуре - вопросы, традиционно решаемые философией.

Образование должно не только давать человеку знания о мире, но и методологию приобщения к этому миру. Отсюда необходимо в смысл понятия «фундаментализация образования» включать основные знания о человеке (человекознание) и обществе.

Как известно, относительность разделения дисциплин на гуманитарные и негуманитарные проявляется в содержании современного философского гуманитарного знания, выполняющего методологическую функцию в отношении ко всем наукам. При этом фундаментальный вопрос теории познания о научной истине явно или имплицитно, рано или поздно встает в процессе любого достаточно глубокого научного исследования. Гуманитарные дисциплины, помимо функции общекультурного воспитания и развития неформального, образного, творческого мышления, имеют потенциальные возможности в деле формирования гуманности, гуманистического, национального и патриотического сознания народа. Гуманизм, являясь одной из фундаментальных характеристик общественного бытия и сознания, концентрированно выражает достигнутое качество социального прогресса.

Как положительный факт, следует отметить то, что в последние десятилетия тема гуманизма стала центральной в философских, социологических и педагогических публикациях и постоянно звучит в программных документах и выступлениях лидеров политических партий самых различных направлений. А потому в целях нейтрализации последствий системного кризиса гуманитарные науки и учебные дисциплины все чаще становятся важным фактором подъема национального самосознания и духовного возрождения российского народа. Для этого содержание их радикально пере-

сматривается, модернизируется и углубляется мировоззренчески и методологически с учетом принципов гуманизации и гуманитаризации.

В связи с этим достаточно оптимистично прозвучало выступление ректора МГУ В. А. Садовничего на пленарном заседании IV Российского философского конгресса «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005 г) о том, что «философия всегда играла важную роль в культуре. Она не только осмысляла свою эпоху, но и указывала пути дальнейшего развития человечества. В конце XX - начале XXI в. влияние философии еще более возросло. В Европе и Америке начался философский бум. Философия стала действительно публичным феноменом, одним из важнейших факторов общественной жизни. Философы уже не замкнуты в своем профессиональном сообществе: к их аргументам прислушиваются политики и широкие общественные круги. Философские книги издаются громадными тиражами, а выступления ведущих мыслителей вызывают интерес, сравнимый с ажиотажем вокруг концертов эстрадных звезд, причем все это происходит без потери высокого профессионального уровня философских концепций... Были времена, когда физики, физиологи и психологи «бегали» от философов, будучи уверены в том, что могут обойтись без их советов и рекомендаций. Сейчас пришло понимание, что философия необходима для осмысления тех трудностей и проблем, с которыми сталкиваются квантовая механика, общая теория относительности, нейрофизиология и другие дисциплины». Тем более что и «...в истории человечества было время, когда науки еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития. Более того, сама наука... своим происхождением во многом обязана философии».

Итак, преодоление кризиса гуманитарного знания становится, прежде всего, делом самих гуманитариев. Серьезная, доброжелательная, непредвзятая научная критика, опирающаяся на позитивные результаты и достижения отечественной и мировой философской мысли, на общечеловеческие ценности и лучшие национальные традиции, призвана помочь специалис-там-гуманитариям вывести отечественную гуманитарную науку на новый качественный уровень. А потому гуманитарии системно и последовательно начинают предпринимать весьма успешные попытки сделать шаг в сторону освоения общечеловеческих ценностей, накопленных в научно-технической и естественнонаучной сферах, постоянно осмысляя глобальные проблемы современности в свете интеграционных и динамических процессов в природе, культуре и образовании [3; 4; 6; 7; 13].

Как известно, в центре гуманитарного познания - не вещь, а человек, его отношения с подобным себе, к природе, к культуре в целом. А потому совершенно актуальна по звучанию высказанная, в свое время, сентенция, принадлежащая М. М. Бахтину (1979), согласно которой «познание вещи и познание личности представляют собой два предела. Вещь исчерпаема до конца односторонним актом познания субъекта. А личность, как познавае-

мое, требует не «точности» познания, а глубины «проникновения», так как «познание - проникновение всегда является двусторонним актом.

Представляется, что суть отношений познающего субъекта и субъекта познаваемого заключается в диалоге. Диалог же предполагает раскрытие не только значений, которые ситуативны, но и смыслы, которые даны в бесконечном многообразии контекстов и в динамике изменений субъектов в ходе познания. Поэтому диалог исчерпаем, ибо подлинное понимание исторично и персонифицировано.

