УДК 37
В. Н. Ефименко, Н. А. Рачковская
Формы и методы подготовки будущих социальных педагогов к сопровождению неблагополучной семьи
В статье рассмотрены организационные и содержательные аспекты профессиональной подготовки будущего социального педагога к осуществлению социально-педагогического сопровождения неблагополучной семьи, дается общая характеристика форм и методов обучения студентов, подчеркивается условность их деления, важность использования интерактивных средств при подготовке будущих педагогов. Проанализированы интерактивные формы и методы обучения в диалектическом единстве с содержанием образования социального педагога, а также выявлены их возможности для формирования профессиональной компетентности специалиста в сфере работы с неблагополучной семьей. Определены резервы таких традиционных форм обучения как лекции, семинары и практические занятия для формирования когнитивного компонента компетентности социального педагога в данном виде профессиональной деятельности. Метод проектов, учебная экскурсия, деловая игра, социально-педагогический тренинг, прием нормотворчества рассматриваются как способы развития у будущего специалиста практических умений и навыков, необходимых для сопровождения неблагополучной семьи. Уделяется внимание научно-исследовательской деятельности студентов, встроенной в учебный процесс, а также практике в условиях образовательной организации. Дается характеристика портфолио, который позволяет студентам оценить уровень сформированности своей профессиональной компетентности и одновременно развивает их рефлексивные способности.
Ключевые слова: неблагополучная семья, социально-педагогическое сопровождение, социальный педагог, профессиональное образование, формы и методы обучения.
V. N. Efimenko, N. A. Rachkovskaya
Forms and Methods of Future Social Teachers' Training to Support a Dysfunctional Family
In the article organizational and substantial aspects of a future social teacher's professional training to implement social and pedagogical support of a dysfunctional family are considered, the general characteristic of forms and training methods of students is given, convention of their division, importance to use interactive means when training future teachers is emphasized. Interactive forms and training methods in dialectic unity with education content of the social teacher are analysed, and also their opportunities for forming a professional competence of the specialist in the sphere of work with a dysfunctional family are revealed. Recourses of such traditional forms of education as lectures, seminars and practical training to form a cognitive component of the competence of the social teacher of this professional activity are determined. The method of projects, educational excursion, business game, social and pedagogical training, acceptance of rule-making are considered as methods to develop the future specialist's practical skills necessary to support a dysfunctional family. The attention is paid to the students' research activities which are built into the educational process and also practice in conditions of the educational organization. The characteristic of a portfolio which allows students to estimate the level of the professional competence is given and at the same time it develops their reflexive capabilities.
Keywords: dysfunctional family, social and pedagogical support, social teacher, professional education, forms and training methods.
В процессе подготовки социальных педагогов в вузе к социально-педагогическому сопровождению неблагополучных семей используются как традиционные, так инновационные формы и методы обучения. Под формой организации обучения в педагогической науке понимается внешняя сторона процесса обучения, связанная с количеством учащихся, временем местом и режимом обучения. Методами организации обучения традиционно считают систему последовательных взаимосвязанных действий преподавателя и студента, обеспечивающие усвоение содержания образования. Необходимо отметить, что в образовательной практике методы и формы обу-
чения образуют диалектическое единство. В ряде учебных ситуаций достаточно сложно разграничить формы и методы обучения, в связи с чем в педагогической науке существует мнение об условности деления данных категорий.
Очевидно, что интерактивные формы и методы обучения должны сегодня занимать ведущее место, поскольку их использование позволяет обеспечить субъектную позицию студентов в освоении профессионально значимого знания, развивать их творческие способности, формировать профессиональную компетентность в сфере социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей в условиях образовательной организации,
© Ефименко В. Н., Рачковская Н. А., 2016
что особенно значимо для специалистов данного профиля.
К традиционным формам организации обучения будущих специалистов относятся, прежде всего, лекции, семинарские и практические занятия, которые направлены на то, чтобы передать студентам систему знаний о социально-педагогическом сопровождении неблагополучных семей в условиях общеобразовательной школы как особом виде деятельности социального педагога и сформировать их компетентность в данной области.
