Научная статья на тему 'Сопровождение процесса становления социальной компетентности педагога в образовательной организации'

Сопровождение процесса становления социальной компетентности педагога в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагог / профессионализм / социальная компетенция / тестирование / анкетирование / обучение / повышение квалификации / teacher / professionalism / social competence / testing / questionnaire / education / professional development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тышкевич Алла Юрьевна, Силкина Надежда Владимировна

В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальному аспекту, как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, и единству социальной адаптированности и мобильности. Основной проблемой современных образовательных организаций разного уровня является неготовность большинства педагогов обеспечить такое качество профессиональной коммуникации с учащимися, которое задавало бы новый тип социальных отношений, социальной культуры, основанной на принципах социального партнерства педагога и учащегося, взаимной ответственности и доверия, их социальной и «предметной» продуктивности, способствовало бы становлению опережающих социальных и коммуникативных компетенций субъектов образования. Тема развития социально-личностных качеств педагогов как средства повышения эффективности работы педагогического коллектива актуальна, так как рассматривает основы личностного роста и современные механизмы эффективного труда педагогического коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тышкевич Алла Юрьевна, Силкина Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPORT OF THE PROCESS OF FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF TEACHERS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

In the structure of the key competencies important place is given to the social dimension as the willingness and ability for social interaction in different spheres of life, and the unity of the social adaptability and mobility. The main problem of modern educational institutions of different levels is the unwillingness of the majority of teachers to ensure that the quality of professional communication with the students, which would set a new type of social relations and social culture based on the principles of social partnership of the teacher and student, mutual responsibility and trust, their social and "subject" productivity, contribute to the formation of leading social and communicative competence of subjects of education. The theme of the social and personal qualities of teachers as a means of increasing the efficiency of the teaching staff work is relevant, as regards the basics of personal growth and modern mechanisms for the effective pedagogical staff work.

Текст научной работы на тему «Сопровождение процесса становления социальной компетентности педагога в образовательной организации»

УДК 373.3/.5.015.323 ББК 74.204+88.6

СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Тышкевич Алла Юрьевна.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Гимназия №12», заместитель директора по учебно-воспитательной работе, a.tishkevich@mail.ru.

Силкина Надежда Владимировна.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет путей сообщения», г. Новосибирск, зав. кафедрой профессионального обучения, педагогики и психологии.

Аннотация. В структуре ключевых компетентностей значительное место уделено социальному аспекту, как готовности и способности к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, и единству социальной адаптированности и мобильности. Основной проблемой современных образовательных организаций разного уровня является неготовность большинства педагогов обеспечить такое качество профессиональной коммуникации с учащимися, которое задавало бы новый тип социальных отношений, социальной культуры, основанной на принципах социального партнерства педагога и учащегося, взаимной ответственности и доверия, их социальной и «предметной» продуктивности, способствовало бы становлению опережающих социальных и коммуникативных компетенций субъектов образования.

Тема развития социально-личностных качеств педагогов как средства повышения эффективности работы педагогического коллектива актуальна, так как рассматривает основы личностного роста и современные механизмы эффективного труда педагогического коллектива.

Ключевые слова: педагог, профессионализм, социальная компетенция, тестирование, анкетирование, обучение, повышение квалификации.

SUPPORT OF THE PROCESS OF FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF TEACHERS IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Tyshkyevich Alla Yuryevna.

Deputy Director of teaching and educational work in the Municipal autonomous educational institution of Novosibirsk city "Gymnasium № 12",

educational manager of highest qualification, accredited expert responsible for state educational supervision, Competitor ranks of the candidate of pedagogical sciences, a.tishkevich@mail.ru.

Silkina Nadezhda Vladimirovna.

Doctor of Pedagogical Science, Professor, head of professional education, pedagogics and psychology department of State Siberian transport university.

Abstract. In the structure of the key competencies important place is given to the social dimension as the willingness and ability for social interaction in different spheres of life, and the unity of the social adaptability and mobility. The main problem of modern educational institutions of different levels is the unwillingness of the majority of teachers to ensure that the quality of professional communication with the students, which would set a new type of social relations and social culture based on the principles of social partnership of the teacher and student, mutual responsibility and trust, their social and "subject" productivity, contribute to the formation of leading social and communicative competence of subjects of education.

