Научная статья на тему 'ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ'

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД / ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДОО / МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ МАРШРУТЫ / МУЗЫКАЛЬНЫЕ НАХОДКИ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бакланова Т.И., Новикова Г.П.

Статья посвящена важнейшим изменениям в дошкольном образовании на современном этапе в контексте инноваций, введения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО, нововведений в содержание образования. Особое внимание в статье уделено концептуальным основам и стратегическим ориентирам, обозначенным в новой развивающей программе «Музыкальный мир» (авторы: Т. И. Бакланова, Г. П. Новикова), в которой отмечается интегративный подход к построению целостной педагогической системы музыкального развития дошкольников в условиях реализации данной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бакланова Т.И., Новикова Г.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTEGRATIVE APPROACH IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF COMPLETE PEDAGOGICAL SYSTEM OF MUSICAL OF PRE-SCHOOL CHILDRE

The article is devoted to the important changes in early childhood education at the present stage in the context of innovation, the introduction of the Federal Law «On Education» and the GEF to the new content of education. Particular attention is paid to the conceptual framework and strategic targets identified in developing the new program «Musical World» (authors: T. I. Baklanovа, G. P. Novikova), which noted integrative approach to the construction of an integrated educational system in the musical development of preschool children the conditions of realization of the program.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155.

7. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/krysko2/26.php.

8. http://uшverlss.ш/mdex.php?choose=4&termm=330.

9. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/metodicheskie-rekomendaci/organizacija-samostojatelnoi-dejatelnosti-detei-v-uslovijah-dou-s-uch-tom-fgt.html.

ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Т. И. БАКЛАНОВА,

доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГГУ (Москва) moypohta@bk.ru

Г. П. НОВИКОВА,

доктор психологических наук,

доктор педагогических наук, профессор,

ведущий научный сотрудник ИСРО РАО

nochuirot@rambler.ru

Статья посвящена важнейшим изменениям в дошкольном образовании на современном этапе в контексте инноваций, введения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО, нововведений в содержание образования. Особое внимание в статье уделено концептуальным основам и стратегическим ориентирам, обозначенным в новой развивающей программе «Музыкальный мир» (авторы: Т. И. Бакланова, Г. П. Новикова), в которой отмечается интегративный подход к построению целостной педагогической системы музыкального развития дошкольников в условиях реализации данной программы.

The article is devoted to the important changes in early childhood education at the present stage in the context of innovation, the introduction of the Federal Law «On Education» and the GEF to the new content of education. Particular attention is paid to the conceptual framework and strategic targets identified in developing the new program «Musical World» (authors: T. I. Baklanovа, G. P. Novikova), which noted integrative approach to the construction

of an integrated educational system in the musical development of preschool children the conditions of realization of the program.

Ключевые слова: инновации, тенденции изменений, интегративный подход, музыкальное развитие дошкольников, музыкальные маршруты, музыкальные находки, этнокультурные, национальные традиции, интегративное образовательное пространство Д00

Key words: innovations, trends change, integrative approach, the musical development of preschool children, music tours, musical discoveries, ethnocultural, national traditions, integrative educational space PEO

Коренные преобразования в социально-политической и экономической сфере, гуманизация общественных отношений, выстраивание регионами и округами современной образовательной инфраструктуры актуализировали вопросы развития дошкольного образования в России. Характерной особенностью нашего времени стала активизация инновационных процессов в дошкольном образовании, которые развиваются в образовательных организациях разного типа и вида и востребованы обществом.

Теоретический и практический анализ показал, что изменения в системе дошкольного образования происходят на следующих уровнях:

3 концептуальном — разработка новой концепции дошкольного и «предшкольно-го» образования; концепции преемственности образования (дошкольное и начальное школьное звено), нового типового положения;

3 содержания образования — инновационный подход к его построению;

3 методов обучения, учитывающих особенности восприятия учебного материала детьми с разным уровнем физического, психического, речевого, интеллектуального, эстетического развития;

3 средств и форм обучения — широкое использование новых педагогических технологий;

3 типов образовательных организаций, способствующих более полному удовлетворению образовательных потребностей.

Совершенствуется и развивается система дошкольного воспитания, обеспечи-

вающая широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, их интересов, возможностей и потребностей семьи.