В современных условиях коренным образом меняется смысл и функции лекции как формы освоения социально-педагогического знания, которая считается не только одной из ведущих, но и первой в историко-хронологическом плане формой организации обучения в вузе. С XV в. в связи с возникновением книгопечатания образовательная ценность лекции начала подвергаться сомнению. Предлагалось даже упразднить лекцию на том основании, что она приучает к пассивному, некритичному восприятию чужих мыслей, действует на умственные способности слушателей притупляюще, убивает у студентов стремление к самостоятельному труду и мышлению. Высказывалось даже предположение, что, чем профессиональнее преподаватель, тем ниже образовательная эффективность лекции.
Дискуссия не исчерпала себя и до настоящего времени. В начале девяностых годов прошлого века журнал «Педагогика» провел опрос преподавателей ведущих вузов России с целью выяснить наиболее распространенное представление о функциях лекции. Ответы ранжировались следующим образом: подавляющее число респондентов указало, что лекция, прежде всего, призвана передать определенный объем научной информации; на второе место вышло мнение, что лекция должна создавать основу для самостоятельной работы студентов; третье место заняла позиция - лекция призвана оказывать воспитывающее влияние на студента. Встречались и другие, менее популярные точки зрения.
Сейчас переосмысливается приведенное выше соотношение функций, на первый план выходит координирующая функция лекции. Очевидно, что преподаватель вуза уже не может выступать в неблагодарной роли транслятора знаний. Эту функцию с успехом реализуют учебники нового поколения и обучающие компьютерные программы. Прямая трансляция студенту культурных стереотипов, профессионально значимых знаний и умений, предполагающая их простое запоминание и
репродуктивное воспроизведение, сегодня утратили свою актуальность и соответствуют недавнему по времени, но далекому по социокультурным характеристикам прошлому [3].
Особое значение в процессе подготовки социальных педагогов имеют лекции проблемного типа, которые могут быть прочитаны при изучении ряда дисциплин, таких как «Социальная педагогика», «Методика и технология работы социального педагога», «Система социальной защиты детства», «Социально-педагогическая деятельность с неблагополучными семьями» и др. Данная форма лекций способствует обучению студентов выдвигать гипотезы и определять возможные способы решения обозначенных проблем, вести мини-дискуссии.
Бинарные лекции, которые проводятся в форме диалога преподавателями педагогики и психологии, преподавателем и студентом-старшекурсником, всегда вызывают интерес у аудитории. Данная форма учебного занятия может быть использована при изучении различных курсов, например, «Основы психологии семьи и семейного консультирования» по теме «Влияние нарушений семейных отношений на психическое развитие и социализацию ребенка»; «Социальная педагогика» по теме «Микрофакторы социализации: семья и семейное воспитание», при изучении которой раскрываются особенности современной семьи, социализирующие функции семьи, семейное воспитание и его влияние на становление личности.
Лекции-конференции отличаются научно-практической направленностью и могут широко использоваться при изучении элективной дисциплины «Основы социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей в условиях школы» (темы: «Особенности социализации детей в неблагополучных семьях», «Формы и методы социально-педагогической поддержки неблагополучных семей»); «Методика и технологии работы социального педагога» (тема «Методика работы социального педагога с различными категориями семей»). Данный вид лекций способствует формированию у студентов опыта преподавания, позволяет увидеть образцы профессиональной лекторской деятельности своих сокурсников или старшекурсников, приобщиться к научно-исследовательской деятельности.
В атмосфере доверия возможен диалогизм лекции, формы проявления которого многообразны. Это и так называемый скрытый диалог, который заключается в попеременном изложении преподавателем различных подходов, точек зрения на
определенную проблему. На основе внутреннего диалогизма также строятся лекции «на стыке наук». Открытый диалогизм лекций проявляется в непосредственном обращении преподавателя к студентам с просьбой высказать собственное мнение или отношение к какому-либо педагогическому феномену, и тогда в лекцию интегрируются элементы беседы, дискуссии.
В процессе использования дискуссий и бесед у студентов формируются личностные суждения, выводы, собственная точка зрения на определенные поступки и события. Беседа и дискуссия могут применяться с диагностической целью, поскольку они позволяют определить уровень воспитанности студента, в целом, и сформированно-сти отдельных профессионально значимых качеств, в частности, готовности к указанному виду деятельности, мотивацию на получение профессии социального педагога и работу с неблагополучными семьями.