The theme of the social and personal qualities of teachers as a means of increasing the efficiency of the teaching staff work is relevant, as regards the basics of personal growth and modern mechanisms for the effective pedagogical staff work.

Key words: teacher, professionalism, social competence, testing, questionnaire, education, professional development.

Центральными тенденциями обеспечения высокого уровня образования становятся ориентация на запросы обучающихся и создание оптимальных условий для их обучения и развития. Из всех компетентностей учителя проблема его социальной компетентности как специалиста приобретает глубокий общественно значимый смысл. Эффективность и конкурентоспособность современных школ зависима от социально-педагогического умения в применении профессиональной компетентности учителем. В соответствии с Законом РФ "Об образовании в Российской Федерации" [13] перед нами стоит задача: при сохранении фундаментальных основ образования усилить его практическую жизненную направленность, куда входит и направление, разрабатываемое нами: "...формирование социально-компетентной личности выпускника социально-успешным учителем".

В процессе внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) [12] определена траектория формирования общих и профессиональных компетенций учителя с акцентом на социальную компетентность, как на ведущую профессиональную компетентность. Этот факт позволяет нам применять понятие социально-профессиональная компетентность учителя. А. А. Демчук отметила, что развитие социальной компетентности в процессе образования является на сегодняшний день важнейшей задачей в

педагогике [3]. М. Т. Авсиевич и Н. А. Крылова расширяют понятие и выделяют социально-психологическую компетентность, выраженную в способности эффективно простраивать межличностные взаимодействия с участниками образовательного процесса. При этом межличностная сфера объединяет знания педагога, стиль учебной деятельности, умение эффективно взаимодействовать с учащимися благодаря пониманию себя в нестабильных условиях социальной среды. Практика показывает, что для достижения ощутимых результатов образовательной деятельности важно формирование социально-педагогической роли учителя в образовательной организации. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Один из таких вызовов -возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Все это увеличивает степень ответственности администрации образовательной организации за результаты процесса образования педагога без отрыва от основного вида профессиональной деятельности.

Принимая это направление, мы нагружаем его условиями, учебным процессом, социумом, всем тем, что образует образовательную среду со своими показателями становления социальной успешности. Любой показатель требует изучения, сопровождения и оценки, хотя бы для выявления его лучших сторон, поощрения тех, кто ведёт к развитию, в нашем случае - к росту качества процесса обучения. Для нас возникла необходимость разработать и ввести систему сопровождения процесса становления социальной компетентности педагогического персонала в образовательном пространстве.

В научных исследованиях встречаются различные подходы к изучению и становлению социальной компетентности педагогов. Одним из диагностико-методических направлений в психолого-педагогическом сопровождении учителей является анализ адаптационного аспекта педагогической активности специалистов в гимназии (Н. И. Белоцерковец). Другой подход в определении уровня социальной компетентности основан на способности педагогов, проявлять свои социальные знания и умения в работе с детьми и родителями (В.Н. Куницина, Н.А. Гончарова, И.А.Зимняя и др.). Ряд педагогов-психологов подчеркивают поведенческое проявление социальной компетентности (У. Пфингстен и Р. Хинтч). Однако, по нашему мнению, ведущим является подход через формирование способностей межличностного взаимодействия, приобретённых посредством личного социального опыта, подражание традициям, установкам общества или посредством приобретения педагогом знаний в процессе профессионального труда в образовательной организации, непосредственно вступая во взаимоотношения с участниками образовательного процесса. Данная психологическая траектория

подразумевает соотношения педагогами собственных целей и потребностей с целями другой личности, группы людей и социума в целом. Х. Шулер и Р. Бернс отмечают, что немаловажным фактором при регулировании собственного поведения является «целереализация», то есть учет потребностей другого (коллег, родителей, учеников), с которым человек вступает в отношения и «целесообразность», то есть учет ценностей общества, в котором находится [1].

