Научная статья на тему 'ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА / ИНОЯЗЫЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кусарбаев Ринат Ишмухаметович, Калугина Елизавета Владимировна, Матушак Алла Федоровна, Мухаметшина Ольга Викторовна, Почиталкина Наталия Евгеньевна

Поликультурное воспитание студента в иноязычном образовании должно стать одним из важнейших задач высшего учебного заведения в Российской Федерации. Студенты различных национальностей являются представителями поликультурной среды вуза. Необходимо изучать, учитывать и включать в образовательные программы системы высшей школы по поликультурному воспитанию этническую культуру, этническую психологию и образ жизнедеятельности народа, к которым принадлежат студенты. Это может стать начальной платформой для повышения эффективности поликультурного воспитания личности студента в социокультурной среде вуза. Современная практика высшей школы в Российской Федерации показывает необходимость повышения роли поликультурного воспитания студента, которая позволит предотвратить конфликты на межнациональной и межконфессиональной почве в обществе. Формирование культуры межнационального взаимодействия, успешная межкультурная социализация и формирование межкультурной компетентности в иноязычном образовании являются условиями эффективного поликультурного воспитания личности студента. Данные условия отражены в программах федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по иностранным языкам и определена в универсальной компетенции как межкультурное взаимодействие. Процесс иноязычного образования в вузе предполагает применение когнитивного, этнопсихологического, лингвопедагогического и социокультурного факторов для поликультурного воспитания личности студента. На занятиях по иностранному языку для формирования межкультурной компетенции в поликультурном воспитании у студентов эффективно можно применить технологии драма-педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кусарбаев Ринат Ишмухаметович, Калугина Елизавета Владимировна, Матушак Алла Федоровна, Мухаметшина Ольга Викторовна, Почиталкина Наталия Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL EDUCATION OF STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Multicultural education of a student in a foreign language education should become one of the most important tasks of a higher educational institution in the Russian Federation. Students of various nationalities are representatives of the multicultural environment of the university. It is necessary to study, take into account and include in the educational programs of the higher school system for multicultural education the ethnic culture, ethnic psychology and the way of life of the people to which the students belong. This can become an initial platform for improving the effectiveness of multicultural education of the student's personality in the socio-cultural environment of the university. The modern practice of higher education in the Russian Federation shows the need to increase the role of multicultural education of the student, which will prevent conflicts on interethnic and interfaith grounds in society. The formation of a culture of interethnic interaction, successful intercultural socialization and the formation of intercultural competence in foreign language education are the conditions for effective multicultural education of the student's personality. These conditions are reflected in the programs of the federal state educational standard of higher education in foreign languages and are defined in the universal competence as intercultural interaction. The process of foreign language education at the university involves the use of cognitive, ethnopsychological, linguopedagogical and socio-cultural factors for the multicultural education of the student's personality. In foreign language classes, the technologies of Drama in Education can be effectively applied to form cross-cultural competence in multicultural education of students.

Текст научной работы на тему «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

КУСАРБАЕВ Ринат Ишмухаметович и другие ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ...

V7TK" 01 (л Í7S ©2021 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

•УД1^ J /O.UIO |(сс) кУ<$) ItEisis an open access article under the CCBY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1003-0022 Ш »И (https://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc/4.Q/)

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ © Автор(ы) 2021 SPIN: 1241-4904 AuthorID: 362542 ResearcherID: I-1498-2018 ORCID: 0000-0002-8698-5757

КУСАРБАЕВ Ринат Ишмухаметович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

иностранных языков

SPIN: 4917-6380 AuthorID: 726756 ORCID:0000-0002-5838-492X

КАЛУГИНА Елизавета Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

SPIN: 6201-7970 AuthorID: 414919 ResearcherID: AAA-7013-2020 ORCID: 0000-0003-0514-0443

МАТУШАК Алла Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков SPIN: 3255-8254 AuthorID: 306981 ORCID: 0000-0003-3285-4425

