Научная статья на тему 'Методологическая готовность педагога-наставника к реализации духовно-нравственного воспитания современной молодёжи'

Методологическая готовность педагога-наставника к реализации духовно-нравственного воспитания современной молодёжи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безопасная коммуникативная среда / поликультурная картина мира / аксиологемы / педагог-наставник / иноязычное образование / духовно-нравственное воспитание / культурное самоопределение личности / secure communication space / multi-cultural world picture / axiologemes / teacher-mentor / foreign language education / spiritual and moral education / cultural self-determination

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буланкина Надежда Ефимовна, Соболев Андрей Геннадьевич

Актуальность. В статье раскрывается поиск путей актуализации проблемы формирования методологической готовности педагога-наставника к реализации задач в аспекте воспитания духовно-нравственной личности обучающихся, осуществляемый современными учёными, педагогами, психологами и лингводидактами и развивающийся в нескольких направлениях: а) влияние школьного образования и воспитательного влияния педагогических действий учителя; б) их значимость для обеспечения безопасности образовательной среды в аспекте культивирования традиционных ценностей; в) непосредственное изучение процесса профессионального роста и становления языковой личности учителя иностранных языков с определением значимости его коммуникативной и речетворческой культуры в роли педагога-наставника; г) разработка содержательных, организационно-педагогических и лингводидактических аспектов культивирования ценностных доминант в образовательном пространстве современной школы. Цель. Обоснование аксиологических оснований формирования методологической готовности педагога-наставника к реализации духовно-нравственного воспитания современной российской молодёжи. Методы исследования: критический анализ литературных источников по искомой проблематике, моделирование коммуникативных ситуаций, проектирование системы событий в пространстве образовательной среды, поисковый эксперимент, обобщение и тиражирование инновационных педагогических практик, целевая установка которых нейтрализует профессиональные дефициты педагога-наставника в области духовно-нравственного воспитания российской молодёжи. Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна включает описание применимости аксиологического подхода при параметризации коммуникативного пространства взаимодействия непосредственных участников регионального проекта по обеспечению безопасной информационно-образовательной среды в аспекте формирования ценностных доминант духовно-нравственного воспитания. Теоретическая значимость заключается в уточнении содержания понятия «методологическая готовность педагога-наставника к реализации принципов психологического равновесия» в коммуникативной образовательной среде освоения иных культур и языков. Практическая значимость состоит в определении основ формирования речетворческой позиции педагога-наставника в условиях непрерывного педагогического образования с опорой на результаты уточнения ресурсных и интеллекту альных возможностей региональной системы непрерывного профессионального педагогического образования в аспекте научно-методического сопровождения и поддержки учителя иностранных языков для выполнения функционала педагога-наставника на примере культивирования дополнительных профессиональных программ. Результаты исследования. К результатам предпринятого исследования можно отнести определение аксиологических оснований трёхчастной модели формирования методологической готовности учителя иностранных языков как комплексной психолого-педагогической, дидактической и методической готовности педагога-наставника к реализации задач по воспитанию духовно-нравственной личности в пространстве поликультур и полиязычий современного российского образования. Выводы. Процесс формирования методологической готовности педагога-наставника в аспекте духовно-нравственного воспитания обучающихся может состояться при научно-методическом сопровождении педагога-наставника в рамках непрерывного педагогического образования в случае соблюдения основополагающих аксиологем коммуникация как ценность, речетворчество как ценность, лидерство как ценность, позволяющие реализовать базовые гуманистические принципы личностно-деятельностного, личностно-ценностного подхода в целях нейтрализации рисков и психологического дисбаланса в современной непредсказуемой событийной среде трансграничного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буланкина Надежда Ефимовна, Соболев Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL READINESS OF MENTORING TO SPIRITUALITY & MORAL EDUCATION OF THE YOUTH

Relevance. This paper presents the search for ways to actualize the problem of forming the methodological readiness of a teacher-mentor to implement the tasks in the aspect of spiritual and moral education of students carried out by the modern scientists, educators, psychologists and linguistic educators, which is being developed in the following directions: a) the influence of school education and the educational influence of teacher’s pedagogical actions, b) their importance for ensuring the safety of the educational environment in the aspect of cultivating traditional values, c) direct study of the professional growth process and formation of foreign language teachers’ linguistic personalities with the determination of their importance of the communicative and speech-making culture in the role of a teacher-mentor, d) development of meaningful, organizational, pedagogical and linguisticdidactic aspects of cultivating value dominants in the educational space of a modern school. Aim. To substantiate the axiological basis for developing the methodological readiness of a mentor in terms of the implementation of the main principles of the spiritual and moral education of the Russian youth. Methodology. The research methods include a critical analysis of literary sources on the studied issues, modeling of communicative situations, designing a system of events in the educational environment space, a search experiment, generalization and replication of innovative pedagogical practices, the purpose of which neutralizes the professional deficits of a teacher-mentor in the field of spiritual and moral education of the Russian youth. Scientific novelty/theoretical and/or practical significance. The scientific novelty includes a description of the axiological approach applicability in setting parameters in the communicative space of interaction between direct participants of the regional project to ensure a safe information and educational environment in the aspect of the spiritual and moral education value dominants formation. The theoretical significance lies in clarifying the concept of methodological readiness of a teachermentor to implement the principles of psychological balance in the communicative educational environment of studying other cultures and languages. The practical significance consists in determining the foundations for the formation of the speech-creating position of a teacher-mentor in the context of continuous pedagogical education based on the results of clarifying the resource and intellectual capabilities of the regional system of continuous professional pedagogical education in the aspect of scientific and methodological support and support for a foreign language teacher to perform the functions of a teacher-mentor on the example of cultivating additional professional programs. Results. The results of the conducted research include the definition of the axiological foundations of a three-part model of a foreign language teacher’s methodological readiness formation as a complex one psychological-pedagogical, didactic and methodological readiness of a teacher-mentor to implement the tasks of educating a spiritual and moral personality in the space of multi-cultures and multi-languages of modern Russian education. Conclusions. The process of forming the methodological readiness of a teacher-mentor in the aspect of spiritual and moral education of students can take place with the scientific and methodological support of a teacher-mentor within the framework of continuous pedagogical education in case of compliance with the fundamental axiologies communication, speech creation and leadership as a value, allowing to implement the basic humanistic principles of a personal-activity, personal-value approach in order to neutralize risks and psychological imbalance in the modern unpredictable event environment of a cross-border region.

