Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ РАДИКАЛЬНОЙ СМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ'

ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ РАДИКАЛЬНОЙ СМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОСТМОДЕРНИЗМ / СМЕНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ / ГУМАНИТАРНЫЕ ПРАКТИКИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕКУРРЕНТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CULTURAL SELF-DETERMINATION / POSTMODERNISM / CHANGE OF EDUCATIONAL PARADIGM / HUMANITARIAN PRACTICES / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / RECURRENT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буланкина Надежда Ефимович

Цель статьи - представить расширенный анализ ценностных аспектов профессионального становления педагога с позиций аксиологического подхода в эпоху культивирования неоднозначных идей постмодернистского плюрализма во всех сферах человеческой деятельности. Результаты исследования предлагаются в формате теоретического и практического обоснования ценностной модели культурного самоопределения личности педагога, базовыми принципами которой становятся гуманитарная и гуманистическая направленность обучения как ценностные доминанты событийного профессионального образовательного пространства. Констатируется положительный эффект организационно-методической деятельности, направленной на формирование установки на профессионализм и мастерство молодого учителя в системе постдипломного обучения; делается вывод о необходимости включения специального модуля дополнительной программы, контент которого мотивирует на непрерывное образование педагога в условиях системно обновляемых целевых установок, организационных форм и содержательных ориентиров, а также перспектив дальнейшего развития его непосредственных участников в рамках рекуррентного образования многонационального региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ASPECTS OF PROFESSIONAL FORMATION OF A TEACHER IN THE CONTEXT OF A RADICAL CHANGE IN THE EDUCATIONAL PARADIGM

The purpose of this article is to present an extended analysis of the value aspects of professional formation of a teacher in terms of axiological approach in the era of cultivation of ambiguous ideas of postmodern pluralism in all spheres of human activity. The results of the study are presented in the format of theoretical and practical substantiation of axiological model of cultural self-identity of the teacher, the basic principles of which are humanitarian and humanistic orientation of education as the dominant values of the events of the professional educational space It is emphasized the positive effect of organizational-methodological activities aimed at the formation of the professionalism of the young teacher in the system of postgraduate teaching; the conclusion about the need for the inclusion of a special module of additional program content which motivates for continuous education of the pedagogue in the conditions of updating targets, organizational forms and meaningful value orientations, as well as the prospects for further development of the participants within the frameworks of recurrent education in the multinational region.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ РАДИКАЛЬНОЙ СМЕНЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ»

S

LU

S

о

LU

< et

LU

* * *

В то же время в современных условиях, с учетом того, что обучающихся колледжа необходимо подготовить к самостоятельной работе над совершенствованием знаний, умений и навыков, поиску и анализу необходимой информации, умению делать выводы и принимать решения, то есть сформировать ряд общих компетенций, что возможно при условии того, что студенты будут участвовать в организации собственной образовательной деятельности в рамках ее интеграции с аудиторной работой.

Литература:

1. Апексашина И.Ю., Ямщикова Д. С Роль интегри' рованного курса "Естествознание" в формировании системного мышления учащихся II Успехи современной науки и образования. - 2017. №5.

Т.2. - С. 185-187.

2. Бажанов В.А. Деятельностиый подход // Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: Канои+, 2016.-С. 177.

3. БарберМ. Океаны инноваций П Вопросы обра зова н ия. - 2012. - №4. - С 109-190.

4. Батищев Г.С. Познание, деятельность, общение. Теория познания. Социально-культурная природа познания. - М., 1991.

5. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические иметодичес кие вопросы): методическое пособие. - М. ; Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. - 114с.

6. Берулава Г. А. Психологические особенности интегративного мышления / Г. А. Берулава II Современные проблемы психологии мышления: сб. науч. тр. - Бийск ; НИЦ Б и ГПИ, 1994. - 86 с.

7. Боровских A.B., Розов Н.Х. Деятельностью прин ципы в педагогике и педагогическая логика: По-

собие для системы профессионального педагогического образования, пере подготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. - М. : МАКС Пресс, 2016, - 80 с.

8. Бочкарева Т.Н. Познавательная активность сту дентов вузов как психолого-педагогическая проблема и СИСГГ; - 2017. - №1. - URL: https:// Су berle n in ka. ru/a rtfcle/ n/pozn a vatelbä ya-a ktrvn ost; stude nto v - v uzov - ka k ps i h oi og o- ped a g og i с he s kay a -problema (дата обращения: 09.12.2018).

