Научная статья на тему 'Методическое сопровождение формирования социальной компетентности обучающихся в условиях высшего образования'

Методическое сопровождение формирования социальной компетентности обучающихся в условиях высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
97
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ / ИМИТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ / МЕТОД ОБУЧЕНИЯ "УЧЕБНАЯ ФИРМА" / КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ / SOCIAL COMPETENCE / SOCIAL SKILLS / SIMULATION METHODS / TRAINING METHOD "EDUCATIONAL FIRM" / CONTEXTUAL APPROACH / PROJECT TRAINING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Салун Сергей Николаевич, Конышева Екатерина Владиславовна

В настоящее время исследователи и педагоги-практики стали уделять больше внимания выстроенным компетенциям, среди которых важнейшую роль играет социальная компетентность, позиционируемая как один из наиболее значимых показателей профессиональной квалификации выпускника в области социальных, экономических и трудовых отношений. В рамках данной статьи автор понимает под социальной компетентностью социальные навыки, посредством которых индивид может следовать нормам и правилам, установленным в данном социуме. По итогам комплексного исследования понятия «социальная компетентность» были выделены следующие составляющие социальной компетентности: личностная, социальная, когнитивная и ценностная. Автор приходит к выводу, что для развития данного типа компетентности целесообразно применять контекстный подход и методы проектного обучения. При этом подчеркивается, что учащиеся должны заниматься проектированием как самостоятельно, так и под руководством педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Марина Георгиевна, Салун Сергей Николаевич, Конышева Екатерина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODICAL SUPPORT THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE STUDENTS IN HIGHER EDUCATION

Currently, researchers and teachers-practitioners began to pay more attention to the built competencies, among which the most important role is played by social competence, positioned as one of the most important indicators of professional qualification of a graduate in the field of social, economic and labor relations. Within the framework of this article, the author understands social skills as social competence, through which an individual can follow the rules and regulations established in this society. According to the results of a comprehensive study of the concept of "social competence" the following components of social competence were identified: personal, social, cognitive and value. The author comes to the conclusion that for the development of this type of competence it is advisable to apply a contextual approach and methods of project training. It is emphasized that students should be engaged in the design both independently and under the guidance of teachers.

Текст научной работы на тему «Методическое сопровождение формирования социальной компетентности обучающихся в условиях высшего образования»

Педагогика

УДК 377

доктор педагогических наук, профессор кафедры

«Педагогика, психология, право, история и философия» Сергеева Марина Георгиевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (г. Москва); кандидат технических наук, доцент кафедры

«Педагогика, психология, право, история и философия» Салун Сергей Николаевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (г. Москва); кандидат экономических наук,

доцент кафедры «Экономика транспорта» Конышева Екатерина Владиславовна

Уральский государственный университет путей сообщения (г. Екатеринбург)

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В настоящее время исследователи и педагоги-практики стали уделять больше внимания выстроенным компетенциям, среди которых важнейшую роль играет социальная компетентность, позиционируемая как один из наиболее значимых показателей профессиональной квалификации выпускника в области социальных, экономических и трудовых отношений. В рамках данной статьи автор понимает под социальной компетентностью социальные навыки, посредством которых индивид может следовать нормам и правилам, установленным в данном социуме. По итогам комплексного исследования понятия «социальная компетентность» были выделены следующие составляющие социальной компетентности: личностная, социальная, когнитивная и ценностная. Автор приходит к выводу, что для развития данного типа компетентности целесообразно применять контекстный подход и методы проектного обучения. При этом подчеркивается, что учащиеся должны заниматься проектированием как самостоятельно, так и под руководством педагогов.

Ключевые слова: социальная компетентность, социальные навыки, имитационные методы, метод обучения «Учебная фирма», контекстный подход, методы проектного обучения.

