Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОБЗОР И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ РАЗРАБОТКИ'

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОБЗОР И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ РАЗРАБОТКИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКА / АРТ-ТЕРАПИЯ / МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ / ФОЛЬКЛОРНАЯ ТЕРАПИЯ / ОБЩЕЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бакланова Татьяна Ивановна

Статья привлекает внимание исследователей, методистов и учителей музыки к одной из самых актуальных в современной ситуации проблем общего музыкального образования. До настоящего времени русская народная музыка как средство формирования эмоционального благополучия, оздоровления обучающихся не была предметом исследований в доказательной науке. На практике ее арт-терапевтический потенциал если и реализуется, то спонтанно, поскольку соответствующая педагогическая технология не разработана. В статье данная проблема рассмотрена на уровне ее постановки. В обзоре теоретических оснований разработки выдвинутой проблемы рассмотрены труды по русской народной музыке и арт-терапии, в том числе - фольклорной и музыкальной. На примере авторских учебно-методических комплектов «Музыкальный мир» для дошкольного и начального общего музыкального образования раскрыты методические предпосылки создания педагогической технологии реализации арт-терапевтического потенциала русской народной музыки. Разработке такой технологии может предшествовать концептуализация рассмотренных теоретических и методических оснований по нескольким предложенным в статье направлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF REALIZING OF RUSSIAN FOLK MUSIC ART THERAPEUTIC POTENTIAL IN GENERAL MUSIC EDUCATION: REVIEW AND CONCEPTUALIZATION OF THE THEORETICAL AND METHODOLOGICAL DEVELOPMENT FOUNDATIONS

The article draws the attention of researchers, methodologists and music teachers to one of the most pressing problems of general music education in the current situation. Until now, Russian folk music as a means of forming emotional well-being, improving the health of students has not become the subject of research in evidence-based science. In practice, its art-therapeutic potential, if realized, is spontaneous, since the corresponding pedagogical technology has not been developed. In the article, this problem is considered at the level of its formulation. In the review of the theoretical foundations for the development of the problem put forward, works on Russian folk music and art therapy, including folklore and music, are considered. Using the example of the author ’s educational and methodological kits „The Musical World” for preschool and primary general music education, the methodological prerequisites for creating a pedagogical technology for realizing the art-therapeutic potential of Russian folk music are revealed. The development of such a technology may be preceded by the conceptualization of the considered theoretical and methodological foundations in several directions proposed in the article.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОБЗОР И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ РАЗРАБОТКИ»

УДК 372.878 ББК 85.31

DOI: 10 .31862/1819-463X-2023-2-154-162

ПРОБЛЕМА РЕАЛИЗАЦИИ АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РУССКОЙ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ В ОБЩЕМ МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОБЗОР И КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ РАЗРАБОТКИ

Т. И. Бакланова

Аннотация. Статья привлекает внимание исследователей, методистов и учителей музыки к одной из самых актуальных в современной ситуации проблем общего музыкального образования. До настоящего времени русская народная музыка как средство формирования эмоционального благополучия, оздоровления обучающихся не была предметом исследований в доказательной науке. На практике ее арт-терапевтический потенциал если и реализуется, то спонтанно, поскольку соответствующая педагогическая технология не разработана. В статье данная проблема рассмотрена на уровне ее постановки. В обзоре теоретических оснований разработки выдвинутой проблемы рассмотрены труды по русской народной музыке и арт-терапии, в том числе - фольклорной и музыкальной. На примере авторских учебно-методических комплектов «Музыкальный мир» для дошкольного и начального общего музыкального образования раскрыты методические предпосылки создания педагогической технологии реализации арт-терапевтического потенциала русской народной музыки. Разработке такой технологии может предшествовать концептуализация рассмотренных теоретических и методических оснований по нескольким предложенным в статье направлениям.

Ключевые слова: русская народная музыка, арт-терапия, музыкальная терапия, фольклорная терапия, общее музыкальное образование.

Для цитирования: Бакланова Т. И. Проблема реализации арт-терапевтического потенциала русской народной музыки в общем музыкальном образовании: обзор и концептуализация теоретических и методических оснований разработки // Наука и школа. 2023. № 2. С. 154-162.

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-2-154-162.