Это обстоятельство и придает специфику критериям точности понимания в гуманитарном познании в отличие от естественнонаучных критериев. Точность познания гуманитарного не в идентификации, а в преодолении «чуждости чужого без превращения его в чисто свое» (М. М. Бахтин, 1979), т. е. в определенной мере проникновенности, взаимной сопряженности познающего и познаваемого.

В связи с изложенным, обратим внимание читателя еще на одно свойство гуманитарного познания, важного для понимания особенностей гуманитарного знания и гуманитарного кризиса в целом. Гуманитарное познание принципиально гетерогенно и предполагает наряду с научно-теоретическим мышлением мышление образное, наглядно-действенное, наконец, созерцание, основанное на знаково-символическом сознании, на интерпретации символов и знаков в целях проникновения в бессознательное.

Рождение языка, как известно, привело к тому, что постепенно возникла целая система кодов, которые обозначали предметы и действия; позже эта система кодов стала выделять признаки предметов и действий и их отношения, наконец, образовались сложные синтаксические коды целых предложений, которые могли формулировать сложные формы высказывания. На первых порах этот язык был тесно связан с жестами, и нечленораздельный звук мог обозначать и «осторожнее», и «напрягись», и тому подобное - значение этого звука зависело от практической ситуации, от действия, жеста и тона. Эта система кодов и получила решающее значение для дальнейшего развития сознательной деятельности человека, для его эффективной ориентации в разноообразных социокультурных практиках в условиях полиязычий.

В свете изложенного представляется, что вопросы обновления содержания гуманитарных практик в системе поликультурного образования молодежи должны рассматриваться в русле реальных динамических процессов, происходящих в соответствии с возможностями динамично развивающегося открытого общества.

В таком обществе приобретают особую значимость проблемы поликультур и полиязычий, определяющих динамичное непрерывное поликультур-ное/ полиязыковое развитие личности. Именно, языки культуры, многообразные и разнообразные их смыслы, способны помочь человеку осознать себя культурно-историческим субъектом, воспринимающим историю человечества и своего народа в развитии, чувствующего ответственность за свои

поступки, свой народ, страну, за будущее цивилизации, способной играть роль субъекта диалога культур.

А потому в рамках выделенных в ходе философского осмысления динамики в природе, культуре и образовании как неотъемлемой части предыдущих двух универсалий приоритетов хотелось бы наметить перспективы развития некоторых гуманитарных практик в условиях современной российской школы (средней и высшей), которые и предлагаются читателю для их дальнейшего философского анализа, осмысления, интерпретации и успешного продвижения и внедрения в реальный педагогический процесс.

1. Гуманистическая парадигма образования - переход от методологии культуры полезности к методологии психологии жизни и культуры достоинства личности, подразумевающий вариативную, развивающую, смысловую и понимающую модель образования, позволяющую отойти от унитарной парадигмы, от ориентации лишь на усвоение знаний, формирование умений и навыков к личностно-ориентированному обучению и воспитанию.

В прогностическом плане названная парадигма - важный фактор повышения конкурентоспособности общества и личности в критических неопределенных ситуациях.

2. Культуротворческая миссия школы - приоритетность становления личности в культуре, предполагающая взаимодействие непосредственных участников образовательного процесса в пространстве разнообразных гумани-тарных культурно-ориентированных практик, а также эффективную самореализацию каждой личности в условиях трансъязыковой аккультурации образовательного процесса в целом.

Принципы освоения поликультур и полиязычий (глобальная культура) в проектном пространстве современной школы означают право всех «живых» языков и разнородных субъектных центров (языковых личностей) на мирное сосуществование в российском полиязыковом образовательном пространстве.

Причем данный принципиальный подход к организации учебно-воспитательного процесса предполагает учет специфики языка и субъектного центра, а также последовательности изучения языков и культур в образовательных учреждениях разного типа (общеобразовательная школа, гимназия, лицей, колледж, вуз).

3. Интеграционные процессы в образовании - междисциплинарный/межпредметный подход к формированию содержания образования, в основании которого интеграция гуманитарного и естественнонаучного знания, способствующая формированию целостной картины мира развивающейся личности, т. е. практической готовности к осуществлению культурной коммуникации в разнообразных социокультурных пространствах, а также достойного самовыражения и самореализации субъектов педагогического процесса.

4. Инновационные образовательные программы в контексте концепции «Наша новая Школа» (2009) (профильное обучение, дошкольное и раннее

обучение иностранным языкам, стандарты нового поколения, ЕГЭ, etc.) -системное осмысление и внедрение отечественного и зарубежного опыта разноуровневой и многоуровневой языковой подготовки учащихся, международной практики тестового контроля развиваемых учебных компетенций, стандартизация образования.