Annotation. Currently, researchers and teachers-practitioners began to pay more attention to the built competencies, among which the most important role is played by social competence, positioned as one of the most important indicators of professional qualification of a graduate in the field of social, economic and labor relations. Within the framework of this article, the author understands social skills as social competence, through which an individual can follow the rules and regulations established in this society. According to the results of a comprehensive study of the concept of "social competence" the following components of social competence were identified: personal, social, cognitive and value. The author comes to the conclusion that for the development of this type of competence it is advisable to apply a contextual approach and methods of project training. It is emphasized that students should be engaged in the design both independently and under the guidance of teachers.

Keywords: social competence, social skills, simulation methods, training method "Educational firm", contextual approach, project training methods.

Введение. Социальная среда оказывает существенное воздействие на процесс формирования личности, порождая ряд противоречий: несмотря на то, что новая социокультурная парадигма подразумевает совершенно иной подход к реализации личностного потенциала (стимулируя увеличение социальной активности, чувство ответственности за собственную деятельность), неустойчивость современного социума усугубляет естественные проблемы, связанные с созреванием личности, вызывает непродуктивную тревогу, приводя, в конечном счете, к полной или частичной социальной дезаптации.

Усовершенствование образовательной системы стало причиной коренных изменений в содержательном и методологическом аспектах обучения, вследствие чего появилась необходимость комплексной оценки эффективности имеющейся системы образования. Высказываясь об уровне подготовки специалистов, исследователи и педагоги-практики стали уделять больше внимания выстроенным компетенциям, среди которых важнейшую роль играет социальная компетентность (далее - СК), позиционируемая как один из наиболее значимых показателей профессиональной квалификации выпускника в области социальных, экономических и трудовых отношений. В настоящее время государство испытывает острую потребность в социально компетентных гражданах, обладающих значительными адаптационными ресурсами, готовых к очередным вызовам и новациям, стремящихся повысить результативность собственной деятельности, прогнозирующих свое будущее и считающих себя ответственными за него. Требуются специалисты, способные приспособиться к новым моделям развития, которые предполагают интенсивные контакты между членами социума. Компетентные люди должны иметь возможность принимать участие в управлении обществом, причем в сложившемся контексте это должно являться аксиомой, интуитивно принимаемым тезисом, не нуждающимся в логическом обосновании.

СК подразумевает, что индивид причисляет себя к представителям социума; следует этическим нормам, установленным в данном обществе; понимает разумность нацеливания всей своей деятельности на благо людей; осознаёт и чувствует социальную ответственность за результаты своего поведения; продуктивно взаимодействует с другими членами социума; демонстрирует способность к органичной смене общественной роли; может оказывать влияние на процесс трансформации межличностных отношений; умеет превращать свою деятельность в объект массового внимания; стремится привести свое положение (социальное и профессиональное) в соответствие со своими личностными свойствами.

Российские педагоги и психологи стали заниматься вопросами формирования СК сравнительно недавно. Наличие междисциплинарного интереса к данной проблеме обусловлено теми радикальнейшими преобразованиями, которые имели место в российском обществе на рубеже XX и XXI столетий [4].

Изложение основного материала статьи. Процесс выстраивания компетентности индивида, - трудный и многоаспектный, - базируется на приобретении множества компетенций, отличающихся по своей сущности и внешним характеристикам. В основе компетентности профессионала лежат, в первую очередь, компетенции общие и предметные, детерминирующие уровень профессионализма, то есть степень владения содержательными компетенциями и способность реализовывать их в контексте своей трудовой деятельности.

Исследование научной литературы позволяет трактовать компетентность как комплексное личностно-профессиональное свойство индивида, которое заключается в готовности и способности к результативной деятельности на основе полученного образования с учетом общественной ценности данной деятельности и связанной с ней ответственности; создает условия для успешного взаимодействия с обществом посредством соответствующих компетенций [1, 7].

Большинство авторов включают в структуру любой компетентности следующие элементы: а) осведомленность о предмете деятельности; б) способность разбираться в ситуациях, имеющих отношение к данному предмету; в) умение выявлять и адекватно оценивать собственные и чужие ресурсы, формулировать задачи и отыскивать оптимальные пути их решения; г) опыт работы с предметами; д) достаточно высокий уровень рефлексии и интуиции, способность к эмпатии [6].

