Научная статья на тему 'Прикладные аспекты проблемы мониторинга основ толерантности у студентов-гуманитариев'

Прикладные аспекты проблемы мониторинга основ толерантности у студентов-гуманитариев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / УРОВНИ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ПРИЗНАКИ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE / CULTURAL SELF DETERMINATION OF THE PERSON / NATIONAL SELF-CONSCIOUSNESS / SOCIAL AND PROFESSIONAL CHOICE / EFFECTIVE PROFESSIONAL TRAINING / LEVELS / CRITERIONS / INDICATIONS / FEATURES OF TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вильховская Н. И.

На основании проведенного обследования основ толерантности у студентов вузов г. Новосибирска в статье рассматриваются уровни, критерии, показатели, признаки толерантности, выявленные в ходе исследования, определяются пути формирования основ толерантности у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE APPLIED ASPECTS OF MONITORING ISSUE OF TOLERANCE'S FUNDAMENTALS AMONG THE STUDENTS HUMANITARIAN PROFILE

According to the survey among the students of the humanitarian profile there have been explored the levels, criterions, indications, features of tolerance and the ways of forming of tolerance basis.

Текст научной работы на тему «Прикладные аспекты проблемы мониторинга основ толерантности у студентов-гуманитариев»

шинства данных испытуемых. Это означает, что они недостаточно успешно распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Возможно, они могут ошибаться в интерпретации слов собеседника.

Результаты субтеста 4 - «Истории с дополнением» - показывают, что большинство обследуемых находятся на уровне среднем и ниже среднего, то есть они, возможно, испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, как следствие, плохо адаптируются к разного рода взаимоотношениям между людьми (семейным, деловым, дружеским, профессиональным и другим).

Результат композитной оценки теста показал, что общий уровень социального интеллекта у абсолютного большинства испытуемых данной экспериментальной выборки является довольно низким и находится на уровне ниже среднего (85%). Этот психологический факт означает, что будущие дизайнеры могут испытывать трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации.

Далее была проведена диагностика самооценки социального интеллекта. Для этой цели была использована методика Д. Джонсона, данная методика основана на подходе Г. Оллпор-та, который связывал социальный интеллект со способностью правильно понимать поведение людей, высказывать суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Испытуемым было необходимо оценить характеристики социального интеллекта с точки зрения степени выраженности их у себя (каждая характеристика от 1 до 5 баллов). Полученные результаты представлены ниже (Табл. 3).

Таблица 3

Уровень самооценки социального интеллекта у студентов дизайнеров(К=46)

Высокий 32

Средний 10

Низкий 1

Очень низкий 0

Из полученных данных (Табл. 3) видно, что большинство респондентов данной выборки оценивают собственный социальный интеллект как высокий (35 человек из 46). При этом в целом, объективные показатели социального интеллекта, как мы показали, оказались низкими. Это может говорить о тенденции к неадекватной самооценке у испытуемых и препятствует их личностному и профессиональному развитию. Студенты-дизайнеры, как правило, плохо понимают людей и прогнозируют поведение, это усложняет личные и профессиональные взаимоотношения и существенно снижает возможности адаптации к рынку труда.

Указанное рассогласование объективных данных и параметров самооценки затрудняют рефлексию, в том числе профессиональную, осознание проблем в становлении метанавыков связанных с адаптацией к рынку труда.

Профессиональная компетентность является новообразованием, возникающим в результате личностной рефлексии, как критического переосмысления личностью первоначальных представлений о себе как носителе интеллектуальных стереотипов, приводящей к построению нового образа «я» как субъекта творчеств.

Профессиональная компетентность будущего дизайнера должна включать в качестве важной компетенции способность к рефлексивной творческой реализации ценностносмыслового опыта в проектной деятельности, особенно это актуально, поскольку в настоящее время одним из наиболее актуальных, является требование концептуальности к результатам проектной деятельности.

Возникает проблема, связанная с дефицитом личностных качеств дизайнера, как современного специалиста, способного успешно действовать в нестандартных ситуациях с большим числом «открытых параметров», глубоко осмыслять противоречивую информацию социума, сочетать различные стили профессиональных коммуникаций.

Уровень самооценки Самооценка социального интеллекта (кол-во испытуемых)

Очень высокий 3

Библиографический список

1. Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965.