В дошкольном образовании можно отметить:

3 изменение термина и статуса дошкольного воспитания, превращение системы дошкольного воспитания в «дошкольное образование» и «предшкольную» подготовку;

3 создание новых типов и видов образовательных организаций: центров развития ребенка, прогимназий, комплексов «начальная школа — детский сад» (и компенсирующего, и общеразвивающего вида, детских садов комбинированного вида), детских садов компенсирующего вида, детских садов с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, этнокультурного, физического и др.), детских садов присмотра и оздоровления (ясли), яслей-садов, детских садов, летних площадок в сельской местности; семейных детских садов и др.

3 расширение спектра применяемых комплексных и вариативных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, педагогических технологий;

3 внесение в расписание занятий детского сада новых «предметов»—образовательных областей: «Экология», «Ино-

Совершенствуется и развивается система дошкольного воспитания, обеспечивающая широкий спектр образовательных услуг с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, их интересов, возможностей и потребностей семьи.

странный язык», «Ритмика», «Информатика», «Хореография», «Театр», «Дизайн» и др.;

3 введение в штатное расписание новых ставок: психолога, логопеда, де-фектолога, социального педагога, преподавателя логоритмики, ритмики, хореографии, музея, инструктора по плаванию, массажиста и др.; открытие для них специальных кабинетов; сокращение их в связи с реорганизацией;

3 введение аттестации и аккредитации дошкольных образовательных организаций;

3 расширение сети экспериментальных площадок по разным направлениям;

3 введение дополнительных платных услуг;

3 введение конкурсов «Лучший воспитатель года» и др., подобно конкурсу «Учитель года».

Заслуживают внимания образовательные организации, в которых появились группы развития, группы кратковременного пребывания детей в ДОО, группы подготовки к школе для детей 4—7 лет на базе дошкольных организаций и в общеобразовательных школах, появление которых диктовалось не столько развитием системы дошкольного образования, сколько требованиями школы и социальным заказом родителей. Их количество постоянно увеличивается [3].

Инновационными воспитательно-образовательными организациями являются также школы-лаборатории, в которых создана адаптивная модель образовательной организации «детский сад — школа» Е. А. Ямбурга, модель развивающего обучения по системе В. В. Давыдова «Лосиный остров», модель центра культуры мира и толерантности, позволяющая строить учебно-воспитательный процесс с детьми дошкольного и школьного возраста с учетом индивидуально-типологических особен-

В учебно-воспитательный процесс активно внедряются традиции народной педагогики. Наблюдается тенденция к активизации изучения родных языков, истории, культуры, искусства, традиционных ремесел.

ностей обучающихся, национальных традиций и культуры разных народов России, в которых дети с раннего возраста приобщаются к традиционным занятиям по интересам, самобытной духовной и материальной культуре, развивают свои творческие способности [1].

Другая тенденция изменений в дошкольном образовании — нововведения в содержании образования. Вместо единой и обязательной для всех «Программы воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М. Васильевой) в практику работы ДОО Федеральным экспертным советом Министерства образования и науки РФ были рекомендованы 12 комплексных и множество парциальных государственных образовательных программ. В рамках Федерального закона и законов республик Российской Федерации «Об образовании» ведется разработка инновационных систем научно-методического обеспечения национально-регионального компонента в содержании образования. Упор делается на изучение этнических языков, литературы, истории, культуры.

В учебно-воспитательный процесс активно внедряются традиции народной педагогики. Наблюдается тенденция к активизации изучения родных языков, истории, культуры, искусства, традиционных ремесел. В русле этих новшеств можно отметить появление новых экспериментальных региональных программ (этико-эколого-познавательных, культурологических) и технологий (здоровьесберегающих, арт-терапии, информационных, развивающих, игровых). Стремление к переводу преподавания на родном языке, введение в сетку занятий детского сада меньшего, чем было, количества занятий русским языком, введение дополнительно английского языка в Казани, Набережных Челнах, Альметьевске, Нижнекамске, Елабуге, Уфе, Чите и др. приводит к снижению качества усвоения русского языка, коммуникативных навыков (навыков общения) между детьми разных нацио-

нальностей, находящихся в одной группе детского сада.

Инновационные процессы в дошкольном образовании работают на возрождение этнических духовных ценностей, создание условий для функционирования и развития целостного поликультурного общества, полноценной самореализации каждого, независимо от его национальной, языковой и культурной принадлежности. В связи с этим во многих округах Москвы открыты экспериментальные площадки по апробации вновь созданных программ с этнокультурным компонентом, например, ДОО «Росток» (руководитель Ж. Л. Новикова) в Северо-западном округе и др. [4].