Текст научной работы на тему «Методологическая готовность педагога-наставника к реализации духовно-нравственного воспитания современной молодёжи»

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

УДК 378

Б01: 10.18384/2949-4974-2023-4-16-29

методологическая готовность педагога-наставника к реализации духовно-нравственного воспитания современной молодёжи

Буланкина Н. Е.1, Соболев А. Г.23

1 Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

630007, г. Новосибирск, Красный пр-т, д. 2, Российская Федерация

2 Государственный университет просвещения

141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24, Российская Федерация

3 Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации 103265, г. Москва, ул. Охотный Ряд, д. 1, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность. В статье раскрывается поиск путей актуализации проблемы формирования методологической готовности педагога-наставника к реализации задач в аспекте воспитания духовно-нравственной личности обучающихся, осуществляемый современными учёными, педагогами, психологами и лингводидактами и развивающийся в нескольких направлениях: а) влияние школьного образования и воспитательного влияния педагогических действий учителя; б) их значимость для обеспечения безопасности образовательной среды в аспекте культивирования традиционных ценностей; в) непосредственное изучение процесса профессионального роста и становления языковой личности учителя иностранных языков с определением значимости его коммуникативной и речетворческой культуры в роли педагога-наставника; г) разработка содержательных, организационно-педагогических и лингводидактических аспектов культивирования ценностных доминант в образовательном пространстве современной школы. Цель. Обоснование аксиологических оснований формирования методологической готовности педагога-наставника к реализации духовно-нравственного воспитания современной российской молодёжи.

Методы исследования: критический анализ литературных источников по искомой проблематике, моделирование коммуникативных ситуаций, проектирование системы событий в пространстве образовательной среды, поисковый эксперимент, обобщение и тиражирование инновационных педагогических практик, целевая установка которых нейтрализует профессиональные дефициты педагога-наставника в области духовно-нравственного воспитания российской молодёжи.

Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна включает описание применимости аксиологического подхода при параметризации коммуникативного пространства взаимодействия непосредственных участников регионального проекта по обеспечению безопасной информационно-образовательной среды в аспекте формирования ценностных доминант духовно-нравственного воспитания. Теоретическая значимость заключается в уточнении содержания понятия «методологическая готовность педагога-наставника к реализации принципов психологического равновесия» в коммуникативной образовательной среде освоения иных культур и языков. Практическая значимость состоит в определении основ формирования речетворческой позиции педагога-наставника в условиях непрерывного педагогического образования с опорой на результаты уточнения ресурсных и интеллекту© СС БУ Буланкина Н . Е . , Соболев А . Г. , 2023 .

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

альных возможностей региональной системы непрерывного профессионального педагогического образования в аспекте научно-методического сопровождения и поддержки учителя иностранных языков для выполнения функционала педагога-наставника на примере культивирования дополнительных профессиональных программ.

Результаты исследования. К результатам предпринятого исследования можно отнести определение аксиологических оснований трёхчастной модели формирования методологической готовности учителя иностранных языков как комплексной - психолого-педагогической, дидактической и методической - готовности педагога-наставника к реализации задач по воспитанию духовно-нравственной личности в пространстве поликультур и полиязычий современного российского образования.

Выводы. Процесс формирования методологической готовности педагога-наставника в аспекте духовно-нравственного воспитания обучающихся может состояться при научно-методическом сопровождении педагога-наставника в рамках непрерывного педагогического образования в случае соблюдения основополагающих аксиологем - коммуникация как ценность, речетворчество как ценность, лидерство как ценность, позволяющие реализовать базовые гуманистические принципы личностно-деятельностного, личностно-ценностного подхода в целях нейтрализации рисков и психологического дисбаланса в современной непредсказуемой событийной среде трансграничного региона.

Ключевые слова: безопасная коммуникативная среда, поликультурная картина мира, акси-ологемы, педагог-наставник, иноязычное образование, духовно-нравственное воспитание, культурное самоопределение личности

METHODOLOGICAL READINESS OF MENTORING TO SPIRITUALITY & MORAL EDUCATION OF THE YOUTH

N. Bulankina1, A. Sobolev23

1 Novosibirsk Institute of Professional Skills Improvement &Vocational Retraining of Education Workers,

pr. Krasny, 2, Novosibirsk, 630007, Russian Federation

2 State University of Education,

ul. Very Voloshinoi, 24, Mytishchi, 141014, Moscow Region, Russian Federation

3 State Duma in the Federal Assembly of the Russian Federation, ul. Okhotny Ryad, 1, Moscow, 103265, Russian Federation

Abstract

Relevance. This paper presents the search for ways to actualize the problem of forming the methodological readiness of a teacher-mentor to implement the tasks in the aspect of spiritual and moral education of students carried out by the modern scientists, educators, psychologists and linguistic educators, which is being developed in the following directions: a) the influence of school education and the educational influence of teacher's pedagogical actions, b) their importance for ensuring the safety of the educational environment in the aspect of cultivating traditional values, c) direct study of the professional growth process and formation of foreign language teachers' linguistic personalities with the determination of their importance of the communicative and speech-making culture in the role of a teacher-mentor, d) development of meaningful, organizational, pedagogical and linguistic-didactic aspects of cultivating value dominants in the educational space of a modern school. Aim. To substantiate the axiological basis for developing the methodological readiness of a mentor in terms of the implementation of the main principles of the spiritual and moral education of the Russian youth.

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

Methodology. The research methods include a critical analysis of literary sources on the studied issues, modeling of communicative situations, designing a system of events in the educational environment space, a search experiment, generalization and replication of innovative pedagogical practices, the purpose of which neutralizes the professional deficits of a teacher-mentor in the field of spiritual and moral education of the Russian youth.