МУХАМЕТШИНА Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

иностранных языков

SPIN: 8721-8055 AuthorID: 725567 ORCID: 0000-0002-9665-1929

ПОЧИТАЛКИНА Наталия Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: rinkus@inbox.ru) Аннотация. Поликультурное воспитание студента в иноязычном образовании должно стать одним из важнейших задач высшего учебного заведения в Российской Федерации. Студенты различных национальностей являются представителями поликультурной среды вуза. Необходимо изучать, учитывать и включать в образовательные программы системы высшей школы по поликультурному воспитанию этническую культуру, этническую психологию и образ жизнедеятельности народа, к которым принадлежат студенты. Это может стать начальной платформой для повышения эффективности поликультурного воспитания личности студента в социокультурной среде вуза. Современная практика высшей школы в Российской Федерации показывает необходимость повышения роли поликультурного воспитания студента, которая позволит предотвратить конфликты на межнациональной и межконфессиональной почве в обществе. Формирование культуры межнационального взаимодействия, успешная межкультурная социализация и формирование межкультурной компетентности в иноязычном образовании являются условиями эффективного поликультурного воспитания личности студента. Данные условия отражены в программах федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по иностранным языкам и определена в универсальной компетенции как межкультурное взаимодействие. Процесс иноязычного образования в вузе предполагает применение когнитивного, этнопсихологического, лингвопедагогического и социокультурного факторов для поликультурного воспитания личности студента.

На занятиях по иностранному языку для формирования межкультурной компетенции в поликультурном воспитании у студентов эффективно можно применить технологии драма-педагогики.

Ключевые слова: поликультурное воспитание студента, иноязычное образование, культура межнационального взаимодействия, межкультурная социализация, межкультурная компетентность

MULTICULTURAL EDUCATION OF STUDENTS IN FOREIGN LANGUAGE EDUCATION OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN FEDERATION

© The Author(s) 2021

KUSARBAEV Rinat Ishmuhametovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of foreign languages KALUGINA Elizaveta Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of foreign languages MATUSZAK Alla Fedorovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the department of foreign languages MUKHAMETSHINA Olga Viktorovna, candidate of pedagogical sciences,

associate professor of the department of foreign languages POCHITALKINA Natalia Evgenyevna, candidate of philological sciences, associate professor of the department of foreign languages South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave 69, e-mail: rinkus@inbox.ru) Abstract: Multicultural education of a student in a foreign language education should become one of the most important tasks of a higher educational institution in the Russian Federation. Students of various nationalities are representatives of the multicultural environment of the university. It is necessary to study, take into account and include in the educational programs of the higher school system for multicultural education the ethnic culture, ethnic psychology and the way of life of the people to which the students belong. This can become an initial platform for improving the effectiveness of multicultural education of the student's personality in the socio-cultural environment of the university. The modern practice of higher ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002 97

KUSARBAEV Rinat Ishmuhametovich and others MULTICULTURAL EDUCATION OF STUDENTS...

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

education in the Russian Federation shows the need to increase the role of multicultural education of the student, which will prevent conflicts on interethnic and interfaith grounds in society. The formation of a culture of interethnic interaction, successful intercultural socialization and the formation of intercultural competence in foreign language education are the conditions for effective multicultural education of the student's personality. These conditions are reflected in the programs of the federal state educational standard of higher education in foreign languages and are defined in the universal competence as intercultural interaction. The process of foreign language education at the university involves the use of cognitive, ethnopsychological, linguopedagogical and socio-cultural factors for the multicultural education of the student's personality.

In foreign language classes, the technologies of Drama in Education can be effectively applied to form cross-cultural competence in multicultural education of students.

Keywords: multicultural education of a student, foreign language education, culture of interethnic interaction, intercultural socialization, intercultural competence.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

Образовательная среда российской системы высшей школы характеризуется ее поликультурностью, которая диктует своевременное и перспективное развитие личности студента любой национальности. Поликультурная среда подразумевает сосуществование и взаимодействие различных культур, основополагающей чертой которой должна быть их равноправность и равноценность. Представителями в поликультурной среде вуза являются студенты различных национальностей, олицетворяющие разнообразие культур. Каждый представитель любой национальности транслирует духовно-нравственный контент своего народа. Необходимо изучать, учитывать и включать в образовательные программы системы высшей школы по поликультурному воспитанию этническую культуру, психологию, менталитет и жизненные ценности народов, к которым принадлежат студенты. Это может стать начальной платформой для повышения эффективности поликультурного воспитания личности студента в иноязычном образовании многонациональной среды вуза.

Современная практика высшей школы в Российской Федерации показывает необходимость повышения роли поликультурного воспитания студента, которая позволит предотвратить конфликты на межнациональной и межконфессиональной почве в обществе. Высшее учебное заведение является площадкой для разнообразных контактов представителей различных этносов и культур и должно обеспечить различные потребности студентов, как образовательного, социокультурного характера, так и поликультурного.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей и задач статьи. Поликультурная среда и социокультурная стратегия вуза заключается в создании условий для поликультурного воспитания личности студентов в иноязычном образовании, где личность развивается и приобретает межкультурный опыт, получает помощь в самоидентификации и самореализации природных задатков и творческих способностей. Осуществление межкультурного взаимодействия и коммуникации на иностранном языке является главной задачей иноязычного образования в поликультурной среде высшего учебного заведения.

