Научная статья на тему 'INTELLECTUAL THEATRE OF TAUFIQ AL-HAKIM: SEARCH FOR ARTISTIC FORM AND CONTENT'

INTELLECTUAL THEATRE OF TAUFIQ AL-HAKIM: SEARCH FOR ARTISTIC FORM AND CONTENT Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
14
4
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Egyptian drama / “thinking prose” / “intellectual theatre” / philosophical issues / intertextual connections / biblical-Quranic plot / individual author’s interpretation / египетская драматургия / «мыслящая проза» / «интеллектуальный театр» / философская проблематика / интертекстуальные связи / библейско-коранический сюжет / индивидуально-авторская интерпретация

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Т Э. Гаджимурадова, Р Д. Примов

The article examines the intellectual theater of the Egyptian writer, publicist, literary scholar, and playwright Tawfiq al-Hakim. Particular attention is paid to the intellectual play “People in the Cave,” which is a multi-act work with a complex plot from a fictional point of view, filled with long philosophical dialogues (disputes) on various topics. The actions of the heroes and their conversations allow the inner essence of the characters to be revealed. The theme of the play is connected with the biblical-Koranic plot, with the eighteenth sura of the Holy Quran, which tells about the youths who managed to escape from the Roman persecution of Christians by hiding in a cave. After that, the Almighty plunged them into a deep sleep, waking up from which the youths began to make assumptions about how long they had been in oblivion. Of particular interest is the individual author’s interpretation of the plot, which allowed the playwright to express his attitude to philosophical, social, and theological problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/1991-5497-2024-5108-433-435
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТЕАТР ТАУФИКА АЛЬ-ХАКИМА: ПОИСК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ

В статье рассматривается интеллектуальный театр египетского писателя, публициста, литературоведа, драматурга Тауфика аль-Хакима. Особое внимание уделяется интеллектуальной пьесе «Люди пещеры», которая представляет собой многоактное произведение со сложным с беллетристической точки зрения сюжетом, наполненным долгими философскими диалогами (спорами) на различные темы. Поступки героев, их разговоры позволяют раскрыться внутренней сущности персонажей. Тематика пьесы связана с библейско-кораническим сюжетом, с восемнадцатой сурой Священного Корана, в которой рассказывается об отроках, сумевших спастись от римских гонений на христиан, спрятавшись в пещере. После этого Всевышний погрузил их в глубокий сон, проснувшись от которого отроки начали высказывать предположения о том, сколько времени они находились в забвении. Особый интерес представляет индивидуально-авторская интерпретация сюжета, позволившая драматургу выразить отношение к философским, социальным, теологическим проблемам.

Текст научной работы на тему «INTELLECTUAL THEATRE OF TAUFIQ AL-HAKIM: SEARCH FOR ARTISTIC FORM AND CONTENT»

Библиографический список

1. Раджабов А. Хурджины Фундухбека: Повесть-сказка. Махачкала: Дагучпедгиз, 1975. 2. Мухамедова Ф.Х. Формирование и развитие дагестанской детской литературы. Диссертация ... кандидата филологических наук. Available at: https://www.dissercat.com

3. Александров В. Сквозь призму детства. Москва: Детская литература, 1988.

4. Пропп В.Я. Морфология сказки. Москва, 1969.

5. Мухамедова Ф.Х. Дагестанская детская литература: Историко-литературный очерк. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2001. References

1. Radzhabov A. HurdzhinyFunduhbeka: Povest'-skazka. Mahachkala: Daguchpedgiz, 1975. 2. Muhamedova F.H. Formirovanie irazvitie dagestanskojdetskojliteratury. Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Available at: https://www.dissercat.com

3. Aleksandrov V. Skvoz'prizmu detstva. Moskva: Detskaya literatura, 1988.

4. Propp V.Ya. Morfologiya skazki. Moskva, 1969.

5. Muhamedova F.H. Dagestanskaya detskaya literatura: Istoriko-literaturnyj ocherk. Mahachkala: Dagknigoizdat, 2001.

Статья поступила в редакцию 13.08.24

УДК 821.411.21

Gadzhimuradova T.E., Candidate Of Sciences (Philology), docent, Dagestan State University (Makhachkala, Russia), E-mail: taiba1970@mail.ru