В структуру лекции могут органично вплетаться выступления студентов, самостоятельно исследующих определенную проблему - на основе личного интереса, ретроспективного анализа собственного опыта, полученного во время профессиональной деятельности или прохождения практики, в рамках написания курсовых работ и др. Диалоговое взаимодействие с неизбежностью предполагает актуализацию личного опыта студента. Преподаватель, привлекая студента к участию в лекции, объективирует свое отношение к нему как к мыслящему и компетентному будущему специалисту. Диалогизм лекций инициирует внутренний диалог, который является предпосылкой для личностного осмысления студентом педагогического знания [4].
В процессе профессиональной подготовки будущих социальных педагогов к социально-педагогическому сопровождению неблагополучной семьи используются практические занятия и семинары, которые позволяют сформировать у студентов на основе полученной ими информации на лекции или в ходе самостоятельной работы, убеждения, практические умения и навыки.
На практических и семинарских занятиях должно уделяться особое внимание принципам, формам и методам социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей, а также социально-педагогическим технологиям. Важным компонентом данных занятий становится анализ специфичных методов социально-педагогической диагностики, таких как картографирование, паспортизация, анкетирование, социальная история,
социальная экспертиза, социальный мониторинг и др.
Особое внимание на практических занятиях уделяется технологиям консультирования, посредничества в работе социального педагога с неблагополучными семьями: консультирование как форма социально-педагогической поддержки, типы консультирования, функции и этапы консультирования, взаимосвязь консультирования и посредничества.
На практических занятиях студенты представляют разработанные сценарии родительских собраний, комплексы упражнений для проведения тренингов с родителями, деловые игры для членов семьи, систему работы родительского всеобуча, программы психолого-педагогического просвещения родителей, программы помощи определенным типам неблагополучных семей и др.
В процессе подготовки будущих специалистов к социально-педагогическому сопровождению семьи целесообразно использовать эвристические семинары: семинары генерации идей по теме «Семья как важнейший институт социализации человека» и рефлексивные семинары по теме «Сущность социально-педагогической поддержки неблагополучных семей».
Для развития профессионально значимых качеств будущих специалистов в области социально -педагогического сопровождения неблагополучных семей, таких как толерантность, эмпатийность, организаторские и коммуникативные способности и др., используется такая форма организации обучения, как социально-педагогический тренинг, который включает упражнения, помогающие студентам раскрыть свои личностно-профессиональные качества. В частности, на занятиях можно предложить выполнить упражнения на формирование умения устанавливать первичный контакт с родителями: провести беседу с мамой, которая очень недовольна поведением своего 14-летнего сына; беседу с отцом по поводу неблаговидного поступка его ребенка. Студентам необходимо убедить родителей в необходимости взаимодействия. Упражнения социально-педагогического тренинга применяются на каждом практическом занятии при изучении курса «Основы социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей в условиях школы».
Для изучения феномена неблагополучной семьи, деятельности социального педагога по социально-педагогическому сопровождению неблагополучных семей в процессе подготовки будущих специалистов целесообразно использование учебной экскурсии. Использование данной формы в
процессе обучения позволит студентам наблюдать в естественных условиях работу различных специалистов с неблагополучными семьями, трудными подростками из этих семей в учреждениях социальной помощи населению, в общеобразовательных школах. Представляется целесообразным проведение таких видов экскурсий, как вводные экскурсии перед началом изучения дисциплин «Введение в профессию», «Методика и технология работы социального педагога», а также текущие (информационные) экскурсии, которые проводятся одновременно с изучением учебного материала при освоении дисциплины «Основы социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей в условиях школы».
Одним из наиболее эффективных методов формирования профессиональной компетентности будущих специалистов в области социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей является анализ педагогических ситуаций, обладающий значительным эмоционально-мотивационным потенциалом.
На наш взгляд особенно эффективен прием создания ситуаций познавательного затруднения, который стимулирует студентов в потребности приобретения психолого-педагогических знаний и помогает осознать значимость этих знаний, как для успешного обучения, так и для будущей профессиональной деятельности. Так, студентам может быть предложена ситуация, моделирующая семейное неблагополучие (неполная семья), которая завершается заданием проанализировать семейные отношения, особенности социализации ребенка в данной семье и смоделировать социально-педагогическое сопровождение данной семьи школьным социальным педагогом. Таким образом, материал занятия приобретает практико-ориентированную направленность.