Scientific novelty/theoretical and/or practical significance. The scientific novelty includes a description of the axiological approach applicability in setting parameters in the communicative space of interaction between direct participants of the regional project to ensure a safe information and educational environment in the aspect of the spiritual and moral education value dominants formation. The theoretical significance lies in clarifying the concept of methodological readiness of a teacher-mentor to implement the principles of psychological balance in the communicative educational environment of studying other cultures and languages. The practical significance consists in determining the foundations for the formation of the speech-creating position of a teacher-mentor in the context of continuous pedagogical education based on the results of clarifying the resource and intellectual capabilities of the regional system of continuous professional pedagogical education in the aspect of scientific and methodological support and support for a foreign language teacher to perform the functions of a teacher-mentor on the example of cultivating additional professional programs. Results. The results of the conducted research include the definition of the axiological foundations of a three-part model of a foreign language teacher's methodological readiness formation as a complex one - psychological-pedagogical, didactic and methodological - readiness of a teacher-mentor to implement the tasks of educating a spiritual and moral personality in the space of multi-cultures and multi-languages of modern Russian education.

Conclusions. The process of forming the methodological readiness of a teacher-mentor in the aspect of spiritual and moral education of students can take place with the scientific and methodological support of a teacher-mentor within the framework of continuous pedagogical education in case of compliance with the fundamental axiologies - communication, speech creation and leadership as a value, allowing to implement the basic humanistic principles of a personal-activity, personal-value approach in order to neutralize risks and psychological imbalance in the modern unpredictable event environment of a cross-border region.

Keywords: secure communication space, multi-cultural world picture, axiologemes, teacher-mentor, foreign language education, spiritual and moral education, cultural self-determination

ВВЕДЕНИЕ

Методологическая готовность современного учителя в аспекте духовно-нравственного воспитания современной молодёжи понимается как качественно новая комплексная смыслообразующая составляющая в архитектонике педагогической деятельности - психолого-педагогическая, дидактическая и методическая готовность педагога-наставника к обеспечению безопасности образовательной среды в аспекте культивирования традиционных ценностей через коммуникацию нового типа, в базе которой профессионально ориентированное мышление -умение понять, раскрыть и объяснить ценностный смысл фактов и явлений

В эпоху Четвёртой промышленной революции - цифровой экономики с её рисками и подводными течениями - вопрос влияния школьного образования и воспитательного влияния педагогических действий учителя становится особенно значимым для обеспечения безопасности образовательной среды в аспекте культивирования традиционных ценностей [1; 4; 6; 10; 12; 18; 20]. А потому априори признаётся ведущая роль методологической готовности педагога-наставника в формировании безопасного коммуникативного пространства, в базе которого формирование духовно-нравственного потенциала в стране в целом [2-5; 9; 13; 15; 16].

Vjay

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

Поводом к презентации результатов проведённого долгосрочного исследования послужило несколько нетривиальных причин. К ним относится прежде всего повышенная значимость системной работы относительно статуса воспитательной составляющей педагогической деятельности на примере адекватных современной ситуации методологических и педагогических посылов для осмысления в региональной среде взаимодействия участников образовательного процесса, в частности, повышенной функциональной роли учителя как педагога-наставника, носителя высокой гуманитарной культуры, в базе которой находится коммуникативная компетенция [2; 6; 8; 9; 11; 14; 16; 18; 20].

Наряду с этим актуализация обозначенных аспектов нуждается в показе реальной практики решения педагогических задач на региональном уровне и в ответе на вызовы современности о необходимости сохранения психологического равновесия средствами коммуникативного и речевого взаимодействия непосредственных участников образовательного процесса [3; 8; 9; 11; 13; 16; 19; 20].

В каждом регионе при системной государственной поддержке специализированные лицензированные институциональные образовательные структуры, ИПК, ИРО, ЦНППМ, центры педагогического мастерства находятся в активном поиске решения обозначенных выше организационно-педагогических и технологических задач Всё чаще актуализируются вопросы культивирования ценностных приоритетов отечественного образования - Родина, патриотизм, духовность, культура как ценность, образованность и воспитанность. именно эти аксиологемы становятся архиважными при построении архитектоники региональной поликультурной и поли-лингвальной образовательной среды, при позиционировании её коммуникативной и речетворческой составляющей во имя воспитания, обучения и развития мо-

лодёжи В рамках всероссийского проекта о наставничестве учителю сегодня предоставлены широкие возможности в специализированных институциях с современно оборудованным аудиторным фондом и фундаментальными информационно-образовательными ресурсами научно-методического характера [3-5; 7; 9; 11; 13; 16; 18; 20].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Цель и задачи исследования

В свете изложенного позиционируем приоритетность и перспективность в ракурсе ценностно значимой духовно нравственной составляющей системообразующей и культуросозидающей деятельности современных региональных институтов повышения квалификации и переподготовки работников образования в решении вопроса о действительном, а не мнимом повышении качества российского образования в целом, а также нацеленность на лидерство профессионального непрерывного педагогического образования учителя в аспекте реализации государственного проекта «ГОД ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА» [2; 10; 13; 15; 16; 19; 20].

Цель данной работы видится в обосновании аксиологических оснований формирования методологической готовности педагога-наставника к реализации духовно-нравственного воспитания современной российской молодёжи в условиях системного научно-методического сопровождения и кураторской поддержки на уровне муниципальных методических объединений учителей иностранных языков

В качестве задач данного исследования рассматриваем разработку трёхком-понентной ценностной модели формирования методологической готовности учителя иностранных языков с последующей презентацией результатов совместной креативной смыслообразующей деятельности педагогического сообщества

V1V

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

и регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования Новосибирской области в формате научно-методической поддержки деятельности муниципальных методических объединений (ММО) учителей иностранных языков общеобразовательных организаций

Методология и методы исследования

Гуманистический методологический посыл, в основе которого повышение качества воспитательной деятельности, обучения и развития личности каждого обучающегося, предполагает системное формирование устойчивого познавательного интереса к учению как основы положительной мотивации обучающихся в свете обновлённых образовательных стандартов, ориентированных на результаты и на непрерывность образования, «образование через всю жизнь» .