Условия поликультурного воспитания студента в иноязычном образовании реализуются посредством формирования культуры межнационального взаимодействия, успешной межкультурной социализации и формирования межкультурной компетентности.

Поликультурное воспитание студентов различных национальностей в иноязычном образовании основывается на стратегиях мировоззренческого характера. К данным стратегиям относятся уважение ко всем народам и их этнокультурным особенностям, осознание совместного взаимодействия и жизнедеятельности различных национальностей, ориентация на нравственные ценности и достижения человеческой цивилизации, непримиримость к проявлению расизма, шовинизма и национализма и высокая религиозно-культурная толерантность.

Анализ последних исследований и публикаций, в кото-

рых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Для исследования поликультурного воспитания в иноязычном образовании большое значение имели труды многих ученых. В России поликультурное образование связано с трудами С. Г. Айвазовой, А. К. Бабуриной, Л. Ю. Бондаренко, Г. Н. Волкова, А. Н. Джуринского, Г. Д. Дмитриева, Л. М. Дробининой, И. С. Кона, М. Н. Кузьмина, А. Д. Сахарова, Л. Г. Семиной, В. А. Тишкова и многими другими [1,2]. Ролью иноязычного образования, взаимосвязью между языком и культурой занимались Е.М. Верещагин, В.В. Воробьев, В.Г. Костомаров, Е.М. Ряховская. Отдельные исследования посвящены вопросу диалога культур (С.Г. Тер-Минасова, В.В. Сафонова) [3,4]. В последнее время появились новые исследования, которые посвящены вопросам поликультурного воспитания студентов в иноязычном образовании студентов в вузе [5-21].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для осуществления поликультурного воспитания личности студента любой национальности важную роль в вузе играет иноязычное образование. В категорию задач и основным функционалом иноязычного образования студентов в вузе является систематизация знаний, умений и навыков, которая необходима для межкультурного взаимодействия и коммуникации на иностранном языке. Создание среды для успешной межкультурной социализации личности студента невозможно без эффективного функционирования организационно-педагогического комплекса условий в высшем учебном заведении.

Применение образовательных технологий межкультурного взаимодействия на занятиях по иностранным языкам, факультативы, лингвопедагогические внеурочные мероприятия, клубы общения на иностранном языке входит в компетентную область организационно-педагогического комплекса условий иноязычного образования в процессе поликультурного воспитания личности студента любой национальности. В поликультурном воспитании играет важную роль новая междисциплинарная наука как лингвопедагогика. Процесс социализации и воспитания в иноязычной культуре, межкультурная социализация человека в образовательной среде является ее предметом исследования. В круг нашего исследования входит межкультурная социализация студента в иноязычном образовании. В данном процессе происходит развитие личности студента и его компетенций (межкультурной, культуры межнационального взаимодействия). Эффективное применение организационно-педагогического комплекса условий иноязычного образования в поликультурной среде вуза создает предпосылки для успешной межкультурной социализации студента.

Условиями эффективного поликультурного воспитания студента в иноязычном образовании может стать формирование культуры межнационального взаимодействия у студентов, успешная межкультурная социализация и межкультурная компетентность. Данные условия характерны для универсальной компетенции как межкультурное взаимодействие, которая отражена в про-

Балтийский гуманитарный журнал. 2021. Т. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

КУСАРБАЕВ Ринат Ишмухаметович и другие ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ...

граммах ФГОС ВО 3++ по иностранным языкам.

Система общекультурных норм, навыков и установок поведения человека квалифицируется как личностный уровень культуры межнационального взаимодействия. Это является базисом гармонизации межнационального взаимодействия, т. е. между представителями различных национальностей. В круг задач иноязычного образования входит стимуляция интереса студентов к культуре другого народа, их истории, литературы, науки и желания в освоении языка, культуры другого народа. Они являются признаками развития культуры межнационального взаимодействия.

Высшее учебное заведение - это поликультурная среда, когда происходит процесс формирование культуры межнационального взаимодействия у студентов в иноязычном образовании. В учебно-воспитательном плане студенты различных национальностей приобретают знания, умения и навыки для межкультурного взаимодействия. Обучение иностранным языкам в вузе происходит с опорой на межкультурные образовательные технологии для их эффективного применения студентами.