Primov R.D., student, Dagestan State University, (Makhachkala, Russia), E-mail: cameron2@bk.ru

INTELLECTUAL THEATRE OF TAUFIQ AL-HAKIM: SEARCH FOR ARTISTIC FORM AND CONTENT. The article examines the intellectual theater of the Egyptian writer, publicist, literary scholar, and playwright Tawfiq al-Hakim. Particular attention is paid to the intellectual play "People in the Cave," which is a multi-act work with a complex plot from a fictional point of view, filled with long philosophical dialogues (disputes) on various topics. The actions of the heroes and their conversations allow the inner essence of the characters to be revealed. The theme of the play is connected with the biblical-Koranic plot, with the eighteenth sura of the Holy Quran, which tells about the youths who managed to escape from the Roman persecution of Christians by hiding in a cave. After that, the Almighty plunged them into a deep sleep, waking up from which the youths began to make assumptions about how long they had been in oblivion. Of particular interest is the individual author's interpretation of the plot, which allowed the playwright to express his attitude to philosophical, social, and theological problems.

Key words: Egyptian drama, "thinking prose", "intellectual theatre", philosophical issues, intertextual connections, biblical-Quranic plot, individual author's interpretation

Т.Э. Гаджимурадова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: taiba1970@mail.ru

РД. Примов, студент, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», г. Махачкала, E-mail: cameron2@bk.ru

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТЕАТР ТАУФИКА АЛЬ-ХАКИМА: ПОИСК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЯ

В статье рассматривается интеллектуальный театр египетского писателя, публициста, литературоведа, драматурга Тауфика аль-Хакима. Особое внимание уделяется интеллектуальной пьесе «Люди пещеры», которая представляет собой многоактное произведение со сложным с беллетристической точки зрения сюжетом, наполненным долгими философскими диалогами (спорами) на различные темы. Поступки героев, их разговоры позволяют раскрыться внутренней сущности персонажей. Тематика пьесы связана с библейско-кораническим сюжетом, с восемнадцатой сурой Священного Корана, в которой рассказывается об отроках, сумевших спастись от римских гонений на христиан, спрятавшись в пещере. После этого Всевышний погрузил их в глубокий сон, проснувшись от которого отроки начали высказывать предположения о том, сколько времени они находились в забвении. Особый интерес представляет индивидуально-авторская интерпретация сюжета, позволившая драматургу выразить отношение к философским, социальным, теологическим проблемам.

Ключевые слова: египетская драматургия, «мыслящая проза», «интеллектуальный театр», философская проблематика, интертекстуальные связи, библейско-коранический сюжет, индивидуально-авторская интерпретация

Актуальность исследования определяется необходимостью рассмотрения малоизученного аспекта в истории египетской драматургии - «интеллектуального театра» Тауфика аль-Хакима. Особое внимание уделяется одной из ранних пьес египетского драматурга - «Людям пещеры», в которой отразилась индивидуально-авторская интерпретация библейско-коранического сюжета о спящих эфесских отроках. Писатель считал, что коранические сюжеты являются образцом глубокого смысла, возможностью реализации философских идей, собственных размышлений о природе чудесного, о поисках религиозной истины, сомнениях людей в вере, видах жертв, на которые человек идёт во имя религии, и др. Исследованию драматургии Тауфика аль-Хакима посвящены работы В. Кирпиченко, В. Сафронова, К. Юнусова, Н. Усманова, Т. Путинцевой и др., в которых рассмотрены социальная драматургия писателя, его символистские, аллегорические, исторические драмы. Сложные абстрактно-философские драмы и их культурологические составляющие не получили глубокого освещения. Первая интеллектуальная драма Тауфика аль-Хакима «Люди пещеры» продолжает оставаться объектом спора между исследователями, анализирующими её символику и философию [1-6].

Цель данной статьи - рассмотреть истоки египетского интеллектуального театра, «театра мысли», творчество Тауфика аль-Хакима как основоположника интеллектуальной драмы, воспринимаемой как литературный текст.

Задачи статьи:

1) определить генезис и эволюцию интеллектуальной драматургии Египта;

2) рассмотреть особенности мировоззрения Тауфика аль-Хакима и его отражение в творческих исканиях в драматургии;

3) проанализировать интеллектуальную пьесу Тауфика аль-Хакима «Люди пещеры» с точки зрения реализации в ней одного из библейско-коранических сюжетов (аллюзии) и его индивидуальной авторской интерпретации.