Его реализация не один год культивируется в рамках широкомасштабной работы по расширению границ взаимодействия регионального института в лице сотрудников кафедр непосредственно с руководителями муниципальных методических объединений учителей . Причём целевая установка проектирования и создания оптимальных условий в безопасном информационно-образовательном пространстве взаимодействия предполагает не только оптимизацию процесса усвоения системы знаний, умений и навыков, в основе которых инструменты их реализации в целях развития личности как социального субъекта, а также духовно-нравственного становления в пространстве ценностных доминант

Таким образом, методологическую основу проведённого исследования составляет содержательная база аксиологического подхода в контексте развития готовности педагога-наставника к системной деятельности по формированию ценностных доминант духовно-нравственного воспитания обучающихся в про-

цессе освоения иных культур и полиязы-чий

Исследовательский поиск осуществляется с применением критического анализа литературных источников по искомой проблематике, а также в ходе теоретического осмысления, обобщения и тиражирования передового педагогического опыта Положительные результаты деятельности учителя-практика по апробации педагогических проектов послужили основанием для моделирования ситуаций и событий коммуникативного характера в целях внедрения комплекса средств и способов формирования методологической готовности педагога-наставника к искомому виду деятельности

Организация исследования и ход работы

искомая инновационная проектировочная деятельность никогда не прекращается в региональном институте повышения квалификации работников образования, в нашем случае на кафедре гуманитарного языкового образования Сотрудники кафедры делают акцент на профессиональном развитии учителя иностранного языка, на нейтрализации проблемных лакун объективного и субъективного характера, таких как кадровый дефицит, отсутствие естественной среды общения на иностранных языках, при этом высокие требования к итоговой аттестации, системная коммерциализация и некоторые другие факторы. Естественно, возникает необходимость нейтрализовать попытки подменить подлинную поддержку учителя-практика коммерциализацией наставничества в медийном пространстве

Моделирование коммуникативных событий и ситуаций инновационного регионального пространства в ракурсе обеспечения условий безопасности для развития поликультурной картины мира имеет место при организации интенсивной поисковой и экспериментальной работы на базе школьных и муниципальных

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

2023 / № 4

методических объединений педагогов С 2019 г кафедра иноязычного образования, работая в тесном контакте со всеми кафедрами института, черпает то положительное, что накоплено и культивируется в рамках научно-методического сопровождения и системной поддержки учителя-практика (инновационные практики и технологии, научно-методические разработки и учебно-методические пособия для учителей). И, как следствие, реализуются успешные попытки сотрудников кафедры в рамках плодотворных связей с российскими профессиональными журналами тиражировать опыт мастеров педагогического труда, отражающий результаты сотрудничества с руководителями ММО учителей иностранных языков в региональном пространстве в аспекте духовно-нравственного воспитания обучающихся и наставничества

Проектирование системы событий и ситуаций коммуникативного характера с последующим критическим контент-анализом, рефлексивная деятельность педагогов, публикация статей и учебно-методических пособий по искомой проблематике в профессиональных журналах учителями стажировочных площадок, а также контент-анализ текстов на предмет языковой и речетворческой деятельности педагогов, учащихся общеобразовательных организаций составляют корпус методов исследования, позволивших разработать трёхкомпонентную модель формирования методологической готовности педагога-наставника к инновационной деятельности: содержательный, технологический и критериально-оценочный блоки Проективная методика широко используется с конца прошлого века Была и продолжает оставаться предметом исследований, в которых находят освещение различные аспекты этой технологии Профессор Е С Полат в начале нулевых обосновала применение проектной методики как новой педагогической гуманистической технологии в развитии современной дидактики, нацеленной на

интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим [3]

Результаты исследования и их обсуждение

Среди последних региональных гуманитарных практик представляем результаты анализа материалов проекта «Создание безопасного образовательного коммуникативного пространства: мастерская педагога-наставника», цель которого состоит в формировании творческой позиции педагога-наставника и культивировании методологической готовности учителя иностранного языка к реализации требований духовно-нравственного воспитания обучающихся в рамках трёхчастной ценностной модели .

Содержательный блок включает результаты исследовательской работы учителей иностранного языка, принимающих участие в поисковом эксперименте «Единое безопасное научно-методическое пространство»: определение содержания деятельности обучающихся по формированию ФГ (функциональной грамотности) на уроках иностранного языка в свете обновлённых ФГОС

В пространстве трёх стратегических и проектировочных сессий руководители ММО совместно с учителями планируют содержание и организационные формы повышения качества преподавания иностранных языков в свете ценностного и интеграционного подходов, фокусируются на результатах внедрения новых образовательных стандартов, а также на формах педагогической диагностики и нейтрализации профессиональных дефицитов

Перечисленные аспекты составляют содержательную составляющую дополнительных профессиональных программ повышения квалификации (объёмом от 36 до 108 часов). Программно-методическое обеспечение деятельности педаго-

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

га-наставника в ракурсе духовно-нравственного воспитания обучающихся включает такие вопросы, как: а) проблемы формирования методологической готовности специалиста в сфере преподавания дисциплины «Иностранный язык» в аспекте духовно-нравственного опыта и социальной компетентности как ценностей; б) проблемные зоны развития концептосферы индивидуального языка педагога-наставника; в) философия и методология развития личности в контексте поликультурности и полиязычий

Технологический блок обеспечивает работу фокус-групп, которые инициируют изучение возможности для продуктивного общения - по поводу кейсо-вых ситуаций, представленных в устных и письменных текстах, а также в плане проектирования современных учебных / внеучебных событий как среды взаимопонимания, где каждый элемент архитектоники - точка удивления с последующей нейтрализацией проблемной «зоны недопонимания», «зоны вне коммуникации»