9. Васильев И. А. Качественное образование - де терминанта прироста интеллектуального потенциала страны П Образование и наука, - 2013. -№9,- С. 103-120.

Ю.Васильева Н, А, Становление естественнонаучного образования в России в XVIII- первой половине XIX вв. (до реформ 60-х гг.): автореф. дис. ... кандидата пед. наук. - Челябинск, 2008.- 24с. П.Данилюк А. Я. Метаморфозы и перспективы интеграции в образовании II Педагогика. - 1998. - № 2. - С. 8.

12.Колесников А. Статистический анализ факторов удовлетворенности учащихся образовательными программами / Лебедева, И. Ц Педагогические измерения.-2013, - № 3. С. 45-59.

13.Яяшко E.H. Интеграция педагогических условий развития системного мышления студентов -будущих педагогов : дис.... канд. пед. наук. - Казань, 2009. - 196 С.

Н.Рубцов В.В., Ривина И.В. Уровни системности в формировании учебно-познавательной деятельности II Вопросы психологии. 1985. - № 2.

15.Федосеева Ю.в. Развитие системного мышления студентов колледжа на основе использования информационных технологий : дис. ... канд. пед. наук - Магнитогорск, 2009. - 197 е.: ил.

16.Шрагина Л.И. Системное мышление в контексте педагогики и психологии мышления [Элект ронный ресурс]. - URL :http : // psyfactor.org / lib I shragina 3, htm - 11.02.2016.

17.Argyris C. Teaching smart people how to learn H Harvard Business Revue. - 1991, May-June.

VALUE ASPECTS OF PROFESSIONAL FORMATION OF A TEACHER IN THE CONTEXT OF A RADICAL CHANGE fN THE EDUCA TIONAL PARADIGM

Bulankina Nadezda Efimovna, DSc of Philosophical sciences, Professor, Department of International Languages, Novosibirsk Institute of In -Service Training and Retraining Teachers, Novosibirsk

The purpose of this article is to present an extended analysis of the value aspects of professional formation of a teacher in terms of axiological approach in the era of cultivation of ambiguous ideas of postmodern pluralism in all spheres of human activity. The results of the study are presented in the format of theoretical and practical substantiation of axiological model of cultural self-identity of the teacher, the basic principles of which are humanitarian and humanistic orientation of education as the dominant values of the events of the professional educational space It is emphasized the positive effect of organizational-methodological activities aimed at the formation of the professionalism of the young teacher in the system of postgraduate teaching; the conclusion about the need for the inclusion of a special module of additional program content which motivates for continuous education of the pedagogue in the conditions of updating targets, organizational forms and meaningful value orientations, as well as the prospects for further development of the participants within the frameworks of recurrent education in the multinational region.

Keywords: cultural self determination; postmodernism; change of educational paradigm; humanitarian practices; additional professional education; recurrent education.

DOI 10.24923/2222-243X.2020-36.42

ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО удк 37.012.1 СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ РАДИКАЛЬНОЙ ВАК РФ 13.00.08 СМЕНЫ ОБРАЗОВА ТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Цель статьи представить расширенный анализ ценностных аспектов профес- ф Буланкшна Н,Е„ 2020 сионального становления педагога с позиций аксиологического подхода в эпоху культивирования неоднозначных идей постмодернистского плюрализма во всех сферах человеческой деятельности, Результа ты исследования предлагаются в формате теоретического и практического обоснования ценностной модели культурною самоопределения личности педагога, базовыми принципами которой становятся гуманитарная и гуманистическая направленность обучения как ценностные доминанты событийного профессионального образовательного пространства, Констатируется положительный эффект организационно-методической деятельности, направленной на формирование установки на профессионализм и мастерство молодого учителя в системе постдипломного обучения; делается вывод о необходимости включения специального модуля дополнительной программы, контент которого мотивирует на непрерывное образование педагога в условиях системно обновляемых целевых установок организационных форм и содержа тельных ориен тиров, а также перспектив дальнейшего развития его непосредственных участников в рамках рекуррентного образования многонационального региона. Ключевые слова: культурное самоопределение; постмодернизм; смена образовательной парадигмы; гуманитарные практики; дополнительное профессиональное образование; рекуррентное образование.

