КРУГЛЫЙ СТОЛ
Ю. В. Жегульская, О. В. Коваленко, Ю. А. Кувшинов, Л. И. Лазарева, Е. В. Милькова, Г. Ф. Привалова, В. В. Фалилеев
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
Рассматриваются факторы повышения качества подготовки социальных педагогов в образовательном процессе вуза на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Анализируется инфраструктура деятельности социального педагога и ее влияние на содержание учебного плана. Подчеркивается значение учебной и производственной практики, межпредметных связей, педагогического взаимодействия, исследовательской деятельности студентов и профессионально-творческих основ в формировании общих и профессиональных компетенций будущих социальных педагогов.
Ключевые слова: инфраструктура деятельности социального педагога, учебная и производственная практика, межпредметные связи, педагогическое взаимодействие, общие и профессиональные компетенции, исследовательская деятельность, профессионально-творческая подготовка.
Y. V. Zhegulskaya, O. V. Kovalenko, Y. A. Kuvshinov, L. I. Lazareva,
E. V. Milkova, G. F. Privalova, V. V. Falileev
QUALITY TRAINING OF SOCIAL TEACHERS IN THE CONTEXT OF FSEI HPE OF THE THIRD GENERATION: CHALLENGES AND SOLUTIONS
The Round Table discussedthe factors to improve the quality of trainingof social and pedagogical workersin the educational process of the university on the basis of new federal state educational standards for higher education.The activity of social and pedagogical workers and the influence on the content of the curriculumwas analyzed.It emphasized the importance of training and work experience, interdisciplinary connections, pedagogical interaction, research activity of students and professional creative background in forming the foundations of general and professional competencies of future social and pedagogical workers.
Keywords: infrastructure of the social and pedagogical workers’ activity, educational and workexperience, interdisciplinary communication, pedagogical interaction, general and professional competencies, research, professional and creative training.
11 января 2012 г. в Кемеровском государственном университете культуры и искусств прошел круглый стол «Повышение качества подготовки социальных педагогов в контексте ФГОС ВПО третьего поколения: проблемы и решения».
В роли ведущей круглого стола выступила кандидат педагогических наук, заведую-
щая кафедрой социальной педагогики КемГУКИ, доцент Лазарева Людмила Ивановна.
Участники: Жегульская Юлия Владимировна, старший преподаватель кафедры социальной педагогики КемГУКИ; Коваленко Олег Владимирович, начальник управления здравоохранением администрации г. Кемерово; Кувшинов Юрий Александрович, канди-
дат философских наук, доцент кафедры социальной педагогики КемГУКИ, профессор РАЕ; Милькова Елена Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики КемГУКИ; Привалова Галина Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики КемГУКИ; Фалилеев Вячеслав Васильевич, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной педагогики КемГУКИ.
И. Л. Лазарева: Тема повышения качества подготовки выпускников вуза достаточно часто поднимается на страницах педагогических периодических изданий. Особенно остро она звучит сегодня в связи с переходом высшей школы на двухуровневую систему подготовки выпускников и внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Подготовка социальных педагогов в Кемеровском государственном университете культуры и искусств с 2011-2012 учебного года осуществляется в рамках направления подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика», степени «Бакалавр». Разработка и внедрение основной образовательной программы по названному выше направлению подготовки сопряжены с различными трудностями, вопросами и проблемами, которые необходимо решать взвешенно и обдуманно. Проведение данного круглого стола вызвано стремлением преподавательского состава кафедры осуществлять качественную подготовку будущих социальных педагогов в новых организационно-педагогических условиях, а также возможностью высказать свое видение путей и средств этого процесса.
Качество подготовки социальных педагогов в контексте новых ФГОС ВПО зависит от многих факторов, среди которых особо следует выделить реализацию модульного принципа формирования учебного плана основной
образовательной программы (ООП) высшего профессионального образования. В требованиях к условиям реализации ООП говорится, что высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. Модульный принцип построения учебного плана позволяет гибко реагировать на подобные изменения путем обновления или замены модуля, корректировки содержания имеющихся и введения новых дисциплин, обеспечивая качество подготовки специалистов на конкурентноспособном уровне.