© Бакланова Т. И., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

THE PROBLEM OF REALIZING OF RUSSIAN FOLK MUSIC ART THERAPEUTIC POTENTIAL IN GENERAL MUSIC EDUCATION: REVIEW AND CONCEPTUALIZATION OF THE THEORETICAL AND METHODOLOGICAL DEVELOPMENT FOUNDATIONS

T. I. Baklanova

Annotation. The article draws the attention of researchers, methodologists and music teachers to one of the most pressing problems of general music education in the current situation. Until now, Russian folk music as a means of forming emotional well-being, improving the health of students has not become the subject of research in evidence-based science. In practice, its art-therapeutic potential, if realized, is spontaneous, since the corresponding pedagogical technology has not been developed. In the article, this problem is considered at the level of its formulation. In the review of the theoretical foundations for the development of the problem put forward, works on Russian folk music and art therapy, including folklore and music, are considered. Using the example of the author's educational and methodological kits „The Musical World" for preschool and primary general music education, the methodological prerequisites for creating a pedagogical technology for realizing the art-therapeutic potential of Russian folk music are revealed. The development of such a technology may be preceded by the conceptualization of the considered theoretical and methodological foundations in several directions proposed in the article.

Keywords: Russian folk music, art therapy, music therapy, folklore therapy, general music education.

Cite as: Baklanova T. I. The problem of realizing of Russian folk music art therapeutic potential in general music education: review and conceptualization of the theoretical and methodological development foundations. Nauka i shkola. 2023, No. 2, pp. 154-162. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-2-154-162.

Актуальность проблемы реализации арт-терапевтического потенциала русской народной музыки в общем музыкальном образовании обусловлена тремя существенными обстоятельствами .

Во-первых, 2022 г был объявлен Годом культурного наследия народов России «в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации» [1] .

Во-вторых, с 2022 г , на фоне повышенной тревожности населения, фиксируемой Фондом общественного мнения, а также в связи с обострением других социально-психологических проблем,

актуальным стало использование народного искусства для их преодоления Д . С . Лихачев утверждал: «Искусство, созданное русским народом, - это не только богатство, но и нравственная сила, которая помогает народу во всех тяжелых обстоятельствах, в которых русский народ оказывался» [2, с . 9] .

В-третьих, с сентября 2022 г введены новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования . В них особое внимание уделено патриотическому, духовно-нравственному и этнокультурному воспитанию . Среди планируемых личностных результатов освоения обучающимися программы начального общего образования -

«восприимчивость... к традициям и творчеству своего и других народов» [3, с. 34], «формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия» [3, с . 34] . Одним из средств достижения этих результатов может стать русская народная музыка, издревле известная на Руси своей душеполезностью и душе-целительством.

В новую Примерную рабочую программу учебного предмета «Музыка» включен модуль «Народная музыка России» [4] . Применение при его реализации арт-терапевтических упражнений и заданий на материалах русской народной музыки может способствовать формированию эмоционального благополучия обучающихся в контексте традиционных российских духовно-нравственных ценностей [5] .

Однако до настоящего времени не решена актуальная научно-практическая проблема: «Как реализовывать арт-те-рапевтический потенциал русской народной музыки в общем музыкальном образовании?» .

Теоретические основы разработки данной проблемы отражены в исследованиях по русской народной музыке в аксиологическом, этнокультурном, этно-художественном и этнопедагогическом контекстах, а также в трудах по арт-терапии, в том числе - фольклорной и музыкальной . Перейдем к их обзору.

В исследованиях русской народной музыки О . И . Алексеевой, Е . Г Борониной, И . И . Веретенникова, М . С . Жирова, О . Я . Жировой, А. С . Кабанова, Ю . Г Круглова, Л . Л . Куприяновой, Е . И . Максимова, Г М . Науменко, Т А. Селюковой, В . М . Щурова и других ученых русская народная музыка предстает во всей ее уникальности и самобытности, как важная часть русской традиционной культуры, воплощение ее духовно-нравственных ценностей и идеалов . Среди них - ценности Родины, родной природы, родного дома, семьи, жизни в гармонии с окружающим миром; образы - идеалы добрых, мудрых, сильных духом, способных к сочувствию и