Материалом исследования послужили научно-критические статьи о генезисе и эволюции египетской драматургии, творчестве египетского писателя, об-

щественного деятеля, драматурга Тауфика аль-Хакима, интеллектуальная пьеса «Люди пещеры» [1].

Научная новизна проведённого исследования заключается в предложенном нами аспекте рассмотрения интеллектуального театра Тауфика аль-Хакима, в котором в уникальном симбиозе объединены традиции арабской драматургии и европейского театра. Особое внимание уделяется одному из ранних драматических произведений Тауфика аль-Хакима - «Люди пещеры».

Теоретическая значимость материала заключается в анализе интеллектуальной драматургии Тауфика аль-Хакима, в которой сюжеты (мифологические, легендарные, исторические) служат выражению философии автора, его взглядов на общественную жизнь.

Практическое значение результатов исследования состоит в том, что материал статьи может быть использован при подготовке общих курсов по дисциплине «Литература стран изучаемого языка». Результаты исследования будут полезны при изучении египетской драматургии в целом и «интеллектуального театра» Тауфика аль-Хакима в частности.

«Интеллектуальный театр» Тауфика аль-Хакима является следствием долгого и кропотливого труда драматурга над созданием формы и содержания, непривычных для арабской драматургии. На примере пьесы философского содержания («мыслящая драматургия») «Люди пещеры» рассматриваются обязательные атрибуты этого жанра, который в основном представляет собой многоактные пьесы со сложными с беллетристской точки зрения сюжетами, наполненными долгими философскими диалогами на различные отвлеченные темы.

Первым драматургом, который заинтересовался такого рода подходом к составлению пьес, является Жан Жироду (Франция), и именно его многие литературные критики считают основателем жанра интеллектуальной пьесы. В драматургию он пришел уже в зрелом возрасте. Познакомившись с молодым режиссёром Луи Жуве, он переработал свой роман «Зигфрид и Лимузен», создав

на его основе пьесу «Зигфрид» (1928 г.), заложившую базовые основы интеллектуальной драматургии: тяжелая философская и драматическая составляющие, долгие диалоги, постоянная попытка персонажей обосновать свои действия постулатами религии или философии. Также к интеллектуальному театру Жироду относятся такие работы, как «Амфитрион-38», «Юдифь» и «Интермеццо» [2].

Вскоре во Франции все больше и больше драматургов начинают работать в этом направлении. Среди них Арман Салакру (1899-1972), Жан Кокто (1889— 1863), Жан-Поль Сартр (1905—1980), Жан Ануй (1910—1987) и Альбер Камю (1913—1960). Именно эти имена связаны с таким понятием, как экзистенциализм и интеллектуализм в драматургии. Благодаря их работам интеллектуальная пьеса получает широкое распространение во всём мире, особенно на Арабском Востоке, в частности в Египте, который имел тесные двусторонние отношения с Францией. В начале XX века огромное количество египетских иммигрантов хлынуло во Францию. Не последнюю роль сыграла развитая программа обмена студентами. Пьесы французских драматургов заронили в сознание Тауфика аль-Хакима «идею создания арабского «интеллектуального театра», театра мысли (ал-масрах аз-зихни), главное в котором — литературный текст» [3, с. 347].

Истоки египетского театрального искусства относятся к глубокой древности. Зародилось оно с представлений скоморохов, которые обычно выступали на городских рынках и центральных площадях. Постепенно небольшие сценки начали превращаться в полноценные театральные сюжеты, появились костюмы, представление приобретало смысл и началось преобразование уличного театра в настоящий организованный театр, который получил свое развитие во второй половине XIX — начале ХХ века. Именно в это время в Египте наблюдался самый настоящий расцвет культурной и общественной жизни: открываются Арабский институт театра, первая государственная Национальная труппа Египта и Высший комитет по развитию театрального искусства. В этот период культурная жизнь Египта испытывала огромное влияние европейской культуры. Со временем театр в Египте начал приобретать всё более культурно-специфические аспекты: пьесы стали писать и исполнять на арабском языке, а сюжеты — отражать исторические (эпохальные) события, египетский быт и жизненный уклад народа. Копирование западного стиля построения пьес становится редким явлением для египетской драматургии.