Статья поступила в редакцию 10.06.10

УДК 378.02

Н.И.Вильховская, соискатель НИПКиПРО, г. Новосибирск, E-mail: Derandrey@yandex.ru

ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА ОСНОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ- ГУМАНИТАРИЕВ

На основании проведенного обследования основ толерантности у студентов вузов г. Новосибирска в статье рассматриваются уровни, критерии, показатели, признаки толерантности, выявленные в ходе исследования, определяются пути формирования основ толерантности у студентов.

Ключевые слова: толерантность, культурное самоопределение личности, национальное самосознание, социальный и профессиональный выбор, эффективная профессиональная подготовка; уровни, критерии, показатели, признаки толерантности.

Актуальность проблемы мониторинга основ толерантности у студентов гуманитарных вузов обусловлена сложной конфликтогенной обстановкой, сложившейся в российском обществе в первое десятилетие XXI века и заставившей исследователей различ-ных областей наук - философии, психологии, педагогики, социологии и т.д. (Ш.И. Амонашвили, А.Г.Асмолов, Е.В. Бондаревская, Н.Е. Буланкина,

Н.В.Наливайко, В.В.Сериков, В.Я.Синенко, В.Н. Турченко и многие другие) обратиться к многоаспектному изучению сущности толерантности в российском обществе.

Внешними её проявлениями, по мнению многих исследователей, являются рост преступности среди подростков и учащейся молодёжи, «дедовщина» в армии, конфликты на межэтнической почве, вражда к темнокожим студентам, рост

числа экстремистских группировок, увеличение разводов молодых семей, неуважение к старшему поколению.

Всё чаще понятия «взаимопомощь», «долг», «бескорыстие» «ответственность» и другие нормы нравственности и этики подменяются коммерциализацией межличностных отношений (продажа ответов на вопросы контрольных работ, домашних заданий и т.д.); выбором друзей не по личностным качествам, а по уровню материального достатка; ростом числа выпускников вузов, не способных найти работу не из-за недостатка профессиональных знаний и умений, а в результате отсутствия личностных качеств (дисциплинированности, коммуникабельности, ответственности, умения работать в команде, креативности, культуры речи, умении вести диалог с партнёрами и т.д.); неуважением к родному языку и культуре.

А потому в качестве положительного факта можно отметить включение вопроса воспитания толерантности в процессе высшей профессиональной подготовки студентов в качестве одной из приоритетных задач дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла в проекты Федерального Государственного Образовательного Стандарта высшего профессионального образования 3 поколения [1]. Основное противоречие подготовки специалистов - гуманитариев заключается в несоответствии сформированности уровня толерантности у студентов - выпускников гуманитарного вуза в условиях полиязыкового образовательного пространства требованиям, предъявляемых к специалистам гуманитарных вузов в их профессиональной деятельности в условиях поликультурного общества.

В контексте изложенного обозначенная проблема исследования в рамках данной статьи заключается, прежде всего, в выявлении прикладных аспектов мониторинга основ толерантности у студентов - гуманитариев в процессе профессиональной подготовки.

Теоретико - методологической основой исследования проблемы формирования основ толерантности послужила теория культурного самоопределения личности в полияз-ковом образовательном пространстве (Н.Е. Буланкина,2004), в которой под культурным самоопределением подразумевается национальное самосознание, социальная идентичность, социальный и профессиональный выбор личности, находящее отражение в языковой самореализации личности непосредственных участников образовательного процесса [2].

«Толерантность» происходит от латинского «Ыегапйа», означающее «терпимость, снисходительность к кому - либо или чему - либо». В русском языке «толерантность» рассматривается в качестве синонима понятий терпимости и терпения. Так, в «Толковом словаре русского языка» «толерантность» полностью отождествляется с «терпимостью». Согласно В. Далю, глагол «терпеть» насчитывает 26 лексем и выражает различные значения: допускать, выносить, страдать, крепиться, выжидать чего-то, послаблять, не спешить и т.д. Терпение является социально-психологической чертой человека, показателем мужества, внутренней силы. Терпимость, как социально-психологическая черта человека, проявляется в уважительном и доброжелательном отношение к взглядам, убеждениям, верованиям других людей; взаимопонимание и согласованность в действиях без применения давления. Но категория «терпимости» имеет пассивную направленность, в то время как толерантность предполагает устойчивость, способность человека реализовать свои личные позиции и признание существования «иного» во всём многообразии мира, как право каждого индивида на культурное самоопределение в полиязыковом пространстве.

