Научная статья на тему 'ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ'

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметшина Ольга Викторовна, Калугина Елизавета Владимировна, Кусарбаев Ринат Ишмухаметович, Матушак Алла Федоровна

Современное образование претерпевает постоянные изменения, которые происходят в результате прогресса во всех областях жизни. Сегодня выпускник высшего учебного заведения - это уже сформированная личность, способная ставить цели, принимать самостоятельные решения и эффективно функционировать в поликультурной среде. На нынешнем этапе становления педагогической науки языковая сфера подвержена существенным трансформациям. Интерес к языковому образованию возрастает в силу происходящих в обществе изменений. Выявление роли аспекта поликультурности в иноязычном образовании является актуальным на сегодняшний день и привлекает внимание многих ученых современности. Это находит свое отражение в методологической плоскости. В процессе иноязычной подготовки студентов вуза большое значение имеют аспекты поликультурного подхода, благодаря которым возможно формирование творческой, активной личности, обладающей толерантностью и способной к осуществлению профессиональной деятельности. Наиболее значимыми в данной ситуации являются факторы взаимодействия языка и культуры. Применение системы коммуникативных методов и подходов, а также имитация естественных условий общения на занятиях способствует межкультурной коммуникации. Реализация образовательной программы в рамках диалога культур предполагает форму межкультурного взаимодействия в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметшина Ольга Викторовна, Калугина Елизавета Владимировна, Кусарбаев Ринат Ишмухаметович, Матушак Алла Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLYCULTURAL APPROACH TO TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Modern education is undergoing constant changes that occur as a result of progress in all areas of life. Today, a graduate of a higher educational institution is an already formed personality, capable of setting goals, making independent decisions and functioning effectively in a multicultural environment. At the current stage of the formation of pedagogical science, the language sphere is subject to significant transformations. Interest in language education is growing due to the changes taking place in society. Revealing the role of the aspect of multiculturalism in foreign language education is relevant today and attracts the attention of many scientists of our time. This is reflected in the methodological plane. In the process of foreign language training of university students, aspects of the multicultural approach are of great importance, thanks to which it is possible to form a creative, active personality with tolerance and capable of carrying out professional activities. The most significant in this situation are the phenomena of interaction between language and culture. The use of a system of communicative methods and approaches, as well as imitation of the natural conditions of communication in the classroom, contributes to intercultural communication. The implementation of the educational program within the framework of the dialogue of cultures presupposes a form of intercultural interaction in the context of globalization.

Текст научной работы на тему «ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ»

MUKHAMETSHINA Olga Viktorovna and others Baltic Humanitarian Journal. 2021. Т. 10. № 4(37) POLYCULTURAL APPROACH TO TEACHING..._ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

УДК 378 016 F1 ©2021 Контент доступен по лицензии CC BY-NC 4.0

J /O.UIO |(cc) кУ<$) I Tins is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1004-0034 iMiw(https://creat1vecQmmQns.0rg/i1censes/by-nc/4.o/)

ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВУЗЕ © Автор(ы) 2021 SPIN: 3255-8254 AuthorlD: 306981 ORCID: 0000-0003-3285-4425

МУХАМЕТШИНА Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

иностранных языков Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: muhametshina2010@mail.ru) SPIN: 4917-6380 AuthorID: 726756 0RCID:0000-0002-5838-492X

КАЛУГИНА Елизавета Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

иностранных языков Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: kaluginaev@cspu.ru) SPIN: 1241-4904 AuthorID: 362542 ORCID: 0000-0002-8698-5757

КУСАРБАЕВ Ринат Ишмухаметович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: rinkus@inbox.ru)

SPIN: 6201-7970 AuthorID: 414919 ORCID: 0000-0003-0514-0443

МАТУШАК Алла Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: lilac0@yandex.ru) Аннотация. Современное образование претерпевает постоянные изменения, которые происходят в результате прогресса во всех областях жизни. Сегодня выпускник высшего учебного заведения - это уже сформированная личность, способная ставить цели, принимать самостоятельные решения и эффективно функционировать в поликультурной среде. На нынешнем этапе становления педагогической науки языковая сфера подвержена существенным трансформациям. Интерес к языковому образованию возрастает в силу происходящих в обществе изменений. Выявление роли аспекта поликультурности в иноязычном образовании является актуальным на сегодняшний день и привлекает внимание многих ученых современности. Это находит свое отражение в методологической плоскости. В процессе иноязычной подготовки студентов вуза большое значение имеют аспекты поликультурного подхода, благодаря которым возможно формирование творческой, активной личности, обладающей толерантностью и способной к осуществлению профессиональной деятельности. Наиболее значимыми в данной ситуации являются факторы взаимодействия языка и культуры. Применение системы коммуникативных методов и подходов, а также имитация естественных условий общения на занятиях способствует межкультурной коммуникации. Реализация образовательной программы в рамках диалога культур предполагает форму межкультурного взаимодействия в условиях глобализации.