Тем не менее, отсутствие научного консенсуса по поводу сущностной основы понятия «компетентность» заставляет по-разному воспринимать феномен социальной компетентности. Проблема формирования СК личности изучается в рамках различных дисциплин; причем, в отличие от вопросов, связанных с формированием компетентности в целом и профессиональной компетентности, методы и формы развития СК начали предлагаться и осмысливаться относительно недавно. Однако необходимо подчеркнуть наличие предпосылок для устранения упомянутой проблемы. Отечественными исследователями создан ряд трудов (статей, диссертаций, монографий), раскрывающих основное теоретическое содержание и специфику СК. Помимо этого, изучены отдельные индивидуальные качества и различные факторы психолого-педагогического характера, детерминирующие СК учащегося (особенности социальной адаптации; трудности, связанные с самоопределением, самоанализом, вектором и способом демонстрации общественной активности); описаны и проанализированы этапы развития ребенка как личности и будущего члена общества.

Хотя феномен СК исследуется на протяжении относительно недолгого времени, в психолого-педагогических трудах уже описаны некоторые подходы, позволяющие обозначить базовые характеристики, которые раскрывают основное содержание данного явления и помогают разработать его модель: а) комплекс знаний о социуме, соответствующих умений, осведомленность индивида о социальных процессах; б) взаимодействие с обществом, способность и стремление к выстраиванию отношений с окружающими людьми и социальными учреждениями в реальном жизненном контексте; в) комбинированное личностное свойство, развитое в рамках учебно-воспитательного процесса; г) цель и итог практического использования специальных программ воспитательно-развивающей деятельности в учебных заведениях [11].

К проблемным аспектам следует причислить: структуру СК и специфику ее формирования на различных этапах обучения; определение факторов, благоприятствующих развитию СК; моделирование в рамках учебного заведения таких педагогических условий, которые позволяют человеку получить достаточную поддержку в развитии СК [12].

Сейчас в отечественных вузах и школах интенсивно совершенствуется инфраструктура службы сопровождения, предложены базовые принципы и альтернативные концепции ее деятельности, заложены методические основы сопровождения студентов и школьников, формируется специальный алгоритм взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса. Однако сопровождение, призванное способствовать развитию личности учащихся, включая их СК, остается обеспеченным в недостаточной степени. Практически не разработана концепция педагогической поддержки развития СК у подростков в контексте индивидуального подхода; служба обеспечения не снабжена социальными механизмами повышения качества образовательной среды, способствующими развитию СК.

Зарубежные исследователи уделяют рассматриваемой проблеме гораздо больше внимания. В соответствии со сформулированными ими толкованиями, СК включает в себя очень разнообразные компоненты:

- умение человека устранять проблемы, встающие на его пути, или минимизировать их негативное воздействие;

- повседневная успешность личности во взаимодействии с другими людьми;

- достижение определенных социальных результатов в особых общественных условиях, с применением определенных средств, достигая при этом позитивных изменений в развитии;

- умение реализовывать социальные и личностные ресурсы для быстрой и эффективной эволюции;

- умение успешно интегрироваться в непростые межличностные контакты, извлекая пользу для себя и не причиняя вреда своему социальному окружению.

С точки зрения У. Пфингстена и Р. Хинтча, СК представляет собой владение различными поведенческими сценариями (эмоциональными, познавательными и моторными), ведущее к преобладанию позитивных коммуникативных результатов над негативными [15].

Х. Шредер и М. Форверг полагают, что СК сводится к четырем личностным качествам (чертам):

1) коммуникабельности (умению общаться);

2) нацеленности на устанавливание отношений;

3) влиятельности (способности внушить свою точку зрения, повлиять на чужое мировоззрение);

4) «Я-концепции» - когнитивно-эмоциональному комплексу, основой которого выступает самоуважение [13].

