процесса // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России (к постановке проблемы): коллективная монография. В 2 книгах. Книга 1 / под общей редакцией И.А. Зимней. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - С. 244-252
6. Кулешов А.А. Теория и практика реализации метода проектов в формировании специальной компетенции студентов профессионально-педагогических колледжей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 Тольятти, 2006 - 213 с.
7. Модель и моделирование в педагогике профессионального образования: коллективная монография / Н. А. Глузман, Д. П. Алимасова, Л. С. Анисимова, О. Ю. Горячук, Н. В. Давкуш, Ю. К. Картавая, Н. Н. Колосова, В. Н. Раскалинос, А. В. Хитрова, Г. Р. Шпиталевская; под общей ред. Н. А. Глузман. - Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2016. - 300 с.
8. Тахохов Б.И. Современный этап реформирования высшей школы Российской федерации // Проблемы современного педагогического образования. Издательство: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (Ялта) ISSN: 2311-1305, 2017. - С. 246-254
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование» [Текст] / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. - 2016 г.
10. Чердымова Е.И. Синергетический подход к формированию экопрофессионального сознания специалиста / Е.И. Чердымова, В.Я. Мачнева // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 10-2. -С. 402-405.
Педагогика
УДК 378
инспектор отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики учебного отдела Белимова Алина Александровна
Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина (г. Белгород)
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К СОЦИАЛЬНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ
Аннотация. Возрастание роли полиции в становлении и развитии гражданского общества в России, доминирование в её деятельности социальной функции служения обществу и человеку обусловливают совершенствование подготовки сотрудников органов внутренних дел к открытому социальному взаимодействию с гражданами, социальными институтами иными субъектами правоохранительной деятельности. В качестве методологии такой подготовки выступают идеи системного, компетентностного, антропологического подходов, психологическая теория деятельности, отдельные концепции психологическойструктуры деятельности, аспектный теоретический анализ которых позволил определить в качестве образовательного результата подготовки курсантов и слушателей в вузах МВД России социальную компетентность, её структуру и функции в общей профессиональной компетентности будущего специалиста.
Ключевые слова: методология; компетентностный подход; подготовка; социальная функция; социальная компетентность.
Annоtation. The growing role of the police in the formation and development of civil society in Russia, the dominance in its activities of the social function of serving the society and the individual is conditioned by the improvement of the training of law enforcement officers for open social interaction with citizens, social institutions and other subjects of law enforcement. As a methodology for such training, there are ideas of a systemic, competence-based, anthropological approach, a psychological theory of activity, separate concepts of the psychological structure of activity, an aspect-based theoretical analysis which made it possible to single out social competence, general professional competence of the future specialist.
Keywords: methodology; competence approach; training; social function; social competence.
Введение. Федеральный закон «О полиции» заменой института «милиции» на институт «полиции» определил его новое положение в обществе: выделил в качестве ведущей функции полиции социальную функцию, заключающуюся в служении обществу, человеку, оказанию услуг населению в правоохранительной деятельности. Предназначение полиции - защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, оказывать незамедлительную помощьвсем, нуждающимся в её защите от преступных и иных противоправных посягательств.МВД России реализует политику открытого социального взаимодействия, на основе создания необходимых условийдля развития партнерских отношений с гражданским обществом.При этом курсанты вузов МВД России в своем подавляющем большинстве - вчерашние школьники, не имеющие должного социального опыта взаимодействия не только в открытых, динамичных, сложно организованных социальных системах, из которых состоит поле их предстоящей профессиональной деятельности, но и не имеющие опыта самоорганизации своей какой-либо профессиональной деятельности. Эти факторы обусловливают рассмотрение подготовки сотрудников полиции к социальному взаимодействиюв качествеособой педагогической проблемы ведомственного образования, имеющей свои методологические, теоретические и технологические аспекты.
Методологический уровень постановки проблемы совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел на основе выделения и развития в качестве её целевого вектораобеспечение готовности выпускников ведомственных вузов к социальному взаимодействию в меняющемся обществе предполагает поиск ответа на вопрос: «Каковытеоретико-методологические основания определения образовательного результата подготовки сотрудников полиции к социальному взаимодействию?».