Поликультурное воспитание студента любой национальности в иноязычном образовании - это сплав и успешное применение таких факторов как когнитивный, лингвопедагогический, этнопсихологический и социокультурный. Культурологическое содержание другой культуры (обычаи, традиции, вера и т.д), отношение между людьми (нормы, правила), а также модели коммуникативного поведения является базисом когнитивного фактора. Умение оперировать успешной адаптацией к другим культурным условиям, высокая мотивация к межкультурному взаимодействию и знания студентами этнопсихологического контента другой культуры выполняет этнопсихологический фактор.

Оперированием знаниями, умениями на иностранном языке с представителями изучаемой культуры осуществляет лингвопедагогический фактор. Это происходит в процессе организационно-педагогического комплекса условий: занятия по иностранному языку, мероприятия по иностранному языку лингвопедагогического характера, клубы общения с носителями языка, кружки, факультативы, академический обмен студентами, летние международные вузовские школы, поездки в страну изучаемого языка и т.д.

Для подтверждения о важности роли лингвопедагоги-ческого фактора поликультурного воспитания личности студента необходимо привести статистические данные отдела управления реализацией образовательных программ Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета по качественной успеваемости студентов по дисциплинам кафедры иностранных языков, которые повысились за последние пять лет с 78 до 87,5 %. Лингвопедагогические мероприятия кафедры иностранных языков такие как «Рождественские встречи», «Пасхальный фестиваль», «Фестиваль культуры стран изучаемого языка», «Литературная гостиная», «Тотальный диктант», «Конкурс переводчика», «Чему мы научились за год» сохраняют свою традиционность, подкрепляются некоторым инновационным изменениям и свидетельствуют о результативности организационно-педагогического комплекса условий в вузе для успешной межкультурной социализации и поликультурного воспитания студентов.

Овладение социальным контентом иноязычной культуры и применение коммуникационных умений в поликультурном пространстве - это прерогатива социокультурного фактора поликультурного воспитания студентов. Изучение национально-культурных особенностей социального поведения в процессе коммуникации носителей языка и способность пользоваться этими знаниями студентами в процессе межкультурного взаимодействия является задачей социокультурного фактора.

Стоит обратить внимание на роль межкультурной компетенции в поликультурном воспитании личности

студента в иноязычном образовании. Способность эффективно взаимодействовать в межкультурной ситуации и применять знания о межкультурных связях, адаптационная способность в соответствии с культурным контекстом и успешное внедрение в систему межкультурных взаимоотношений определяют суть межкультурной компетенции. Участники межкультурного взаимодействия в поликультурном пространстве смогут осознать собственную культуру в сравнении с культурой изучаемого языка при условии сформированной межкультурной компетенции.

На занятиях по иностранному языку для формирования межкультурной компетенции у студентов эффективно можно применять технологии драма-педагогики. В качестве примера можно использовать технологию «скульптора и его материала» на занятиях по немецкому языку по теме «ФРГ». Группа студентов готовит скульптуру, которая должна олицетворять ФРГ как страну с чуждой культурой. Группа берет на себя роли скульптора и материала. Каждый обдумывает и записывает для себя вопросы. Действие группы проходит по следующему алгоритму действий:

- как я ощущаю жизнь в ФРГ (какие аспекты для меня негативны, какие-положительны)?

- какое воздействие имеет мой опыт в чужой для меня культуре?

-как смогли бы мой опыт и сопутствующие чувства воплотиться в форму скульптуры и рассказать об этом?

Данные вопросы обсуждаются в группе на немецком языке. Следующий этап - формирование скульптуры, обсуждение участниками группы мимики, жестов, осанки фигуры. Последний этап - презентация скульптуры другим участникам, в ходе которого происходит его обсуждение и обмен мнениями.

Наиболее ярким и эффективным в овладении иностранным языком среди технологий драма-педагогического занятия является пантомимическое представление. В качестве примера можно применить разные предложения по теме «ФРГ» на немецком языке, когда студент показывает в пантомиме смысл данных предложений. В этом случае используется невербальная коммуникация.

В данных технологиях воплощены применение всех факторов успешной межкультурной социализации и воплощена антитеза «мы-они» или «свой-чужой», которые широко применяются также в межкультурных тренингах.