Р. Ульрих, в свою очередь, предложил концепцию, отражающую семь качеств, характерных для социально-компетентного индивида [10]. По его мнению, такой гражданин умеет следующее:

1. совершать выбор для себя самого и осознавать собственные эмоции и потребности;

2. абстрагироваться от своей неуверенности и отрицательных эмоций, препятствующих объективному восприятию действительности;

3. отдавать предпочтение наиболее перспективному способу достижения цели;

4. адекватно интерпретировать потребности, ожидания и внешние императивы, принимать во внимание права других людей;

5. подвергать анализу сферу, охватываемую деятельностью социальных учреждений и структур, и учитывать данную информацию при составлении собственной поведенческой стратегии;

6. понимать, как вести себя в той или иной ситуации, с учетом интересов окружающих людей, собственных амбиций и требований, предъявляемых социальными структурами;

7. осознавать несовместимость СК с агрессией, с неуважением чужих прав и свобод, с игнорированием своих обязанностей.

В рамках данной статьи мы понимаем под СК социальные навыки, посредством которых индивид может следовать нормам и правилам, установленным в данном социуме. В связи с этим СК зачастую позиционируется как активная, независимая и продуктивная общественная позиция гражданина, его прямое или косвенное участие в разворачивающихся событиях и ощущение своей моральной ответственности за их последствия, желание повысить уровень собственной жизни [8].

Следовательно, СК представляет собой личностное образование, включающее в себя следующие компоненты: социальный опыт индивида в конкретном возрасте; интеллектуальные, морально-нравственные, психологические качества, создающие условия для воплощения в жизнь активной гражданской позиции с учетом своей ответственности за собственную профессиональную и иную деятельность [4].

По итогам комплексного исследования понятия «социальная компетентность» [3, 9] нами были выделены следующие составляющие СК: личностная, социальная, когнитивная и ценностная.

Личностная составляющая предполагает способность к получению информации о самом себе и окружающей действительности, к заботе о родных и близких, к формированию эффективных отношений с обществом в целом и своим непосредственным социальным окружением.

Социальная составляющая выражается в социальном опыте, полученном на протяжении всей жизни индивида при попадании в конфликтные и иные неприятные ситуации, связанные с общением.

Когнитивная составляющая имеет более сложную структуру. Она включает в себя социальные знания (осведомленность о специфике человеческого поведения; вычленение сути чужих слов и понимание чужих проблем (эмпатия); способность осуществлять поиск необходимых сведений); социальные умения (способность расположить партнера к себе, продемонстрировать интерес к его личности и судьбе, предложить свою бескорыстную помощь или моральную поддержку, обосновать и отстаивать свою точку зрения, предотвращать конфликтные ситуации в конструктивном ключе, терпимо относиться к чужому поведению, быть готовым отвечать за свои слова и поступки); социальные навыки (продуктивное общение с различными людьми; участие в отношениях на протяжении длительного периода; коммуникативная эмпатия, понимание эмоционального состояния собеседника; учет сложившейся ситуации; внимательное отношение к мимике и интонации собеседника; ясное изложение собственной позиции; регулирование своего поведения; увязывание отдельных тактических шагов с определенной коммуникативной стратегией).

Ценностная составляющая базируется на ценностно-смысловой иерархии данной личности, умении правильно интерпретировать окружающую реальность, адаптироваться к ней, понимать собственную социальную миссию, быть способным к выбору целевых и содержательных установок для дальнейшего поведения, к принятию решений в неоднозначных ситуациях.

Личностная ориентированность современного образования предполагает принятие тезиса, в соответствии с которым любой индивид обладает достаточными воспитательными ресурсами. Главное -помочь ему использовать данные ресурсы, то есть организовать педагогическое обеспечение личности на одной из основных стадий ее общественного развития. Педагогическое обеспечение рассматривается как оказание человеку определенной поддержки в выстраивании ориентационного спектра (при этом ответственность лежит, прежде всего, на самом индивиде).