Исследование теоретического аспекта проблемы показало, что нет устойчивого определения понятия толерантности, т.к. каждый автор исследует свой аспект толерантности и даёт свою трактовку. Так, с точки зрения Т.Б. Загорули (2005), толерантность - это «снижение сенситивности к объекту за счет задействования механизмов терпения (выдержки, самообладания и самоконтроля)»[3]; по мнению А.А. Погодиной (2002), толерантность - это «активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпи-мости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды» [4]; М.С. Миронова (2005) определяет толерантность как «тип социальности, результат демократического развития социума» [5]; М.В. Ковынева (2007) считает толерантность « жизненно важным личностным свойством, предусматривающим позитивное отношение к самому себе, способность к самопознанию, самосовершенствованию и активное отношение к другим, уважение взглядов, мнений» [6]; О.А. Свинцова (2008) трактует толерантность как «ценность, лежащую в основе функционирования современного общества» [7]; по мнению П.В. Степанова (2002), толерантность есть «ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и

понимании им представителей иных культур» [8]; Е.А. Ильинская (2009) определяет толерантность как «интегративное качество личности и одновременно её диспозиционная структура» [9].

Рассматривая культурологический аспект толерантности как культурный показатель личности (в рамках изучения дисциплин гуманитарного цикла - культурологии, русского языка и культуры речи, иностранного языка, риторики, этики и эстетики и др.) в контексте теории культурного самоопределения личности, под толерантностью понимается культурно

- значимое, культурно - ориентированное и культурно -созидающее для личности интегративное новообразование, находящее отражение в языковом самосознании и самовыражении. По степени сформированности основ толерантности у студентов-гуманитариев выделяются три условных уровня толерантности, четыре группы критериев, каждая из которых имеет свои показатели и характеризуется определённым набором признаков (таблица № 1).

С целью выявления уровня сформированности основ толерантности был проведён расширенный эксперимент, включающий анкетирование и интервьюирование, в котором приняли участие 577 человек (студенты экономического, психологического и юридического факультета Новосибирского гуманитарного института/НГИ/, инженерно - экономического факультета Сибирского государственного университета путей сообщения/СГУПС/, факультета государственного и муниципального управления Новосибирского государственного аграрного университета /НГАУ/, Новосибирского государственного архитектурно - строительного университета /НГАСУ/).

Результаты проведенного мониторинга отражены в таблице № 2. Как видно из схемы, культурно - значимый уровень сформированности основ толерантности проявляется у респондентов на уровне проговаривания, когда не отрицается деятельность других людей, но при этом сама личность пассивна. Культурно - ориентированный уровень характеризуется в основном пассивным наблюдением за деятельностью других, либо личность участвует в деятельности, но лишь для получения личной выгоды (оценку на занятии, похвалу со стороны преподавателя, руководства или родителей). Самым высоким уровнем сформированности основ толерантности является культурно - созидающий уровень. На этом уровне личность включена в активную творческую деятельность, в которой она способна раскрыть свой талант, проявить все полученные знания, умения, навыки, постоянно стремится к самообразованию, самосовершенствованию и самовыражению; стремится не просто получать знания, а овладеть рациональными способами приобретения и применения знаний, умений, навыков; присутствует желание завоевать авторитет и уважение сокурсников, преподавателей и всех окружающих своими личными качествами.

Как видно из таблицы, самый низкий показатель критерия гражданственности на культурно - значимом уровне у студентов НГАУ. На вопросы, отражающие уровень гражданственности, например: «Неприятно быть в обществе молодых людей, обучающихся в колледже, т.к. считаю их ниже себя по уровню развития»; «Трудно представить, что моим другом будет человек, исповедующий другую веру»; «Не считаю нужным участвовать в акциях милосердия. О сиротах и больных должно заботиться государство» дали отрицательные ответы 6.0°% . На круг вопросов, отражающих честность и принципиальность, таких как: «Студенческая группа, в которой существуют различные мнения, не может долго существовать»; «Человек, который со мной не согласен, обычно вызывает у меня раздражение»; «Могу опоздать на занятие, на назначенную встречу с друзьями, но не считаю, что это может отрицательно повлиять на мою профессиональную карьеру»; «Считаю, что пойти на уступки, значить проявить слабость», дали отрицательные ответы 8.2% студенты СГУПС. Всего 7.1% респондентов НГАУ дали положительные ответы на вопросы, характеризующие добросовестное отношение к труду, например: «В любой работе необходимо проявлять твор-

