Научная статья на тему 'СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ МЕТОДЫ / ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ / SOCIOCULTURAL APPROACH / SYSTEM APPROACH / COMMUNICATIVE COMPETENCE / COMMUNICATIVE METHODS / PROBLEM SITUATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметшина Ольга Викторовна, Калугина Елизавета Владимировна, Кусарбаев Ринат Ишмухаметович, Матушак Алла Федоровна, Павлова Ольга Юрьевна

Происходящие в жизни современного общества изменения накладывают свой отпечаток и на сферу образования. Высшая школа ставит своей целью воспитание личности, активной в социуме и способной адаптироваться к меняющимся жизненным условиям. Осуществление будущими учителями эффективной профессиональной деятельности невозможно без совершенствования профессиональной коммуникативной подготовки. В настоящее время в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих учителей на первый план выступают вопросы, связанные с взаимодействием языка и культуры. Межкультурной коммуникации в рамках учебного курса способствует реализация различных подходов и коммуникативных методов. Наиболее наглядным, на наш взгляд, выступает социокультурный подход, который является методологическим подходом на базе системного подхода. Процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции мы рассматриваем как состоящую из взаимосвязанных друг с другом элементов систему. Применение на занятиях профессионально направленных ситуаций вариативного характера имитирует условия естественного общения будущих специалистов, что является важным условием продуктивной подготовки учителей с позиции социокультурного подхода. В контексте диалога культур методические материалы должны обладать не только познавательно-образовательной ценностью, но и аутентичностью и разнообразием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметшина Ольга Викторовна, Калугина Елизавета Владимировна, Кусарбаев Ринат Ишмухаметович, Матушак Алла Федоровна, Павлова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-CULTURAL ASPECT IN THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

The changes that are taking place in the life of modern society also have an impact on the sphere of education. Higher school aims to educate a person who is active in society and able to adapt to changing life conditions. It is impossible for future teachers to carry out effective professional activities without improving professional communication training. Currently, in the process of forming foreign language communicative competence of future teachers, issues related to the interaction of language and culture come to the fore. The implementation of various approaches and communication methods contributes to intercultural communication in the course. The most obvious, in our opinion, is the socio-cultural approach, which is a methodological approach based on the system approach. We consider the process of forming a foreign language communicative competence as a system consisting of interrelated elements. The use of professionally directed situations of a variable nature in the classroom simulates the conditions of natural communication of future specialists, which is an important condition for productive training of teachers from the position of the socio-cultural approach. In the context of the dialogue of cultures, methodological materials should have not only cognitive and educational value, but also authenticity and diversity.

Текст научной работы на тему «СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

педагогические науки

Мухаметшина Ольга Викторовна, Калугина Елизавета Владимировна, Кусарбаев Ринат Ишмухаметович и другие СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ...

УДК 378.016

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0903-0032

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

© 2020

SPIN: 3255-8254 AuthorlD: 306981 ORCID: 0000-0003-3285-4425

Мухаметшина Ольга Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

SPIN: 4917-6380 AuthorID: 726756 ORCID:0000-0002-5838-492X

Калугина Елизавета Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

SPIN: 1241-4904 AuthorID: 362542 ORCID: 0000-0002-8698-5757

Кусарбаев Ринат Ишмухаметович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков

SPIN: 6201-7970 AuthorID: 414919 ORCID: 0000-0003-0514-0443

Матушак Алла Федоровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков

SPIN: 5359-4214 AuthorID: 762680 ORCID: 0000-0002-5334-9084

Павлова Ольга Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой иностранных языков Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (454080, Россия, Челябинск, проспект Ленина, 69, e-mail: pavlovaou@cspu.ru) Аннотация. Происходящие в жизни современного общества изменения накладывают свой отпечаток и на сферу образования. Высшая школа ставит своей целью воспитание личности, активной в социуме и способной адаптироваться к меняющимся жизненным условиям. Осуществление будущими учителями эффективной профессиональной деятельности невозможно без совершенствования профессиональной коммуникативной подготовки. В настоящее время в процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих учителей на первый план выступают вопросы, связанные с взаимодействием языка и культуры. Межкультурной коммуникации в рамках учебного курса способствует реализация различных подходов и коммуникативных методов. Наиболее наглядным, на наш взгляд, выступает социокультурный подход, который является методологическим подходом на базе системного подхода. Процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции мы рассматриваем как состоящую из взаимосвязанных друг с другом элементов систему. Применение на занятиях профессионально направленных ситуаций вариативного характера имитирует условия естественного общения будущих специалистов, что является важным условием продуктивной подготовки учителей с позиции социокультурного подхода. В контексте диалога культур методические материалы должны обладать не только познавательно-образовательной ценностью, но и аутентичностью и разнообразием.