Проектирование событийного пространства как основы моделирования безопасных коммуникативных ситуаций рассматривается в ракурсе личностно-де-ятельностного подхода как цель, процесс и результат продуктивного конструктивного общения непосредственных участников образования

При этом последний подход как методологическая основа концепции государственного стандарта и его реализация обусловливает обновление парадигмы образования, включая ряд новаций: а) через усвоение знаний, умений и навыков к умению учиться; б) через «живое знание» к пониманию и формированию смыслов; в) от стихийности учебной деятельности к осознанию системы учебных действий, а также к усвоению учебных стратегий в качестве ментального плана действий по достижению учебных целей; г) от индивидуальной формы усвоения знаний к сотрудничеству в достижении целей обучения

Критериально-оценочный блок отражает следующие эффекты: а) системная проектная работа субъектов образования в районе как альтернатива традиционному подходу; б) поисковая работа руководителя МО в ракурсе эффективных инновационных практик нейтрализации искомых дефицитов; в) ролевая функция руководителя МО в качестве медиатора концептуальных положений иноязычного образования;

как результат реализации искомой ценностной модели предлагаем для осмысления авторский региональный проект «Формирование поликультурной картины мира личности как ценности», который реализуется в течение двадцати пяти лет в работе тридцати четырёх муниципальных методических объединений Новосибирской области

Искомая региональная проективная деятельность выстраивается в соответствии с методологическими положениями психологической школы Л . С . Выготского [11], согласно которым в безопасной коммуникативной среде гуманитарных практик возможно реализовать воспитывающее и развивающее обучение в полной мере при соблюдении следующих условий:

- движение процесса развития должно совершаться «не от индивидуального к социализированному, а от социального к индивидуальному»;

- раскрытие философии факта осуществляется через его добывание и осмысливание в целях поддержания теории или конкретизации методологии исследования;

- ребёнок - это часть социального целого, а потому для его развития требуется самодвижение;

- развитие мышления зависит от средств мышления и от социально-культурного опыта ребёнка;

- речевое мышление представляет собой не природную, натуральную форму поведения, а форму общественно-историческую

\22J

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

j 2023 / № 4

Ниже предлагаем для осмысления инновационные педагогические практики в рамках итоговой квалификационной работы курсового повышения квалификации на базе кафедры иноязычного образования НИПКиПРО в августе 2023 г. Материалы работ педагогов коллегиально обсуждаются и частично редактируются в силу сохранения индивидуального стиля

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОПИЛКА УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА

Саморазвитие и самодвижение: Summer Activity Report

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Елена Германовна Гридчина, Ордынский район НСО

«Постоянно включаем в повестку заседаний вопросы анализа результатов внешних процедур и методические рекомендации по использованию аналитических данных в работе педагогов корректно выстроенные на основе современных подходов языковые практики вносят существенный вклад в формирование и развитие функциональной грамотности как компонента единой системы оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения программ учебных предметов в рамках введения обновлённых ФГОС и ФООП .

Summer Activity Report - своеобразная форма работы над ошибками после проведённой рефлексии по итогам оценочных процедур, цель которой - саморазвитие учащихся. Учащимся предлагается оформить небольшой отчёт, представить информацию о проделанной в летний период работе по совершенствованию навыков владения иностранным языком Учащиеся описывают, что прочитали, что написали, что изучили, какие видеоматериалы посмотрели, оценивают результат своего труда и намечают перспективы для достижения поставленных для себя целей

Этапы работы над отчётом

Этап первый: этап самостоятельной работы учащихся . Учащиеся анализируют результаты проведённых оценочных процедур (контрольные работы, ВПР, ОГЭ), определяя проблемные зоны, фиксируют свои выводы в таблице, которую потом (при необходимости) обсуждают совместно с учителем (табл 1)

Таблица 1 / Table 1

Шаблон таблицы для анализа / Analysis table template

тип задания / проблема при изучении языка каких знаний / умений и др . не хватает что необходимо предпринять

Этап второй: определяются цели и задачи исходя из проблемных зон, формируются разделы по видам деятельности, обсуждаются возможные ресурсы и план реализации поставленных задач

Этап третий: это введение / актуализация соответствующей ключевой лексики для составления отчёта: e. g. targets and goals, to improve language skills, glossary, oral speech, etc .

Этап четвёртый: составление отчёта на основе проделанной работы в соответствии с разработанной структурой.

Оформляется титульный лист Summer Activity Report с указанием образовательной организации, в которой обучается учащийся, ФиО составившего отчёт, класс, дата составления отчёта

В оглавлении прописываются разделы по видам деятельности (рис. 1).

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

2023 / № 4

CONTENTS

TARGETS AND GOALS.........................................................................................4

ARTICLES READ....................................................................................................5

VIEWED VIDEOS....................................................................................................6

PAPERWORKS.......................................................................................................7

GLOSSARY............................................................................................................10

PHONETICS TIPS..................................................................................................15

RESULTS AND PLAN FOR FURTHER WORK.................................................17

Рис. 1 / Fig. 1. Оглавление / Contents

Приведём пример работы.

TARGETS AND GOALS

My main goal was to improve my language skills and connect learning English with my future profession. It is much easier to find motivation when the subject interests you.

I need English to read special literature, to write my own scientific papers, to understand other people speaking the language and to speak English as well.

To reach the goal I watched videos in English, practiced phonetics and oral speech with my friend.

I wanted to express complex philosophical ideas in English, so I decided to practice doing that too (Alexander S., Class 11)

Аннотация даёт возможность резюмировать все аспекты, представленные в отчёте:

ABSTRACT

The report contains information about the work done during the summer to improve my English language skills.

The report includes writing assignments I did in summer, it lists the articles, which I read, the videos I watched, phonetics tips and the glossary, which I compiled over the period.

I presented the results of my work and made a plan for the further development of my English language skills. (Alexander S., Class 11)

В основной части учащиеся описывают, что они читали, смотрели, слушали и т. п . , указывают ресурсы, которыми пользовались

VIEWED VIDEOS

When I was looking for something to watch and listen to in English, I found an interesting YouTube channel. Very nice people do reviews of books, cartoons and interviews. I love the fairy tale "The Hobbit", the cartoon "The Lion King" and the actress Emma Watson (because of the role of Hermione in Harry Potter). So I watched the videos in the list below.