сопереживанию людей В русской народной музыке звучит вся интонационная палитра русской речи, отражены особенности русского национального характера и национального образа мира. Примеры бытования русской народной музыки, которые приводят исследователи, подтверждают ее способность формировать эмоциональное благополучие исполнителей и слушателей Близкие и родные мелодии, песни и распевы, как никакая другая музыка, могут утешать, бодрить, помогать переживать трудные жизненные ситуации, отвлекая от них или меняя отношение к ним, лечить душевную боль Эти душеполезные и душецелебные свойства русской народной музыки издревле проявлялись в русских народных обрядах, праздниках и повседневной жизни, использовались в народной педагогике и врачевании

В трудах по арт-терапии эту отрасль научных знаний определяют как совокупность научных идей и методов применения искусства для профилактики и содействия преодолению нарушений психического и физического здоровья Термин «арт-терапия» был впервые использован в 1938 г. британским художником и педагогом Адрианом Хиллом, но только в узком смысле - как изотерапия . Сейчас арт-терапию трактуют обычно широко - как терапию искусством, всеми его видами . Основные виды арт-терапии (му-зыкотерапия, драматерапия, изотерапия и танцевальная терапия) возникли в XIX -середине XX в . за рубежом . В конце XX в . в России появилась сказкотерапия, а в начале XXI в . - фольклорная терапия .

Прообразом арт-терапии исследователи считают разнообразные виды сакрального искусства, нередко применявшегося с лечебной целью и включавшего в себя суггестивно-магический, эстетический, дидактический и другие элементы терапевтического воздействия

Современные врачи рекомендуют арт-терапию как вспомогательное средство в психиатрических клиниках, в

восстановительной медицине, при лечении респираторных и некоторых других заболеваний. Практические психологи используют ее в индивидуальном и групповом консультировании, а педагоги -прежде всего в коррекционном образовании . Отдельные методы арт-терапии применяются в современном общем образовании .

Наиболее близкой к терапии русской народной музыкой является фольклорная терапия. Первая посвященная ей книга - «Фольклорная арт-терапия» была издана в 2002 г [6] . Ее автор Людмила Дмитриевна Назарова - специалист в области народного хорового пения, преподаватель фольклора и исследователь . В книге был впервые раскрыт арт-тера-певтический потенциал русской народной музыки, а также методы его реализации в детской фольклорной студии и на обязательных уроках фольклора в экспериментальной школе г Орла

Л . Д. Назарова рассматривает фольклор как естественную систему интегра-тивной арт-терапии, включающую в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом Приводит примеры обучения детей фольклору с использованием методов вокалотерапии, дыхательной терапии, танцевально-двигательной терапии, драматерапии, цвето-терапии и даже костюмотерапии . Констатирует их положительное влияние на коммуникабельность, самочувствие и нежелательные черты личности участников фольклорного ансамбля

Музыкальная терапия, по определению Всемирной федерации музыкальной терапии, представляет собой «профессиональное применение музыки и ее элементов как метода терапии в медицине, образовании и повседневной жизни» [7] . Исторические корни музыкальной терапии обнаруживаются в древнеегипетских мистериях, древнегреческих мифах, во взглядах античных философов, особенно Пифагора, в индийских рагах, в «Книге песен» («Шицзин»), составленной,

согласно легенде, Конфуцием, в опыте античных врачевателей, в древнеславян-ских целительных распевах

К XIX в . относится первый опыт применения музыкотерапии в одной из клиник Франции В России основы музыкотерапии заложил в начале XX в . В. М . Бехтерев . В 1970-е годы музыкотерапия исследовалась врачом-психиатром Л . С . Брусилов-ским [8] . Затем к музыкотерапии обратились врачи-реабилитологи и музыканты М Л Лазарев (окончил дирижерско-хоро-вое отделение Магнитогорского музыкального училища им . М . И . Глинки) и С. В. Шушарджан (окончил Ростовскую государственную консерваторию им С В Рахманинова по вокалу) Они рекомендуют пациентам, страдающим психосоматическими и некоторыми другими заболеваниями: слушание специальных музыкально-акустических программ; пение лечебных песен их собственного сочинения; упражнения звуковой и вокальной терапии; метод музыкальной психорегуляции дыхания; комплекс упражнений «Целебные звуки» [9; 10] .