чество, а не только полученные знания и умения» и отрицательно ответили на вопрос «Я стал сомневаться в правильности выбора моей будущей профессии, т.к. мои личные качества не позволяют мне стать настоящим специалистом». На вопросы, касающиеся сформированности чувства товарищества и коллективизма, например: «Почему я должен прислушиваться к другому мнению, если я считаю, что поступаю правильно в данной ситуации?» «Если мой друг не даст мне списать домашнее задание или не подскажет на контрольной работе, я обижусь на него и перестану считать его своим другом», ответили отрицательно 6.3% опрошенных респондентов НГИ (кроме студентов юридического и психологического факультета).

Таким образом, в результате проведённого мониторинга основ толерантности у студентов гуманитарного профиля был обозначен круг проблем, связанных с недоста-точной сфор-мированностью основ толерантности у студентов.

Низкие показатели сформированности уровня гражданственности, честности и принципиальности, добросовестного отношения к труду, чувства товарищества и коллективизма на культурно значимом уровне свидетельствуют о том, что студенты не стремятся к активной созидательной деятельности, к приобретению глубоких знаний, умений и навыков в процессе учебной деятельности, а довольствуются рассуждениями, не проявляют познавательного интереса и инициативы в учебной деятельности и внеучебной жизни группы.

Наряду с этим отмечается высокий процент показателей сформированности аналогичных критериев толерантности у студентов на культурно ориентированном уровне.

В процессе сотворчества преподавателя и студента, «в основе которого лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (труд, познание, общение), осуществляемой в поли-языковом образовательном пространстве» [10], возможен переход на самый высокий уровень сформированности основ толерантности - культурно созидающий, где личность студента является по - настоящему творчески активной, инициативной, обладающей высоким национальным самосознанием, способной сделать осознанный социальный и профессиональный выбор, исходя из своих личных качеств, владеет набором качеств, обеспечивающих личности интеграцию в полиязыковом образовательном пространстве.

Для достижения данной цели была составлена система развивающих заданий (термин Н.Е. Буланкиной,1980) [10], основные принципы которых были заложены еще в 80-е годы прошлого столетия в контексте развивающего обучения в общеобразовательной школе. Специально разработанное для целей данного исследования учебно-методическое пособие «Практикум по немецкому языку с элементами кросс - культурного компонента и информационных технологий. Русская, немецкая, австрийская, швейцарская, люксембургская, лихтенштейнская культуры» включает набор текстового материала ситуативного характера, к которым была разработана специальная для целей формирования основ толерантности система развивающих ситуаций и заданий на материале учебной дисциплины «Иностранный язык» в рамках образовательной программы подготовки студентов-гуманитариев. В основу подбора текстового материала были положены критерии гражданственности, честности и принципиальности, добросовестного отношения к труду / учебной деятельности, товарищества и коллективизма. К текстовому материалу были разработаны специальные задания с учётом уровня сформиро-ванности основ толерантности, носящие информативно -обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Основная цель предлагаемых заданий - способствовать самостоятельному личностному осмыслению учебного материала, творческому подходу к решению проблемных ситуаций, в которых требуется проявление того или иного уровня сфор-мированности основ толерантности, проявляющиеся в чувстве гражданственности, честности и принципиальности, добросовестном отношении к труду / учебной деятельности, товариществе и коллективизме, а также повышению эффективно-

сти профессиональной подготовки специалистов гуманитарного профиля.

В качестве примера рассмотрим работу с текстом «Профессии будущего» (глава № 3, «Практикум по немецкому языку с элементами кросс - культурного компонента и информационных технологий»). Первый тип заданий направлен на получение информа-ции и её осмысление («задания -инструкции» - термин Н.Е. Буланкиной), например:

- прочитать текст и перевести его устно на русский

язык;

- выписать и назвать новые профессии, имеющие большие шансы в будущем;

- найти в тексте характеристику профессиональных и личностных качеств специалистов, занятых в новых профессиях;

- найти в тексте строчки, относящиеся к имеющимся иллюстрациям;

- ответить на вопросы к тексту.