It was difficult for me to watch a long Star Wars movie, but I did it. I heard my favorite characters speak with real voices. (Alexander S., Class 11)

В заключении делают выводы о своей проделанной работе и обозначают перспективы

RESULTS AND THE PLAN FOR FURTHER WORK

During the summer, I have learned new words and philosophical terms in English, I tried to develop my reading, listening and speaking skills.

I realized that I like practising English studying the topics I am interested in. And this is the most important thing.

My further plan is to

1. Practice grammar especially complex tense forms.

2. Practice pronunciation and intonation.

3. Read scientific articles for future university course (Alexander S., Class 11)

Этап пятый: презентация отчёта, которая представляет собой подготовленное монологическое высказывание.

Данная практика является отличным мотиватором для учащихся, проявляющих интерес к изучению языка и постоянно улучшающих свои образовательные результаты, а также полезна учителю в качестве источника самообразования. Предлагаемые учащимися ресурсы для использования современны и востребованы в содержательном плане».

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

2023 / № 4

Актуальные вопросы формирования устойчивой мотивации к изучению иностранного языка

Елена Анатольевна Чекалина, Новосибирск

«С опытом работы ЧОУ школа СОФИЯ, Новосибирск, российские учителя иностранного языка знакомились не один раз В 2023 г учителя подготовили и представили пособие, из которого учителя узнали, что более 20 лет проводится целенаправленная работа по формированию кросс-культурной среды в целях развития поликультурных компетенций Эти компетенции становятся и маркёром освоения образовательных программ того или иного уровня, и своего рода инструментом в системе качественного образования, и средством оценки результатов, обеспечивающих непрерывность процесса обеспечения актуальной обратной связи при проектировании коммуникативной безопасной среды на локальном уровне

Опыт работы школы в данном контексте неоднократно тиражируется как инновационная культурная педагогическая практика, в основании которой интеграция как механизм и ценность эффективного образования. Распространение инновационных практик на региональном, всероссийском и международном уровнях создаёт условия для расширения границ поликультурной картины мира субъектов И культивирования стратегий взаимодействия и их позитивного влияния / взаимовлияния . Суть этих стратегий: учителя видят, прежде всего, в том, что поликультурность и полиязычие, как необходимые составляющие кросс-культурной среды школы "София", обеспечиваются творческим взаимодействием педагогов-наставников с представителями разных стран, разных языков, разных профессий, т е реализуются принципы аккультурации обучения и духовно-нравственного воспитания . Каждое событие в инновационной школе построено на

представлении современной парадигмы общения в каждой отдельно взятой стране . Именно на таких встречах происходит знакомство с нюансами звучания языка, с изменениями смыслов высказываний, позволяющих постигать подводные камни межкультурного общения Каждая ситуация как встреча для более продуктивного общения строится на игровой основе, где иностранцы представляют игры своей страны, праздники, кулинарные вкусы В результате коммуникации формируются возможности и для изучения языка, и для реального взаимодействия, и для постижения глубинных смыслов иной культуры»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1 В результате проведённого исследования под методологической готовностью современного учителя, педагога-наставника, в аспекте духовно-нравственного воспитания современной молодёжи понимаем качественно новую смыслообразующую, интеллектуально значимую составляющую педагогической деятельности интегративного характера и содержания

Как комплексное интеллектуально ценностное новообразование, методологическая готовность находит отражение в трёх плоскостях - психолого-педагогической, лингводидактической и методической компетенциях, обеспечивающих профессиональную готовность педагога к созданию условий безопасной образовательной среды в ракурсе культивирования традиционных ценностей через коммуникацию нового типа

В свою очередь, искомая коммуникация подразумевает профессионально-ориентированное мышление и рече-творчество - умение понять, раскрыть и объяснить ценностно-смысловые приоритеты фактического и сущего в пространстве поликультур и иных языков -направленное на личность обучающихся

Эта направленность обусловлена «вопросом о связи между интеллектом и аф-

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

фектом» [11, с . 27], находя отражение в индивидуальном языке концептосферы личности, а также в коммуникативных моделях взаимодействия и кооперации, педагогов и обучающихся

2 В данном контексте авторскими коллективами региональных школ системно готовятся учебно-методические пособия, в которых находят отражение ценностные доминанты отечественной методологии обучения языку как средству формирования поликультурной картины мира личности обучающихся в современных условиях социума и в современных языковых реалиях в рамках проектной образовательной технологии

Представленная попытка реализации искомого проекта по созданию условий безопасного коммуникативного пространства в рамках многолетнего сотрудничества кафедры иноязычного образования и профессиональных отечественных журналов «Сибирский учитель», «Сибирский педагогический журнал», «Иностранные языки в школе» и на платформе электронного журнала «Просвещение Иностранные языки», выпускаемого Центром лингвистического образования АО «Издательство "Просвещение", позволяет надеяться на всемерную поддержку разработанной модели интеллектуально и коммуникационно ценностного творческого взаимодействия участников сотрудничества

3 . Кафедры регионального института повышения квалификации и переподго-

товки работников образования находятся в постоянном контакте и сотрудничестве с отечественными издательствами, помощь которых бесценна И в плане поддержки учебно-методической литературой, и в плане тиражирования педагогических инновационных практик на всероссийском пространстве через медийные ресурсы, российские профессиональные электронные журналы и газеты Находя системную поддержку, искомый вид деятельности коллег становится платформой для оперативного знакомства и обмена информационными творческими находками учителей-практиков

4 . Перспективность данного направления в науке определяется необходимостью системного совершенствования творческой позиции у практикующего учителя в качественно новой роли - педагога-наставника - через креативное моделирование коммуникативной среды взаимодействия непосредственных участников воспитательного и развивающего процесса в аспекте духовно-нравственного обновления общества и страны

5. Дальнейшего исследования требует изучение специфики формирования методологической готовности учителей других учебных дисциплин с последующим согласованием действий в аспекте обеспечения воспитательного влияния педагога-наставника на ценностную составляющую образования в целом

Дата поступления в редакцию 14.09.2023

литература

1. Буланкина Н . Е. Ценностные доминанты рекуррентного иноязычного образования педагога в условиях трансграничного региона как социокультурный и социально-педагогический феномен // Сибирский педагогический журнал. 2020. № 3 . С. 7-16 . 001: 10.15293/1813-4718.2003.01.