Изложение основного материала статьи. Анализ существующих подходов к проблеме подготовки сотрудников полиции в вузах МВД России показал, что, не смотря на уже состоявшийся переход на образовательные стандарты 3-го поколения, в исследованиях, монографиях, учебных пособиях, статьях
преподавателей наших ведомственных вузов крайне мало работ по компетентностному подходу и его реализации в учебно-воспитательном процессе вуза.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.02«Правоохранительная деятельность», в рамках которого, как правило, готовятся кадры для органов внутренних дел, определяет уровень требований к образовательному результату, отражающему сущностные характеристики социального заказа на такого специалиста. Сотрудник полиции по окончании вуза должен обладать рядом общекультурных компетенций:аналитическими способностями в социально-гуманитарной сфере; способностью к социальной ориентации в происходящих процессах; способностью к пониманиюсоциальной значимостипредстоящей профессионально деятельности и её ценностно-смыслового содержания; способностью к толерантному, бесконфликтному социальному и профессиональному взаимодействиюв поликультурной среде;поддерживать свою психологическую устойчивость на основе когнитивной и эмоциональной саморегуляции; обладать способностью к рефлексивному самоанализу и саморазвитию, что, по-видимому, и составляет его нормативную социальную компетентность.
Для обеспечения такого результата в учебно-воспитательном процессе вуза необходимо иметь ясное представление о сущностных свойствах и структуре этого интегративного профессионально-личностного новообразования.
Как показывает анализ педагогической теории и образовательной практики, не только у педагогов ведомственных вузов, но и в отечественной педагогической науке нет согласованного представления об основных конструктах компетентностного подхода.Согласно «Стратегии модернизации общего образования в России»содержание «компетентности»составляют«когнитивный, операционально-технологический, мотивационный, этический, социальный и поведенческий компоненты» в виде образовательного результата (знаний, умений, ценностных ориентаций, привычек и т.д.).В силу сложности и многоаспектности этого конструкта в научной литературе его определение не избежало вариативности: «компетентность» -какличностное качество владения человеком определенной компетенцией (В.В. Краевский) [1, с. 128]; особая организацияспецифических предметных знаний, способствующая принятию эффективных решений в определенной деятельности» (А.С. Белкин, Е.В. Ткаченко) [2, с. 3]; «осмысленное владение теоретическими знаниями, умениями, способами принятия решений, нравственными нормами, ценностями, традициями, необходимыми для практической реализации конкретных видов деятельности и наиболее полной самореализации человека» (Д.С. Ермаков) [3, с. 10-11]; «самостоятельно реализуемая способность в практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенных обучающимися учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях» (А.М. Новиков) [4, с. 11];характеристика, даваемая человеку в результате эффективности решения социально значимых задач. Иными словами, компетентный человек - социально признанный (В.Н. Манюкова, О.В. Кузьмина) [5, с. 13]; содержательное обобщение теоретических и эмпирических знаний, представлений в форме понятий, принципов, смысло-образующих положений» (Э.Ф. Зеер) [6, с. 13]; «интегральная характеристика, определяющая способность решать профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний, профессионального опыта, ценностей» (С.Г. Вершловский) [7, с. 108]. Такое же многообразие мнений обнаружилось и в научных трудах по трактовке«социальной компетентности», понимаемой как: «свойство личности, характеризующее человека в его взаимодействии с Миром и в отношениях с собой, обществом, другими, деятельностью»(И.В. Кондаков) [8, с. 13]; особый гибкий ситуативный стиль поведения (В.Г. Ромек) [9, с. 10].Часто социальная компетентность ассоциируется со способностью ккомандной работе и продуктивностью в разрешении конфликтов.
Авторы «Стратегии модернизации общего образования» характеризуют социальную компетентностьмногофункциональностью, надпредметностью и междисциплинарностью; имеющим её людям присущи достаточно развитое интеллектуальное развитие, абстрактное мышление, саморефлексия, определение собственной позиции, самооценка, критическое мышление.
