Онлайн-доступ к журналу: http://joumal.iro38.ru
УДК 374.64
Профессиональный рост учителя-гуманитария в контексте теории культурного самоопределения личности
Н. Е. Буланкина
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, г. Новосибирск
Аннотация. В данной статье представлены некоторые новые результаты изу-
чения специфики и возможностей региональной системы повышения квалификации специалистов и профессиональной переподготовки неспециалистов в области педагогического образования (Программы «Иностранные языки» и «Филология») в свете основных положений авторской теории культурного самоопределения учителя. В пространстве непрерывной профессиональной поддержки учителя на протяжении его педагогической деятельности в условиях проблемного социокультурного контекста современности в целом и региональных реалий превалирует программно-методическое обеспечение, основные принципы которого предполагают системный профессиональный рост педагога.
Ключевые
слова: профессиональный рост учителя, творческая активность, професси-
онально-коммуникативный дискурс, культурное самоопределение, проблемные семинары, стажировочные площадки
Для цитирования: Буланкина Н. Е. Профессиональный рост учителя-гуманитария в
контексте теории культурного самоопределения личности. Педагогический ИМИДЖ. 2018. № 3 (40). С. 9-15. DOI: 10.32343/2409-5052-2018-11-3-9-15
Дата поступления статьи в редакцию:
25 июня 2018 г. Профессионализм и мастерство учителя как система его профессио-
нальных компетенций предполагают самосовершенствование, которое никогда не заканчивается, обеспечивая творческую активность, психологическое равновесие и здоровье на долгие годы [2; 3; 4; 7]. В свою очередь, система повышения квалификации и переподготовки работников образования призвана способствовать стабильности и устойчивости, а также результативности педагогической деятельности в целом, проектируя в совместной деятельности индивидуальную траекторию саморазвития педагога [5; 6; 8; 9].
Эта работа, вне всякого сомнения, способствует формированию целостного представления о культуре, мире, о человеке как высшей ценности и самоценности, так как гуманистический вектор развития и самосовершенствования личности становится стратегическим и тактическим ориентиром современной системы отечественного образования. Об этом заявляли и продолжают писать отечественные исследователи
разнообразных аспектов образовательной и педагогической деятельности в целом (Е. В. Бонда-ревская, Т. И. Горелова, В. В. Гузеев, В. Н. Карташова, Ю. А. Комарова, А. И. Крупнов, И. А. Новикова, А. А. Воробьева, А. В. Молокова, Е. С. Полат, В. В. Сериков, В. Я. Синенко, В. Н. Тур-ченко, Г. Н. Филонов и мн. др.) [1; 5; 6; 8; 10; 11; 13; 15].
Согласно разработанной нами авторской концепции, в широком понимании, культурное самоопределение (КС) личности - это результат аккультурации личностного пространства, культура самоопределения индивида, находящая проявление в национальном самосознании, социальной идентичности и социальном выборе человека через специальные знаковые средства - языки культуры, помогающие осваивать и сохранять культурные и национальные ценности в целях осознания смысла человеческого существования и самореализации; в узком понимании, КС личности - это результат, находящий отражение в индивидуальной полиязыковой культуре личности: а) избирательность, направленная на совершенствование продуктивной деятельности в её содержательном, процессуальном и мотивационно-потребностном аспектах; б) креативность, предполагающая совершенствование языковой деятельности в целом; в) коммуникативные компетенции как неотъемлемая часть социокультурной практики человека; г) рефлексия через свободную, самостоятельно избираемую сферу самореализации, в основании которой - полноценное языковое развитие и развитые коммуникативные компетенции личности (Н. Е. Буланкина, 2003; 2005).
Авторская педагогическая теория и технология эффективного культурного самоопределения личности в полиязыковом образовательном пространстве предполагает, прежде всего, несколько направлений гуманизации российского образовательного пространства, в том числе социальное и педагогическое.
Социальное направление предусматривает: а) доступность в любые учебные заведения, независимо от материального положения и социального статуса поступающих; б) материальное обеспечение всех обучающихся, достаточное для их успешной учёбы и всестороннего развития личности; в) трудоустройство выпускников в соответствии с полученной специальностью и квалификацией; г) высокий социальный статус и материально-бытовое положение профессорско-преподавательского и вспомогательного состава учебных заведений на уровне, соответствующем общественной значимости их труда; д) соединение процесса обучения с производительной, научно-поисковой и социально-политической деятельностью; е) финансирование, достаточное для развития материально-технической базы образования в соответствии с современными социальными, педагогическими и гигиеническими требованиями (внедрение высоких информационных технологий в процессы обучения и управления, всё более освобождающих обучающихся и педагогов от выполнения рутинных работ для творческой деятельности).