Следующий тип заданий («задания-реконструкции»-термин Н.Е. Буланкиной) направлен на активное овладение приёмами рациональной умственной деятельности, когда обучающийся учится переосмыслять полученную информацию относительно самого себя, с учётом полученного личного опыта и знаний. В качестве примера такими заданиями могут быть следующие:

- найти в тексте и распределить по уровню значимости лично для Вас профессиональных и личностных качеств специалистов, занятых в новых профессиях;

- назовите, какими личностными качествами из перечисленных в тексте Вы обладаете?

- как Вы понимаете выражение «Life - long- learning» в отношении Вашей будущей профессии?

Далее предлагаются ситуативные задания («задания - поиск» - термин Н.Е. Буланкиной), для выполнения которых используется вся система полученных знаний, умений, навыков, а также личностные качества, сформированные в процессе языковой деятельности: добросовестное отношения к труду, товарищество и коллективизм, честность и принципиальность, гражданственность, которые составляют основу культурного самоопределения личности будущего специалиста -гуманитария. Например:

- расставьте по приоритетности для Вас в Вашей будущей профессии предложен-ные варианты «Life - long-learning» и обоснуйте Ваш выбор:

1. Бесплатные обязательные курсы повышения квалификации на Вашем производстве.

2. Самостоятельный поиск через Интернет курсов повышения квалификации за свой собственный счёт.

3.Регулярное чтение на русском языке периодической прессы, научной литературы, специальных публикаций с целью повышения квалификации.

4.Чтение литературы на немецком языке, содержащую информацию о новейших достижениях в области Вашей профессиональной деятельности:

- какой выход для себя Вы видите в следующей ситуации: при чтении текста Вы вдруг обнаружили в себе личностное качество / качества, при котором Ваш шанс карьерного роста равен нулю?

- периодическая смена места работы и работодателя: плюсы и минусы. Ваша точка зрения.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что использование системы развивающих заданий, составленных на основе выявленных учебных ситуаций (связанных с формированием навыков работы со специфическим текстовым материалом), призвано системно и целенаправленно способствовать формированию основ толерантности и повышению эффективности профессиональной подготовки студентов гуманитарных вузов в условиях полиязыкового образовательного пространства.

Библиографический список

1. Министерство Образования и науки. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего образования по направлению подготовки 21 б - «Психология» (проект) // Московский Государственный Университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), 21.05.09, № 088 - 1/5809; Министерство Образования и науки. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего образования по направлению подготовки 23б - «Юриспруденция» (проект) // Федеральное Агентство по образованию. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Университет Дружбы народов» (РУДН), 25.02.2009г., № 01- 04/91; Министерство Образования и науки. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт высшего образования по направлению подготовки 61 б - «Экономика» (проект) // Государст-венный Университет Высшая Школа Экономики, 25.05.2009 № 31-09/ 1597.

2. Буланкина, Н.Е. Методологические основы гуманизации полиязыкового образовательного пространства: монография. - Новосибирск, 2004; Буланкина, Н.Е. Проблемы поликультур и полиязычий в гуманитарном образовании/монография / Н.Е. Буланкина, Е.А. Соколков. - М.: Университетская книга; Логос, 2008.

З.Загорул, Т.Б. Актуализация толерантных свойств личности в образовательном процессе: автореф. дис.. ..канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005.

4. Погодина, А.А. Урок толерантности. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа «Проблема толерантности в современном мире» // his.1september.rU/2002/11/2.htm

5. Миронова, М. С. Формирование этнической толерантности как нравственной основы личности учащегося в современной российской школе. -Красноярск, 2005. // cultus.org.ru/

6. Ковынева, М. В.Воспитание толерантной личности средствами модульной организации личностно-ориентированного образования: автореф. дис..канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2007.

7. Свинцова, О.А.Интеграционный потенциал толерантности в российском обществе (региональный аспект): автореф. дис..канд. соц. наук. -Волгоград, 2008.

8. Степанов, П.В.Педагогические условия формирования толерантности у школьников -подростков: автореф. дис..канд. пед. наук. - Москва, 2002.