Профессиональное становление педагога находится 9 фокусе повышенного внимания и со стороны общества, и самой личности в связи с радикальной сменой образовательной парадигмы. От системы постдипломного образования требуется оперативность в использовании предлагаемых исследователями инновационных подходов и моделей обучения, а в качестве целевой установки выдвигается развитие профессиональных компетенций, от которых зависит уровень профессионализма и мастерства современного педагога. Последние события третьего тысячелетия с его коллизиями - техногенные катастрофы, терроризм, пандемия, потеря ценностного стояния и ориентиров человека, сложности перехода от техногенной культуры к этике одухотворенной цивилизации, нарушения адаптационных механизмов человека для эффективной жизнедеятельности, все в большей степени затрагивают проблему осмысления взаимосвязи социальных и внутричеловеческих отношений в разнообразных контекстах человеческого бытия.

Ценностные аспекты педагогической деятельности находятся в настоящее время в фокусе системной заботы на государственном и личностном уровнях. Современные исследователи отмечают отход от классической модели образования к философии образования с позиций постмодернизма - плюрализм идей, мнений и концепций, альтернативных педагогических практик и ценностных ориентиров, стратегий и тактик взаимодействия людей в полифонии пространства, в основании которого объективное бытование полиязычий и поликультур человечества. В свете изложенного актуализируется проблема усиления гуманитарной и гуманистической составляющей образования, обусловленной необходимостью развития поли-языковой культуры личности как ценности в информационно-образовательном пространстве культурного самоопределения и профессионального становления педагога. Ученые предлагают рассматривать ценностное отношение к жизнедеятельности на всех уровнях человеческого общения, в том числе и в процессе профессионально-педагогического.

БУЛАНКИНА Надежда Ефммовна, доктор фило софских наук, профессор, Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работни ков образования, зав. кафедрой иноязычного образования; Новосибирск

В современных условиях интенсивного взаимообмена и взаимодействия человека на государственном и культурном уровнях проблема культурного самоопределения и становления личности приобретает особую значимость, находя отражение в исследованиях особенностей пол и культурного мира, а также в работах, посвященных ценностным ориентирам отечественного образования. Последние понимаются в качестве общепринятых представлений людей относительно целей и путей их достижения, предписанных им определенных социально-принятых способов поведения. Именно они, эти представления становятся основой всех нравственных принципов, а индивидуальная система социально и культурно значимых ценностей устанавливаются в каждом общественном строе.

Обращение к ценностным доминантам личности в системе непрерывного профессионального образования педагога составляет проблемное поле искомого поискового исследования, цель которого триедина: определение приоритетов непрерывного образования учителя, представление комплексной модели культурного самоопределения личности, а также предъявление результатов апробации культурно ориентированных гуманитарных практик в системе тьюторского сопровождения учителя. Причем представленный выше комплекс вопросов ориентирует на исследование культурного самоопределения педагога как ценностной доминанты образовательной среды.

Разрабатывая все новые социально значимые и культурно ориентированные подходы, ученые и педагоги-практики находятся в поиске содержательной технологичности в целях развития и становления культурной личности. Введенное впервые в педагогический дискурс (1995) автором данной статьи понятие культурное самоопределение личности в полиязыковой образовательной среде рассматривается как целостное личностное ценностное новообразование, которое актуализируется в информационно-образовательной среде полиязычий и поликультур (феномен полиязыковой информационно-образовательной среды как ценность); проявляется в национальном самосознании в условиях социального и профессионального выбора человека, владеющего языками культуры (феномен полиязыковой концептосферы личности как ценность), а также в готовности к применению всего разнообразия ее выразительных средств освоения и сохранения культурных общенаци-

ональных ценностей для осознания смысла человеческого бытия и самореализации в жизнедеятельности (феномен гуманитарной самоорганизации в культурной среде как ценность).