Поэтапность в формировании готовности личности к достойному проживанию в полиязыковом пространстве школы и социума предполагает соответствие логике полиязыковой практики становящейся в культуре личности.

Сформированность умений расширять индивидуальный тезаурус и адекватно интерпретировать концептуальный мир другого, умения интерпретировать собственные мотивы поведения и прочитывать мотивы другого, то есть, продуцировать адекватные возникающим неопределенным ситуациям культурные и языковые концепты - показатель эффективности инновационных процессов в школе (средней и высшей).

5. Ярко выраженная практико-ориентированная стратегия обновления структуры и содержания образования - вариативность; усиление роли воспитательного потенциала, заложенного в культурно-образовательной практике; компетентностный подход к формированию полиязыковой кон-цептосферы личности; акцент на качественные характеристики программно-методического обеспечения, способствующего совершенство-ванию разнообразных учебных компетенций субъектов образовательного процесса; повышение полиязыкового статуса (ролевой репертуар) учителя и ученика в пространстве возможностей культурно - образовательной среды школы (включая выбор программы обучения, учебника, направления профилиза-ции, форм повышения квалификации и самообразования учителя и т. д.).

6. Качественно новый подход к обучению языкам/выразителъным средствам культуры (вербалъным и невербалъным) - преемственность языковой практики на всех уровнях развития речевой и коммуникативной деятельности развивающейся личности. В рамках данного подхода намечены для реализации следующие актуальные направления - дошкольная подготовка в целях пропедевтики и предупреждения отклонения от апроксимирован-ных норм владения фонетической, лексико-грамматической сторонами речевой деятельности; начальная школа - раннее обучение языкам, предполагающее непрерывное расширение возможностей детей в плане самовыражения; средняя школа - предпрофильное обучение в целях адаптации к изменяющимся условиям жизни в мире информационных и коммуникационных технологий; старшая школа - профильное обучение в целях эффективного культурного самоопределения в объективно существующей полиязыковой ситуации в мире; разноуровневый и многоуровневый подходы к организации профильного обучения в рамках приоритетных и перспективных направлений - гуманитарное, естественно-научное, математическое, экономическое и информационно-образовательное.

7. Эффективное культурное самоопределение непосредственных участников образовательного процесса - системное развитие индивидуальной полиязыковой концептосферы личности как основы для воспроизводства полиязыковой культуры в целях создания индивидуальных языковых произведений, самостоятельного выбора сфер самореализации в проектном школьном пространстве, овладения, накопления и осмысления позитивного опыта полифонического взаимодействия с другими и с самим собой (самопознание).

Библиографический список

1. Белухин, Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики [Текст] / Д. А. Белухин - М.: 1997.

2. Беспалько, В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения [Текст] /

B. П. Беспалько - М., 1995.

3. Библер, В. С. Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога) [Текст] / В. С. Библер - М.: Политиздат, 1975.

4. Богданец, Т. П. Интеграция естественнонаучных и обществоведческих знаний в образовательном процессе начальной школы / Народное образование -Педагогические технологии - 2008. -№3.- С. 3-13.

5. Буланкина, Н. Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве. [Текст] / Н. Е. Булана-кина - М.: АПКиППРО, 2002. - 250 с.

6. Буланкина, Н. Е. Гуманизация отечественного образования [Текст] / Н. Е. Буланкина // Народное образование - Педагогические технологии - 2008. -№ 3. - С. 13-24.

7. Буланкина, Н. Е. Полиязыковая концептосфера современного педагога [Текст] / Н. Е. Буланкина Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО-МПГУ, 2009.

8. Выготский, Л. С. Лекции по психологии [Текст] / Л. С. Выготский - СПб, Союз, 1997.

9. Выготский, Л. С. Этюды по истории поведения [Текст] / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия - М.: Педагогика - Пресс, 1993.

10. Зинченко, В. Б. Методические вопросы психологии [Текст] / В. Б. Зинченко,

C. Д. Смирнов - М., 1983.

11. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические сочинения: В 2 т. [Текст] / А. Н. Леонтьев - М., 1983.

12. Лурия, А. Р. Язык и сознание [Текст] / А. Р. Лурия // Под ред. Е. Д. Хомской. Р/Д, 1998.

13. Соколков, Е. А. Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании [Текст]: монография / Е. А. Соколков, Н. Е. Буланкина - М.: Университетская книга - Логос, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.