Анализ литературы показал, что социальная компетентность состоит из совокупности знаний о социуме и о специфике развития общественно-социальных взаимоотношений в нем, и практических умений применять эти знания в образовательных процессах, а также развивать у учащихся навыки социально активной личности. Следовательно, социально активная личность учителя - это важная составляющая в диапазоне профессиональной компетентности педагога, дающая возможность выстраивать отношения с окружающими. [2]. Таким образом, становится очевидным, что социальная компетентность учителя, формируясь на теоретическом уровне в вузе, непрерывно развивается в поле профессиональной деятельности во взаимосвязи со всеми другими видами компетентностей. Значит и рабочая обстановка учителя способна, при правильном сопровождении, стать средой для становления и развития социальной компетентности педагога.

Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в ситуацию общения, требуя от него проявления, прежде всего, социально-коммуникативных качеств личности, способствующих межличностному взаимодействию. Именно они, как профессионально значимые, обусловливают мастерство педагога. Рассматривается вопрос о необходимости развития у педагогов комплекса востребованных обществом личностных качеств, которые составляют основу социальной компетентности. На основе выделенных особенностей нами формулируется задача по развитию социальной компетентности, как интегративной характеристики, отражающей способность педагога вступать в эффективные межличностные и социальные отношения, анализировать, оценивать риски, принимать решения. Самое главное для нас, что это не противоречит нормам, ценностям и миссии образовательной организации, в которой он работает. Нами выделены следующие этапы сопровождения процесса формирования социальной компетентности учителя: диагностический, коррекционно-развивающий, аналитический.

Хотелось бы отметить, что для исследования социальной компетенции мы обращаем внимание на тот факт, что данный личностно-профессиональный аспект не рассматривается как единая система. Л. Спенсер и С. Спенсер подчеркивали в своих работах, что это направление структурировано и в него входит: поведенческие действия, мотив, цель действия, эмоциональный самоконтроль, самосознание, умение брать на себя ответственность, ориентация на другого, социальная мобильность,

самооценка [8]. Соглашаясь с этим, мы выделили несколько составляющих в модели профессионально-социальной компетентности (рисунок 1), которые мы планируем сопровождать в их развитии. Другими словами, мы рассматриваем социально-профессиональную компетентность педагога как набор нескольких базовых компонентов, где каждый из них можно диагностировать и развивать отдельно.

Современные методики психологической диагностики позволяют измерить социальную компетентность педагогов в разрезе их личностных ресурсов. Это отразилось на нашем выборе методик, которые предложены отечественными психологами как раз для изучения личностного потенциала [6]. Адекватным инструментарием для диагностики стали следующие исследовательские методики: опросник самоорганизации деятельности, методика диагностики уровня эмпатических способностей, тест жизнестойкости, опросник толерантности. Ю. Корнюшин подчёркивал, что необходимо в процессе диагностики социальной компетенции учитывать три метода оценки: количественный (оценивание результатов профессиональной деятельности педагога), качественный (оценивание конкретного набора качеств педагога), комбинированный (оценивание степени проявления некоторых качеств). [11].

Результаты использования данных озвучиваются перед педагогической общественностью и служат материалом для выстраивания траектории дальнейшей работы. Таким образом, социальная компетентность как интегративная характеристика, может быть диагностирована путем использования системы методик, выбранных на основе анализа ее структуры. Нельзя забывать и тот факт, что развитие социальной компетентности педагогов является условием формирования социальной компетентности школьников, сто отражается на показателях рейтинга ОО [10]. Реализация предложенных нами методик сопровождения компетентностного роста выводит на высокий уровень профессионализма, интеллектуальной, педагогической культуры преподавателя образовательного учреждения. К разработанной модели (рисунок 1), создана и апробирована тренинговая программа психолого-педагогического сопровождения по трем блокам: «Самопознание», «Эмпатия», «Моя социальная успешность».

Она синтезирует в себе направленность на утверждение определенных ценностных ориентаций, на формирование личностных качеств, на отработку социально-психологических и коммуникативных умений и навыков. Упражнения в тренингах подобраны так, чтобы стимулировать механизмы саморазвития, самосовершенствования, что является основной характеристикой социально-педагогической продуктивности. Тренинговые занятия блока «Самопознание» (игры «Я учитель»; «Друг для друга», «Каким меня видят окружающие»; «Точка зрения», «Посмотрите на меня», «Мои качества», «Зеркало») направлены на формирование целостной личностной системы самоотношения учителя,

развитие социальной перцепции (изучение механизмов, которые работают в социальной среде), настрой на доброжелательное общение [9].

