Научная статья на тему 'Интеллект-карты при обучении иностранному языку курсантов военного авиационного вуза'

Интеллект-карты при обучении иностранному языку курсантов военного авиационного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
300
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА / МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА / ТЕХНИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / АВИАЦИОННЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / MIND-MAP / TECHNICAL THINKING / EDUCATIONAL INFORMATION / AVIATION ENGLISH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суслова Юлия Викторовна, Костерина Наталья Михайловна

В данной статье рассматривается вопрос об использовании интеллект карт при обучении иностранному языку курсантов авиационного военного вуза. Описываются виды заданий, и этапы работы с учебной информацией по формированию необходимых навыков обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суслова Юлия Викторовна, Костерина Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MIND MAPS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGE OF THE MILITARY AIR FORCE SCHOOL CADETS

This article discusses the use of mind maps in teaching of military Air Force school cadets. This article describes the types of exercises and stages of work with educational information under the necessary skills development.

Текст научной работы на тему «Интеллект-карты при обучении иностранному языку курсантов военного авиационного вуза»

10. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. Перевод с англ. М. Злотник. - М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 414 с.

11. Скворцов В.Н. Университеты как образовательные и культурологические центры подготовки специалистов XXI века // РОССИЯ И КАЗАХСТАН НА ПУТИ К ВСЕОБЩЕМУ НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: монография. Санкт-Петербург, 2016. С. 137-165.

12. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.

13.Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства / Д.И. Фельдштейн. - М.: изд-во «Флинта», 1997.j- 158 с.

14. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хейзинга / Пер. с нидерл. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 352 с.

15.Хинш Р., Виттманн С.Социальная компетенция. Практическое руководство по тренингу / Р. Хинш, С. Виттманн. - М., Издательство «Гуманитарный центр», 2005. - 192с.

Педагогика

УДК: 378.146

кандидат педагогических наук Суслова Юлия Викторовна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань); преподаватель Костерина Наталья Михайловна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань)

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО

АВИАЦИОННОГО ВУЗА

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос об использовании интеллект - карт при обучении иностранному языку курсантов авиационного военного вуза. Описываются виды заданий, и этапы работы с учебной информацией по формированию необходимых навыков обучающихся.

Ключевые слова: интеллект-карта, ментальная карта, техническое мышление, учебная информация, авиационный английский язык.

Annotation. This article discusses the use of mind maps in teaching of military Air Force school cadets. This article describes the types of exercises and stages of work with educational information under the necessary skills development.

Keywords: mind-map, technical thinking, educational information, Aviation English.

Введение. Современная геополитическая обстановка предъявляет новые требования к профессиональной (в том числе иноязычной) подготовке военных авиационных специалистов. В ходе выполнения своих профессиональных задач военные лётчики постоянно взаимодействуют с информацией, источниками которой выступают различные объекты окружающего мира: люди, приборы, обстановка, ситуация [3]. Вследствие этого в подготовке будущих военных летчиков на передний план выходит проблема готовности обучающихся к осуществлению мыслительных операций по поиску и переработке актуальной информации [5].

Курсанты современных военных вузов являются представителями нового «цифрового поколения», у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Помимо этого курсанты обладают техническим типом мышления, то есть используют рациональный, алгоритмический подход для анализа и оценки данных, который позволяет им обобщать, систематизировать и анализировать поступающий материал. Учитывая вышеперечисленные особенности обучающихся, преподаватели кафедры иностранных языков филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» в г. Сызрани стараются трансформировать информацию в удобную форму восприятия и использовать понятные, яркие, четкие образы. Одним из таких приемов обучения и средством предоставления учебной информации в удобной, сжатой и наглядной форме являются интеллект - карты.

Изложение основного материала статьи. Интеллект-карта или ментальная карта - это способ изображения процесса с помощью диаграмм, схем, связанных друг с другом и объединенных общей идеей [1]. Данный методический прием позволяет создать, структурировать, классифицировать и представить любой процесс, событие, мысль или идею в комплексной, систематизированной, визуальной форме [4]. Так как при создании интеллект-карт задействованы воображение, творческое, критическое и ассоциативное мышление, все виды памяти (зрительная, слуховая, механическая), они являются эффективным средством для обучения курсантов военного авиационного вуза, а также организации и решения профессиональных задач.