Педагогическое направление предполагает: а) развитие гуманистического сознания обучающихся, связанного с признанием другого человека высшей ценностью, позитивным отношением к природе и культурным ценностям человечества средствами всех образовательных областей и учебных дисциплин; б) активацию самообучения; в) раскрытие их педагогического потенциала путём организации процессов взаимообучения и взаимовоспитания через коллективные формы обучения и воспитания; г) применение личностно-ориентированных модульно-образовательных технологий, максимально адаптированных к индивидуальным особенностям каждого обучающегося; д) развитие самоуправления в школьных (студенческих) и педагогических коллективах; е) диалектический переход детерминации образовательного процесса педагогом в самодетерминацию самоопределяющейся и самообучающейся личности.
Творческая активность (ТА) является важнейшим показателем культурного самоопределения личности педагога, правильности выбора им социокультурного кода, т. е. личностного самовыражения в языках, вербальных и невербальных, а также профессиональной самореализации
в специфике ориентации на общение, направленной на другого человека. В нашем случае - на непосредственных участников образовательного процесса. В основании этого лежит взаимодействие языков и поликультур в пространстве современной информационно-образовательной и электронно-ресурсной среды, где педагог призван стать медиатором и модератором, тьютором и чутким наставником [2]. Творческая активность как профессионально-ценностное личностное новообразование современного педагога предусматривает методологическую, психолого-педагогическую, дидактическую и методическую готовность к выполнению целого комплекса профессиональных задач разной сложности. Данное личностное новообразование невозможно без психологической устойчивости и равновесия, в основании которых лежит эмоционально-положительное, мотивационно-потребностное отношение к своей профессии.
Второе значимое профессионально-ценностное личностное новообразование современного педагога - психологическое равновесие (ПР) [2] - включает в себя целостную систему убеждений учителя о себе относительно уровня сформированности профессионально-ценностных качеств, позволяющих быстро и точно ставить профессиональные цели и намечать пути их достижения; прогнозировать возможные результаты принятого решения; уметь оценивать свои действия и нести ответственность за последствия принятых решений; уметь оперативно принимать наиболее оптимальное решение в нетипичной или критической ситуации, адаптироваться в меняющихся условиях; уметь легко взаимодействовать с людьми, быть мобильным и гибким при осуществлении профессиональных контактов, а также призвано обеспечить его творческую активность, коррелируя с ней [5; 6; 8].
В данной статье, продолжая серию научных публикаций по проблеме роста профессионализма и мастерства педагога-гуманитария в свете теории культурного самоопределения личности, автором предпринимается попытка сфокусировать внимание на одной из двух основных технологий, которые работают на интеллектуальную составляющую и психологический ресурсный потенциал учителя, повышение уровня его профессиональной компетентности, - на проектной технологии. Данная технология исследуется в свете требований к организации проектной деятельности учителя в специфических условиях дополнительного профессионального образования (по В. В. Гузееву, 2000; по Е. С. Полат, 1999).
Хорошо известный труд Е. С. Полат «Метод проектов» в 90-е годы становится настольной книгой для многих учителей и преподавателей иностранного языка России и Новосибирской области. В книге убедительно доказывается, что в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и умения ориентироваться в информационном пространстве, а также развитие критического и творческого мышления [5-7; 9].
Согласно Е. С. Полат, метод проектов принадлежит области дидактики, частных методик, если он используется в рамках определённого предмета. Метод - это дидактическая категория. Это совокупность приёмов, операций овладения определённой областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [12; 14].
Другой исследователь в области проектной методики, автор интегральной дидактической модели обучения ТОГИС, а также многочисленных книг, среди которых «Теория и практика интегральной образовательной технологии» и «Современные технологии профессионального образования: интегрированное проектное обучение» (2004), профессор Вячеслав Валерьянович Гузеев справедливо определяет метод проектов как технологию четвёртого поколения. Эта
технология стимулирует истинное учение самих воспитанников, так как она личностно-ориен-тирована, использует множество дидактических подходов, а также самомотивируема.