При использовании проблемных ситуаций у студентов возникает интерес к изучаемому материалу и происходит осознание его значимости, которые постепенно переходят в профессионально-познавательные интересы, мотивы, потребности в общении и чувство ответственности. Постепенно изменяется смысл изучения предмета: педагогические знания становятся для студентов ценностью, способствуя их профессиональному самоопределению и формированию необходимых компетенций для работы с неблагополучной семьей [2].
Существенную роль в подготовке будущих специалистов играют интерактивные методы обучения в рамках семинарских и практических занятий, построенных с учетом вовлечения студентов в
учебно-профессиональную деятельность. Средствами вовлечения студентов в такую деятельность являются деловые игры, обладающие значительным мотивационным потенциалом. Имитируя социально-педагогическую деятельность, роль ставит студента в ситуацию, максимально приближенную к условиям его будущей профессиональной деятельности с неблагополучными семьями. При изучении темы «Педагогический такт в работе с семьей» (дисциплина «Основы социально-педагогического сопровождения неблагополучных семьей в условиях школы») студенты знакомятся с основными понятиями темы, объединяются в несколько творческих групп и разрабатывают «Правила общения социального педагога с семьей». В каждой группе выбирается генератор идей, критик, методист (последний разрабатывает рекомендации, приводит примеры), оформитель (продумывает художественное оформление). Разработанный свод правил группы «защищается» перед аудиторией и жюри-практиками (2-3 преподавателя кафедры педагогики и несколько студентов-старшекурсников, в чьи функции входит критическое осмысление правил, уточнение идей студентов, оценка с позиции социального педагога-практика, внесение коррективы). В конце занятия разрабатывается коллективный свод правил для социального педагога при общении с семьей, проводится рефлексия и оценка результатов деятельности.
Использование приема нормотворчества позволит разработать студентам своеобразные «нормы» индивидуальной и коллективной деятельности. Так, при рассмотрении темы «Консультирование как форма социально-педагогического сопровождения неблагополучной семьи» студенты разрабатывают рекомендации молодому специалисту по организации и проведению индивидуального консультирования родителей и детей, а также мы предлагаем студентам составить правила взаимодействия с родителями учащихся, с трудными подростками, коллегами по работе.
Игровые методы обучения существенно влияют на готовность студентов к осуществлению социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей. Опыт показывает, что те студенты, которые наиболее основательно усвоили профессионально значимые знания успешно справляются с ролью, заданной в деловой игре.
В деловых играх у студентов развивается самостоятельное мышление, проявляются и формируются необходимые для социального педагога организаторские и коммуникативные качества, что яв-
ляется важным для установления конструктивных отношений с родителями. Мы считаем, что симу-ляционные игры приобщают студентов к многоаспектному анализу педагогической ситуации, ранее действовавшей в качестве реальной.
Метод инсценирования предполагает проигрывание подготовленных мизансцен, принимающих форму диалога, дискуссии и т. д. Основой данного метода являются этюды, требующие подготовительной работы: планирования, продумывания участниками содержания сцены, распределения ролей. Затем необходим анализ произошедшего, который осуществляется в процессе беседы преподавателя со студентами. Основной целью данного метода является «проигрывание» алгоритма будущей деятельности при работе с семьей, «вживание» в роль социального педагога.
В процессе подготовки необходимо активно использовать прием целеполагания, который позволяет студентам самостоятельно (в ряде случаев с помощью педагога) увидеть значимость изучаемого материала, определить цели и задачи его изучения, выбрать цели, составить собственные таксономии образовательных целей и задач, сформулировать цели на основе рефлексии. Например, в начале изучения курсов «Методика и технология работы социального педагога», «Основы социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей» на вводных лекциях студентам предлагается сформулировать свои «ожидания» от посещения занятий, определить личные цели и задачи их изучения, обозначить учебные действия и условия, реализация которых могла бы привести к достижению намеченных целей и задач. На последних занятиях изучаемых курсов организуется итоговая рефлексия по определению степени достижения поставленных целей и задач.