При разработке интеллект-карт используется весь творческий потенциал, как преподавателей, так и курсантов. Отправной точкой ментальной карты является центральный образ. Это может быть ключевое слово/словосочетание (название темы, текста или его основная мысль, идея, проблема) или иллюстрация. От центрального образа расходятся логические ассоциативные связи (ветви), то есть важные ключевые понятия по изучаемой теме [2]. Подобная схема расположения информации позволяет легче выделить основную идею, быстрее и эффективнее запомнить и воспроизвести учебную информацию. Структурный характер позволяет интеллект-картам постоянно видоизменяться и дополняться (рис. 1):

Рисунок 1. Интеллект-карта по теме «Аэропорт»

Преимущество ментальных карт заключается в повышении качества знаний через активизацию речемыслительной и познавательной деятельности, а также укрепления мотивации к изучению иностранного языка. Именно поэтому интеллект-карты интенсивно применяются преподавателями на практических занятиях с курсантами старших курсов по дисциплине «Авиационный английский язык» при изучении таких базовых тем как «Конструкция вертолёта», «Типы и применение вертолетов», «Аэропорт», «Аэродром», «Погода», «Безопасность полетов» и т.д.

Взаимосвязное обучение чтению и устной речи, представление материалов научно-исследовательской деятельности, проведение ролевых игр и т.д. могут проводиться с применением интеллект-карт как в печатном, так и в цифровом варианте. Ментальные карты универсальны: они используются как на практических занятиях под руководством преподавателя при изучении любой темы, так и в часы самостоятельной подготовки курсантов к текущему, рубежному и итоговому контролю (зачет, экзамен) и т.д.

Так как в ходе выполнения своих профессиональных задач авиационным специалистам приходится обрабатывать большой объем поступающей информации, овладение техникой создания интеллект-карт является эффективным способом краткой записи и фиксирования необходимых данных в сжатой форме. Например, весь основной материал по теме «Погода» можно уместить в одной интеллект-карте (рис. 2):

Рисунок 2. Интеллект-карта по теме «Погода»

Организация изучаемого материала с помощью интеллект-карт позволяет быстрее запомнить и воспроизвести информацию. К примеру, при работе с фонетическим материалом курсантам предлагается просмотреть усеченный вариант интеллект-карты и после первичного прослушивания заполнить пропуски, дополнив схему аббревиатурами, а после вторичного прослушивания - воспроизвести записанную информацию.

Интеллект-карты также позволяют оптимизировать процесс обучения грамматике английского языка, значительно сэкономить время и приобрести прочные знания учебного материала. Взаимодействуя с аудиторией при введении, повторении или контроле грамматического материала, преподаватель вместе с курсантами создает схему либо на доске, либо на компьютере, дополняя ее яркими примерами по изучаемой теме, используя условные символы и обозначения.

Преподаватели кафедры иностранных языков филиала используют интеллект-карты, в первую очередь, как одно из средств формирования так называемого «базового лексического минимума» у курсантов по основным изучаемым темам. Интеллект-карты наиболее эффективны при введении и отработке новых лексических и фразеологических единиц, а также на разных этапах работы с ранее освоенным лексическим материалом. К примеру, для введения и активизации лексики по теме «Конструкция вертолёта» возможна организация работы следующим образом:

1) задание № 1 заключается в том, чтобы подобрать слово, объединяющее группу слов по смыслу, например: wheeled, skid, float type, retractable, non-retractable - общее слово landing gear и т.д.;

2) в задании № 2 предлагается дополнить интеллект карту, недостающим словом в группе или ответвлении;

3) задание № 3 предполагает, что курсанты, предварительно прочитав список слов, вписывают их

в подгруппы интеллект-карты, затем полностью воспроизводят её. Для контроля лексики на следующем занятии можно использовать аудиозапись с заданием вписать слова и выражения в интеллект-карту (рис. 3).

Рисунок 3. Интеллект-карта по теме «Конструкция вертолёта»

Интеллект-карта является визуальной опорой при работе с текстом по изучаемой теме, а также важным средством организации речевого умения, необходимого для развития у курсантов самостоятельности высказывания. Это могут быть такие задания как «подведите итоги брифинга по безопасности полёта», «перескажите инструкцию экипажа воздушного судна», «опишите метеорологические условия на маршруте», «проанализируйте причину и последствие авиационного происшествия», и т.д.

Применение интеллект-карт помогает формировать у курсантов военного авиационного вуза такие жизненно важные навыки как строить высказывания логично, мыслить критически, воспринимать линейную структурированную информацию правильно, устанавливать причинно-следственные связи между различными событиями и фактами, анализировать получаемую информацию и делать выводы. К примеру, данную интеллект-карту можно использовать для обучения устному монологическому высказыванию по теме «Безопасность полетов» (рис. 4):

Рисунок 4. Интеллект-карта по теме «Безопасность полетов»

Выводы. Для того чтобы курсанты проявляли успешный и устойчивый интерес к изучению иностранного языка, необходимо приучать их работать с учебной информацией. Создание интеллект-карт по

изучаемым темам дает положительные результаты, поскольку обучающиеся учатся структурировать и запоминать лексико-грамматический материал, а также в дальнейшем воспроизводить его. Интеллект-карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание обучающихся, делать процесс обучения интереснее, занимательнее и плодотворнее. Помимо этого, ментальные карты способствуют сохранению в памяти изученного материала значительно дольше, из чего следует, что использование интеллект-карт является эффективным средством обучения иностранному языку курсантов военного авиационного вуза.