И. А. Зимняя утверждает, что «базовая социальная компетентность включает в себя целый комплекс компетентностей человека: здоровьесбережения- как основыего бытия;гражданственности как основыобщечеловеческой социальной сущности;информационно-технологической какпользовательские способностив информационной сфере; социального взаимодействия - способностик адекватному взаимопониманию, избеганию конфликтов, созданиюдоверительных отношений;общения как способностик коммуникации на родном и иностранных языках[10, с. 21].
Теоретический анализ понятий «компетентность» и «социальная компетентность позволяет сделать вывод о том, что неоднозначность трактовки их сущности проявляется в силу того, что одни учёные рассматривают оба этих понятия как общефилософскую категорию, другие - как педагогическую, третьи -как психолого-педагогическую, четвертые - как социальную.Мнение большинства ученых совпадает по вопросу о содержании компетентности - это интегральный комплекс компетенций, составляющий важнейший конструкт компетентностного подхода.
В решении проблемы определениятеоретико-методологических оснований определения содержания и структуры социальной компетентности сотрудника полиции - будущего специалиста правоохранительной деятельности значительную роль сыграла концепцияструктуры компетенции, предложенная А. А. Вербицким и Н. А. Рыбакиной, согласно которой компетенция интегрирует в себе«совокупность трех видов опыта: когнитивного(теоретического), социального и рефлексивного» [11, с. 11].
«Когнитивный опыт позволяет обучающемуся понять значение социального явления. Процесс осмысления осуществляется в контексте социального компонента познавательной деятельности, где когнитивный опыт используется для совместного решения собственно учебных и практико-ориентированных задач и проблем» [11, с. 12]. «Рефлексивный опыт формируется в процессе реализации рефлексивной деятельности обучающегося, позволяющей ему осуществлять переход от одного объекта - объекта деятельности индивида, принимающего сообщение, к другому объекту - самой деятельности индивида, принимающего сообщение, к другому объекту - самой деятельности индивида - объекту, объемлющему первый» [12, с. 2]. Социальный опыт осваивается обучающимися преимущественно в контексте организованной в учебном процессе познавательной деятельности, обусловленном её предметным, социальным и рефлексивным содержанием.
Контекстно-компетентностный подход обеспечивает целевую направленность деятельности студентовне только на овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, а главное, на овладение опытом
осуществления изучаемой деятельности, в котором знания выполняют функцию ориентировочной основы. Важно, чтобы этому предшествовало целенаправленное формирование принципов и способов самоорганизации обучающимся своей деятельности на этапе общего образования.
При контекстно-компетентностном подходе к организациипедагогического процессавоспитания, обучения и развития курсантов и слушателей в органическом единстве с изменяющейся культурно-образовательной средой создаются условия для проектирования, прогнозирования и формирования согласованных между собой, интегративно связанных компетенций, обеспечивающихспособность сотрудника полиции к продуктивному решению задач социального взаимодействия.
Особого внимания при проектировании профессиональной подготовки сотрудников полиции к социальному взаимодействию требует культурологический подход (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, А. М. Новиков), устраняющий предметоцентризм исторически традиционного знаниевого подхода, и ориентирующий на выбор в качестве содержания образования педагогически адаптированного социального опыта человечества [13, с. 3].
Опыт личности, профессионала является объектом исследования специалистами многих отраслей знания: философами, историками, социологами, психологами, педагогами в интересующих их аспектах и гранях широкого диапазона. Постепенно опыт человека как субъекта своей жизни и профессиональной деятельности, по справедливому выражению Е.Ю. Савина «превращается из периферийногообъекта исследования в одну из основополагающих категорий» [14, с. 7].