2 . Буланкина Н . Е. Инновационное проектирование полифонии школьной информационно-

коммуникативной среды // Иностранные языки в школе . 2022. № 2 . С. 67-71.

3 . Буланкина Н . Е. , Максимова Н. В. Коммуникативная культура педагога в аспекте современ-

ных образовательных ценностей // Педагогический имидж. 2019 . Т. 13 . № 3 (44). С. 442-451. Б01: 10.32343/2409-5052-2019-13-3-442-451. 4. Ворожейкина А . В . , Скоробренко И . А . Реализация менторского сопровождения в непрерывном дополнительном профессиональном педагогическом образовании // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2023. № 2 . С. 157-169. БОТ: 10.18384/2310-7219-2023-2-157-169.

ISSN 2949-4990

0

Moscow pedagogical journal

г

2023 / № 4

5 . Выготский Л . С. Мышление и речь . Москва: АСТ, 2022. 576 с .

6. Землина Ю . В. Методологическая функция интегративной педагогики в мировоззренческом контексте // Мир университетской науки: культура, образование. 2022. № 5 . С 19-24.

7 . Леонтьев А . А . Мир человека и мир языка. Москва: Детская литература, 1984. 134 с.

8 . Непомнящий А . В . , Нещадим И . О . Философия современного образования: от сепаратизма к

интеграции // Мир университетской науки: культура, образование . 2023. № 2 . С. 17-25 .

9 . Пассов Е. И . Теория методики: цель и содержание иноязычного образования . Т. 5 . Елец: Типог-

рафия, 2013. 452 с.

10 . Романенко Н . М. Импакт-педагогика как новый взгляд на оптимизацию процесса обучения //

Мир университетской науки: культура, образование . 2023. № 1. С. 17-23 . 11. Экология медиасреды: сборник статей IV Открытой межвузовской научно-практической конференции «Экология медиасреды» / Москва, 25 апреля 2019 г. / под ред. Ю . Ю . Черного, И . В . Жи-лавской. Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. 360 с .

12 . Bulankina N . E. , Galskova N . D. , Nikitenko Z. N . The Content of Language Training of the Engi-

neer of the Future in the Context of an Ecological and Social Approach [Электронный ресурс] // Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives: Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. № 499. URL: https://link. springer.com/chap-ter/10.1007/978-3-031-11435-9_18 (дата обращения: 28.12.2023).

13 . Chemers M. M . , Hu L. T. , Garcia B. F. Academic self-efficacy and first-year college student perfor-

mance and adjustment // Journal of Educational Psychology. 2001. № 93 (1). P. 55-64. 14. Chen I . Y. L. , Chen N. S . , Kinshuk. International forum of Educational Technology & Society Examining the factors influencing participants' knowledge sharing behavior in virtual learning communities . published // Educational Technology & Society. 2001. № 12 (1). P. 134-148.

15 . Daniel E. , Isaac E. , Janet A . Influence of Facebook usage on employee productivity: A case of univer-

sity of cape coast staff // African Journal of Business Management. 2017. № 11 (6). P. 110-116.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 Egorova E V , Bulankina N E Strategy and tactics of current professional education: axiological approach [Электронный ресурс] // "State and Prospects for the Development of Agribusiness -INTERAGROMASH 2022": XV International Scientific Conference on Precision Agriculture and Agricultural Machinery Industry / Rostov-on-Don, 2022 / ed. I . Malygina. URL: https://www. e3s-confer-ences org/articles (дата обращения: 28 12 2023)

17 . Molokova A . V. , Bulankina N . E . Methodological Support for Educators: Recurrent Professional

Development Perspectives in the Aspect of Distance Learning // Pedagogical Image . 2020. Vol . 14. № 4 (49). P. 648-665.

18 . Murugova E. A . , Bulankina N . E. , Mishutina O. V. Communicative strategy of University education:

current discourse . E3S Web of Conferences, INTERAGROMASH [Электронный ресурс] // Rostov-on-Don, 2021 / ed. I. Malygina. URL: https://www. e3s-conferences. org/articles (дата обращения: 28.12.2023).

19 Li Deng Dynamic speech models, theory, algorithms, and applications Redmond: Springer, 2006 105 p

20 Tomalin B Peacebuilding in language education: Innovations in theory and practice (a review) // Training, Language and Culture. 2020. № 4 (4). P. 91-93 . DOI: 10.22363/2521-442X-2020-4-4-91-93.

1. Bulankina N . E. [Value dominants of world languages education in the aspect trans-boarder region as a sociocultural and pedagogical realia]. In: Sibirskij pedagogicheskij zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2020, no. 3, pp. 7-16. DOI: 10.15293/1813-4718.2003.01.

2 . Bulankina N . E. [Innovative design of the polyphony of the school information and communication

environment]. In: Inostrannyeyazyki vshkole [Foreign languages at school], 2022, no. 2, pp. 67-71.

3 . Bulankina N . E. , Maksimova N . V. [Communicative culture of a teacher in the context of modern edu-

cational values]. In: Pedagogicheskij imidzh [Pedagogical image], 2019, vol. 13, no. 3 (44), pp. 442-451. DOI: 10. 32343/2409-5052-2019-13-3-442-451. 4. Vorozheykina A. V. , Skobrenko I . A . [Implementation of mentoring support in continuous additional professional pedagogical education]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo univer-siteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of the Moscow Region State University Series: Pedagogy], 2023, no. 2, pp. 157-169. DOI: 10.18384/2310-7219-2023-2-157-169.

references

ISSN 2949-4990

Московский педагогический журнал

j 2023 / № 4

5 . Vygotsky L. S . Myshlenie i rech' [Thinking and speech]. Moscow, AST Publ. , 2022. 576 p.