9. Ильинская, Е.А.Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально - культурной деятельности: автореф. дис..канд. пед. наук. - Санкт -Петербург, 2009.

10.Буланкина, Н.Е.Совершенствование познавательной деятельности старшеклас-сников средствами развивающих заданий: автореф. канд. дис. . канд. пед. наук. - Спб., 1980; Буланкина, Н.Е. Педагогические стратегии становления личностного полиязыкового пространства // Сибирский учитель. - 2001. - № 3.

Статья поступила в редакцию 18.06.10

УДК 378.634:37.016

В.В. Мальченкова, соискатель БЮИ МВД РФ, г. Барнаул, E-mail: Jizmetod@buimvd.ru

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ МВД РОССИИ К РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

В статье раскрываются особенности, характер и причины женской преступности; определяются направления, условия, методы и средства, которые апробированы в опытно-экспериментальной работе; обосновывается программа по подготовке курсантов юридических институтов к работе по профилактике женской преступности.

Ключевые слова: профилактическая работа, социально-педагогические условия, методы и средства профилактики, профессиональная подготовка курсантов.

В настоящее время одной из актуальных выдвигается проблема профилактики женской преступности, так как количество преступлений, совершаемых данной категорией возрастает, а также следует учитывать особое положение и роль женщины в обществе, которые оказывают существенное влияние на его духовно-нравственное состояние, что определяет актуальность раскрываемой темы.

Успешное предупреждение различных форм преступности предполагает предварительный глубокий анализ ее специфических составных частей, современных тенденций, процессов, особенностей категорий преступников и учет всех этих факторов в практической деятельности. Поэтому следует уточнить характер преступности сегодня, какие основные источники питают женскую преступность в целом, в чем причины преступного поведения данной категории, что способствует подобным действам, и определить направления и специфику подготовки будущих сотрудников ОВД по ее профилактике.

Статистика преступности на протяжении последних лет свидетельствует о том, что женская преступность возрастет, меняется ее содержание, она характеризуется большей динамикой по сравнению с мужской преступностью [1, с. 30-31]. Однако необходимо отметить, что преступное поведение женщин оказывает гораздо более негативное влияние на все институты общества, особенно на семью и подрастающее поколение, а также на нравственную атмосферу в целом. Состояние женской преступности является важным показателем здоровья общества, его отношения к базовым общечеловеческим ценностям.

Все чаще преступления совершаются несовершеннолетними женского пола, они активнее вовлекаются в пьянство, наркоманию, проституцию. Происходит «омоложение»

женской преступности в целом, что служит тревожным симптомом для общества и государства. Следует отметить, что эта тенденция продолжает усиливаться в немалой степени из-за возрастающего дефицита духовности, нравственности, распространения моделей безнравственного поведения. Криминологические исследования фиксируют наличие групп молодежи, в которых молодые женщины отрицают большинство нравственных и моральных ценностей. По данным специалистов, их число возрастает и на сегодня они составляют около 30%, это свидетельствует об увеличении потенциала бездуховности в обществе [2, с. 45].

В большинстве работ преступность раскрывается с социальных, психиатрических и психологических позиций. Преступность женщин отличается от преступности мужчин своими масштабами, характером и их последствиями, сферой в которой она имеет место, ролью, которую выполняют при этом женщины, выбором жертвы преступного посягательства, влиянием на правонарушения семейно-бытовых и сопутствующих им обстоятельств. Эти особенности связаны с исторически обусловленным местом женщины в системе общественных отношений, ее социальными ролями и функциями, биологической и психологической спецификой.

Социальные условия, образ жизни и роль женщин меняются, в связи с чем меняется характер и способы их преступного поведения. Так, по данным ГИАЦ МВД России, если в 1998 г. доля женщин-преступниц составляла 10,6% в общей массе зарегистрированных преступников, то в 2001 г. -14,7%, в 2002 г. - 15,1%, в 2003 г. - 16,3%, в 2004 г. - 16,9%, в 2005 г. - 17,8%, в 2006 г. - 16,6%, в 2007 г. - 13,4%, в 2008 г. - 13,8%, в 2010 г. - 15,1% [3]. За последние десятилетия значительно возросло число краж, совершенных женщинами -почти вдвое. Следует отметить, что каждая пятая выявленная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.