В связи с этим важное значение приобретает так называемая «обратная связь» с работодателями, основанная на конструктивном взаимодействии вуза, выпускающей кафедры с учреждениями, в которых востребованы ее выпускники. Следовательно, нужно иметь четкое представление об инфраструктуре деятельности выпускника, современных направлениях его работы, необходимых компетенциях, профессиональных и общих, которые помогут ему получить работу, а кафедре приобрести надежных социальных партнеров. Как показывает анализ теоретических исследований и практических примеров формирования учебных планов по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», профиля подготовки «Психология и социальная педагогика», квалификации (степень) «Бакалавр», в социальнопедагогическом сообществе нет на этот счет единой точки зрения. В целом, несмотря на многообразие вариантов уже реализуемых учебных планов в вузах Российской Федерации, можно выделить два подхода к их формированию с учетом инфраструктуры профессиональной деятельности социального педагога.
Первый из них связан с ограничением инфраструктуры деятельности социального педагога учреждениями системы образова-
ния. Безусловно, в связи с введением ФГОС общего образования, в которых составными частями основных образовательных программ становятся не только учебные планы, содержащие перечень предметных дисциплин по различным образовательным областям, но и программы воспитания и социализации, коррекции, организации внеурочной деятельности обучающихся, востребованность специалистов профиля «Психология и социальная педагогика» в учреждениях системы образования возрастет. Однако, как показывает практика, инфраструктура деятельности выпускника кафедры социальной педагогики КемГУКИ не ограничивается сегодня только учреждениями образования, а связана с учреждениями здравоохранения, социальной защиты населения, пенитенциарной и правоохранительной системы, культуры, спорта и молодежной политики. Поэтому второй подход к формированию учебных планов, связанный с учетом всех направлений инфраструктуры деятельности социального педагога, становится более перспективным, ориентированным на расширение содержания образования и, как следствие, увеличивает возможность выпускников получить работу по специальности.
Кроме того, хотелось бы обратить внимание участников круглого стола, что в рамках деятельностного подхода подготовки выпускников центральным компонентом освоения каждого модуля ООП должна стать практика, где будущий бакалавр профиля «Психология и социальная педагогика» должен получить системно-деятельностную подготовку в специально организованных условиях. Учебная и производственная практика студентов, по рекомендациям участников проблемного семинара «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования», состоявшегося в Московском городском психо-лого-педагогическом университете в декабре
этого года, должна быть реализована в рамках стажировочных площадок, нормативноправовое обеспечение и регламент деятельности которых сейчас находится в стадии разработки. В связи с этим необходимо отслеживать, как продвигается работа УМО в данном направлении, и одновременно на месте обеспечивать расширение баз практик с учетом инфраструктуры деятельности социального педагога.
Ю. В. Жегульская: С моей точки зрения, именно учебная и производственная практики являются одним из основных факторов формирования профессиональной компетентности студентов - будущих социальных педагогов. Современные социальные преобразования определяют новые условия, в которых придется работать выпускнику высшего учебного заведения, что требует от бакалавров психолого-педагогического образования профиля «Психология и социальная педагогика» высокого уровня готовности к профессиональной деятельности. В связи с этим Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предъявляет ряд требований к уровню подготовки выпускника: готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов; способность организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды; готовность организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. Формирование указанных качеств выпускника, выступающих как критерии общей профессиональной компетентности и часть социального заказа, является обязательным результатом реализации раздела основной образовательной программы ба-
калавриата «Учебная и производственная практики», представляющего вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
В ФГОС ВПО четко указано особое значение овладения студентом профессиональной деятельности в ходе обучения и оценка практической подготовки выпускника, по сути, приравнивается к оценке качества собственно основной образовательной программы бакалавриата. Данная установка актуализирует проблему оценки сформиро-ванности профессиональных компетенций студентов на уровнях знания, умения и владения, на что имеется указание в ФГОС ВПО о том, что «аттестация по итогам практики не оценивается без оценки тех компетенций, которые должны быть освоены в ходе практики». С проблемой разработки критериев оценки профессиональной компетентности связаны вопросы использования адекватных форм профессионального обучения, обеспечивающих практическое познание закономерностей профессиональной социальнопедагогической деятельности и овладение способами организации этой деятельности. В решении задач формирования указанных выше компетенций возможно использование многоэтапной модели организации практики студентов - будущих социальных педагогов - с применением различных форм учебных занятий:
• первый этап - пропедевтический - реализуется в течение І-ІІ семестров обучения, включает освоение практикумов («Практикум волонтерской деятельности», «Практикум по научно-исследовательской работе студентов») и прохождение учебноознакомительной практики (основные формы: инструктажи, экскурсии, беседы
со специалистами баз практики, работа с литературой);
• второй этап - активный - реализуется в течение III-VI семестров обучения и включает подготовку к переносу полученных знаний и умений из области теории в область повседневной профессиональной деятельности, прохождение обучающимися учебных практик: летней педагогической (IV семестр) и социально-педагогической (VI семестр);
• третий этап - заключительный - реализуется в течение VII-VIII семестров обучения и включает подготовку к овладению способами организации профессиональной социально-педагогической деятельности, прохождение обучающимися производственной практики (основная форма: индивидуальная стажировка).