Осуществление инновационных процессов серьезно сдерживается рядом факторов объективного и субъективного характера. Изучение законов и подзаконных актов Российской Федерации и национальных республик показывает, что для генезиса образования заложена основательная законодательная база. Но кроме этого необходима серьезная научная проработка самых различных аспектов системы обучения и воспитания. Поэтому с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) необходимо тесное взаимодействие науки и практики. Нужен интегративный подход к построению целостной педагогической системы творческого развития дошкольников в условиях реализации программ, направленных на развитие интеллектуального потенциала нации, сохранения и развития культуры познания, общения, речевой, художественно-эстетической, физической, то есть по всем направлениям, обозначенным в ФГОС ДО, в том числе музыкального развития детей дошкольного возраста.

Более подробно остановимся на проблеме интегративного подхода к построению целостной педагогической системы

музыкального развития дошкольников в условиях реализации развивающей программы «Тропинки» [5] (В. Т. Кудрявцев) — программы «Музыкальный мир» (авторы Т. И. Бакланова и Г. П. Новикова) в контексте ФГОС ДО.

Эта интегрированная программа музыкального воспитания, обучения, развития и оздоровления детей 3—7 лет была разработана в конце 1990-х годов, широко апробирована в 22 регионах РФ, затем вошла в Примерную программу дошкольного образования «Тропинки» (ФГОС ДО).

По программе «Музыкальный мир» разработано учебное пособие для детей 5—7 лет в двух частях, а также методические рекомендации и «Хрестоматия» для педагогов и музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций.

Программа предназначена для работы с детьми в условиях интегрированного образовательного пространства дошкольной организации и представляет собой часть целостной, преемственной, интегрированной модели дошкольного образования «Тропинки» [5].

При разработке программы «Музыкальный мир» были учтены исследования в теории и методике музыкального образования Э. Б. Абдуллина, Т. И. Баклановой, Л. А. Безбородовой, Н. А. Ветлуги-ной, О. П. Радыновой и др.; исследования в области дошкольного образования Г. П. Новиковой, М. В. Лазаревой, Э. П. Костиной и др.

Программа «Музыкальный мир» была разработана на преемственной основе с Программой интегрированного курса «Искусство» для 1—9-х классов, созданной коллективом авторов под руководством Н. М. Сокольниковой и получившей в 1996 году гриф Министерства образования РФ.

По программе «Музыкальный мир» разработано учебное пособие для детей 5—7 лет в двух частях, а также методические рекомендации и «Хрестоматия» для педагогов и музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций.

В интегрированной программе «Искусство» в разделе «Музыка» Т. И. Баклановой была впервые обоснована необходимость интегративного подхода к педагогическому проектированию и реализации музыкально-образовательного процесса, разработано несколько уровней интеграции уроков музыки с уроками по другим учебным предметам образовательной области «Искусство»—от тематического до ценностно-смыслового.

3 Тематический уровень предполагает интегративный подход к тематическому планированию нескольких интегрируемых учебных предметов.

3 Уровень интеграции содержания учебных предметов на основе общности средств художественной выразитепьно-сти разных видов искусства реализуется на основе таких понятий, как форма, композиция, ритм в музыке и живописи, краски в изобразительном искусстве, музыкальные краски и т. д.

3 Художественно-образный уровень состоит в интеграции содержания учебных дисциплин на основе общности художественно-образного содержания разных видов искусства и народного художественного творчества. При этом в программе была выстроена система художественных образов, обладающая наибольшим педагогическим потенциалом для духовно-нравственного воспитания дошкольников (образы Родины, природы России, семьи, матери, родного очага, героя —защитника Отечества, традиционных народных игр, игрушек, праздников и др.). 3 Ценностно-смыс-повой уровень предполагает создание педагогических условий для воспитания и развития личности обучающихся на основе воплощенных в разных видах искусства духовно-нравственных ценностей и идеалов.

«Необходимо подчеркнуть, что в данной иерархии уровней интеграции каж-

Главная цель программы «Музыкальный мир» — формирование средствами музыкального искусства музыкальной культуры дошкольников как части общей культуры личности.

дый последующий уровень включает все предыдущие» [2].

Интегративный подход к построению целостной педагогической системы музыкального развития дошкольников в условиях реализации программы «Музыкальный мир» может быть осуществлен на каждом из этих уровней не только применительно к образовательной области «Искусство», но и ко всем другим образовательным областям, так как в основу программы «Музыкальный мир» положен поликонтекстный подход к проектированию музыкально-образовательных систем. Суть его состоит в том, что современные модели музыкального образования необходимо проектировать в многомерной системе контекстов, выходящих за рамки музыкального искусства и художественно-эстетической культуры в широкое культурно-информационной пространство современной жизни, в окружающий мир.