Широкое применение метода проектов, который существует давно и ранее назывался бригадным методом, позволяет развивать у студентов навыки самостоятельного мышления, умения привлекать знания из разных областей, ставить задачи, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи, планировать конечный результат, выполнять обобщенный алгоритм проектирования, организовывать конструктивное общение, вести самостоятельный поиск информации и осуществлять рефлексию. Навыки, приобретенные студентами в ходе выполнения проектов, способствуют развитию профессиональной компетентности в сфере социально-педагогического сопровождения семьи [1].
Использование метода проектов в процессе подготовки студентов позволяет им не просто знакомиться с требованиями, предъявляемыми к проекту, его содержанию, оформлению, творческим элементам, процедурой выполнения, защитой представленного проекта, а еще формировать и накапливать свой «Банк проектов». Например, студентам могут быть предложены темы проекта: «Программа социально-педагогического сопровождения неполной семьи в условиях школы», «Программа социально-педагогической поддержки многодетной семьи в условиях образовательной организации», «Программа повышения психолого-педагогической культуры семьи в условиях школы», «Программа организации взаимодействия школы и семьи», «Проект социально-педагогической службы школы» и др. Важно подчеркнуть, что проект, выполненный студентами, почти всегда носит прикладной характер: проводится диагностика определенных семей, предлагается конкретная программа их социально-педагогического сопровождения или поддержки.
В процессе подготовки специалистов в сфере социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей, важно формировать у студентов личностную позицию, которая достигается за счет применения креативных методов обучения.
Одним из таких методов является «мозговой штурм», позволяющий студентам собрать как можно больше вариантов решения проблемы за счет отбора наилучшей идеи, коллективного размышления. Данный метод может использоваться при проведении практических занятий по темам «Особенности социализации детей в неблагополучных семьях» (учебная проблема: «Как воспитывать ребенка одной?», студенты составляют советы матери), «Изучение семейного уклада и психолого-педагогической грамотности родителей» (учебная проблема: «Как организовать психолого-педагогическое просвещение родителей в школе?») и т. д.
Средство, эффективность которого подтвердил результат процесса подготовки студентов, является портфолио, позволяющий видеть развитие и профессиональный рост студентов. Студенты начинают вести портфолио с первого курса обучения в вузе и в него входят все материалы, собранные студентами за весь период обучения (нормативные документы социального педагога, различные планы, карты семьи и подопечных, паспорта баз практики, микрорайонов, классов, различные творческие разработки, доклады, исследования, методы диагностики и т. д.). Ведение портфолио способ-
ствует формированию умений студентов разрабатывать траекторию своего профессионального развития, анализировать собранную информацию; содействует развитию мотивации студентов к самостоятельному исследованию вопросов социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей; формирует устойчивый интерес к осуществлению данного вида деятельности; развивает педагогическую рефлексию.
В процессе подготовки студентов к осуществлению социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей необходимо уделять особое внимание проверке знаний и диагностике подготовленности к данному виду деятельности в целом. Для проведения диагностики качества освоения студентами компетенций необходимо организовывать текущий, промежуточный и итоговый контроль. При текущей и промежуточной оценке знаний студентов проводятся срезовые контрольные работы и дидактические тесты. Результаты контроля позволяют дифференцировать процесс подготовки будущих специалистов. В содержание итогового контроля по социально-педагогическим дисциплинам необходимо включить вопросы, связанные с семейным неблагополучием, проблемами детей, живущих в этих семьях, проблемой организации социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей в условиях школы и др.
Важно стимулировать рефлексию студентов, в ходе которой будущие специалисты осознают способы и результаты собственной учебной деятельности, проблемы, возникающие в результате освоения профессионально значимых дисциплин. Текущая рефлексия должна проводиться после изучения небольшого блока информации или выполнения значимого вида деятельности. Деятельность студентов «останавливается» для того, чтобы обратить внимание будущих специалистов на элементы, приемы ее выполнения, анализ студентами собственных достижений. Итоговая рефлексия проводится после изучения большого раздела учебного материала, по завершению курса. Например, студентам предлагаются следующие вопросы к итоговой рефлексии: «Каково мое самое большое достижение при изучении проблем осуществления социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей?», «Почему я этого достиг?», «Какова моя самая большая трудность в изучении данной проблемы?», «Как я ее преодолевал и планирую преодолевать?».