Данная модель организации практики обучающихся позволяет соотносить этапы включения студентов в профессиональную деятельность и процесс формирования общих профессиональных компетенций на уровнях знания, умения и владения. Так, уровень знания в процессе формирования профессиональной компетенции обеспечивается реализацией пропедевтического этапа практики, результат прохождения активного этапа практики представляет собой формирование компетенции на уровне умения, а итогом осуществления заключительного этапа практики становится достижение уровня владения. В предлагаемой модели организации учебной и производственной практики студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля «Психология и социальная педагогика» используются традиционные подходы к организации практики студентов, применяемые при реализации ГОС ВПО II поколения, в сочетании с акцентированием практической направленности обучения. В дальнейшей разработке нуждаются как конкретные механизмы реализации индивидуальной стажировки студентов, так и в целом подходы к оценке уровня готовности к профес-
сиональной социально-педагогической деятельности. Период обучения в вузе является одним из важнейших периодов личностнопрофессионального становления будущего социального педагога, что определяет важность создания условий для личностного переосмысления теоретического знания в ходе практики профессиональной деятельности.
О. В. Коваленко: Я согласен с Людмилой Ивановной в том, что не следует ограничивать деятельность социального педагога только учреждениями образования. Как показывает практическая деятельность учреждений здравоохранения, не только больные дети, но и другие возрастные категории больных людей нуждаются в социально-педагогической помощи. Особенно актуальна такая помощь в стационарном лечении, когда при госпитализации у больных происходит нарушение привычных социальных связей, изменяется психологическая личная и семейная ситуация, меняется восприятие человеком своего привычного окружения. Поэтому кроме врачебной помощи в учреждениях здравоохранения должна оказываться и медикосоциальная, включающая профилактическое и реабилитационное направление, осуществляемое специалистом, готовым ее оказывать профессионально. Я бы выделил три формы социально-педагогической помощи больным. Это, прежде всего, консультирование больных и их семей по социально-правовым вопросам, связанным с разъяснением социальных льгот и услуг, положенных определенным категориям больных. Важное место в консультировании отводится и коррекции психологического состояния больного человека. Поэтому отрадно, что профиль подготовки выпускников кафедры социальной педагогики теперь называется «Психология и социальная педагогика», а не просто «Социальная педагогика», как было ранее. Кроме консультирования оперативной формой помощи больным можно считать организацию
групп взаимопомощи, объединяющих людей, если можно так выразиться, «по общему не-счастию». Именно в таких группах больные люди могут не таясь обсудить все проблемы, с которыми им приходится сталкиваться, находясь в схожих ситуациях, и поделиться индивидуальным опытом в их разрешении. Еще одной формой работы с больными, которая нивелирует стрессовые ситуации и недостаток положительных эмоций, возникающий при госпитализации, является организация досуга, создание специальной среды отдыха с учетом дифференцированного подхода к потребностям и интересам пациентов в этой области. Кроме того, важным направлением деятельности социального педагога в учреждениях здравоохранения я бы назвал социальное посредничество, предполагающее организацию взаимосвязанных действий всех структур, учреждений, организаций, отдельных физических лиц для всесторонней помощи и поддержки больных. Поэтому при формировании содержания учебного плана следует учитывать потребности учреждений здравоохранения в выпускниках кафедры социальной педагогики, владеющих перечисленными направлениями деятельности, способных грамотно и компетентно решать сложные и неоднозначные социальные и психологические проблемы, возникающие у больных пациентов.