Первая половина ХХ века стала свидетелем литературного возрождения в арабском мире. Появились пионеры во всех областях искусства, не только переводившие современную европейскую литературу на классический арабский язык, но и предлагавшие читателю собственное литературное видение. Например, выдающийся египетский писатель Нагиб Махфуз был признанным мастером социальных романов, в то время как Махмуд Теймур прослыл гением в области лаконично преподнесенных читателю новелл, а Таха Хусейн в совершенстве освоил мастерство эссе.

Тауфику аль-Хакиму удалось овладеть всеми формами создания как литературного, так и театрального произведения. Выдающийся египетский писатель и драматург родился 8 октября 1899 года в Александрии. Отец мальчика работал в юридической сфере и пользовался большим уважением соотечественников. Мечтая, чтобы сын стал юристом, отец отправляет Тауфика аль-Хакима обучаться в Национальную юридическую академию Египта. А затем, желая, чтобы сын продолжил обучение юридическому делу и праву, в 1925 году в Париж. Юношу же не привлекала специальность юриста. С ранних лет он проявлял огромную любовь к литературе и чтению и в свободное от учебы время перечитывал классическую европейскую литературу, мечтая, что когда-нибудь арабская драматургия станет в один ряд с признанными шедеврами европейской классики. Выйдя из-под контроля родителей, юноша решает покончить с изучением не представляющей для него интереса юриспруденции и посвятить себя литературному творчеству. Находясь в Париже, Тауфик аль-Хаким становится постоянным посетителем Национального французского театра, в котором на тот момент огромной популярностью пользовались пьесы Пьера Корнеля, Жана Расина, Бернарда Шоу. Последний занимал особое место в сердце юного писателя и являлся его кумиром. Годами позднее Тауфик ал-Хаким напишет пьесу «Пигмалион», которая будет являться одноименной версией пьесы Бернарда Шоу, но переделанной на родной для автора египетский лад и написанной на понятном египетскому зрителю языке.

Тауфик аль-Хаким часто черпал вдохновение из древних арабских легенд и сказаний. Например, одна из самых известных пьес автора «Шахразада», по сути, является аллюзией на сказки «Тысячи и одной ночи», которые, в свою очередь, взяты из древних арабских легенд.

Тауфика аль-Хакима следует считать одной из самых значительных фигур арабской литературы ХХ века. Его театральные постановки дали толчок развитию арабского драматического искусства. Вернувшись в 1928 году в Каир, он был намерен использовать подмеченные им в Париже драматические техники и стили для будущих литературных проектов, часть которых уже существовала в черновом варианте.

Период с начала 1930-х до середины 1980-х годов оказался очень плодотворным для писателя, который за это время опубликовал почти 70 томов драмы, художественной литературы, мемуаров, а также множество литературных и политических статей. Аль-Хаким прожил достаточно долго, чтобы увидеть взлеты и падения многих великих надежд и ожиданий, и именно его творчество, а не его политические эссе обеспечило ему место в истории современной арабской литературы.

Первые пьесы писателя - «Люди пещеры» (1933 г) и «Шахразада» (1934 г) - критики называют началом арабского театра. В качестве образца для рассмотрения художественных особенностей, которые использует автор в своих интеллектуальных произведениях, выбрана пьеса «Люди пещеры», поменявшая взгляды европейских критиков на драматургическое искусство арабского мира. До её появления арабский театр воспринимался как неудачная попытка копировать западный стиль пьес.

Интеллектуальные пьесы Тауфика аль-Хакима, как уже было упомянуто выше, занимают особое место в арабской драматургии. Взяв самое лучшее из французской интеллектуальной драмы, Тауфик аль-Хаким мастерски сумел создать своеобразный философский жанр, который арабские литературные критики определили как жанр «интеллектуальной драмы», где «мифологические и легендарные сюжеты служат выражению философии автора, который находит в перипетиях судеб древних героев отголоски современной общественной жизни и личной судьбы» [3, с. 351]. Действие многих пьес Тауфика аль-Хакима начинается с того момента, которым завершается известный сюжет, позаимствованный из древних источников. Так, например, исходным сюжетом пьесы «Шахразада» является конец сказки «Тысячи и одной ночи».