Ключевые слова: социокультурный подход, системный подход, коммуникативная компетенция, коммуникативные методы, проблемные ситуации.

SOCIO-CULTURAL ASPECT IN THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

© 2020

Mukhametshina Olga Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

of the department of foreign languages Kalugina Elizaveta Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

of the department of foreign languages Kusarbaev Rinat Ishmuhametovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor

of the department of foreign languages Matuszak Alla Fedorovna, doctor of pedagogical sciences, professor of the Department

of foreign languages Pavlova Olga Yuryevna, candidate of historical sciences, associate professor, head of the department of foreign languages South Ural State Humanitarian Pedagogical University (454080, Russia, Chelyabinsk, Lenin Ave 69, e-mail: pavlovaou@cspu.ru) Abstract. The changes that are taking place in the life of modern society also have an impact on the sphere of education. Higher school aims to educate a person who is active in society and able to adapt to changing life conditions. It is impossible for future teachers to carry out effective professional activities without improving professional communication training. Currently, in the process of forming foreign language communicative competence of future teachers, issues related to the interaction of language and culture come to the fore. The implementation of various approaches and communication methods contributes to intercultural communication in the course. The most obvious, in our opinion, is the socio-cultural approach, which is a methodological approach based on the system approach. We consider the process of forming a foreign language communicative competence as a system consisting of interrelated elements. The use of professionally directed situations of a variable nature in the classroom simulates the conditions of natural communication of future specialists, which is an important condition for productive training of teachers from the position of the socio-cultural approach. In the context of the Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32) 143

Mukhametshina Olga Viktorovna, Kalugina Elizaveta Vladimirovna, Kusarbaev Rinat Ishmuhametovich and others SOCIO-CULTURAL ASPECT IN THE FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE ...

pedagogical sciences

dialogue of cultures, methodological materials should have not only cognitive and educational value, but also authenticity and diversity.

Keywords: socio-cultural approach, system approach, communicative competence, communicative methods, problem situations.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном мире стремительного прогресса в сфере педагогической науки осуществляется поиск путей решения проблем высшего образования. Проанализировав работы последнего десятилетия по педагогике и методике обучения иностранным языкам, следует отметить, что ученые уделяют особое внимание иноязычному образованию и предлагают различные подходы. С нашей точки зрения, формирование иноязычной коммуникативной компетенции будущих учителей - процесс многосторонний, поэтому целесообразным будет сочетание методологических подходов, в частности, социокультурного и системного. Во избежание ошибок в процессе обучения иностранным языкам необходимо уделять должное внимание социокультурному аспекту коммуникации, что также обусловлено включением данного подхода в ФГОС ВО 3++ по направлениям бакалавриата.

Многие ученые современной педагогической науки занимаются вопросами реализации социокультурного подхода в иноязычном образовании. С результатами их исследований можно ознакомиться в статьях [1-10]. Тем не менее, следует отметить недостаточную методическую разработанность данной проблемы.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей и задач статьи. В статье подчеркивается значимость социокультурного аспекта в формировании иноязычной коммуникативной компетенции будущих учителей, акцентирована проблема ситуативной направленности в процессе профессиональной подготовки будущих учителей к межкультурному общению. Эффективность подготовки поможет повысить применение на занятиях профессионально направленных ситуаций вариативного характера, где студенты смогут проявить свои личностные качества и применить полученные знания.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Так как при социокультурном подходе наиболее ярко проявляется взаимодействие культур, использование коммуникативных методов широкого социального и культурного спектров совершенно обоснованно в нашем исследовании. Вопросы применения в обучении коммуникативных упражнений и игровых приемов освещены в разработках О.В. Мухаметшиной, Е.В. Калугиной, Р.И. Кусарбаева, А.Ф. Матушак, О.Ю. Павловой и др.[11-20].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Социокультурный аспект в формировании иноязычной коммуникативной компетенции будущих учителей важен на всех этапах межкультурной коммуникации. Успех такой коммуникации может гарантировать соответствие уровней коммуникативной компетенции говорящих, их речевого поведения и фоновых знаний социокультурного характера. Что касается письменной коммуникации, то здесь влияние социокультурного аспекта прослеживается наиболее четко. Отсюда следует, что материалы для обучения иностранным языкам должны отвечать ряду требований (соответствие возрасту и уровню обучающихся, разнообразие, аутентичность).