В. В. Фалилеев: Анализируя содержание преподаваемых мной дисциплин и их временную взаиморасположенность в учебном процессе, мне бы хотелось остановиться на реализации принципа межпредметных связей как условия повышения качества подготовки социальных педагогов. Это касается таких дисциплин, как «Социальная политика», «Основы социальной работы» и «Конфликтология в социально-педагогической деятельности».
Основы компетентного подхода к формированию профессиональных качеств по-
зволяют, опираясь на принцип преемственности, выстраивать содержание учебного материала с учетом межпредметных связей таким образом, чтобы полученные знания не дублировались, а дополняли друг друга, давали возможность будущему выпускнику получить целостное и комплексное представление о социально-педагогических категориях, процессах и явлениях, а также более эффективно реализовывать их на практике. Например, читаемый во втором и третьем семестрах курс «Социальная политика», формирует знания механизмов межличностного общения, взаимодействия социальных групп, социальных институтов и составляющих элементов инфраструктуры общества, которые в курсе «Конфликтология в социальнопедагогической деятельности», читаемого на пятом и шестом семестрах, могут рассматриваться противоборствующими сторонами механизма развития общества. Таким образом, знания социальной политики будут увязываться с естественным процессом наличия противоборств в обществе как механизма его развития. Дисциплина «Конфликтология в социально-педагогической деятельности», в свою очередь, дает соответствующие знания будущему бакалавру по управлению механизмами противоборств и нахождения соответствующих эффективных путей их разрешения.
Дисциплина «Основы социальной работы» читается на шестом и седьмом семестрах. При этом необходимо подчеркнуть тот факт, что в шестом семестре курсы «Конфликтология в социально-педагогической деятельности» и «Основы социальной работы» читаются параллельно, что дает возможность студентам теоретические основы социальной работы, связанные с оказанием помощи нуждающимся в ней и неспособным себе помочь, демонстрировать непосредственное проявления принципа развития общества на практике. Взаимодополняемое изложение учебного материала по данным дисциплинам
дает возможность студентам более наглядно осмыслить сущность социальной работы в обществе и необходимость ее дальнейшего развития. В темах, связанных с изучением технологий социальной работы в седьмом семестре, наглядно это демонстрируется, что, несомненно, является позитивным фактором повышения эффективности подготовки студентов к будущей практической деятельности.
Таким образом, принцип межпредметных связей при изложении содержания дисциплин, включенных в учебный план основной образовательной программы, позволит полнее и доступней для студентов раскрыть учебный материал и повысить качество его усвоения.
Ю. А. Кувшинов: Безусловно, реализация принципа межпредметных связей позволит рационально и оптимально организовывать учебный процесс, и касается это не только тех дисциплин, которые обозначил Вячеслав Васильевич. Не менее важным для повышения качества подготовки социальных педагогов мне представляется взаимодействие преподавателей различных кафедр по формированию у выпускников общих и профессиональных компетенций. Так, среди основных задач профессиональной деятельности и компетентностей социального педагога в государственном стандарте выделено использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности, соблюдение требований охраны труда. Качество подготовки выпускника зависит также и от формирования общих компетенций. Среди общих компетенций особая роль принадлежит десятой и одиннадцатой компетенции, первой общепрофессиональной компетенции, которые требуют, чтобы студент владел методами физического воспитания и укрепления здоровья, был способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требований гигиены и охраны труда, был способен учи-
тывать особенности психофизиологического развития, регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях. В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен знать особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе, особенности строения и функционирования организма человека, нормы здорового образа жизни. Он должен уметь учитывать индивидуальные возрастные особенности учащихся. Особенно важно для педагога умение использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывая риски и опасности социальной среды и образовательного пространства, о чем говорит двенадцатая профессиональная компетенция.