Предложенный контекст актуализации культурологического подхода в теории и практике связываем сострой необходимостью рассмотрения его как одной из важнейших стратегий и тактик нейтрализации нарастающих негативных тенденций к нивелированию значения гуманитарной составляющей бытования современного человека - полиязычий и поликультур в образовании и через образование. Одновременно осмысление состояния ценностных аспектов образовательной среды становления личности для культуросозидающей жизнедеятельности в социуме (от школьников и студентов до участников различных дополнительных образовательных программ, в том числе и профессиональных, в условиях непрерывного обучения) выдвигается приоритетной задачей профессионального образования педагога на фоне трендов в пространстве альтернативных образовательных систем - геймификация, парадокс массового индивидуального образования, микростепени против диплома, цифровой след и некоторые другие [3, 5; 6; 7; 10; 11]. При этом ценностная составляющая профессиональной готовности педагога понимается как интегративное личностное новообразование, основанное на глубоком и ответственном понимании гуманистического потенциала и гуманитарной составляющей образования [4;6;7;10;11].

Проблема взаимопонимания через понимание культурных текстов также остается актуальной в рамках заявленной темы, причем педагогический текст как один из важнейших требует особого внимания, если речь идет о формировании готовности учителя к реализации основной культуротворческой функции образования в поликультурной образовательной среде региона [4].

Таким образом, сохранение в образовании и в социуме представленных выше культурных ценностей становится важным для каждого, кто имеет дело с другим человеком, в нашем случае, учителя, преподаватели и педагогическое сообщество в целом. В свою очередь, философское осмысление происходящих инновационных процессов в поликультурной полиязыковой образовательной среде страны и регионов - цифровизация, трендирование подготовки и переподготовки личности обучающихся, коворкинги и коучинги, а также иные новации и инновации в образовании -

позволяет предположить, что все эти явления также будут работать на повышение его качества в аспекте становления культурной личности и формирования культурных ценностных доминант в пространстве разнообразных и многообразных составляющих информационно-образовательного континуума - образование как ценность, родной язык как ценность, полиязычия как ценность, личность как самоценность, патриотизм как ценность, историческая память.

Дальнейшее изучение обозначенных аспектов, связанных со сменой образовательной парадигмы в целом, с новыми образовательными концепциями и новыми перспективными подходами к управлению информационно образовательными потоками в педагогической науке и практике, позволяет сформулировать основную цель и задачи в плане корректировки комплексной ценностной модели КС личности [2-4], находя поддержку в работах отечественных ученых (Е.А, Александрова, 2003, М.Л. Платонова, 2004; ГШ.Лисина, 2008; А.Р. Мурасова, 2008; Е.Е. Горностаева, 2017, Е.В. Егорова, 2019; 8.Н. Карташова, Е.А. Исаев,2012; Н.Г. Хажгалиева, 2019; О .Д. Федотова, 2019 и другие).

Данное микроисспедование организовано как естественное продолжение научно-педа-гогической и научно-исследовательской работы сотрудников кафедры гуманитарного и иноязычного образования, новосибирских учителей, участников авторского проекта "Культурное самоопределение личности в полиязыковом образовательном пространстве" (с 1993 года по настоящее время) в рамках аксиологического, системно-деятельностного, компетентное?ного и коммуникативного подходов. В период с 2015 года по настоящее время в двадцати общеобразовательных организациях области (1000 чел.) проведено базовое исследование, целевая установка которого состоит в корректировке комплексной модели культурного самоопределения личности в новых условиях организации региональной системы дополнительного профессионального образования педагогов с использованием следующего корпуса методов; теоретическое и практическое осмысление результатов включенного наблюдения^редметноготестирова-ния, анкетирования и интервьюирования, контент-анализа продуктов устных и письменных высказываний и их статистической обработки.

Конструкт первый. Феномен полиязыковой культурно-образовательной среды (2) представляет собой систему позиционных линий:

Полиязыковое образовательное пространство как гуманитарный феномен представляет собой языковую среду, среду выразительных средств культуры. Языки используются непосредственными участниками образования для взаимодействия, включаются в разнообразные отношения в поисках личностного смысла получаемых знаний {в первую очередь, смысла в широкой образованности личности). Образовательный процесс как культурная среда полифонического взаимодействия субъектов на уровне индивидуальной и общечеловеческой культур, концептосфер языка личности, организуется для создания совместного текста "языкового произведения" в поисках способа и средства самовыражения, в поисках своего места в мире. Имея свою структуру, полиязыковое пространство заполнено множеством систем взаимоотношений, находится в развитии и взаимодействии его составляющих; определяется через отношения участников и их самореализацию в условиях различных видов деятельности (познавательная, речевая, коммуникативная и тд.). Полиязыковое пространство как форма человеческого бытия состоит из составляющих элементов-система взаимосвязанных разнообразных невербальных и вербальных средств/знаковых форм психической деятельности человека, идентифицирующих понятие полиязыковое образовательное пространство. Основные элементы включают: невербальность (искусственность) и вербальность (естественность); уточняющие характеристики включают: креативность; историчность; локальность; социальность, про-фильность; ситуативность и формализован-ность.