В контексте нашего исследования привлекает внимание антропологический подход к современному образованию В.И. Слободчикова, выделяющего в качестве его цели и ценности - «обеспечить становление в каждом человеке егосубъектностикак потребности и способности к самодетерминируемому, самоорганизуемому, саморегулируемому и самоконтролируемому поведению, формирование его субъектных способностей» [15, с. 16]. В процессе реального становления субъекта собственной профессиональной деятельности главенствующую роль В.И. Слободчиков отводит опыту осуществления нормативной структуры любой человеческой деятельности, элементами которой, по его мнению, являются: проектирование, организация, управление, реализация и рефлексивная оценка результатов деятельности. На наш взгляд, в предложенной структурной модели деятельности не достает главного системообразующего компонента -целеполагания, обеспечивающего направленность и удержание в заданном направлении достижения идеального результата деятельности все её иные элементы. Философское понимание деятельности как динамической системы взаимодействия субъекта с миром допускает при её моделировании отсутствие цели как таковой, однако, когда мы ведем речь о жизнедеятельности человека и его профессиональной деятельности, цель становится обязательным её элементом. В психологии в качестве деятельности рассматривается «не любая активность человека, а активность, «направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей и освоением социального опыта» [15, с. 10].
Опираясь на такое представление о структуре деятельности, мы в качестве одной из центральных задач подготовки будущих специалистов органов внутренних дел к социальному взаимодействию определяем «Овладение курсантом (слушателем) полной нормативной структурой совместной деятельности». Практическая реализация такой задачи в образовательном процессе вуза потребовала углубленного исследования теории психологической структуры деятельности субъекта, обретающей в новых социально-экономических и нравственно-этических координатах новые аспекты. Теоретической основой проектирования нормативной структуры деятельности сотрудника полиции в условиях социального взаимодействия послужилаконцепция психологической структуры деятельности В.Д. Шадрикова, выделяющего в ней мотивы, формирование замысла, постановку целей,программированиестратегии и тактикиповедения и действий, проектирование результата и его рефлексивнуюоценку в сравнении с запланированным [16, с. 14].
Принимая за основутакую психологическую структуру деятельности следует учитывать, что деятельность сотрудника полиции протекает в динамичной социальной среде, оказывающей детерминирующее влияние на становление смыслов и способов реализации и оценивания результатов. На важность рассмотрения человека в его целостности как субъекта общества, социума обращают внимание и Е.П. Белозерцев, В.А. Брушлинский, Л.Г. Дикая, А.Л. Журавлев, Е.И. Исаев. В.И. Слободчиков и другие ученые.
В.И. Слободчиковрассматривает социальный опыт субъекта как сущность процесса социализации личности, обретаемый им при «вхождении в социальную среду и систему социальных связей и отношений» [15, с. 121], что обусловливает выделение в нормативной модели деятельности сотрудника полиции в социальном взаимодействии ценностно-смыслового компонента, отражающего его мировоззренческую позицию.
Выводы. Результаты теоретико-методологического анализа научных источников по проблеме подготовки сотрудников полиции к социальному взаимодействию позволилинам рассматривать в качестве её образовательного результата социальную компетентность курсантов и слушателей вузов МВД России как интегративной, внутренне согласованной совокупности мировоззренческого, социально-когнитивного, регулятивного и рефлексивногоопыта субъекта в условиях совместной деятельности.Она, по нашему мнению, выполняет рольключевого (ядерного), системообразующего компонента общей профессиональной компетентности будущих специалистов органов внутренних дел и обеспечивает в деятельности сотрудника функции социальной ориентации, познаниясоциального мира и себя в нем, принятия социально адекватных регулятивных решений,рефлексивной самоорганизации и регуляции совместной деятельности.
Литература:
1. Краевский В. В. Общие основы педагогики. - М.: Академия, 2003. 288 с.
2. Белкин А. С., Ткаченко Е. В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы) - Екатеринбург: Издательство УрГПУ, 2005. 208 с.
3. Ермаков Д. С. Компетентностный подход в образовании. / Д. С. Ермаков. // Педагогика. 2011. № 4. С. 8-15.
4. Новиков А.М. Культура как основание содержания образования. / А. М. Новиков. // Педагогика. 2011. № 6. С. 3-14.
5. Манюкова, В. Н., Кузьмина О. В. Проблемы профессиональной подготовки специалиста в современных социально-экономических условиях // СПО. 2009. № 2. С. 8-9.
6. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию. / Э. Ф. Зеер, Э. Сыманюк. // Высшее образование сегодня. 2005. № 4. С. 23-30.