А потому в фокусе повышенного внимания сотрудников кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО и слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки оказываются вопросы проектирования развивающих коммуникативных ситуаций разной сложности на современных учебных занятиях (см.: учебно-методическое пособие «Готовность учителя-гуманитария к реализации концепций школьного языкового образования: русский и иностранный языки: НИПКиПРО, 2017 (в соавторстве с доктором филол. наук Н. В. Максимовой). Ежегодно сотрудники кафедры разрабатывают практико-ориентированные учебные пособия для программно-методической поддержки и сопровождения непрерывного профессионального роста учителя. Только за последние пять лет было апробировано 20 УМК для учителя-гуманитария на практических занятиях очного типа и в системе дистанционного обучения, последний всё чаще становится региональной реалией в силу отдалённости некоторых районов.
Это можно наблюдать в системно проводимой проектной деятельности учителей и учащихся образовательных организаций Новосибирской области, являющихся стажировочными площадками кафедры (гимназия № 10, «Школа «София», школа с углублённым изучением иностранных языков № 137, Лицей № 12, Лицей информационных технологий и некоторые другие; всего 200 школ).
Для педагогов стажировочных площадок базовыми ориентирами при инициировании совместного научного поиска в условиях инновационной среды становятся следующие требования к использованию метода проектов в учебном процессе: а) наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания; б) практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; в) самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся; г) структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); д) использование исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность действий.
В таких условиях учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Необходимость организации внешней оценки проектов предусматривает следующую последовательность действий (по Е. С. Полат), а именно значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений (при групповом проекте: характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему; привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проведённого проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.
На протяжении ряда лет кафедрой реализуется авторский проект «Культурное самоопределение личности обучающихся в полиязыковом образовательном пространстве», при реализации которого определённые выше позиции находят применение как в работе стажировочных площадок, так и в рамках курсового повышения квалификации педагогов.
По итогам работы стажировочных площадок можно утверждать, что сотрудничество кафедры гуманитарного образования НИПКиПРО с методическими объединениями и кафедрами образовательных организаций области - это непременное условие профессионального роста учителя-гуманитария.
Полученные результаты позволяют утверждать, что реализация метода проектов на практике ведёт к изменению не только позиции учителя, из носителя готовых знаний он превращается в организатора проектной, познавательной, исследовательской деятельности своих учеников (по Е. С. Полат), но и принципиально иного профессионального статуса и образа педагога. Находясь в профессиональном пространстве роста и мастерства, педагоги демонстрируют уникальность своего педагогического опыта на системно проводимых семинарах по данной тематике, выступают на конференциях с докладами, защищают квалификационные работы повышенного уровня, а также в своих публикациях, которые регулярно появляются в профессиональных журналах («Сибирский учитель», «Иностранные языки» (издательство «Просвещение», др.). За 2017 год было опубликовано около 100 учительских статей, проведено свыше 50 проблемных семинаров на базе стажировочных площадок г. Новосибирска и Новосибирской области.
Приведём несколько практических примеров воплощения предлагаемой технологии и профессионального роста педагога. Было чему учиться слушателям курсов, учителям иностранного языка, и на организованном в конце каждого семинара ежегодном событии в гимназии № 10 -Flashmob и Talent Show. Атмосфера всеобщей заинтересованности и гордости за гимназию и со стороны учащихся и их родителей, и, конечно, всего преподавательского состава, который показывает стабильно высокий уровень владения иноязычной культурой и проектной методикой, -важные показатели эффективной деятельности учителей-профессионалов в плане сохранения творческого потенциала и психологического равновесия всего коллектива школы.
Другой пример. Благоприятные условия для использования иностранного языка как средства общения создаёт внеклассная работа в проектном инновационном пространстве. Учитель английского языка высшей квалификационной категории МАОУ «Гимназия № 12» Новосибирска Елымова Елена Вадимовна, создавая инновационное проектное пространство в школе, реализовала долгосрочный внепредметный языковой проект, который опирался на знаниевую составляющую и коммуникативную компетентность гимназистов - Музыкальный английский театр «Магия»-«MAGIC» для учащихся 5-11 классов. В основе проекта - оригинальное обучение английскому языку через драму и музыку. Реализация этого проекта и победы в районных, городских региональных, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях открыли дорогу учащимся на большую сцену.