Ключевые слова: поликультурный подход, диалог культур, межкультурная коммуникация, коммуникативные методы, толерантность.

POLYCULTURAL APPROACH TO TEACHING A FOREIGN LANGUAGE AT HIGHER EDUCATION

INSTITUTION

© The Author(s) 2021

MUKHAMETSHINA Olga Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department

of foreign languages South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave 69, e-mail: muhametshina2010@mail.ru) KALUGINA Elizaveta Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department

of foreign languages South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave 69, e-mail: kaluginaev@cspu.ru) KUSARBAEV Rinat Ishmuhametovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department

of foreign languages South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave 69, e-mail: rinkus@inbox.ru) MATUSZAK Alla Fedorovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the Department of foreign languages

South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave 69, e-mail: lilac0@yandex.ru) Abstract. Modern education is undergoing constant changes that occur as a result of progress in all areas of life. Today, a graduate of a higher educational institution is an already formed personality, capable of setting goals, making independent decisions and functioning effectively in a multicultural environment. At the current stage of the formation of pedagogical science, the language sphere is subject to significant transformations. Interest in language education is growing due to the changes taking place in society. Revealing the role of the aspect of multiculturalism in foreign language education is relevant today and attracts the attention of many scientists of our time. This is reflected in the methodological plane. In the process of foreign language training of university students, aspects of the multicultural approach are of great importance, thanks to which it is possible to form a creative, active personality with tolerance and capable of carrying out professional activities. The most significant in this situation are the phenomena of interaction between language and culture. The use of a system of 150 OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-00бб; ISSN online: 2712-97S0

МУХАМЕТШИНА Ольга Викторовна и другие ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ...

communicative methods and approaches, as well as imitation of the natural conditions of communication in the classroom, contributes to intercultural communication. The implementation of the educational program within the framework of the dialogue of cultures presupposes a form of intercultural interaction in the context of globalization.

Keywords: multicultural approach, dialogue of cultures, intercultural communication, communication methods, tolerance.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Ввиду интеграционных мировых процессов растет значимость поликультурного образования. Нами был проведен ретроспективный анализ развития поликультурной педагогики как науки, согласно которому интерес зарубежных ученых к этой отрасли возник в конце шестидесятых годов двадцатого века. В работах российских исследователей данный термин встречается в девяностые годы. Что касается понятия «поликультурная педагогика», то здесь нет единого определения. Педагогическим принципом поликультурного образования является воспитание толерантности и высоких нравственных качеств. Функцией поликультурного образования является развитие умений взаимодействия и взаимопонимания носителей культур. Поликультурный принцип способствует социализации личности. С позиции поликультурного подхода целью иноязычного образования является развитие языковой личности, способной к поликультурной самоорганизации.

Пути решения данной проблемы еще недостаточно разработаны в педагогике, хотя ряд ученых современности уделяют большое внимание проблеме применения поликультурного подхода в образовании. Данную идею можно проследить в их научных работах [1-11]. Тем не менее, следует отметить недостаточную методическую разработанность данной проблемы.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей и задач статьи.

В статье отмечается важность поликультурного подхода в иноязычном образовании, подчеркнуты приоритетные позиции при решении коммуникативных задач в процессе подготовки специалистов. Применение данного подхода является перспективным в обучении иностранному языку. Конечно же, в этом процессе не последнюю роль играют способность к межкультурному взаимодействию, принятие межнациональных особенностей и толерантность.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии.

Учитывая весомость поликультурного образования как способа формирования толерантности, становится ясно, что необходимы навыки межкультурного общения и знания особенностей других культур на разных уровнях. В статьях О.В. Мухаметшиной, Н.В. Алехиной, Е.В. Калугиной, Р.И. Кусарбаева, А.Ф. Матушак прослеживаются отдельные вопросы, касающиеся использования на занятиях коммуникативных технологий на базе поликультурного подхода [12-21]. Свое применение здесь находят и такие активные методы, как ролевые игры, рефлексивный тренинг, проблемные ситуации и другие.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Интерес к поликультурному подходу в образовании обусловлен развитием международных связей и межкультурных отношений. Поликультурное образование способствует взаимообогащению культур различных наций. Присутствие поликультурного аспекта необходимо в контексте всех учебных дисциплин. Наиболее ярко его проявление можно наблюдать в культурологической направленности филологического образования. Изучение дисциплины «Иностранный язык» является способом организации коммуникативного образования с позиции поликультурного подхода. Особое внимание здесь уделяется межкультурной направленности иноязычного образования. Студентам предоставляется возможность

взглянуть на ситуацию общения с разных позиций, что способствует формированию различных способов мышления.