В общении на иностранном языке применяется личный опыта студента и его коллег, формируется межкультурный опыт взаимодействия, происходит понимание культуры изучаемого языка через призму культуры и особенностей своего народа.

ВЫВОДЫ

Выводы исследования. Поликультурное воспитание студента в вузе в иноязычном образовании останется и будет актуальным. Постоянное совершенствование условий поликультурного воспитания личности студента любой национальности посредством формирования культуры межнационального взаимодействия, успешной межкультурной социализации и формирования межкультурной компетентности будет создавать основу для важнейшей стратегии поликультурного воспитания - совместной жизнедеятельности различных национальностей и их уважения друг к другу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Волков Г. Н. Этнопедагогика: Учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. зав. - М.: Academia, 2000. -168 с.

2. Артеменко О.И., Кузьмин М.Н. Межнациональное согласие в российском обществе: история, современность. В сборнике: Исторический опыт межэтнического и межконфессионального взаимодействия народов России и Башкортостана как фактор и позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в республике. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор В.П. Афанасьев. 2017. С. 13-24.

3. Сафонова, В.В. Проблемы социокультурного образования в языковой педагогике // Культуроведческие аспекты языкового образования. —М.: Еврошкола, 1998. С. 63.

ГРНТИ: 140000. Народное образование. Педагогика; ВАК: 130001; 130002

99

KUSARBAEV Rinat Ishmuhametovich and others MULTICULTURAL EDUCATION OF STUDENTS..

Baltic Humanitarian Journal. 2021. T. 10. № 3(36)

ISSN print: 2311-0066; ISSN online: 2712-9780

4. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие для студентов, аспирантов и соискателей по спец. «Лингвистика и межкультурная коммуникация». — М., 2000. — 262 с.

5. Хугаева Ф.В. Толерантность как принцип воспитания в поликультурном обществе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 71-74.

6. Зайцева О.Ю., Карих В.В., Михайлова И.В. Педагогические условия формирования поликультурной компетентности будущих педагогов //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 56-60.

7. Девдариани Н.В., Рубцова Е.В. Формирование межкультурной компетенции на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 108-110.

8. Гудкова С.А., Якушева Т.С. Концепция развития научной межкультурной компетенции в вузе. //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 16-19.

9. Тимкина Ю.Ю. Вариативный подход к иноязычному образованию в высшей школе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 120-122.

10. Дугарова Т.Ц., Григорьева А.А. Модель формирования межкультурных компетенций у студентов исторического факультета // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 54-58.

11. Смирнова Е.В. Реализация дидактических принципов обучения иностранным языкам в условиях информатизации образования и мультилингвальной социосреды // Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 36-40.

12. Бароненко Е.А., Быстрай Е.Б., РайсвихЮ.А. Роль проблемного обучения в процессе подготовки студентов к межкультурному взаимодействию // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 2 (155). С. 33-56.

13. Бароненко Е.А., Райсвих Ю.А., Скоробренко И.А. Применение песенного материала для формирования лексических навыков в высшей школе. // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2020. № 4 (157). С. 7-28.

14. Хаджиев С.М. Специфика интеграции культур в поликультурном воспитании //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 283-285

15. Кусарбаев Р.И. Межнациональное согласие и гармонизация межнациональных отношений в образовательной политике Российской Федерации //Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 8. С. 92-96.

16. Кусарбаев Р.И., Павлова О. Ю., Калугина Е. В., Матушак А.Ф. Успешная межкультурная социализация студентов в процессе иноязычного образования в российском вузе //Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 8. С. 47-52.

17. Мухаметшина О.В. Рефлексивный тренинг как условие эффективного функционирования системы формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров //Науковедение: интернет-журнал. 2015. №1. Том 7.

18. Мухаметшина О.В. Полифункциональный анализ понятия «компетенция» // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — №5 (24). С. 115-118.

19. Анфалова Л.В., Калугина Е.В. Формирование социально-коммуникативной компетенции у иностранных студентов // Современные проблемы науки и образования. — 2014.- № 6. С. 776.

20. Алехина Н.В. К вопросу о ценностной составляющей и ее реализации в процессе формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов // Мир науки, культуры, образования. 2017. №6(67). С.5-6

21. Алехина Н.В. Компоненты и принципы реализации системы формирования дискурсивно-ценностной компетенции будущих лингвистов // Современные проблемы науки и образования.2014. №1. С 39

Статья поступила в редакцию 21.02.2021 Статья принята к публикации 20.08.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.