Автор данной статьи разделяет позицию Т.С. Кондратовой, трактующей педагогическое сопровождение (обеспечение) как взаимодействие педагогов и представителей других профессий (врачей, психологов и т.д.), нацеленное на личность подростка, способствующее реализации индивидуального потенциала, необходимого для общественной деятельности; выстраивание отношений, репрезентируемых через личностные свойства и ценностные ориентации; создание для приобретения опыта социальных контактов, которое позволяет индивиду являться участником социальных интеракций, соблюдая нормы и правила, функционирующие в данном социуме [5].

Педагогическое сопровождение основано на выстраивании индивидуально нацеленных педагогических ситуаций, которые имеют отношение к формированию образа жизни школьников и студентов, отвечающего сущности личностной эволюции, а также на механизмах интенсивного социального обучения (тренингах, обсуждениях, деловых играх) и разработки методов преобразования подростка в полноценного гражданина и члена общества. Коммуникативное сотрудничество способствует накоплению и интерпретации социального опыта, помогает разобраться в различных способах реализации определенных функций, испытать новые эмоции.

В соответствии с результатами нашего исследования, при выстраивании СК студентов наиболее популярными являются активные методы обучения [2, 14]. Они бывают двух основных видов: неимитационные (учебная дискуссия, проблемная лекция и др.) и имитационные, которые, в свою очередь, делятся на игровые (деловая игра, использование имитационного тренажера и др.) и неигровые (осмысление ситуаций, действия в соответствии с инструкцией и др.).

Сравнив имитационные методы обучения, используемые в настоящее время, мы определили их сильные и слабые стороны. К первым следует отнести активный характер подготовки, создание условий для интеллектуальной деятельности в коллективе, раскрытие учащимися своих индивидуальных особенностей; ко вторым - низкий уровень эффективности при работе со значительным количеством студентов и большое количество времени, нужного для подготовки к занятию. Таким образом, можно выделить ряд факторов, характерных для использования методов имитационного характера при развитии экономических компетенций: учет общих и профессиональных компетенций выпускника, потребность в улучшении педагогических навыков преподавателя, обращение к комплексу имитационных методов подготовки «Учебная фирма» [11]. Данный метод, примененный в ходе исследования на различных уровнях образовательной вертикали, понимается автором статьи как система педагогических приемов имитационного типа и обладает всеми признаками, характерными для методов (наличие определенной модели управления учебой студентов; различная скорость и глубина усвоения учебной информации в зависимости от возраста, темперамента и других факторов; обмен важными и интересными сведениями между учащимися и

педагогом; направленность на повышение уровня познавательной мотивации; управление ходом образовательного процесса).

«Учебная фирма» создает возможности:

- в выстраивании учебно-воспитательного процесса — для проектирования отдельных элементов образовательной деятельности в рабочих условиях; имитации выполнения производственных обязанностей, связанных с получаемой профессией; совмещения цели образования с финансовыми задачами; практической демонстрации студентам специфики межличностных отношений в контексте рыночной экономики и т.д.;

- в формулировании педагогических задач обучения - для значительного уменьшения разницы между учебно-воспитательным процессом и императивами рынка труда; реализации принципиально нового подхода к взаимодействию педагогов и учащихся; формирования и развития личностных свойств школьников и студентов в профессиональном и морально-нравственном аспектах; повышения интереса учащихся к осваиваемой специальности; получения опыта работы в коллективе и др.;

- в решении педагогических задач - для гарантированной подготовки специалиста, востребованного на современном рынке труда, владеющего определенными навыками и умениями; раскрытия его адаптационного потенциала, реализации способности успешно функционировать в принципиально новых условиях; мотивации людей к непрерывному повышению собственной квалификации; формирования навыков оперативного поиска нужных сведений в обширном информационном пространстве.