«Минула тысяча первая ночь, настало утро, и Шахразада сказала... Нет, нет, на тысяча второе утро Шахразада не сказала ничего, а Шахрияр женился на Шахразаде. И задумался над тем, что же такое эта женщина, столько дней и ночей державшая в напряжении не только его тело, но и разум, все мысли и чувства, все его интересы? Какую тайну представляет она собой, и не кроется ли в этом весь смысл человеческой жизни? <...> Все стремятся разгадать тайну Шахразады» [4, с. 303].

Этот же подход реализуется и в философской драме «Пигмалион».

«Едва только Галатея обретает облик женщины - а на этом, как мы помним, миф кончается, - начинаются страдания Пигмалиона» [4, с. 305]. В интеллектуальных пьесах Тауфика аль-Хакима происходит философское осмысление древних сюжетов, позволяющее раскрыть «различные аспекты современной философии и морали через максимально живые и психологически точно мотивированные характеры и поступки» [4, с. 306].

В основу сюжета интеллектуально-философской пьесы «Люди пещеры» положена история о юных отроках, проспавших в пещере несколько столетий. История написания данной пьесы заслуживает отдельного внимания. Тауфи-ка аль-Хакима нельзя назвать человеком, полностью погруженным в религию, подобно большинству египтян его времени. В то же время он не был далёким от неё, понимал религиозные предписания и постулаты, заучивал Коран, читал тафсиры (комментарии) и др. Особый интерес для автора представляли корани-ческие истории о пророках. В его очерках то и дело всплывали истории, основанные на пророческих сказаниях из Корана. Например, в одном из выпусков 1946 года египетского еженедельного журнала «Аль Ахрам» он сравнивал борьбу с Адольфом Гитлером и его режимом с борьбой пророка Моисея против Фараона - деспотичного правителя Египта.

Идея написать пьесу, основанную на коранической истории, пришла к писателю в начале 30-х годов прошлого столетия. Тонкий философский подтекст истории не мог не привлечь его внимания. История семи отроков эфесских упоминается во всех писаниях авраамических религий. Кроме того, она упомянута в древнеиндийских книгах, древнегреческих, древнекитайских легендах, в шумерских, ассирийских, вавилонских письменах. Эта история рассказывает о семи юношах из Эфеса, древнегреческого города на побережье Турции. Действие происходит в III веке нашей эры во время правления римского императора Декиана. Он поклонялся идолам и отвергал монотеистическое учение Иисуса Христа, который учил людей поклоняться одному Единому Всевышнему Творцу. Декиан был большим противником единобожия, в годы его правления гонения на христиан приобрели повсеместный характер: верующие жестоко наказывались и уничтожались целыми семьями.

Семеро юношей, которые происходили из благородных семейств, верили в учение Иисуса. Когда Декиану стало известно об их ослушании, он приказал немедленно с ними расправиться. Чтобы спастись, юноши укрылись в пещере. Они полагались на Всевышнего Господа и молили его о защите. Всевышний Господь погрузил их в глубокое забвение, которое длилось 300 лет. С ними была собака Китмир. Когда юноши пробудились, в мире царила совершенно другая эпоха и Эфесом правил Феодосий - набожный христианин. Узнав об истории этих юношей, император пришел к ним, чтобы выразить свое восхищение и получить у них благословение. Когда юноши умерли, у пещеры, где они спали, был воздвигнут храм. Пьеса служит как бы продолжением библейско-коранического сюжета - приём, свойственный драматургии Тауфика аль-Хакима, «начинающего свою пьесу именно с того момента, которым заканчивается его первоисточник» [4, с. 302].

Пьеса отличается сложной структурой конфликта. Его социальная природа основана на притеснениях (гонениях) человека человеком на религиозной почве. В то же время конфликт проявляется и в отношениях самих персонажей: их поведение и диалоги подчеркивают принадлежность к разным социальным слоям и их антагонизм. Например, персонаж по имени Марнуш являлся казначеем при царском дворе и постоянно отмечал свой высокий статус в разговорах с Ямлихой, который являлся простым церковным служителем и пас овец.

В пьесе нашла отражение проблема любви и семейных ценностей. Для Марнуша смыслом жизни являются семья и дети. Он приходит в замешательство, узнав, что члены его семьи покинули этот мир столетия назад. И не может с этим смириться.