Конструкт второй. Феномен полиязыковой концептосферы личности подразумевает системное формирование статуса языковой личности как необходимой и интегрирующей компоненты культурно-образовательной среды, тяготеющей к гуманизации образовательного процесса; цель- обогащение лингвостратеги-ями для использования языка взаимодействия людей - языка личностного/субьективного характера и национальных культурных ценностей; личностная полиязыковая концептосфе-ра как база для формирования способности к гармонизации отношений и взаимопониманию предполагает а) ориентировочную способность человека в основных сферах жизнедеятельности; б) сформированность ведущих компетенций человека (социальные, коммуникативные (языковые и речевые), информационные и др.), для непрерывного самообразо-

ш S

О ш

<

С[ ш

* * *

вания в рамках культурно-образовательных практик развивающего характера, т.е. способность обучающихся к рефлексии, избирательности, ответственности за слова и дела, субьектности, смыслообразованию, креативности, признание ценности другого. В свою очередь, структурно-познавательный процесс личности основан на следующих конструктах:

1. Коммуникативный феномен бытия - сознание как столкновение с другим сознанием в образовании (учителя и ученика}.

2. Развернутая многоуровневая информация в знании (носители знания - педагог, социально-культурные тексты, обучающиеся} с закодированными в ней смыслами требует распредмечивания. В этом заключаются цель и задачи образования.

3. Социально-культурные тексты - приоритетная основа для коммуникации.

4. Развитие языковых кодов (языковой тезаурус} для понимания текстов учащимися,

5. Феномен мышления (языковой интеллект} - факт взаимодействия сознаний как конвергенция.

6. Феномен гармоничного взаимодействия и взаимообмена (языковой статус) смыслами для продуктивного диалогового общения.

Конструкт третий. Феномен культурной самоорганизации системы [4] представлен следующими характеристиками.

Положительная динамика программно-методической поддержки образовательного процесса становится важным фактором, условием и показателем качественного образования. При разработке типологии образовательных программ требуется ориентир на результаты обучающей деятельности, предполагающий высокий уровень воспитанности и развитости в условиях образовательных учреждений разного типа (гимназии, лицеи, общеобразовательные школы, высшие учебные заведения и другие}. А потому одни программы конкретизируют темы, функции и понятия. Другие включают полный перечень заданий развивающего характера в определенной последовательности и ранжированных по сложности. Весь корпус программного обеспечения дополняет друг друга, представляя собой комбинацию из нескольких типов программ, предполагающих различные способы описания учебного процесса - структурный, функциональный уровни и уровень дискурса - находя отражение в единой учебной программе. В свете системной гуманитарной самоорганизации личности представляется целесообразной

для использования следующая классификация типов программ: а) по степени обязательности разработки; б) по ориентации на цели обучения; в) в зависимости от используемой единицы обучения, которая может быть расширена и дополнена. Важным условием разработки модульных программ является учет роли каждого модуля в достижении конечных целей всего курса; программа цикличного типа, предполагающая использование отобранного материала, сгруппированного в виде циклов. Такая организация программы и учебного процесса обеспечивает повторяемость материала от цикла к циклу и способствует более тщательной его тренировке.

При построении и внедрении модульной образовательной технологии в условиях естественной "иерархиологии образования" [2;3] предполагается актуализация следующей совокупности целей и задач в полиязыковой кон-цептосфере личности обучающегося, в нашем случае, педагог, иными словами, субъект образовательного процесса должен: а) иметь представление -о содержании, целях и задачах обучения, о гуманитарном подходе к окружающей действительности и его особенностях; 6} знать - сущность и категории целостного подхода к становлению и развитию культурного образовательного пространства;его цели, задачи, формы и методы воспроизводства культуры в условиях образовательных систем, содержание действующих программ, стандартов, учебников и учебных пособий, логику и этапы развития процесса усвоения ведущих учебных единиц общего и профессионального образования, основные пути и средства формирования гуманного отношения к природе, культуре, человеку; в) уметь - структурировать учебный материал и адаптировать его к задачам в условиях непрерывного самообразования, планировать и проектировать свою работу по реализации гуманного отношения к окружающей действительности, обоснованно выбирать и применять средства, методы и приемы воспроизводства личностно значимых культурных фактов и реалий в образовательной практике, измерять, анализировать и прогнозировать результаты обучения и воспитания, анализировать ситуации и события с позиций живого знания в культуре.