Социокультурный подход реализуется на базе системного подхода. В рамках социокультурного подхода личность рассматривается нами как часть общества, а общество - как система отношений. Процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих учителей также отвечает основным положениям системного подхода. Понятие «система» исходит из фи-

лософского определения системы. В философии явления действительности рассматриваются с позиции целостности и внутренних взаимосвязей объекта. Вопросами системного подхода в обучении занимались такие педагоги, как В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевский, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин [21-23] и другие. Применение системного подхода в педагогической науке позволяет рассмотреть объект исследования во всей его целостности, определить содержание объекта, его свойства и характеристики, а также выявить связь с другими элементами.

В процессе формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих учителей важным моментом является ситуация как система взаимоотношений. Ввиду активного развития международных отношений определенно можно утверждать, что значение межкультурной коммуникации в настоящее время очень велико. Посредством ситуативной направленности процесса обучения будущим учителям предоставляется возможность «прочувствовать» все этапы коммуникативного акта. На занятиях воспроизводится «живая» картина естественного профессионального общения. В процессе взаимодействия друг с другом студенты оказываются вовлеченными в ситуацию межличностного общения, находясь в то же время под влиянием внешних условий.

Структурным отличием предъявления нового материала в виде проблемной ситуации, а не лекции, является активное включение обучающегося в рамки урока с целью наиболее эффективного овладения знаниями. Так как условия коммуникативного общения могут меняться, подвержена изменениям и речевая деятельность. Поэтому и ситуации должны иметь профессиональную направленность и быть наиболее приближенными к естественным условиям. В процессе иноязычной коммуникации в «естественных» условиях будущие учителя обмениваются полученными на занятиях знаниями и своими эмоциями. При формировании иноязычной коммуникативной компетенции сложно предвидеть и проиграть все возможные варианты ситуаций. Тем не менее, толерантность является одним из условий успешного исхода коммуникации. Ситуации при обучении должны иметь проблемный характер, тематика и содержание большей их части должны соответствовать направлению профессиональной деятельности будущих специалистов.

При осуществлении иноязычной коммуникации будущим учителям пригодятся знания, которые они получили в области психологии, делового этикета, страноведения. В процессе поиска путей решения проблемы у будущих специалистов могут возникнуть разные точки зрения. Чтобы доказать свою позицию, студентам приходится быть толерантными и применять на практике все свои навыки и умения. Все это положительным образом сказывается на накоплении коммуникативного и социального опыта.

Погружение в межкультурное пространство происходит посредством участия студентов в ситуациях, имитирующих реальную межкультурную коммуникацию. Только благодаря контакту культур студент может сравнить и сопоставить разные реалии.

Сначала нами была проведена самодиагностика коммуникативных навыков обучающихся. После обработки полученных результатов мы пришли к выводу, что более 50 % респондентов испытывают трудности в профессиональном общении. Далее на основе выявленных пробелов преподавателем был изложен материал о вербальных и невербальных средствах общения в разных культурах, проведены тренировочные упражнения на формирование умения понимать собеседника на не-

144

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 3(32)

педагогические науки

Мухаметшина Ольга Викторовна, Калугина Елизавета Владимировна, Кусарбаев Ринат Ишмухаметович и другие СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ В ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ ...