Ещё одна проблема носит философичный характер. До конца пьесы сохраняется интрига - действительно ли юноши твердо уповают на Всевышнего, или любое препятствие на пути постижения Господа заставляет их веру колебаться? В этом смысле показателен спор между Марнушем и Мишлинией, которые рассуждают, оставил бы их Всевышний Господь в такой ситуации, будь они идолопоклонниками, и действительно ли Всевышний любит их такой любовью, о которой говорил Иисус.

Пьеса «Люди пещеры» строится согласно классическим принципам создания драматического произведения: сохранены три обязательных единства (времени, места, действия). Пьеса переполнена обилием диалогов, в которых раскрывается истинная сущность персонажей, неожиданные стороны их натуры, а в спорах отражаются философские, мировоззренческие, социальные, теологические проблемы.

Характерно, что интеллектуальные драмы Тауфика аль-Хакима имеют круговую структуру - начало и конец повествования могут совпадать. Конец, как правило, отражает историю героя, поиски истины, переживания, осознание бесплодности усилий перед вечностью бытия и др. Драматург и его герои предпринимают безнадежные попытки вырваться из замкнутого круга - источника трагедии.

В пьесах Тауфика аль-Хакима нет полноценной развязки, являющейся обязательным атрибутом классической драмы. Остаются вопросы, в том числе «проснутся ли «спящие отроки» ещё раз?» [4, с. 303]. В «Людях пещеры» проснувшиеся вновь возвращаются назад, в пещеру, так как жизнь для них потеряла смысл. Они не смогли смириться с потерей близких, родных. Пастух лишился стада, везир не находит своего дома, семьи, а влюбленный понимает, что расстался со своей любовью навсегда. Человеческая жизнь ценна своими связями с людьми, привязанностями, любовью, ответственностью. Но герои, проспав триста лет, не

Библиографический список

хотят бороться за жизнь, не приемлют новых отношений, обязательств. Им проще вернуться в пещеру.

На наш взгляд, автор неслучайно выбрал именно эту историю для своей главной интеллектуальной пьесы. Он считал коранические сюжеты образцом глубокого смысла, возможностью реализации философских идей, собственных размышлений о природе чудесного, о поисках религиозной истины, сомнениях людей в вере, сделках в вопросах купли-продажи, видах жертв, на которые человек идёт во имя религии, и др. В то же время, по словам И.Ю. Крачковского, «пьеса проникнута тонами символизма и даже импрессионизма. Арабского в ней только язык, очень изящный...» [5, с. 344]. Стиль пьесы отражает влияние французской символической драмы. «Свою долгую жизнь в литературе Тауфик аль-Хаким прожил в состоянии непрерывного поиска, его в равной степени волновали вечные, глобальные философские и метафизические вопросы, злободневные проблемы общественной жизни и проблемы взаимоотношений жизни и искусства. В его многоплановом творчестве. ярко проявился художественный гений египетского народа, его национальный характер, мировосприятие, присущий ему неиссякаемый, жизнеутверждающий юмор» [6, с. 8].

Один из величайших драматургов арабского мира Тауфик аль-Хаким является пионером в жанре арабской интеллектуальной драмы. Именно французская драматургия повлияла на взгляды автора в содержательном и формальном аспектах пьес. Сюжеты драматических произведений Тауфика аль-Хакима, в том числе пьесы «Люди пещеры», заимствуются из разных источников - европейских и арабских, перерабатываются в духе современных автору патриотических и общественно-реформаторских идей. Пьесы Тауфика аль-Хакима доказали, что сложные комплексные задачи, затрагивающие многие философские проблемы, могут подниматься не только в многотомных литературных произведениях, но и на сцене театра.

Драматургия Тауфика аль-Хакима отражает неизменные поиски идеала, протест против дегуманизации личности, утраты естественных человеческих чувств и духовных ценностей, борьбу за утраченную миром гармонию.

1. Тауфик аль-Хаким. Люди пещеры. Available at: https://www.noor-book.com/en/ebook

2. Французская интеллектуальная драма. Available at: https://biletsofit.ru/blog/francuzskaya-intellektualnaya-drama

3. Кирпиченко В.Н., Сафронов В.В. История египетской литературы XIX-XX веков: в 2 т. Москва: Восточная литература, РАН, 2002; Т. 1.