Программа «Музыкальный мир» разработана одновременно в нескольких контекстах: художественно-эстетическом, аксиологическом, психолого-педагогическом, семантическом, культурно-историческом, этнокультурном, экологическом, информациологическом и арт-терапевти-ческом [2; 4; 5].

Главная цепь программы «Музыкальный мир»—формирование средствами музыкального искусства музыкальной культуры дошкольников как части общей культуры личности.

В соответствии с данной целью выдвинуты общие и специальные задачи музыкального образования в дошкольных образовательных организациях, которые подробно раскрыты в программе и методических рекомендациях для педагогов по тематическим блокам.

Построение целостной педагогической системы музыкального развития дошкольников в условиях реализации программы «Музыкальный мир» должно опираться на конкретизацию задач данной программы по разным направлениям детской деятельности. Необходимо использовать раз-

нообразные формы взаимодействия педагога с детьми и детей между собой, взаимосвязанные виды деятельности, формирующие разнообразные сущностные связи в представлениях ребенка об окружающем мире, ориентироваться на реальные интересы и мотивацию ребенка [2; 3].

При реализации интегративного подхода за основу берется фрагмент действительности, реальная ситуация из окружающего пространства (семьи, детского сада, города, страны, мира). Педагог при

ЛИТЕРАТУРА _

этом анализирует, какие темы занятий, виды деятельности можно объединить друг с другом, стимулируя детское творчество, поощряя коммуникацию и личностные достижения каждого ребенка.

Важно, чтобы занятия музыкой стали компонентом целостного интегративного образовательного пространства ДОО, характеризующегося общими целевыми установками освоения окружающего мира во всех его проявлениях, в полноте и целостности и общим смысловым контекстом.

1. Афанасьева, Т. П. Готовность организаций дошкольного образования к реализации ФГОС и факторы ее обуславливающие / Т. П. Афанасьева // Инновационная деятельность в дошкольном образовании : материалы VIII Международной научно-практической конференции (Москва — Пушкино, 2—3 апреля 2015 г.) / под ред. Г. П. Новиковой. — Ярославль ; Москва : Канцлер, 2015.

2. Бакланова, Т. И. «Музыкальный мир» : интегрированная программа музыкального воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста 3—7 лет : методические рекомендации для педагогов / Т. И. Бакланова, Г. П. Новикова. — М. : Вентана-Граф, 2011.

3. Новикова, Г. П. Проблемы готовности организаций дошкольного образования к реализации ФГОС /

Г. П. Новикова, Т. П. Афанасьева, И. А. Елисеева // Педагогическое образование и наука. — 2013. — № 5. — С. 33—38.

4. Новикова, Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей дошкольного возраста средствами народного искусства / Г. П. Новикова. — М. : АРКТИ, 2005.

5. Примерная программа дошкольного образования «Тропинки» (ФГОС ДО) / под ред. В. Т. Кудрявцева. — М. : Вентана-Граф, 2015.

В 2015 году в издательском центре учебной и учебно-методической литературы Нижегородского института развития образования вышли в свет издания:

Психологическое сопровождение одаренных детей: Методические рекомендации для психологов, педагогов, родителей / Авт.-сост.: Е. Г. Еделева, О. В. Шилова. 71 с.

Методические рекомендации предназначены для родителей, психологов, педагогов дополнительного образования, работающих с одаренными детьми, чтобы помочь им в своевременном выявлении детской одаренности и создании благоприятных условий для развития одаренного ребенка. В издании широко представлены психолого-диагностические методики для работы с одаренными детьми.

Организация работы с одаренными детьми на основе дифференцированного подхода в условиях взаимодействия различных образовательных организаций (из опыта муниципальных районов Нижегородской области): Методическое пособие/Авт.-сост.: О. В. Плетенева, В. В. Целикова, М. С. Егорова. 90 с. (Сер. «Интеграция организаций общего и дополнительного образования детей»)

В пособии представлена система организации выявления, развития и сопровождения одаренных и способных детей в рамках сетевого взаимодействия различных образовательных организаций на муниципальном уровне.

Для педагогов, администраторов общеобразовательных организаций, специалистов органов управления образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.