вербальном уровне. Будущим специалистам был предложен ряд ситуаций дискуссионной направленности, в которых они могли проявить свою толерантность и технику активного слушания. По итогам проведенной работы можно было наблюдать положительную динамику. Участие студентов в анализе профессиональных ситуаций позволило им произвести рефлексию своей деятельности и скорректировать дальнейшее поведение в профессиональном ключе. ВЫВОДЫ

Таким образом, результативность процесса формирования иноязычной коммуникативной компетенции будущих учителей можно повысить посредством включения социокультурного аспекта в процесс обучения. Через призму знакомства с межкультурной средой будущие учителя смогут проявить свои личностные качества и применить полученные знания в профессиональном контексте проблемных ситуаций. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Югова М.А. Социокультурный аспект обучения иностранному языку в неязыковом вузе //Актуальные проблемы современного поликультурного образования: материалы Международного круглого стола к 80-летию кафедры русского, иностранных языков и культуры речи. 2017. С. 83-87.

2. Захарова Е.В., Посельская Н.В. Основы формирования социокультурной компетенции студентов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2012. № 4. С. 268-273.

3. Варченко Т.Г. Социокультурный аспект в обучении иностранным языкам в неязыковом вузе //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 10-5. С. 30-32.

4. Максимчик О.А. Социокультурная компетенция учителя иностранных языков // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 3 (12). С. 66.

5. Тарасова Н.М. Социокультурный компонент в преподавании иностранного языка //Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 3. С. 347.

6. Саннникова С.В. Формирование социокультурной компетенции будущих учителей: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Санникова. Челябинск, 2006. 221 с.

7. Шилина Н.В. К вопросу об уровнях сформированности компонентов иноязычной социокультурной компетенции у курсантов образовательных организации ФСИН. //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 293-296.

8. Петрова Н.Э. К вопросу о формировании социокультурной компетенции на практических занятиях с иностранными студентами //Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 51-54.

9. Перова А.К. Педагогические условия формирования социокультурного компонента в процессе профессиональной подготовки будущего учителя иностранного языка // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2010. Т. 16. № 1. С. 306310.

10. Вершинина А.Ю. Социокультурный подход в профессиональной подготовке педагога // Наука в современном мире: приоритеты развития. 2019. № 1 (5). С. 16-20.

11. Кусарбаев Р.И., Павлова О.Ю., Калугина Е.В., Матушак А.Ф. Успешная межкультурная социализация студентов в процессе иноязычного образования в российском вузе //Alma mater (Вестник высшей школы). 2018. № 8. С. 47-52.

12. Мухаметшина О.В. Рефлексивный тренинг как условие эффективного функционирования системы формирования коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров // Науковедение: интернет-журнал. 2015. №1. Том 7. № 1 (26). С. 131.

13. Быстрай Е.Б., Мухаметшина О.В. Актуализация профессионального контекста ситуативной направленности как одно из условий подготовки будущих учителей к межкультурному общению // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2016. № 5. С. 24-29.

14. Мухаметшина О.В. Формирование коммуникативно-рефлексивной компетенции будущих менеджеров: дис. ... канд. пед. наук / О.В. Мухаметшина. Челябинск, 2015. 166 с.

15. Мухаметшина О.В. Игра как социокультурное и психолого-педагогическое явление // Управление человеческими ресурсами в сфере физической культуры, спорта и здорового образа жизни: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (23-25 мая 2019 г., г. Санкт-Петербург). — СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2019. С. 250-253.

16. Пичкова Л.С., Чертовских О.О. Формирование межкультурной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку в неязыковых вузах // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 227-230.

17. Жесткова Е.А. Формирование межкультурной компетенции в условиях диалога культур // Самарский научный вестник. 2015. № 1 (10). С. 77-80.

18. Гудкова С.А., Якушева Т.С. Концепция развития научной межкультурной компетенции в вузе // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 16-19.

19. Гасымова К.В. Поликультурное образование как основа формирования толерантности в мультикультурном пространстве // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 14-18.

20. Pstrag D. The ratio of students to national minorities and the task of multicultural education // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 2 (4). С. 53-56.

21. Беспалько В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов /В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989. 144 с.

22. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.

23. Сластенин В.А. Формирование социально активной личности учителя // Советская педагогика. 1981. №4. С. 76-84.

Исследование поддержано грантом ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» «Организация альтернативного обучения в социокультурном контексте», номер заявки МК-20-04-08/3 от 08.04.2020.

Статья поступила в редакцию 10.03.2020

Статья принята к публикации 27.08.2020

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 3(32)

145

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.