Сложность перехода от коллективной системы обучения, когда все обучающиеся изучают дисциплины образовательной программы строго последовательное соответствии с единым учебным планом, к индивидуальной системе (например, в условиях профильного

обучения, 8 разных типах школ, а рамках цифровой образовательной среды) очевидна. Требуются изменения структуры управления учебным процессом и образовательным процессом в целом, создания специальной информационно-технологической службы сопровождения и поддержки обучающихся, оптимально обеспечивающей возможности для выбора и построения ими собственных образовательных планов/проектов непрерывного самообучения, переподготовки и повышения квалификации [4]. Если при традиционной системе обучения, оценивая качество образования, необходимо получить ответы на следующие вопросы: кого учить, чему учить, кто учит, как учит, на чем и зачем учит, то при переходе к индивидуальной организации учебного процесса, в основании которого личностно-ори-ентированное образование, процедура оценки качества может стать совершенно иной. Основой для этого становится несколько другой перечень вопросов: кто учится, зачем учится, чему учится, у кого учится, на чем и как учится?

В результате внедрения искомой модели представляем и апробируем ежегодно обновляемый корпус дополнительных образовательных программ для учителя-гуманитария (повышение квалификации специалистов, подготовка и переподготовка неспециалистов, тьюторское сопровождение в формате индивидуальных консультаций, он-лайн семинаров педагогического сообщества, стажировок), позволяет создавать оптимальные условия для участия учителей в национальных и региональных образовательных проектах. Проводимая системная работа открывает учителям возможность представить собственные авторские проекты по актуальным проблемам образования. Подготовка к изданию около 50 п,л. рукописных материалов в формате учебно-методи-ческих рекомендаций, пособий и других публикаций сотрудниками кафедры совместно со школьными учителями Новосибирска и Новосибирской области (статьи, экспертные заключения, учебные программы и т.д.) для использования в культурных практиках становится одним из важнейших результатов успешной гуманитарной самоорганизации системы.

Полученные результаты совместной научно-методической работы позволили на заключительном этапе исследования провести корректировку комплексной модели, ее конструктов, а также наметить перспективы для участия учителя в областных мероприятиях по гармонизации взаимодействия в регио-

нальной информационно-образовательной среде. 8 частности отметим, что свидетельство эффективности предложенной модели реальные события в Сибирском регионе {Новосибирск и Новосибирская область), где в течение последних пяти лет осуществляется ежегодная системная работа по диссеминации культурных гуманитарных практик на фоне усиливающихся миграционных процессов для решения проблемы культурного взаимодействия. Проводятся при непосредственном участии педагогов ежегодные локальные и широкомасштабные областные мероприятия, цель которых гуманизация и гармонизация взаимодействия [2-4; 10]. Формированию традиций празднования молодых государственных праздников, а также развитию позитивного отношения к памятным датам среди разных слоев населения, выявлению потенциала ветеранских организаций в сфере патриотического воспитания молодежи, активизации взаимодействия ветеранских, молодежных, общественных организаций посвящаются праздники и конференции по проблемам военно-патриотического и гражданского воспитания. Формирование у учащихся образовательных организаций Новосибирской области чувства сопричастности к истории своего народа осуществляется через эмоциональные переживания во время несения почетного караула у Вечного огня. Работа военно-патриотических и интернациональных клубов как одна из форм укрепления в общественном сознании самоидентификации общероссийской гражданской нации, а также привлечение населения Новосибирской области к теме родных языков и русского языка как объединяющего инструмента межкультурного общения в масштабах государства и региона, создание условий для укрепления общероссийского гражданского единства, сохранения и развития этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Новосибирской области (около 100 наций и народностей), позволяет создавать условия для развития духовно-нравственных основ и самобытной культуры в поликультурной и полиязыковой среде региона.