Тренинговые занятия блока «Эмпатия» (игры «Педагогическая техника», «Интегрированный портрет учителя», «Позиции учителя в общении», «Зеркало», «Если бы я был тобою», «Таможня», «Зеркальное отражение», «Как нам договориться», «Кто как выглядит», «Мы и они», «Журнал», «Какая рука горячее», «Разговор с учителем», «Рисунок чувства», «Что ты сказал?», «Приятное и неприятное») заставляют педагогов глубже чувствовать других, определять мысли партнера, предвидеть возможные действия, направлены на достижение взаимопонимания [4].

Блок «Моя социальная успешность» (игры «Инопланетная школа», «Кинорежиссеры», «Я снова ребёнок», «Кто этот человек?», «Детектив на уроке», «Невербальное общение», «Перевоплощение», «Инсценирование», «Импровизация», «Обвинители и защитники», «Как не ссориться», «Подключить соседа», «Позиции учителя в общении», «Слушать и слышать», «Естественное действие») даёт возможность тренироваться в коммуникативном искусстве [5].

Сравнительный анализ результатов формирования социально-коммуникативной компетенции учителей на первично-диагностическом, и итогово-диагностическом срезах позволил сделать следующие выводы: большинство педагогов стали более активны и позитивны в своей коммуникации, проявляют терпимость и толерантность по отношению к окружающим, то есть их социальная компетентность формируется успешно [7].

Таким образом, повышению уровня социальной компетентности педагога будут способствовать организация образовательного процесса и психолого-педагогические сопровождение. В свою очередь, социально-педагогическая компетентность обеспечивает эффективный выбор

социально-личностного и профессионального самоопределения наших учеников.

Библиографический список:

1. Бернс Р. Что такое Я-концепция [Электронный ресурс] // PSyberLink. Психологическая сеть российского Интернета: сайт. - URL: http://psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/burns

2. Богомаз С.А. Типологические особенности самоорганизации деятельности // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 344. - С. 163-166.

3. Демчук А.А. Социальная компетентность обучаемых как показатель качества общего и профессионального образования // old. agpu.net/institut/podrazdeleniya/kachestvo/Ikonf/Demchuk. doc

4. Леонтьев Д.А. Опыт структурной диагностики личностного потенциала / Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Е.Н. Осин, А.В. Плотникова, Е.И. Рассказова // Психологическая диагностика. - 2007. - № 1. - С. 7-30.

5. Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности // Психологическая диагностика. - 2010. - № 2. - С. 87-111.

6. Ромек В.Г. Развитие уверенности в межличностных отношениях // Журнал практического психолога. - 2000. - № 12. - С. 74-113.

7. Силкина Н. В., Пименова Е.А. Модель подготовки резерва кадров в современных условиях дополнительного профессионального образования: теоретический аспект // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. - №34-2. - С.20-30.

8. Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. - Пер. с англ. М.: HIPPO, 2005. - 384 с.

9. Суббето А.И. Онтология и эпистемология компетентностного подхода, классификация и квалиметрия компетенций // СПб. -М.: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 72 с.

10. Тышкевич А.Ю., Силкина Н.В. Психолого-методическое сопровождение педагога в процессе становления его социальной компетентности в условиях непрерывного повышения квалификации // Ежемесячный научный журнал "Психология и педагогика в XXI веке. Очерки научного развития" №3 (11) 2015. - Новосибирск: Международная научная школа психологии и педагогики, 2015. - 120 с.

11. Учурова С.А. Развитие социальной компетентности в образовательном процессе. [Электронный ресурс] // Электронное текстовое издание. - URL: study.ustu.ru/view/aid/10734/1/Ychyrova.pdf.

12. ФГОС СОО: СРЕДНЕЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413

13. Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ. Вступил в силу: 1 сентября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.