Механизм создания имитационного метода «Учебная фирма» включает в себя следующие этапы:

- формирование «Учебной фирмы», где принимаются во внимание описание выбранной фирмы (характер деятельности, наименование, логотип, внутренняя структура и т.д.) и исследование среды, в которой планируется реализовать возможности данной организации (изучение спроса и предложения, сильные стороны на фоне возрастающей конкуренции, SWOT-анализ);

- реализация «Учебной фирмы», включающая в себя отбор высококвалифицированных специалистов (приказы и др.), отслеживание уровня профессиональной деятельности (ротация кадров, должностные инструкции), работу с документами о партнерстве (договоры о сотрудничестве, бухгалтерские документы, связанные с командировками);

- создание автоматизированного рабочего места.

Механизм формирования имитационного метода «Учебная фирма» определяет наличие устойчивого соотношения между педагогическими задачами, решаемыми на каждой стадии, и используемыми учебными методами. При этом первый и второй этапы (формирование и реализация «Учебной фирмы») распространяются на все специальности, выделяемые в рамках профессионального образования. Третий этап связан с определенной специальностью.

Выводы. Ужесточение требований, предъявляемых к уровню подготовки выпускников средних и высших учебных заведений, предполагает распространение компетентностного подхода к выстраиванию учебно-воспитательного процесса. Данный подход нацелен не только на освоение учащимися определенных знаний, навыков и умений, но и на обучение будущих специалистов тому, как нужно действовать в ситуациях различного характера, что является основой СК индивида. Для этого представляется разумным проектировать разные социальные обстоятельства, то есть применять контекстный подход, а также методы проектного обучения. Следует подчеркнуть, что учащиеся должны заниматься проектированием как самостоятельно, так и под руководством педагогов.

Сочетание в учебно-воспитательном процессе ключевых положений контекстного обучения и отдельных составляющих проектного обучения делает целесообразным обращение к проектно-контекстному подходу. Обучающие ситуации общественной жизни можно проектировать посредством ролевых проектов, для создания которых в учебном заведении должны иметься педагогические условия, согласующиеся с принципами компетентностного подхода и контекстного обучения. Самыми значимыми представляются следующие условия: моделирование общественной ситуации в контексте образования; применение факторов, стимулирующих школьников и студентов к овладению сценариями социально ориентированного поведения; высокий уровень личностного развития учителя или преподавателя и его уважительное отношение к своим подопечным; постоянное профессиональное самосовершенствование педагогов.

Перспективы научной работы в направлении развития СК состоят в выявлении новаторских форм и методов реализации успешного сотрудничества общественных структур в рамках совершенствования СК школьников и студентов; в установлении роли стихийной адаптации к требованиям социума, выраженности педагогических рисков в ходе формирования СК индивида.

Литература:

1. Бахтигулова Л.Б. Профессионально-педагогическая деятельность в системном развитии обучающихся вуза. Монография / Л.Б. Бахтигулова. - М. ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2014. - 440 с.

2. Грэм Р.Г., Грей К.Ф. Руководство по имитационным играм / Р.Г. Грэм, К.Ф. Грей: Пер. с англ / под ред. Ф.В. Широкова. - М.: Сов.радио, 1977. - 376 с.

3. Дьюи Дж. Реконструкция в философии; Проблемы человека / Дж. Дьюи / Пер. с англ. - М.: Республика, 2003. - 161 с.

4. Скворцов В.Н. Непрерывное образование как основа современного научного знания/Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 2. С. 157-161.

5. Кондратова Т.С. Социальное проектирование в контексте педагогического сопровождения развития социальной компетентности подростков в общеобразовательной школе/ Т.С. Кондратова // Известия Российского государственного педагогического университета Имени А.И. Герцена. - 2009. - № 94. -С. 119 - 123.

6. Мачехина О.Н. Формирование социальной компетентности старшеклассников на основе проектно-контекстного подхода в современном образовательном процессе / О.Н. Мачехина // Преподавание истории в школе. Спецвыпуск. № 5, апрель 2007. — С. 15—19.

7. Равен Д. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Д. Равен. - М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002. - 394 с.

8. Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся / А.А. Реан. - М.: Высшая школа, 1990. - 79 с.

9.Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. Перевод Г.И. Лайдиной, под ред. Т.А.Гудковой. - М.: Мир, 1994. - 319 с.

10. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Роджерс. Перевод с англ. М. Злотник. - М.: изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 414 с.

11. Скворцов В.Н. Университеты как образовательные и культурологические центры подготовки специалистов XXI века // РОССИЯ И КАЗАХСТАН НА ПУТИ К ВСЕОБЩЕМУ НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ: монография. Санкт-Петербург, 2016. С. 137-165.

12. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. — 272 с.

13.Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве времени детства / Д.И. Фельдштейн. - М.: изд-во «Флинта», 1997.j- 158 с.

14. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хейзинга / Пер. с нидерл. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 352 с.

15.Хинш Р., Виттманн С.Социальная компетенция. Практическое руководство по тренингу / Р. Хинш, С. Виттманн. - М., Издательство «Гуманитарный центр», 2005. - 192с.

Педагогика

УДК: 378.146

кандидат педагогических наук Суслова Юлия Викторовна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань); преподаватель Костерина Наталья Михайловна

Филиал Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил

«Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (г. Сызрань)

ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО

АВИАЦИОННОГО ВУЗА

Аннотация. В данной статье рассматривается вопрос об использовании интеллект - карт при обучении иностранному языку курсантов авиационного военного вуза. Описываются виды заданий, и этапы работы с учебной информацией по формированию необходимых навыков обучающихся.

Ключевые слова: интеллект-карта, ментальная карта, техническое мышление, учебная информация, авиационный английский язык.

Annotation. This article discusses the use of mind maps in teaching of military Air Force school cadets. This article describes the types of exercises and stages of work with educational information under the necessary skills development.

Keywords: mind-map, technical thinking, educational information, Aviation English.

Введение. Современная геополитическая обстановка предъявляет новые требования к профессиональной (в том числе иноязычной) подготовке военных авиационных специалистов. В ходе выполнения своих профессиональных задач военные лётчики постоянно взаимодействуют с информацией, источниками которой выступают различные объекты окружающего мира: люди, приборы, обстановка, ситуация [3]. Вследствие этого в подготовке будущих военных летчиков на передний план выходит проблема готовности обучающихся к осуществлению мыслительных операций по поиску и переработке актуальной информации [5].

Курсанты современных военных вузов являются представителями нового «цифрового поколения», у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции. Помимо этого курсанты обладают техническим типом мышления, то есть используют рациональный, алгоритмический подход для анализа и оценки данных, который позволяет им обобщать, систематизировать и анализировать поступающий материал. Учитывая вышеперечисленные особенности обучающихся, преподаватели кафедры иностранных языков филиала Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» в г. Сызрани стараются трансформировать информацию в удобную форму восприятия и использовать понятные, яркие, четкие образы. Одним из таких приемов обучения и средством предоставления учебной информации в удобной, сжатой и наглядной форме являются интеллект - карты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. Интеллект-карта или ментальная карта - это способ изображения процесса с помощью диаграмм, схем, связанных друг с другом и объединенных общей идеей [1]. Данный методический прием позволяет создать, структурировать, классифицировать и представить любой процесс, событие, мысль или идею в комплексной, систематизированной, визуальной форме [4]. Так как при создании интеллект-карт задействованы воображение, творческое, критическое и ассоциативное мышление, все виды памяти (зрительная, слуховая, механическая), они являются эффективным средством для обучения курсантов военного авиационного вуза, а также организации и решения профессиональных задач.

При разработке интеллект-карт используется весь творческий потенциал, как преподавателей, так и курсантов. Отправной точкой ментальной карты является центральный образ. Это может быть ключевое слово/словосочетание (название темы, текста или его основная мысль, идея, проблема) или иллюстрация. От центрального образа расходятся логические ассоциативные связи (ветви), то есть важные ключевые понятия по изучаемой теме [2]. Подобная схема расположения информации позволяет легче выделить основную идею, быстрее и эффективнее запомнить и воспроизвести учебную информацию. Структурный характер позволяет интеллект-картам постоянно видоизменяться и дополняться (рис. 1):

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.