6 . Zemlina Yu. V. [Methodological function of integrative pedagogy in the worldview context]. In: Mir

universitetskoj nauki: kul'tura, obrazovanie [World of university science: culture, education], 2022, no . 5, pp. 19-24.

7 . Leontev A . A . Mir cheloveka i mir yazyka [The world of man and the world of language]. Moscow,

Detskaya literatura Publ. , 1984. 134 p .

8 . Nepomnyashchy A . V. , Neshchadim I . O . [Philosophy of modern education: from separatism to in-

tegration]. In: Mir universitetskoj nauki: kul'tura, obrazovanie [World of university science: culture, education], 2023, no . 2, pp. 17-25 .

9 . Passov E. I . Teoriya metodiki: cel' i soderzhanie inoyazychnogo obrazovaniya. T. 5 [Theory of methodol-

ogy: purpose and content of foreign language education. Vol. 5]. Elec, Tipografiya Publ. , 2013. 452 p.

10 . Romanenko N . M. [Impact pedagogy as a new view at optimization of learning]. In: Mir universitetskoj

nauki: kul'tura, obrazovanie [World of university science: culture, education], 2023, no . 1, pp . 17-23 . 11. Cherniy Yu. Yu. , Zhilavskaya I . A . , eds . Ekologiya mediasredy: sbornik statej IV Otkrytoj mezhvu-zovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Ekologiya mediasredy» / Moskva, 25 aprelya 2019 g. [Ecology of the media environment: collection of articles of the IV Open Interuniversity Scientific and Practical Conference "Ecology of the Media Environment" / Moscow, April 25, 2019]. Moscow, Moscow Pedagogical State University Publ. , 2019. 360 p.

12 . Bulankina N. E . , Galskova N . D. , Nikitenko Z. N . The Content of Language Training of the Engineer

of the Future in the Context of an Ecological and Social Approach . In: Integration of Engineering Education and the Humanities: Global Intercultural Perspectives: Lecture Notes in Networks and Systems, 2022, no . 499. Available at: https://link. springer, com/chapter/10,1007/978-3-031-11435-9_18 (accessed: 28.12.2023) .

13 . Chemers M . M. , Hu L. T. , Garcia B . F. Academic self-efficacy and first-year college student perfor-

mance and adjustment. In: Journal of Educational Psychology, 2001, no . 93 (1), pp . 55-64. 14. Chen I . Y. L . , Chen N . S . , Kinshuk. International forum of Educational Technology & Society Examining the factors influencing participants' knowledge sharing behavior in virtual learning communities. Published. In: Educational Technology & Society, 2001, no. 12 (1), pp. 134-148.

15 . Daniel E . , Isaac E. , Janet A . Influence of Facebook usage on employee productivity: A case of univer-

sity of cape coast staff. In: African Journal of Business Management, 2017, no. 11 (6), pp. 110-116.

16 . Egorova E . V. , Bulankina N . E. Strategy and tactics of current professional education: axiological ap-

proach. In: Malygina I . , ed. "State and Prospects for the Development of Agribusiness - INTERAGRO-MASH 2022": XVInternational Scientific Conference on Precision Agriculture and Agricultural Machinery Industry / Rostov-on-Don, 2022. Available at: https://www. e3s-conferences. org/articles (accessed: 28.12.2023) .

17 Molokova A V , Bulankina N E Methodological Support for Educators: Recurrent Professional Development Perspectives in the Aspect of Distance Learning. In: Pedagogical Image, 2020, vol. 14, no . 4 (49), pp . 648-665.

18 . Murugova E . A . , Bulankina N . E . , Mishutina O . V. Communicative strategy of University education:

current discourse. In: Malygina I . , ed. E3S Web of Conferences, INTERAGROMASH / Rostov-on-Don, 2021. Available at: https://www. e3s-conferences. org/articles (accessed: 28.12.2023).

19 . Li Deng. Dynamic speech models, theory, algorithms, and applications. Redmond, Springer, 2006.

105 p

20 Tomalin B Peacebuilding in language education: Innovations in theory and practice (a review) In: Training, Language and Culture, 2020, no. 4 (4), pp. 91-93 . DOI: 10.22363/2521-442X-2020-4-4-91-93

информация об авторах

Буланкина Надежда Ефимовна - доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой иноязычного образования, профессор Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования; e-mail: nebn@yandex. ru

ISSN 2949-4990

Moscow pedagogical journal

Г

2023 / № 4

Соболев Андрей Геннадьевич - научный сотрудник Учебно-научной лаборатории проблем развития современного права юридического факультета Государственного университета просвещения; руководитель аппарата Комитета по просвещению Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации; e-mail: fakul-law@guppros . ru

Nadezhda E. Bulankina - Dr. Sci. (Philosophy), Cand. Sci. (Pedagogy), Assoc . Prof. , Head of the Department of Foreign Language Education, Prof, of Novosibirsk Institute of Professional Skills Improvement &Vocational Retraining of Education Workers; e-mail: nebn@yandex. ru

Andrey G. Sobolev - Researcher at the Educational and Scientific Laboratory of Problems of the Development of Modern Law, Faculty of Law, State University of Education; Chief of Staff of the Education Committee of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation; e-mail: fakul-law@guppros . ru

Буланкина Н . Е. , Соболев А . Г. Методологическая готовность педагога-наставника к реализации духовно-нравственного воспитания современной молодёжи // Московский педагогический журнал. 2023. № 4. С 16-29 . БОТ: 10.18384/2949-4974-2023-4-16-29

Bulankina N . E. , Sobolev A . G . Methodological readiness of mentoring to spirituality & moral education of the youth . In: Moscow Pedagogical Journal, 2023, no . 4, pp . 16-29 . DOI: 10.18384/2949-4974-2023-4-16-29

information about the authors

правильная ссылка на статью

for citation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.