Литература:

1. Бьюзен Т. Карты памяти. Готовимся к экзаменам |Гекст|: - Минск.: Росмэн-Пресс, 2007. - 120 с.

2. Нежведилова Л. А. Применение интеллект-карт при обучении английскому языку студентов 1-11 курсов неязыковых вузов // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1009-1012.

3. Суслова Ю.В. Формирование аудитивной компетенции в профессиональной подготовке будущего военного лётчика: дис. ...канд.пед.наук. Самара, 2017, 189 с.

4. Эффективное использование метода интеллект-карт на уроках: Методическое пособие. Авторы-составители: В.М.Воробьева, Л.В.Чурикова, Л.Г.Будунова, - М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. - 46 с. с ил.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 25.05.04 «Лётная эксплуатация и применение авиационных комплексов» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_204354/

Педагогика

УДК: 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Терентьев Юрий Юрьевич

Краснодарский государственный институт культуры (г. Краснодар)

СТРУКТУРА, СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И ДИДАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме преподавания музыкальной информатики в ВУЗе, структуре излагаемого материала, системе целей и задач при изложении данного материала, а также системе дидактических принципов, как неотъемлемой части любого педагогического процесса.

Ключевые слова: музыкальная информатика, музыкальное программирование, аппаратно - программные средства работы с музыкальной информатикой.

An^a^n. The article is devoted to the problem of teaching musical informatics in the university, the structure of the material presented, the system of goals and objectives in presenting this material, as well as the system of didactic principles as an integral part of any pedagogical process.

Keywords: musical informatics, music programming, hardware - software tools for working with musical informatics.

Введение. Преподавание музыкальной информатики требует особого подхода в системе формирования музыканта - профессионала. В такой системе просто необходимы разнообразные и многообразные меж -предметные связи. С одной стороны, это касается прежде всего преподавания традиционной информатики, с её аппаратно - техническими и программными средствами работы с компьютером. С другой - несомненная и очевидная связь музыкальной информатики с такими музыкально - теоретическими предметами, как элементарная теория музыки, гармония, полифония, композиция и инструментовка. Здесь можно выделить основные базовые, предметы, без которых изучение музыкальной информатики в принципе невозможно - это традиционная информатика и элементарная теория музыки. Сюда же необходимо включить основы игры на фортепиано (а лучше сразу на синтезаторе или MIDI - клавиатуре).

Формулировка цели статьи. Рассмотреть структуру и основное содержание преподавания музыкальной информатики в ВУЗе, определиться с целями и задачами курса, а также выработать основные дидактические принципы преподавания предмета.

Изложение основного материала статьи. Приступая к изучению музыкальной информатики в ВУЗе, студент уже должен ориентироваться в основных понятиях информатики, уметь работать в операционных системах на компьютере, иметь навыки игры на фортепиано или клавишных музыкальных инструментах. При изучении курса по музыкальной информатике студенту потребуются знания по гармонии и полифонии, основам композиции и импровизации, инструментовки и истории музыкальных стилей. Структурно это можно представить как некие круги (пласты) знаний, накладываемые один на другой: первый круг - это знания по информатике, элементарной теории музыки, навыки игры на фортепиано. Второй круг, это знания по гармонии, полифонии, инструментовке, импровизации и композиции. Третий круг - это знания собственно по музыкальной информатике.

Поступательное движение по изучаемому материалу должно обеспечиваться основными принципами обучения:

^ от простого к сложному с наименьшим приращиванием сложности для каждой новой темы;

^ тематическая преемственность нового материала;

^ ретроспективность и перспективность преподносимых знаний и навыков.

Непосредственное содержание разделов музыкальной информатики может быть разным. Можно отметить лишь основные и обязательные, так как они несут необходимые знания и умения. Кратко раскроем содержание этих разделов.

Введение. Раздел предназначен для общей осведомлённости учащихся в области музыкальной информатики, вводит в круг основных понятий. Содержит историческую справку о появлении и развитии музыкальной информатики в нашей стране и за рубежом.

Теоретико - методологические основы музыкальной информатики. Данный раздел рассматривает музыкальную информатику как предмет научного исследования со своими целями и задачами, даёт общий анализ развития и определяет основные направления музыкальной информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.