В заключение отметим, что при предложенном подходе образовательная позиция обучающихся (педагога, слушателя программ) активизируется, способствуя повышению качества дополнительного профессионального образования педагогов, а также мотивирующего к системному самообразованию. Авторские учебные программы, ориентируясь на

S

LU

S

о

LU

< et

LU

* * *

профессиональные стандарты при непосредственном участии школьных образовательных организаций и объединений, широко используются в пространстве введенных форм электронного образования и сетевой организации образовательного процесса, способствуя гибкости учебного процесса, кардинально меняя при этом подходы к оценке деятельности этих организаций. При анализе существующих возможностей региона для повышения значимости языковой составляющей профессиональной компетенции педагога учитывается аспект формирования культурного самоопределения личности обучающихся и готовности к реализации культуротворческой миссии образования в пространстве региона. Для этого в рамках программы перспективным считаем включение специального мотивирующего модуля "Культурное самоопределение личности в полиязыковом образовательном пространстве", основные положения которого изложены в научной экспозиции данной статьи, а также в конструктах модели.

Литература:

1. Александрова Е.А. Педагогическая поддержка культурного самоопределений как составляющая педагогики Свободы : монография. - Саратов, 2003, -200с.

2. Буланкина Н.Е. Проблема эффективного культурного самоопределения личности в полцяэы-ковом образовательном пространстве: монография. - М„ 2002. - 207с.

3. Буланкина H.F.., Кондратенко А.П. Язык и культура в образовании: монография. ■■ Новосибирск, 2009,-250 с.

4. Буланкина Н.Е. Гуманитарная самоорганизация личности. Философские размышления. - Новосибирск, 2013,-200с.

5. Карташова В.Н., Исаев Е.А. Теория культурного самоопределения младшего школьника в условиях раннего иноязычного образования : монография. - Елец, 2012. - 99 с.

6. Корнеенко Т.Н. Перспективные тенденции развитая содержания современного высшего обра зования // Отечественная и зарубежная педагогика. - Т.1.-■ №1 (65), - С.7-19.

7. Левицкий МЛ. Качество образования в эпоху глобальных информационных трансформаций // Известия ВГПУ. - 2019. - №10. - С. 4-9,

8. Максимова H.8. О критериях сформированно-сти функциональной грамотности // Сибирский учитель. - (80). - С.40-43.

9. Нелюбов CA. Самореализация человека в условиях развития социальной сферы Новосибирской области// Сибирский учитель, - №1(122). - С19-24.

10. Сергеев Н.К., Сериков В.В. Педагогическая деятельность и педагогическое образование в инновационном обществе : монография. - М. : Логос, 2013.-364 с.

11. Становление учителя будущего в пространству дополнительного профессионального образования // Становление учителя будущего в пространстве дополнительного профессионального образования : эл. сб.мат в участ в Всеросс. науч. практ. конф. (с междунар. участием), 11 февраля 2020 г. / сост.: Н.В. Загурная, А.Н. Кузибецкий, М.А. Святина; научн. коне, издания: проф. C.B. Куликова, проф. М.6. Николаева. - Волгоград : Bf Al 10,2020. - 528 с.

ELECTIVE CLASS AS THE WA Y TO FORM RESEARCH COMPETENCE IN STUDENTS OF THE BACHELOR'S DEGREE Vlkuhva Larissa Georgievna, DSc of Philology, full professor, professor of Roman Philology department. Modem Languages Institute, Moscow City University, Moscow

Gerasimova Swetfana Anatolievna, PhD of Philology, Associate Professor of French language and didactics department, Modem Languages Institute, Moscow City University, Moscow

The article regards the relevant issue of forming research competence in students working for their bachelor's degree in linguistics through elective classes. The latter make an educational practice within a higher educational institution curriculum. Elective classes are seen as an element of professional training for bachelor students. The article also proves the significant role of research competence in developing students' personalities as would-be researchers.

Keywords; bachelor studies; informal educational level; elective classes; research competence; personality-centered approach.

DOI 10.24923/2222-243X.;

УДК 378.01 б ВАК РФ 13,00,08

ЧВикуловаЛ.Г., 2020 î Герасимова С.А., 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36.43

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ Б А КАЛА В РИА ТА

Статья посвящена актуальной проблеме формирования научно-исследовательской компетенции студентов бакалавриата в сфере лингвистического образования средствами элективного курса как одной из образовательных практик в рамках учебной программы высшего учебного заведения. Элективный курс рассматривается как компонент профильного обучения студентов бака-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.