7. Вершловский С. Г. Теоретические и организационные проблемы постдипломного педагогического образования. // Педагогика. 2010. №5. С. 108-115.
8. Кондаков И.В. Субъект в социокультурном пространстве своего осуществления // Субъект действия, взаимодействия, познания: Психологические, философские, социокультурные аспекты. М.; Воронеж, 2001. 228 с.
9. Ромек В. Г. Уверенность в себе: этический аспект. // Журнал практического психолога. 1999. № 9. С. 3-14.
10. Зимняя И. А. Ключевые компетенции как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. / И. А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. 42 с.
11. Вербицкий А. А., Рыбакина Н. А. Методологические основы реализации новой образовательной парадигмы. // Педагогика. 2014. №2. С. 3-14.
12. Лепский В.Е. Рефлексивный подход от методологии к практике. / Под ред. В. Е. Лепского. М., 2009. 447 с.
13. Новиков А. М. Культура как основание содержания образования. / А. М. Новиков // Педагогика. 2011. №6. С. 3-14.
14. Савин Е.Ю. Понятийный и метакогнитивный опыт как основа интеллектуальной компетентности: Автореф... дис. кан. психол. наук. - М.: 2002. 22 с.
15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология образования человека: становление субъектности в образовательных процессах [Электронный ресурс]: учеб.пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. 432 с. — (Основы психологической антропологии)
16. Шадриков В.Д. Психология деятельности человека. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 464 с.
Педагогика
УДК 37.013
магистр, аспирант кафедры перевода и прикладной лингвистики Белкова Наталья Валерьевна
Северный (Арктический) Федеральный университет имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск); профессор кафедры перевода и прикладной лингвистики Дружинина Мария Вячеславовна
Северный (Арктический) Федеральный университет имени М. В. Ломоносова (г. Архангельск)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. Статья рассматривает теоретический анализ понятий «трудная жизненная ситуация» и «сопровождение». Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, требуют особого подхода со стороны педагогического коллектива. Использование технологии социально-педагогического сопровождения в условиях современной образовательной организации позволяет помочь таким детям успешно обучаться и социализироваться. Авторы приводят результаты опроса социальных педагогов общеобразовательных школ г. Архангельска, а также представителей школьной администрации. Полученные результаты указывают на востребованность в практике образовательной деятельности научно обоснованной модели сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, сопровождение, социально-педагогическое сопровождение, социальный педагог.
Annotation. The article considers the theoretical analysis of the concepts "difficult life situation" and "support". Children who find themselves in a difficult life situation require a special approach on the part of the teaching staff. Using the technology of social and pedagogical support in the conditions of a modern educational organization lets help such children successfully learn and socialize. The authors cite the results of a survey of social educators in secondary schools in Arkhangelsk, as well as representatives of the administration of these schools. The obtained results indicate the demand for practical models of accompanying children who found themselves in a difficult life situation.
Keywords: difficult life situation, support, socio-pedagogical support, social pedagogue.
Введение. В современных условиях возрастает число детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (ТЖС). Школа, являясь одним из важнейших институтов социализации человека, должна уделять внимание детям, столкнувшимся с этой проблемой.
Если рассматривать отличие нормальной для человека ситуации от трудной, то следует отметить, что проблемность ситуации проявляется в том, что «решение задачи сопряжено с большей затратой разного рода ресурсов и меньшей уверенностью в успехе, чем решение нетрудной задачи» [3].
Изложение основного материала статьи. Понятие «трудная жизненная ситуация» используется в таких научных направлениях, как социальная работа, психология, социальная педагогика. Российское законодательство определяет трудную жизненную ситуацию как «объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротством, безнадзорностью, малообеспеченностью, отсутствием определенного места жительства, конфликты, жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно» [4]. Рассматривая ТЖС в данном контексте, мы обнаружили, что существует множество факторов, способных привести ребенка к трудной жизненной ситуации, как материального характера (отсутствие жилья), так и психологического (одиночество, проблемы в семье и т.д.). В школах востребованы, но в педагогической науке не разработаны модели социально-педагогического сопровождения детей в ТСЖ.