Приемами активизации рефлексивной деятельности студентов являются свободные высказывания, отражающие переживания и отношения к
происходящему, по итогам занятий, тренинговых упражнений, собственного выполнения творческих работ; выступления на предложенную тему (незаконченное высказывание: «При посещении социального приюта для детей и подростков я ожидал увидеть..., а на самом деле...», «При проведении «Семейной гостиной» наиболее яркие чувства у меня вызвало.», «Для меня остается проблемой при изучении организации социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей.»). Как видно из примеров, заданные педагогом незаконченные тезисы ориентированы на вербализацию впечатлений и переживаний, особенностей собственного мыслительного процесса, усвоения материала и формирования необходимых компетенций. Организованная данным образом рефлексия отражает как содержательную сторону предметных знаний и умений студентов, так и психологическую сторону их учебной деятельности. С целью активизации процесса рефлексии можно использовать сочинения-эссе, сочинения-рассуждения.
Оценивание уровня подготовленности к осуществлению социально-педагогической поддержки неблагополучных семей происходит и в процессе научно-исследовательской работы студентов (НИРС). По завершении любой из форм НИРС проводится устная групповая или индивидуальная рефлексия научных работ студентов, а к работам прилагается отзыв научного руководителя и рецензия эксперта из числа опытных социальных педагогов.
В процессе социально-педагогической практики текущее и итоговое оценивание должно осуществляться посредством анализа и самоанализа. К оцениванию уровня подготовленности студентов обязательно привлекаются социальные педагоги базовых школ и методисты. Для них разработаны методики экспертного оценивания подготовленности студентов. Студенты тоже получают возможность оценить свою деятельность, в процессе самооценки они определяют уровень подготовленности по результатам практики. Обобщенные результаты практической деятельности подводятся на итоговой конференции совместно со студентами, социальными педагогами и методистами вуза.
Таким образом, в процессе подготовки социальных педагогов в вузе к сопровождению неблагополучной семьи необходимо использовать весь комплекс интерактивных методов и форм обучения, сочетать аудиторные занятия с практической, исследовательской и самостоятельной деятельностью студентов.
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В., Серебренников, Л. Н. Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения школьников [Текст] / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - Т. 2. - № 2. -С. 65-70.
2. Ефименко, В. Н. Подготовка социальных педагогов в вузе к осуществлению поддержки неблагополучных семей [Текст] : дис. ... канд. педагогических наук / В. Н. Ефименко. - Ярославль, 2007. - 262 с.
3. Рачковская, Н. А. Теоретико-методологические основы развития эмоциональной культуры социального педагога в вузе [Текст] : монография / Н. А. Рачковская. - М. : Изд-во МГОУ, 2011. - 202 с.
4. Куликова, Л. Н. Проблемы саморазвития личности / Л. Н. Куликова. - Хабаровск : Изд-во ХГПУ, 1997. - 315 с.
ШЫ^гаЛсЬевк] $р1$ок
1. Ва^ого^уа, Ь. V., 8егеЪгепп1коу, Ь. N. Ргоекпа]а dejatel'nost' как sredstvo professional'nogo samoopredelenija БИкоГткоу [ТекБ^ / Ь. V Bajborodova, Ь. N. 8егеЬгепткоу // .Тагозкузку pedagogicheskij уезйк. - 2014. - Т. 2. - № 2. -8. 65-70.
2. Ейтепко, V N. Podgotovka social'nyh pedagogov у vuze к osushhestvleniju podderzhki neblagopoluchnyh semej [ТекБ^ : dis. ... kand. pedagogicheskih nauk / V. N. Efimenko. - Jaroslavl', 2007. - 262 б.
3. Rachkovskaja, N. А. Teoretiko-metodologicheskie osnovy razvitija jemocional'noj kul'tury social'nogo pedagoga v vuze [Tekst] : monografija / N. А. Rachkovskaja. - М. : Izd-vo МвОИ, 2011. - 202 Б.
4. Kulikova, Ь. N. Problemy samorazvitija ИЛПОБЙ / Ь. N. Kulikova. - Habarovsk : Izd-vo ИвРИ, 1997. -315 Б.