В заключение необходимо отметить, что профессиональный рост педагога - одна из важнейших и приоритетных задач, поставленная государством перед обществом и дополнительным профессиональным образованием. В свете теории культурного самоопределения именно проектная технология (наряду другими) способствует развитию не только личности учащихся, но и педагога, то есть обеспечивает его профессиональный рост.
Список литературы
1. Бондаревская Е. В. Духовно-нравственное воспитание учащихся в свете особенностей современной социально-педагогической ситуации и проекта новых образовательных стандартов // Известия кафедры педагогики Южного федерального университета. Вып 2. Концептосфера и культурные практики духовно-нравственного воспитания в школе и вузе. Ростов н/Д. : Булат, 2010. С. 3-11.
2. Буланкина Н. Е. Коммуникативные технологии в современном гуманитарном образовании в контексте требований ФГОС ОО : учебно-методическое пособие для педагогов. Новосибирск : НИПКиПРО. 2018. 170 с.
3. Габер И. В. Развитие системы дополнительного профессионального педагогического образования в сфере экологии, здоровья и безопасности // Сибирский учитель. 2017. № 4 (113). С. 32-39.
4. Голуб В. В., Голуб Л. В. Опыт моделирования полинаправленного инновационно ориентированного пространства непрерывного профессионального образования // Известия ЮФУ Педагогические науки. Ростов н/Д. 2017. № 12. С. 126-135.
5. Карташова В. Н., Исаев Е. А. Теория культурного самоопределения младшего школьника в условиях раннего иноязычного образования : монография. Елец : ЕГУ, 2012. 99 с.
6. Комарова Ю. А. Основы формирования научно-исследовательской компетентности специалистов средствами иностранного языка : монография. СПб. : Стратегия будущего, 2008. 163 с.
7. Костина Л. М. Связь ведущего элемента психологической безопасности личности (тревожности) первоклассника с показателями школьной адаптации // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 1 (33). С. 6-12.
8. Крупнов А. И., Новикова И. А., Воробьева А. А. Соотношение системно-функциональной и пятифак-торной моделей черт личности: к постановке проблемы // Вестник РУДН. Серия : Психология и педагогика. 2016. Т. 10. № 2. С. 45-56.
9. Krupnov A. Y., Kozhukhova Yu. V., Vorobyeva A. A. Ersistence and academic achievement in foreign language in natural sciences students // Вестник российского университета дружбы народов. Серия : психология и педагогика. 2017. Т. 14. № 2. C. 143-154.
10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. М., 2002. 272 с.
11. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. № 2. 2000. С. 3-10.
12. Полат Е. С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. 1997. № 4.
13. Синенко В. Я., Кондратенко А. П., Буланкина Н. Е. Естественнонаучные знания в аспекте гуманитарного образования. Новосибирск : НИПКиПРО, 2016. 315 с.
14. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / под ред. Е. С. Полат. М. : Владос, 2000. 168 с.
15. Филонов Г. Н. Рефлексивный потенциал социальных трансформаций // Педагогика. 2013. № 7. С. 43-50.
Professional Development of an Educator of Liberal Education in the Context of the Concepts of the Author's Theory of Cultural Self-Determination
N. E. Bulankina
Novosibirsk Institute of Professional Skills Improvement &Vocational Retraining of Education Workers, Novosibirsk
Abstract. This scientific publication presents some of the author's novel research findings on peculiarities and possibilities of the regional teachers' professional development and nonspecialists' retraining system (programmes "Foreign languages" "Filology") in the contexst of the author's theory of cultural self-determination. In the space of continuous professional support of a teacher throughout his pedagogical activity in the context of the modern sociocultural context in general and regional realities, in particular, the programme and methodological support prevails, the basic principles of which provide the systematic professional development of a teacher.
Keywords: teacher's professional development, creativity, professional and communicative discourse, cultural self-determination, problem seminars, training grounds.
Буланкина Надежда Ефимовна
доктор философских и педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой гуманитарного образования, профессор
Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
630007, г. Новосибирск, Красный проспект, 2 тел.: +7 (495)1335874 e-mail: [email protected]
Bulankina Nadezhda Efimovna
Doctor of Sciences (Philosophy & Pedagogy), Associate Professor, Head of the Department of Liberal Education, Professor
Novosibirsk Institute of Professional Skills Improvement &Vocational Retraining of Education Workers
2 Krasny Pr., Novosibirsk, 630007
tel.: +7 (495)1335874 e-mail: [email protected]