4. Путинцева Т. Многоликий и загадочный Тауфик аль-Хаким. Послесловие. Аль-Хаким Тауфик. Пьесы. Перевод с арабского Тауфика Муазена и Тамары Путинцевой. Москва: Искусство, 1979: 298-317.

5. Крачковский И.Ю. О «Книге о Мухаммеде» Тауфика аль-Хакима. Избранные сочинения: в 6 т. Москва - Ленинград, 1956; Т. III: 344.

6. Кирпиченко В. К читателю. Вступительная ст. Тауфик аль-Хаким. Избранное. Москва: Академия поэзии «Московский писатель», 1998: 3-8.

References

1. Taufik al'-Hakim. Lyudipeschery. Available at: https://www.noor-book.com/en/ebook

2. Francuzskaya intellektual'naya drama. Available at: https://biletsofit.ru/blog/francuzskaya-intellektualnaya-drama

3. Kirpichenko V.N., Safronov V.V. Istoriya egipetskoj literatury XIX-XX vekov: v 2 t. Moskva: Vostochnaya literatura, RAN, 2002; T. 1.

4. Putinceva T. Mnogolikij i zagadochnyj Taufik al'-Hakim. Posleslovie. Al'-Hakim Taufik. P'esy. Perevod s arabskogo Taufika Muazena i Tamary Putincevoj. Moskva: Iskusstvo, 1979: 298-317.

5. Krachkovskij I.Yu. O «Knige o Muhammede» Taufika al'-Hakima. Izbrannye sochineniya: v 6 t. Moskva - Leningrad, 1956; T. III: 344.

6. Kirpichenko V. K chitatelyu. Vstupitel'naya st. Taufik al'-Hakim. Izbrannoe. Moskva: Akademiya po'ezii «Moskovskij pisatel'», 1998: 3-8.

Статья поступила в редакцию 10.08.24

УДК 82

Drobysheva M.N., Candidate of Art History, Associate Professor, Pushkin Leningrad State University, (St. Petersburg, Russia), E-mail: drob.55@mail.ru

MARIN DRZIC'S CREATIVITY IN THE SYSTEM OF DIGITAL TECHNOLOGIES. The article examines the role played by the work of the writer Marin DrziC (1508-1567) in the cultural life of Dubrovnik and in the formation of its journalistic direction. The playwright's works touch on key issues in the historical, social and moral life of Dubrovnik society. Despite the presence of epic and literary pathos, the emergence of a journalistic element can already be observed in Drzic's works. The article examines the process of the emergence of journalism in Dalmatia and Dubrovnik at the initial stages of its development, when treatises by M. Drzic began to appear in these places, covering topics of morality and aesthetics, scientific research, religious and philosophical reflections, education and upbringing, as well as various types of art and theatrical culture. The analysis of Drzic's literary heritage carried out within the framework of the study confirmed his importance not only as an author of dramatic works, but also as an important publicist of his time, whose works enriched the cultural and intellectual space of Dubrovnik. The main tasks concerning the identification of key themes, motifs and features of Drzic's style, as well as their impact on the journalism of the region, were solved through careful textual and contextual analysis.

Key words: Dalmatia, Dubrovnik, Renaissance, humanism, Marin Drzic, journalism, epistolary heritage, drama, multimedia technologies, digitization, adaptation, multimedia potential

М.Н. Дробышева, канд. искусствоведения, доц., Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург,

E-mail: drob.55@mail.ru

ТВОРЧЕСТВО МАРИНА ДРЖИЧА В СИСТЕМЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье исследуется роль, которую сыграло творчество писателя Марина Држича (1508-1567) в культурной жизни Дубровника и в формировании ее публицистического направления. Работы драматурга затрагивают ключевые вопросы исторической, социальной и нравственной жизни общества Дубровника. Несмотря на присутствие литературного пафоса, в произведениях Држича уже можно наблюдать зарождение публицистического элемента. В исследовании рассматриваются ранние этапы формирования публицистики в Далмации и Дубровнике. В этот период внимание уделяется разнообразным темам, таким как искусство, театральная культура, образование, воспитание, религиозно-философские размышления, научные исследования, эстетика и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.