Формирование подобных знаний и умений, в первую очередь, возможно на таких предметах, как «Основы медицинских знаний», «Анатомия и физиология человека». «Основы педиатрии и гигиены», «Безопасность жизнедеятельности», но для качественного усвоения перечисленных компетенций необходимо использовать потенциал других дисциплин, опосредованно связанных с содержанием этих компетенций. Философия, культурология, педагогика и другие дисциплины должны также решать эти задачи, используя свои возможности и подходы. Для того чтобы успешно решать общие задачи, необходим более тесный контакт преподавателей, рассматривающих данную тему. Этому могут способствовать круглые столы, обучающие семинары и т. д. Учитывая важность данной проблемы, целесообразно проведение общевузовской конференции, на которой можно рассмотреть как взаимодействие кафедр, так и различные подходы, раскрывающие эту тему. Наиболее сложен вопрос формирования установок на здоровый образ жизни, который заключается в том, что многие молодые люди знают последствия вредных привык, достаточно информированы о различных повреждающих факторах,
однако в своей практической деятельности, в реальной жизни, не только не соблюдают требования здорового образа жизни, но даже иногда бравируют этими нарушениями. Средства массовой информации нередко формируют социальные мифы, вредные для здоровья. В этих условиях формирование установок на здоровый образ жизни является задачей не отдельных преподавателей, не отдельных предметов, а всей системы обучения студентов высшей школы. В основной образовательной программе в связи с введением нового направления подготовки «Психологопедагогическое образование», профиля «Социальный педагог», степени «Бакалавр» появились дисциплины, которые планируется использовать для формирования установок на здоровый образ жизни с учетом изменившейся программы. Это особенно актуально с учетом того, что состояние здоровья молодежи имеет тенденцию к ухудшению и многие болезни молодеют. Физическое и психическое здоровье студентов - необходимое условие для успешного обучения, полноценной подготовки специалистов.
Е. В. Милькова: На мой взгляд, реализация новой политики в образовании немыслима без социального педагога с широким творческим потенциалом, то есть владеющего высоким профессионализмом, навыками исследовательской деятельности, способного занимать ведущие интеллектуальнокультурные позиции в обществе. Поэтому целенаправленное и системное формирование исследовательских умений и навыков будущих социальных педагогов - важное условие их качественной подготовки.
Подготовка социальных педагогов как исследователей в учебном процессе вуза включает в себя:
• формирование у студента научного мышления и вкуса к исследовательской работе, интереса к научному осмыслению социально-педагогических проблем;
• формирование навыков у студентов педагогической культуры самостоятельной работы, рефлекса самообразования и т. д. (В. А. Сухомлинский);
• развитие у студентов творческих способностей к научной деятельности в целом и воспитание исследовательского отношения к процессу овладения знаниями, в частности.
Научно-педагогическое исследование, участие в нем - высшая ступень педагогического творчества студентов. Эта деятельность предполагает наличие определенного запаса психолого-педагогических знаний, опыта накопленных впечатлений, развитие исследовательских умений и стремление к самообразованию. Объективно опыта психолого-педагогической деятельности у студентов мало, отсюда компилятивность, упрощенность самостоятельных работ исследовательского характера.
На кафедре социальной педагогики КемГУКИ сложилась некоторая система приобщения студентов к научно-исследовательской работе:
• изучение предмета «Организация научно-исследовательской работы студентов» (1 курс);
• написание реферативных работ по педагогике, психологии и другим дисциплинам (1-2 курс);
• знакомство с методами и методиками исследования в курсах таких дисциплин, как «Практикум...», «Основы психологии семьи и семейного консультирования» (3-4 курсы);
• различные виды практики, в ходе которых апробируются методы наблюдения, анкетирования, беседы и т. д., используются различные методики по изучению возрастных и индивидуальных особенностей школьников, в результате работы пишется психологопедагогическая характеристика на ребенка (II курс);
• выполнение курсовой работы по психологии или педагогике (2-3 курс, защита проекта в марте);
• выполнение курсовой работы в рамках дисциплины «Методика и технология работы социального педагога» (4 курс);
• изучение и анализ исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работы в рамках предмета «Методология и методы педагогического исследования»;
• и, наконец, своеобразным финалом является дипломная работа (5 курс, защита -в июне).