Музыкальный педагог и психолог В . И . Петрушин в учебном пособии для студентов педагогических вузов рекомендует, в частности, прослушивать с детьми музыку для релаксации, разучивать песни -психологические настрои, способствующие формированию эмоционального благополучия . Например: «Утешение», «Я все преодолею», «Успокоение в гневе», «Не горюй о непоправимом», «Я в хорошем настроении» и другие [11]

Анализ музыкальных произведений, включенных в работы по музыкальной терапии, показал, что русская народная музыка среди них отсутствует (за исключением сборника колыбельных песен для будущих мам, составленного М . Л . Лазаревым) Убедительным теоретико-методологическим обоснованием арт-терапевтического потенциала русской народной музыки может служить, на наш взгляд, концепция «интонирования родовыми голосами» А . В . Тороповой [12] .

Кроме теоретических основ, созданы методические основы разработки педагогической технологии реализации арт-терапевтического потенциала русской народной музыки в общем музыкальном образовании . Например, они имеются в наших учебно-методических комплектах «Музыкальный мир» для дошкольного и начального общего музыкального образования, работа над которыми началась в середине 1990-х гг. в Российском институте непрерывного образования (РИНО) в рамках программы интегрированного курса «Искусство» [13] . Предметный блок «Музыка» этой программы был нацелен на формирование у обучающихся нескольких аспектов музыкальной культуры, среди которых - «музыкально-релаксационная культура (знание и владение общедоступными способами использования музыки для улучшения своего эмоционального состояния и для оздоровления)» [13, с . 111] . Арт-терапев-тические упражнения и задания вошли в программное содержание данного блока и в разработанные на его основе пособия Т И . Баклановой, Н . М . Сокольниковой «Родной мир музыки» для 1-4-го классов . В рамках аналогичной программы «Искусство» для дошкольников, изданной в 2000 г. , была разработана программа Т И . Баклановой, Г П . Новиковой «Музыкальный мир: Интегрированная программа музыкального воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста» [14] . Педагогическим проблемам реализации целительных сил музыки в общем музыкально образовании было посвящено несколько наших статей [15; 16] .

В настоящее время «Музыкальный мир» представляет собой двухуровневую преемственную образовательную систему с арт-терапевтическим компонентом . Для дошкольного образования в ней имеется учебно-методический комплект, включающий образовательную программу, методические рекомендации и разработки занятий для музыкальных

руководителей, учебное пособие для дошкольников [17; 18], а для начального общего образования - учебно-методический комплект, в который входят программы и учебники для 1-4-го классов (с нотными приложениями и аудиопри-ложениями) [19-22], а также методические пособия для учителей и рабочие тетради для обучающихся

Для арт-терапевтического компонента этой системы были отобраны произведения, упражнения и задания из музыкальной и других видов арт-терапии, рекомендованные специалистами для общего образования

Так, например, элементы фольклорной терапии включены в следующие разделы (образовательные маршруты): «Музыкальный мир родной природы», «Музыкальный мир родного дома» и «Музыкальный мир разных народов» (в дошкольном образовании); «На родных просторах» (1-й класс); «В певческой стране» и «В стране музыкальных инструментов» (2-й класс); «В концертном зале» (3-й класс); «Музыкальное путешествие от Руси до России» и «В гостях у народов России» (4-й класс) . Элементы фольклорной терапии можно также включать в занятия по теме «Урок фольклора» (4-й класс), в проекты: «Школьный праздник Масленица» и «Концерт «Моя Россия» (1-й класс); «Создание школьного музея народных музыкальных инструментов» (3-й класс); «Вечер народной музыки «Играй, гармонь» и «Фольклорный фестиваль «Россия многоликая и многозвучная» (4-й класс) .

Идея применения сказкотерапии в «Музыкальном мире» возникла благодаря работам Т Д . Зинкевич-Евстигнеевой, отражена в музыкально-образовательных маршрутах «Сказочный Музыкальный мир» (дошкольное образование) и «Сказочная страна» (1-й класс), а также в темах «Сказочные картины» и «Сказочный лес» (1-й класс), «Нянины сказки» (2-й класс), «Опера Н . Римского-

Корсакова «Снегурочка» (весенняя сказка)» (3-й класс), «Русь сказочная» (4-й класс)

Элементы танцевально-двигательной терапии заимствованы из соответствующих работ арт-терапевтов, а также известной системы музыкального воспитания с использованием ритмопластики Э . Жак-Далькроза . На их основе в «Музыкальном мире» для дошкольников разработан «сквозной» тематический блок «Музыкальные движения . Музыкально-пластические импровизации» В него включены: музыкально-двигательные упражнения и пластические импровизации на основе образов природы, музыки, живописи и др («Листья желтые кружатся», «Расцветает подснежник» и др ); «звучащие» жесты (в теме «Во владениях Его Величества Ритма», учебник музыки для 1-го класса, и др . ); танцевальные движения (в темах «Камаринская», учебник музыки для 2-го класса; «На балах», учебник музыки для 4-го класса, и др . ); ритмические «диалоги» и эстафеты (учебники музыки для 1-4-го классов) .