Явление поликультурности должно носить пролонгированный характер, пронизывать не только все ступени образования, но и выходить за его рамки. Багаж знаний, накопленный студентами в процессе изучения курса страноведения и делового этикета, является большим плюсом при осуществлении коммуникации.

Согласно проведенному нами среди первокурсников диагностическому срезу, более половины опрошенных высказали неуверенность, нехватку знаний и опыта в ситуациях общения с представителями иных культур. Погрузить студентов в поликультурную среду можно посредством имитирующих ситуаций и непосредственного диалога культур с целью сравнения и принятия реалий.

Что касается применения педагогических форм на занятии, то оно зависит в первую очередь от целей поликультурного образования. Непосредственно на занятиях по иностранному языку используются коммуникативные методы. Логичным результатом применения поликультурного подхода должно быть уважение других культур, иностранных ценностей, готовность к взаимному общению и культурному обогащению. Актуальным является поиск инновационных методов, обеспечивающих эффективность образовательного процесса. Например, применение рефлексивного тренинга способствует созданию на занятиях особых психолого-педагогических условий для осмысления студентами своей деятельности.

В процессе обучения иностранному языку с позиции межкультурного подхода студентам необходимо познакомиться с культурной картиной мира страны изучаемого языка, принять ее особенности. Происходит так называемый диалог культур, то есть своеобразная форма межкультурного взаимодействия представителей разных культур. Целью данного диалога выступает сближение и взаимообогащение культур, расширение кругозора и приобретение опыта. Все это способствует развитию толерантности и взаимному уважению. Такая поликультурная образовательная модель приобщает личность не только к своим реалиям, но и к культуре другого народа. Стремление вступать в коммуникацию с представителями другой культуры, понять и принять их систему ценностей проявляется как поликультурный аспект иноязычного образования.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях.

В данной статье поднимается один из вопросов, волнующих ученых современности. Рассматриваемая в работе тема привлекает внимание многих исследователей. Важное значение приобретает теоретический анализ имеющихся изысканий в решении проблемы поликультурного подхода в иноязычном образовании. Часть ученых делает акцент на исторических предпосылках, предшествующих возникновению данной проблемы. Мы учитываем весомость ретроспективного анализа, поэтому согласны с Е.А. Браславской [22], которая выделает пять этапов становления иноязычного образования в России с позиции поликультурного подхода. В частности, первый этап характеризуется тем, что в двадцатые-сороковые годы двадцатого века отсутствовал интерес к изучению культур других стран. Далее, вплоть до конца шестидесятых годов, ввиду расширения международных отношений намечаются положительные тенденции в обучении иностранным языкам. С семидесятых годов в исследованиях имеет место принцип коммуникативности. В девяностые годы приобретает значение феномен

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002

151

MUKHAMETSHINA Olga Viktorovna and others POLYCULTURAL APPROACH TO TEACHING..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 4(37)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

поликультурности, а в двухтысячные годы поликультурный подход уже занимает одну из ведущих позиций в иноязычном образовании.

Вопросам методологии поликультурного подхода к иноязычному образованию посвящены работы Е.А. Исаева, который составил паспорт поликультурного подхода и выявил, что «данный подход способствует созданию поликультурной среды, которая призвана за счет активной позиции, диалогового общения, познания, созидания и приобщения учащихся к национальной и общечеловеческой культуре воспитывать профессионализм в его культурной идентификации. Познание поликультуры способствует развитию языковых навыков и обеспечивает дальнейшую самореализацию личности в поликультурном мире, способствует социализации» [23].

В силу развивающихся международных отношений появляется необходимость в поликультурном образовании, в овладении основами межкультурного общения. Особую значимость оно приобретает в процессе обучения иностранному языку. Принимая во внимание социокультурный аспект, современному педагогическому образованию необходимо двигаться в направлении формирования уважительного отношения к культуре другой нации и осознания ценности своей. Таким образом, на занятиях иностранного языка студенты получают знания о культуре и традициях другой страны, знакомятся со страноведческим материалом по различной тематике, принимают непосредственное участие в диалоге культур.

Несмотря на проявляющийся интерес исследователей к данной проблеме, хотелось бы акцентировать внимание на ее недостаточной методической разработанности, а также практических путей решения. Таким образом, можно отметить, что отечественная поликультурная педагогика является молодой отраслью научного знания и находится в стадии становления.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования.

Языковая личность должна обладать рядом компетенций (социолингвистической, лингвистической, прагматической). Эффективной реализации поликультурного подхода в иноязычном образовании способствует следование общепедагогическим принципам. Благодаря этому у студентов формируется представление о норме разнообразия и сосуществования культур в мире.