Выше обозначена логика учебной деятельности, в которую включены исследовательские компоненты, но, кроме того, интерес к исследовательской работе формируется через локальные формы творческой деятельности, выполнить которые можно лишь, если самостоятельно осмыслить, проанализировать, установить причины, вычленить главное и т. п. К таким научным миниатюрам на основании опыта работы преподавателей вуза можно отнести: рецензии на книгу, статью и др.; педагогический портрет социального педагога, учителя, педагога дополнительного образования, организатора детского досуга, который отражает особенности авторской школы преподавателя; тезисное или модельное описание интересного опыта, связанного с решением проблем студенчества; письменный, устный (телефонный) опрос детей, родителей, жителей по проблемам учащихся и их родителей и его аналитического осмысления; экспресс-интервью по насущным проблемам студенчества, сопоставление ответов и выводы из них; открытое проведение инновационного дела и его обсуждение.
Г. Ф. Привалова: В свою очередь, я бы хотела обратить внимание не только на взаимосвязь содержательных аспектов отдельных дисциплин основной образовательной программы, реализуемой кафедрой, но и на технологические составляющие образовательного процесса. При подготовке социальных педагогов профессорско-преподавательский состав кафедры социальной педагогики Ке-
меровского государственного университета культуры делает все возможное для формирования творческих специалистов социальной сферы. Все большее признание в педагогической науке получает разработка и внедрение альтернативных инновационных проектов, которые ориентированы на развитие интересов, потребностей, возможностей личности, а также на организацию образовательного процесса, что в комплексе создает условия для достижения высокого уровня профессиональной подготовки.
Профессионально-творческая подготовка социального педагога - это процесс, основанный на комплексе организационных психолого-педагогических условий, направленный на становление способности и готовности личности к активной, целеполагающей, саморегулируемой, личностно и профессионально значимой деятельности, обеспечивающей высокоэффективное творческое выполнение профессиональных функций и задач.
Педагогическими условиями профессионально-творческой подготовки личности будущего социального педагога в исследованной форме выступают: обновленное содержания образования в соответствии с ФГОС ВПО, характеризующееся проблем-ностью, интегрированностью и новизной учебно-методического материала; учебная деятельность не алгоритмического характера, основанная на системе логических и эвристических методов; высокая рефлексивная активность педагогов и студентов; диалогическое взаимодействие, сотворчество участников педагогического процесса; творческий продукт как результат мастерской.
Под педагогической мастерской мы понимаем динамичную, вариативную и интегративную форму организации профессионального обучения, осуществляемую в совместной диалоговой деятельности
педагога-мастера с обучающимися, характеризующуюся рефлексивной личностнодеятельностной организацией, погружением в педагогический процесс и направленную на творческое самообразование, саморазвитие и самореализацию личности каждого участника деятельности. Эффективность функционирования дидактической модели педагогической мастерской как формы организации профессионально-творческой подготовки студентов в вузе обеспечивается определением конкретных целей, задач и содержания обучения, созданием в образовательном процессе адекватных условий педагогического взаимодействия, подбором средств обучения и включением смыслоориентирующего контроля за деятельностью и результатами работы каждого студента.
Следовательно, профессионально-творческая подготовка студентов в вузе заключается в становлении готовности и способности личности будущего педагога к активной, целеполагающей, саморегулируемой, личност-но и профессионально значимой деятельности, направленной на высокоэффективное творческое выполнение профессиональных функций и задач.
Лазарева: Подводя итоги круглого стола, хотелось бы отметить, что мы сегодня обсудили лишь некоторые вопросы, связанные с повышением качества подготовки социальных педагогов в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению «Психологопедагогическое образование». Безусловно, данная тема требует своего дальнейшего рассмотрения в различных аспектах, обусловленных содержанием и требованиями современного социального заказа к выпускникам кафедры социальной педагогики. Благодарю всех участников обсуждения. Надеюсь, что наш разговор будет продолжен.