Применению в «Музыкальном мире» элементов цветотерапии и терапии изобразительным искусством способствуют красочное, позитивное художественное оформление учебников с использованием множества репродукций шедевров русской живописи, а также творческие музыкально-изобразительные проекты и задания . Отдельные задания являются адаптированными рисуночными тестами: «Автопортрет» (в теме «Музыкальное зеркало», учебник музыки для 2-го класса), «Несуществующее животное» (в теме «Волшебное озеро», учебник музыки для 1-го класса) и др

Элементы драматерапии требуют особой профессиональной адаптации при применении в общем образовании Одним из видов драматерапии считается психодрама - метод групповой психотерапии, разработанный Я . Морено . Некоторые предпосылки для их применения в «Музыкальном мире» созданы в

образовательном маршруте «Музыкальные театры» (учебник музыки для 3-го класса), в театрализованных уроках музыки, музыкально-театральных проектах и других формах музыкально-образовательной деятельности, в том числе внеурочной (включена в учебники музыки для 1-4-го классов)

Так сложилось, что арт-терапевтиче-ский компонент системы «Музыкальный мир» был разработан без участия арт-терапевтов Его арт-терапевтическое воздействие на обучающихся экспериментально не доказано . Поэтому данный компонент был включен нами лишь в вариативную часть образовательной системы «Музыкальный мир»

Широко представленные в ней русские народные песни и инструментальная музыка предназначены не только для занятий в дошкольных учреждениях и школьных уроков музыки, но и в досуговой, внеурочной деятельности детей в творческих объединениях, на праздниках, концертах, конкурсах, фестивалях и других мероприятиях Вместе с тем, поскольку в доказательной педагогике нет пока ответа на вопросы о том, как реализовывать арт-терапевтический потенциал русской народной музыки в общем музыкальном образовании, ее арт-терапевтическое влияние на обучающихся пока гипотетическое . Исходя из представления о фольклоре как «естественной системе интегра-тивной арт-терапии» (Л . Д. Назарова), можно предположить, что арт-терапевти-ческий потенциал русской народной музыки при использовании педагогами учебно-методических комплектов «Музыкальный мир» реализуется спонтанно Для доказательства такого влияния необходимы специальные исследования

Одна из их возможных гипотез может состоять в предположении о том, что целенаправленно отобранные для общего музыкального образования русские народные песни и инструментальная музыка способствуют эмоциональному благополучию российских детей,

поскольку их интонационная палитра совпадает с интонационной палитрой русской речи, а воплощенные в этой музыке эмоции, чувства, «интонирование родовыми голосами», духовно-нравственные ценности и идеалы укоренены в родной или близкой российским детям русской традиционной культуре

Концептуализация представленного в данной статье обзора источников, как основанное на нем «построение картины видения сегмента реальности» (А А Грицанов), может осуществляться по разным направлениям Например:

1 Построение «картины видения» эмоционального благополучия российских школьников как цели реализации арт-терапевтического потенциала русской народной музыки в общем музыкальном образовании .

2 Концептуальное обоснование сущности арт-терапевтического потенциала русской народной музыки

3 Построение модели реализации арт-терапевтического потенциала рус-

ской народной музыки в общем музыкальном образовании, включающей целевой, содержательный, организационно-методический и критериально-оценочный компоненты

4 . Моделирование профессиональных компетенций музыкантов-педагогов, необходимых им для реализации арт-терапевтического потенциала русской народной музыки в соответствии с предложенной моделью, а также моделирование процесса формирования этих компетенций в условиях профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования

Вывод. Для решения актуальной научно-практической проблемы реализации арт-терапевтического потенциала русской народной музыки в общем музыкальном образовании необходима разработка и экспериментальная апробация соответствующей педагогической технологии, с учетом имеющихся теоретических и методических оснований и их концептуализации

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Указ Президента РФ № 745 от 31.12.2021 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России». URL: http://prezident.org/articles/ukaz-prezidenta-rf-745-ot-31-dekabrja-2021-goda-31-12-2021.html (дата обращения: 28.11.2022).

2. Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. М.: Искусство, 1992. 407 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286). URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (дата обращения: 28.11.2022).

4. Примерная рабочая программа учебного предмета «Музыка» // Примерная основная образовательная программа начального общего образования. М., 2022. С. 424-481. URL: https:// fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-1 (дата обращения: 05.02.2023).

5. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 28.11.2022).

6. Назарова Л. Д. Фольклорная арт-терапия. СПб.: Речь, 2002. 239 с.

7. Всемирная федерация музыкальной терапии: официальный сайт. URL: https://wfmt.info/ (дата обращения: 28.11.2022).

8. Брусиловский Л. С. Музыка в системе восстановительного лечения психических больных (опыт организации и формы проведения музыкотерапии): автореф. дис. ... канд. мед. наук. Ленинград, 1973. 20 с.

9. Лазарев М. Л. Здравствуй!: Программа формирования здоровья детей дошк. возраста: Руководство для воспитателей дошк. образоват. учреждений: в 3 ч. М.: Академия здоровья, 1997. 372 с.

10. Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. М.: Восток-Запад: Синтез, 1994. 170 с.

11. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Владос, 2000. 175 с.

12. Торопова А. В. Феномен интонирования в генезисе музыкально-языкового сознания: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2015. 43 с.

13. Искусство: программа интегрированного курса. 1-9 классы / Н. М. Сокольникова, Т. И. Бакланова, В. В. Степакова, Т. Я. Шпикалова. М.: Рекорд, 1997. 288 с.

14. Музыкальный мир: Интегрированная программа музыкального воспитания, обучения, развития и оздоровления детей дошкольного возраста / Т. И. Бакланова, Г. П. Новикова // Искусство: программа интегрированного курса для дошкольников. М.: Российский ин-т непрерывного образования, 2000. С. 3-51.

15. Бакланова Т. И. Искусство, врачующее душу: арт-терапия и современное художественное образование // Ученые записки. Вып. 26. М.: МГУКИ, 2004. С. 168-185.

16. Бакланова Т. И. Музыка, которая лечит // Музыкально-педагогическое образование на рубеже ХХ и XXI веков: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. Ханты-Мансийск, 2004. С. 208-209.

17. Музыкальный мир: Программа. Методические рекомендации. Содержание занятий с детьми 3-7 лет. ФГОС / Т. И. Бакланова, Г. П. Новикова. М.: Вентана-Граф, 2011. 240 с.

18. Музыкальный мир: пособие для детей 5-7 лет в 2 ч. / Т. И. Бакланова, Г. П. Новикова. М.: Вентана-Граф, 2011.

19. Бакланова Т. И. Музыка: 1 класс: в 2 ч. 6-е изд. М.: Просвещение, 2022.

20. Бакланова Т. И. Музыка: 2 класс. 7-е изд. М.: Просвещение, 2022. 126 с.

21. Бакланова Т. И. Музыка: 3 класс. 7-е изд. М.: Просвещение, 2022. 142 с.

22. Бакланова Т. И. Музыка: 4 класс. 7-е изд. М.: Просвещение, 2022. 142 с.

REFERENCES

1. Ukaz Prezidenta RF No. 745 ot 31.12.2021 "O provedenii v Rossiyskoy Federatsii Goda kultumogo naslediya narodov Rossii". Available at: http://prezident.org/articles/ukaz-prezidenta-rf-745-ot-31-dekabrja-2021-goda-31-12-2021.html (accessed: 28.11.2022).

2. Likhachev D. S. Russkoe iskusstvo ot drevnosti do avangarda. Moscow: Iskusstvo, 1992. 407 p.

3. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart nachalnogo obshchego obrazovaniya (utv. prikazom Ministerstva prosveshcheniya RF ot 31.05.2021 No. 286). Available at: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050028 (accessed: 28.11.2022).

4. Primernaya rabochaya programma uchebnogo predmeta "Muzyka". In: Primernaya osnovnaya obrazovatelnaya programma nachalnogo obshchego obrazovaniya. Moscow, 2022. Pp. 424-481. Available at: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-1 (accessed: 05.02.2023).

5. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 09.11.2022 No. 809 "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoy politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiyskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostey". Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202211090019 (accessed: 28.11.2022).

6. Nazarova L. D. Folklornaya art-terapiya. St. Petersburg: Rech, 2002. 239 p.

7. Vsemirnaya federatsiya muzykalnoy terapii: ofitsialnyy sayt. Available at: https://wfmt.info/ (accessed: 28.11.2022).

8. Brusilovskiy L. S. Muzyka v sisteme vosstanovitelnogo lecheniya psikhicheskikh bolnykh (opyt organizatsii i formy provedeniya muzykoterapii). Extended abstract of PhD dissertation (Medicine). Leningrad, 1973. 20 p.

9. Lazarev M. L. Zdravstvuy!: Programma formirovaniya zdorovya detey doshk. vozrasta: Rukovodstvo dlya vospitateley doshk. obrazovat. uchrezhdeniy. In 3 vols. Moscow: Akademiya zdorovya, 1997. 372 p.

10. Shushardzhan S. V. Zdorovye po notam. Moscow: Vostok-Zapad: Sintez, 1994. 170 p.

11. Petrushin V. I. Muzykalynaya psikhoterapiya: Teoriya i praktika: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. Moscow: Vlados, 2000. 175 p.

12. Toropova A. V. Fenomen intonirovaniya v genezise muzykalyno-yazykovogo soznaniya. Extended abstract of ScD dissertation (Psychology). Moscow, 2015. 43 p.

13. Sokolynikova N. M., Baklanova T. I., Stepakova V. V., Shpikalova T. Ya. Iskusstvo: programma integrirovannogo kursa. 1-9 klassy. Moscow: Rekord, 1997. 288 p.

14. Baklanova T. I., Novikova G. P. Muzykalynyy mir: Integrirovannaya programma muzykalynogo vospitaniya, obucheniya, razvitiya i ozdorovleniya detey doshkolynogo vozrasta. In: Iskusstvo: programma integrirovannogo kursa dlya doshkolynikov. Moscow: Rossiyskiy in-t nepreryvnogo obrazovaniya, 2000. Pp. 3-51.

15. Baklanova T. I. Iskusstvo, vrachuyushchee dushu: art-terapiya i sovremennoe khudozhestvennoe obrazovanie. In: Uchenye zapiski. Iss. 26. Moscow: MGUKI, 2004. Pp. 168-185.

16. Baklanova T. I. Muzyka, kotoraya lechit. In: Muzykalyno-pedagogicheskoe obrazovanie na rubezhe XX i XXI vekov. Proceedings of the VIII International scientific-practical conference. Khanty-Mansiysk, 2004. Pp. 208-209.

17. Baklanova T. I., Novikova G. P. Muzykalynyy mir: Programma. Metodicheskie rekomendatsii. Soderzhanie zanyatiy s detymi 3-7 let. FGOS. Moscow: Ventana-Graf, 2011. 240 p.

18. Baklanova T. I., Novikova G. P. Muzykalynyy mir: posobie dlya detey 5-7 let. In 2 vols. Moscow: Ventana-Graf, 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Baklanova T. I. Muzyka: 1 klass. In 2 vols. 6th ed. Moscow: Prosveshchenie, 2022.

20. Baklanova T. I. Muzyka: 2 klass. 7th ed. Moscow: Prosveshchenie, 2022. 126 p.

21. Baklanova T. I. Muzyka: 3 klass. 7th ed. Moscow: Prosveshchenie, 2022. 142 p.

22. Baklanova T. I. Muzyka: 4 klass. 7th ed. Moscow: Prosveshchenie, 2022. 142 p.

Бакланова Татьяна Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования им . Э . Б . Аб-дуллина, Московский педагогический государственный университет; зав . кафедрой музыкального и этнокультурного образования, Институт развития образовательных технологий

e-mail: moypochta@bk.ru

Baklanova Tatyana I., ScD in Education, Full Professor, Professor, Methodology and Technologies of Pedagogy of Music Education named after E . B . Abdullin Department, Moscow Pedagogical State University; Head, Musical and Ethnocultural Education Department, Development of Educational Technologies Institute e-mail: moypochta@bk.ru

Статья поступила в редакцию 28.11.2022 The article was received on 28.11.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.