Таким образом, условия современной жизни выдвигают новые требования к человеку: быть толерантным, уважать представителей других культур, взаимодействовать с ними. В качестве результата внедрения поликультурного подхода в иноязычное образование общество способно получить выпускника, обладающего личностными качествами, отражающими сущность поликультурности.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Полученные результаты можно использовать при дальнейшем изучении проблемы поликультурного подхода в обучении иностранному языку в вузе с целью выявления положительных тенденций к ее решению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Матис В.И. Компетентностная парадигма в методологии поликультурного подхода //Непрерывное профессиональное образование и новая экономика. 2018. № 1 (2). С. 4-9.

2. Брешковская К.Ю., Ежкова Н.С. Поликультурное образование с позиции диалогового подхода // Этническая культура. 2020. № 1 (2). С. 34-36.

3. Течиева В.З. Реализация практико-ориентированного подхода к подготовке будущих педагогов к работе в условиях поликультурной образовательной среды // Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества. 2020. № 8. С. 130-134.

4. Савельева Н.Х., Невраева Н.Ю., Кабанов А.М., Божко Е.М. Программа подготовки студентов к межкультурному взаимодействию в условиях предметно-языковой интегрированной среды // Современный ученый. 2019. № 6. С.40-46.

5. Савельева Н.Х., Невраева Н.Ю., Божко Е.М., Сорокина Н.И., Базарова Г.Н. Характеристика и содержание системы подготовки

студентов к межкультурному взаимодействию в условиях предметно-языковой интегрированной среды // Modern Humanities Success / Успехи гуманитарных наук. 2019. № 6. С. 76-81.

6. Савельева Н.Х., Невраева Н.Ю., Божко Е.М. Состояние проблемы подготовки студентов к межкультурному взаимодействию с начала 90-х гг. XX века по настоящее время // Современный ученый. 2019. № 3. С. 144-150.

7. Кириллова Т.С., Гаврилина И.С. Коммуникативные компетенции в поликультурном пространстве // Альманах мировой науки. 2017. № 1-2 (16). С. 25-27.

8. Кочеткова И.С., Терская Л.А. Формирование индивидуальных образовательных маршрутов в электронной образовательной среде для поликультурных студенческих групп //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 2 (27). С. 123-127.

9. Корякина А.А. К вопросу о формировании толерантности в поликультурном образовательном пространстве //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 179-183.

10. Корниенко А.Н. Реализация поликультурного подхода к образованию будущего бакалавра средствами иностранного языка // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018. № 3 (17). С. 215-218.

11. Саннникова С.В. Формирование социокультурной компетенции будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Санникова. Челябинск, 2006. 221 с.

12. Мухаметшина О.В. Рефлексивный тренинг как условие эффективного функционирования системы формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров // Науковедение: интернет-журнал. 2015. Том 7. № 1 (26). С. 131.

13. Мухаметшина О.В. Формирование коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2015. 26 с.

14. Мухаметшина О.В. Формирование коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2015. 166 с.

15. Мухаметшина О.В. Констатирующий этап экспериментальной работы по формированию коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров // Вестник Челябинского государственного университета: Образование и здравоохранение. 2013. № 26 (317). Выпуск 1. С. 112-114.

16. Мухаметшина О.В. Полифункциональный анализ понятия «компетенция» //Мир науки, культуры, образования. 2010. № 5 (24). С. 115-118.

17. Алехина Н.В. К вопросу о ценностной составляющей и ее реализации в процессе формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов // Мир науки, культуры, образования. 2017. № 6 (67). С. 5-6.

18. Алехина Н.В. Компоненты и принципы реализации системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1. С. 39.

19. КалугинаЕ.В., Столбова Е.А., Цилицкий В.С. Реализация педагогической технологии формирования готовности будущих педагогов к тьюторской деятельности // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 10. С. 30-35.

20. Кусарбаев Р.И., Павлова О.Ю., Калугина Е.В., Матушак А.Ф. Успешная межкультурная социализация студентов в процессе иноязычного образования в российском вузе //Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 8. С. 47-52.

21. Кусарбаев Р.И. Межнациональное согласие и гармонизация межнациональных отношений в образовательной политике Российской Федерации // Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 8. С. 92-96.

22. Браславская Е.А. Этапы становления иноязычного образования России с точки зрения поликультурности // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2019. Том 4. Выпуск 4. C. 42-47.

23. Исаев Е.А. Поликультурный подход в иноязычном образовании: вопросы методологии // Вестник Брянского государственного университета. 2016. №3 (29). С. 217-220.

Статья поступила в редакцию 05.03.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

152

OECD: 5.03 Educational sciences; ASJC: 3304; WoS Subject Categories: HA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.